Рыбный Мурман. 1981 г. Октябрь.
партию, стал заместителем секретаря партийной органи зации. Почти одновременно с этим служба мореплавания флота утвердила его в долж ности старшего помощника капитана. Чем выше пост, тем боль ше ответственность. Иных это пугает, Петр Яковлевич пони мает это по-иному: чем выше пост, тем больше простора для инициативы самостоятель- ^ ».:7И. С трибуны общефлотской партийной конференции ком мунист Волошин говорил о методах работы в экипаже, проблемах идейнонравствен- ного воспитания моряков, о вос питании младших командиров, делился своим опытом рабо ты с людьми. «Да ведь он еще молодой старпом, два года на должности, ему еще са мому учиться надо...» Можно сказать и так. Все правильно, ему самому многому нужно учиться. Но ясно одно: будь ты хоть семи пядей во лбу, один ничего не сделаешь. Коллегиальность в решении судовых задач — залог успе ха в любом деле. Ничего за зорного нет в том, чтобы пе- ред ответственным моментом з жизни экипажа собрать опытных м атросов,‘ вместе see тщательно обдумать, поде литься с ними своими сомне ниями. Очень многое может подсказать бывалый моряк. Чего же стесняться спросить у него совета?.. І Л ' ? ДРУГИХ служб не на- *■ до отгораживаться сте ной профессиональной псев догордости, увы, еще встре чающейся у старших специа листов. Вот говорят: «Четкое взаимодействие всех служб судна»... Само по себе это очень хорошо. Только взаимо действие это должно осно вываться не только на знани ях и опыте членов экипажа, а еще и на особом, годами создаваемом морально-психо логическом климате, при ко тором каждый не только зна ет, но и понимает сложность оаботы другого, желает по мочь ему, сознает, что вмес те все делают одно общее д е ло. Именно подобное взаимо действие нужно людям, рабо тающим в море. Такого взаи модействия и добиваются мои чоллеги Анатолий Михайлович Стретович и Петр Яковлевич Волошин. Результаты труда уже вид ны. Разумеется, это в первую очередь — производственные показатели. Если перевести длинные, бесконечные пере ходы, р>ібу и муку, топливо и воду, продукты и картонную тару — если все это, приве денное к одному знаменате лю — рыбацкому труду, пе ревести на язык цифр, то на обычном листе бумаги свобод но уместится в колонках кар тина, именуемая для краткос- анализом хозяйственной деятельности судна. Этот ана лиз всегда интересен, а в на шем случае — особенно. В 1973 году «Вильгельм Пик* установил всесоюзный рекорд перевозни рыбопродук ции, в 1974 году экипажу суд на впервые присужден приз «Рыбацкая доблесть». Непло хой старт! Но далее происхо дит что-то непонятное: о транс порте как бы . забывают. И не удивительно: говорят обычно о передовиках или отстающих, а мы прочно заняли место в «золотой» середине. Так про должалось шесть лет. И вот данные за 1981 год. Они сви Петельствуют, что транспорт ный рефрижератор имеет луч шие производственные показа тели за первый и второй кеар талы, а целом за первое по лугодие. Приз «Рыбацкая доб лесть» — он тоже у нас. Кол лективу судна присвоены зва ния «Экипаж коммунистическо го труда», «Комсомольске моло дежный коллектив». Значит, произошло главное — создалась дружная морская семья, где успех или неудача одного радует или тревожит Е с е х Где моторист и матрос, боцман и донкерман трудятся рядом, плечом к плечу. Ог ромную роль в создании этой семьи сыграла партийная ор 2 октября 1981 г. РЫБНЫЙ MYPMAH»- =з===® 7 стр. ганизация судна. Много труда затратили капитан-директор, начальники служб. Ровно и уверенно трудится последнее время команда «Вильгельма Пика». Экономит промысловикам драгоценное время, вовремя доставляет топливо, воду, продовольст вие, почту, доброжелательно относится к нуждам и запро сам рыбаков. В июле на страницах газеты «Рыбный Мурман» была опуб ликована заметка «Шторму вопреки». В ней первый по мощник капитана рудовоза «Михаил Кутузов» В. Прости- хин рассказал о том, как мо ряки «Вильгельма Пика» спа сали жизнь Жене Бушуеву, мотористу. Как же это было? ■— .--Ну, Петр Яковлевич, смотри, — кивком головы ка питан показал вниз. — Тебе идти, твое слово последней. Они стояли вдвоем на ле вом крыле капитанского мос тика и, свесившись за борт, смотрели на черную воду. Смотреть, собственно, было не на что и нечего. В такую погоду два громадных судна не ошвартовать. Значит, оста ется катер. По сообщению хирурга, уже переговорившего со своим коллегой с «Михаила Кутузо ва», парень, который у них на борту, ждать не может. Нуж на операция. Немедленная! Все это старпом знал. Еще он знал, что Василий Тихоно вич Марков подведет «Виль гельм Пик» на минимальное расстояние, а потом опишет циркуляцию и моментально прикроет их, едва они отва лят от рудовоза. Знал он всех, кто пойдет с ним: сам их выбрал и р ас пределил между ними обя занности. Не первый раз шли они в эт£м составе на тр уд ное дело. Экипаж катера сло жился лет пять назад, никак не меньше. Вот только глав ный механик шел в этой груп пе впервые, но на такого «но венького» можно было поло житься как на самого себя. «Двойка» уже раскачивалась на талях. Экипаж занял свои места, боцман стоял на сто поре. Легко спрыгнув в люк, старпом еще раз посмотрел, все ли в жилетах, махнул ру кой. Катер пошел вниз. Фаллини не заводили, уве ренные в мгновенной отдаче талей. И они действительно отдались, едва днище косну лось воды. Холостой рокот дви гателя сменился рабочим. Круто вывернув руль влево,' старпом увел катер от борта. Через секунду они ухнули куда-то очень глубоко, гори зонт ограничился несколькими десятками метров темной во ды, исчезли оба судна. О ста лись только звезды над го ловой... ГГ СТЬ в каждом человеке какая-то черта характе ра, свойство натуры, кото рое, будучи ярко выра женным, определяет этого че ловека как личность. Про од ного говорят: «он строгий», или — «он упрямый», про другого — «он требователь ный», или — «он настойчи вый». Про Петра Яковлевича говорят: «справедливый» С о гласитесь, не так уж мало. Но в чем это выражается? За хорошим трудом должно следовать вознаграждение, причем не обязательно денеж ное или выраженное в виде официального поощрения. Это может быть просто рукопожа тие или «спасибо» в присут ствии членов экипажа. Но оно должно последовать, чтобы че ловек знал, был уверен в том, что его работа замечена и оценена по заслугам. С дру гой стороны, за проступком неотвратимо следует наказа ние. Тоже не обязательно офи циальное. хотя приходится прибегать и к . такому, но ло дырь и любитель еыпить обя заны находиться в полной уверенности, что получат свое по заслугам. И при этом не будет скидки на стаж ра боты.. хорошее поведение в прошлом и былые заслугу В слово «ветеран» Петр Яковлевич вкладывает особый смысл. На «Вильгельме Пике» у ветеранов перед новичками имеется разве только одно преимущество — выполнять наиболее сложную работу. И сами они, воспитанные в справедливости, не засижива ются во время промысла на лебедках, не ищут на перехо дах занятий для коллег. Выйдя однажды из каюты Петра Яковлевича, матрос Ко- ронецкий сказал своим това рищам: «Кажется, я работаю на самом справедливом судне флота». Это вырвалось у него после заседания совета служ бы, где определяли степень участия каждого матроса в работе на промысле, а она, эта степень, определяла и зара боток. Б ЫТУЕТ на флоте пого ворка: «Кто на что на нимался...» Старпом терпеть ее не может, считая челове ка, произносящего эту фразу, равнодушным к нуждам других членов экипажа. По этому разговоры о том, что, мол, матросы ничего не д ел а ют, а мотористы, мол, сидят & тепле, — эти разговоры пресекаются моими коллега ми. К чему они беспощадны, так это к попыткам Енести самый незначительный раз дор в коллектив. Правда, бывают моменты, когда справедливым быть трудно. Вот как и в этот раз: «Почему берете в катер не меня?» — было написано на недовольных лицах моряков, вышедших, несмотря на глу бокую ночь, проводить своих товарищей. И здесь снова пришла на помощь уверен ность, которая дается отлич ным знанием людей, которая помогла выбрать лучших. И сейчас, когда, ныряя в вол нах, они приближались к кор ме рудовоза «Михаил Куту зов», Петр Яковлевич знал, что не ошибся: эти, что рядом с ним, не подведут. Потом были пять минут, которые навсегда останутся в памяти экипажа катера. В памяти людей, стоявших, за таив дыхание, на обоих су дах. В памяти капитан-дирек тора Маркова, проклинавше го себя за разрешение, дан ное старпому. А Петр Яковлевич в . это время работал. Два фаллиня были заведены на борт «Ми хаила Кутузова», и они би лись об этот борт, увешан- ■ІК i l l v ный плетеными кранцами, привальником своего катере. Крен рудовоза достигал со рока градусов. Он падал на противоположный борт так, что ватерлиния уносилась д а леко вверх, но тут же вы прямлялся и стремительно валился чуть ли не на голо вы членов э к и п а ж а . Скользя, катер выскакивал из- под черной стены и едва не перепрыгивал через фальш борт, чтобы через секунду снова ухнуть куда-то вниз. Правой рукой непрерывно перебрасывая реверс рабо тающего на предельных обо ротах двигателя, левой — круто перекладывая штурвал, старпом то пытался удержать катер у борта, то не давал ему запрыгнуть на палубу, максимально вытягивал ф ал лини, уходил от падающей на них громады. Уловив момент, матросы Виктор Лахин и Вя чеслав Гюменюк ловко сняли больного прямо с фальш борта. Остальное было проще — до судна добрались без происшествий, мигом защелк нули шлюптали, поднялись к себе на борт. До утра в каюте ка-питана кипел самовар. Мы пили аро матный грузинский чай, забы вая пережитое в минувшую ночь. Транспорт уже разо гнался и ровно шел по успо каивающемуся океану. Света ло. Из санчасти позвонили: операция закончена, все в по рядке. Женя Бушуев будет жить... О. КСЕНОФОНТОВ, пер вый помощник капитана транспортного рефриже ратора «Вильгельм Пик» управления «Севрыбхс- подфпот». Этот репортаж сделан в Иркутской области — быстро раз вивающемся районе Восточной Сибири. В основе Иркутского ускорения — уникальные гидроэнергетические ресурсы, кото рыми располагает этот богатый лесом и полезными ископае мыми край. Создание на Ангаре каскада гидроэлектростанций обеспечило надежную энергетическую базу для формирова ния крупных территориально-производственных комплексов, развития таких энергоемких производств, как цветная метал- J лургия, целлюлозно-бумажная промышленность, химия. Освоение гидроресурсов Ангары продолжается: начато со оружение четвертой ГЭС каскада — Богучанской (Красноярский край). О т Усть-Илимска по Ангаре плывут в Богучаны карава- ‘ нм судов с техникой, строительными материалами и другими грузами, f На снимках: плотина третьей станции Ангарского каскада — Усть-Илим.ской ГЭС; ветераны-энергетики Приангарья, работники Иркутского рай онного управления «Иркутскэнерго» — главный диспетчер Л. Н. Исаченко, главный инженер В. М . Боровский и начальник службы грозозащиты и высоковольтного оборудования Н. И. Колягин; Ц навеки запечатлены имена покорителей Ангары не стенах гидростанций. I Фотохроника ТА СС . НА К О М М У Н И З М
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz