Рыбный Мурман. 1981 г. Январь.

dlilillHIIIIIIIillllfliililllflilliiillllllllUllllillllllllllliillillilllliilllilllliiililUiltinj^ 1ЗНАКОМЬТЕСЬ, 1 ГОСТЬ 1 ЗАПОЛЯРЬЯ Л Немного о себе. На Севере 5 живу 15 лет. Учительствовал 5 на родине великого русского 5 ученого М. В. Ломоносова. 2 затем работал в областных =■газетах «Правда Севера» и 2 «Северный комсомолец» (в = последней — редактором). = Журналистская работа на- = учила бережному, вниматель­ но ному отношению к слову. За Щ это время выпустил десять 3 книжек стихов для детей и В а л е р и й А У Ш Е В : S 27 декабря в Мурманском областном драматическом те- S атре прошла премьера спектакля, поставленного заслужен- * ным деятелем искусств РСФСР В. В. Киселевым по пьесе 5 Азата Абдуллина «Тринадцатый председатель». юношества. В Москве и Ар­ хангельске вышли мои кни ги: «Веселый там-там», «Кни­ ги на колесах», «Сказки без подсказки», «Живые льдин­ ки», «Город Спасибо», «Зая­ чье метро», «Дорожная азбу ка», «Живем на Севере». «Брусничное море», «Чело­ век с огоньком». Член Союза писателей СССР и Союза журналистов СССР. Сейчас нахожусь на творческой, писательской ра боте. = Г Н МЫ ПОШЛИ в театр... = ! ** Шли в театр, а попали = 5 па заседание суда. Декора- = ! ціш просты, прямолинейны Е ! - достоверно воссоздана об- Е * становка зала суда, по стены Е 5 и потолок — в черном, тра- Е * уряом крепе, и лишь задник = I синеет, словно окно в ранний, = ■ предрассветный час. А по- = I средние его —• портрет Jle- Е I нина. Кажется, замысел ху- Е ! дожнпка разгадать нетруд- Дедуиікин китель Ч то случилось нынче с дедом? Не ворчлив и не сердит, Он с утра под нос мурлычет И на месте не сидит. Он достал «з шкафа китель, Мелом чистит ордена... — Дедушка, — прошу, — скажи мне. Кем придумана война? — Кем придумана? Врагами! Шли они на нас войной...— И расскажет, как сражался На подлодке боевой... ...Ночью я пробрался к шкафу, Китель д ед уш к и н надел И, си яя от восторга, Долго в зеркало глядел. Гор ячи ли мне ладони Золотые ордена! И качала головою У дивленная луна. Выш е л дедушка из спальни И сказал негромко: — Что ж, Рукава чуть д л и н н о в а т ы , Ну, а так — герой, хорош!., — Думал, дедушка, что спишь ты... Он ответил, помолчав: — Колют раны, ноют раны, Нет покоя по ночам... Но когда над всей страною Поднимается рассвет, С ра зу , внучек, молодею Я на тридцать с л иш н им лет! Старый буксир Через главный вход В порт родной проходит То ли пароход, То ли пароходик. Тащит длинный плот, Смоляные бревна, Дышит тихоход Глубоко и ровно. Ночп напролет Думает про отдых То лн пароход, То ли пароходик. Бы стр ая вода Плицам не под силу. Бьют поклон суда Старому буксиру. Побывал в штормах — На обшивке латки. Пережил он страх, Мели, неполадки... А домой придет — Места не находит То лн пароход, То ли пароходик. Рвется снова в путь, Ждать и дня не хочет. — Отдохну, — бормочет, — После как-нибудь! Брусничное море П лесни-ка, Брусника, Росой на заре; Блесни-ка, Брусника, Па мшистом ковре! П о лянка с брусникой. Как море, бурлит. Березовый парус Над морем летит! Брусничное море Я сам отыскал. Навстречу девятый — Я годный вал! Такой, что не вынести Не удержать, 11з моря не вылезти, Не убежать! Сколько здесь ягод — Не съесть и за год! В брусничные А н у — Самый по лны й Вперед! волны. В П О Р Т А М ы репсом По сообщениям диспетчер­ ских служб флотов СЕГОД­ НЯ ожидается приход: ПСТ- 1325 «Климовск», плавбазы «Г. Лысенко». ЗАВТРА : РТ-326 «Медно- горек», ПСТ-1316 «Красно- Еііамепск». 3 ЯНВАРЯ : РГ-230 «Зе- ленодольск». РТ-300 «Му­ ром;-, СРТ-м-1448, экипажа ВАТ «А. Генералов» на са­ молете из Моек 2347, 4 ЯНВАРЯ: РТ -220 «Внл- ково», РТ -324 «Молодечно», БМРТ -23 9 «Заволжск», ТР «И. Шишкин». 3 ЯНВАРЯ: РТ -2 7 3 «Смо­ ленск», ПСТ-1319 «Красно- слободск», ПСТ-1342 «Мен- зелпнек», Т Р «В. Сѵрпков». 6 ЯНВАРЯ: РТ -138 «Аб­ хазия», РТ -332 «Мателот», БМРТ -415 «Рыбачий», ТР «Северный ветер». 7 ЯНВАРЯ: РТ -266 «Гу р ­ зуф», БМРТ -445 «Олентуй», ПСТ-1321 «Калиніінск». 8 -ЯНВАРЯ: РТ-331 «Мур­ манчанин». один из свидетелей — секре­ тарь райкома партии Бапмов (заслуженный артист Тувин­ ской АССР С. Т . , Медвед- ский). Наши же, зрительские, симпатии полностью на сто­ роне Сагадеева и колхозни­ ков. Более того — оііп рас­ тут н укрепляются по мере того, как выясняются все новые подробности «преступ­ ления» бывшего председате­ ля. „Тринадцатый председатель" на мурманской сцене беспринципности. Он напоми­ нает. как в период кампании по сокращению поголовья личного скота стараниями Баимова в деревне были уничтожены все коровы. «Де­ тей без молока оставили», — с горечью говорит Сагадеев. ТІШІІШІІШІІІІШШІІІІІІІІІШІШШІІІІШІІПШІІШІІШІШІШІШШІІШІШІІІІПт: [В соответствии справдой? но: здесь, в зале, какая-то беда, здесь неправота, безыс­ ходность, беспросветная ночь, но вот там, за окном, уже занимается рассвет. Что ж, такая посылка, молчаливо представленная зрителю ху­ дожником Л. Н. Гарпинпчем, вполне соответствует тради­ циям нашего, советского те­ атра — на сцене исследуется какая-то болевая точка на­ шей жизни, но, какими бы мучительными в ходе этого исследования ни были, так сказать, родовые с х в а т к и ,. в итоге все же рождается здо­ ровое дитя — истина. Мы привыкли к этому. Привык­ ли к тому, что и драматург, и режиссёр, и актеры счита­ ют нас, зрителей, людьми умными, далекими от ханже­ ства, н поэтому, какие бы от­ рицательные стороны нашей действительности ни вытас­ кивались на сцену — разре­ шение их предполагается вполне реально, и если даже не сегодня, то завтра уж обязательно. Это следует узко хотя бы Из самого ф ак ­ та появления спектакля. Диагноз болезни определен — дело за лечением. Был бы верным этот диагноз. С у ть пьесы заклю чается в следующ ем . В один из колхозов, с разваленным донельзя хо­ зяйством , приходит новый председатель, тринадцаты й по счету. Это и н структор обкома партии, выходец из эти х мест Сагадеев. К его приходу в кол- было в наличии: 43 коро­ вы, один племенной бы к, не­ сколько десятко в голов мелкой скоти ны да тр и ста ты сяч руб­ лей долга. Через семнадцать лет пред­ седательствования Сагадеева колхоз стал признанным в рай­ оне пидором, с отлаж енным до последнего винтика хозяйством , имеющим прибы ль в 5 миллио­ нов рублей, а та к ж е , помимо основного, таки е «дополнения», нак скаковы е лошади и иппод­ ром, консервный цех и пред­ приятие народного промысла, цветочные оранжереи и, нако­ нец, вместо развалю хи-деревни — поселок городского ти п а с асф альтированным и улицам и, с полным набором комм ун альны х удобств в дом ах колхозников. Вот последнее — эти комм у­ нальны е удобства — и породи­ ли пассив: председатель Сагаде­ ев за добытое незаконными п у ­ тям и сантехоборудование, а в связи с этим за р а стр а ту более 9 ты сяч ко лхо зн ы х денег был уволен, исклю чен из партии, за­ ключен по решению районного суда под стр аж у, говоря по­ п р о сту, посажен в тюрь- м у. Односельчане Сагадеев? воз­ м ущ ены таким поворотом со­ бы тий, и дело Сагадеева пере­ см атривается в Верховном суде республики. Вот на этом засе­ дании мы и п ри сутствуем . Суд... Сагадеев (заслужен­ ный артист РСФС Р Г. М. Яшунский) от адвоката отка­ зывается. Его защита — это выступления свидетелей, од­ носельчан, рука об руку про­ шедших с ним долгие и трудные семнадцать лет. І-І вот тут происходит странное. По ходу спектак­ ля все более резко проступа­ ет линия, разделяющая уча­ стников судебного заседания на людей, сочувствующих Сагадееву, и тех, кто видит в нем только лишь наруши­ теля законности. Среди по­ следних — члены суда и ЗАМЕТКИ ЗРИТЕЛЯ Правление решает премиро­ вать поездкой на Чернов море большую группу старейших колхозников (в большинстве это женщины). По предложению Сагадеева, нм не только опла­ тили всю поездку, но и начис­ лили заработную плату, ставя в отчетных документах фиктив­ ные данные о якобы выполнен­ ной в это время работе. Нане­ сенный ущерб исчисляется в сумме около 7 тысяч. Наруше­ ние? С формальной точки зре­ ния несомненное. Но с другой точки предлагает посмотреть ha этот фант пожилая колхоз­ ница, трактористка Харисова (артистка К. Н. Лелянова). Го­ рячая, грубоватая, воз­ мущенная до глубины дуиіи неправым, в ее глазах, су­ дом, она страстно пыта­ ется объяснить суть: как в 17 лет села на трантор, тан в те. чение 27 лет ни разу в отпусне не была, воскресенья не виде­ ла. Пятерых детей поднимала одна — муж, инвалид войны, умер рано. «Мне, —почти кри­ чит Харисова, — бухгалтер подсчитала — да я накопила вы ходны х и отпусков столько, что п ять лет могу не работать». Ф ронтовики Сагадеев и заве­ дующий цехом консервирова­ ния Вью гин (ар ти ст В. И. Ра- чило) возили колхозниц (а сре­ ди них добрая половина — вдо­ вы) по местам боев. И не на пляж е они о тд ы хали , а покло­ н ялись братским могилам О дессы, Керчи, Севастополя, м уж ьям своим погибшим по­ клонялись. И за это Сагадеева и склю чаю т из партии, саж аю т на 3 года в тюрьму?! Да, зрителю нелегко. С од­ ной стороны— наш советский суд, стоящий на страже со­ блюдения законов, советских законов, призванный служить советским людям, а с дру­ гой... И так еще неудачно все сложилось, что у проку­ рора, главного обвинителя (артист В. А. Перепелицын), в это время голова совсем другим занята — жена у не­ го раньше срока рожает. И он резко обрывает на полу­ слове свидетелей, и ясно, что он знает и видит одно — на­ рушен закон, для восстанов­ ления справедливости нару­ шитель должен быть наказан. Актер играет роль убеди­ тельно, вы зывая тем самым все большую неприязнь зала. Так же, как я общественный обвинитель, толстенький, су­ етливый Якубов (артист Я. Кавка) и суховатая, не слишком быстро соображаю­ щая (скорее по молодости лет и неопытности) первый заседатель (артистка Г. Се­ регина). Но едва ли не самую боль­ шую неприязнь вызывает один из свидетелей — сек­ ретарь райкома партии Баи- мов. Он винит Сагадеева за то, что тот. стремясь всеми силами (и путями!) повысить благосостояние работающих не покладая рук колхозников, тем самым развращает их. Р азвращает высокими з а ­ работками. чистыми улица­ ми, удобным жильем. Б аи ­ мова беспокоит—вдруг кол­ хозники все станут хапугами, стяжателями. Деньги, за р а ­ ботанные честным трудом, развратить не могут, отвеча­ ет ему Сагадеев. И уже он, в свою очередь, предъявляет Баимову прямое обвинение в Зная, что в драматургии, как правило, берутся те яв­ ления жизни, которые натал­ кивают на обобщения, все же ясно сознаешь: Баимов— не явление. И среди партий­ ных руководителей встреча- ются люди, не соответству­ ющие, к сожалению, высоко­ му праву быть не только ру­ ководителем, но даже иметь партийный билет. Тем более, что по ходу действия всплы­ вают еще более неблаговид­ ные поступки Баимова, рас­ крывающие его уже просто как нечестного человека. Несоответствие это должно быть разрешено. Но спек­ такль заканчивается, а с Баимовым ничего не про­ исходит. Можно лишь раз­ мышлять: да, такие люди встречаются, но рано или по­ здно их ставят на свое мес­ то, точнее убирают с неза- служенно занимаемых ими мест. Ну, а суд? Суд удаляется для выне­ сения окончательного при­ говора. Занавес опускается. Зрителям предоставляется право самостоятельно делать выводы. А з р и т е л ь — в недоуменном неудов­ летворении. И причина" это­ го — отсутствие ясной по­ зиции режиссуры. В спектакле деятельность колхозников, отражающая ко­ ренные интересы советского народа и в своей сущности о т в е ч а ю щ а я духу нашего закона, ' вдруг вступает в противоречие с буквой его. Колхозники выглядят гораздо более нрав- ственнымп, чем представите­ ли суда и секретарь райко­ ма, которые почему-то вооб­ ще не воспринимают этот дух, а держатся лишь за букву. Такое несоответст­ вие, видимо, отчасти порож­ дено тем, что вчерашнне проблемы сельского хозяйст­ ва на сцене автоматически перенесены в день сегодняш­ ний. А ведь положение ме­ няется с каждым годом. Поэтому-то спектакль, пс- смотря на остроту и про- блемность, хотя и смотрится на одном дыхании, кажется незавершенным. имеющим изъян, какую-то внутреннюю трещину Сложные ситуации, суще­ ствующие в сельском хозяй­ стве, уже становились объ ­ ектом внимания драматургов, писателей, сценаристов. О них рассказывалось' открыто, правдиво, и поэтому не рож­ далось чувство безысходнос­ ти. В данном же слу­ чае произошло обратное. А в результате — ощущение пристрастной недоговоренно­ сти, искажающей действи­ тельность. До правды, до то­ го, чтобы поверилось в спек­ такль, осталось несколько штрихов, несколько шагов. И их надо пройти. Т БОЙКОВА. Редактоо Н. А. БАКШЕВНИКОБ , НАШ АДРЕС И ТЕЛЕФОНЫ ИЗМЕНИЛИСЬ Мурманск — 183027, ул. Павлова, дом 21, второй этаж. ТЕЛЕФОНЫ: секретарь — 6-53-61; редактор — 6-53-61; замес­ титель редактора, ответственный секретарь — 6-67-03; отделы пар. тинной яснзни н промышленного рыболовства — 6-25-37; писем и .береговых предприятий — 6-62-15. «Рыбный Мурман». Индекс 52832. IМурманская областная типография, г. Мурманск. !ул. К. Маркса, 18. Зак. 9890 . ПН-07424. — ' ~

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz