Рыбный Мурман. 1981 г. Январь.

ш 9 января 1981 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» ...: 9 7 стр. О г р о м н о е внимание уделяют Коммунисти­ ческая партия и Советское правительство трудовому воспитанию подрастающего поколения. Для этого в на­ шей стране создана широкая сеть профессионально-тех­ нических училищ. Одним из таких учебных заведений для молодежи в нашем горо­ де два года назад стало ГПТУ-16. — Наше училище было создано в системе Всесоюз­ ного рыбопромышленного объединения «Севрыба» специально для того, чтобы ежегодно пополнять штат ра­ бочих Мурманского рыбо­ комбината и судовых спе­ циалистов низшего звена за счет подготовленной к тру­ довой деятельности молоде­ жи, — так сказал директор Федор Федорович Козлов ский В 1980 году училище вы­ пустило 259 молодых рабо­ чих для предприятий ВРПО «Севрыба», 14 выпускников получили направления в высшие учебные заведения. До конца же учебного года путевки в трудовую жизнь получат еще І 06 - человек. — Для такого училища, как наше, это хороший ре­ зультат. — говорил Федор Федорович. - - Ведь к нам приходят ребята, уже имею­ щие полное среднее образо­ вание. Многие из них — это те. кто не выдержал конкур­ са при поступлении в инсти­ туты. Дело наших препода­ вателей — убедить ребят, что в высшие учебные за­ ведения они еще успеют, а получить в жизни твердую специальность тоже много значит. Тем более что к лю­ дям, пришедшим в институ­ ты с производства, отноше­ ние уже совсем иное, ибо они уже смогли повидать жизнь и выбор их не случа­ ен. На факультете, где зани­ маются будущие рыбообра- ботчицы и аппаратчицы, на- В З Р О С Л Ы Е Д Е Т И «Совершенствовать формы и методы трудового вос­ питания в средней школе. Усилить работу по профес­ сиональной ориентации юношества». Из проекта ЦК КПСС к X X V I съезду партии «Основ­ ные нап р а влен и я экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года». В БЫ ВШ ЕЙ СМЕННОЙ Ш КО Л Е рабочей молодежи № 5 орга­ низован учебно-производственный комбинат для в ы п уск­ ников средних общ еобразовательных школ М урм анска. На чет­ вертом этаж е здесь есть довольно интересный кабинет, напом и­ нает он нлассную ком нату, но на стеллаж ах привлекаю т вни­ мание посетителей красочны е консервные и лресервные банки, бочонки и коробки. Все они им итирую т продукцию , вы п ускае­ мую на Мурманском рыбообрабатывающем комбинате. F /'Ководит пунктом Исмаил Алимович Беглов. Это опытный спец иалист по производству разнообразной пищевой рыбной продукции. Вот некоторые ш тр ихи его биограф ии. После окон­ чания Бакинского рыбопромышленного те хн и кум а приехал в М урманск. Работал на су д а х ры бакколхозсою за, п ять лет тр у ­ дился на первом холодильном заводе рыбокомбината мастером смены. 13 пет в должности помощника капитана по производ­ ств у ходил в море на плавбазах управления «Севрыбхолодсрлот». Что привлекает Беглова в сегодняш ней работе? Вот что р асска­ зал Исмаил Алимович БЕГЛ О В: С ЕЙЧАС старшекласс­ ницы совсем не по­ хожи на моих сверстшщ- школьннц, У них больший запас знаний, в поведении и в отношениях с окружающи­ ми они намного независемес, чем были мы, дети военного времени. Понять это легко. Высокий культурный уро­ вень, всесторонний доступ к участию в общественной и трудовой жизни — все это дает молодежи право требо­ вать к себе уважительного отношения. Уча щи еся выпу скііы х классов — они в сущнос­ ти еще дети. Но дети уже взрослые. Каждое утро в во­ семь часов я прохожу с ни­ ми через центральную про­ ходную рыбного порта, и мы идем на рыбокомбинат. Ч а­ ще всего наш путь лежит на участок вяления рыбы пер­ вого холодильного завода, где мои девчонки помогают выпускать продукцию улуч­ шенного ассортимента. Пока я не могу твердо сказать, кто именно из бу­ дущих выпускниц прпдет на рыбокомбинат. Если гово­ рить честно, это такое пред­ приятие, где могут работать только трудолюбивые, не бо­ ящиеся трудностей, умею­ щие найти свое место в мно­ голиком женском коллекти­ ве девушки. Но для этого нужна всесторонняя забота о них руководителей рыбо­ комбината. Я уже говорил, что сегодняшняя молодежь требует к себе особого от­ ношения. Так вот, чтобы не быть голословным, замечу, что в первую очередь и пар­ ни и девушки не могут вы­ носить крикливой формы взаимоотношений с мастера­ ми. Криком, .как говорится, ничего не возьмешь. Они очень ранимы, а потому за­ мыкаются в себе, промол­ чат, но заданное... не сдела­ ют. Есть н такие, кто не мо­ жет смолчать, а способен ответить довольно резко. . В основном девушки лю­ бят работать. Сейчас деньги не перечисляются в фонд школы. Девчата сами полу­ чают их в кассе вместе с р а­ бочими. Это, несомненно, стимулирует их труд, в луч­ шую сторону сказывается па поведении. Помню, было родительское собрание, так одна нз матерей не могла нахвалиться дочерью. Р а с ­ сказывала, что как только дочь стала получать своп деньги, отношение к ним у нее изменилось до неузна­ ваемости: экономной стала девушка. Но вернемся к вопросам производства. Я заметил, что будущим выпускникам правится проходить практи­ ку в цехах консервного за- ьода, но что они с большой неохотой идут на второй хо­ лодильный завод. Почему? Во-первых, на консервном заводе девушкам интересно. В цехах чисто, .много меха­ низмов, работницы к ним относятся мягко, приветливо, все показывают, обо всем рассказывают, контакт уста­ навливается между старши­ ми и младшими как бы сам собой. И директор завода Игорь Давыдович Сквирский доволен нашими подопечны­ ми. Но вот что происходит на втором холодильном заводе, этого до сих пор понять не могу. Уже неоднократно пы­ тался организовать на пре- сервный участок экскурсию, однако школьниц туда до Р А Б О Ч И Е Б Е Р «Предусмотреть дальнейшее развитие профессионально- технических учебных заведений, как важнейшего источника пополнения народного хозяйства кадрами рабочих. Довести выпуск квалифицированных рабочих из этих учебных заве­ дений за 1981 — 1985 годы до 13 млн. человек; увеличить выпуск квалифицированных рабочих со средним образова­ нием в 1,6 раза». Из проекта ЦК КПСС к X X V I съезду КПСС. пример, теорию и практику вьшаботки пищевой рыбной продукции преподают масте­ ра Мирония Васильевна Ер ­ макова, Александра Кирил­ ловна Солдатова и Руфнна Александровна Заслонова. Они хорошо знают свое де­ ло, многие годы руководили сменами на рыбокомбинате. Солдатова, например, не­ однократно удостонвалась звания «Лучший мастер», руководители комбината с большой неохотой отпуска­ ли ее в ГПТУ-16. Но побе­ дил разум: молодежь дол­ жны обучать истинные на­ ставники, а не случайные люди. -— Девушки нам доставля­ ют очень много хлопот, — рассказывал далее Федор Федорович. — В первый год работы нашего училища по­ лучить профессию пришли 60 мурманчанок. В прошлом году нз 63 девушек 52 бы­ ли приезжие из городов п поселков нашей области и городов центральной России. Мы попытались сделать ана­ лиз этого явления. И выяс­ нилось, что в семьях нашего города девушек удерживают от поступления в ГПТУ-16 родители. Вот такого их отношения к своим дочерям мы не понимаем. Правильно, раньше рыбо­ комбинат по условиям ра­ боты для людей был не на первом месте. Но сейчас по­ ложение резко изменилось. Чтобы убедиться в этом, до­ статочно побывать на холо­ дильных и коптильных заво­ дах. Но... А вот с ребятами у нас проблем почти нет, Учиться на мотористов, котельных машинистов, рефрижера­ торных машинистов, судовых электриков они идут с большим желанием. Их маннт сама профессия и ро­ мантика моря. Ведь мы обучаем будущих моряков, готовим специалистов для промысловых флотов н уп­ равления «Севрыбхолод- флот». Большую роль, не сомневаюсь, в их жизни иг­ рают отцы, которые в боль­ шинстве своем — моряки. К примеру, Олег Ренькас. Пришел к нам учиться на судового машиниста. Отец его ходит в море на судах «Севрыбхолодфлота» по­ мощником капитана по производству. Сумел он вос­ питать в своем сыне любовь к морю. И таких ребят мож­ но насчитать десятки. Когда мы покидали ГПТУ-16, в коридорах стоя­ ла тишина. В аудиториях начались занятия. За к аж ­ дой из дверей науку труда постигали будущие рабочие ' берега и моря. Д. РОМАНОВ. ІІа снимках: директор ГПТУ-16 Ф. Ф, Козловский вручает свидетельство О. Ренькасу; теоретические занятия б у д ущ и х аппарат- чиц-стерилизаторщиц; в к а - бинете судового электрообо­ рудован и я (слева направо) И. Глодя и В. Беспалов. Фото Б. Щукина. В заключение хочу ска­ зать, что руководителям ры­ бокомбината надо удвоить, утроить свое внимание к учащимся выпускных клас­ сов средних школ. В первую очередь надо видеть в них резерв для пополнения сво­ их рабочих кадров, а не слу­ чайных посетителей цехов. ■И работу для выпускников надо подбирать наиболее пн- • тересную, а не так, как час­ то случается, — подсобную, выполняя которую не надо проявлять ум и особое ста­ рание. Повторяю, отношения с будущими выпускниками ну­ жно налаживать как с рав­ ными, то есть взрослыми людьми. Кадровая проблема. Год от года она становится ак­ туальнее для любого пред­ приятия, а в коллективе Мурманского рыбокомбина­ та стояла всегда остро. Н а­ стало время от отдельных ме­ роприятий, направленных на воспиіанне рабочей смены, переходить к четкой, проду­ манной системе в этом -деле, чтобы в конечном итоге не метался с одного места на другое молодой рабочий и производство не страдало от чрезмерной текучести кад­ ров. сих пор не пускают. Масте­ ра второго холодильника ссылаются на отсутствие чи­ стых халатов, а мне кажется, что «соль» в другом — в не­ желании мастеров занимать­ ся со школьниками. А жаль, учащиеся выпускных клас­ сов могли бы и там оказать помощь рабочим в производ­ стве продукции, да и сами многому подучились бы. Самые теплые и друже­ ские отношения сложились у нас с Люцией Павловной Ивановой, заместителем ге­ нерального директора рыбо­ комбината. Благодаря ее стараниям, мы получаем для учеников наиболее интерес­ ную работу. ГТо ничего хоро­ шего нельзя сказать о на­ ших связях с комитетом комсомола. З а два года никто из его работников не приходил к нам на занятия, не беседовал с девушками, не интересовался тем, что им по душе на комбинате, а че.м они недовольны. Я не сомневаюсь, что встречи с комсомольцами предприятия в лучшую сторону сказались бы на результатах практики выпускников, и, возможно, многие девушки после окон­ чания школы пришли бы ра­ ботать в его цехи. Пока же дружба с комсомольцами рыбокомбината у нас не по­ лучается.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz