Рыбный Мурман. 1981 г. Январь.
г Э ФФЕКТИ ВНОС ТЬ ПРОИЗ ВОДСТВА — от чего она зависит? Яснее ясного — от людей, занятых на этом про изводстве. Какой отсюда на прашивается вывод? Элем ен тарный. Прежде всего — за бота о кадрах, их подбор, расстановка и, конечно же, чуткий подход к каждому че ловеку. Не персональная опе ка, нет, Просто человеческий подход. В наше время, осо бенно в суровых флотских условиях, это просто необхо димо. Что же нужно рядовому моряку для того, чтобы он трудился с полной отдачей сил, не за страх (чего греха таить, еще многие админист раторы частенько используют этот «стимул», именуемый среди моряков «системой прихзата»), а за совесть, твор чески подходил к своей рабо те? Я предвижу вопрос скеп тиков: «Что может быть твор ческого а работе матроса, за нятого погрузкой мороженой рыбопродукции или покрас кой палубы?» Отвечу, как я это понимаю. Творчество з работе — это не обязательно рационализация и изобрета тельство; это, прежде всего., работа с душой, с огоньком. А для того, чтобы человек работал с душой, о ней, об этой душе, необходимо поза ботиться. бывает, на судне хорошо организовано питание, моря ки имеют добротную рабо чую одежду, оборудование и механизмы функционируют нормально, и вдруг где-ни будь в середине рейса начи нает падать производитель ность труда, чувствуется д и с сонанс в работе какой-либо из служб, а то и в работе всего экипажа в целом, В чем же дело?,. 8 сопромате есть такое вы ражение: «усталость конструк ций». Вот и мы в данном слу чае имеем дело с накопив шейся усталостью «конструк ции», имя которой коллек тив. В противоположность со промату, речь идет не о ф и зической, а скорее о мораль ной усталости. От чего же люди в море устают мораль но? От однообразия работы и быта, от неорганизованности отдыха. Не хочу сказать, чго в рейсе экипаж занят только вопросами производства, от нюдь нет. В плане мероприя тий на рейс всегда отводится место для судовых собраний, политической и экономиче ской учебы, но этого мало для души. Вот и получается так, что в промежутках меж ду вахтами одни в десятый раз смотрят фильм «Свадьба в Малиновке», другие «ре жутся» в домино, а иной, ме нее общительный товарищ, и того хуже — сидит в одиноче стве в каюте и в сотый раз подсчитывает дни, оставшиеся до прихода. Может быть, я слишком сгустил краски? Не на всех судах такая обстанов ка, но все же подобное поло жение дел встречается неред ко. Е СТЬ и положительные примеры. На протяжении четырех с половиной лет я ходил в море на транспорт ном рефрижераторе «Иван Шишкин» и до сих пор вспо минаю об этом времени с теплотой в сердце. Если ска зать, что на судне был д р уж ный экипаж — значит, не ска зать ничего. Коллектив был не просто дружный, а по-на стоящему монолитный. Не было человека, который жиі бы только своими личными интересами, укрывшись, как улитка, в раковине собствен ного мирка. По моему твер дому убеждению, далеко не последнюю роль з этом игра ла организованность досуга моряков. Регулярно прозоди- вает глубокого уважения и не только потому, что он о р д е ноносный капитан. Его пер вый помощник Иван С ер ге евич Богданов — душа экипа жа, заводила и организатор всех хороших дел. Раньше он был начальником радио станции, не один год избирал ся секретарем партийной ор ганизации судна, а окончив высшую партийную школу, по праву и, я уверен, по при званию занял должность пер вого помощника капитана. Он не поет и не пляшет, не чи тает стихоз и не играет на музыкальных инструментах, но очень тонко разбирается з людях. Может заинтересо вать, зажечь, направить энер гию и способности человека в ^ Н ІІШ ІШ ІНШ Ш Ш Ш Ш П П ІітШ Ш Ш Ш П ІШ ШШ НМШ Ш И ІШ ІШ Ш Ш І^ I • Приглашаем к разговору | 1 К А Д Р Ы ? I \НЕТ, Л Ю Д И ! ^ П 11]11іН і1SН111S1111!!!1іШ ПіШ If1111ШП 1111!і 1іН!!Ш 111]Н1Н I!11!!іН !1!fU!I лись вечера отдыха. Подчер киваю, регулярно, а не толь ко по случаю встречи Нового года или праздника Нептуна Проводились для отдыха, а не для галочки в отчете пред седателя судового комитета. Были вечера с концертами художественной самодеятель ности, бывали и просто «поси делки» с кофе и магнитофо ном. При заходах в инлорты всегда проводились интерна циональные встречи. Когда суд но находилось в тропических водах, на свободном простран стве между люками трюмов натягивалась сетка и начина лись жаркие волейбольные баталии. Не ради спортивного престижа и не обязательно на приз, а просто ради ог ромного удовольствия. Мяч был привязан на шнурке, чтобы не улетел за борт, пло щадка гораздо короче и уже обычной и, тем не менее, этого мини-волейбола не. ми новал ни один человек экипа жа. Даже те, кому перева лило за сорок; даже те кто до сих пор ни разу в жизни не касался волейбольного мя ча. И в работе коллектив судна всегда был в числе передовых. Груз принимали быстрее, из рейсов возвращались раньше срока, постоянно получали премию. Естественно, что каждый член экипажа доро жил честью коллектива и не хотел с ним расставаться. Вы спросите, откуда такое вол шебство? Я считаю, от руко водства судна. От его капи тана, Владимира Николаевича Морозова, который относился к нам по-отечески. Этот че ловек действительно заслужи нужное русло. Конечно, такое дано не каждому, но именно такие руководители жизненно необходимы каждому экипа жу. М ОЖ ЕТ ВЫТЬ, когда-нибудь на судно будет «поло жен по штатному расписа нию» специалист по борьбе со скукой. Пока это шутка, а ведь придет время, когда проблему придется обсуж дать со всей серьезностью. Известно же, что в сборных спортивных командах страны есть должность психолога, а когда-то там не было ни мас сажиста, ни даже врача. Жизнь движется вперед, уве личивая темп и нагрузки, и на ее поверхность всплывают такие проблемы, о разреше нии которых раньше и не по мышляли. В недалеком прош лом понятие «культработник» у нас было связано только с клубом или домом отдыха, а теперь наш «Севрыбхолод- флот» имеет собственную культбазу. Совсем недавно конструкторские бюро имели в своем составе только кон структоров, теперь в КБ по явились дизайнеры, а в неко торых — даже специалисты медицинского профиля. Разве здоровый психологический климат в трудовом коллективе не менее важен, чем в спор тивной команде? По-моему, комментарии излишни. Если к тому же учесть, что в спор тивной команде подбираются люди в основном одной воз растной группы и с общим увлечением тем или иным ви дом спорта, то проблема там не так уж остра. А что мы имеем в экипаже? Возраст от Как в одной большой семье семнадцати лет (курсанты- практиканты) до пятидесяти «с хвостиком» (ветераны ф л о та). Десятки специальностей... Сотни увлечений... Тысячи ха рактеров и судеб, объединен ные в коллективы флотов, ко торые играют далеко не по следнюю роль в народном хозяйстве страны. И ради то го, чтобы повысить эф ф ек тивность работы этих тысяч ных коллективов, думается, стоит серьезно поразмыслить над поднятой проблемой. I f T O -НИБУДЬ сейчас про- чел эти строки и поду мал: «Эк, куда его занесло! Под самые небеса! Раздул во прос до глобальных разме ров». Ну что ж, давайте спу стимся с небес на землю, вернемся в «исходную пози цию» к немногочисленному экипажу транспортного р еф рижератора или танкера. С чего начать? Собрать после вахты всех «от мала до вели ка», составить хоровод и, взявшись за руки, начать до потопную игру под кодовым названием «Познакомьтесь, друзья», так что ли? Нет, не гак. Не каждый эту игру ува жает. Не всякий будет участ ником художественной само деятельности. Порою даже в роли пассивного зрителя вы ступают не все члены экипа жа. Но кто-то пишет стихи, пусть не очень хорошие, но идущие из глубины души. Однако стесняется своего ув лечения, старательно скрыва ет его. Так помогите челове ку! Это не только в его лич ных интересах. Кто-нибудь за нимается чеканкой или изго товлением моделей парусни ков. Но если он свое твор чество попытается пронести через проходную, чтобы вру чить домашним или друзьям, то рискует заиметь неприят ность, которая выразится в конфликте с милицией, зорко следящей за тем, чтобы не рас хищалось народное добро. Так сделайте так, чтобы че ловек приобрел это самое добро (отходы цветного ме талла) за свои кровные! Мно гие занимаются фотографией, слайдами. Так организуйте фотоконкурс по определен ной тематике или без оной и наградите победителя ценным подарком из фонда судна? Не обязательно дорогостоя щим. Ведь человек, занимаю щийся любимым делом, полу чит огромное моральное удо влетворение, если его работа будет оценена по достоинст ву... Нет на судне увлеченных, нет энтузиастов, нет заводил? Поменяйте книги в судовой библиотеке, полностью поме няйте! Подыщите на долж ность внештатного библиоте каря любителя книг. Пусть у него не будет за плечами диплома об окончании инсти тута культуры или библиотеч ного техникума, пусть он предпочитает только фанта стику или только детектив это не суть важно. Достаточ но того, что он любит книгу, а исполняя обязанности биб лиотекаря наверняка привь ет эту любовь если не всему экипажу, то, по крайней м е ре, своим друзьям. Иными словами: не будьте равнодушными к людям! Д о брожелательное, заинтересо. ванное отношение, помощь тем, кто в этом нуждается, — это же так просто и так важ но! Важно не только для то го, кто занимается с увлече нием любимым делом, но и для всего экипажа. Вниманием к человеку, заботой о нем про никнуты все решения нашей партии, все законы нашего го сударства. Но, к сожалению, далеко не везде, не на каж дом судне задумызаются о том, чтобы, кроме безуслов ного выполнения производст венных заданий, обеспечить морякам хороший микрокли мат, без которого очень труд но и работать и жить. І/О Н Е Ч Н О , легко сказать; * * «Помогите, устройте, ор ганизуйте, подыщите», а кто все это будет делать? Кому адресовать эти призывы? В целом — всему активу флота, а в частности — тем, кто по роду своей деятельности при зван заботиться о здоровоѵ психологическом климате г экипажах судов. А именно — первым помощникам капитанов работникам культбазы, коми тету комсомола и базовому профсоюзному комитету ф л о та. Очередь за вами, товари щи. Продолжите полемику на страницах газеты! Или, може* быть, сразу займетесь делом? С. ЦВЕТКОВ, электрик уп равлений «Севрыбхолод- флот». ПАМЯТЬ БЕССМЕРТНА Два раза в месяц моряки Мурманского тралового флота име ют возможность по профсоюзным путевкам побывать в различ ных городах нашей страны. Об одной из таких экскурсий — наш рассказ. В Минск мурманчане при летели почто в полночь. С утра начались экскурсии. Первая — по городу. Мне довелось побывать во многих городах страны. каждый прекрасен по-своему. Минск буквально поражает необъ ятным простором улиц. Мы любуемся о л и м п и й с к и м и объектами Минска: их — восемь, главные Дворец спорта и стадион «Динамо», вмещающий 50 тысяч зрителей. Но. конечно, самое памят ное, самое волнующее собы тис — поездка в Хатынь. Да. мы много слышали об этом мемориале, не раз видели скульптуру — скорбную ф и гуру старнка-крестьянина с ребенком на руках. И вот мы с букетами гво-з дик приближаемся к Хатыни. В тот т р а г и ч с с к и іі день здесь так же, как и теперь, гулял холодный ве тер. Фашисты сожгли дерев ню. в пламени погибли ж е н щины, старики, дети... Звонит колокол... В Белоруссии во время Великой Отечественной вой ны погибло 2 миллиона 230 тысяч человек. Каждый чет вертый. И ПОТОПП ШѴІИЯТ Т!')!■• березки у памятника в честь живых а вместо чет вертой — вечный огонь в память о павших. Мы идем в скорбном мол чанни. Те. кто постарше, не скрывают слез. Возле могил белорусских детей и взрос лых каждый из них вспоми нает свое горе, принесенное войной. И ложатся цветы на мраморные плиты... Звонит колокол... И снова мы в Минске. Но уже другими глазами смот рим на него: да. именно о та кой прекрасноіі столице. о такой мирной и счастливой жизни мечтали тысячи бело русских партизан, сотни ты сяч жителей городов и де ревень погибших, но не сдав шнхея фашистам Мы любуемся городом, а перед глазами вновь и вновь слова, высеченные нал мо сильным холмом на белим мраморе: «■Люди добрые, по мните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас. доро гие. Мы сгорели живыми ч огне. Наша просьба ко всем- пусть скорбь и печаль обер нутся в мужество ваше и си •чу. чтобы смогли вы утвер дить навечно мир и покоіі на земле.. > И. Б Е Р Е ЗЮ К . 8 стр. «РЫБНЫЙ м у р м а н » 9 января 1981 Как приятно бывает име н и н ни к у вместе с телеграф ными поздравлениями из до ма, от бли зки х, друзей выслушать и поздравления, добрые пожелания от това рищей по труди. Праздничную торжеств е ч ность событию всегда прида ет пирог или торт, стара тельно ■приготовленный для имен и н>і кка работника ми камбуза. На этом снимке вы в и д и те, как первый помощник к а питана БМРТ ьЦимлянск ■> оо ъ ед мнения «Мурма нры б- пром-' Ш, В. Путкарадзе от имени команды поздравляет чатроса Н. А. Туркина в п а мятный для пего день Фе е матозсо Р АГАРО- ІІОПА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz