Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.

моих помощников, благодаря Есем и каждому б отдельности промысловику, с которыми ра­ ботал рука об руку, плечом к плзчу. Иван Тимофеевич тепло гово­ рит о старшем механике, под­ линном хозяине машины А. М. Топехе, которому буквально на р о д у было написано быть хоро­ шим моряком: он родился на корабле в океане. Вместе с трал­ мейстером из практиков А. А. Елисеевым, который начинал еще с зуйков, осваивал И. Т. Шань- коБ в числе первых на флоте пелагический лов. Многому на­ учился молодой капитан у ста­ рого рыбака. Очень ценил капитан механика- наладчика В. И. Барбашева за то, что Владимир Иванович не при­ знавал простоев из-за поломок судового оборудования. «Не при­ знавал» — это значит, не допус­ кал простоев, хорошо знал тех­ нику, не чурался черновой рабо­ ты. Недаром, когда создавалось новое предприятие — «Севрем- маш», на завод главным инжене­ ром был направлен этот специа­ лист. Позже В. И. Барбашев стал здесь директором. Высокого мнения Иван Тимо­ феевич о своих верных помощ­ никах — бессменном предсудко- ме «Витебска» технологе В. И. Болотине, об одном из старей­ ших флотских политработников — помполите Ф . И. Самодурове. Не раз в трудную минуту они подставляли плечо своему капитану, вели коллектив, комму­ нистов, профсоюзных активистов корабля на трудовой подвиг — h будем бояться этих слов. В наших блокнотах есть имена запомнившихся капитану моряков как «Витебска», так и ППР «Апа­ тит» и «Буссоль», где Иван Тимо­ феевич с экипажами добивался также хороших показателей, ос­ ваивая на практике новые суда. Но остановимся на уже упомя­ нутых — надо хоть несколькими штрихами показать и обществен­ ную работу самого Шанькова. |Ж 'Т' ШАНЬКОВ на протяже- с і * I • НИи ряда лет— член об­ кома КПСС, райкома партии, облсовпрофа, обкома профсоюза рабочих пищевой промышленно­ сти. Труженики рыбного Мурма- на доверяли капитану представ­ лять их б Верховном Совете СССР. Много интересных примеров привел Иван Тимофеевич из сво­ ей депутатской практики. Расска­ жем о двух случаях. Шла юбилейная сессия, посвя­ щенная 50-летию образования Союза ССР, Рано утром в но­ мере гостиницы раздался теле­ фонный звонок. — Вас вызывает Берлин — Карлсхорст, -— голос телефони­ стки. — Сочтите ошибкой, — Иван Тимофеевич положил трубку: в ГДР у депутата Шанько- ва дел не было. Но телефонист­ ка настаивала на ответе челове­ ку на другом конце международ­ ного провода. — Берлин так Берлин, — у этого, московского телефона лег депутатский блокнот, наготове была авторучка... Оказалось, звонил родственник одного из рыбаков. Обращался за помощью к нему, депутату, который мог оказать содействие в решении вопроса. — А как помочь, да еще че­ ловеку военному? — развел ру­ ками наш собеседник. Среди д е ­ путатов на сессии были генера­ лы, маршалы. Один из них вни­ мательно выслушал моряка из Мурманска. И помог — просьба товарища была удовлетворена. Или другой, «домашний» слу­ чай. Обратилась с просьбой к депутату И, Т. Шанькову одна из его избирательниц — мать сына, осужденного на длительный срок. Бывает такое: из чувства ложно­ го товарищества молодой чело­ век оказывается в группе пре­ ступников. А за групповое нару­ шение закона спрос суровый. Поверил Иван Тимофеевич горя­ чим словам убитой горем мур­ манчанки, ее горьким слезам, вступил в переписку $ Президи­ умом Верховного Совета Россий­ ской Федерации. Проверкой бы­ ло установлено: осужденный по всем данным может быть осво­ божден условно-досрочно. И подопечный депутата оправдал такое доверие: он хороший ра­ ботник, воспитывает двух сыно­ вей, наставник на производстве. Еще одной счастливой судьбой больше! Главные же вопросы, в реше­ нии которых активное участие принимал депутат И. Т. Шаньков, были производственного харак­ тера. Они решались положитель­ но. Подчас на уровне Совета Министров СССР. О СОЗВЕЗДИИ Березины, • • • О Днепра и Немана, непо­ далеку от речки Сож в белорус­ ском селе Каменка начал ровес­ ник первой пятилетки свой жиз­ ненный путь. Видно, здорово хо­ телось белорусскому пареньку бьроздить моря-океаны, если избрал в 17 лет комсомолец Шаньков Клайпедское мореход­ ное училище. Добрым было роди­ тельское напутствие своему сыну, коль ни разу не изменил он из­ бранной на всю жизнь профес­ сии судоводителя-рыбака. Теперь вот и в земных забо­ тах ясно просматривается твер­ дый курс капитана дальнего пла­ вания, Героя Социалистического Труда, юбиляра. Завтра, в день его 50-летия, друзья и близкие найдут немало добрых слов для Ивана Тимофеевича Шанькова. Каждый из нас в жизни не раз прокладывает свой курс вперед. Как и наш герой очерка. А ге­ неральный курс для него — вер­ но служить народу, партии, О т­ чизне. П. БЫСТРОУМОВ, В. СЕМЕНОВ. Возвращаясь к напечатанному «СТАНЕМ СТРОЖЕ К СЕВЕ» Т ак называлась статья начальника отдела морепла­ вания, связи и электрора­ дионавигации ВРПО «Сев- рыба» Г. В. Тишкова, опуб­ ликованная на страницах еженедельника 24 апреля сего года. Автор размыш л ял о причинах аварийности в заливе и на промысле, о том, на каком уровне долж ­ на находиться организация работы на судне, чтобы п ла­ вание было безопасным, о воспитательной роли опы т­ ных судоводителей. Вывод, который сделал ав­ тор статьи на основе анализа многочисленных фактов, был однозначен: «Общесудовая ор­ ганизация зависит от органи­ зации работы на мостике. Как на мостике —так и на всем судне. Поэтому наша цель сей­ час — улучшить организацию штурманской службы». Выступление Г. В. Тишко­ ва вызвало большой интерес специалистов флотов рыбно­ го Мурмана. В полученных редакцией письмах они де­ лятся мнениями по вопро­ сам безопасности морепла­ вания, выдвигают деловые и конструктивные предло­ ж ения по улучшению орга­ низации работы судов, по­ лемизируют с автором ста­ тьи «Станем строже іс себе». В объединении «Мурман- рыбпром» статья Г. В. Тиш ­ кова обсуждалась на сове­ щании судоводителей. И мо­ лодые специалисты, и опыт­ ные капитаны единодушно подтвердили, что безаварий­ ная работа — это результат общих усилий работников флота. «Бесспорно, — подтверж­ дают флотские специалисты,— авария — всегда следствие халатности, пренебрежения к требованиям морских законов. Отступление от Правил в не? сложных условиях плавания порождает привычку прене­ брегать ими всегда». К апитан — вот главная организующая сила на суд­ не. И н и к ак ая уверенность в работе штурманского со­ става не должна подменять у капитана чувство ответст­ венности зЪ обстановку на мостике. Не случайно в формиро­ вании личности капитана служба мореплавания «Мур- манрыбпрома» видит одно из важн ейш их направлений своей работы. Вместе с тем специалисты службы счита­ ют необходимым усилить профессиональную и воспи­ тательную подготовку всего судоводительского звена. Особо остановился Г. В. Тиш ков на вопросе подго­ товки судна к рейсу. Он пи ­ сал о том, что нередко под­ линн ая проверка готовности судна заменяется ф о рм аль­ ным подписанием кон­ трольной карточки, а в к а ­ честве примера настояще­ го, делового подхода к ре- . шению вопроса приводил управление «Севрыбхолод- флот», где суда перед отхо­ дом тщательным образом проверяются специальной комиссией. Ленинградская область. Большой популярностью поль­ зуется пансионат «Дюны», рас­ положенный в живописном со­ сновом бору на берегу Фин­ ского залива. В шести белока­ менных корпусах ежегодно от­ дыхает около двадцати тысяч трудящихся. К их услугам Удобные двухместные номера, Г)ляж, спортивная база, кино­ театр, танцевальная ротонда. Отдыхающие совершают авто­ бусные и пешеходные экскур­ сии по достопримечательным местам Ленинграда и пригоро­ дов. На снимке: отдыхающие пан­ сионата «Дюны» из Москвы, Ленинграда, Вологодской обла­ сти, Карелии. Фотохроника ТАСС. Что ж, хороший опыт до­ стоин распространения и на других флотах. С этим полностью согласны спе­ циалисты «Севрыбпромраз- ведки», где, как узнаем из ответа, присланного из уп ­ равления. с ноября 1980 го­ да суда перед рейсом так­ же проверяет специальная комиссия. Иного мнения на этот счет придерживается служба море­ плавания объединения «Мур- манрыбпром». «Опыт, безус­ ловно, хорош, — читаем в ответе мурманрыбпромовцев, — но он не применим в нашем флоте, так как судов у нас на­ много больше, чем в «Севрыб- холодфлоте». И если специа­ листы станут работать по предлагаемому варианту, им придется только тем и зани­ маться, что проверять суда. А ведь у них есть еще нема­ ло других обязанностей». Внимательно отнеслись мурманрыбпромовцы и к высказанному автором статьи опасению: не поте­ ряют ли капитаны к вали ­ фикацию , если на шварто­ вы х операциях в порту они будут постоянно пользовать­ ся услугами лоцманов. Что­ бы не получилось так, автор статьи предлагает передать лоцманские ф ункции к апи ­ танам, прошедшим курс «швартовых наук». Вернемся к ответу из «Мур- манрыбпрома». «Мы не про­ тив того, чтобы было больше опытных в швартовке капи­ танов, — читаем в нем, — но мы против того, чтобы искать замену лоцману, работа кото­ рого очень специфична». «Многие вопросы, затрону­ тые в статье, в каждом флоте решаются по-своему, — как бы дополняют и развивают мысль мурманрыбпромовцев специа­ листы «Севрыбхолодфлота». — Нам, например, нет надоб­ ности вводить в ш тат капита­ нов только для швартовых операций. Мы задачу решаем несколько инач§; ввели д в у х капитанов и двух главных механиков, активно использу­ ем и специалистов, стоящих в резерве». В последние два года про­ филактическую работу на судах ВРПО «Севрыба» в море проводит большой от­ ряд флагм ан ских специа­ листов, капитанов-настав- ников, морских инспекто­ ров. В связи с этим автор статьи «Станем строже к себе» подчеркивает, что до­ вольно часто богатый опыт капитанов-наставников и ф лагм ан ских специалистов используется не по назначе­ нию. «...Нередко их профилакти­ ческая работа на судне сво­ дится лишь к одному — как вместить в акт проверки по­ больше замечаний. Хотелось бы, — пишут нам из «Мур- манрыбпрома», — чтобы спе­ циалисты помогали морякам в устранении недостатков, что­ бы они «задерживались» на судне для оказаний конкрет­ ной помощи. В частности, представителей Мурманской бассейновой пожарно-техниче- ской инспекции нужно направ­ лять на суда не только в ка­ честве проверяющих, но и в качестве обучающих». За безопасность мореплавания Несколько неожида нны й резонанс вызвало вы сказы ­ вание Г. В. Тишкова о том, что первейшая гарантия безопасного плавания — это строгое выполнение инст­ рукций и нормативных до­ кументов. «В последнее время, — чи­ таем в ответе из «Севрыбхо­ лодфлота», — комсостав на судах не в состоянии «перева­ рить» тот поток всевозможной документации, которая исходит от вышестоящих организаций. Эти, подчас устарелые, не свя­ занные с обстановкой докумен­ ты отнимают много времени на изучение, переписку, отчет­ ность, сковывают инициативу, поощряют работу по шабло­ ну». Думается, к этому мне­ нию следует прислушаться самым внимательным обра­ зом, тем более что специа­ листы всех без исключения флотов сетуют на неоправ­ данное обилие должностных предписаний. Словом, ответы на статью Г. В. Тишкова вылились в самые живые отклики спе­ циалистов служб, морепла­ вани я флотов. Это и неуди­ вительно. Ведь вопросы, поднятые автором, актуаль­ ны для каждого моряка. Однако до сих пор (а со времени выступления газе­ ты прошло более двух ме­ сяцев) не получили мы от­ вета из Мурманского трало­ вого флота и Мурманского рыбакколхозсоюза, хотя з а ­ мечания высказывались и в адрес этих организаций. В заключение хочется ск а­ зат ь о том, что статья Г В. Тишкова обсуждена в объ­ единении «Севрыба». Мно­ гие из предложений, выдви­ нутых автором, включены в планы флотских меро­ приятий по обеспечению безопасности плавания и ве­ дению промысла. В настоя­ щее время проводится про­ верка служб мореплавания в ц елях усиления контроля з а исполнительской дисцип­ линой на флотах, вырабаты ­ ваются новые формы и методы оценки работы су­ доводителей. Руководите­ лям флотов дано у к аза­ ние использовать капита­ нов-наставников строго в со­ ответствии с их функцио­ нальными обязанностями. По заданию «Севрыбы» ЦПКТБ разрабатывает оп­ тимальную схему расста­ новки судоводителей в экс­ тремальных условиях пла­ вания. Надеемся, что комплекс этих мер позволит усилить организацию судовой и штурманской службы на флотах. Нѵ а что касается ответов из тралового флота и ры ­ бакколхозсоюза, то мы про­ должаем их ждать и наде­ емся при этом, что руково­ дители названных органи­ заций «одарят» редакцию своим вниманием. Ведь вы ­ ступление в газете товари­ щ а Тишкова — это выступ­ ление от имени сотен и со­ тен флотских специалистов, мнение которых редакция ставит превыше всего. Обзор подготовила Н. НЕ­ ЧАЕВА. ВПЕРВЫЕ В БДРЕНЦБУРГЕ В это время года мурман­ ских моряков не удивишь рейсами к берегам Шпицбер­ гена. И все-таки плавание теплохода «Капитан Гудин» было 8 своем роде первым. Впервые судно такой большой грузоподъемности подошло к причалу Баренцбурга. Судоводители проявили вы­ сокое мастерство на подходе при швартовых операциях. А в результате в трюмы судна было погружено 13.800 тонн шпицбергенского угля. Это в два раза больше, чем удава­ лось до сих пор брать судам меньшего тоннажа, которые подходили здесь к причалу. Теплоход «Капитан Гудин» благополучно доставил груз на материк. Это один из трудовых подарков мурманчан к празднику ■ Дню работников морского и речного флота. 3 июля 198! г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» Ф 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz