Рыбный Мурман. 1981 г. Январь.

Я ПОНЯЛА, чю безна­ дежно опоздала на единственный поезд в сторо­ ну Ковдора. «Самолет» Мелькнула мысль. В Кировском а:->рогшрту Рыло людно. Уж сегодня-то мы должны вылететь. — убежденно говори.". Молодой парень в лисьей шап- і . - по теории вероятности. Чегвертзш день торчим... А чего тебе дома не си- днтся’/ — отозвался красноще- кпи крепыш. Сидел бы се­ бе. чаек попивал. - Ну да! у нас командиров­ ка. Объект пусковой. Ждут п а с . Строители, что лнУ Строители. А нельзя на такси'. — вступил в разговор молодой ч е­ ловек в шляпе и с портфелем. Ты что е Луны свалился.’ Ист. из Белоруссии. Еду посмотреть. как работают на ііі.ч Бе.тАЗы У в ас в К о в д о . .Уж> давно село тяжелое солнце. а самолет так и не поднялся ь воздух. II послед­ ний автоб;> с. увел в Каидалак. п;\ всю разноголосую компа­ нию попутчиков там мож­ но сесть на все тот же по­ езд в сторону Ковдора <Что ото за город такой, куда так всем надо попасть и кто не так-то просто сде­ лать?» - • думала я. уже по­ качиваясь в старом, дребезжа­ щем вагоне, похожем на те, в которых разъезжали наши бабушки. Ровно 26 часов преодолевала я расстояние от Мурманска до Ковдора, этой точки на карте, которая становится с каждым годом все заметнее. ДОРОГА Ниточка. связывающая Ковдор с остальным миром, — железнодорожная ветка, по которой один раз в сутки бежит трогательное сооруже­ ние из трех допотопных ва­ гонов. «Подкидыш» — так окрестили его ироничные ковдорчане. Да. дорога - - больной вопрос для Ковдора, — со­ крушенно вздохнул первый секретарь Ковдорского рай­ кома партии Н. П. Поздня­ ков — Одной железнодо­ рожной ветки явно недоста­ точно. Наш раііон про­ мышленный. Объем грузопе­ ревозок огромный. И поэто­ му наличие хорошеіі дороги условие нормальной жп,.;пп района. Вопрос с автомобильной трассой пы­ тались решать хозяйст­ венным способом. Еще в кон­ це 60-х. чтобы хоть как-то сдвинуть его с места, комби­ нат <•Ковдорслюда» . внес свою лепту, ГОК... Сделали черновую отсыпку на 19 ки­ лометров, да 18 километров — твердого покрытия. Но все это лишь ничтожная часть. Да и та приходит в негодность. В конце 1979 года Ковдор стал районным центром. И уже в новом ранге довольст­ воваться «подкидышем» ему просто несолидно. Но и без помощи со стороны не обой­ тись. Вот так, чуть ли не за сот­ ню километров от самого го­ рода я столкнулась с первой его проблемоіі — дорога. Да, путь в Ковдор не из легких, и, несмотря на это, попасть сюда желают очень многие. Причем не только гости из различных уголков нашей страны. Недавно побывали здесь иностранные делегации. Что же влечет в этот моло­ дой город, который и горо­ дом именуется всего лишь 15 лет. заморских гостей? Для ответа на этот вопрос мало пройтись по городским улицам. Ничем особенным они нас не поразят. Чтобы заметить в портрете Ковдо­ ра тот самый штрих, который отличает его от сотен других похожих городов, надо спус­ титься под землю. ПОДЗЕМНЫЕ ЦВЕТЫ Здесь, если повезет, вам преподнесут букет хризан­ тем или астр. - - Впервые в мире вижу цветы в шахте! - восклик­ нул. увидев цветы в рудни­ ке «Ковдор», одни из иност­ ранных гостей, человек от­ нюдь не сентиментальный и доста сочно деловой. Но справедливости ради надо отметить, что не за ковдо рск им Iі хризантемами приезжают сюда. Под землей расцветают другие, не менее удивительные цветы. Уникал ьное мест о рожде­ ние вермикулито - флогопи- товых руд. единственное в Европе, известно с 193-1 года, но промышленные ра з­ работки начались с 1966 го­ да. И с тех пор горно-обога­ тительный комбинат «Ков­ дорслюда» постоянно в числе передовых по отрасли. Р е ­ конструируются рудники, внедряются новейшая техни­ ка 1 ' технология... ТОЧКА НА КАРТЕ h o парадокс: технический прогресс, который так об­ легчил труд шахтера, препод­ нес комбинату неожиданный сюрприз. Как следствие раз­ вития полимеров, резко упал спрос на флогопит - основ­ ной вид продукции «Ковдор- слюды-. Период, конечно же. сейчас трудный, и все-таки будущее у комбината ' боль­ шое. Дели в том, что мы не случайно назвали ковдорекос месторождение уникальным - - здесь сосредоточены прак­ тически все виды слюд. II один из них, который в пос­ ледние годы завоевывает все большую популярность, — вермикулит. Удивительные вещи рассказы­ вают о нем. Все мы знаем, сколько бед доставляет и нам и строителям прокладка труб: то прорвет, то замерзнет. Раска­ пывают закапывают, снова рас­ капывают — и так без конца... Вечная тема для фельетошіс тов. Именно вермикулитовый концентрат дает возможность покончить с ней. Низкая тепло- проводимость его позволяет ве­ сти бескаиальную трубо про­ кладку, то есть над землей. До бавленне его в строительную плитку намного удешевляет отопление зданий зимой. К то­ му ж е он намного увеличивает и звукоизоляцию помещений. Это же качество делает его не­ заменимым в металлургии, на­ пример, при разливе металла в ковшы. Поистине удивительный минерал. Казалось бы. какие могут быть с ним проблемы, но они есть и пока ' достаточно серьезные. «Да. - - соглашаются стро­ ители, — может он дать эко­ номию средств процентов на 15, но нам ведь надо пере­ страиваться, а это не так просто...» И продолжают з а ­ капывать трубы в землю, и продолжают утеплять их тол­ стым слоем дорогих матери­ алов. Инерция. Надо сказать, что трест «Ковдорстрой» не Ишхан Еновнович Григо­ рян и Юрий Валентинович Голубев — проходчики из бригады Г. М. Даничкипа. Оба — ударники комм уни­ стического труда. 110 —Ш процентов — таково вы п о л ­ нение ими норм выработки. Молодой коммунист Ю. В. Голубев — член поста народ, ног о контроля. Бригада Г. М. Д а ничкина пять раз за д е ­ сятую пятилетку награжда­ лась первой премией М и н и ­ стерства промстрой.чатери- алов. . Передовых людей у рабо­ чих коллективов немало в городе Ковдоре. Это и.ѵ со­ зидательным трудом создан прекрасный заполярный го­ род. Одну из у л и ц «ы видите на нижнем снимке — .ото улица Л ен и на . Фото ГО.’ ПЕ ТРУ Х ИН Л. пользует в небольших коли­ чествах концентрат, и.как по­ казала практика, даже техно­ логию принципиально менять не нужно, но... инерция про­ должает действовать. ЗАВОДСКИЕ ТРУ БЫ Сторон достой римеча те.-ть- ностью является Ковдорский горно „ обогатительный ком­ бинат. Тоже уникальное предприятие. II уникальное прежде всего тем. что здесь сегодня впервые в народном хозяйстве решается задача безотходного производства продукции. Из добываемой руды получают не только же- лезный концентрат, но и апа­ титовый бадделеит. Задача не простая, она связана с постоянной реконструкцией цехов, увеличением мощно­ стей... Готовятся к пуску но­ вые мощности по добыче 1 млн. тонн железной руды, выпуску 400 тысяч тонн апа­ титового и 4 4 0 тысяч тонн железного концентрата. Так что именно строители герои сегодняшнего дня. Огромные круглые кры ­ ши АБОФ-2. какой-то удиви­ тельной, чуть ли не косми­ ческой конструкции... Гигант, ские строительные краны... И заводские трубы... Й соста­ вы с рудоіі. Ведь работа-то на ГОКе продолжается. Стройка до последнего мо­ мента шла неплохо, полно­ стью были выполнены рабо­ ты по плану девяти месяцев. Но неожиданно накануне пу­ ска сложилось тяжелое поло­ жение: на складе горюче-сма­ зочных материалов, в цехе реагентного хозяйства, на не­ которых других объектах. Подводят заказчики, подво­ дят поставщики, сказываются п кадровые просчеты. Но :->пі проблемы, наверное, зна­ комы всем строительным организациям. Н рассуждать о них вряд ЛИ .МНОГО СТОЙ! сейчас. Мне же хочется обратить ваше внимание еще па одну проблему ковдорчан. Ковдор - это город очень молодой. Его «прародители» еще сами- то дедушками стали далеко не все. В 1953 году пришли сюда строители, и... «город был заложен». Кто сейчас его жители? В основном молодежь. В од­ ном из самых крупных пред­ приятий города. тресте «Ковдорстрой». каждый тре­ тий — моложе 30 лет. Да- леко не все родились здесь. Население Ковдора уве­ личивается за счет при­ езжих. По месту рожде­ ния его жителей можно изучать географию. Но вот одна деталь. Текучесть кад­ ров особенно велика именно среди молодежи. «Старики», кто вбил здесь первый колы ­ шек'. живут и. по всему вид­ но, довольны своей судьбой. Детей, внуков растят. С приезжими — сложнее. При­ езжают, год-два поживут в общежитии — и уезжают ис­ кать. где лучше. В одном СМУ-І треста «Ковдорстрой" прибыло в этом году десять человек, а уволилось - 16. Соотношение, прямо скажем, неприятное. СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ ...При входе в общежитие строителей вас останавлива­ ет большая табличка «Посто­ ронним вход воспрещен». Правда, ниже обнадеживаю­ щее: «Родственникам и зна­ комым пребывание в обще­ житии разрешается до 22 часов». В красном уголке молодые ребята смотрят программу «Время». Серый пушистый кот прячется в зеленых за­ рослях фикусов. В уголке шепчутся двое... Подхожу поближе, знаком­ люсь. Любовь и Иван Щер ­ бины — молодожены с двух­ месячным стажем. Сегодня Люба пришла в гости к Ване. Иссякают последние минуты свидания. Приближается час. когда Люба должна будет покинуть эти стены, как по­ сторонняя. Как и муж, тоже живет в общежитии, но. к сожалению, в другом, комби- натовском. А семья Геннадия Василь­ евича Ремезова. машиниста бульдозера, живет в соседнем поселке Куракта. Р аз в не­ делю. по выходным, он при­ езжает в гости к своим род­ ным... Проблема жилья сегодня становится одной из важней­ ших для Ковдора. Несмотря на то. что планы капиталь­ ного строительства выполня­ ются в районе (за пятилетку построено 108 тысяч квад­ ратных метров жилой пло­ щади, 6 детских садов, 2 молоко. вопрос школы. 2 столовые, завод), жнлпщиыіі стоит остро. СТАРОЖИЛЫ Город вырос, можно ска­ зать. на пустом месте. Два­ дцать семь лет минуло со дня постройки первого дома до возведения самого боль­ шого в Ковдоре 150-квартир­ ного, который встретит ново­ селов в начале будущего го-’ да. Это, конечно, еще юно­ шеский возраст. Но есть уже в Ковдоре свои династии. «Если вы хотите увидеть настоящих ковдорчан, позна­ комьтесь с семьями Александ­ ра Васильевича Косарчука и Михаила Иосифовича 'Вой- тенко». — сказали мне. Я последовала совету и не по­ жалела. Действительно, впе­ чатление от города было бы неполным без знакомства с ними, очень разными. но чем-то неуловимо похожими людьми. И это «что-то* можно, наверное, определить понятием: ковдорская закал­ ка. А ісксаидр Васильевич Косае чук своими руками заложи,’ фучідамсн г первого ковдорского дома в далеком ЗЗ-м году. 1 сегодня его ученики возводя-; объекты ГОКа И дочери пошли в отца - стали инженерами строителями Сейчас Ѵчексапде Васильевич поставил перед со бой цель — написать историю города родного треста ' К ор дорстроіі». Михаил Иосифов и 11 Воіітсш.: приехал чуть поз- ; , в 39-м Его судьба связана с. ГОКом, і Дети дочь и сыч пашлп ueci свою судьбу А сейчас расге уже третье поколение семы Войтенко — в пуки КЧ.рспп'.* ковдорчане. Да. пришли сюда 27 л с назад ветераны-пор ион роход цы. А сегодня передаю детям и внукам в наследств- целый город -— районные центр Завидная судьба! И хотя детям и внука* проблем еще решат,, немало на отцов своих они не будут в обиде. Ведь так и должно быть. ПОСЛЕСЛОВИЕ ...С дорогой обратно мн.- тоже не повезло: опоздала на «подкидыша», и пришлось ехать до Кандалакши в ка бине тепловоза, а уже отту­ д а —в Мурманск Сноп света рассекал снежную равнину казавшуюся безжизненной. За памп дружно стучали ко­ леса длинного товарного со­ става. везущего руду. «Вы знаете, — неожиданно ска­ зал машинист, —вот гак все . кажется тихо, спокойно. А постоянно зверье выскакива­ ет на железнодорожное по­ лотно: то ли лисы, то ли вол­ ки. Часто попадаются медве­ ди п лоси. Жалко бедняг. Б е ­ жит что есть духу Пожале­ ешь их, сбавишь чуть ход, чтоб могли спастись. Богатый здесь у нас край». заклю­ чил он. Е. ПОБЕРЕ ЗНИКОВА 8 стр, ...... «РЫБНЫЙ М У Р М А Н » =■-=======: ...........— \ января І98 І

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz