Рыбный Мурман. 1981 г. Январь.
dlilillHIIIIIIIillllfliililllflilliiillllllllUllllillllllllllliillillilllliilllilllliiililUiltinj^ 1ЗНАКОМЬТЕСЬ, 1 ГОСТЬ 1 ЗАПОЛЯРЬЯ Л Немного о себе. На Севере 5 живу 15 лет. Учительствовал 5 на родине великого русского 5 ученого М. В. Ломоносова. 2 затем работал в областных =■газетах «Правда Севера» и 2 «Северный комсомолец» (в = последней — редактором). = Журналистская работа на- = учила бережному, вниматель но ному отношению к слову. За Щ это время выпустил десять 3 книжек стихов для детей и В а л е р и й А У Ш Е В : S 27 декабря в Мурманском областном драматическом те- S атре прошла премьера спектакля, поставленного заслужен- * ным деятелем искусств РСФСР В. В. Киселевым по пьесе 5 Азата Абдуллина «Тринадцатый председатель». юношества. В Москве и Ар хангельске вышли мои кни ги: «Веселый там-там», «Кни ги на колесах», «Сказки без подсказки», «Живые льдин ки», «Город Спасибо», «Зая чье метро», «Дорожная азбу ка», «Живем на Севере». «Брусничное море», «Чело век с огоньком». Член Союза писателей СССР и Союза журналистов СССР. Сейчас нахожусь на творческой, писательской ра боте. = Г Н МЫ ПОШЛИ в театр... = ! ** Шли в театр, а попали = 5 па заседание суда. Декора- = ! ціш просты, прямолинейны Е ! - достоверно воссоздана об- Е * становка зала суда, по стены Е 5 и потолок — в черном, тра- Е * уряом крепе, и лишь задник = I синеет, словно окно в ранний, = ■ предрассветный час. А по- = I средние его —• портрет Jle- Е I нина. Кажется, замысел ху- Е ! дожнпка разгадать нетруд- Дедуиікин китель Ч то случилось нынче с дедом? Не ворчлив и не сердит, Он с утра под нос мурлычет И на месте не сидит. Он достал «з шкафа китель, Мелом чистит ордена... — Дедушка, — прошу, — скажи мне. Кем придумана война? — Кем придумана? Врагами! Шли они на нас войной...— И расскажет, как сражался На подлодке боевой... ...Ночью я пробрался к шкафу, Китель д ед уш к и н надел И, си яя от восторга, Долго в зеркало глядел. Гор ячи ли мне ладони Золотые ордена! И качала головою У дивленная луна. Выш е л дедушка из спальни И сказал негромко: — Что ж, Рукава чуть д л и н н о в а т ы , Ну, а так — герой, хорош!., — Думал, дедушка, что спишь ты... Он ответил, помолчав: — Колют раны, ноют раны, Нет покоя по ночам... Но когда над всей страною Поднимается рассвет, С ра зу , внучек, молодею Я на тридцать с л иш н им лет! Старый буксир Через главный вход В порт родной проходит То ли пароход, То ли пароходик. Тащит длинный плот, Смоляные бревна, Дышит тихоход Глубоко и ровно. Ночп напролет Думает про отдых То лн пароход, То ли пароходик. Бы стр ая вода Плицам не под силу. Бьют поклон суда Старому буксиру. Побывал в штормах — На обшивке латки. Пережил он страх, Мели, неполадки... А домой придет — Места не находит То лн пароход, То ли пароходик. Рвется снова в путь, Ждать и дня не хочет. — Отдохну, — бормочет, — После как-нибудь! Брусничное море П лесни-ка, Брусника, Росой на заре; Блесни-ка, Брусника, Па мшистом ковре! П о лянка с брусникой. Как море, бурлит. Березовый парус Над морем летит! Брусничное море Я сам отыскал. Навстречу девятый — Я годный вал! Такой, что не вынести Не удержать, 11з моря не вылезти, Не убежать! Сколько здесь ягод — Не съесть и за год! В брусничные А н у — Самый по лны й Вперед! волны. В П О Р Т А М ы репсом По сообщениям диспетчер ских служб флотов СЕГОД НЯ ожидается приход: ПСТ- 1325 «Климовск», плавбазы «Г. Лысенко». ЗАВТРА : РТ-326 «Медно- горек», ПСТ-1316 «Красно- Еііамепск». 3 ЯНВАРЯ : РГ-230 «Зе- ленодольск». РТ-300 «Му ром;-, СРТ-м-1448, экипажа ВАТ «А. Генералов» на са молете из Моек 2347, 4 ЯНВАРЯ: РТ -220 «Внл- ково», РТ -324 «Молодечно», БМРТ -23 9 «Заволжск», ТР «И. Шишкин». 3 ЯНВАРЯ: РТ -2 7 3 «Смо ленск», ПСТ-1319 «Красно- слободск», ПСТ-1342 «Мен- зелпнек», Т Р «В. Сѵрпков». 6 ЯНВАРЯ: РТ -138 «Аб хазия», РТ -332 «Мателот», БМРТ -415 «Рыбачий», ТР «Северный ветер». 7 ЯНВАРЯ: РТ -266 «Гу р зуф», БМРТ -445 «Олентуй», ПСТ-1321 «Калиніінск». 8 -ЯНВАРЯ: РТ-331 «Мур манчанин». один из свидетелей — секре тарь райкома партии Бапмов (заслуженный артист Тувин ской АССР С. Т . , Медвед- ский). Наши же, зрительские, симпатии полностью на сто роне Сагадеева и колхозни ков. Более того — оііп рас тут н укрепляются по мере того, как выясняются все новые подробности «преступ ления» бывшего председате ля. „Тринадцатый председатель" на мурманской сцене беспринципности. Он напоми нает. как в период кампании по сокращению поголовья личного скота стараниями Баимова в деревне были уничтожены все коровы. «Де тей без молока оставили», — с горечью говорит Сагадеев. ТІШІІШІІШІІІІШШІІІІІІІІІШІШШІІІІШІІПШІІШІІШІШІШІШШІІШІШІІІІПт: [В соответствии справдой? но: здесь, в зале, какая-то беда, здесь неправота, безыс ходность, беспросветная ночь, но вот там, за окном, уже занимается рассвет. Что ж, такая посылка, молчаливо представленная зрителю ху дожником Л. Н. Гарпинпчем, вполне соответствует тради циям нашего, советского те атра — на сцене исследуется какая-то болевая точка на шей жизни, но, какими бы мучительными в ходе этого исследования ни были, так сказать, родовые с х в а т к и ,. в итоге все же рождается здо ровое дитя — истина. Мы привыкли к этому. Привык ли к тому, что и драматург, и режиссёр, и актеры счита ют нас, зрителей, людьми умными, далекими от ханже ства, н поэтому, какие бы от рицательные стороны нашей действительности ни вытас кивались на сцену — разре шение их предполагается вполне реально, и если даже не сегодня, то завтра уж обязательно. Это следует узко хотя бы Из самого ф ак та появления спектакля. Диагноз болезни определен — дело за лечением. Был бы верным этот диагноз. С у ть пьесы заклю чается в следующ ем . В один из колхозов, с разваленным донельзя хо зяйством , приходит новый председатель, тринадцаты й по счету. Это и н структор обкома партии, выходец из эти х мест Сагадеев. К его приходу в кол- было в наличии: 43 коро вы, один племенной бы к, не сколько десятко в голов мелкой скоти ны да тр и ста ты сяч руб лей долга. Через семнадцать лет пред седательствования Сагадеева колхоз стал признанным в рай оне пидором, с отлаж енным до последнего винтика хозяйством , имеющим прибы ль в 5 миллио нов рублей, а та к ж е , помимо основного, таки е «дополнения», нак скаковы е лошади и иппод ром, консервный цех и пред приятие народного промысла, цветочные оранжереи и, нако нец, вместо развалю хи-деревни — поселок городского ти п а с асф альтированным и улицам и, с полным набором комм ун альны х удобств в дом ах колхозников. Вот последнее — эти комм у нальны е удобства — и породи ли пассив: председатель Сагаде ев за добытое незаконными п у тям и сантехоборудование, а в связи с этим за р а стр а ту более 9 ты сяч ко лхо зн ы х денег был уволен, исклю чен из партии, за ключен по решению районного суда под стр аж у, говоря по п р о сту, посажен в тюрь- м у. Односельчане Сагадеев? воз м ущ ены таким поворотом со бы тий, и дело Сагадеева пере см атривается в Верховном суде республики. Вот на этом засе дании мы и п ри сутствуем . Суд... Сагадеев (заслужен ный артист РСФС Р Г. М. Яшунский) от адвоката отка зывается. Его защита — это выступления свидетелей, од носельчан, рука об руку про шедших с ним долгие и трудные семнадцать лет. І-І вот тут происходит странное. По ходу спектак ля все более резко проступа ет линия, разделяющая уча стников судебного заседания на людей, сочувствующих Сагадееву, и тех, кто видит в нем только лишь наруши теля законности. Среди по следних — члены суда и ЗАМЕТКИ ЗРИТЕЛЯ Правление решает премиро вать поездкой на Чернов море большую группу старейших колхозников (в большинстве это женщины). По предложению Сагадеева, нм не только опла тили всю поездку, но и начис лили заработную плату, ставя в отчетных документах фиктив ные данные о якобы выполнен ной в это время работе. Нане сенный ущерб исчисляется в сумме около 7 тысяч. Наруше ние? С формальной точки зре ния несомненное. Но с другой точки предлагает посмотреть ha этот фант пожилая колхоз ница, трактористка Харисова (артистка К. Н. Лелянова). Го рячая, грубоватая, воз мущенная до глубины дуиіи неправым, в ее глазах, су дом, она страстно пыта ется объяснить суть: как в 17 лет села на трантор, тан в те. чение 27 лет ни разу в отпусне не была, воскресенья не виде ла. Пятерых детей поднимала одна — муж, инвалид войны, умер рано. «Мне, —почти кри чит Харисова, — бухгалтер подсчитала — да я накопила вы ходны х и отпусков столько, что п ять лет могу не работать». Ф ронтовики Сагадеев и заве дующий цехом консервирова ния Вью гин (ар ти ст В. И. Ра- чило) возили колхозниц (а сре ди них добрая половина — вдо вы) по местам боев. И не на пляж е они о тд ы хали , а покло н ялись братским могилам О дессы, Керчи, Севастополя, м уж ьям своим погибшим по клонялись. И за это Сагадеева и склю чаю т из партии, саж аю т на 3 года в тюрьму?! Да, зрителю нелегко. С од ной стороны— наш советский суд, стоящий на страже со блюдения законов, советских законов, призванный служить советским людям, а с дру гой... И так еще неудачно все сложилось, что у проку рора, главного обвинителя (артист В. А. Перепелицын), в это время голова совсем другим занята — жена у не го раньше срока рожает. И он резко обрывает на полу слове свидетелей, и ясно, что он знает и видит одно — на рушен закон, для восстанов ления справедливости нару шитель должен быть наказан. Актер играет роль убеди тельно, вы зывая тем самым все большую неприязнь зала. Так же, как я общественный обвинитель, толстенький, су етливый Якубов (артист Я. Кавка) и суховатая, не слишком быстро соображаю щая (скорее по молодости лет и неопытности) первый заседатель (артистка Г. Се регина). Но едва ли не самую боль шую неприязнь вызывает один из свидетелей — сек ретарь райкома партии Баи- мов. Он винит Сагадеева за то, что тот. стремясь всеми силами (и путями!) повысить благосостояние работающих не покладая рук колхозников, тем самым развращает их. Р азвращает высокими з а работками. чистыми улица ми, удобным жильем. Б аи мова беспокоит—вдруг кол хозники все станут хапугами, стяжателями. Деньги, за р а ботанные честным трудом, развратить не могут, отвеча ет ему Сагадеев. И уже он, в свою очередь, предъявляет Баимову прямое обвинение в Зная, что в драматургии, как правило, берутся те яв ления жизни, которые натал кивают на обобщения, все же ясно сознаешь: Баимов— не явление. И среди партий ных руководителей встреча- ются люди, не соответству ющие, к сожалению, высоко му праву быть не только ру ководителем, но даже иметь партийный билет. Тем более, что по ходу действия всплы вают еще более неблаговид ные поступки Баимова, рас крывающие его уже просто как нечестного человека. Несоответствие это должно быть разрешено. Но спек такль заканчивается, а с Баимовым ничего не про исходит. Можно лишь раз мышлять: да, такие люди встречаются, но рано или по здно их ставят на свое мес то, точнее убирают с неза- служенно занимаемых ими мест. Ну, а суд? Суд удаляется для выне сения окончательного при говора. Занавес опускается. Зрителям предоставляется право самостоятельно делать выводы. А з р и т е л ь — в недоуменном неудов летворении. И причина" это го — отсутствие ясной по зиции режиссуры. В спектакле деятельность колхозников, отражающая ко ренные интересы советского народа и в своей сущности о т в е ч а ю щ а я духу нашего закона, ' вдруг вступает в противоречие с буквой его. Колхозники выглядят гораздо более нрав- ственнымп, чем представите ли суда и секретарь райко ма, которые почему-то вооб ще не воспринимают этот дух, а держатся лишь за букву. Такое несоответст вие, видимо, отчасти порож дено тем, что вчерашнне проблемы сельского хозяйст ва на сцене автоматически перенесены в день сегодняш ний. А ведь положение ме няется с каждым годом. Поэтому-то спектакль, пс- смотря на остроту и про- блемность, хотя и смотрится на одном дыхании, кажется незавершенным. имеющим изъян, какую-то внутреннюю трещину Сложные ситуации, суще ствующие в сельском хозяй стве, уже становились объ ектом внимания драматургов, писателей, сценаристов. О них рассказывалось' открыто, правдиво, и поэтому не рож далось чувство безысходнос ти. В данном же слу чае произошло обратное. А в результате — ощущение пристрастной недоговоренно сти, искажающей действи тельность. До правды, до то го, чтобы поверилось в спек такль, осталось несколько штрихов, несколько шагов. И их надо пройти. Т БОЙКОВА. Редактоо Н. А. БАКШЕВНИКОБ , НАШ АДРЕС И ТЕЛЕФОНЫ ИЗМЕНИЛИСЬ Мурманск — 183027, ул. Павлова, дом 21, второй этаж. ТЕЛЕФОНЫ: секретарь — 6-53-61; редактор — 6-53-61; замес титель редактора, ответственный секретарь — 6-67-03; отделы пар. тинной яснзни н промышленного рыболовства — 6-25-37; писем и .береговых предприятий — 6-62-15. «Рыбный Мурман». Индекс 52832. IМурманская областная типография, г. Мурманск. !ул. К. Маркса, 18. Зак. 9890 . ПН-07424. — ' ~
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz