Рыбный Мурман. 1981 г. Октябрь.

партию, стал заместителем секретаря партийной органи­ зации. Почти одновременно с этим служба мореплавания флота утвердила его в долж ­ ности старшего помощника капитана. Чем выше пост, тем боль­ ше ответственность. Иных это пугает, Петр Яковлевич пони­ мает это по-иному: чем выше пост, тем больше простора для инициативы самостоятель- ^ ».:7И. С трибуны общефлотской партийной конференции ком­ мунист Волошин говорил о методах работы в экипаже, проблемах идейнонравствен- ного воспитания моряков, о вос­ питании младших командиров, делился своим опытом рабо­ ты с людьми. «Да ведь он еще молодой старпом, два года на должности, ему еще са­ мому учиться надо...» Можно сказать и так. Все правильно, ему самому многому нужно учиться. Но ясно одно: будь ты хоть семи пядей во лбу, один ничего не сделаешь. Коллегиальность в решении судовых задач — залог успе­ ха в любом деле. Ничего за­ зорного нет в том, чтобы пе- ред ответственным моментом з жизни экипажа собрать опытных м атросов,‘ вместе see тщательно обдумать, поде­ литься с ними своими сомне­ ниями. Очень многое может подсказать бывалый моряк. Чего же стесняться спросить у него совета?.. І Л ' ? ДРУГИХ служб не на- *■ до отгораживаться сте­ ной профессиональной псев­ догордости, увы, еще встре­ чающейся у старших специа­ листов. Вот говорят: «Четкое взаимодействие всех служб судна»... Само по себе это очень хорошо. Только взаимо­ действие это должно осно­ вываться не только на знани­ ях и опыте членов экипажа, а еще и на особом, годами создаваемом морально-психо­ логическом климате, при ко­ тором каждый не только зна­ ет, но и понимает сложность оаботы другого, желает по­ мочь ему, сознает, что вмес­ те все делают одно общее д е ­ ло. Именно подобное взаимо­ действие нужно людям, рабо­ тающим в море. Такого взаи­ модействия и добиваются мои чоллеги Анатолий Михайлович Стретович и Петр Яковлевич Волошин. Результаты труда уже вид­ ны. Разумеется, это в первую очередь — производственные показатели. Если перевести длинные, бесконечные пере­ ходы, р>ібу и муку, топливо и воду, продукты и картонную тару — если все это, приве­ денное к одному знаменате­ лю — рыбацкому труду, пе­ ревести на язык цифр, то на обычном листе бумаги свобод­ но уместится в колонках кар­ тина, именуемая для краткос- анализом хозяйственной деятельности судна. Этот ана­ лиз всегда интересен, а в на­ шем случае — особенно. В 1973 году «Вильгельм Пик* установил всесоюзный рекорд перевозни рыбопродук ции, в 1974 году экипажу суд­ на впервые присужден приз «Рыбацкая доблесть». Непло­ хой старт! Но далее происхо дит что-то непонятное: о транс­ порте как бы . забывают. И не удивительно: говорят обычно о передовиках или отстающих, а мы прочно заняли место в «золотой» середине. Так про­ должалось шесть лет. И вот данные за 1981 год. Они сви Петельствуют, что транспорт­ ный рефрижератор имеет луч­ шие производственные показа­ тели за первый и второй кеар талы, а целом за первое по­ лугодие. Приз «Рыбацкая доб лесть» — он тоже у нас. Кол­ лективу судна присвоены зва­ ния «Экипаж коммунистическо­ го труда», «Комсомольске моло­ дежный коллектив». Значит, произошло главное — создалась дружная морская семья, где успех или неудача одного радует или тревожит Е с е х Где моторист и матрос, боцман и донкерман трудятся рядом, плечом к плечу. Ог­ ромную роль в создании этой семьи сыграла партийная ор 2 октября 1981 г. РЫБНЫЙ MYPMAH»- =з===® 7 стр. ганизация судна. Много труда затратили капитан-директор, начальники служб. Ровно и уверенно трудится последнее время команда «Вильгельма Пика». Экономит промысловикам драгоценное время, вовремя доставляет топливо, воду, продовольст­ вие, почту, доброжелательно относится к нуждам и запро­ сам рыбаков. В июле на страницах газеты «Рыбный Мурман» была опуб­ ликована заметка «Шторму вопреки». В ней первый по­ мощник капитана рудовоза «Михаил Кутузов» В. Прости- хин рассказал о том, как мо­ ряки «Вильгельма Пика» спа­ сали жизнь Жене Бушуеву, мотористу. Как же это было? ■— .--Ну, Петр Яковлевич, смотри, — кивком головы ка­ питан показал вниз. — Тебе идти, твое слово последней. Они стояли вдвоем на ле­ вом крыле капитанского мос­ тика и, свесившись за борт, смотрели на черную воду. Смотреть, собственно, было не на что и нечего. В такую погоду два громадных судна не ошвартовать. Значит, оста­ ется катер. По сообщению хирурга, уже переговорившего со своим коллегой с «Михаила Кутузо­ ва», парень, который у них на борту, ждать не может. Нуж ­ на операция. Немедленная! Все это старпом знал. Еще он знал, что Василий Тихоно­ вич Марков подведет «Виль­ гельм Пик» на минимальное расстояние, а потом опишет циркуляцию и моментально прикроет их, едва они отва­ лят от рудовоза. Знал он всех, кто пойдет с ним: сам их выбрал и р ас­ пределил между ними обя­ занности. Не первый раз шли они в эт£м составе на тр уд­ ное дело. Экипаж катера сло­ жился лет пять назад, никак не меньше. Вот только глав­ ный механик шел в этой груп­ пе впервые, но на такого «но­ венького» можно было поло­ житься как на самого себя. «Двойка» уже раскачивалась на талях. Экипаж занял свои места, боцман стоял на сто­ поре. Легко спрыгнув в люк, старпом еще раз посмотрел, все ли в жилетах, махнул ру­ кой. Катер пошел вниз. Фаллини не заводили, уве­ ренные в мгновенной отдаче талей. И они действительно отдались, едва днище косну­ лось воды. Холостой рокот дви­ гателя сменился рабочим. Круто вывернув руль влево,' старпом увел катер от борта. Через секунду они ухнули куда-то очень глубоко, гори­ зонт ограничился несколькими десятками метров темной во­ ды, исчезли оба судна. О ста­ лись только звезды над го­ ловой... ГГ СТЬ в каждом человеке какая-то черта характе­ ра, свойство натуры, кото­ рое, будучи ярко выра­ женным, определяет этого че­ ловека как личность. Про од­ ного говорят: «он строгий», или — «он упрямый», про другого — «он требователь­ ный», или — «он настойчи­ вый». Про Петра Яковлевича говорят: «справедливый» С о ­ гласитесь, не так уж мало. Но в чем это выражается? За хорошим трудом должно следовать вознаграждение, причем не обязательно денеж­ ное или выраженное в виде официального поощрения. Это может быть просто рукопожа­ тие или «спасибо» в присут­ ствии членов экипажа. Но оно должно последовать, чтобы че­ ловек знал, был уверен в том, что его работа замечена и оценена по заслугам. С дру­ гой стороны, за проступком неотвратимо следует наказа­ ние. Тоже не обязательно офи­ циальное. хотя приходится прибегать и к . такому, но ло­ дырь и любитель еыпить обя­ заны находиться в полной уверенности, что получат свое по заслугам. И при этом не будет скидки на стаж ра­ боты.. хорошее поведение в прошлом и былые заслугу В слово «ветеран» Петр Яковлевич вкладывает особый смысл. На «Вильгельме Пике» у ветеранов перед новичками имеется разве только одно преимущество — выполнять наиболее сложную работу. И сами они, воспитанные в справедливости, не засижива­ ются во время промысла на лебедках, не ищут на перехо­ дах занятий для коллег. Выйдя однажды из каюты Петра Яковлевича, матрос Ко- ронецкий сказал своим това­ рищам: «Кажется, я работаю на самом справедливом судне флота». Это вырвалось у него после заседания совета служ­ бы, где определяли степень участия каждого матроса в работе на промысле, а она, эта степень, определяла и зара­ боток. Б ЫТУЕТ на флоте пого­ ворка: «Кто на что на­ нимался...» Старпом терпеть ее не может, считая челове­ ка, произносящего эту фразу, равнодушным к нуждам других членов экипажа. По­ этому разговоры о том, что, мол, матросы ничего не д ел а­ ют, а мотористы, мол, сидят & тепле, — эти разговоры пресекаются моими коллега­ ми. К чему они беспощадны, так это к попыткам Енести самый незначительный раз­ дор в коллектив. Правда, бывают моменты, когда справедливым быть трудно. Вот как и в этот раз: «Почему берете в катер не меня?» — было написано на недовольных лицах моряков, вышедших, несмотря на глу­ бокую ночь, проводить своих товарищей. И здесь снова пришла на помощь уверен­ ность, которая дается отлич­ ным знанием людей, которая помогла выбрать лучших. И сейчас, когда, ныряя в вол­ нах, они приближались к кор­ ме рудовоза «Михаил Куту­ зов», Петр Яковлевич знал, что не ошибся: эти, что рядом с ним, не подведут. Потом были пять минут, которые навсегда останутся в памяти экипажа катера. В памяти людей, стоявших, за­ таив дыхание, на обоих су­ дах. В памяти капитан-дирек­ тора Маркова, проклинавше­ го себя за разрешение, дан­ ное старпому. А Петр Яковлевич в . это время работал. Два фаллиня были заведены на борт «Ми­ хаила Кутузова», и они би­ лись об этот борт, увешан- ■ІК i l l v ный плетеными кранцами, привальником своего катере. Крен рудовоза достигал со­ рока градусов. Он падал на противоположный борт так, что ватерлиния уносилась д а­ леко вверх, но тут же вы­ прямлялся и стремительно валился чуть ли не на голо­ вы членов э к и п а ж а . Скользя, катер выскакивал из- под черной стены и едва не перепрыгивал через фальш ­ борт, чтобы через секунду снова ухнуть куда-то вниз. Правой рукой непрерывно перебрасывая реверс рабо­ тающего на предельных обо­ ротах двигателя, левой — круто перекладывая штурвал, старпом то пытался удержать катер у борта, то не давал ему запрыгнуть на палубу, максимально вытягивал ф ал ­ лини, уходил от падающей на них громады. Уловив момент, матросы Виктор Лахин и Вя­ чеслав Гюменюк ловко сняли больного прямо с фальш ­ борта. Остальное было проще — до судна добрались без происшествий, мигом защелк­ нули шлюптали, поднялись к себе на борт. До утра в каюте ка-питана кипел самовар. Мы пили аро­ матный грузинский чай, забы­ вая пережитое в минувшую ночь. Транспорт уже разо­ гнался и ровно шел по успо­ каивающемуся океану. Света­ ло. Из санчасти позвонили: операция закончена, все в по­ рядке. Женя Бушуев будет жить... О. КСЕНОФОНТОВ, пер­ вый помощник капитана транспортного рефриже­ ратора «Вильгельм Пик» управления «Севрыбхс- подфпот». Этот репортаж сделан в Иркутской области — быстро раз­ вивающемся районе Восточной Сибири. В основе Иркутского ускорения — уникальные гидроэнергетические ресурсы, кото­ рыми располагает этот богатый лесом и полезными ископае­ мыми край. Создание на Ангаре каскада гидроэлектростанций обеспечило надежную энергетическую базу для формирова­ ния крупных территориально-производственных комплексов, развития таких энергоемких производств, как цветная метал- J лургия, целлюлозно-бумажная промышленность, химия. Освоение гидроресурсов Ангары продолжается: начато со­ оружение четвертой ГЭС каскада — Богучанской (Красноярский край). О т Усть-Илимска по Ангаре плывут в Богучаны карава- ‘ нм судов с техникой, строительными материалами и другими грузами, f На снимках: плотина третьей станции Ангарского каскада — Усть-Илим.ской ГЭС; ветераны-энергетики Приангарья, работники Иркутского рай­ онного управления «Иркутскэнерго» — главный диспетчер Л. Н. Исаченко, главный инженер В. М . Боровский и начальник службы грозозащиты и высоковольтного оборудования Н. И. Колягин; Ц навеки запечатлены имена покорителей Ангары не стенах гидростанций. I Фотохроника ТА СС . НА К О М М У Н И З М

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz