Рыбный Мурман. 1981 г. Октябрь.
СЕДЬМОЙ «ДЕД» ц ЕНТРАЛЬНЫЙ пост — Цмостику! — голос вах тенного помощника капитане разве чуть более напряжен ный, чем обычно, звучал д е ловито и строго. — Центральный пост слуша ет, у микрофона вахтенный механик. — Отпускаем судно от бор та, стоять у реверса, пока ра ботаем пятьдесят вперед, старших специалистов — в ЦПУ. Через две минуты он подо- иел к двери центрального поста управления. Еще раз окинул взглядом залитую я р ким светом неоновых ламп, грохочущую машину, легко повернул стопор водонепро ницаемой двери, шагнул в тишину. Правда, и сюда сквозь плотные стекла огромных ил, люминаторов доносился шум работающих дизелей, но он был привычнее тиканья часов и не ощущался. Все было как обычно. Дрожали стрелки многочисленных приборов, вспыхивали и гасли разно цветные лампочки, о чем-то сообщая на своем, непонят ном для постороннего языке. У поста управления глав ным двигателем, положив руку на рифленую рукоятку реверса, стоял вахтенный тре тий механик... ІГ ЯА ВНОМ У механику транс- * портного рефрижератора «Вильгельм Пик» Анатолию Михайловичу Стретовичу где- то за тридцать. Самый молодой «дед» управле ния «Севрыбхолодфлот». И выглядит очень молодо. Вы сокий, с вьющимися черными кудрями, черноусый и строй ный, он, пожалуй, производил бы впечатление веселого и беззаботного парня, если бы не вдумчивые глаза да от дельные, рано прорезавшиеся морщины. Говорят, есть механики по призванию. Если так, то Ана толий Михайлович один из них. С детства его тянуло к технике. Он любит вспоми нать о том беззаботном вре мени, когда самым сложным механизмом в его .«заведова нии» был трехколесный вело сипед. Однажды Толя разо брал его на запчасти, а со брать не хватило опыта и зна ний. Однако после получен ной взбучки, п о е о з и в ш и с ь не сколько дней, он все же за- ’ ко нчил первую в своей жизни . сборку да еще навсегда ус воил: сначала разберись, что к чему, а потом уж лезь с гаечными ключами. Само собой подразумевалось, что по окончании десятого класса Анатолий поедет по ступать в политехнический институт Е Киев. Однако при готовленные к отправке доку менты ушли на Север И виной тому были двое бравых ребят в курсантской форме, окон чившие школу двумя годами ранее и приехавшие из Мур манска в отпуск. Они расска зывали о дальних странах, об океанских плаваниях, о кра савцах кораблях. Тогда-то и прозвучала впервые в малень ком городе в центре украин ского Полесья пахнущее морем слово «мореходка». Судьба Анатолия была ре шена. И вскоре он с гордос тью написал домой, что отны не является курсантом МВИМУ имени Ленинского комсомола. Учился Анатолий легко, с ин тересом: ключ к пониманию сути громадных мощных су довых дизелей был заложен в глубоких знаниях. Закончив училище, Анатолий получил направление в «Сев- рыбхолодфлот». И, конечно, произошпо го знаменательное, неизбежное в жизни каждо го молодого специалиста со бытие, именуемое первой са мостоятельной вахтой. Она де ла почувствовать тяжесть вне запно навалившейся ответст венности Стало ясно, что ба гаж теоретических знаний — это только половина того, что обязан иметь механик. Плюс ко есему необходимо было учиться руководить людьми, что тоже оказалось непростым делом. Но в Ана толии Михайловиче прояви лись те незаурядные способ ности и человеческие качест ва, которые впоследствии вы двинули его в число лучших механиков флота. В нем сча стливо сочетались личная дис циплинированность и требова тельность к подчиненным, жажда знаний и умение до ходчиво объяснить смысл не обходимой работы другом у. Еще Анатолию Михайлови чу повезло на учителей. Са мыми .теплыми словами вспо минает он старших товари щей, своих наставников Васи лия Артемовича Дацину и Ви талия Дмитриевича Горохова. Это они в свое время разгля дели в курсанте будущ его ме ханика, вложили немало сил в воспитание и обучение младшего коллеги. ...Резкая, рассыпчатая трель звонка разорвала тишину цен трального поста управления. Звенел машинный телеграф. Находящемуся у противополож ного конца длинного девяти метрового пульта главному ме ханику было хорошо видно, как черная стрелка, на долю секунды остановившись на де лении «стоп», резко покати лась по сектору заднего хода, не задерживаясь на «самом малом», «малом», «среднем»... Одновременно в динамике за гремел голос старпома; — Назад! Все, что можно, — назад! Мгновение опасности... На языке актеров это назы вается замыканием—задержкой из-за внезапно забытой реплики: крутнув колесо, вахтенный ме ханик остановил дизель и за мер, вцепившись в рукоятки, не в силах оторвать взгляд от телеграфа, показывающего «полный назад». Вот сейчас он придет в себя, резко про вернет влево, не поймает вто ропях нужную точку поворота, и — двигатель не запустится, только глуховато щелкнет кла пан подачи сжатого воздуха. Время будет потеряно. Про изойдет что-то непоправимое: зря такие команды не подают ся... Никто так четко и после довательно не думает в мину ту опасности. Конечно, не ду мал так и главный механик. Все это он объяснил потом, а тогда понял, почувствовал за те доли мгновения, когда бро сил вперед свое тренированное тело, потеснил третьего меха ника и, широко расставив но ги, встал у реверса. Уверенно легли на рукоят ки огромные руки, плавно по вернулось подпружиненное колесо, вздрогнуло раз, Дру гой, и —- вдруг, подстегнутое хлынувшей по стальным арте риям пульсирующей черной кровью, бешено забилось ог ромное сердце корабля. Виб рируя всем корпусом, транс порт замер, погасив инер цию, а потом, быстро увели чивая ход, пошел назад, уво дя могучий форштевень от высокой надстройки внезапно взявшего при отходе влево рефрижератора «Перемышль». Когда машине была дана д е сятиминутная готовность, А н а толий Михайлович собрал м е хаников в ЦПУ и разбор про исшедшего начал словами: «Моя ошибка заключается в том, что я должен был еще раз обратить внимание вах тенного механика не серьез ность обстановки...» В этом он — весь: сначала сбои недочеты, смело, без околичностей. Как на том пар тийном собрании, когда Стое- тович выступил самокритично и деловито: вот он — мой промах, бот — мое слово ком муниста, что таксе больше допущено не будет ' е с т — пути исправления создавше гося положения. Не в обицу кому-нибудь бу дет сказано, но нашему транс портному рефрижератору не везло на постоянных руково дителей Нынешние начальни ки служб, герои моего очерка главный механик Стретоеич — седьмой «дед», а старший по- мощни:' капитана Волошин — восьмой старпом за время экс плуатации сулна, моподого судна. И если со старпомом, выросшим из мѵлших помощ ников и проработавшим на ТР - Вильгельм Пик»> восемь лет, все в порядке. то глаемеха опять собираются менять. А жаль — у машины появился хозяин. А ПОЛ ГОДА службы на ^ нашем судне Анатолий Михайлович сплотил машинную команду в дружный, уме лый коллектив. выполнил с ним массу необходимых р е Р А С С К А З Ы К О М М У Н И С Т А Х НОЛЛЕГИ ................. ............. О Ч Е Р К тѵ* ОЛЛЕГИ... Мне правится это емкое слово. Оно поднимает людей, стоящих на р а з н ы х ступенях служебной лестницы, до одного ур о вн я — принадлежности к пр о фессии. Мы н азы ваем друг друга этим х о р ош им , сразу устраняющим служебные и л и и ны е барьеры, простым, к а к рукопожатие, словом — «коллега». Немыслимо назвать коллегой ло ды р я и пр огульщ ика , любителя выпить и юбочника, н е ум е х у и трепача. Представляю вам сво их товарищей по работе, пр оф есси ональны х моряков, коллег: гл авны й м ех а н и к Анатолий Ми ха й л о в и ч Стретович и старший п омощник капитана Петр Я к о в л е в и ч В о л ош и н с транспортного рефрижератора «В и л ь г е л ьм Пик» уп р а вл е н и я «Севрыбхолодфлот ». Членов комсомольско-молодежного экипажа, коллектива ѣ коммунистического труда. Коммунистов. бот, до него никем не сд е ланных. Выл произведен ре монт системы забортной ох лаждающей воды главного и вспомогательного дизелей (специалисты оценят труд). Установлен дублируюш,ий на сос для выдачи питьевой во ды, благодаря чему время выдачи сократилось вдвое (это при работе с судами на бакштове). Очищены и отре монтированы опреснители, что дало экономию топлива и по зволило довести выработку пресной воды до 80 тонн в сутки (против 50 тонн в пре жние времена). Это наиболее сажные ра боты. А ведь Анатолий Ми хайлович не упустил ни одной мелочи, он их просто не при знает, мелочей, влез со свои ми ребятами туда, где, по вы ражению одного из них, «и конь не валялся». Из-за пустяковых поломок не работало гтопление гара жа электропогрузчиков. Не сколько лет не работало. По ломки устранены, мало того — спрямлена система, уста новлены компенсаторы, слив ные краны, что повысило на дежность, “арантиоовало от будущих поломок. И— пожалуй ста: пусть на палубе вьюга — работайте, слесари, в тенге, готовьте погрузчики к про мыслу! А уж о таких вещах, как са тураторы, казалось, и гово рить не стоит, А кот поди ж ты — не доходили за реше нием «глобальных» проблем до сатураторОБ руки его пред шественников. У него дошли. Потому что забота о челове ке — это не пустяк, не ме лочь для коммуниста Стрето- вича. И смешно, и грустно слу шать ему рассказы о том, как выключилась в тропиках из «технических» соображений си стема кондиционирования воз духа, как «невозможно» было устранить перебои в подаче госпиталю горячей воды. Погружаясь в сложнейшие работы по главному двигате лю, не забывать о насущных потребностях судна, экипажа — задача трудная, но, судя по деятельности нашего главме ха, вполне выполнимая. На промысле Анатолия Ми хайловича можно видеть в ра диорубке во время совета, на мостике, в каюте старшего по мощника капитана, где посто янно работает что-то вроде оперативного штаба судна, где решаются узловые проблемы обработки промсудов. — Решаем коллегиально,— говорит капитан-директор реф рижератора В. Т. Марков, — это позволяет избежать оши бок, лучше увидеть перспек тиву, правильнее спланиро вать деятельность транспорта. Заместитель секретаря пар тийной организации Стретович — нужный человек на этих сочетани ях. Кстати, вспомни те срок работы Сгретовича на ТР «Вильгельм Пик» — полгода. А коммунисты доверили ему руководство партийной орга низацией. Мои коллеги. Мне легко работается с ни М и . Вот они стоят переде мной — рослые, крепкие. Золотом сверкают честно заработанные шевроны. Обмяв друг друга за плечи, смотрят в объектив фотокамеры. Подружившиеся сами, завоевавшие уважение экипажа — главмех и старпом. Если между ведущими спе циалистами нет взаимопонима ния, то это немедленно ска зывается на подчиненных. Что там скрывать — встанет инои главмех на собрании и давай критиковать матросов: и та кие, и сякие, и лебедки во дой залили, и погрузчики ло мают, и наказывать будем... Расшумится. С людьми так нельзя. СЛОВО О СТАРПОМЕ І^ТАРШИЙ помощник капи- тана транспортного реф рижератора «Вильгельм Пик» Петр Яковлевич Волошин ра ботает на флоте десять лет. Из них восемь — на нашем судне. Пришел на транспорт начинающим судоводителем, прошел все ступени служ еб ной лестницы, последние два года — в старпомах. Начинать было трудно. Не хватало прак тического опыта. Крут с но вичком был капитан директор Игорь Михайлович Тарасов — не прощал промахов, строго взыскивал за ошибки и недо четы. Но было б новичке упорство, был формирующий ся, в основе своей креп кий морской характер. Куда только за эти годы не ходил «Вильгельм Пик», где только не побывал на нем мо лодой штурман! Дважды" xq "- дили в Японию, бороздилѵ. * океаны, работали у ледовых барьеров на Севере... Накап ливались опыт, уверенность в своих силах, умение работать с людьми. Несколько лет Волошин бес сменно руководил комсо мольской организацией транс порта, был награжден Золо тым знаком ЦК ВЛКСМ «Мо лодой гвардеец пятилетки», участвовал в торжественном Пленуме Центрального Коми т е т а комсомола, посвященном 60-летию ВЛКСМ . Принят в • 6 стр. « РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 октяоря 198! г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz