Рыбный Мурман. 1981 г. Январь.
Я ПОНЯЛА, чю безна дежно опоздала на единственный поезд в сторо ну Ковдора. «Самолет» Мелькнула мысль. В Кировском а:->рогшрту Рыло людно. Уж сегодня-то мы должны вылететь. — убежденно говори.". Молодой парень в лисьей шап- і . - по теории вероятности. Чегвертзш день торчим... А чего тебе дома не си- днтся’/ — отозвался красноще- кпи крепыш. Сидел бы се бе. чаек попивал. - Ну да! у нас командиров ка. Объект пусковой. Ждут п а с . Строители, что лнУ Строители. А нельзя на такси'. — вступил в разговор молодой ч е ловек в шляпе и с портфелем. Ты что е Луны свалился.’ Ист. из Белоруссии. Еду посмотреть. как работают на ііі.ч Бе.тАЗы У в ас в К о в д о . .Уж> давно село тяжелое солнце. а самолет так и не поднялся ь воздух. II послед ний автоб;> с. увел в Каидалак. п;\ всю разноголосую компа нию попутчиков там мож но сесть на все тот же по езд в сторону Ковдора <Что ото за город такой, куда так всем надо попасть и кто не так-то просто сде лать?» - • думала я. уже по качиваясь в старом, дребезжа щем вагоне, похожем на те, в которых разъезжали наши бабушки. Ровно 26 часов преодолевала я расстояние от Мурманска до Ковдора, этой точки на карте, которая становится с каждым годом все заметнее. ДОРОГА Ниточка. связывающая Ковдор с остальным миром, — железнодорожная ветка, по которой один раз в сутки бежит трогательное сооруже ние из трех допотопных ва гонов. «Подкидыш» — так окрестили его ироничные ковдорчане. Да. дорога - - больной вопрос для Ковдора, — со крушенно вздохнул первый секретарь Ковдорского рай кома партии Н. П. Поздня ков — Одной железнодо рожной ветки явно недоста точно. Наш раііон про мышленный. Объем грузопе ревозок огромный. И поэто му наличие хорошеіі дороги условие нормальной жп,.;пп района. Вопрос с автомобильной трассой пы тались решать хозяйст венным способом. Еще в кон це 60-х. чтобы хоть как-то сдвинуть его с места, комби нат <•Ковдорслюда» . внес свою лепту, ГОК... Сделали черновую отсыпку на 19 ки лометров, да 18 километров — твердого покрытия. Но все это лишь ничтожная часть. Да и та приходит в негодность. В конце 1979 года Ковдор стал районным центром. И уже в новом ранге довольст воваться «подкидышем» ему просто несолидно. Но и без помощи со стороны не обой тись. Вот так, чуть ли не за сот ню километров от самого го рода я столкнулась с первой его проблемоіі — дорога. Да, путь в Ковдор не из легких, и, несмотря на это, попасть сюда желают очень многие. Причем не только гости из различных уголков нашей страны. Недавно побывали здесь иностранные делегации. Что же влечет в этот моло дой город, который и горо дом именуется всего лишь 15 лет. заморских гостей? Для ответа на этот вопрос мало пройтись по городским улицам. Ничем особенным они нас не поразят. Чтобы заметить в портрете Ковдо ра тот самый штрих, который отличает его от сотен других похожих городов, надо спус титься под землю. ПОДЗЕМНЫЕ ЦВЕТЫ Здесь, если повезет, вам преподнесут букет хризан тем или астр. - - Впервые в мире вижу цветы в шахте! - восклик нул. увидев цветы в рудни ке «Ковдор», одни из иност ранных гостей, человек от нюдь не сентиментальный и доста сочно деловой. Но справедливости ради надо отметить, что не за ковдо рск им Iі хризантемами приезжают сюда. Под землей расцветают другие, не менее удивительные цветы. Уникал ьное мест о рожде ние вермикулито - флогопи- товых руд. единственное в Европе, известно с 193-1 года, но промышленные ра з работки начались с 1966 го да. И с тех пор горно-обога тительный комбинат «Ков дорслюда» постоянно в числе передовых по отрасли. Р е конструируются рудники, внедряются новейшая техни ка 1 ' технология... ТОЧКА НА КАРТЕ h o парадокс: технический прогресс, который так об легчил труд шахтера, препод нес комбинату неожиданный сюрприз. Как следствие раз вития полимеров, резко упал спрос на флогопит - основ ной вид продукции «Ковдор- слюды-. Период, конечно же. сейчас трудный, и все-таки будущее у комбината ' боль шое. Дели в том, что мы не случайно назвали ковдорекос месторождение уникальным - - здесь сосредоточены прак тически все виды слюд. II один из них, который в пос ледние годы завоевывает все большую популярность, — вермикулит. Удивительные вещи рассказы вают о нем. Все мы знаем, сколько бед доставляет и нам и строителям прокладка труб: то прорвет, то замерзнет. Раска пывают закапывают, снова рас капывают — и так без конца... Вечная тема для фельетошіс тов. Именно вермикулитовый концентрат дает возможность покончить с ней. Низкая тепло- проводимость его позволяет ве сти бескаиальную трубо про кладку, то есть над землей. До бавленне его в строительную плитку намного удешевляет отопление зданий зимой. К то му ж е он намного увеличивает и звукоизоляцию помещений. Это же качество делает его не заменимым в металлургии, на пример, при разливе металла в ковшы. Поистине удивительный минерал. Казалось бы. какие могут быть с ним проблемы, но они есть и пока ' достаточно серьезные. «Да. - - соглашаются стро ители, — может он дать эко номию средств процентов на 15, но нам ведь надо пере страиваться, а это не так просто...» И продолжают з а капывать трубы в землю, и продолжают утеплять их тол стым слоем дорогих матери алов. Инерция. Надо сказать, что трест «Ковдорстрой» не Ишхан Еновнович Григо рян и Юрий Валентинович Голубев — проходчики из бригады Г. М. Даничкипа. Оба — ударники комм уни стического труда. 110 —Ш процентов — таково вы п о л нение ими норм выработки. Молодой коммунист Ю. В. Голубев — член поста народ, ног о контроля. Бригада Г. М. Д а ничкина пять раз за д е сятую пятилетку награжда лась первой премией М и н и стерства промстрой.чатери- алов. . Передовых людей у рабо чих коллективов немало в городе Ковдоре. Это и.ѵ со зидательным трудом создан прекрасный заполярный го род. Одну из у л и ц «ы видите на нижнем снимке — .ото улица Л ен и на . Фото ГО.’ ПЕ ТРУ Х ИН Л. пользует в небольших коли чествах концентрат, и.как по казала практика, даже техно логию принципиально менять не нужно, но... инерция про должает действовать. ЗАВОДСКИЕ ТРУ БЫ Сторон достой римеча те.-ть- ностью является Ковдорский горно „ обогатительный ком бинат. Тоже уникальное предприятие. II уникальное прежде всего тем. что здесь сегодня впервые в народном хозяйстве решается задача безотходного производства продукции. Из добываемой руды получают не только же- лезный концентрат, но и апа титовый бадделеит. Задача не простая, она связана с постоянной реконструкцией цехов, увеличением мощно стей... Готовятся к пуску но вые мощности по добыче 1 млн. тонн железной руды, выпуску 400 тысяч тонн апа титового и 4 4 0 тысяч тонн железного концентрата. Так что именно строители герои сегодняшнего дня. Огромные круглые кры ши АБОФ-2. какой-то удиви тельной, чуть ли не косми ческой конструкции... Гигант, ские строительные краны... И заводские трубы... Й соста вы с рудоіі. Ведь работа-то на ГОКе продолжается. Стройка до последнего мо мента шла неплохо, полно стью были выполнены рабо ты по плану девяти месяцев. Но неожиданно накануне пу ска сложилось тяжелое поло жение: на складе горюче-сма зочных материалов, в цехе реагентного хозяйства, на не которых других объектах. Подводят заказчики, подво дят поставщики, сказываются п кадровые просчеты. Но :->пі проблемы, наверное, зна комы всем строительным организациям. Н рассуждать о них вряд ЛИ .МНОГО СТОЙ! сейчас. Мне же хочется обратить ваше внимание еще па одну проблему ковдорчан. Ковдор - это город очень молодой. Его «прародители» еще сами- то дедушками стали далеко не все. В 1953 году пришли сюда строители, и... «город был заложен». Кто сейчас его жители? В основном молодежь. В од ном из самых крупных пред приятий города. тресте «Ковдорстрой». каждый тре тий — моложе 30 лет. Да- леко не все родились здесь. Население Ковдора уве личивается за счет при езжих. По месту рожде ния его жителей можно изучать географию. Но вот одна деталь. Текучесть кад ров особенно велика именно среди молодежи. «Старики», кто вбил здесь первый колы шек'. живут и. по всему вид но, довольны своей судьбой. Детей, внуков растят. С приезжими — сложнее. При езжают, год-два поживут в общежитии — и уезжают ис кать. где лучше. В одном СМУ-І треста «Ковдорстрой" прибыло в этом году десять человек, а уволилось - 16. Соотношение, прямо скажем, неприятное. СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ ...При входе в общежитие строителей вас останавлива ет большая табличка «Посто ронним вход воспрещен». Правда, ниже обнадеживаю щее: «Родственникам и зна комым пребывание в обще житии разрешается до 22 часов». В красном уголке молодые ребята смотрят программу «Время». Серый пушистый кот прячется в зеленых за рослях фикусов. В уголке шепчутся двое... Подхожу поближе, знаком люсь. Любовь и Иван Щер бины — молодожены с двух месячным стажем. Сегодня Люба пришла в гости к Ване. Иссякают последние минуты свидания. Приближается час. когда Люба должна будет покинуть эти стены, как по сторонняя. Как и муж, тоже живет в общежитии, но. к сожалению, в другом, комби- натовском. А семья Геннадия Василь евича Ремезова. машиниста бульдозера, живет в соседнем поселке Куракта. Р аз в не делю. по выходным, он при езжает в гости к своим род ным... Проблема жилья сегодня становится одной из важней ших для Ковдора. Несмотря на то. что планы капиталь ного строительства выполня ются в районе (за пятилетку построено 108 тысяч квад ратных метров жилой пло щади, 6 детских садов, 2 молоко. вопрос школы. 2 столовые, завод), жнлпщиыіі стоит остро. СТАРОЖИЛЫ Город вырос, можно ска зать. на пустом месте. Два дцать семь лет минуло со дня постройки первого дома до возведения самого боль шого в Ковдоре 150-квартир ного, который встретит ново селов в начале будущего го-’ да. Это, конечно, еще юно шеский возраст. Но есть уже в Ковдоре свои династии. «Если вы хотите увидеть настоящих ковдорчан, позна комьтесь с семьями Александ ра Васильевича Косарчука и Михаила Иосифовича 'Вой- тенко». — сказали мне. Я последовала совету и не по жалела. Действительно, впе чатление от города было бы неполным без знакомства с ними, очень разными. но чем-то неуловимо похожими людьми. И это «что-то* можно, наверное, определить понятием: ковдорская закал ка. А ісксаидр Васильевич Косае чук своими руками заложи,’ фучідамсн г первого ковдорского дома в далеком ЗЗ-м году. 1 сегодня его ученики возводя-; объекты ГОКа И дочери пошли в отца - стали инженерами строителями Сейчас Ѵчексапде Васильевич поставил перед со бой цель — написать историю города родного треста ' К ор дорстроіі». Михаил Иосифов и 11 Воіітсш.: приехал чуть поз- ; , в 39-м Его судьба связана с. ГОКом, і Дети дочь и сыч пашлп ueci свою судьбу А сейчас расге уже третье поколение семы Войтенко — в пуки КЧ.рспп'.* ковдорчане. Да. пришли сюда 27 л с назад ветераны-пор ион роход цы. А сегодня передаю детям и внукам в наследств- целый город -— районные центр Завидная судьба! И хотя детям и внука* проблем еще решат,, немало на отцов своих они не будут в обиде. Ведь так и должно быть. ПОСЛЕСЛОВИЕ ...С дорогой обратно мн.- тоже не повезло: опоздала на «подкидыша», и пришлось ехать до Кандалакши в ка бине тепловоза, а уже отту д а —в Мурманск Сноп света рассекал снежную равнину казавшуюся безжизненной. За памп дружно стучали ко леса длинного товарного со става. везущего руду. «Вы знаете, — неожиданно ска зал машинист, —вот гак все . кажется тихо, спокойно. А постоянно зверье выскакива ет на железнодорожное по лотно: то ли лисы, то ли вол ки. Часто попадаются медве ди п лоси. Жалко бедняг. Б е жит что есть духу Пожале ешь их, сбавишь чуть ход, чтоб могли спастись. Богатый здесь у нас край». заклю чил он. Е. ПОБЕРЕ ЗНИКОВА 8 стр, ...... «РЫБНЫЙ М У Р М А Н » =■-=======: ...........— \ января І98 І
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz