Рыбный Мурман. 1981 г. Октябрь.
Ц Е ТЫ Р Е года назад при * шла работать на долж ность начальника в пресерв. Ныл цех консервного заво да Мурманского рыбообра батывающего комбината коммунист Галина Федо ровна Орехова. Она не бы- Зіа новичком ь рыбной про мышленности — к тому вре мени отдала рыбокомбина ту 22 года своей жизни. ла надо дефро стиро ват ь мо роженую сардину, ставриду, скумбрию, сельдь или мой ву. Потом требуется подго товить сырье для укладки В банки и так далее ■— до са мого складирования и от грузки продукции управле нию «Севрыбсбыт». И вот, скажем , снизили производи тельность труда на некото* рое время операторы дефро- Сошоревнование: опыт организации Цель коллектива — е д и н ы й н а р я д С организацией социали стического соревнования, №Я сразу заметила Галине «рвдоровва, в сменах было все в порядке. Мастера доб росовестно фиксировали Нормы выработки каждой работницы, заносили и х в специальные журналы , в ы считывали средний показа тель и таким образом опре деляли победителя. При под ведении конечного итога, безусловно, учитывалось и соблюдение трудовой и про изводственной дисциплины. Казалось, ничто не усколь зало из поля зрения масте ров, а смены, между тем. время от времени лихора дило. Почему? ** Всбму виной былд инди видуальная форма труда, — говорила Галина Федоровна, — каждая работница трудилась только на себя, то есть на свою зарплату. Когда ей надо ■былр, она могла поднажать, а когда интерес к работе осты вал, могла отнестись к делу с Прохладцей. И работницу, мне кажется, мало тревожило, что где-то простаивают по ее ви не без работы или трудятся не в полную силу ее же под р уги по смене. Производство пресервов идет пооперационно. Снача стерных машин, и можно считать, что вся смена вы нуждена такж« работать ни ж е своих возможностей. То Же самое могло произойти и по вяй е заготовителей сы рья для выработки пресер* £ов посл« дефростации. К а залось, что m этого зак ол дованного круга нет выходу. Г-Одна но ои вскоре 6 bt£ ніюден, — продолжала наш разг««ор Галина Федоровна, — й помогли его отыскать строи тели и коллективы предприя тий тяжелей промышленности. Они начали организовывать комплексные бригады, объеди нять в один коллектив рабо чих разных профессий. Т ак была найдена отправ н ая точка, оттолкнувшись от кото-рой можно было создать в пресервном цехе бригад^, в которую вошли бы работ* ницы основных профессий, а заработок их определялся бы конечным результатом. В цехе соз/^али пробную брига ду и вскоре убедились, что дело пошло на лад. Замет но улучшилась организация труда, отстающим без про медления и подсказки мас тера стала о казываться по мощь, к откровенным лен тяям стали применять жест кие требования. Бригадная форма труда быстро п риж и лась в пресервном цехе кон сервного завода, сегодня их здесь уж е создано пять. — Особенно из пяти бригад хочется выделить две, — го ворит Галина Федоровна, ^ — это бригады Марии Михайлов ны Гусаковой и Нины Андре евны Панченко. Вот здесь дев чата действительно стоят горой д р уг за друга. Три субботника мы провели в этом году, и все работницы этих бригад орга низованно выходили на смену й трудились с полной н агруз кой от начала до конца. Одна к о мы уж е мечтаем о большем. О чем ж е мечтают в пре сервном цехе консервного завода? О том. чтобы весь коллектив цеха работал по единому наряду. Но для этого надо провести нема лую подготовительную рабо ту. Во-первых, надо р а з ъ яснить работницам, для чего это нужно. Т акая р а зъ яснительная работа уже н а чата. Галина Федоров-на по добрала необходимые мате риалы из газет и других ис точников и оформила спе циальный стенд. который помещен не видном месте, и каждый, кто пожелает, может ознакомиться с ре эультатами работы коллек тива по единому наряду. Во- вторых, надо будет подо брать в бригады добросовест ных н честных бригадиров, создать их совет, так кан з а работок работниц будет оп ределяться коэффициентом трудового участия, а опре делить его наскоком, сами понимаете, невозможно. — Подуматі нам, конечно, есть о чем, — продолжала Г. Ф . О р е х е » , — и мы nowtj- іл аем, что до внедрения рабо ты по единому наряду еще пройдет много времени. Но это наша цель, добившись к о торой, мы уверены, нам удаст ся не только повысить- произ водительность труда работаю щих, прийти к более высоким показателям качества выраба тываемой продукции, но и сде лать социалистическое соревно вание в коллективе белее дей ственным. С. ДАНИЛОВ. Кзк вы выполите четырнадцати? ГРАФИК РАДИ ГРАФИКА? — А с вами я отдельно поговорю, — пообещал двум незадачливым матросам по мощник капитан • дирек тора по производству ЁМРТ «Тында» Александр Василь евич Николаенко. Угроза была, как говорит ся, по делу. Матросы напле вательски отнеслись к од ному из распоряжений не вычистили грязь в трю мах. Этот ф акт может пока заться нетипичным. К а за лось бы, пустяк: судно все равно идет на капитальный ремонт, и где ему стоять с невычищенными трюмами — в порту или доке — без различно. — Но ведь мелочи и л ом а ют пооперационный график подготовки БМРТ к поста» новке его на судоверфь, ут вержденный генеральным директором судоверфи, -»• говорит капитан Алек сей Константинович Дубови ков. — В свою очередь, мы составили судовой график. Завтра рыбная продукция должна быть выгружена, трюмы зачищены , оформле ны документы, и судно надо сдать промврачу. Но много накладок, они-то и мешают решению главной задачи — постановке судна в ремонт. И это так. Вечером 5 о к тября «Тында» встала к причалу. Но еще с моря эки п аж дал радиограмму g рыбный порт о заключении двухстороннего договора. Формальности вроде соблю дены. Не больше. Выгрѵзив в тот ж е вечер 87 тонн мороженой продук ции, 37 тонн рыбной муки, *! тонн рыбьего жира, портови. ки застопорили работу. Не «х вина— нет вагонов. Это не должно было давать по вода для самоуспокоенности. Тем не менее обрыв одного звена в общей цепочке по влек низкую организацию всего производственного про цесса. в том числе, как бы ло сказано в начале, и нару шения дисциплины. Согласованности не полу чается. Пример. Вагонов нет, и в обозримом буду щем их не предвидится. А трюм (с оставшимися 380 тоннами рыбы) стоит откры тым. Не надо долго р азмыш лять, в какую копеечку влетит это государству. — в солидную. — Мне кажется. ■— пояс няет А. В. Николаенко, — портовикам безразличны .на ши общие потери. С утра я 9 ног сбился, сколько раз бегал в диспетчерскую пор та, просил крановщицу з а крыть трюм. Она Же •— ни. в какую, мол, не я о тк ры -. вала, не мае и закрывать. 4 часа трюмы находились открытыми, под дождем... Вставляют палки в ко леса и работники управ л ени я материально - техни ческого снабжения ВРПО «Сёврыба». Согласно гра фику они обязаны были предоставить автомашины для разгрузки некоторых грузов. Но 6 и 8 октября машин не было. «Опытные люди», по сло вам того же А. В. Никола енко. прогнозировали имен но такую обстановку в пор ту: если судно идет в ре монт. простои неизбежны. Конечно, можно понять трудности, связанные с от сутствием вагонов. Однако четкие графики были осно ваны на реальных возмож ностях. Оказалось, бумага осталась ради бумаги. А. ВАСИЛЬЕВ. Если обойтись без « е с л и » Ѵі ЗДАВНА наши соседи ' поморы с земли архан гельской слыли искусны ми рыбаками. Держат они и поныне высокую марку удачливых промысловиков, знающих тонкости тяжелого ремесла. Бок о бок, в одном караване с мурманскими су дами промышляют траулеры архангелогородцев в Б арен цевом и Норвежском морях. ...Мерно покачиваясь на сникшей серой волне, в сот не метров от ТР «Иван Шишкин» ожидал очереди под разгрузку БМРТ «Сия ние» Архангельского трал флота. На транспортном реф ри жераторе уже знали о том, что невезучий этот БМРТ «Сияние», очень уж подве ла их в свое время пу тассу. Вот и приходится ар хангелогородцам теперь на верстывать упущенное, хотя именно этот экипаж лучше остальных своих земляков сработал в Норвежском мо ре. Но до плана все равно не дотянул. Со швартовкой они не з а тягивали. Ясное дело, к аж дая минута теперь у этих парней на счету. Ведь как ни старались в июне про мысловики взять на борт максимум путассу, не выхо дило ничего — черпали тр а лом воду. О настроении экипажа и говорить не приходится, долг по выпуску пищевой рыбопродукции достиг ог ромной цифры ■— 260 тысяч рублей. — А потом нам повезло, — вспоминал помощник к а питана по производству Андрей Федорович Роман- чук. — Причем повезло, как мы считаем, крупно: руко водство флота отправило нас на облов окуня. Всего восемь суток с р а ботал на новом объект* траулер, и удалось погасить задолженность на 98 тысяч рублей. Всего-навсего восемь суток! Еще недели две. й... А вот этого «и» не про изошло. До сих пор не мо гут понять рыбаки: что ж е случилось? Почему их сн я ли с окуня и бросили на мойву? Обидно стало за н а прасные старания по пере оборудованию техники для выпуска совершенно иного вида рыбопродукции, обид но и за то, что никому не понадобились их цифры пе ревыполнения плана по вы лову (236 процентов), по з а морозке (250 процентов), по разделке (245 процентов), по спецразделке для копчения (187 процентов). Обидно и за то, что никто не считался с ними и не спрашивал их мнения ни в чем. — Труднее всего этот факт, конечно, членам н а шей команды истолковать, — говорил с горечью стар ший механик Владимир Дмитриевич Иванов. _ Нас ведет опытнейший капитан, признанный авторитет Ев гений Александрович Хи- новекий. Люди верят в него как р командира и промыс ловика. Он ж е ничего поде лать не мог. Б ез претензии на компетентность лично я объясняю такой поворот со бытий заинтересованностью нашего флота в увеличении просто валового выпуска лю бой продукции. А если фло ту нужен вал, значит, по боку материальную и мо ральную сторону дела. Как выяснилось, так ду мает не один только стар ший механик. — у экип аж а такое же мнение. Теперь уж е моряки засомневались ѵ. в том, что их выручит по ток мойвы, ■— слишком ве лика задолженность. И все ж е никто не опускал рук. Не упали они духом л тогда, когда шла в основ ном не пищевая, а калянус- ная мойва. Ко всем бедам прибавилась еще одна: сл а бое техническое состояние траулера. Судно на промы сел вышло плохо подготов ленным: ветхие морозиль ные клети, плохие вентиля торы — все это, разумеется, не способствовало высокой производительности труда. Что касается машинного от деления, то и здесь были неполадки: главный двига тель постоянно работал с перегрузкой — горели ко л лекторы... Словом, все д ерж а У друзей по сорев о інию лось на честном слове и на умении механиков и мото ристов из ничего сделать что-то. В конечном счете за четы ре месяца перерасходовали 70 тонн топлива, ведь вре мени для профилактики ма шинных механизмов п рак тически не было. Все эти ог рехи в комплексе отрази лись и на производственных показателях, и на заработ ке, и на настроении экип а жа. До самого конца никто из командиров так и не смог определенно ответить: смо гут ли за оставшееся время рыбаки поправить свои де- ^ ла. выполнить рейсовое за дание? И зъяснялись в ос новном условными предложе ниями: «Если будет удачная промобстановка, если не под ведет машина, если вовремя подойдет транспорт...» И еще тысячу «если», без которых вполне можно было обой тись, если бы ход рейса был четко спланирован на бере гу. В. РЕЗНИКОВ. # 4 стр. г РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 октября 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz