Рыбный Мурман. 1981 г. Январь.
С УРОВОЕ паше Барен цево море испытывает человека с незапамятных времен. В первую очередь — па Мужество н Мастер ство. Именно так: трусам и неумехам на его просторах и в его глубинах делать не чего. Так было столетия назад, когда мореходы име ли для ориентировки лишь солнце, звезды и отважное сердце, не изменились усло вия и сегодня. Стихия мо- я;ег еще противостоять лю бому набору технических средств, но не людям Му жества и Мастерства! События, о которых я сей час расскажу, наглядно это доказывают. ...Рейс был, вернее его начало, совсем обыч ным. Морской буксир «Б о рей» Архангельского управ ления транспортно-рефриже раторного флота собирался вести в родной порт мор скую баржу (МБ-8), имев- . шую в трюмах 67 тонн мо роженой рыбы. Погода в ноябре, как правило, моря ков не балует. И потому «Борей» со своей «спутни цей» вынужден был 4 нояб ря зайти на один из рей дов побережья Баренцева моря. Отстоялись бы они до улучшения погоды да и «по топали» бы дальше. ГІо случилось то, что запечат лено на публикуемом сним ке. Р езко сменившийся и усилившийся ветер вызвал сильный дрейф баржи, а стоявший на якоре «Борей:» вместе с его 750-сильным главным двигателем не су мел помешать этому. Вернее сказать, капитап буксира, мягко говоря, не проявил бдительности. Не хочется сегодня называть его фамилию: он лишен диплома и вместе со свои ми помощниками будет еще долго ' переживать горечь ji боль этого поражения. І! не утраты диплома и суд на, нет: речь идет о внне значительно большей — бы ла под угрозой жизнь лю ден. В 21 час 4 ноября МБ-8 море выбросило на берег. К счастью , это был песчаный пляж . Может бы ть, один из лучш и х пляжей Заполярья. Но «загорать» энипаж у из пяти человек было весьма неую тно: море продолжало бесноваться, волны с грохотом били в борт, и, хотя 43-метровое стальное судно не имело кре на и дифф ерента, люди на каж дый удар моря отзы ва ли сь каждой клеточкой мозга, каж дым нервом. И «Борей» по сти гла та же уч асть. Но с более тяж ким и последствиями: бук сир получил пробоины в дни ще и затонул в полосе при боя с нреном в 30 градусов на левый борт. Буш ую щ ая соленая морская вода стала полновластной хозяйкой суд на, затопив все, куда сумела проникнуть. П ятнадцать чело веческих жизней она могла поглотить в любую м и н уту. Но люди, принявшие от «Бо рея» сигнал бедствия, не до пустили этого! I / МЕСТУ аварии при- шел спасательный бук сир «Микула». Погода, ко нечно, и ему не давала по блажки. Но спасатели с по мощью своего катера сняли экипаж «Борея». К барже нз-за сильного наката сразу подойти -не удалось. Через два часа, долгих и мучи тельных как для моряков «Микулы», так и МБ-8, аварийно-десантная партия высадилась на берег, а по том вернулась к «Микуле» с командой баржи. Тут можно всем с облег чением вздохнуть: люди в безопасности! Но на их же глазах стихия расправля лась с народным добром. Отступить, покориться еіі? Нет, еще раз — нет! В ВРПО «Севрыба» со здается штаб по спасению судов. Штаб возглавил Кон стантин Николаевич Шапо валов, заместитель началь ника Всесоюзного объеди нения. Его верными помощ никами стали А. А. Мило- видов, К. А. Карельский, Л. И. Аиохші, В. Ф. Бели ков, другие специалисты разных служб и подразделе ний, люди опытные, зна ющие цену морского братст ва и своевременной помощи терпящим бедствие, капита ны дальнего плавания. Штаб немедленно и эффек тивно начал действовать. Другой штаб, морской, в район бедствия направился на спасательном морском буксире «Пурга». Правда, сегодня кое-кто из его со става называют себя члена ми оперативной группы. Но все-таки это был штаб, именно такой, каким по во ле обстоятельств оказывал- МБ-8. Час за часом шла схватка с морем. Спасатели на барже, экипажи «Мику лы» и «Пурги», штабы жи ли напряженной, беспокой ной жизнью. Наступил праздничный день — 7 ноября. Строились колонны демонстрантов, го товы были к параду воііска, накрывались праздничные столы, миллионы телевизо ров и радиоприемников до носили дыхание Красной площади до всех уголков ми ра. Радиоволны — и до той бухты, где волны студеного моря свели на бой со стихи ей десятки людей, о нелег кой задаче которых знали которые встречались с по ниманием, реализовывались. ...«Борей» молчаливо взывал о помощи. И люди делали все, чтобы спасти его. Водолазы Александр Николаевич Дьяко ну и Сергей Анатольевич Ер шов осмотрели буксир . На первом этапе работали в лег ководолазном снаряж ении. Об наружили камень, на который наскочил «Борей», * получив повреждения. Предлагались варианты удаления камня с помощью буксирного троса. Водолазы закрепили трос, но попытка сдвинуть его с места успе ха не имела. А море вдруг лпошутило»: очередной за ряд шторма сдвинул буксир к востоку на 30 метров и на... песчаную отмель. Зада- 1 . БЫСТРОУМОВ НА СНИМКЕ — участни ки спасения «Борея»: (спра ва налево) начальник экспе диционного отряда аварийно- спасательных работ Н. В. Коваленко и групповой ме ханик II. Н. Азаренко. Фото В. ЩУКИНА. Мужество имастерство О Ч Г Е Р К ся руководящий боевой ор ган на фронте: атаки отра жал рядом с рядовым бой цом старший офицер и даже генерал. Это я еще покажу на примерах. Па «Пурге» за работу штаба отвечал старшин ин женер отдела мореплавания ВРГІО «Севрыба» Геннадий Антонович Кайгородов. Вме сте с ним были консультан тами и непосредственными участниками операции Ни колаи Владимирович Кова ленко — начальник экспе диционного отряда аварий но-спасательных р а б о т ВРПО, групповой механик Николай Николаевич А за ренко и водолазный специа лист Игорь Борисович Кац — из этого же отряда, а также начальник «Севгос- рыбфлотинспекции» Юрий Михайлович Уткни, морской инспектор Владимир Павло вич Герцак. Кроме того, прибыли специалисты из Архангельска. П Е Р В О Е решение шта- *• бов: обеспечить со хранность и доставку по ме сту назначения рыбопродук ции, Осмотр показал, что баржа не имеет серьезных повреждений. В 3 часа 35 минут 6 ноября началась за водка буксира на МБ-8. Че рез час северо-западный ве тер усилился (в порывах до 30 метров в секунду), рабо ты пришлось прекратить. В полдень аварийно-десантная группа в составе девяти че ловек высадилась на борт немногие. Но именно в этот праздничный день первое условие задачи спасатели ре шили: МБ-8 на полной воде «Пурга» сняла с мели, во долазный осмотр подтвердил — баржа в норме, и ее по вел в Архангельск ПСТ- 1338. ...«Бореи». Он ни на минуту не уп ускался из виду. Попав шее в беду судно — как ране ный воин, которого почти не возможно вынести с грохочу щего еще поля боя. В свете прожекторов буксир, накре нивш ийся и ж алки й, был во власти врагов — волн и вет ра, который то ослабевал, то становился ж естоким . И ковар ным — он постоянно менял направление ударов. Ш ТА БЫ не знали пн от дыха, ни покоя. Мне ния специалистов схлестыва лись и переплеталпсь. К аж дый автор предложений был по-своему прав. А мнений бы ло много. Разных. Аргумен тированных. Например, та кое: аварийно-спасательные работы при штормовой пого де в ноябре и в подобных условиях не проводились. И черт с ним, с этим «Боре ем», потерпит до лучших времен! По предложения, расчеты, как стальные инти, сплета лись в надежный морской узел. Правда, некоторые штабисты не сразу признава ли свои ошибки. Итог же всегда был положительным, н Константин Николаевич по радиотелефону передавал распоряжения продуманные, взвешенные. Морской штаб также выходил со своими предложениями, просьбами. ча вроде бы упростилась: камней под днпіцсм нет. хо тя ‘ судно продолжало оста ваться с креном, как и пре жде, на левый борт. Море штормило, .мороз крепчал. Штабы пришли к мнению: обратиться в отряд АСПТР Мурманского мор ского пароходства, где есть гидромониторы. 15 ноября аварийно-спасательные рабо ты были продолжены. Водолазы, теперь уже в скафандрах, гидромонитора ми размывали песок под днищем буксира. Люди р аз мывали, а волны намыва ли... Но люди победили! Пробоины, наконец, были определены и заделаны. Всего два слева: определе ны, заделаны ... Но я могу точ но представить, как били вол ны по м ускули сты м телам во долазов (хоть и в специаль ном снаряж ении), как хл е ста ли снеж ны е заряды по лицам всех спасателей, находивш ихся на о тк р ы ты х палубах катеров, ш лю пок, буксиров, как опы т нейшие капитаны напрягали наждый свой нерв и, прокли ная судьбу, молча просили ее бы ть добрее, не позволить мо рю оказаться нм в роли те р пящ их бедствие — было и та кое в эти тревож ны е дни. П редставляю и сопережи ваю, поскольку еще в дале кие юношеские годы испы тал на себе суровый нрав моря Баренца, а позже и А тлан ти ки . ...«Борей» ожил: топали по его палубам и трапам спаса тели, бросившие вызов сти хни. Работали, не считаясь со временем, усталостью и рангами. Чтобы поставить буксир «на н о ги »—употреб лю такое не морское, но точное по смыслу выраже ние, — требовалось откачать воду из затопленных поме щений. Николай Владимиро вич Коваленко и Николай Николаевич Азаренко были на острие атаки — вместе с электромеханиками, водола зами, матросами. Специалис тов по электрочасти я на звал первыми умышленно: наступила пора н им дейст вовать. Для питания вынос ных погружных насосов был заведен кабель. Дело это оказалось н е п р о с т ы м. «Пурга» стояла от «Борея > па якоре примерно в 600 метрах. Такого сплошного кабеля не оказалось, поэто му места соединений его ре шили сделать па резиновых плотах. Здесь хорошо пока зал себя старший электро механик «Пурги» Станислав Иванович Скрябин, давний наш друг, рабочий коррес пондент «Рыбного Мур.ма- па». В редакции .мы зовем его в шутку «композито ром». «Музыку» он при спа сении «І5орея» «написал» хорошую. И в этом можно было ие сомневаться. Насосы «молотили» ліс-. правно, за их работой н а-. блюДали И. В. Коваленко и Н. Н. Азаренко. Электро щит был установлен на хо довом мостике «Борея» так. чтобы видно было, что насо сы действуют. Видно в не посредственной близости и со шлюпки, курсировавшей поблизости. Оперативная группа р а з работала план снятия с ме ли «Борея». План был ут вержден штабом ВРПО. Хо чется отметить такую харак тернуіо деталь: радиосвязь работала устойчиво, в любое время суток даже по домаш ним телефонам вызывался любой необходимый специа лист. Ы ВОТ настал .момент. ** которого ждали две недели В 3 часа 15 минут 17 ноября при полноіі вода «Пурга» всей своей .мощью начала вызволять из цепких объятий берега своего собра та <■Борея». В лучах прожекторов все так же свистели спежинкп-пу. ли, а каждый гребень вол ны. сорванный ветром, ка зался смертоносным оскол ком. Люди устали, нервное напряжение достигло высше го накала. Был момент, ко гда кое-кто засомневался в успехе, в возможностях «Пургн». Но вскоре « Б о рей» был у борта «Мику лы», работы продолжались. Спасенный буксир еще по служит людям! Г Е Р Д Е Ч Н О Е СПАСП- БО надо сказать уча стникам аварийно-спасатель ных работ. Но... И куда от него,, этого «но», денеш ься? Вы яснились многие недостатки организаци онного и технического поряд на, Совершенствование служ- бы на морских сп асателях, тренировки экипаж ей, подбор кадров, повышение чувства от ветственности (кое-кому обед был дороже выполнения неот лож ны х работ), обеспеченна необходимыми вспомогательны ми судами и оборудованием — вот далено не полный пере чень забот и хлопот специа листов ВРПО «Севрыба», под сказанны х опытом спасения «Борея». Надо поблагодарить за по мощь «аспетеэровцев» — на чальника отряда Юрия Ники товича М артыш кина, его заме стителя Петра Пантелеевича Заиграсва, главного инжене ра Виктора Сергеевича Воло- викова, водолазов Николая Ивановича Бурмистрова, Гри гория Васильевича Гармидера, Василия Петровича Голеника. А всем морякам-северя- нам — счастливого, безопас ного плавания в новом году! • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 1 января 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz