Рыбный Мурман. 1981 г. Октябрь.

f* МОЛКЛА музыка оркест- ра. Гости ресторана «69 .я параллель» потянулись к вы. ходу. Подошли к гардеробу и два приятеля, два матроса трал^ового флота — Василий Мартынчук и Валерий Брагин. И тут... Девушка была очень краси­ ва. Моряки предложили себя в провожатые. И получили от- НS3. Вышли, покурили, побрели не спеша по улице Ломоно­ сова. И тут увидели впереди ту самую девушку. Она шла с каким-то парнем, «Почему сна пошла с ним? Она его знает? Нет, па-а-чему?..» Мартынчук схватил девуш ­ ку за рукав. Спутник девушки заступился за нее. Из показаний Брагина: —- Ліы сбили Бибикова с ног. Я держ ал, а Мартынчук ;п;нал его ногами. Потом я ударил его кулаком з живот, і ой затих. Вера предложила нам поехать к ней в гости, и мы поехали. Из показаний Веры (той красивой девушки): — Бибиков леж ал на земле, а он и били его. Я подходила к Бибикову, пы талась поднять его. Брагин увидел у меня на пуках кровь, стал вы ти р ать и спросил, знаю ли я этого п ар ­ ня. Я подумала, что его убили, и сказала: не знаю. Потом привела их домой и вы звала милицию... Ш ерше ля фам — говорят французы. Из-за женщины началась та история. Из-за женщины началась и другая... Игорь Полонский, моторист рыболовецкого колхоза «•Удар­ ник», тоже, сидел в «69-й па­ раллели». Вечер заканчивался, когда за его столик села девушка по имени Надя. По­ дошло время расплачиваться за ужин. У Игоря не хватало пяти 'рублей, чтобы уплатить ■ча себя и за Надю. Он1 подо­ шел .к администратору ресто­ рана и потребовал деньги. Получив отказ и облив жен­ щину отборной бранью. По­ лонский направился в банкет­ ный зал, где ужинали две официантки ресторана. Они тоже не сочли нужным дать пятерку пьяному парню. «Оби­ девшись», Полонский схватил тарелку и наотмашь ударил ею по лицу одну из официанток. Та закричала. Полонский стал колотить ее по голове кула­ ком. Потом перевернул стол, раскидал кресла, А когда вбе­ жала администратор и. увидев происходящее, хотела вызвать милицию. Полонский вывернул ей рукѵ, травмировав два пальца. По было предела воз­ мущению Полонского. когда его выводили из ресторана со­ трудники милиции: «За что? Вас уволят с работы за неза­ конные действия...» В следующей истории жен­ щина не присутствует. Два брата — Анатолий и Дмитрий Лысюки — Ш Л И под вечер по улице. Вдруг Анато­ лий вспомнил, что надо сроч­ но позвонить. Зашел в будку телефона-автомата, а брат ждал его на тротуаре. ІІо еще более срочный (на его взгляд) все молодые — 23— 25 лет. Обе тановка, в которой совер­ шались преступления, самая что ни на есть обычная. Обязательное «действую­ щее лицо» во всех этих исто­ риях — водка. Впоследствии, на суд е, ее назовут обстоя­ тельством, отягчающим вин/ преступников. Стоп. Почему неплохие в общем-то парни стали преступ­ никами? И почему самая «по­ пулярная» у молодых преступ­ ников статья Уголовного ко­ декса Р СФ С Р именно 206-я (злостное хулиганство}? От- к их разговорам — знакомые тел4ы: джинсы, вельвет, «пла­ сты»... Прислушайтесь: «Володь- ка толкнул меня, я ему уст­ рою каратэ...» Прислушайтесь! ...Моя дочка и сын соседки ходили в одну группу детско­ го сада. Соседка редко заби­ рала сына сама, чаще это де­ лала я. А когда я передавала ей требования воспитателей принять меры к сыну (дрался со всеми подряд), Валентина смеялась: «Правильно, Мишка, бей всех, чтобы боялись и не лезли» и ласково трепала вихрастую голову сына. А. М. Горький говорил: «Любить детей и курица уме­ ет, а вот воспитать их ■— Л Г ы я з а к о н ...И ДОБРОТЕ НАУЧИТЕ разговор был у м оториста • ЛІурманрыбпрома» Анатолия Попова. Открыв д в ер ь будки, он решил вы тащ и ть оттуда Анатолия Лысюка. Увидев это, Дмитрий пы тался утихомирить Попова, но получил крепкий у дар в грудь и упал; Попов бросился на него и, выхватив автом атический ноле, н ам ер е­ вался ударить Дмитрия в ж и ­ вот. Выскочивш ем у из будки Анатолию удалось п ерех ва­ тить руку Попова... Еще одна история — уже без драки. Г. Михайлюк шел па работу в рыбный порт. На проходной §го^ не пропустили, сказали, чтоб шел домой и проспался. ІІо не смог он подняться по высокой лестнице, что у цен­ тральной проходной, и упал у забора. В эго время спешил на работу грузчик порта Генна­ дий Чпхарев с приятелем. «Жаль пьяного: в луже лежит, давай на сухое место перене­ сем». — сказал Чпхарев. Пере­ несли. Чпхарев увидел у «спа­ сенного» кварцевые часы на руке. Снял. Положил в кар­ ман... П О Т ТАКИЕ НЕВЕСЕЛЫЕ " ИСТОРИИ. Все они про­ изошли в этом году в М ур­ манске. Их «герои» — работ­ ники рыбной промышленности, куда в молодом человеке столько жестокости; столько жадности к чужому? Самая веская, на мой взгляд, причина — пресыщенность, ведущая к вседозволенности. Если молодому человеку с рождения подается все на «тарелочке с голубой каемоч­ кой», он становится эгоистом. Это аксиома. Очень многие родители рас­ суждаю т: «Мы были лишены в детстве и юности таких-то благ. Пусть хоть мой ребе­ нок...» Или: «Ивановы дочке. десятикласснице купили ко­ лечко С рубином. А мы что — хуже? Купим Машеньке с бриллиантом!» И покупают. Порой отказы­ вая во многом себе. Покупа­ ют новорожденному младенцу не просто коляску, а непре­ менно' импортную. Покупают первокласснице золотые се­ режки, а семикласснику — транзисторный магнитофон. Дети жадно ловят все, 'что мы говорим. Прислушайтесь большое государственное д е ­ ло». ТТЕРЕЛИ С ТЫ ВА Я ДО К УМ ЕН ­ ТЫ уголовных дел, я вдруг представила фантасти­ ческую картину: ресторан, гремит оркестр, танцует моло­ дежь. Вдруг наступает тишина. И звучит записанный на маг­ нитофонную ленту голос: «Я прошу суд не лишать меня свободы. Я впервые в жизни оступился. Но это не значит, что я могу встать на путь исправления только в колонии. Я прошу...» И суровый голос судьи: «Именем Российской Советской Федеративной Со­ циалистической Республики... лишению свободы сроком на три года». Может, и не случи­ лось бы тогда того, что слу­ чилось. Конечно, ни Чихарев, сни­ мавший часы с рѵки спящего, ни Полонский, избивший жен­ щин, ни любой другой из пре­ ступников ни в каких страш­ ных снах не видели для себя уголовное дело, суд, лишенке свободы. Можно представить горе их матерей! Растили сыночка, жда­ ли из армии, стал моряком — ждали в отпуск. Парень-то лю ­ бо-дорого! И вдруг — тюрьма. За что? Мать есть мать, она плохому не научит. А хорошему?.. Учили этих пар­ ней доброте, состраданию, честности? Говорили им, что чужое брать стыдно, что на­ стоящий мужчина никогда не ударит женщину даже цвет­ ком? Наверное, да. В школе учили самому хорошему. В армии — тем более.., Прислушайтесь к детям. По- чему-то порой не улав­ ливают тот момент, когда лю­ бимое чадо становится эгоис­ том, не только безразличным к чужому горю, но и б ездум ­ но приносящим людям боль л горе. Прислушайтесь к детям, ибо истоки преступления — е се­ мье. А дальше так: подрос­ ток, одетый в заграничные на. ряды, с транзистором на пле­ че, задает тон в кругу своих ровесников. Ему завидуют, ему подражают, а он еще боль­ ше верит в свою исключи­ тельность и требует вседозво­ ленности. И на работе он остается таким же, только приобретает еще один порок: лицемерие. На работе он характеризуется положительно, а вечером с друзьями — выпили, оскор­ били мимоходом пожилого человека. Ну и что? Выспа­ лись, умылись, пошли нс ра­ боту. Вечером может быть но­ вое похождение... Д ВА, ДВА С ПОЛОВИНОЙ, ТРИ ГОДА — таковы сроки лишения свободы. Та­ кую цену заплатили эти пар­ ни за лишнюю рюмку, за уве­ ренность БО вседозволенно­ сти... И. БЕРЕЗЮК. Б л а го у с тр а и в а ю т с я н а ш и с е ­ ла, х о р о ш е ю т п о се л к и , р а с т у т но вы е города и м о лодею т го ­ рода с т а р ы е . Т а м , гд е ко гда-то б ы л а п у с т ы н я и н е щ ад н о п а­ л и ло со лнц е, те п е р ь с то и т, у то п а я в зе л е н и , один и з с а ­ м ы х м о ло д ы х и к р а с и в ы х в н а ш е й с тр а н е городов — Ш ев ченно. Т ам , где в екам и ш у м е ­ л а та й га да бы ли н е п р о хо д и ­ мы е то п и и бо лота, се го д н я п р о ле гла с т а л ь н а я м а ги с т р а л ь века — БАМ , на всем п р о тя ­ ж е н и и котор ой в ы р о сли п о л у ­ с т а н к и , п о се л к и , города: Ты н- да, Ч ар а, З в е з д к ы й , Б е р к а ти т... Не о т с т а ю т в своем р осте и др ев н и е города н а ш е й ст р а н ы . В з гл я н и те на э ти с н и м к и : ввер ­ х у — н о вы й райо н сто л и ц ы С о ­ в е тск о й Л и тв ы В и л ь н ю са — Л а зд и н а й . Е го а р х и т е к то р ы и стр о и те л и у д о сто е н ы Л е н и н ­ ск о й пр ем и и , п р е д с та в л е н ы к в ы со ки м ' п р а в и те л ь ств е н н ы м н а гр а д а м . На н и ж н е м сн и м к е — одно из к р а с и в е й ш и х и о р и ги н а л ь ­ н ы х зд а н и й Е р е в ан а — Дворец м о ло д еж и . Сю да п р и х о д я т не то л ь к о о т д о х н у т ь , но и в с тр е ­ т и т ь с я с лю б и м ы м и а р ти с та м и , к о м п о зи то р ам и , х у д о ж н и к а м и . Ф о то х р о н и к а Т А С С . ft зрителЬном. зале, в зріп!іелЬиол\ зале... Реклама АББАмании |ІД УЗЫ К А Л Ь Н Ы И ф и л ь м «АББА» вскоре выйдет на экраны . Уже сегодня можно с у вс-ренностью сказать: к а с ­ совый успех ему обеспечен. ^Супергруппа «АББА» вот уже Чнесть л е т д е р ж и тс я на гребне р о к-в е лн ы , у сп е ш н о к о н к у р и ­ р у е т с а н с а м б л я м и , ч ья сл а ва в с п ы х и в а е т на м у з ы к а л ь н о м не б осклон е. Ш а г а ю т по п л а н е ­ те я р к и е к о н в е р ты с д и ска м и гр у п п ы , ф и р м ы зв у к о з а п и си наперебой п о к у п а ю т ли ц ен зи и на м у з ы к у к а а р т е та , к р у т я т с я д и с к и , м а гн и то ф о н н ы е к а с с е ­ т ы , р о ли ки с. ки н о п ле н к о й ... Ф и л ь м « А Б Б А » , н а с к о л ь к о яр о к и м у з ы к а л е н , н а с то л ь к о ж е и н е з а м ы сл о в а т по с ю ж е ­ т у . А в с т р а л и й с к и й р а д и о ж у р ­ н а л и с т го н я е тс я за гр у п п о й в б е з у с п е ш н ы х п о п ы тк а х в зя ть и н те р в ь ю . В о з н и к а ю т в ся ч е ­ ск и е п р е п я тс тв и я , р еп ортер с у е т и т с я , м у ч а е тс я , а в это врем я « А Б Б А » п о д ае тся ш и р о ­ ки м эк р ан о м и я р к и м ц в етом ... З в у ч а т п е сн и , б е с н у ю тся з р и ­ те л и ... Ч то ж е х о те л и с к а з а т ь ш вед с к и с к и н е м а то гр а ф и с ты эти м ф и ль м о м ? Н аб лю дая за р а зв и ­ ти е м сю ж е тн о й л и н и и , в ск о л ь зь с о ч у в с тв у я н е за д а ч л и в о м у р е ­ п о р те р у , п р и хо д и ш ь к одной м ы с л и : р е к л а м и р о в а ть « А Б Б У » . Р е к л а м а а н с а м б л я , си л а м и р а з ­ во ро тли во го и о п ы тн о го пр о­ дю сер а С т и г а А н де р со н а п р е­ в р а ти в ш е го ся в огром ное н а ­ ц и о нально е п р е д п р и яти е . в м у з ы к а л ь н у ю ко р п о р ац ию , е ж е ­ го д н ы е д о хо д ы котор ой п р е ­ в ы си л и 10 м илли он ов д о л л а ­ р ов. (Э то бо льш е , чем доход ш в е д ск о й авто м о б и льн о й ф и р ­ мы «Бо льв о »). Но, к а за л о с ь бы , зачем р е к ­ л а м и р о в а ть то , ч то у ж е давно за во е в ало м и лли о н ы п о кло н ­ ников? О тв е т д а е т сам ф и л ь м , вернее к о р о тк и е эп и зо д ы с т р а н с тв и й р еп о р тер а , п о дан ­ н ы е в п е р е р ы в а х м е ж д у пес ням и гр у п п ы . ..Р е п о р т е р п ы т а е т с я у с п е ть на к о н ц е р т, в о сп о л ь зо в а в ш и сь автом о би лем . У л и ч н а я пр об ка. В з г л я д на тр о ту а р : половина п р о х о ж и х о д е та ... в п о р тр е ты м у з ы к а н то в . Б ен н и А н д е р со н , А н н и -Ф р и д Л е н с та д . Бьёрн У л ь в е у с и А гн е т а Ф е л ь т с к о г см о тр я т с м а е к , п ан ам о к , к о н ­ ф е т н ы х у п а к о в о к , б у ты л о к с д е т с к и м п и та н и е м , д и в а н н ы х п о д у ш е ч е к, ж у р н а л ь н ы х об ло­ ж е к , х о з я й с т в е н н ы х с у м о к , с у ­ п о в ы х п а к е то в ... В се это но с я т , ч и та ю т, е д я т, всем эти м п о л ь з у ю т с я п о ж и л ы е и моло д ы е , ж е н щ и н ы и д ев о ч к и . м у ж ч и н ы и с т а р и к и . «Аббама- н и я» — яв л е н и е не новое. Б ы ла у ж е « б и тл о м ан и я» , к о то ­ рая до с и х пор « и к а е тс я » — д л и н н ы м и волосам и, к о н в у л ь ­ си я м и на сц е н е , ревом то лп «р о к-ф ан о в ». У ш в е д с к и х м у ­ зы к а н то в волосы н и ч у ть не кор оче. Но о тн о ш е н и е к ним иное. К ако е? Именно это в ы ­ я с н я е т ж у р н а л и с т , герой (не гл а в н ы й геро й) ф и л ь м а . Е с л и « Б и тл з » в 60-х го д ах р азв ер зл и п р о п а с ть м е ж д у по­ ко ле н и ям и «отцов» и «де те й », во зб уд или б у н та р с к и й д у х м о­ ло де ж и , то « A S S A » 70-х — 80-х годов... п р и м и р и ла эти п о ко ле ­ н и я. С т и л ь гр у п п ы (м ело ди ч ­ н ы й , л и р и ч н ы й ), в н е ш н и й об­ л и к (н и к а к о го и з л и ш е с т в а , все п р о сте н ьк о , к р а с и в е н ь к о , до с т у п н о ), д ело вы е к а ч е ств а (м и лл и о н ы доллар ов, в ло ж ен ­ ны е в дело) о к а з ы в а ю тс я п р и ­ ем ле м ы м и к а к д ля детей до ш к о л ь н о го в о зр аста (они вм е­ с т е с в о сп и та те л ь н и ц е й р а з у ­ ч и в аю т «В ате р ло о » и т а н ц у ю т — п р ям о к а к А гн е та Ф е ль т* с к о г), т а к и для у б е л е н н ы х се ­ д и н а м и пенсио неро в (« А Б Б А » ? О, они та к и е м и лы е и не к р и в ­ л я к и » , «О, они у м е ю т д е л а ть д е н ь ги !» ). Д а, они у м е ю т д е л а ть день ги . Они под р уко во д ство м С т и ­ га А н д е р со н а. п о и сти н е ге ­ н и а л ь н о го к о м м е р са н та , не ста ли о т к р ы в а т ь со б ств е н н ы е ф и р м ы гр а м за п и с и . Они с о зд а ­ ли м у з ы к а л ь н у ю кор пор ац ию — «П о лар М ью зи к И н те р ­ н э ш н л » , они в лож или д е н ь ги в н е м у з ы к а л ь н ы е п р е д п р и яти я (м а й к и , т р у с ы , п а н а м к и , поду ш е ч и и ). И (вот в чем гл а в н ы й п а р ад о к с и д о сто и н ств о г р у п ­ п ы !) — не по гиб ли о т та к о го а л ь я н с а с «зо ло ты м те л ь ц о м » , о т ко то р о го п о те р п е ли к р а х « Б и тл з» . Они п р о сты е , они д о с т у п ­ ны е. Они м о гу т с ф о то гр а ф и р о в аться с вами на ули ц е (под о хр ан о й п о л и ц е й ск и х ), они д а д у т вам а в то гр а ф (еслч вы п р о с у н е те б л о к н о т ск в о зь р е ш е тк у и е сли до это го вас не р а с то п ч у т о зве р ев ш и е по д­ р о с т к и , тя н у щ и е р у к и к св о ­ им к у м и р а м ). И э т о т м и ф о д е м о к р а ти ч н о сти г р у п п ы , о ее «п р и л и ч н о сти » с х а н ж е с к о й н а сто й ч и в о сть ю р а зд ув а ю т к р и ти к и , к и н о д ел ьц ы и те л е ­ видение. « А Б Б А » у ж е д авн о с т а ­ ла п р о п а га н д и стск и м идолом б у р ж уа зн о й м ассовой к у л ь т у ­ р ы , сим волом ухо ж е н н о й , при ли за н н о й Ш ве ц и и , гд е са м а я в ы со к а я на З ап ад е п р о д о лж и ­ т е л ь н о с ть ж и з н и , с а м ы й в ы ­ со ки й (ср ед ни й) у р о в е н ь ж и з ­ ни , са м а я , с а м ы й ... П р ав да, и н ал о ги там са м ы е в ы со ки е , и, по д а н н ы м Ю Н ЕС К О , са м ы й в ы со ки й пр о ц е н т са м о уб и й ств и не м ал ы й п р о ц ен т н а р к о м а ­ нов. Но р азве это видно, к о г да во весь эк р а н — « А Б Б А » ? В о т по чем у гр у п п у т а к т щ а ­ те л ь н о о б е р е гаю т от сп л е те н (р азв р а т, н а р к о ти к и , в а л ю тн ы е м а хи н а ц и и ...), к о то р ы м и о п у т а ­ ны м н огие рок гр у п п ы . И, н а ­ до с к а з а т ь , м у з ы к а н т ы в сам ом деле д а л е ки от в сего э то го , с ч и та я , что л у ч ш е у т о н у т ь в тв о р ч е с к и х п о и с к а х , чем в гр я з н ы х с п л е т н я х . Именно эта — м у з ы к а л ь н а я , заодно и д е­ л о вая, о р га н и за ц и о н н а я , сто р о ­ ны в ф и л ь м е п о ка за н ы яр к о . В ф и л ь м е м ного песен — почти все «бо евики» гр у п п ы , н а ч и н ая о т « В а те р л о о » , п есн и, ко то р ая ввела гр у п п у в м ир ш о у-б и зн е са, и за к а н ч и в а я и з у ­ м и те ль н о й по к р а с о те и и сп о л ­ н е н и ю песней «Го р н ы й орел» — несо м ненн о, одной и з л у ч ­ ш и х вещ ей , с о зд а н н ы х р ок-м у­ з ы к а н та м и . К в а р те т « А Б Б А » со зд ан м у з ы ­ к а н та м и . «А б баб изнес» со зд ан р азв о р о тли в ы м ко м м е р сан то м . «А б бам ан ил» со зд ан а м ассовой поп к у л ь т у р о й З а п ад а, с т р е м я ­ щ ей ся любое п р оявлени е и с ­ к у с с тв а и сп о л ь зо в а ть д ля пр о­ п а га н д ы за п ад н о го образа ж и з ­ ни М е щ ан ск и й д у х , с в о й с т­ в ен н ы й это й к у л ь т у р е , о тр а ­ з и т с я и в ф и л ь м е « А Б Б А » , ибо он п о л н о стью с о о тв е тс тв у е т гл а в н ы м тр е б о в ан и ям м е щ а н и ­ н а : « С д ел ай те нам красиво* И чтоб бы л « хэп п и -э н д » . Т а к и е с ть . Б ед н ы й р ади о р еп о р тер , о т ч а я в ш и с ь в своей по гоне, п л ю е т на все и за х о д и т в го с ­ ти н и ч н ы й л и ф т . К онечно ж е, вся ш в е д ск а я ч е тв е р ка — там ! И. Е Л И С Т Р А Т О В . 9 октября 1981 г. а «РЫБНЫЙ МУРМАН»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz