Рыбный Мурман. 1981 г. Январь.

■ Н ІІ І ІІ І ІІ І ІІ І ІИ І ІІ ІІ І Ш ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ І ІІ І ІШ І ІІ ІШШ ІШ ІШ ІІ ІІІ И ІІ ІМ И ІІ ІІ ІІІ ІІІ ІІІ ІІІ ІІ ІІІ ІІШ ІІІ ІІІ ІІІ Ш ІІІ ІІ I]! III I !11111111!111! Ш i i I!! [11i11111111!11!П 11!11111П 1111111!11111I I I П 111!! 1111111i I!(11111111i 11! fi 111111111i 11!1 i 11111! I Ііл М у р м а н с к — город ры­ бацкий. Моряки II ИХ семьи составляют основную часть его населения. Поэто­ му улучшению обслуживания рыбаков как в морю, так и па берегу, более полному удовлетворению пч потреб­ ностей уделяется немалое внимание. И все л;е рыбаки остаются недовольны. Одной из основ­ ных причин этого является от. сутствпе в продаже необхо­ димых товаров даже не по­ вышенного, а повседневного спроса. Постоянно допуска­ ются перебои в торговле та­ кими товарами, как мужское хлопчатобумажное белье, со­ рочки, брюки, не всегда имеются крем и кисточки для бритья, зубные щетки іі т. д. В своем выступлении на собрании актива област­ ной партийной организации 3 ноября 1980 года первый секретарь обкома КПСС В. Н. Птпцып указал на не­ достатки в обслуживании рыбаков. Да, потребности рыбаков удовлетворяются пока далеко не полностью. И на это есть и объективные, и субъективные причины. Вот некоторые из них. Рыбак находится в мо­ ре долгие месяцы. За такоіі д л и т е л ь н ы іі промежуток времени ему мо­ гут потребоваться предметы как первой необходимости, так п длительного пользова­ ния. Следует еще учесть то, что нередко он уходит в морс в одно время года, а возвращается — в другое. Бывает и так, что уходит из Мурманска в рейс зимой, а приходит в район промысла, где стоит ж аркая погода. В общем, встречается много разных ситуаций, при кото­ рых человеку требуются са­ мые различные предме­ ты, обувь, одежда. По приходе в порт рыбак полу­ чает па руки свой заработок сразу за несколько месяцев. Суммы, как правило, быва­ ют немалыми. В это время у него появляется и возмож­ ность, и потребность что-то купить. И если человек не всегда твердо уверен, что ему нужна какая-то опреде­ ленная вещь, все же хоро­ шую одежду, обувь для се­ бя н членов семьи, культто­ вары он готов приобрести, не задумываясь при этом о цене. Учитывая это, иа моряков промыслового флота нельзя механически переносить фор­ мы и методы торгового об­ служивания товарами народ­ ного потребления, которые применяются в береговых условиях. Обслужить рыбака даже на берегу не так-то просто, как это кажется. Эго обусловлено опять же спе­ цифичными, присущими толь­ ко этой социальной группе условиями. Моряк находится па берегу во время стоянок в среднем от 5’ до 10 дней, а иногда и того меньше. За ото время он должен побыть с семьей, отстоять вахту, произвести разгрузку трау­ лера, подготовить судно к выходу на промысел. Поэто- В октябре минувшего года я выходил с цслыо изучения спроса на промысел. На р а з­ ных судах приходилось бе­ седовать с разными катего­ риями работников (капитана­ ми, первыми помощниками, вторыми штурманами, а р ­ тельными, рядовыми члена­ ми экипажа), на которых возложена обязанность по обеспечению судов продук­ тами п промышленными то­ варами. У всех у них опредег-' ленные суждения об ассор­ тименте товаров в судовых В н им ани е : проблема ! торговать специалист. В-тре­ тьих, одежда, обувь, трико- тал; теряют внешний вид, за время длительного рейса снижается их качество. Возникает вопрос — где же купить рыбаку эти вещи? Частично это можно сделать на плавбазах пли' транспорт­ ных рефрижераторах. За вре­ мя промысла траулеры, од­ ни чаще, другие реже, под­ ходят к транспортным судам. Соответственно в магазинах должен всегда иметься та­ кой ассортимент товаров и в таком количестве, чтобы удовлетворить потребности моряков всех рыбодобываю­ щих судов. му ему некогда ходить по магазинам в ' поисках нужной ветцп. Если он женат и се­ мья находится здесь же, в Мурманске, то все обязан­ ности но покупке переклады ­ ваются на родных. А тем, у кого семья живет в другом городе, и тем, у кого ее еще вообще нет (таких соглас­ но опросу соответственно 30 и 30,6 процента), что делать? Потребности этих людей ос­ таются неудовлетворенными, н с неважным настроением уходят они в новый рейс. Правда, есть еще надежда на то, что можно будет ку­ пить нужную вещь на про­ мысле — в магазинах. Но, как это бывает в большин­ стве случаев, человек и там не находит всего, что необ­ ходимо, хотя на многих ко­ раблях имеются судовые л а­ вочки и магазины. Разрабатываются ассорти­ ментные перечни товаров, ко­ торыми должны торговать на судах. В судовых лавочках торговля возлагается на ар ­ тельщика, которым назнача­ ется один из матросов. Но и здесь есть проблема. Нередко а р т с л ь Щ и к и выбираются из матросов-но- вичков. Артельщик, получая товар, берет на себя м ате­ риальную ответственность за сохранность этих товаров и производит торговлю за счет своего личного времени. Его не освобождают при этом от несения вахты. Что же в р е­ зультате получается? Такой артельщик, не зная потреб­ ности рыбаков, как правило, берет товаров мало, не учи­ тывая при этом район про­ мысла и его продолжитель­ ность. Отсюда перебои в про­ даже товаров первой необхо­ димости и, как следствие, жалобы на плохое обслужи­ вание. ЧТО КУПИТЬ МОРЯКУ? • В аш е м н е н и е ? лавочках, организации торго­ вого обслуживания. С неко­ торыми руководящими ра­ ботниками флотов были встречи и на берегу. Вывод можно сделать такой: в су­ довых лавочках нужно про­ давать товар только первоіі необходимости. А для того, чтобы торговля шла беспе­ ребойно, надо как-то заинте­ ресовать артельщиков в ра­ боте. Д л я этого, например, м о ліио освобождать его на 1 часа от несения вахты п увеличить расценки за реа­ лизацию товаров со стороны рыбкоопа тралового флота. Или же артельному устано­ вить более высокий оклад, приравнять его, например, к окладу матроса 1-го класса. Насколько реальны такие предложения, будет оп­ ределено работниками соот­ ветствующих организаций. Что указанные мероприя­ тия улучшат в некоторой степени обеспечение рыбаков товарами иервоіі необходи­ мости, нет никаких сомне­ нии. Сужение ассортимента в судовых лавочках можно объяснить еще тем, что, во- первых, на судах типа РТ, БМРТ промышленные то­ вары хранить, как прави­ ло, негде, и они находятся вместе с продовольственны­ ми; во-вторых, технически сложными товарами должен Для этого, конечно, мага­ зины па плавбазах должны соответствовать своему на­ значению, то есть иметь не­ обходимую площадь для хранения товара и его вы­ кладки. Пока что не на всех судах есть именно такие ма­ газины. Капитаны судов по­ рой отстраняются от этого дела н не прилагают никаких усилий к улучшению усло­ вий торгового обслуживания рыбаков. Впрочем, нельзя сказать, что такое положение повсеместно. Например, ка­ питан-директор плавбазы «С еврыба»—А. А. Булычев, капитан Т Р «Ро за Люксем­ бур г»—А. А. Пономарев и не­ которые другие выделяют не­ обходимые помещения для торговли п хранения това­ ров. Тс же руководители, которые отстраняются от этого, допускают большую ошибку. Согласно социоло­ гическим исследованиям, про­ водимым научными учреж ­ дениями на многих предприя­ тиях, хорошо организованное торговое обслуживание ока­ зывает большое влияние на закрепление рабочих кадров. При обслуживании рыба­ ков в море, конечно, есть свои трудности. Сзгда, под­ ходящие к плавбазам и р еф ­ рижераторам, как правило, находятся у их бортов недол­ го. З а это время надо вы ­ грузить рыбу, получить про­ дукты и выполнить другие ра- ЕЕ боты. Этих часов явно недо- Е статочио для того, чтобы все Е члены экипажа, желающие = купить нуліную нм вещь, = переправились па плавбазу. = К тому же этих ве- = щей может и не оказать- Е ся в магазине. Поэто- Е му следует улучшить пнфор- Е мацию рыбаков - о наличии Е ассортимента товаров в судо- Е вой лавочке на плавбазе. Для Е этого при подходе судна к Е базе продавец может, к при- Е меру, перейти па него Е и по местному радио о?ъ- = явить, какие товары имеют- Е В мае прошлого года pa- Е ботнпг.тми рыбкоопа трало- = вого флота был проведен = оіір .%• рт.'оаков 7 0 . 1 процен- = та всех і.пропиппых неудов — летсорительпо оценили об- Е слулниюипс во время рейса Е и 81.0 процента — обслужи- Е ванне па берегу. Об этом Ж ' Е говорилось и на собрании Е пайщиков в апреле 1080 го- Е да. - Не улучшило положение Е открытие универмага «Вол- = на» и -Салона моряка» в = нем. Рыбаки пе могут там = купить нужные им вещи, по- = тому что необходимые това- = ры выделяются не спецпаль- = но для • салона», а па весь = универмаг в целом. Унибер- Е магу лее проще выполнять Е план через широкую ирода- = жу. " ‘ = А ряд предметов первоіі Е необходимости п дефицит- Е ных товаров поступает в = продажу столько, что и для Е рыбаков-то н х ’исдостаточио. Е Одним словом, в обслужи- Е ванпн моряков очень много =■ нерешенных п р о б л е ы. § Как сделать обслужи- = ванне лучше, думается, про- = жде вссго должны подска- Е зать рыбаки. Лишь узнав их = мнение, можно будет подни- = мать вопрос об изменении = создавшегося положения пг- = ред руководителями учреж- = деннй, связанных с торгов- = лей. г В. САЖИН, директор Е горкоопторга. Е От редакции; Е Поднятая проблема, не- Е сомнсино, заинтересует не Е только рыбаков, но и Е тех, кто так или иначе свя- Е зан со снабжением флотов. Е Поэтому ждем ваших писем Е н предложений, товарищи. § гііііііім ііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііім ііііііііім ііііііііііііііііііііііііііііііііііііп ВОЗРАСТ — НЕ ПОМЕХА Когда Дмитрий Дмитрие­ вич Киселев после очередно­ го рейса приходит в управ­ ление Мурманского ордена Октябрьской Революции тра­ лового флота на доклад к на­ чальнику, кто бы ни повстре­ чался ему на пути, обяза­ тельно поздоровается. Хоро­ шо знают на флоте капитана Киселева, любят и уважают его. Он водит в море рыболов­ ные суда бортового трале­ ния. Моряки называют их еще «малышами». Для кого- то они и в самом деле «ма­ лыши», а для Дмитрия Дмитриевича роднее трауле­ ров нет. В 1947 году он пришел в траловый флот молодым и здоровым парнем, работал матросом. Труд был тяжел, не по плечу некоторым, а он выдюжил, не сдался, и море стало близким ему. В 1956 году Дмитрий Дмитриевич окончил судо­ водительское отделение шко­ лы усовершенствования ко­ мандного состава. К этому времени он уже отлично знал матросское и тралмейстер- ское дело и на ходовом мос­ тике в приборах неплохо р аз­ бирался, потому что на «ма­ лышах» матросы у штурва­ ла несут вахту по очереди. Скорее всего у штурвала траулера зарождалась привя­ занность Дмитрия Дмитрие­ вича к морю. Сегодня Киселев—-капитан траулера «Морозовой», а его капитанский стан; воооіце на­ считывает 22 года. Баренцево море он изучил отлично, умеет подо­ брать в экипаж опытных мо­ ряков. В прошлом мастер лова, он и оснастку трала знает, пожалуй, не хуже лю­ бого тралмейстера. В планово-экономическом отделе тр алйлогд в канун Нового года мне дани зот та­ кие цифры. Экипажу трауле­ ра «Морозовск» планирова­ лось в 1980 году заготовить 4 8 0 0 центнеров рыбного по­ луфабриката, а он сдал в порту 81 0 0 центнеров. По- моему, это убедительный по­ казатель мастерства коман­ ды п капитана. Дмитрий Дмитриевич Ки­ селев уже в пенсионном воз­ расте, но с морем и капитан­ ским мостиком не расстает­ ся, и работает он, как мы видим, хорошо. Значит, воз­ раст — не помеха. Д. СЕРГЕЕВ . ІІа снимке — Д. Д. Кисе­ лев. Фото Б. ЩУКИНА . D КАНУН Нового года Цен- ” тральным проектно-конст­ рукторским технологическим бюро Всесоюзного рьібопро» мышленного объединения «Севрыба» был выпущен оче­ редной сборник информаци. онных материалов «Характер­ ные аварийные случаи на су­ дах предприятий рыбной про­ мышленности Северного бас­ сейна», предназначенный для изучения на судах в системе КНИЖНАЯ ПОЛКА СПЕЦИАЛИСТА ментов членами экипажа, ана­ лиз причин характерных по­ вреждений технических средств, связанных с низким качеством их ремонта и кон- РАБОТАТЬ БЕЗ АВАРИЙ командирской и техническом учебы. В материалах, помещенных в сборнике, содержатся основ­ ные сведения, которые харак­ теризуют состояние аварийнос­ ти судов и их технических средств за девять месяцев 1930 года. В них подробно рассмотрены аварийные слу. чаи, обусловленные намотка­ ми на гребные устройства, по­ садками судов на грунт, столк­ новениями и навалами, пожа­ рами и возгораниями. Кроме того, в сборнике мож ­ но найти детальный разбор случаев повреждений судовых технических средств в связи с нарушением требований дей­ ствующих нормативных доку- структивными недостатками уз­ лов и деталей. В информационный сборник включены и материалы, в ко­ торых рассказывается об опы­ те безаварийной работы не­ которых судоэкипажей. Особое место занимает обобщение опыта работы капитана-настаз- ника К. М. Гирина по провер­ ке судов в море. Сборник материалов «Ха­ рактерные аварийные случаи на судах предприятий рыбной промышленности Северного бассейна» можно получить в службах мореплавания управ­ лений флотов и в механико- судовых службах предприятий. В. БЕЛИКОВ, заведующий отделом ЦПКТБ. • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 января 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz