Рыбный Мурман. 1981 г. Октябрь.
П ЕТОМ в Мурманском морском рыбном порту под гром оркестра руково дители управления «Сев- рыбпро.мразведка», родные и близкие моряков встречали с моря РТ-301 «Моздок», к о торый привел и з рейса один из старейших к апи та нов Михаил Васильевич Мо роз. 10 лет он не расставал ся с этим траулером, рабо тал на нем еще в Мурман ском траловом флоте и вместе с судном был пере веден в «Севрыбпромраз- ведкѵ». Я был на митинге, слышал много добрых слов о Моро зе, запомнилась и его взвол нованная короткая речь, в которой он, по существу, прощался с «Моздоком». От служил траулер людям по ложенное время, пришла по ра списать его «на иголки». Я хорошо знаю Михаила Васильевича Мороза, много раз доводилось промышлять с ним рыбу в одних я тех ж е квадратах, а в послед нем плавании он в качестве капи тан а * поисковика наво дил н ашу группу на кон центрации трески. Об атом и хочется рассказать. В конце июня н аш т р ау лер «Мирный» пришел из порта в район промысла. Еще в пути я постарался собрать о районе, п р о сл у ши вая радиосоветы, всю "нужную информацию, одна ко сразу включиться в р а боту всегда трудно. Но вот на волне совета капитанов услышал знакомый, о хри потцой, голос Мороза: « То варищи капитаны, буду вас обслуживать, искать косяки, наводить на рыбу». В последние дни июня треска была очень п одв иж ной. На одном месте более полусуток она не зад ержи валась. В один из таких дней мы на РТ «Мирный» брали хорошие уловы, но Jt вечеру промысел постепен но «скис» и рыбы вообще не стало, и никто не знал, куда идти, — то ли направ л ять судно на зюйд-ост ПО течению, то ли е норд-оста на север. На север или нй юг? Это извечный вопрос, для капитанов ■ промысло виков в Баренцевом море. А поисковик тем и силен, что, работая вне группы, Ш к ак Вы окантовывает t i it пробными тралениями н а щупывает голову косяка. Вот и в этот раз Михаил Васильевич отошел на «Моз доке» на 1,8 квадрата на норд-ост, на ветер, и бросил трал. Пока группа металась В прежнем районе, а эки п аж и брали по 300 кг трески, Мороз вышел на улов в че тыре тонны. Большинство капитанов вовремя привели свои суда В его квадрат и взяли по две-три тонны ры бы. Я и мои штурманы , ч е стно говоря, эту ночь зева- нули, не слышали. когда Михаил Васильевич бросил клич «на рыбу!», подошли К нему уж е днем, когда «базар» закончился, выслу ш али нагоняй — никакие оправдания он слушать не хотел. Правофланговые Я Морозу верил. Однажды в районе дрейфа «Моздока» мы полтора часа вели т р а ление. Рыбопоисковый при бор нарисовал самописцем невероятно жирную черту, слившуюся с белой линией. Все капи таны знают ее. Когда она появляется, их обуревает самый настоящий рыбацкий азарт. В общем, д ел еж к а улова на нашем траулере зан ял а час, если не больше. Но на часы, ко гда «под удавку», не гл я дишь: счастливые часов не наблюдают. Пока мы выли- Капитан«Моздока» ИН Т Е Р ЕСНО СТРОИТ по- " исковую работу М, В. Мороз и результаты полу чает, как правило, доволь но быстро. Кажется, толь ко что группа рассыпалась, ^ икто не знает, где бросать раЯ, ft 0 «Моздока» вдруг Объявляют •*» подъем три ?онны, координаты такие- то. ку-ро такой-то, глубины... Не одн ажды мы слышали И такое: «По удавку!» Когда этот рыбацкий термин летел по эфиру, в нем сразу же становилось тихо. «По удав ку!» на всех капитанов-про- мысловиков действует сногсшибательно. Это зн а чит, что подъем — полный мешок трески. «По удавку» *» это два суточных плана з а одно траление, это запас времени на подход к тан ке ру и пережидание шторма, потому что время, потрачен ное на хозяйственные р а боты и борьбу со штормом, рыбакам из рейсового зад а ния не списывается. Иногда в порту, в кругу друзей - капитанов, можно услыш ать жалобы в адрес цоисковиков: то неправиль но координаты дали, то по зв али уж е к шапочному разбору. О Михаиле В а сильевиче т а к и х слов я не слышал. Если он зовет — УЛОВ будет верный. А вот если сам «чешешься» — то где-то заело, то что-то не работает или на штурманов двоих вли яни я не имеешь, тогда и п еняй только на се бя. Ёсли Мороз сказал, что между ним и группой «Мертвое» пространство и идти Н нему надо ходом, а не тянуться с тралом, т ак и делай. вали свой улов на палубу, Михаил Васильевич работал «на пеленг», выводил на себя отставших. Говорят: рыба ._ дело водяное. Не всегда. В один из дней ию л я Михаил Васильевич это Доказал. Т р е с к а о п я ть и сч е зл а. Не бы ло ее, х о т ь кри ном кри чи. Я р еш и л не рисковать», а п о й ти в п о и ск с «М о здоком ». Х о д и л и мы п а р а л л е л ь н ы м и нур- сам и , к р у ж и л и и т а к и э т а к , п о ка М ороз не по звал менп н а с в я з ь . « Б р о сь, В а н я , не с в о им делом з а н и м а ть с я , — сна- за л он ук о р и зн е н н о . — Твое дело р ы б у л о в и ть , т ы п р о м ы с л о в и к . Е с т ь 300 к г — и бе ри и х . Э то то ж е р ы б а, а по и с к о с та в ь м не». С н а ч а л а я об и делся, но по то м , п о дум ав, п о н ял, почем у о то гн а л меня в сто р о н у Мо роз. Он сам , когда бы л п р о м ы сло в и ко м . не г н у ш а л с я у л о вом и в 100 к г. П р о м ы сло ви к долж ен д о б ы н ать р ы б у , а не и с к а ть ее. М и х аи л В а с и л ь е вич д о к а зал это и в то т раз. Пройдя ю ж нее гр у п п ы в п я ти м и л я х , он вы вел ф л о т на х о р о ш ую к о н ц е н тр ац и ю т р е с к и . « Б о р то в и к и » брали с та б и л ь н ы е две-три то н н ы , а на п о до ш ед ш и х Б М Р Т уло вы с о ста в л я л и 10 тонн. Что ни говори, а нашему экип ажу капитан поисково го траулера «Моздок» креп ко помог. Почти на двести процентов мы выполнили рейсовое задание по заго товке рыбного полуф абрика та и почти на столько ж е — по всем другим по казате лям. Домой возвращались с хорошим настроением, конечно, строили планы на следующий рейс. И было очень приятно слышать, ко гда мои ш турм аны не за были помянуть добрым словом капитана М. В. Мо роза- с траулера «Моздок». И. ГУБАРЕВ, капитан траулера «Мирный» Мур манского тралового фло та. Вести с промысла- П О С Л Е Д Н И М РЕЙС р Ы Б А К И и сами не ож и дали, что так здорово сработают. До окончания рейса оставалось еще дней десять, а до плана ■— всего тонн триста по вылову. И все же нервничал старый к а питан Николай Иванович Быстров, к р уж а вокруг транспорта в ожидании сво ей очереди встать под вы грузку. — Скоро там освободится пр авы й борт? — теребил он старпома. — Волна, Николай Ивано вич, не могут они взять нас сейчас. — Не могут, не могут... А если машин а станет? ._ не уним ался капитан. Николаю Ивановичу Бы с т рову было з а что п ережи вать: судно совсем старое. Еще в прошлом году собира лись поставить его в к апре монт. Но... «Корабли — на промысел!»... В душе капитан и сам отлично понимает, что зн ачи т лишнее судно на пу тине. Да и рейс у «Петроза водска» — всего сорок су ток. Возьми 1100 тонн — и домой. Две трети уж е взяли, да девать некуда — пого да... Будь она неладна! Как-то само собой вспом нилось капитану, к а к в ночь под новый, 1972 год прини мал он, ставший теперь родным, «Петрозаводск». До этого и практики такой не было, Чтобы СУДНО О HOBO- строя сам капитан получал, ■— всегда специалисты «Гип- рорыбфлота» перегоняли его владельцу. А тут вручили траулер и строго н а к а з а ли: мол, головой за к аж ды й винтик отвечаешь. Родным домом был «Пет розаводск» многие годы, а теперь... Хода нет, на пу тассу за косяком не могли угнаться. А на мойве все ж е взяли свое. Взяли! Но какой ценой? С самого н ачала пошла кал яну сная мойва, значит, чтобы в плане быть, нужн а сортировка, да не обычная, а удвоенная и утроенная. А где для этого людей н а брать? Поговорил с ребята ми первый помощник Ф е дор Федорович Булавин, е к аж дым поговорил, и поня ли парни, что именно они судьбу плана решают. Орга низовали круглосуточную подвахту на сортировке. По могло. И еще как! По 30 тонн в сутки морозили, а иногда и больше! Трудились на совесть. Однако техниче ское состояние судна дава ло о себе знать: то старые трубы в котельном прорвет, то в РМ у поломка. И толь ко благодаря неутомимым ремонтникам — токарю И. А. Урбану, слесарям М. И. Казакову и В. А. Ни кифорову, сварщику А. И. Захарову судно выдержало, не спасовало. Этих молодых парней так и прозвали ■— «корпус быстрого реагиро вания», ведь от их реакции частенько зависели и план, и задание, и сроки. — Вы ж е видели -наши морозильные клети? _ со свойственным к авказцу тем пераментом говорил, водя по своему хозяйству, помощник капитана по производству Спартак Матевосян.—Это Л клети, это плети для нас. Каждую тележку по двадцать минут в морозилку за к аты ваем, а она непременно з а стрянет около холодильной камеры , настолько дефор мировались рельсы. Мы те ряем холод, а значит, про игрываем и в качестве з а морозки, и в количестве, в конечном счете. И все же, как бы там ни было, на борту траулера 720 тонн готовой пищевой про дукции, несмотря на то. что «Петрозаводску» пришлось побыть поисковиком, не взирая на разбитые м е х а н и з м ы и переменчивую промобстановку. Можно было бы с чистой совестью идти «по зеленой >. а не дрейфовать в ожидании транспорта. Можно, если бы кто-нибудь гарантировал возвращение траулера на промысел... Механизмы, увы. не люди, не могут сказать, сколько еще продержатся, по тому и сторожил «Петроза-/^ водск» уж е не первые сут ки ж еланный транспорт, от того и волновался капитан Николай Иванович Быстров, промысловик с тридцати летним стажем. ...Спустя несколько часов «Петрозаводск» стал к правому борту транспорта, тут ж е заработали на две точки. К апитан лично сле дил за выгрузкой мойвы... В. ГРАДОВ. Баренцево море. Ий HIMМОЖЕТЭКОНОМИТЬ ТРШЕЙСПР Хозяйствовать эффективно! Много лет я отдал морю, и рыбацкому труду. Старшим мастером по добыче рыбы начал работать 22 года назад. Этому нелегкому и мудре ному д е л у , учился у опыт ных мастеров на «малышах» — траулерах бортового тр а ления. Да, собственно, вся моя морская ж и зн ь прошла на этих судах. Последнее время ходил на средних мо розильных рыболовных тра улерах. Сейчас, и раньше тоже, капитаны судов придавали большое значение экономии материалов: топлива, м а шинного масла, соли и льда, промыслового воору жения. Именно последнее и приносит наибольший эф фект. Не так давно я встре ча л товарища с рыболовно го траулера «Алупка» Мур манского тралового флота, где ходит капитаном опы т ный промысловик А. Ф. Кра- совский. Т ак вот экипаж этого судна только в четвер том рейсе этого года сэконо мил р а з л и ч н ы х материалов и товаров на 833 рубля. И з них соли — на 190 рублей, топлива л машинного масла — на 207 рублей и орудий лова — на 536 рублей. Видите, какой большой экономический эфф е к т дает бережливое отношение к орудиям лова. На чем может экономить старший мастер по добыче? Буквально на всем. Возь мем трал. Тот, который пред назначен для среднего мо розильного рыболовного тр а улера. стоит 830 рублей, но к нему приданы нижние и верхние крылья, сквер, т р а ловые доски, к ух тыли и бо- бинцы, ваерный трос. Если сложить их цены в одну, то получится довольно прилич ная сумма. И вот стоит весь зтот комплекс, который мы называем орудием лова, ос тавить где-то при задеве, и вы ужаснетесь, когда вам подсчитают нанесенный убы ток. Поэтому тралмейстер должен поддерживать не прерывный контакт с мости ком. Он должен хорошо зн ать и районы лова, на к аки х грунтах его тралу предстоит работать. Сказал, допустим, капитан, что идем рыбачить в тот или иной квадрат, а старший мастер по добыче уж е должен пред ставлять состояние грунта. Трал для среднего рыбо ловного морозильного *ЗЬа- улера стоит 830 рублей. ' Мы им должны выловить прн- мерп.) 180 тонн рыбы. В т а ком случае он считается полностью изношенным и подлежит списанию. В реп<5 протяженностью 40 суток мы брали на траулере «Ко- тоярви» два трала. Вылови ли рыбы примерно 500 тонн. Если следовать инструкции, получается, что оба трала на до списывать. Но мы в п л а вании старались следить за ними. Израсходовали всего одну воловью шкуру, смени- • 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 октября 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz