Рыбный Мурман. 1981 г. Октябрь.
О ПОСЛ ЕДН ЕМ РЕЙСЕ уда- ча, казалось, изменила морякам тралфлотовского РТ «Смоленск». После несколь ких отменных походов за ры бой, когда рейсовые задания по производству пищевой продукции перевыполнялись в полтора раза, а то и боль ше; после богатейшего на треску июля, когда вахта см е нялась подвахтой, а шкероч- ным ножом орудовали с про изводительностью автомата, после того, как неслыханное обилие рыбы до срока вы звало к жизни новые соцобя зательства, в три раза пере рос шие прежние, — после всего этого жалкое прозябание «а тех же самых местах пром- района, вдруг обезрыбев ших... Нет рыбы, промрайон со вершенно непроверенный. а единственный разведчик по исковик РТ «Жигули» мирно пристроился на Кильдинской сэлме, ожидая танкера с топ ливом. Плохая промобстановка — не самый лучший эликсир бод рости, но для хорошего эки пажа — отличная палочка-под- гонялочка. Приходилось ис кать самим, «бегать» по про мыслу, проводить контроль ные траления. Благо, Баренце во море — район родной, хорошо изученный, каждую баночку с закрытыми глазами найти можно. Но на этот раз и знания мало помогали: под нимут трал, а в нем от си- полтонны... Вроде бы и место бросать жалко, а ведь на таких уловах далеко не уедешь — суточную норму и ту не взять... Значит, сно ва а поиск: должно же по везти! И везло. Иногда сами вы ходили на солидный косяк, а чаще занимали знаний и опы та у друзей-соперников, у экипажей, с которыми сорев новались: РТ «Морозовск» и «Молодечно». Знаменитые промысловики руководят эти ми судами — капитаны В. В. Дымоз и В. Н. Тузов, у них и поучиться не грех, тем бо лее что и сами они всегда рады помочь. Найдут, к при меру, хорошее скопление, сразу всех соседей зовут. Выяснят, на каких скоростях в данном месте работать спод ручнее, — тут же оповестят. — Не соперниками они там были, а добрыми помощника ми и наставниками, — скажет потом капитан «Смоленска» В. Ф . Дурнев. И добавит: — 3 соревновании ведь только первое место занимает кто-то один, а выигрывают — все! Слова капитана подкрепле ны .очень вескими доводами: и «Морозовск», и «Молодеч но» намного перекрыли план. Перевыполнил его и экипаж «Смоленска». Д РЫ БЫ ВСЕ ТАКИ БЫЛО МАЛО . Поэтому нельзя было упускать ни малейшую возможность приплюсовать себе лишний килограмм пи щевой... При подъеме трала дотошно следили: не зацепи лась ли какая рыбина за сет ку, не уйдет пи за борт? Одна трещина — уже килограмм, а за несколько дней можно и до тысячи счет довести! Не поденщиками — хозяевами чувствовали себя моряки на промысле. При обработке уло ва с рыбой обращались как с драгоценностью. Мастер по обработке рыбы М. Н. Высо кое лично следил за расста новкой людей на шкерке. Но вичков распределял так, чтоб по обе стороны от молодого матроса асы шкерки стояли, — ведь борьба шла за каж дую рыбину, а сделай нови чок всего-навсего непра вильный надрез на шкерке— и все, упала сортность. Вер нее упала бы, потому что нз «Смоленске» неправильных надрезов не делали. Потому что засольщики Т. М. Сахапов и С . В. Самойленко каждую рыбину пропускали через свои руки. Результат? После этого рейса, как, впрочем, и после предыдущих, рыбопродук ция «Смоленска» была сдана только первым сортом — все 109 процентов полуфабриката, и это при том, что на пище вые цели направлялось 96 процентов улоза! ...«Смоленск» скромно при тулился к причалу. Неказис тое маленькое судно. Среди белоснежных БАТов, БМРТ, траулеров проекта В-408 он совсем теряется и тускне ет. Смотришь на такие суда- «малыши», и не верится, что могут они наравне с громад ными супертраулерами бороз дить моря, бороться со сти хией да еще и ловить ры бу. Но факт есть факт — почти семь процентов обще го тралфлотовского вылова приходится на них. И самое на сегодняшний день удиви тельное, что эти семь — наи более надежные из всех 100. К Т О В П Е Р Е Д И МОГЛО ' 1 им НЕ ПОВЕЗТИ? 9 Рассказ о том, как мастерство и сплоченность помогли экипажу РТ „Смоленск" вернуться в порт с победой П ОДВЕДЕНЫ итоги рейса. Вся рыбопродукция сдана первым сортом. Да и как могло быть иначе, ес ли за качеством изготовления полуфабриката неусып но следили отличные мастера по обработке рыбы Т. М. Сахапов и С. В. Самойленко (снимок вверху). А теперь можно и отдохнуть. Можно спокойно улыб нуться последнему осеннему солнышку, по радоваться теплу. Легко,на душе у боцмана В И. Ба вина (снимок внизу) — на судне порядок, экипаж бодр и весел, можно собираться в новый рейс! Ш'І : ':vV% ■ ■Ж . * I I шШЩт ' ;іѵ«ЖГ '"Ч"' • Потому что там, где «мол чат» БАТы, где не могут ло вить БМРТ, — РТ все разно берут рыбу! В любую погоду. При любой промобстановке. А много ли «малышей» види те вы у причалоз порта и судоверфи? Стоят они там крайне редко. Эти работяги почти всегда в море, на. про мысле. Они трудятся. Они дают флоту- небольшие, но такие нужные тонны отборной поЬдукции. Не зря ведь уже сегодня из 25 тралфлотозских судов, справившихся с пла ном года, 20 — рыболозные траулеры, «малыши»... Один из них — «Смоленск». По флотским меркам, он — пенсионер. Уже четверть века траулер несет свою службу, а держится отлично! И нынеш ний старший механик «Смо ленска» Р. Э. Абнер убежден но уверяет каждого, что впол не сможет работать судно даже до 1990 года, обходясь только профилактическим ремонтом, без всякого капитального. О д нако через два года пойдет «Смоленск» в расход, по режут «на иголки» — пора. Но это через два года. А по ка траулер в таком техниче ском состоянии, о котором многим новым судам мечтать и мечтать. На промысле эки паж начинает ловить рыбу с первого дня, без настройки и раскачки. Вот и сейчас (м а ленький штрих к техническому портрету ^Смоленска») с уд но полностью подготовлено к сдаче Регистру, а эта самая сдача предстоит только в феврале... И это вовсе не спешка. Это — отношение к своему траулеру как к сзо- ему дому. Хозяйское 'отноше ние. Именно поэтому экипаж судна сам, не прибегая к помощи завода, перебрал шлюпбалки. На всех четырех еще в рейсе подправили ш е стерни, отшлифовали подшип ники. Там же, в море, стар- мех Р. Э. Абнер вместе с третьим механиком Б. А. Кош киным перебрали якорное устройство, выточив для не го новые втулки. Все это — работа заводского характера. И, конечно же, никто не стал бы пенять на механиков. на сделай они ее. Но они д е лают. Точат, перебирают, ре монтируют. Потому что — для себя. ...В рейсе гірорзаяо трубо провод в консервном цехе. То. что прорвало, —- немуд рено вовсе: трубопроводу столько же, сколько и судну, — старенький, изношенный. Ремонт трубопровода — ра бота тоже сугубо заводская. В море, конечно, залатать можно. На время..., Но в том-то все и дело, что это самое «на время» может быть разным. Можно починить на несколько дней, а можно — и на несколько лет. Умельцы со «Смоленска» ремонтируют на годы, К трубопроводу сами выточили фланцы, сделали ниппели — никакой завод не нужен! Таких примеров воз вращения к жизни механиз мов, отслуживших свой срок, на «Смоленске» много. Стоит ли их перечислять? Главное, что все без исключения уст ройства на траулере работа ют. И работают не просто на уровне своего возраста и сзоих технических возможно стей, а гораздо выше. И как следствие этого, как наилучшая оценка труда су довых специалистов — пока затели экономии горюче-сма зочных материапоз. А раз экономия — значит, для всех механизмоз выбран и уста новлен оптимальный режим работы. Значит, вовремя очи щен от накипи котел, хорошо отфильтрована вод а. Значит, ни один из клапанов не про пускает пар — все они пере браны и скомплектованы. З н а ч а т , ни одна мелочь не ус кользнет от бдительного ока старшего механика и его под ручных — даже свет, обыч ная электрическая лампочка, не будет гореть на траулере лишнюю минуту ни а одном помещении! И, значит, совсем не случайно, что только за полгода экономия горюче смазочных материалов соста вила почти двойную норму. Также двойной норме рав няется и экономия по оруди ям лоза. Ни одной минуты не потерял траулер на промысле по вине палубной команды, В отличном состоянии содержит свое мудреное заведование старший мастер добычи Г. 3. Рыжов. а К И П А Ж ТРУДИТСЯ, суд- ^ но живет, механизмы ра ботают. Ремонт производит ся, как празило,. з море не прерьівая промысла. А р аз ос новная работа сделана в мо ре — зачем же тратить д р а гоценное время на стоянку в порту? 8от нынешний приход. Положено на стоянку пять су ток, но уже через 48 часов «Смоленск» отходит на про мысел. И так всегда, К концу года сэкономленные на сто янках дни составят по време ни целый рейс. Рейс, который судно отработает на сэконом ленном топливе. Удивитель но?! — Ничего удивительного, — улыбается ветеран судна боц ман В. И. Бавин, — многие говорят, что везет нашему судну. Что ж, если и везет, так это на людей. А люди — постоянный, сплоченный эки паж — это полозина успеха, половина того самого везе ния. И рассказал виктор Ивано вич, как ходил он на списан ном теперь уже РТ-272. Та кое же судно, как и «Смо ленск», а работало — через пень-колоду. Причина? Частая сменяемость судовых специа листов. «Смоленск» эта пла чевная судьба миновала. Д ер жатся здесь люди, крепко держатся. Сплотил, спаял, ко стяк экипажа постоянный ка питан «Смоленска», отличный промысловик Л. А. Возне сенский. Достойно принял эстафету и молодой подмен ный капитан, отходивший на «Смоленске» три последних рейса, — В. ф . Дурнев (при нял в начале июня экипаж с 60 процентами годового пла на, за три месяца оставшееся годовое задание было вы полнено). — С таким экипажем не только план —■ горы сзоро- тить можно, — говорит Вале рий Федорович. — Народ-то какой, посмотрите! Случай ных лиц здесь нет — настоя щие моряки. На «малышах» и в самом деле редко встретишь случай ных людей. Слишком тяжел рыбацкий хлеб на этих тр а улерах, не пахнет комфортом на борту судна, слишком ма ло механизации и много руч ного труда на РТ. Случайные люди на «малышах» не за держиваются. Остаются толь ко настоящие рыбаки. Те, для которых море — призвание, в которых тяжесть рыбацко го труда лишь укрепляет на стоящую мужскую силу. Си лу мышц и силу духа. На «Смоленске» таких много. Тот же самый боцман В. И. Бавин, рачительный, добрый хозяин траулера. Человек, от лично ладящий С людьми, ув лекающий их личным приме ром, неиссякаемым запасом трудолюбия. На судне про него говорят: «Боцман любую работу делает только со знаком качества». Может ли быть оценка выше? Старший механик, сдающий судно Регистру только с пер вого предъявления, даже в стоянку не покидающий тра улер: чтобы, не дай бог, ка кой-нибудь болт без него не закрутили! Машинист РМУ, председа тель судового комитета Петр Федорович Якибчук... И не Геракл, и даже не атлет, а за 28 суток рейса лопатой перекидал в ненасытное гор ло РМУ 80 тонн отходов, что бы сделать 15 тонн муки, вместо положенных 12. Многие другие... И ЫБОЛОВНОМУ ТРАУЛЕ- * РУ «Смоленск» руковод ство флота планировало убы точный год. 90 тысяч рублей убытка должно было прине сти судно тралфлоту, а оно не только покрыло их, но и принесло (за восемь м еся цев) 60 тысяч рублей чистой прибыли. А ведь год еще далеко не кончился! Может быть, и в самом д е ле судну очень везет? Может быть, рыбачит экипаж «Смо ленска» под одной и той же счастливой звездой? А разве такому экипажу могло не повезти? Н. НЕЧАЕВА. 2 октября 198! г. « РЫБНЫЙ МУРМАН» • 5 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz