Рыбный Мурман. 1981 г. Октябрь.
С ИНТЕРЕСОМ прочитал з одном из номеров ж ур н а ла «Север» повесть Н. Жерма- коза «Деревенские вечера Никиты Макарова». Хочу вы сказать свое мнение об этом произведении, тема которого злободневна и для нас, ж и телей Кольского полуострова: и у нас есть семужьи реки, есть, чего греха таить, бра коньеры и люди, разнодуш ные к судьбе природных бо- Г37СТ8. Повесть, на мой взгляд, на селяет колобродный, занят ны^ народ. Что ни лицо, то оригинал. Цепкий глаз писате ля. как объектив фотоаппара та быстро и точно схзатыза- е ' портретные особенности саэи х героез. Вот, например, моменталь ный «снимок» Маркела Поли карпов ича, тестя Никиты, «сни мок»», сделанный во время за столья: «Старику давненько перева лило за семьдесят, но разве только бугристый нос в сине- затых прожилках да тусклые, обесцвеченные временем гла за выдавали его возраст... Он пил не меньше других, моло до подшучивал над своей Па латой. даже подпускал игри- зые остроты. А когда ему, очевидно, казалось, что он «отмочил дай боже», по сло- зам все подмечаюшего Пупе- на. старик хохотал так, что стопки на столе разговарива ли. При этом в сивой чащобе стариковской бороды п р о глядывали полные скобки еще совсем белых зубов, способ ных сокрушать мясные хрящи и хлебные корки». Правда, чем дальше ачиты- заешься з повесть, тем боль ше и больше испытываешь чувство какой-то неполноты, эскизности произведения. Ге рои, которых успеваешь заме тить и оценить их своеобра зие, застывают в своей изна- чальности. Действие идет сво им чередом, картины сменя ют одна другую, но однажды представленные характеры не развиваются. Люди как бы тол кутся на месте, не в силах выбраться из круга, очерчен ного для них автором. О чем эта повесть? По настоянию жены Лены инженер Макаров, коренной житель шахтерского заполяр ного города, приезжает на по бывку в деревню Концевой Двор — не только навестить Лрокушевых, Ленину родию, но и узнать, как живут селя не, «на чем... булки растут». Но был еще один повод длп поездки, тщательно скрывае мый Никитой от ж ены, — воз м ож ность продолжить пошло ватый роман со свояченицей Полиной, наметившийся шесть лет назад, в дни визита Про- куш евы х к Макаровым. По иронии судьбы Никита попадает в общество таких же, ка к он, прохиндеев. Доб ро бы в ком панию ош ибаю щихся, подверженных слабос тям людей,—нет, их «слабости» нуда серьезнее и опаснее Все они, ж ивя на семужьей реке, занимаются форменным разбо ем — ловят запрещенными снастями семгу и д ругую цен ную рыбу. не » том, что, как уж е оыло подмечено, писатель а изобра ж ении своих героев пользует ся застывшим, по методу фо тографии, высвечиванием их натур. Ведь кроме больших повествовательных полотен есть и маленькие прозаиче ские вещи, где нельзя разгу ляться словом, где допустимы недоговоренности. Основной художественный просчет в об- щею-то интересной и коротень кой — в 37 ж урн ал ь ны х стра ниц — повести Н. Жернакова в другом. Он заключается, на наш взгляд, в том. что, верно отобразив ж и зн ен н ую си туа цию, сложивш ую ся на одной из сем уж ьих рек, писатель до жи язей и щук, осматривает на ямах * крючья-самоловы, проникается презрением к этому доморощенному фило софу, «настоящему оборот ню» и отказывается взять предложенную Самохиным рыбу. Никита «...выскочил из лодки, зачерпнув при !>том грязи в полуботинки... Тороп ливо, словно убегая от опас ности... заспешил в сторо-ну Концевого Двора». Читатель в нетерпении пе- ГДЕ-ТО НА реворамиеает страницы повес- УЖЬЕЙ РЕКЕ М н е н и е ч и т а т е л я Перед читателем — и, ра зумеется, Никитой, которому автор предназначил роль ис толкователя событий, происхо дящих в повести, — периоди чески поязляются и исчезают эти люди, один другого изво ротливее. Никчемная бабенка Полина, обладающая даром артистки представить себя эрудированной особой. Ее муж Силан Прокопьевич, «го ра мускулов, вернее — м я са», по натуре своей жалкий трус и потому пользующийся услугами двоюродного брата Кобылина и двух патлатых молодцов с бумкомбинзта — они ему доставляют за день ги семгу. Жена Кобылина Ин ка, существо затравленное, бесплатная прислуга Прокуше- вых. Последнее обстоятельст во ее ничуть не смущает, ибо ее держит в повиновении и связывает со всей это «шара гой» одна веревочка. Темной компании пройдох и охотников до общенародно го добра автор противопоста вил одну светлую личность — молодого инспектора рыбоох раны Петю Полуянова, пока тщетно воюющего с разори телями природы, но не теря ющего надежды одержать над ними верх. Доверчивый, п р о стодушный, свято соблюдаю щий букву закона даже тог да, когда отступление от нее сулит изобличение браконье ра, — таким, симпатичным к принципиальным, рисует его автор. Конечно, дело не в пропор циях, не в том, что с браконье рами борется одии-едииствен- ный представитель Советской власти. И даже, может быть. пустил неясность, двойствен ность своего отношения к ге рою. чье имя значится в заго ловке повести. Очевидно намерение автора дать характер Никиты в раз витии, в борьбе с самим со бой, со своими заскоками. П о началу все так и складызаег- ся. Макаров раскусил нештат ного инспектора рыбнадзора — пенсионера Самохина, к о торый на рыбалке роскрылся перед ним с неожиданного «боку» — убежденным бра коньером. Самохин говорит попутчику: <• ..Здесь ведь как? Старичон- ко ды рявую сетку поставил: браконьер, губитель природы! Оштрафовать, конфисковать, написать о нем а газете, ос рамить. . Директор бумког/би- ната отстойник с ядовитыми отходами спустит, отравит ре ку.... — выговорок ему, не смышленышу, штраф за счет государственного кармана...» Убедительно говорит? Да. Или еще: «...Ваши родственники стер лядь и семгу ж рут, а я им в рот смотри? Но есть еще бо лее смешная м ягко говоря. Сторона в этом деликатном воп росе... Государство охраняет рыбные запасы от хищников, и это хорошо. Но ведь семги, стерляди, нельмы в свободной продаже нет почти В рестора нах иногда бывает семга, в основном больше похожая на соленую подошву, хотя и цена ей ой>ой — закачаешься. Вот и терзает меня один вопросик: почему же я не могу ее поку шатъ? У меня что. желудок, что ли, ее не примет?» Есть некоторый резон и в словах Самохина насчет того, что его «вина воробьиная:' п о клевал и улетел...», не то что у Прокушева или Кобылина. Но Никита, понаблюдав, как прибедняющийся «воробей» Самохин вытягивает из мере- іаль ти: что же Да ше? Отважит ся ли Макаров поменять пас сивное неприятие браконьер- стза на активную борьбу с ним? Нет, сдвига , не произошло. Через два-триі дня он с не бо льшими угрызениями совес ти садится за ^общее заст уставленное ест... рыбу, олье, коньяком, и упленную Сила- ном у проходимцев. Тайные свидания с Полиной, его на смешки над ней — дескать, послал бог дурочку, теперь вот раскидывай умом, как по ловчее дать отбой! — довер шили падение Макарова. И — не странно ли? — писатель почти во всех эпизодах отно сится к нему с явным сочув ствием, не очень то стзрается обосновать зигзаги з поѳеде нии человека. который, пс первоначальной авторской ат тестации, «честно зарабатывал хлеб насущный». У повести трагическая к о и . цозка — в самоловных крю ч ках Самохина запутывается и гибнет мальчик, знакомый Ма_ карову. Печальное происшест вие имеет свою жестокую ло гику: попустительство злу — а именно Макаров мог бы пре дупредить несчастье, расскэ- жи он инспектору Полуянову о беспорядках на реке, когда тот беседовал с ним,— имен но такое попустительство веет да- кончается плохо. К этому выводу читатель приходит сам. без авторской подсказки, что является бесспорным досто инством повести, смягчает ее несовершенства. А. НЕСТЕРОВ, член Сокма журналистов- СССР. Приглашение к конкурсу В Российской Федерации проходит VIII конкурс пат. риотической м узыки, кото. рый посвягцается бО.летию образования СССР. Задача конкурса — содействовать созданию произведений о Ро д и и с. В. II. Ленине. Комму нистической партии . жизни и труде советских людей, рабочем классе и колхозном крестьянстве, советской мо. лодежи. Советской Армии и Военно-Морском Флоте. В этом конкурсе п р иним а ют участие как профессио нальные, так и самодеятель ные композиторы и поэты. Среди м у рм а н ски х рыба ков есть немало таких, к о торые свой досуг отдают м узыка льн ом у и литератур, ному творчеству, сочиняют стихи и м узы к у, участвуют в художественной самоде ятельности. Поэтому можно надеяться, что мурманчане откликнут ся и примут активное уча. стие в этом конкурсе. Он включает в себя пес ни, произведения для хоров (академических. народных, детских), произведения для вокально - инструменталь ны х ансамблей, ансамблей и оркестров народных инстру ментов. д у х о вы х оркестров. Помимо авторских сочине ний. принимаются и сюра- ботки народных песен для хоров, оркестров и инсамб- лей. Произведения нужно н а правлять в правление Мур. майского областного хорово го общества до 1 ноября. На титульном листе каждого сочинения. представ л емко го на конкурс, должны быть указаны фамилия, имя. от чество, а также домашний адрес композитора и автора текста ( если текст уже был опубликован, необходимо указать источник). Победителей конкурса ждут награды, Хо^іется наде яться, что конкурс обогатит северян новыми, хорошими произведениями. Г. КАЛИКИН, председа тель секции самодеятель ных композиторов при об ластном научно - методи ческом центре. и е с к о л ь к о ЛЕТ НАЗАД ' норвежские газеты, рав нодушно и бесстрастно описы- зазшие международные со бытия, уличные драки, уголоз н ѵ з преступления и пикант ные ситуации, изрядно исто сковавшиеся по «клюквинке с душком», вдруг запестрели заголовками: «Я хочу быть счз:тлизым норвежцем!», : эеглец желает уехать в США», «Политическое убе жище з США?», За что же ухватились солидные «Афтенпостен», <Арбейдербладет», «Финмарк Дагблад»? Зот какие «изыскания» провела и обнародовала из своих страницах газета «Финмаркен»: г Ра Лота на борту судна привлекает людей с СССР. І'у.".а трудно попасть. Пуилю «подмазать* как следует чісю пш іков и партийцев, чтобы обеспечить место на траулере в Мурманске. Блага, которыми они пользу ются. превыш аю т те. что ѵстановлены для дрѵгпх лю д е й - Ест, ли хоть какая то доля правды в этом «откры. тми»? Да, на флот нелегко попасть, но не потому, что нужно «подмазать»... А потому, что работа в море не каждому по плечу, — необходимо и здоровье отлич ное, и моральные качества должны быть на высоте, ведь каждый наш моряк, сошедший на берег Испа нии, Канады, Перу, является представителем нашего— Советского государства. Что же касается «материальных благ»... Почему, в конце концов, «Финмаркен» не упомянула о шахтерах или металлургах? У них ведь тоже (и не только у них) зарплата — о-го-го. Но ведь и труд.., Посмотрите на руки любого матроса. Разве эти мозоли и изъеден, нье солью пальцы не имеют права на высокие бла. га? Словом, любой мурманчанин, познакомившись с этой статьей, вправе посмеяться над предвзятыми «изысканиями» буржуазных журналистоз. Ис-очник статьи раскрывает сама «Финмаркен»: пи сание различного рода отщепенцев, изменников Ро днны, зарабатывающих таким образом на жизнь. Что же побудило норвежских газетчиков испить из этэгэ зловонного источника? НАДПИСЬ НА БУМАЖНИКЕ «На бумажнике синим красителем произведена над пись; «Копейка к копейке — глядишь и рубль» (из протокола осмотра предметов и документов матроса БМРТ «Комета» Евгения Кравца*). Да, от матроса остались только вещи. Остались р у башки, носки, книги, тетрадки, дневник и... бумажник с этой самой надписью. Сам Кравец в это время уже был в Норвегии. 8се произошло неожиданно для всех и, как он будет впоследствии утверждать, для него самого. «Когда в открытом море к нам подошел норвежский пограничный катер, я прыгнул в воду, норвежцы втащили, меня на борт. Я сказал, что прошу политического убежища и на «Комету» не вернусь». Предательство, измена Родине — так оценили этот поступок товарищи (хотя какой он им теперь тоза рищ?), так оценивает его каждый из нас. Следовате лю же, которому поручили вести дело, необходимо было выяснить гораздо больше. Что или кто может стоять за этим прыжком з ничто, который совершил обыкновенный советский матрос? Ссора с экипажем? Бегство от уголовного наказания? Влияние Запада? И все-таки важнее всего было выяснить другое: м о ральные мотивы побега. Чего недоставало ему з СССР? Готовился Кразец к этому шагу долго или р е * Фамилия «героя» очерка изменена. шение пришло внезапно? Ощущал ли он меру мораль ной ответственности за подобный поступок или же родители, школа, товарищи, коллективы, где он учил ся и работал, так и не сумели привить ему хотя бы зачатки этой ответственности? Шаг за шагом: документы, запросы, справки, по<э- зания свидетелей... Но, наверное, первой ниточкой, ко торой начался ткаться портрет изменника, был этот бумажник. «Копейка к копейке...» 3 - ізчит — именно она, жажда «богатой» жизни? Портрет, по мере р а боты следователя, начинает пестреть дополнительны ми, далеко не радужными, красками. (.В 9-м классе решили бежать на Запад вместе с дру гом. Хотели бежать через Симферополь (!) морем» (из свидетельских показаний!, Милиция сняла с поезда... После школы Кразец поступил з торгозо-экономический институт. Из инс титута выгнали за неуспеваемость, прогулы, пьянки... Пошел на работу. «Чтобы одеться, — объяснял он.— Затем решил пойти в море, чтобы купить машину». Кажется — ну и что? Почему бы не купить машину? Не то, не то. Вот: «В 9-м классе совершил ограб ление гаражей. Унес с приятелем автоприемник, зап части». «Навара» с этого не имели — сами вернул* а милицию. Это — «испытание» себя. Прошел... Данные, стекавшиеся к следователю, свидетельство вали: этот человек задумал предательство давно. Зна ли ли об этом окружающие? Как сказать... Ну, слуша. ет «Голос Америки», поп-концерты там, новости... Да мало ли кто слушает! Ну, говорил, что на Западе вон как, а у нас... Но, судя по документам, был чело век, который еще во время службы Крзвцэ в армии сообщал командиру: «Считаю своим долгом сообщить, что Кразец а разговоре со мной высказал желание бежать з Америку. Он говорил: «Послушай «Голос Америки». Там — цивилизация, деньги, бабы, а у нас что?» Тогда этому сообщению значения не придали, Из свидетельских показаний: «Он говорил: я все рав но Зуду там. Вернусь лет через 25—30 с красавицей женой, с зот таким кошельком... Вот оно: «Копейка н копейке. .•> И. ЕЛИСТ»АТОВ. (Окончание следует). * 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» ( 16 октября 198! іч,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz