Рыбный Мурман. 1981 г. Октябрь.

СЕДЬМОЙ «ДЕД» ц ЕНТРАЛЬНЫЙ пост — Цмостику! — голос вах­ тенного помощника капитане разве чуть более напряжен­ ный, чем обычно, звучал д е ­ ловито и строго. — Центральный пост слуша­ ет, у микрофона вахтенный механик. — Отпускаем судно от бор­ та, стоять у реверса, пока ра­ ботаем пятьдесят вперед, старших специалистов — в ЦПУ. Через две минуты он подо- иел к двери центрального поста управления. Еще раз окинул взглядом залитую я р ­ ким светом неоновых ламп, грохочущую машину, легко повернул стопор водонепро­ ницаемой двери, шагнул в тишину. Правда, и сюда сквозь плотные стекла огромных ил, люминаторов доносился шум работающих дизелей, но он был привычнее тиканья часов и не ощущался. Все было как обычно. Дрожали стрелки многочисленных приборов, вспыхивали и гасли разно­ цветные лампочки, о чем-то сообщая на своем, непонят­ ном для постороннего языке. У поста управления глав­ ным двигателем, положив руку на рифленую рукоятку реверса, стоял вахтенный тре­ тий механик... ІГ ЯА ВНОМ У механику транс- * портного рефрижератора «Вильгельм Пик» Анатолию Михайловичу Стретовичу где- то за тридцать. Самый молодой «дед» управле­ ния «Севрыбхолодфлот». И выглядит очень молодо. Вы­ сокий, с вьющимися черными кудрями, черноусый и строй­ ный, он, пожалуй, производил бы впечатление веселого и беззаботного парня, если бы не вдумчивые глаза да от­ дельные, рано прорезавшиеся морщины. Говорят, есть механики по призванию. Если так, то Ана­ толий Михайлович один из них. С детства его тянуло к технике. Он любит вспоми­ нать о том беззаботном вре­ мени, когда самым сложным механизмом в его .«заведова­ нии» был трехколесный вело­ сипед. Однажды Толя разо­ брал его на запчасти, а со­ брать не хватило опыта и зна­ ний. Однако после получен­ ной взбучки, п о е о з и в ш и с ь не­ сколько дней, он все же за- ’ ко нчил первую в своей жизни . сборку да еще навсегда ус­ воил: сначала разберись, что к чему, а потом уж лезь с гаечными ключами. Само собой подразумевалось, что по окончании десятого класса Анатолий поедет по­ ступать в политехнический институт Е Киев. Однако при­ готовленные к отправке доку­ менты ушли на Север И виной тому были двое бравых ребят в курсантской форме, окон­ чившие школу двумя годами ранее и приехавшие из Мур­ манска в отпуск. Они расска­ зывали о дальних странах, об океанских плаваниях, о кра­ савцах кораблях. Тогда-то и прозвучала впервые в малень­ ком городе в центре украин­ ского Полесья пахнущее морем слово «мореходка». Судьба Анатолия была ре­ шена. И вскоре он с гордос­ тью написал домой, что отны­ не является курсантом МВИМУ имени Ленинского комсомола. Учился Анатолий легко, с ин­ тересом: ключ к пониманию сути громадных мощных су­ довых дизелей был заложен в глубоких знаниях. Закончив училище, Анатолий получил направление в «Сев- рыбхолодфлот». И, конечно, произошпо го знаменательное, неизбежное в жизни каждо­ го молодого специалиста со­ бытие, именуемое первой са­ мостоятельной вахтой. Она де­ ла почувствовать тяжесть вне­ запно навалившейся ответст­ венности Стало ясно, что ба­ гаж теоретических знаний — это только половина того, что обязан иметь механик. Плюс ко есему необходимо было учиться руководить людьми, что тоже оказалось непростым делом. Но в Ана­ толии Михайловиче прояви­ лись те незаурядные способ­ ности и человеческие качест­ ва, которые впоследствии вы­ двинули его в число лучших механиков флота. В нем сча­ стливо сочетались личная дис­ циплинированность и требова­ тельность к подчиненным, жажда знаний и умение до­ ходчиво объяснить смысл не­ обходимой работы другом у. Еще Анатолию Михайлови­ чу повезло на учителей. Са­ мыми .теплыми словами вспо­ минает он старших товари­ щей, своих наставников Васи­ лия Артемовича Дацину и Ви­ талия Дмитриевича Горохова. Это они в свое время разгля­ дели в курсанте будущ его ме­ ханика, вложили немало сил в воспитание и обучение младшего коллеги. ...Резкая, рассыпчатая трель звонка разорвала тишину цен­ трального поста управления. Звенел машинный телеграф. Находящемуся у противополож­ ного конца длинного девяти­ метрового пульта главному ме­ ханику было хорошо видно, как черная стрелка, на долю секунды остановившись на де­ лении «стоп», резко покати­ лась по сектору заднего хода, не задерживаясь на «самом малом», «малом», «среднем»... Одновременно в динамике за­ гремел голос старпома; — Назад! Все, что можно, — назад! Мгновение опасности... На языке актеров это назы­ вается замыканием—задержкой из-за внезапно забытой реплики: крутнув колесо, вахтенный ме­ ханик остановил дизель и за­ мер, вцепившись в рукоятки, не в силах оторвать взгляд от телеграфа, показывающего «полный назад». Вот сейчас он придет в себя, резко про­ вернет влево, не поймает вто­ ропях нужную точку поворота, и — двигатель не запустится, только глуховато щелкнет кла­ пан подачи сжатого воздуха. Время будет потеряно. Про­ изойдет что-то непоправимое: зря такие команды не подают­ ся... Никто так четко и после­ довательно не думает в мину­ ту опасности. Конечно, не ду­ мал так и главный механик. Все это он объяснил потом, а тогда понял, почувствовал за те доли мгновения, когда бро­ сил вперед свое тренированное тело, потеснил третьего меха­ ника и, широко расставив но­ ги, встал у реверса. Уверенно легли на рукоят­ ки огромные руки, плавно по­ вернулось подпружиненное колесо, вздрогнуло раз, Дру­ гой, и —- вдруг, подстегнутое хлынувшей по стальным арте­ риям пульсирующей черной кровью, бешено забилось ог­ ромное сердце корабля. Виб­ рируя всем корпусом, транс­ порт замер, погасив инер­ цию, а потом, быстро увели­ чивая ход, пошел назад, уво­ дя могучий форштевень от высокой надстройки внезапно взявшего при отходе влево рефрижератора «Перемышль». Когда машине была дана д е ­ сятиминутная готовность, А н а­ толий Михайлович собрал м е­ хаников в ЦПУ и разбор про­ исшедшего начал словами: «Моя ошибка заключается в том, что я должен был еще раз обратить внимание вах­ тенного механика не серьез­ ность обстановки...» В этом он — весь: сначала сбои недочеты, смело, без околичностей. Как на том пар­ тийном собрании, когда Стое- тович выступил самокритично и деловито: вот он — мой промах, бот — мое слово ком­ муниста, что таксе больше допущено не будет ' е с т — пути исправления создавше­ гося положения. Не в обицу кому-нибудь бу­ дет сказано, но нашему транс портному рефрижератору не везло на постоянных руково­ дителей Нынешние начальни­ ки служб, герои моего очерка главный механик Стретоеич — седьмой «дед», а старший по- мощни:' капитана Волошин — восьмой старпом за время экс­ плуатации сулна, моподого судна. И если со старпомом, выросшим из мѵлших помощ­ ников и проработавшим на ТР - Вильгельм Пик»> восемь лет, все в порядке. то глаемеха опять собираются менять. А жаль — у машины появился хозяин. А ПОЛ ГОДА службы на ^ нашем судне Анатолий Михайлович сплотил машинную команду в дружный, уме­ лый коллектив. выполнил с ним массу необходимых р е ­ Р А С С К А З Ы К О М М У Н И С Т А Х НОЛЛЕГИ ................. ............. О Ч Е Р К тѵ* ОЛЛЕГИ... Мне правится это емкое слово. Оно поднимает людей, стоящих на р а з н ы х ступенях служебной лестницы, до одного ур о вн я — принадлежности к пр о ­ фессии. Мы н азы ваем друг друга этим х о р ош им , сразу устраняющим служебные и л и и ны е барьеры, простым, к а к рукопожатие, словом — «коллега». Немыслимо назвать коллегой ло ды р я и пр огульщ ика , любителя выпить и юбочника, н е ум е х у и трепача. Представляю вам сво их товарищей по работе, пр оф есси ональны х моряков, коллег: гл авны й м ех а н и к Анатолий Ми ха й л о в и ч Стретович и старший п омощник капитана Петр Я к о в л е в и ч В о л ош и н с транспортного рефрижератора «В и л ь г е л ьм Пик» уп р а вл е­ н и я «Севрыбхолодфлот ». Членов комсомольско-молодежного экипажа, коллектива ѣ коммунистического труда. Коммунистов. бот, до него никем не сд е­ ланных. Выл произведен ре­ монт системы забортной ох­ лаждающей воды главного и вспомогательного дизелей (специалисты оценят труд). Установлен дублируюш,ий на­ сос для выдачи питьевой во­ ды, благодаря чему время выдачи сократилось вдвое (это при работе с судами на бакштове). Очищены и отре­ монтированы опреснители, что дало экономию топлива и по­ зволило довести выработку пресной воды до 80 тонн в сутки (против 50 тонн в пре­ жние времена). Это наиболее сажные ра­ боты. А ведь Анатолий Ми­ хайлович не упустил ни одной мелочи, он их просто не при­ знает, мелочей, влез со свои­ ми ребятами туда, где, по вы­ ражению одного из них, «и конь не валялся». Из-за пустяковых поломок не работало гтопление гара­ жа электропогрузчиков. Не­ сколько лет не работало. По­ ломки устранены, мало того — спрямлена система, уста­ новлены компенсаторы, слив­ ные краны, что повысило на­ дежность, “арантиоовало от будущих поломок. И— пожалуй­ ста: пусть на палубе вьюга — работайте, слесари, в тенге, готовьте погрузчики к про­ мыслу! А уж о таких вещах, как са­ тураторы, казалось, и гово­ рить не стоит, А кот поди ж ты — не доходили за реше­ нием «глобальных» проблем до сатураторОБ руки его пред­ шественников. У него дошли. Потому что забота о челове­ ке — это не пустяк, не ме­ лочь для коммуниста Стрето- вича. И смешно, и грустно слу­ шать ему рассказы о том, как выключилась в тропиках из «технических» соображений си­ стема кондиционирования воз­ духа, как «невозможно» было устранить перебои в подаче госпиталю горячей воды. Погружаясь в сложнейшие работы по главному двигате­ лю, не забывать о насущных потребностях судна, экипажа — задача трудная, но, судя по деятельности нашего главме­ ха, вполне выполнимая. На промысле Анатолия Ми­ хайловича можно видеть в ра­ диорубке во время совета, на мостике, в каюте старшего по­ мощника капитана, где посто­ янно работает что-то вроде оперативного штаба судна, где решаются узловые проблемы обработки промсудов. — Решаем коллегиально,— говорит капитан-директор реф ­ рижератора В. Т. Марков, — это позволяет избежать оши­ бок, лучше увидеть перспек­ тиву, правильнее спланиро­ вать деятельность транспорта. Заместитель секретаря пар­ тийной организации Стретович — нужный человек на этих сочетани ях. Кстати, вспомни­ те срок работы Сгретовича на ТР «Вильгельм Пик» — полгода. А коммунисты доверили ему руководство партийной орга­ низацией. Мои коллеги. Мне легко работается с ни М и . Вот они стоят переде мной — рослые, крепкие. Золотом сверкают честно заработанные шевроны. Обмяв друг друга за плечи, смотрят в объектив фотокамеры. Подружившиеся сами, завоевавшие уважение экипажа — главмех и старпом. Если между ведущими спе­ циалистами нет взаимопонима­ ния, то это немедленно ска­ зывается на подчиненных. Что там скрывать — встанет инои главмех на собрании и давай критиковать матросов: и та­ кие, и сякие, и лебедки во­ дой залили, и погрузчики ло­ мают, и наказывать будем... Расшумится. С людьми так нельзя. СЛОВО О СТАРПОМЕ І^ТАРШИЙ помощник капи- тана транспортного реф ­ рижератора «Вильгельм Пик» Петр Яковлевич Волошин ра­ ботает на флоте десять лет. Из них восемь — на нашем судне. Пришел на транспорт начинающим судоводителем, прошел все ступени служ еб­ ной лестницы, последние два года — в старпомах. Начинать было трудно. Не хватало прак­ тического опыта. Крут с но­ вичком был капитан директор Игорь Михайлович Тарасов — не прощал промахов, строго взыскивал за ошибки и недо­ четы. Но было б новичке упорство, был формирующий­ ся, в основе своей креп­ кий морской характер. Куда только за эти годы не ходил «Вильгельм Пик», где только не побывал на нем мо­ лодой штурман! Дважды" xq "- дили в Японию, бороздилѵ. * океаны, работали у ледовых барьеров на Севере... Накап­ ливались опыт, уверенность в своих силах, умение работать с людьми. Несколько лет Волошин бес­ сменно руководил комсо­ мольской организацией транс­ порта, был награжден Золо­ тым знаком ЦК ВЛКСМ «Мо­ лодой гвардеец пятилетки», участвовал в торжественном Пленуме Центрального Коми­ т е т а комсомола, посвященном 60-летию ВЛКСМ . Принят в • 6 стр. « РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 октяоря 198! г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz