Рыбный Мурман. 1981 г. Январь.
■ Н ІІ І ІІ І ІІ І ІІ І ІИ І ІІ ІІ І Ш ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ І ІІ І ІШ І ІІ ІШШ ІШ ІШ ІІ ІІІ И ІІ ІМ И ІІ ІІ ІІІ ІІІ ІІІ ІІІ ІІ ІІІ ІІШ ІІІ ІІІ ІІІ Ш ІІІ ІІ I]! III I !11111111!111! Ш i i I!! [11i11111111!11!П 11!11111П 1111111!11111I I I П 111!! 1111111i I!(11111111i 11! fi 111111111i 11!1 i 11111! I Ііл М у р м а н с к — город ры бацкий. Моряки II ИХ семьи составляют основную часть его населения. Поэто му улучшению обслуживания рыбаков как в морю, так и па берегу, более полному удовлетворению пч потреб ностей уделяется немалое внимание. И все л;е рыбаки остаются недовольны. Одной из основ ных причин этого является от. сутствпе в продаже необхо димых товаров даже не по вышенного, а повседневного спроса. Постоянно допуска ются перебои в торговле та кими товарами, как мужское хлопчатобумажное белье, со рочки, брюки, не всегда имеются крем и кисточки для бритья, зубные щетки іі т. д. В своем выступлении на собрании актива област ной партийной организации 3 ноября 1980 года первый секретарь обкома КПСС В. Н. Птпцып указал на не достатки в обслуживании рыбаков. Да, потребности рыбаков удовлетворяются пока далеко не полностью. И на это есть и объективные, и субъективные причины. Вот некоторые из них. Рыбак находится в мо ре долгие месяцы. За такоіі д л и т е л ь н ы іі промежуток времени ему мо гут потребоваться предметы как первой необходимости, так п длительного пользова ния. Следует еще учесть то, что нередко он уходит в морс в одно время года, а возвращается — в другое. Бывает и так, что уходит из Мурманска в рейс зимой, а приходит в район промысла, где стоит ж аркая погода. В общем, встречается много разных ситуаций, при кото рых человеку требуются са мые различные предме ты, обувь, одежда. По приходе в порт рыбак полу чает па руки свой заработок сразу за несколько месяцев. Суммы, как правило, быва ют немалыми. В это время у него появляется и возмож ность, и потребность что-то купить. И если человек не всегда твердо уверен, что ему нужна какая-то опреде ленная вещь, все же хоро шую одежду, обувь для се бя н членов семьи, культто вары он готов приобрести, не задумываясь при этом о цене. Учитывая это, иа моряков промыслового флота нельзя механически переносить фор мы и методы торгового об служивания товарами народ ного потребления, которые применяются в береговых условиях. Обслужить рыбака даже на берегу не так-то просто, как это кажется. Эго обусловлено опять же спе цифичными, присущими толь ко этой социальной группе условиями. Моряк находится па берегу во время стоянок в среднем от 5’ до 10 дней, а иногда и того меньше. За ото время он должен побыть с семьей, отстоять вахту, произвести разгрузку трау лера, подготовить судно к выходу на промысел. Поэто- В октябре минувшего года я выходил с цслыо изучения спроса на промысел. На р а з ных судах приходилось бе седовать с разными катего риями работников (капитана ми, первыми помощниками, вторыми штурманами, а р тельными, рядовыми члена ми экипажа), на которых возложена обязанность по обеспечению судов продук тами п промышленными то варами. У всех у них опредег-' ленные суждения об ассор тименте товаров в судовых В н им ани е : проблема ! торговать специалист. В-тре тьих, одежда, обувь, трико- тал; теряют внешний вид, за время длительного рейса снижается их качество. Возникает вопрос — где же купить рыбаку эти вещи? Частично это можно сделать на плавбазах пли' транспорт ных рефрижераторах. За вре мя промысла траулеры, од ни чаще, другие реже, под ходят к транспортным судам. Соответственно в магазинах должен всегда иметься та кой ассортимент товаров и в таком количестве, чтобы удовлетворить потребности моряков всех рыбодобываю щих судов. му ему некогда ходить по магазинам в ' поисках нужной ветцп. Если он женат и се мья находится здесь же, в Мурманске, то все обязан ности но покупке переклады ваются на родных. А тем, у кого семья живет в другом городе, и тем, у кого ее еще вообще нет (таких соглас но опросу соответственно 30 и 30,6 процента), что делать? Потребности этих людей ос таются неудовлетворенными, н с неважным настроением уходят они в новый рейс. Правда, есть еще надежда на то, что можно будет ку пить нужную вещь на про мысле — в магазинах. Но, как это бывает в большин стве случаев, человек и там не находит всего, что необ ходимо, хотя на многих ко раблях имеются судовые л а вочки и магазины. Разрабатываются ассорти ментные перечни товаров, ко торыми должны торговать на судах. В судовых лавочках торговля возлагается на ар тельщика, которым назнача ется один из матросов. Но и здесь есть проблема. Нередко а р т с л ь Щ и к и выбираются из матросов-но- вичков. Артельщик, получая товар, берет на себя м ате риальную ответственность за сохранность этих товаров и производит торговлю за счет своего личного времени. Его не освобождают при этом от несения вахты. Что же в р е зультате получается? Такой артельщик, не зная потреб ности рыбаков, как правило, берет товаров мало, не учи тывая при этом район про мысла и его продолжитель ность. Отсюда перебои в про даже товаров первой необхо димости и, как следствие, жалобы на плохое обслужи вание. ЧТО КУПИТЬ МОРЯКУ? • В аш е м н е н и е ? лавочках, организации торго вого обслуживания. С неко торыми руководящими ра ботниками флотов были встречи и на берегу. Вывод можно сделать такой: в су довых лавочках нужно про давать товар только первоіі необходимости. А для того, чтобы торговля шла беспе ребойно, надо как-то заинте ресовать артельщиков в ра боте. Д л я этого, например, м о ліио освобождать его на 1 часа от несения вахты п увеличить расценки за реа лизацию товаров со стороны рыбкоопа тралового флота. Или же артельному устано вить более высокий оклад, приравнять его, например, к окладу матроса 1-го класса. Насколько реальны такие предложения, будет оп ределено работниками соот ветствующих организаций. Что указанные мероприя тия улучшат в некоторой степени обеспечение рыбаков товарами иервоіі необходи мости, нет никаких сомне нии. Сужение ассортимента в судовых лавочках можно объяснить еще тем, что, во- первых, на судах типа РТ, БМРТ промышленные то вары хранить, как прави ло, негде, и они находятся вместе с продовольственны ми; во-вторых, технически сложными товарами должен Для этого, конечно, мага зины па плавбазах должны соответствовать своему на значению, то есть иметь не обходимую площадь для хранения товара и его вы кладки. Пока что не на всех судах есть именно такие ма газины. Капитаны судов по рой отстраняются от этого дела н не прилагают никаких усилий к улучшению усло вий торгового обслуживания рыбаков. Впрочем, нельзя сказать, что такое положение повсеместно. Например, ка питан-директор плавбазы «С еврыба»—А. А. Булычев, капитан Т Р «Ро за Люксем бур г»—А. А. Пономарев и не которые другие выделяют не обходимые помещения для торговли п хранения това ров. Тс же руководители, которые отстраняются от этого, допускают большую ошибку. Согласно социоло гическим исследованиям, про водимым научными учреж дениями на многих предприя тиях, хорошо организованное торговое обслуживание ока зывает большое влияние на закрепление рабочих кадров. При обслуживании рыба ков в море, конечно, есть свои трудности. Сзгда, под ходящие к плавбазам и р еф рижераторам, как правило, находятся у их бортов недол го. З а это время надо вы грузить рыбу, получить про дукты и выполнить другие ра- ЕЕ боты. Этих часов явно недо- Е статочио для того, чтобы все Е члены экипажа, желающие = купить нуліную нм вещь, = переправились па плавбазу. = К тому же этих ве- = щей может и не оказать- Е ся в магазине. Поэто- Е му следует улучшить пнфор- Е мацию рыбаков - о наличии Е ассортимента товаров в судо- Е вой лавочке на плавбазе. Для Е этого при подходе судна к Е базе продавец может, к при- Е меру, перейти па него Е и по местному радио о?ъ- = явить, какие товары имеют- Е В мае прошлого года pa- Е ботнпг.тми рыбкоопа трало- = вого флота был проведен = оіір .%• рт.'оаков 7 0 . 1 процен- = та всех і.пропиппых неудов — летсорительпо оценили об- Е слулниюипс во время рейса Е и 81.0 процента — обслужи- Е ванне па берегу. Об этом Ж ' Е говорилось и на собрании Е пайщиков в апреле 1080 го- Е да. - Не улучшило положение Е открытие универмага «Вол- = на» и -Салона моряка» в = нем. Рыбаки пе могут там = купить нужные им вещи, по- = тому что необходимые това- = ры выделяются не спецпаль- = но для • салона», а па весь = универмаг в целом. Унибер- Е магу лее проще выполнять Е план через широкую ирода- = жу. " ‘ = А ряд предметов первоіі Е необходимости п дефицит- Е ных товаров поступает в = продажу столько, что и для Е рыбаков-то н х ’исдостаточио. Е Одним словом, в обслужи- Е ванпн моряков очень много =■ нерешенных п р о б л е ы. § Как сделать обслужи- = ванне лучше, думается, про- = жде вссго должны подска- Е зать рыбаки. Лишь узнав их = мнение, можно будет подни- = мать вопрос об изменении = создавшегося положения пг- = ред руководителями учреж- = деннй, связанных с торгов- = лей. г В. САЖИН, директор Е горкоопторга. Е От редакции; Е Поднятая проблема, не- Е сомнсино, заинтересует не Е только рыбаков, но и Е тех, кто так или иначе свя- Е зан со снабжением флотов. Е Поэтому ждем ваших писем Е н предложений, товарищи. § гііііііім ііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііім ііііііііім ііііііііііііііііііііііііііііііііііііп ВОЗРАСТ — НЕ ПОМЕХА Когда Дмитрий Дмитрие вич Киселев после очередно го рейса приходит в управ ление Мурманского ордена Октябрьской Революции тра лового флота на доклад к на чальнику, кто бы ни повстре чался ему на пути, обяза тельно поздоровается. Хоро шо знают на флоте капитана Киселева, любят и уважают его. Он водит в море рыболов ные суда бортового трале ния. Моряки называют их еще «малышами». Для кого- то они и в самом деле «ма лыши», а для Дмитрия Дмитриевича роднее трауле ров нет. В 1947 году он пришел в траловый флот молодым и здоровым парнем, работал матросом. Труд был тяжел, не по плечу некоторым, а он выдюжил, не сдался, и море стало близким ему. В 1956 году Дмитрий Дмитриевич окончил судо водительское отделение шко лы усовершенствования ко мандного состава. К этому времени он уже отлично знал матросское и тралмейстер- ское дело и на ходовом мос тике в приборах неплохо р аз бирался, потому что на «ма лышах» матросы у штурва ла несут вахту по очереди. Скорее всего у штурвала траулера зарождалась привя занность Дмитрия Дмитрие вича к морю. Сегодня Киселев—-капитан траулера «Морозовой», а его капитанский стан; воооіце на считывает 22 года. Баренцево море он изучил отлично, умеет подо брать в экипаж опытных мо ряков. В прошлом мастер лова, он и оснастку трала знает, пожалуй, не хуже лю бого тралмейстера. В планово-экономическом отделе тр алйлогд в канун Нового года мне дани зот та кие цифры. Экипажу трауле ра «Морозовск» планирова лось в 1980 году заготовить 4 8 0 0 центнеров рыбного по луфабриката, а он сдал в порту 81 0 0 центнеров. По- моему, это убедительный по казатель мастерства коман ды п капитана. Дмитрий Дмитриевич Ки селев уже в пенсионном воз расте, но с морем и капитан ским мостиком не расстает ся, и работает он, как мы видим, хорошо. Значит, воз раст — не помеха. Д. СЕРГЕЕВ . ІІа снимке — Д. Д. Кисе лев. Фото Б. ЩУКИНА . D КАНУН Нового года Цен- ” тральным проектно-конст рукторским технологическим бюро Всесоюзного рьібопро» мышленного объединения «Севрыба» был выпущен оче редной сборник информаци. онных материалов «Характер ные аварийные случаи на су дах предприятий рыбной про мышленности Северного бас сейна», предназначенный для изучения на судах в системе КНИЖНАЯ ПОЛКА СПЕЦИАЛИСТА ментов членами экипажа, ана лиз причин характерных по вреждений технических средств, связанных с низким качеством их ремонта и кон- РАБОТАТЬ БЕЗ АВАРИЙ командирской и техническом учебы. В материалах, помещенных в сборнике, содержатся основ ные сведения, которые харак теризуют состояние аварийнос ти судов и их технических средств за девять месяцев 1930 года. В них подробно рассмотрены аварийные слу. чаи, обусловленные намотка ми на гребные устройства, по садками судов на грунт, столк новениями и навалами, пожа рами и возгораниями. Кроме того, в сборнике мож но найти детальный разбор случаев повреждений судовых технических средств в связи с нарушением требований дей ствующих нормативных доку- структивными недостатками уз лов и деталей. В информационный сборник включены и материалы, в ко торых рассказывается об опы те безаварийной работы не которых судоэкипажей. Особое место занимает обобщение опыта работы капитана-настаз- ника К. М. Гирина по провер ке судов в море. Сборник материалов «Ха рактерные аварийные случаи на судах предприятий рыбной промышленности Северного бассейна» можно получить в службах мореплавания управ лений флотов и в механико- судовых службах предприятий. В. БЕЛИКОВ, заведующий отделом ЦПКТБ. • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 января 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz