Рыбный Мурман. 1981 г. Октябрь.
О подготовке рыбопро мысловых флотов области к работе в осенне-зимний пе риод, о проблемах, которые сопутствуют подготовке, рас сказывает наш корреспон дент. М ЗВЕСТНО, что осенью И зимой на рыбопромыс ловых ф лотах аварии и а в а рийные происшествия слу чаются чаше, чем в теплое время года. Нередко бывает и так, что морозы выводят из строя на судах паровые лебедки, другое «теплолюби вое» оборудование... Все эти проказы матушки зимы оборачиваются дл я ры баков ощутимыми потерями промыслового времени, за тратами на ремонт судов й оборудования, которые по рой исчисляются сотнями тысяч рублей. емся, но всему ведь, как гово рится, есть предел... Наверное, после этого есть над чем задуматься руковод ству предприятий, админи страции судов. И чтобы иметь п ласты рь в н ужны й момент, в первую очередь н е со снабженцами надо «бороться», а с х ал атным от ношением экип ажей к м ате ри альным ценностям. Тем более что не лучше обстоят дела и со спасательными кругами. По словам начальника у п равления материально-тех нического снабж ени я объ единения «Севрыба» А. И. ІШшкуса, за 9 месяцев из I486 забракованных спаса тельных кругов 861 имел мелкие технические повре ждения - - или прокол гвоз дем, или порез... Что ж е получается? С од- Г о т о в ь к а б е л ь л е т о м Вполне естественно, чтф даж е одно только отдален ное Дыхание холодных в ет ров должно будоражить, р а зогревать инициативу спе циалистов, от которых за в и сит успех подготовки флотов к работе в осенне-зимний пе риод. В Му рм анек ом т рал овом флоте, например, подготов ку к холодам начали еще в мае. — Флот большой, дел -надо Переделать уйму, рассказы вает начальник механико-су довой службы управления флр. та Анатолий Иванович Гугу- нов, — а летом ряды испол нителей прилично редеют. Ни чего Не поделаешь — пора от пусков. Вот и решили мы в этом году начать «готовить са ни* весной* Большой заботой о предсто ящей іим е проникнут и рассказ начальника морской инспекции Мурманского трало вого флота Александра Степа- новича Коноплянко: На опыте прошлых Лет мы убедились, что основное внимание надо уделять подго товке экипажей к тому, чтобьЪ каждый моряк умел четко Дей ствовать а экстремальных ус ловиях, которые часто возни кают в штормовых северных морях. Особенно зимой. И здесь нам кое-что удалось сделать. Без особых капитальных за трат мы, подчеркиваю, своими силами переоборудовали боль шой морозильный траулер «Златоуст», и получился очень неплохой тренажер. Теперь, прежде чем выйти в море, мо ряки знакомятся здесь с осо бенностями судна, учатся заво дить пластырь, осваивают при емы борьбы с огнем. Важно, что на «Златоусте» все макси мально приближено к реаль ным условиям... Плохо толь* ко, что пластыря нам недоста ет. Притом в большом количе стве. И. естественно, далее сле дует традиционный укол в адрес снабженцев. Дескать, не обеспечивают они им. — А как обеспечишь спол на, — возражает работник ot- дела снабжения тралового фло та, «крупный специалист по пластырям» Анатолий Аркадь евич Языков, — если сами мо ряки не могут относиться к нему бережно. Вот вам пример: на складе у нас есть чехлы для хранения пластырей. Так на суда эти чехлы не берут До тех пор, пока не заставишь. Мало того, что без чехлов, так и хранят пластыри где попа ло. Хорошо на ПР типа «Гру- мант» — там их держат под подволоком прохода. А на дру гих судах где только не находят пластыри приют — вплоть до сырой боцманской кладовой. А ведь брезент гниет. Нередко не подсушивают пластыри после проведения учебной тревоги... Звоню в отдел м атери аль но-технического снабжения «Мурм ан ры бпро ада ». Та ж е история. Приходишь на судно, —- комментирует положение дел в объединении и. о. начальни ка ^отдела Михаил Борисович Рябчевский, — кажется, всему есть свое место. Но только не пластырям. Чего же удивлять ся, что года не проходит, а экипаж выписывает новый пла стырь. Мы то пока выкручива Зима спросит строго ной стороны, руководители флотов, специалисты обеспо коены приближением злмйг, и мы не преувеличизалй, когда говорили о том. Что их комментарии и рассказЙ проникнуты заботами и тр е вогами О предстояще/і зи мовке. Да и ф актов творче ского, заинтересованного подхода к делу у Нас доста точно. И в то же время заинте ресованность, озабочен ность, как это, к сожалению, нередко бывает, удивительно органично сочетаются о Не ж елани ем вникнуть в ситу ацию глубже, с попытками пойти по наименьшему пути сопротивления. Традиционно обвиняют снабженцев (уж они-то всегда в чем-нибудь Да виноваты). Будем наде яться, что флотовцы и снаб женцы, проанализировав приведенные ф акты , придут- таки к взаимопониманию. Однако куда труднее бы вает. когда между пред п риятиями . смежниками взаимопонимания нет. Речь в данном случае — о ц ент рализованном снабжении электроэнергией судов, н ахо д ящихся в порту. По положению, одобрен ному руководителями «Сев- рыбы», рыбный порт должен снабжать электроэнергией Централизованным поряд ком маломощные БМРТ и среднетоннажные траулеры. В настоящее ж е время, по словам начальника отдела технической эксплуатации тралового флота Сергея Его ровича Харчикова, все суда берут энергию от своих дви гателей. В этом случае на к аж ды й работающий двига тель посольно - свежьевого траулера, скажем , дополни тельные затраты на вы р а ботку электроэнергии сос тавляют. в переводе на день ги. 1000 рублей в месяц. А ведь еще вырабатывается моторесурс двигателя, да на его обслуживании занято определенное количество людей, которые могли бы быть использованы на дру гих рабочих местах. — Порт оправдывается не хваткой кабеля, частыми пе рестановками судов, — сетует Харчиков.—Но, бывает, неделя ми стоят суда у одних и тех же причалов, однако порт и Н6 думает брать их под свое кры ло. И сейчас два БМРТ — «Космос» и «Революция» — находятся под угрозой холод ного отстоя. Но получается, это боль наша, а не порта... — Порт действительно н и чем не помогает в этом п л а не. Только палки в колеса ставит, — таково едино душное мнение специалистов «Мурманрыбпрома»: н а чал ьника отдела электрообо рудования и автоматики Д. Н. И ва ц л к а и главного энергетика И. И. Кузнецова, — Для подключения к эл ек тросети в порту нужно иметь четы р ехжи л ьный кабель. А у нас на судах только трех- жильный. Н апраши вается резонный вопрос: зачем каждому суд ну иметь свой кабель и тас кать его по морям без дела ради нескольких дней стоян ки в порту. Не разумнее ли порту располагать 2—3 ком плектами кабелей и подклю чать с их помощью к сети суда. Тем более что, по сло вам сп еци алисто в. «Мурман рыбпрома», еще два года назад кабель, предн азн ачен ный д л я флотов, был отдан к распоряж ени е рыбного порта. Вместе с тем хорошо известно, что в нынешнем году суда объединения «Мур- манрыбпром», например, по требили от порта электро энергии, как минимум, вдвое меньше, чем в прошлом. Так, в августе прошлого го да судами объединения бы ло потреблено 60 тыс. кил о ватт-часов, в августе этого года — 30 тыс. киловатт-ча- сов. В два с лишним раза меньше по сравнению с про ш лым годом было потребле но энергии в сентябре (31 тыс. против 65 тыс. киловатт-ча- сов). Стоит ли удивляться, что к аж д а я постановка суд- Sa под электроснабжение порта связана с десятками звонков и, простите, откро венной перебранкой (сви детельство И. И. Кузнецова). Комментарий по этому по воду главного энергетика рыбного порта С. І4. Дегтя рева выглядит более чем об текаемо: — Крупные суда снабжать не можем. Сети не рассчитаны. Для этого нужны реконструк ция электросетей, дополни тельные подстанции. В общих чертах проектная разработка такой реконструкции была, А пока даже проекта нет — ка кое нужно количество подстан ций... Насчет «Космоса» и «Ре волюции» звонили. Буду раз бираться. Но бывает так. — здесь в голосе С. И. Дегтярева слышится некоторое оживле ние, — подошло судно, под ключилось к нашим сетям на шими шланговыми проводами. Потом сматывает эти наши провода и уходит с ними от причала. А нам надо следую щие суда подключать •— про водов нет. Надо сказать, и сама система подачи заявок на подключение судов доволь но сложная. Промысловикам приходится искать дежурный персонал, который разбросан по закоулкам порта, ютится где попало. Чтобы от подобного разго вора «вообще» перейти к в е щам конкретным, попроси ли С. И. Дегтярева привести прим еры «хищения» кабеля промысловиками. В н а зн а ченное главным энергетиком время звоним и получаем ответ: «Мы здесь всей груп пой в столовую собрались. Так что позвоните попозже. Скажем, в 15,30». Но. видимо, в столовой столь же расторопно потчу ют посетителей едой, к а к р а ботники порта — суда эл ек троэнергией. До С. Й. Дегтя рева невозможно было до звониться. И в результате остались без ответа многие вопросы. В частности, такой: действительно ли рацион аль но используется кабель энергетиками порта, а п и ратские действия рыбаков по его захвату носят у грожаю щий характер? И такой: что собирается предпринять порт дл я упрощения системы по дачи заявок, для улучш е ния снабжения судов элек троэнергией — без ссылок на объективные трудности, которые встречаются в к а ж дом деле? В. ГОРНОВ. рыо-нои промышленности СССР». Следующий этап — подго товка командного состава. Вот одна из групп оцени вает обстановку и решает задачи на радиационной л и нейке. Не все получается у сменных технологов А. И. Соколенко и М. М. И ванен ко. но им помогают более З а б е з о п а с н о с т ь м о р е п л а в а н и я ♦ I I і ! I I Hajepery- I I т о ДОЛЖЕН знать мо р я к перед выходом в море? Что он обязан уметь? Как вести себя в экстре мальных ситуациях? Ответы на эти и подобные вопросы дают за н ят и я на учебно-тре нировочном судне «Кола» управления «Севрыбхолод- флот». Здесь оборудованы учебные кабинеты для со вершенствования техниче ской и специальной подго товки экипажей. Тренировки, практические зан яти я, зачеты — у всех этих форм обучения одна цель: прививать личному составу практические н а вы ки работы в сл ожны х усло ви ях рыбного промысла. На днях на «Колу» п р и была очередная группа мо ряков. В одном из кабине тов под руководством опы т ных инструкторов В. В. Б у р кова и Н, А. Ш кандалы ко м андный и рядовой состав в отсеке борьбы с водой от рабатывают на трен ажере— имитаторе пробоин — р а з личные средства борьбы с водой: пластыри. цемент, упоры . аварийные бру сья, струбцины... А ва рийная группа под руко водством боцмана В. А. К у рьянова работает с полной отдачей сил, ведь в р еал ь ной обстановке вместо учеб ной техники им будет про тивостоять настоящая угро за затопления судна. В отсеке борьбы с п ож а ром, где бушует настоящий огонь, а из-за дыма ничего не видно, моряки отважно борются с. огненной стихией. Т акие тренировки з а к а л я ют волю моряков, лают им неоценимые навыки, без ко торых н ельзя уверенно и грамотно вести борьбу за живучесть судна в море. В секции связи под руко водством инструктора Л. А. Пухальского матросы I к л а с са С. П. Левченко, С. И. Ма- лич, В. И. Шелест трениру ются в сигнальном делопро изводстве на светосигналь ных приборах и специаль ном тренажере. К сож але нию, приходится констати ровать, что немногие матро сы даже I класса владеют сигнальным* делом так, к а к того требует статья 17 «Уста ва службы на судах флота I ' Н а ' снимках: вв е р х у — идут занятия по заводке пласты р я на учебном судне «Златоуст» (тренируются м оряки БМРТ «Демянск»); в н и зу — п омощник капитана по учебной части БМ РТ «Златоуст» Владим и р Антонович Рябцов (на первом плане) и стариіин поло-щник капитана БМРТ «Демянск» Петр Фи ли п п о в и ч Михайлов. Фото С. ДАНИЛОВА. опытные моряки —- старшие механики А. В. Дмитриев и М. Н. Лукьяненко, инструк торы кабинета. Самая большая нагрузка в период учебы выпадает на долю штурманского со става, который должен не только показать свои знания в решении задач на манев ренном планшете, в умении работать на радиотелефоне, но и набираться новых зн а ний в соответствии с и зм е н яющимися требованиями промысла. Приятно послушать ответы капи тан а танкера- «Радий» В. И. Бойко, второго помощ ника капитана Н. А. Колмо- горцева, четвертого помощ ника капитана С. В. К у зь мина, которые п о казы в ^п т твердые знания, а вот с '.<Л- вертым помощником к апи тана К. А. Косых инструк торы кабинета проводят до полнительную подготовку на базе учебной техники — не слишком четкими и быст рыми были его ответы. К ак правило, моряки с благодарностью покидают борт учебного судна, а ре зультаты учебы дают о се бе знать незамедлительно: экип ажи судов показывают более твердую подготовку, улучшается содержание спе циального оборудования на судах. Однако эти достижения были бы еще выше, если бы к апи таны и старшие помощ ники капитанов отдель ных судов ответственнее подходили к подготовке эки п аж ей в учебных кабинетах. Но пока еще нередки слу чаи. когда капи таны судов, возвратившихся в порт, не только не согласовывают с капитаном-наставником сро ки обучения экипажей, но и не контролируют посещение кабинетов. Прибывающие с судов группы специалистов бывают малочисленны и сла бо организованы. Пример, не достойный подражания в этом отношении, — команды транспортных р ефриж ерато ров «Роза Люксембург», «Эрнст Тельман» и «Виль гельм Пик». Л. МАКАРИЧЕВ. н ачал ь ник кабинета учебного судна «Кола». • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 23 октября 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz