Рыбный Мурман. 1981 г. Январь.
В ПРОЕКТЕ «Основных направлений» экономи ческого и социального р аз вития страны поставлена задача ..- поднять техниче скую вооруженность произ водства и неуклонно сокра щать численность работни ков, занятых ручным тру дом. Что же имел и портовики на финише десятой пятилет ки? В '2 раза перекрыто з а дание последнего года пяти летки по переработке грузов С применением электропо грузчиков. В 3 раза возрос парк средств малой механи зации, более одной трети мороженой рыбы портовика ми уже перерабатывается механизированным и комп лексно - механизированным способом, ка предприятии из года в год сокращается доля ручных работ. К концу десятой пятилетки повысил ся коэффициент использова ния НТО (подъемно-транс портного оборудования), а готовность автопогрузчиков к эксплуатации достигла 66- лес 80 процентов. Расчеты показывают, что при существующем оснаще нии НТО корт имеет воз можность перерабатывать дополнительно не менее од ного миллиона тонн грузов. Это наш резерв, который позволит, повышая коэффи циент использования элект ропогрузчиков п автопогруз чиков, сокращать в одиннад цатой пятилетке число ра ботников, занятых тяжелым ручным трудом, без допол нительных затрат. Перера ботка 100 тысяч тонн рыбо продукции комплексно-меха низированным способом со кращает затраты только по заработной плате на 1 8— 20 тысяч рублей, высвобожда ется 20 процентов работни ков, участвующих в этом трудовом процессе. ' Однако еще не все ре зервы по сокращению тяж е лого ручного и малоквали фицированного труда приве дены в действие. Многие специалисты и руководство рыбного порта считают, что к числу больших резервов в одиннадцатой пятилетке сле дует отнеети: Во-первых, научную раз работку по равномерной за грузке порта, которая по зволит, как минимум, в пол тора раза увеличить объем грузопереработкн при суще ствующих технических мощ ностях портового хозяйства лли (при отсутствии этого объема) высвободить около одной трети численности ра ботающих на тяжелых руч ных работах. Опыт обработ ки судов в марте 1980 года, когда было выгружено только с крупнотоннажных судов около 160 тысяч тонн и погружено около 10 ты сяч тонн грузов, подтверж дает это. Во-вторых, научно обосно ванные нормы обеспечения рыбных портов как стан дартным, так и нестандарт- ным портовым оборудовани ем, запасными частями к электропогрузчикам. Обеспечение электропо грузчиков запасными частя ми сократит их простои не менее чем на 30 процентов, а это позволит увеличить объем переработки рыбо продукции на 150 тысяч тони с облегченными усло виями труда. В-третьих, совершенство вать в наступившей пятилет ке кооперацию науки и. про изводства с целью разработ ки конструкций новых ма шин и механизмов, заменя ющих ручной труд или ис ключающих вредные усло вия труда в порту. ПО Р ТОВИ КИ имеют все 11 возможности сократить до- минимума тяжелый фи зический труд внедрив раз работки, уже выполненные ЦНОТУПРХ и лаборато рией НОТ. Так, например, разработанный на" 1981 — І 9 8 5 годы комплексный план научной организаціш труда, мероприятиями ко торого будет охвачено более 70 процентов работающих в порту, предусматривает вы свобождение 355 человек. К числу дополнительных резервов относится также разработка «Внедрение ти повых проектов организации рабочих мест для рабочих массовых профессий». Внедрение этих проектов позволяет повысить произво дительность труда на наждом рабочей месте до 6 процентов. Но для оборудования рабочих мест, согласно типовым про ектам, нужна оргтехоснастнз, приобретение которой стало проблемой. . Изготовление орг- техоснастки силами своего предприятия практически не возможно осуществить и край не нерационально. Такое же положение и на других пред приятиях. Поэтому считаю не обходимым внести в IV раз дел проекта «Основных направ лений» дополнение: «организо вать централизованное изго товление оргтехоснастки для предприятий рыбной промыш ленности». В ПРОЕКТЕ <:Основных направлений» преду сматривается дальнейшее улучшение условий труда и быта работающих женщин. И в этом вопросе портовики имеют опыт и неиспользован ные резервы. Большой объ ем работ выполнен отделом техники безопасности порта в вопросе вывода женщин из ночных смен с сокраще нием их численности на ра ботах с тяжелыми и вред ными условиями труда в за вершающем году десятой пя тилетки. Кроме того, во втором квартале 1980 года были закончены учет (инвен таризация) тяжелого ручно го труда и разработка ме роприятий по его сокраще нию в одиннадцатой пяти летке. Для ускорения и при дания плановости в реше нии этой проблемы Мннрыб- хозом СССР в июне 1980 года утвержден перечень профессий ручного трудя, подлежащих я ерв г ■ г :ор зди ? і механизации в портах и флотах. Уже в 1981 году портовики считают возмо&ным вывести всех женщин из ночных смен, работающих на льдозаводе и складе соли. Вопрос этот пока решается ВРПО «Севрьіба». Ду маем, что он будет решен по ложительно, так как объем переработки льда и соли сни зился в 3 раза, а степень за грузки работников составляет менее 20 процентов. Вывод работников льнозаво да и склада соли из ночных смен позволит одновременно с улучшением условий труда по высить эффективность произ водства за счет увеличения занятости, перераспределения зон обслуживания и сокраще ния непроизводительных по терь из-за низкого коэффици ента использования трудовых ресурсов. В разделе VIII .«Основ ных направлений» «Соци альное развитие и повыше ние народного благосостоя ния» записано: «Предусмот реть дальнейшее развитие сети и улучшение работы детских садов и яслей». Для обеспечения дальней шего улучшения условий труда и быта работающих женщин и воспитания чело века коммунистического об щества, я считаю, следует не затягивать решение про блемы с детскими яслями и садами. а решать так же, как решены вопросы обес печенности школами в СССР. В связи с этим полагаю целесообразным внести в восьмой раздел «Основных направлений» дополнение: «обеспечить детскими садами и яслями всех женщин, работающих в общественном производстве». В О ВТОРОМ разделе проекта ЦК КПСС к XXVI съезду партии сказа но: «Более рационально ис пользовать рабочее время, устранять ею непроизводи тельные затраты и потери...» Анализ работы отдельных подразделений порта, про веденный в 1980 году, пока зал, что грузовые районы порта еще имеют большие роз:',ЛИЛ В Г'ОИЫ’ПСННЛ НрЗ- изводительности труда. Толь ко за счет сокращения объ ема работ, не входящих в функции докеров-механиза» торов, можно повысить про изводительность труда от 15 до 25 процентов даже при сокращении их только наполовину. Однако сократить повре менные и хозяйственные ра боты, не входящие в обя занности докеров-механиза- горов, невозможно без изыс кания дополнительных гру зов, без чего портовики не смогут улучшить и свои эко номические показатели. А одиннадцатая пятилетка пре дусматривает перевод эко номики на путь интенсифи кации. В связи с этщ і уже сейчас руководство порта и партийная организация изыс кивают возможности привле чения к обработке грузов сторонних организаций. Практика подобной коопера ции не нова, но сегодня ее недооценка может привести к недовыполнению отдель ных показателей плана и пунктов обязательства. До сих пор идет полемика о какой-то «несовместимости грузов». Но это вредная аргу ментация. В крайнем случае, можно пойти на создание спе циализированных бригад, но обрабатывать дополнительные грузы порт может и обя зан. Только за счет сокраще ния доли повременных работ в порту на 50 процентов можно дополнительно переработать не десятки, а сотни тысяч тонн народнохозяйственных грузов, повысить интенсивность труда, а следовательно, и эффектив ность всего производства. По ступившая в десятой пятилет ке новая техника дает возмож ность повысить в порту рента бельность, снизить себестои мость и тем самым обеспечить решение задач, поставленных перед портовиками на восьми десятые годы без дополнитель ных затрат. Б ОЛЬШИМ РЕ ЗЕ РВОМ является дальнейшее совершенствование организа ции производства. Создан ный в 1973 году судообра- батывающнй комплекс и внедрение в порту системы оперативного планирования и орі;тчо:п.і/:н комплексного обслуживания судов (СОП и ОКОС) показали преимуще ства научного подхода к ор ганизации производства. Как результат внедрения си стемы, сокращены до миниму- ма простои судов и вагонов, укрепилось содружество снеж ников, повышена эффектив ность подсистем обеспечения (оперативного планирования, организации труда, техниче ского обеспечения, соревнова ния, партийно-политического обеспечения). Вместе с тем система оперативного планиро вания организации комплекс ного обслуживания судок тре бует дальнейшего развития и совершенствования. В системе в десятой пятилетке еще сла бо действовали и сказывали _ влияние ка эффективность производства отдельные пара метры подсистемы анализа. Если в этой подсистеме четко действовали и влияли на эф фективность производства и всей системы параметры «ана лиза результатов обработки судов и вагонов»* осуществляе мые отделом грузовой и ком мерческой работы» то практи чески бездействовали парамет ры <анализа использования рабочей силы и использования оборудования». Улучшение работы •.■под системы анализа» явится дополнительным резе рвом трудовых и технических ре сурсов в одиннадцатой пяти летке, позволит использо вать бездействующие скры тые резервы производства л обеспечить эффективность производства без дополни тельных капитальных вложе ний. В частности, примером такого резерва является ус тановление в портах нормы одновременной обработки су дов (НООС) согласно расче ту и экономическому обос нованию. Норма одновременной об работки судов влияет на ис пользование как рабочей си лы, так и технических ре сурсов порта. Однако рас считанные портом НООС ежегодно завышаются ВРПО. Практика обработки ’судов узким фронтом с концентра цией трудовых и техниче ских средств подтверждает это. И, наоборот, увеличение нормы приводит к снижению интенсивности обработки су дов, а следовательно, к уве личению продолжительности стоянки их в порту, увели чиваются затраты порта и флотов из-за распыления трудовых п технических ре сурсов , Эти выводы под тверждаются анализом обра ботки судов за прошлые го ды, а так;ке показателями производительности труда, рассчитанными в н атураль ных показателях (физиче ских тоннах). Т Р У Ж Е Н И К И рыбного ■ порта продолжают ударную в ахіу в честь XXVI съезда КПСС. Они полны решимости выполнить зада чи, поставленные на один надцатую пятилетку. А она для нас, портовиков, связа на с большим юбилеем: пя тидесятилетием порта как самостоятельного предприя тия. И it этой дате (3 июля 1984 года) мы подготовим трудовые подарки, В реали зации планов и обязательств решающую роль сыграет ис пользование резервов, о ко торых я рассказал в этой статье. А. ШУЛЬГА. начальник лаборатории НОТ и уп равления производством Мурманского рыбного порта. • На снимках: автор статьи' Аркадий Александрович Шульга: погрузка рыбопро дукции в вагоны осуществ ляется электропогрузчиками. Фото Б. Щукина и Д Гринько. • 6 с т р . (РЫБНЫЙ М УРМАН» я н в а р я г .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz