Рыбный Мурман. 1981 г. Октябрь.

Ц Е ТЫ Р Е года назад при­ * шла работать на долж ­ ность начальника в пресерв. Ныл цех консервного заво­ да Мурманского рыбообра­ батывающего комбината коммунист Галина Федо­ ровна Орехова. Она не бы- Зіа новичком ь рыбной про­ мышленности — к тому вре­ мени отдала рыбокомбина­ ту 22 года своей жизни. ла надо дефро стиро ват ь мо­ роженую сардину, ставриду, скумбрию, сельдь или мой­ ву. Потом требуется подго­ товить сырье для укладки В банки и так далее ■— до са­ мого складирования и от­ грузки продукции управле­ нию «Севрыбсбыт». И вот, скажем , снизили производи­ тельность труда на некото* рое время операторы дефро- Сошоревнование: опыт организации Цель коллектива — е д и н ы й н а р я д С организацией социали­ стического соревнования, №Я сразу заметила Галине «рвдоровва, в сменах было все в порядке. Мастера доб­ росовестно фиксировали Нормы выработки каждой работницы, заносили и х в специальные журналы , в ы ­ считывали средний показа­ тель и таким образом опре­ деляли победителя. При под­ ведении конечного итога, безусловно, учитывалось и соблюдение трудовой и про­ изводственной дисциплины. Казалось, ничто не усколь­ зало из поля зрения масте­ ров, а смены, между тем. время от времени лихора­ дило. Почему? ** Всбму виной былд инди­ видуальная форма труда, — говорила Галина Федоровна, — каждая работница трудилась только на себя, то есть на свою зарплату. Когда ей надо ■былр, она могла поднажать, а когда интерес к работе осты ­ вал, могла отнестись к делу с Прохладцей. И работницу, мне кажется, мало тревожило, что где-то простаивают по ее ви­ не без работы или трудятся не в полную силу ее же под­ р уги по смене. Производство пресервов идет пооперационно. Снача­ стерных машин, и можно считать, что вся смена вы ­ нуждена такж« работать ни­ ж е своих возможностей. То Же самое могло произойти и по вяй е заготовителей сы ­ рья для выработки пресер* £ов посл« дефростации. К а ­ залось, что m этого зак ол ­ дованного круга нет выходу. Г-Одна но ои вскоре 6 bt£ ніюден, — продолжала наш разг««ор Галина Федоровна, — й помогли его отыскать строи­ тели и коллективы предприя­ тий тяжелей промышленности. Они начали организовывать комплексные бригады, объеди­ нять в один коллектив рабо­ чих разных профессий. Т ак была найдена отправ­ н ая точка, оттолкнувшись от кото-рой можно было создать в пресервном цехе бригад^, в которую вошли бы работ* ницы основных профессий, а заработок их определялся бы конечным результатом. В цехе соз/^али пробную брига­ ду и вскоре убедились, что дело пошло на лад. Замет­ но улучшилась организация труда, отстающим без про­ медления и подсказки мас­ тера стала о казываться по­ мощь, к откровенным лен­ тяям стали применять жест­ кие требования. Бригадная форма труда быстро п риж и ­ лась в пресервном цехе кон­ сервного завода, сегодня их здесь уж е создано пять. — Особенно из пяти бригад хочется выделить две, — го ­ ворит Галина Федоровна, ^ — это бригады Марии Михайлов­ ны Гусаковой и Нины Андре­ евны Панченко. Вот здесь дев­ чата действительно стоят горой д р уг за друга. Три субботника мы провели в этом году, и все работницы этих бригад орга­ низованно выходили на смену й трудились с полной н агруз­ кой от начала до конца. Одна­ к о мы уж е мечтаем о большем. О чем ж е мечтают в пре­ сервном цехе консервного завода? О том. чтобы весь коллектив цеха работал по единому наряду. Но для этого надо провести нема­ лую подготовительную рабо­ ту. Во-первых, надо р а з ъ ­ яснить работницам, для чего это нужно. Т акая р а зъ ­ яснительная работа уже н а­ чата. Галина Федоров-на по­ добрала необходимые мате­ риалы из газет и других ис­ точников и оформила спе­ циальный стенд. который помещен не видном месте, и каждый, кто пожелает, может ознакомиться с ре эультатами работы коллек­ тива по единому наряду. Во- вторых, надо будет подо­ брать в бригады добросовест­ ных н честных бригадиров, создать их совет, так кан з а ­ работок работниц будет оп­ ределяться коэффициентом трудового участия, а опре­ делить его наскоком, сами понимаете, невозможно. — Подуматі нам, конечно, есть о чем, — продолжала Г. Ф . О р е х е » , — и мы nowtj- іл аем, что до внедрения рабо­ ты по единому наряду еще пройдет много времени. Но это наша цель, добившись к о ­ торой, мы уверены, нам удаст­ ся не только повысить- произ­ водительность труда работаю­ щих, прийти к более высоким показателям качества выраба тываемой продукции, но и сде­ лать социалистическое соревно­ вание в коллективе белее дей­ ственным. С. ДАНИЛОВ. Кзк вы выполите четырнадцати? ГРАФИК РАДИ ГРАФИКА? — А с вами я отдельно поговорю, — пообещал двум незадачливым матросам по­ мощник капитан • дирек­ тора по производству ЁМРТ «Тында» Александр Василь­ евич Николаенко. Угроза была, как говорит­ ся, по делу. Матросы напле­ вательски отнеслись к од­ ному из распоряжений не вычистили грязь в трю ­ мах. Этот ф акт может пока­ заться нетипичным. К а за ­ лось бы, пустяк: судно все равно идет на капитальный ремонт, и где ему стоять с невычищенными трюмами — в порту или доке — без­ различно. — Но ведь мелочи и л ом а­ ют пооперационный график подготовки БМРТ к поста» новке его на судоверфь, ут­ вержденный генеральным директором судоверфи, -»• говорит капитан Алек­ сей Константинович Дубови­ ков. — В свою очередь, мы составили судовой график. Завтра рыбная продукция должна быть выгружена, трюмы зачищены , оформле­ ны документы, и судно надо сдать промврачу. Но много накладок, они-то и мешают решению главной задачи — постановке судна в ремонт. И это так. Вечером 5 о к ­ тября «Тында» встала к причалу. Но еще с моря эки ­ п аж дал радиограмму g рыбный порт о заключении двухстороннего договора. Формальности вроде соблю­ дены. Не больше. Выгрѵзив в тот ж е вечер 87 тонн мороженой продук­ ции, 37 тонн рыбной муки, *! тонн рыбьего жира, портови. ки застопорили работу. Не «х вина— нет вагонов. Это не должно было давать по­ вода для самоуспокоенности. Тем не менее обрыв одного звена в общей цепочке по­ влек низкую организацию всего производственного про­ цесса. в том числе, как бы ­ ло сказано в начале, и нару­ шения дисциплины. Согласованности не полу­ чается. Пример. Вагонов нет, и в обозримом буду­ щем их не предвидится. А трюм (с оставшимися 380 тоннами рыбы) стоит откры ­ тым. Не надо долго р азмыш ­ лять, в какую копеечку влетит это государству. — в солидную. — Мне кажется. ■— пояс­ няет А. В. Николаенко, — портовикам безразличны .на­ ши общие потери. С утра я 9 ног сбился, сколько раз бегал в диспетчерскую пор­ та, просил крановщицу з а ­ крыть трюм. Она Же •— ни. в какую, мол, не я о тк ры -. вала, не мае и закрывать. 4 часа трюмы находились открытыми, под дождем... Вставляют палки в ко леса и работники управ­ л ени я материально - техни­ ческого снабжения ВРПО «Сёврыба». Согласно гра­ фику они обязаны были предоставить автомашины для разгрузки некоторых грузов. Но 6 и 8 октября машин не было. «Опытные люди», по сло­ вам того же А. В. Никола­ енко. прогнозировали имен­ но такую обстановку в пор­ ту: если судно идет в ре­ монт. простои неизбежны. Конечно, можно понять трудности, связанные с от­ сутствием вагонов. Однако четкие графики были осно­ ваны на реальных возмож­ ностях. Оказалось, бумага осталась ради бумаги. А. ВАСИЛЬЕВ. Если обойтись без « е с л и » Ѵі ЗДАВНА наши соседи­ ' поморы с земли архан ­ гельской слыли искусны ­ ми рыбаками. Держат они и поныне высокую марку удачливых промысловиков, знающих тонкости тяжелого ремесла. Бок о бок, в одном караване с мурманскими су­ дами промышляют траулеры архангелогородцев в Б арен ­ цевом и Норвежском морях. ...Мерно покачиваясь на сникшей серой волне, в сот­ не метров от ТР «Иван Шишкин» ожидал очереди под разгрузку БМРТ «Сия­ ние» Архангельского трал­ флота. На транспортном реф ри ­ жераторе уже знали о том, что невезучий этот БМРТ «Сияние», очень уж подве­ ла их в свое время пу тассу. Вот и приходится ар­ хангелогородцам теперь на­ верстывать упущенное, хотя именно этот экипаж лучше остальных своих земляков сработал в Норвежском мо­ ре. Но до плана все равно не дотянул. Со швартовкой они не з а ­ тягивали. Ясное дело, к аж ­ дая минута теперь у этих парней на счету. Ведь как ни старались в июне про­ мысловики взять на борт максимум путассу, не выхо­ дило ничего — черпали тр а­ лом воду. О настроении экипажа и говорить не приходится, долг по выпуску пищевой рыбопродукции достиг ог­ ромной цифры ■— 260 тысяч рублей. — А потом нам повезло, — вспоминал помощник к а­ питана по производству Андрей Федорович Роман- чук. — Причем повезло, как мы считаем, крупно: руко­ водство флота отправило нас на облов окуня. Всего восемь суток с р а ­ ботал на новом объект* траулер, и удалось погасить задолженность на 98 тысяч рублей. Всего-навсего восемь суток! Еще недели две. й... А вот этого «и» не про­ изошло. До сих пор не мо­ гут понять рыбаки: что ж е случилось? Почему их сн я ­ ли с окуня и бросили на мойву? Обидно стало за н а­ прасные старания по пере­ оборудованию техники для выпуска совершенно иного вида рыбопродукции, обид­ но и за то, что никому не понадобились их цифры пе­ ревыполнения плана по вы ­ лову (236 процентов), по з а ­ морозке (250 процентов), по разделке (245 процентов), по спецразделке для копчения (187 процентов). Обидно и за то, что никто не считался с ними и не спрашивал их мнения ни в чем. — Труднее всего этот факт, конечно, членам н а­ шей команды истолковать, — говорил с горечью стар­ ший механик Владимир Дмитриевич Иванов. _ Нас ведет опытнейший капитан, признанный авторитет Ев­ гений Александрович Хи- новекий. Люди верят в него как р командира и промыс­ ловика. Он ж е ничего поде­ лать не мог. Б ез претензии на компетентность лично я объясняю такой поворот со­ бытий заинтересованностью нашего флота в увеличении просто валового выпуска лю ­ бой продукции. А если фло­ ту нужен вал, значит, по боку материальную и мо­ ральную сторону дела. Как выяснилось, так ду­ мает не один только стар­ ший механик. — у экип аж а такое же мнение. Теперь уж е моряки засомневались ѵ. в том, что их выручит по­ ток мойвы, ■— слишком ве­ лика задолженность. И все ж е никто не опускал рук. Не упали они духом л тогда, когда шла в основ­ ном не пищевая, а калянус- ная мойва. Ко всем бедам прибавилась еще одна: сл а­ бое техническое состояние траулера. Судно на промы ­ сел вышло плохо подготов­ ленным: ветхие морозиль­ ные клети, плохие вентиля­ торы — все это, разумеется, не способствовало высокой производительности труда. Что касается машинного от­ деления, то и здесь были неполадки: главный двига­ тель постоянно работал с перегрузкой — горели ко л ­ лекторы... Словом, все д ерж а­ У друзей по сорев о інию лось на честном слове и на умении механиков и мото­ ристов из ничего сделать что-то. В конечном счете за четы ­ ре месяца перерасходовали 70 тонн топлива, ведь вре­ мени для профилактики ма шинных механизмов п рак­ тически не было. Все эти ог­ рехи в комплексе отрази­ лись и на производственных показателях, и на заработ­ ке, и на настроении экип а­ жа. До самого конца никто из командиров так и не смог определенно ответить: смо­ гут ли за оставшееся время рыбаки поправить свои де- ^ ла. выполнить рейсовое за­ дание? И зъяснялись в ос­ новном условными предложе­ ниями: «Если будет удачная промобстановка, если не под­ ведет машина, если вовремя подойдет транспорт...» И еще тысячу «если», без которых вполне можно было обой­ тись, если бы ход рейса был четко спланирован на бере­ гу. В. РЕЗНИКОВ. # 4 стр. г РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 октября 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz