Рыбный Мурман. 1981 г. Январь.

С УРОВОЕ паше Барен ­ цево море испытывает человека с незапамятных времен. В первую очередь — па Мужество н Мастер­ ство. Именно так: трусам и неумехам на его просторах и в его глубинах делать не­ чего. Так было столетия назад, когда мореходы име­ ли для ориентировки лишь солнце, звезды и отважное сердце, не изменились усло­ вия и сегодня. Стихия мо- я;ег еще противостоять лю­ бому набору технических средств, но не людям Му­ жества и Мастерства! События, о которых я сей­ час расскажу, наглядно это доказывают. ...Рейс был, вернее его начало, совсем обыч­ ным. Морской буксир «Б о ­ рей» Архангельского управ­ ления транспортно-рефриже­ раторного флота собирался вести в родной порт мор­ скую баржу (МБ-8), имев- . шую в трюмах 67 тонн мо­ роженой рыбы. Погода в ноябре, как правило, моря­ ков не балует. И потому «Борей» со своей «спутни­ цей» вынужден был 4 нояб­ ря зайти на один из рей­ дов побережья Баренцева моря. Отстоялись бы они до улучшения погоды да и «по­ топали» бы дальше. ГІо случилось то, что запечат­ лено на публикуемом сним­ ке. Р езко сменившийся и усилившийся ветер вызвал сильный дрейф баржи, а стоявший на якоре «Борей:» вместе с его 750-сильным главным двигателем не су­ мел помешать этому. Вернее сказать, капитап буксира, мягко говоря, не проявил бдительности. Не хочется сегодня называть его фамилию: он лишен диплома и вместе со свои­ ми помощниками будет еще долго ' переживать горечь ji боль этого поражения. І! не утраты диплома и суд­ на, нет: речь идет о внне значительно большей — бы­ ла под угрозой жизнь лю­ ден. В 21 час 4 ноября МБ-8 море выбросило на берег. К счастью , это был песчаный пляж . Может бы ть, один из лучш и х пляжей Заполярья. Но «загорать» энипаж у из пяти человек было весьма неую тно: море продолжало бесноваться, волны с грохотом били в борт, и, хотя 43-метровое стальное судно не имело кре­ на и дифф ерента, люди на каж дый удар моря отзы ва­ ли сь каждой клеточкой мозга, каж дым нервом. И «Борей» по­ сти гла та же уч асть. Но с более тяж ким и последствиями: бук­ сир получил пробоины в дни­ ще и затонул в полосе при­ боя с нреном в 30 градусов на левый борт. Буш ую щ ая соленая морская вода стала полновластной хозяйкой суд­ на, затопив все, куда сумела проникнуть. П ятнадцать чело­ веческих жизней она могла поглотить в любую м и н уту. Но люди, принявшие от «Бо­ рея» сигнал бедствия, не до­ пустили этого! I / МЕСТУ аварии при- шел спасательный бук­ сир «Микула». Погода, ко­ нечно, и ему не давала по­ блажки. Но спасатели с по­ мощью своего катера сняли экипаж «Борея». К барже нз-за сильного наката сразу подойти -не удалось. Через два часа, долгих и мучи­ тельных как для моряков «Микулы», так и МБ-8, аварийно-десантная партия высадилась на берег, а по­ том вернулась к «Микуле» с командой баржи. Тут можно всем с облег­ чением вздохнуть: люди в безопасности! Но на их же глазах стихия расправля­ лась с народным добром. Отступить, покориться еіі? Нет, еще раз — нет! В ВРПО «Севрыба» со­ здается штаб по спасению судов. Штаб возглавил Кон­ стантин Николаевич Шапо­ валов, заместитель началь­ ника Всесоюзного объеди­ нения. Его верными помощ­ никами стали А. А. Мило- видов, К. А. Карельский, Л. И. Аиохші, В. Ф. Бели­ ков, другие специалисты разных служб и подразделе­ ний, люди опытные, зна­ ющие цену морского братст­ ва и своевременной помощи терпящим бедствие, капита­ ны дальнего плавания. Штаб немедленно и эффек­ тивно начал действовать. Другой штаб, морской, в район бедствия направился на спасательном морском буксире «Пурга». Правда, сегодня кое-кто из его со­ става называют себя члена­ ми оперативной группы. Но все-таки это был штаб, именно такой, каким по во­ ле обстоятельств оказывал- МБ-8. Час за часом шла схватка с морем. Спасатели на барже, экипажи «Мику­ лы» и «Пурги», штабы жи­ ли напряженной, беспокой­ ной жизнью. Наступил праздничный день — 7 ноября. Строились колонны демонстрантов, го­ товы были к параду воііска, накрывались праздничные столы, миллионы телевизо­ ров и радиоприемников до­ носили дыхание Красной площади до всех уголков ми­ ра. Радиоволны — и до той бухты, где волны студеного моря свели на бой со стихи­ ей десятки людей, о нелег­ кой задаче которых знали которые встречались с по­ ниманием, реализовывались. ...«Борей» молчаливо взывал о помощи. И люди делали все, чтобы спасти его. Водолазы Александр Николаевич Дьяко­ ну и Сергей Анатольевич Ер ­ шов осмотрели буксир . На первом этапе работали в лег­ ководолазном снаряж ении. Об­ наружили камень, на который наскочил «Борей», * получив повреждения. Предлагались варианты удаления камня с помощью буксирного троса. Водолазы закрепили трос, но попытка сдвинуть его с места успе­ ха не имела. А море вдруг лпошутило»: очередной за­ ряд шторма сдвинул буксир к востоку на 30 метров и на... песчаную отмель. Зада- 1 . БЫСТРОУМОВ НА СНИМКЕ — участни­ ки спасения «Борея»: (спра­ ва налево) начальник экспе­ диционного отряда аварийно- спасательных работ Н. В. Коваленко и групповой ме­ ханик II. Н. Азаренко. Фото В. ЩУКИНА. Мужество имастерство О Ч Г Е Р К ся руководящий боевой ор­ ган на фронте: атаки отра­ жал рядом с рядовым бой­ цом старший офицер и даже генерал. Это я еще покажу на примерах. Па «Пурге» за работу штаба отвечал старшин ин­ женер отдела мореплавания ВРГІО «Севрыба» Геннадий Антонович Кайгородов. Вме­ сте с ним были консультан­ тами и непосредственными участниками операции Ни­ колаи Владимирович Кова­ ленко — начальник экспе­ диционного отряда аварий­ но-спасательных р а б о т ВРПО, групповой механик Николай Николаевич А за­ ренко и водолазный специа­ лист Игорь Борисович Кац — из этого же отряда, а также начальник «Севгос- рыбфлотинспекции» Юрий Михайлович Уткни, морской инспектор Владимир Павло­ вич Герцак. Кроме того, прибыли специалисты из Архангельска. П Е Р В О Е решение шта- *• бов: обеспечить со­ хранность и доставку по ме­ сту назначения рыбопродук­ ции, Осмотр показал, что баржа не имеет серьезных повреждений. В 3 часа 35 минут 6 ноября началась за­ водка буксира на МБ-8. Че­ рез час северо-западный ве­ тер усилился (в порывах до 30 метров в секунду), рабо­ ты пришлось прекратить. В полдень аварийно-десантная группа в составе девяти че­ ловек высадилась на борт немногие. Но именно в этот праздничный день первое условие задачи спасатели ре­ шили: МБ-8 на полной воде «Пурга» сняла с мели, во­ долазный осмотр подтвердил — баржа в норме, и ее по­ вел в Архангельск ПСТ- 1338. ...«Бореи». Он ни на минуту не уп ускался из виду. Попав­ шее в беду судно — как ране­ ный воин, которого почти не­ возможно вынести с грохочу­ щего еще поля боя. В свете прожекторов буксир, накре­ нивш ийся и ж алки й, был во власти врагов — волн и вет­ ра, который то ослабевал, то становился ж естоким . И ковар­ ным — он постоянно менял направление ударов. Ш ТА БЫ не знали пн от­ дыха, ни покоя. Мне­ ния специалистов схлестыва­ лись и переплеталпсь. К аж ­ дый автор предложений был по-своему прав. А мнений бы­ ло много. Разных. Аргумен­ тированных. Например, та­ кое: аварийно-спасательные работы при штормовой пого­ де в ноябре и в подобных условиях не проводились. И черт с ним, с этим «Боре­ ем», потерпит до лучших времен! По предложения, расчеты, как стальные инти, сплета­ лись в надежный морской узел. Правда, некоторые штабисты не сразу признава­ ли свои ошибки. Итог же всегда был положительным, н Константин Николаевич по радиотелефону передавал распоряжения продуманные, взвешенные. Морской штаб также выходил со своими предложениями, просьбами. ча вроде бы упростилась: камней под днпіцсм нет. хо­ тя ‘ судно продолжало оста­ ваться с креном, как и пре­ жде, на левый борт. Море штормило, .мороз крепчал. Штабы пришли к мнению: обратиться в отряд АСПТР Мурманского мор­ ского пароходства, где есть гидромониторы. 15 ноября аварийно-спасательные рабо­ ты были продолжены. Водолазы, теперь уже в скафандрах, гидромонитора­ ми размывали песок под днищем буксира. Люди р аз­ мывали, а волны намыва­ ли... Но люди победили! Пробоины, наконец, были определены и заделаны. Всего два слева: определе­ ны, заделаны ... Но я могу точ­ но представить, как били вол­ ны по м ускули сты м телам во­ долазов (хоть и в специаль­ ном снаряж ении), как хл е ста ­ ли снеж ны е заряды по лицам всех спасателей, находивш ихся на о тк р ы ты х палубах катеров, ш лю пок, буксиров, как опы т­ нейшие капитаны напрягали наждый свой нерв и, прокли­ ная судьбу, молча просили ее бы ть добрее, не позволить мо­ рю оказаться нм в роли те р ­ пящ их бедствие — было и та ­ кое в эти тревож ны е дни. П редставляю и сопережи­ ваю, поскольку еще в дале­ кие юношеские годы испы тал на себе суровый нрав моря Баренца, а позже и А тлан ти ки . ...«Борей» ожил: топали по его палубам и трапам спаса­ тели, бросившие вызов сти­ хни. Работали, не считаясь со временем, усталостью и рангами. Чтобы поставить буксир «на н о ги »—употреб­ лю такое не морское, но точное по смыслу выраже­ ние, — требовалось откачать воду из затопленных поме­ щений. Николай Владимиро­ вич Коваленко и Николай Николаевич Азаренко были на острие атаки — вместе с электромеханиками, водола­ зами, матросами. Специалис­ тов по электрочасти я на­ звал первыми умышленно: наступила пора н им дейст­ вовать. Для питания вынос­ ных погружных насосов был заведен кабель. Дело это оказалось н е п р о с т ы м. «Пурга» стояла от «Борея > па якоре примерно в 600 метрах. Такого сплошного кабеля не оказалось, поэто­ му места соединений его ре­ шили сделать па резиновых плотах. Здесь хорошо пока­ зал себя старший электро­ механик «Пурги» Станислав Иванович Скрябин, давний наш друг, рабочий коррес­ пондент «Рыбного Мур.ма- па». В редакции .мы зовем его в шутку «композито­ ром». «Музыку» он при спа­ сении «І5орея» «написал» хорошую. И в этом можно было ие сомневаться. Насосы «молотили» ліс-. правно, за их работой н а-. блюДали И. В. Коваленко и Н. Н. Азаренко. Электро­ щит был установлен на хо­ довом мостике «Борея» так. чтобы видно было, что насо­ сы действуют. Видно в не­ посредственной близости и со шлюпки, курсировавшей поблизости. Оперативная группа р а з ­ работала план снятия с ме­ ли «Борея». План был ут­ вержден штабом ВРПО. Хо­ чется отметить такую харак тернуіо деталь: радиосвязь работала устойчиво, в любое время суток даже по домаш­ ним телефонам вызывался любой необходимый специа­ лист. Ы ВОТ настал .момент. ** которого ждали две недели В 3 часа 15 минут 17 ноября при полноіі вода «Пурга» всей своей .мощью начала вызволять из цепких объятий берега своего собра­ та <■Борея». В лучах прожекторов все так же свистели спежинкп-пу. ли, а каждый гребень вол­ ны. сорванный ветром, ка­ зался смертоносным оскол­ ком. Люди устали, нервное напряжение достигло высше­ го накала. Был момент, ко гда кое-кто засомневался в успехе, в возможностях «Пургн». Но вскоре « Б о ­ рей» был у борта «Мику­ лы», работы продолжались. Спасенный буксир еще по­ служит людям! Г Е Р Д Е Ч Н О Е СПАСП- БО надо сказать уча стникам аварийно-спасатель­ ных работ. Но... И куда от него,, этого «но», денеш ься? Вы яснились многие недостатки организаци­ онного и технического поряд­ на, Совершенствование служ- бы на морских сп асателях, тренировки экипаж ей, подбор кадров, повышение чувства от­ ветственности (кое-кому обед был дороже выполнения неот­ лож ны х работ), обеспеченна необходимыми вспомогательны ­ ми судами и оборудованием — вот далено не полный пере­ чень забот и хлопот специа­ листов ВРПО «Севрыба», под­ сказанны х опытом спасения «Борея». Надо поблагодарить за по­ мощь «аспетеэровцев» — на­ чальника отряда Юрия Ники­ товича М артыш кина, его заме­ стителя Петра Пантелеевича Заиграсва, главного инжене­ ра Виктора Сергеевича Воло- викова, водолазов Николая Ивановича Бурмистрова, Гри­ гория Васильевича Гармидера, Василия Петровича Голеника. А всем морякам-северя- нам — счастливого, безопас­ ного плавания в новом году! • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 1 января 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz