Рыбный Мурман. 1981 г. Январь.

В ПРОЕКТЕ «Основных направлений» экономи­ ческого и социального р аз­ вития страны поставлена задача ..- поднять техниче­ скую вооруженность произ­ водства и неуклонно сокра­ щать численность работни­ ков, занятых ручным тру­ дом. Что же имел и портовики на финише десятой пятилет­ ки? В '2 раза перекрыто з а ­ дание последнего года пяти­ летки по переработке грузов С применением электропо­ грузчиков. В 3 раза возрос парк средств малой механи­ зации, более одной трети мороженой рыбы портовика­ ми уже перерабатывается механизированным и комп­ лексно - механизированным способом, ка предприятии из года в год сокращается доля ручных работ. К концу десятой пятилетки повысил­ ся коэффициент использова­ ния НТО (подъемно-транс­ портного оборудования), а готовность автопогрузчиков к эксплуатации достигла 66- лес 80 процентов. Расчеты показывают, что при существующем оснаще­ нии НТО корт имеет воз­ можность перерабатывать дополнительно не менее од­ ного миллиона тонн грузов. Это наш резерв, который позволит, повышая коэффи­ циент использования элект­ ропогрузчиков п автопогруз­ чиков, сокращать в одиннад­ цатой пятилетке число ра­ ботников, занятых тяжелым ручным трудом, без допол­ нительных затрат. Перера­ ботка 100 тысяч тонн рыбо­ продукции комплексно-меха­ низированным способом со­ кращает затраты только по заработной плате на 1 8— 20 тысяч рублей, высвобожда­ ется 20 процентов работни­ ков, участвующих в этом трудовом процессе. ' Однако еще не все ре­ зервы по сокращению тяж е­ лого ручного и малоквали­ фицированного труда приве­ дены в действие. Многие специалисты и руководство рыбного порта считают, что к числу больших резервов в одиннадцатой пятилетке сле­ дует отнеети: Во-первых, научную раз­ работку по равномерной за­ грузке порта, которая по­ зволит, как минимум, в пол­ тора раза увеличить объем грузопереработкн при суще­ ствующих технических мощ­ ностях портового хозяйства лли (при отсутствии этого объема) высвободить около одной трети численности ра­ ботающих на тяжелых руч­ ных работах. Опыт обработ­ ки судов в марте 1980 года, когда было выгружено только с крупнотоннажных судов около 160 тысяч тонн и погружено около 10 ты­ сяч тонн грузов, подтверж­ дает это. Во-вторых, научно обосно­ ванные нормы обеспечения рыбных портов как стан­ дартным, так и нестандарт- ным портовым оборудовани­ ем, запасными частями к электропогрузчикам. Обеспечение электропо­ грузчиков запасными частя­ ми сократит их простои не менее чем на 30 процентов, а это позволит увеличить объем переработки рыбо­ продукции на 150 тысяч тони с облегченными усло­ виями труда. В-третьих, совершенство­ вать в наступившей пятилет­ ке кооперацию науки и. про­ изводства с целью разработ­ ки конструкций новых ма­ шин и механизмов, заменя­ ющих ручной труд или ис­ ключающих вредные усло­ вия труда в порту. ПО Р ТОВИ КИ имеют все 11 возможности сократить до- минимума тяжелый фи­ зический труд внедрив раз­ работки, уже выполненные ЦНОТУПРХ и лаборато­ рией НОТ. Так, например, разработанный на" 1981 — І 9 8 5 годы комплексный план научной организаціш труда, мероприятиями ко­ торого будет охвачено более 70 процентов работающих в порту, предусматривает вы­ свобождение 355 человек. К числу дополнительных резервов относится также разработка «Внедрение ти­ повых проектов организации рабочих мест для рабочих массовых профессий». Внедрение этих проектов позволяет повысить произво­ дительность труда на наждом рабочей месте до 6 процентов. Но для оборудования рабочих мест, согласно типовым про­ ектам, нужна оргтехоснастнз, приобретение которой стало проблемой. . Изготовление орг- техоснастки силами своего предприятия практически не­ возможно осуществить и край­ не нерационально. Такое же положение и на других пред­ приятиях. Поэтому считаю не­ обходимым внести в IV раз­ дел проекта «Основных направ­ лений» дополнение: «организо­ вать централизованное изго­ товление оргтехоснастки для предприятий рыбной промыш­ ленности». В ПРОЕКТЕ <:Основных направлений» преду­ сматривается дальнейшее улучшение условий труда и быта работающих женщин. И в этом вопросе портовики имеют опыт и неиспользован­ ные резервы. Большой объ­ ем работ выполнен отделом техники безопасности порта в вопросе вывода женщин из ночных смен с сокраще­ нием их численности на ра­ ботах с тяжелыми и вред­ ными условиями труда в за­ вершающем году десятой пя­ тилетки. Кроме того, во втором квартале 1980 года были закончены учет (инвен­ таризация) тяжелого ручно­ го труда и разработка ме­ роприятий по его сокраще­ нию в одиннадцатой пяти­ летке. Для ускорения и при­ дания плановости в реше­ нии этой проблемы Мннрыб- хозом СССР в июне 1980 года утвержден перечень профессий ручного трудя, подлежащих я ерв г ■ г :ор зди ? і механизации в портах и флотах. Уже в 1981 году портовики считают возмо&ным вывести всех женщин из ночных смен, работающих на льдозаводе и складе соли. Вопрос этот пока решается ВРПО «Севрьіба». Ду­ маем, что он будет решен по­ ложительно, так как объем переработки льда и соли сни­ зился в 3 раза, а степень за­ грузки работников составляет менее 20 процентов. Вывод работников льнозаво­ да и склада соли из ночных смен позволит одновременно с улучшением условий труда по­ высить эффективность произ­ водства за счет увеличения занятости, перераспределения зон обслуживания и сокраще­ ния непроизводительных по­ терь из-за низкого коэффици­ ента использования трудовых ресурсов. В разделе VIII .«Основ­ ных направлений» «Соци­ альное развитие и повыше­ ние народного благосостоя­ ния» записано: «Предусмот­ реть дальнейшее развитие сети и улучшение работы детских садов и яслей». Для обеспечения дальней­ шего улучшения условий труда и быта работающих женщин и воспитания чело­ века коммунистического об­ щества, я считаю, следует не затягивать решение про­ блемы с детскими яслями и садами. а решать так же, как решены вопросы обес­ печенности школами в СССР. В связи с этим полагаю целесообразным внести в восьмой раздел «Основных направлений» дополнение: «обеспечить детскими садами и яслями всех женщин, работающих в общественном производстве». В О ВТОРОМ разделе проекта ЦК КПСС к XXVI съезду партии сказа­ но: «Более рационально ис­ пользовать рабочее время, устранять ею непроизводи­ тельные затраты и потери...» Анализ работы отдельных подразделений порта, про­ веденный в 1980 году, пока­ зал, что грузовые районы порта еще имеют большие роз:',ЛИЛ В Г'ОИЫ’ПСННЛ НрЗ- изводительности труда. Толь­ ко за счет сокращения объ­ ема работ, не входящих в функции докеров-механиза» торов, можно повысить про­ изводительность труда от 15 до 25 процентов даже при сокращении их только наполовину. Однако сократить повре­ менные и хозяйственные ра­ боты, не входящие в обя­ занности докеров-механиза- горов, невозможно без изыс­ кания дополнительных гру­ зов, без чего портовики не смогут улучшить и свои эко­ номические показатели. А одиннадцатая пятилетка пре­ дусматривает перевод эко­ номики на путь интенсифи­ кации. В связи с этщ і уже сейчас руководство порта и партийная организация изыс­ кивают возможности привле­ чения к обработке грузов сторонних организаций. Практика подобной коопера­ ции не нова, но сегодня ее недооценка может привести к недовыполнению отдель­ ных показателей плана и пунктов обязательства. До сих пор идет полемика о какой-то «несовместимости грузов». Но это вредная аргу­ ментация. В крайнем случае, можно пойти на создание спе­ циализированных бригад, но обрабатывать дополнительные грузы порт может и обя­ зан. Только за счет сокраще­ ния доли повременных работ в порту на 50 процентов можно дополнительно переработать не десятки, а сотни тысяч тонн народнохозяйственных грузов, повысить интенсивность труда, а следовательно, и эффектив­ ность всего производства. По­ ступившая в десятой пятилет­ ке новая техника дает возмож­ ность повысить в порту рента­ бельность, снизить себестои­ мость и тем самым обеспечить решение задач, поставленных перед портовиками на восьми­ десятые годы без дополнитель ных затрат. Б ОЛЬШИМ РЕ ЗЕ РВОМ является дальнейшее совершенствование организа­ ции производства. Создан­ ный в 1973 году судообра- батывающнй комплекс и внедрение в порту системы оперативного планирования и орі;тчо:п.і/:н комплексного обслуживания судов (СОП и ОКОС) показали преимуще­ ства научного подхода к ор­ ганизации производства. Как результат внедрения си­ стемы, сокращены до миниму- ма простои судов и вагонов, укрепилось содружество снеж­ ников, повышена эффектив­ ность подсистем обеспечения (оперативного планирования, организации труда, техниче­ ского обеспечения, соревнова­ ния, партийно-политического обеспечения). Вместе с тем система оперативного планиро­ вания организации комплекс­ ного обслуживания судок тре­ бует дальнейшего развития и совершенствования. В системе в десятой пятилетке еще сла­ бо действовали и сказывали _ влияние ка эффективность производства отдельные пара­ метры подсистемы анализа. Если в этой подсистеме четко действовали и влияли на эф­ фективность производства и всей системы параметры «ана­ лиза результатов обработки судов и вагонов»* осуществляе­ мые отделом грузовой и ком­ мерческой работы» то практи­ чески бездействовали парамет­ ры <анализа использования рабочей силы и использования оборудования». Улучшение работы •.■под­ системы анализа» явится дополнительным резе рвом трудовых и технических ре­ сурсов в одиннадцатой пяти­ летке, позволит использо­ вать бездействующие скры­ тые резервы производства л обеспечить эффективность производства без дополни­ тельных капитальных вложе­ ний. В частности, примером такого резерва является ус­ тановление в портах нормы одновременной обработки су­ дов (НООС) согласно расче­ ту и экономическому обос­ нованию. Норма одновременной об­ работки судов влияет на ис­ пользование как рабочей си­ лы, так и технических ре­ сурсов порта. Однако рас­ считанные портом НООС ежегодно завышаются ВРПО. Практика обработки ’судов узким фронтом с концентра­ цией трудовых и техниче­ ских средств подтверждает это. И, наоборот, увеличение нормы приводит к снижению интенсивности обработки су­ дов, а следовательно, к уве­ личению продолжительности стоянки их в порту, увели­ чиваются затраты порта и флотов из-за распыления трудовых п технических ре­ сурсов , Эти выводы под­ тверждаются анализом обра­ ботки судов за прошлые го­ ды, а так;ке показателями производительности труда, рассчитанными в н атураль­ ных показателях (физиче­ ских тоннах). Т Р У Ж Е Н И К И рыбного ■ порта продолжают ударную в ахіу в честь XXVI съезда КПСС. Они полны решимости выполнить зада­ чи, поставленные на один­ надцатую пятилетку. А она для нас, портовиков, связа­ на с большим юбилеем: пя­ тидесятилетием порта как самостоятельного предприя­ тия. И it этой дате (3 июля 1984 года) мы подготовим трудовые подарки, В реали­ зации планов и обязательств решающую роль сыграет ис­ пользование резервов, о ко­ торых я рассказал в этой статье. А. ШУЛЬГА. начальник лаборатории НОТ и уп­ равления производством Мурманского рыбного порта. • На снимках: автор статьи' Аркадий Александрович Шульга: погрузка рыбопро­ дукции в вагоны осуществ­ ляется электропогрузчиками. Фото Б. Щукина и Д Гринько. • 6 с т р . (РЫБНЫЙ М УРМАН» я н в а р я г .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz