Рыбный Мурман. 1981 г. Январь.
ш 9 января 1981 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» ...: 9 7 стр. О г р о м н о е внимание уделяют Коммунисти ческая партия и Советское правительство трудовому воспитанию подрастающего поколения. Для этого в на шей стране создана широкая сеть профессионально-тех нических училищ. Одним из таких учебных заведений для молодежи в нашем горо де два года назад стало ГПТУ-16. — Наше училище было создано в системе Всесоюз ного рыбопромышленного объединения «Севрыба» специально для того, чтобы ежегодно пополнять штат ра бочих Мурманского рыбо комбината и судовых спе циалистов низшего звена за счет подготовленной к тру довой деятельности молоде жи, — так сказал директор Федор Федорович Козлов ский В 1980 году училище вы пустило 259 молодых рабо чих для предприятий ВРПО «Севрыба», 14 выпускников получили направления в высшие учебные заведения. До конца же учебного года путевки в трудовую жизнь получат еще І 06 - человек. — Для такого училища, как наше, это хороший ре зультат. — говорил Федор Федорович. - - Ведь к нам приходят ребята, уже имею щие полное среднее образо вание. Многие из них — это те. кто не выдержал конкур са при поступлении в инсти туты. Дело наших препода вателей — убедить ребят, что в высшие учебные за ведения они еще успеют, а получить в жизни твердую специальность тоже много значит. Тем более что к лю дям, пришедшим в институ ты с производства, отноше ние уже совсем иное, ибо они уже смогли повидать жизнь и выбор их не случа ен. На факультете, где зани маются будущие рыбообра- ботчицы и аппаратчицы, на- В З Р О С Л Ы Е Д Е Т И «Совершенствовать формы и методы трудового вос питания в средней школе. Усилить работу по профес сиональной ориентации юношества». Из проекта ЦК КПСС к X X V I съезду партии «Основ ные нап р а влен и я экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года». В БЫ ВШ ЕЙ СМЕННОЙ Ш КО Л Е рабочей молодежи № 5 орга низован учебно-производственный комбинат для в ы п уск ников средних общ еобразовательных школ М урм анска. На чет вертом этаж е здесь есть довольно интересный кабинет, напом и нает он нлассную ком нату, но на стеллаж ах привлекаю т вни мание посетителей красочны е консервные и лресервные банки, бочонки и коробки. Все они им итирую т продукцию , вы п ускае мую на Мурманском рыбообрабатывающем комбинате. F /'Ководит пунктом Исмаил Алимович Беглов. Это опытный спец иалист по производству разнообразной пищевой рыбной продукции. Вот некоторые ш тр ихи его биограф ии. После окон чания Бакинского рыбопромышленного те хн и кум а приехал в М урманск. Работал на су д а х ры бакколхозсою за, п ять лет тр у дился на первом холодильном заводе рыбокомбината мастером смены. 13 пет в должности помощника капитана по производ ств у ходил в море на плавбазах управления «Севрыбхолодсрлот». Что привлекает Беглова в сегодняш ней работе? Вот что р асска зал Исмаил Алимович БЕГЛ О В: С ЕЙЧАС старшекласс ницы совсем не по хожи на моих сверстшщ- школьннц, У них больший запас знаний, в поведении и в отношениях с окружающи ми они намного независемес, чем были мы, дети военного времени. Понять это легко. Высокий культурный уро вень, всесторонний доступ к участию в общественной и трудовой жизни — все это дает молодежи право требо вать к себе уважительного отношения. Уча щи еся выпу скііы х классов — они в сущнос ти еще дети. Но дети уже взрослые. Каждое утро в во семь часов я прохожу с ни ми через центральную про ходную рыбного порта, и мы идем на рыбокомбинат. Ч а ще всего наш путь лежит на участок вяления рыбы пер вого холодильного завода, где мои девчонки помогают выпускать продукцию улуч шенного ассортимента. Пока я не могу твердо сказать, кто именно из бу дущих выпускниц прпдет на рыбокомбинат. Если гово рить честно, это такое пред приятие, где могут работать только трудолюбивые, не бо ящиеся трудностей, умею щие найти свое место в мно голиком женском коллекти ве девушки. Но для этого нужна всесторонняя забота о них руководителей рыбо комбината. Я уже говорил, что сегодняшняя молодежь требует к себе особого от ношения. Так вот, чтобы не быть голословным, замечу, что в первую очередь и пар ни и девушки не могут вы носить крикливой формы взаимоотношений с мастера ми. Криком, .как говорится, ничего не возьмешь. Они очень ранимы, а потому за мыкаются в себе, промол чат, но заданное... не сдела ют. Есть н такие, кто не мо жет смолчать, а способен ответить довольно резко. . В основном девушки лю бят работать. Сейчас деньги не перечисляются в фонд школы. Девчата сами полу чают их в кассе вместе с р а бочими. Это, несомненно, стимулирует их труд, в луч шую сторону сказывается па поведении. Помню, было родительское собрание, так одна нз матерей не могла нахвалиться дочерью. Р а с сказывала, что как только дочь стала получать своп деньги, отношение к ним у нее изменилось до неузна ваемости: экономной стала девушка. Но вернемся к вопросам производства. Я заметил, что будущим выпускникам правится проходить практи ку в цехах консервного за- ьода, но что они с большой неохотой идут на второй хо лодильный завод. Почему? Во-первых, на консервном заводе девушкам интересно. В цехах чисто, .много меха низмов, работницы к ним относятся мягко, приветливо, все показывают, обо всем рассказывают, контакт уста навливается между старши ми и младшими как бы сам собой. И директор завода Игорь Давыдович Сквирский доволен нашими подопечны ми. Но вот что происходит на втором холодильном заводе, этого до сих пор понять не могу. Уже неоднократно пы тался организовать на пре- сервный участок экскурсию, однако школьниц туда до Р А Б О Ч И Е Б Е Р «Предусмотреть дальнейшее развитие профессионально- технических учебных заведений, как важнейшего источника пополнения народного хозяйства кадрами рабочих. Довести выпуск квалифицированных рабочих из этих учебных заве дений за 1981 — 1985 годы до 13 млн. человек; увеличить выпуск квалифицированных рабочих со средним образова нием в 1,6 раза». Из проекта ЦК КПСС к X X V I съезду КПСС. пример, теорию и практику вьшаботки пищевой рыбной продукции преподают масте ра Мирония Васильевна Ер макова, Александра Кирил ловна Солдатова и Руфнна Александровна Заслонова. Они хорошо знают свое де ло, многие годы руководили сменами на рыбокомбинате. Солдатова, например, не однократно удостонвалась звания «Лучший мастер», руководители комбината с большой неохотой отпуска ли ее в ГПТУ-16. Но побе дил разум: молодежь дол жны обучать истинные на ставники, а не случайные люди. -— Девушки нам доставля ют очень много хлопот, — рассказывал далее Федор Федорович. — В первый год работы нашего училища по лучить профессию пришли 60 мурманчанок. В прошлом году нз 63 девушек 52 бы ли приезжие из городов п поселков нашей области и городов центральной России. Мы попытались сделать ана лиз этого явления. И выяс нилось, что в семьях нашего города девушек удерживают от поступления в ГПТУ-16 родители. Вот такого их отношения к своим дочерям мы не понимаем. Правильно, раньше рыбо комбинат по условиям ра боты для людей был не на первом месте. Но сейчас по ложение резко изменилось. Чтобы убедиться в этом, до статочно побывать на холо дильных и коптильных заво дах. Но... А вот с ребятами у нас проблем почти нет, Учиться на мотористов, котельных машинистов, рефрижера торных машинистов, судовых электриков они идут с большим желанием. Их маннт сама профессия и ро мантика моря. Ведь мы обучаем будущих моряков, готовим специалистов для промысловых флотов н уп равления «Севрыбхолод- флот». Большую роль, не сомневаюсь, в их жизни иг рают отцы, которые в боль шинстве своем — моряки. К примеру, Олег Ренькас. Пришел к нам учиться на судового машиниста. Отец его ходит в море на судах «Севрыбхолодфлота» по мощником капитана по производству. Сумел он вос питать в своем сыне любовь к морю. И таких ребят мож но насчитать десятки. Когда мы покидали ГПТУ-16, в коридорах стоя ла тишина. В аудиториях начались занятия. За к аж дой из дверей науку труда постигали будущие рабочие ' берега и моря. Д. РОМАНОВ. ІІа снимках: директор ГПТУ-16 Ф. Ф, Козловский вручает свидетельство О. Ренькасу; теоретические занятия б у д ущ и х аппарат- чиц-стерилизаторщиц; в к а - бинете судового электрообо рудован и я (слева направо) И. Глодя и В. Беспалов. Фото Б. Щукина. В заключение хочу ска зать, что руководителям ры бокомбината надо удвоить, утроить свое внимание к учащимся выпускных клас сов средних школ. В первую очередь надо видеть в них резерв для пополнения сво их рабочих кадров, а не слу чайных посетителей цехов. ■И работу для выпускников надо подбирать наиболее пн- • тересную, а не так, как час то случается, — подсобную, выполняя которую не надо проявлять ум и особое ста рание. Повторяю, отношения с будущими выпускниками ну жно налаживать как с рав ными, то есть взрослыми людьми. Кадровая проблема. Год от года она становится ак туальнее для любого пред приятия, а в коллективе Мурманского рыбокомбина та стояла всегда остро. Н а стало время от отдельных ме роприятий, направленных на воспиіанне рабочей смены, переходить к четкой, проду манной системе в этом -деле, чтобы в конечном итоге не метался с одного места на другое молодой рабочий и производство не страдало от чрезмерной текучести кад ров. сих пор не пускают. Масте ра второго холодильника ссылаются на отсутствие чи стых халатов, а мне кажется, что «соль» в другом — в не желании мастеров занимать ся со школьниками. А жаль, учащиеся выпускных клас сов могли бы и там оказать помощь рабочим в производ стве продукции, да и сами многому подучились бы. Самые теплые и друже ские отношения сложились у нас с Люцией Павловной Ивановой, заместителем ге нерального директора рыбо комбината. Благодаря ее стараниям, мы получаем для учеников наиболее интерес ную работу. ГТо ничего хоро шего нельзя сказать о на ших связях с комитетом комсомола. З а два года никто из его работников не приходил к нам на занятия, не беседовал с девушками, не интересовался тем, что им по душе на комбинате, а че.м они недовольны. Я не сомневаюсь, что встречи с комсомольцами предприятия в лучшую сторону сказались бы на результатах практики выпускников, и, возможно, многие девушки после окон чания школы пришли бы ра ботать в его цехи. Пока же дружба с комсомольцами рыбокомбината у нас не по лучается.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz