Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.
моих помощников, благодаря Есем и каждому б отдельности промысловику, с которыми ра ботал рука об руку, плечом к плзчу. Иван Тимофеевич тепло гово рит о старшем механике, под линном хозяине машины А. М. Топехе, которому буквально на р о д у было написано быть хоро шим моряком: он родился на корабле в океане. Вместе с трал мейстером из практиков А. А. Елисеевым, который начинал еще с зуйков, осваивал И. Т. Шань- коБ в числе первых на флоте пелагический лов. Многому на учился молодой капитан у ста рого рыбака. Очень ценил капитан механика- наладчика В. И. Барбашева за то, что Владимир Иванович не при знавал простоев из-за поломок судового оборудования. «Не при знавал» — это значит, не допус кал простоев, хорошо знал тех нику, не чурался черновой рабо ты. Недаром, когда создавалось новое предприятие — «Севрем- маш», на завод главным инжене ром был направлен этот специа лист. Позже В. И. Барбашев стал здесь директором. Высокого мнения Иван Тимо феевич о своих верных помощ никах — бессменном предсудко- ме «Витебска» технологе В. И. Болотине, об одном из старей ших флотских политработников — помполите Ф . И. Самодурове. Не раз в трудную минуту они подставляли плечо своему капитану, вели коллектив, комму нистов, профсоюзных активистов корабля на трудовой подвиг — h будем бояться этих слов. В наших блокнотах есть имена запомнившихся капитану моряков как «Витебска», так и ППР «Апа тит» и «Буссоль», где Иван Тимо феевич с экипажами добивался также хороших показателей, ос ваивая на практике новые суда. Но остановимся на уже упомя нутых — надо хоть несколькими штрихами показать и обществен ную работу самого Шанькова. |Ж 'Т' ШАНЬКОВ на протяже- с і * I • НИи ряда лет— член об кома КПСС, райкома партии, облсовпрофа, обкома профсоюза рабочих пищевой промышленно сти. Труженики рыбного Мурма- на доверяли капитану представ лять их б Верховном Совете СССР. Много интересных примеров привел Иван Тимофеевич из сво ей депутатской практики. Расска жем о двух случаях. Шла юбилейная сессия, посвя щенная 50-летию образования Союза ССР, Рано утром в но мере гостиницы раздался теле фонный звонок. — Вас вызывает Берлин — Карлсхорст, -— голос телефони стки. — Сочтите ошибкой, — Иван Тимофеевич положил трубку: в ГДР у депутата Шанько- ва дел не было. Но телефонист ка настаивала на ответе челове ку на другом конце международ ного провода. — Берлин так Берлин, — у этого, московского телефона лег депутатский блокнот, наготове была авторучка... Оказалось, звонил родственник одного из рыбаков. Обращался за помощью к нему, депутату, который мог оказать содействие в решении вопроса. — А как помочь, да еще че ловеку военному? — развел ру ками наш собеседник. Среди д е путатов на сессии были генера лы, маршалы. Один из них вни мательно выслушал моряка из Мурманска. И помог — просьба товарища была удовлетворена. Или другой, «домашний» слу чай. Обратилась с просьбой к депутату И, Т. Шанькову одна из его избирательниц — мать сына, осужденного на длительный срок. Бывает такое: из чувства ложно го товарищества молодой чело век оказывается в группе пре ступников. А за групповое нару шение закона спрос суровый. Поверил Иван Тимофеевич горя чим словам убитой горем мур манчанки, ее горьким слезам, вступил в переписку $ Президи умом Верховного Совета Россий ской Федерации. Проверкой бы ло установлено: осужденный по всем данным может быть осво божден условно-досрочно. И подопечный депутата оправдал такое доверие: он хороший ра ботник, воспитывает двух сыно вей, наставник на производстве. Еще одной счастливой судьбой больше! Главные же вопросы, в реше нии которых активное участие принимал депутат И. Т. Шаньков, были производственного харак тера. Они решались положитель но. Подчас на уровне Совета Министров СССР. О СОЗВЕЗДИИ Березины, • • • О Днепра и Немана, непо далеку от речки Сож в белорус ском селе Каменка начал ровес ник первой пятилетки свой жиз ненный путь. Видно, здорово хо телось белорусскому пареньку бьроздить моря-океаны, если избрал в 17 лет комсомолец Шаньков Клайпедское мореход ное училище. Добрым было роди тельское напутствие своему сыну, коль ни разу не изменил он из бранной на всю жизнь профес сии судоводителя-рыбака. Теперь вот и в земных забо тах ясно просматривается твер дый курс капитана дальнего пла вания, Героя Социалистического Труда, юбиляра. Завтра, в день его 50-летия, друзья и близкие найдут немало добрых слов для Ивана Тимофеевича Шанькова. Каждый из нас в жизни не раз прокладывает свой курс вперед. Как и наш герой очерка. А ге неральный курс для него — вер но служить народу, партии, О т чизне. П. БЫСТРОУМОВ, В. СЕМЕНОВ. Возвращаясь к напечатанному «СТАНЕМ СТРОЖЕ К СЕВЕ» Т ак называлась статья начальника отдела морепла вания, связи и электрора дионавигации ВРПО «Сев- рыба» Г. В. Тишкова, опуб ликованная на страницах еженедельника 24 апреля сего года. Автор размыш л ял о причинах аварийности в заливе и на промысле, о том, на каком уровне долж на находиться организация работы на судне, чтобы п ла вание было безопасным, о воспитательной роли опы т ных судоводителей. Вывод, который сделал ав тор статьи на основе анализа многочисленных фактов, был однозначен: «Общесудовая ор ганизация зависит от органи зации работы на мостике. Как на мостике —так и на всем судне. Поэтому наша цель сей час — улучшить организацию штурманской службы». Выступление Г. В. Тишко ва вызвало большой интерес специалистов флотов рыбно го Мурмана. В полученных редакцией письмах они де лятся мнениями по вопро сам безопасности морепла вания, выдвигают деловые и конструктивные предло ж ения по улучшению орга низации работы судов, по лемизируют с автором ста тьи «Станем строже іс себе». В объединении «Мурман- рыбпром» статья Г. В. Тиш кова обсуждалась на сове щании судоводителей. И мо лодые специалисты, и опыт ные капитаны единодушно подтвердили, что безаварий ная работа — это результат общих усилий работников флота. «Бесспорно, — подтверж дают флотские специалисты,— авария — всегда следствие халатности, пренебрежения к требованиям морских законов. Отступление от Правил в не? сложных условиях плавания порождает привычку прене брегать ими всегда». К апитан — вот главная организующая сила на суд не. И н и к ак ая уверенность в работе штурманского со става не должна подменять у капитана чувство ответст венности зЪ обстановку на мостике. Не случайно в формиро вании личности капитана служба мореплавания «Мур- манрыбпрома» видит одно из важн ейш их направлений своей работы. Вместе с тем специалисты службы счита ют необходимым усилить профессиональную и воспи тательную подготовку всего судоводительского звена. Особо остановился Г. В. Тиш ков на вопросе подго товки судна к рейсу. Он пи сал о том, что нередко под линн ая проверка готовности судна заменяется ф о рм аль ным подписанием кон трольной карточки, а в к а честве примера настояще го, делового подхода к ре- . шению вопроса приводил управление «Севрыбхолод- флот», где суда перед отхо дом тщательным образом проверяются специальной комиссией. Ленинградская область. Большой популярностью поль зуется пансионат «Дюны», рас положенный в живописном со сновом бору на берегу Фин ского залива. В шести белока менных корпусах ежегодно от дыхает около двадцати тысяч трудящихся. К их услугам Удобные двухместные номера, Г)ляж, спортивная база, кино театр, танцевальная ротонда. Отдыхающие совершают авто бусные и пешеходные экскур сии по достопримечательным местам Ленинграда и пригоро дов. На снимке: отдыхающие пан сионата «Дюны» из Москвы, Ленинграда, Вологодской обла сти, Карелии. Фотохроника ТАСС. Что ж, хороший опыт до стоин распространения и на других флотах. С этим полностью согласны спе циалисты «Севрыбпромраз- ведки», где, как узнаем из ответа, присланного из уп равления. с ноября 1980 го да суда перед рейсом так же проверяет специальная комиссия. Иного мнения на этот счет придерживается служба море плавания объединения «Мур- манрыбпром». «Опыт, безус ловно, хорош, — читаем в ответе мурманрыбпромовцев, — но он не применим в нашем флоте, так как судов у нас на много больше, чем в «Севрыб- холодфлоте». И если специа листы станут работать по предлагаемому варианту, им придется только тем и зани маться, что проверять суда. А ведь у них есть еще нема ло других обязанностей». Внимательно отнеслись мурманрыбпромовцы и к высказанному автором статьи опасению: не поте ряют ли капитаны к вали фикацию , если на шварто вы х операциях в порту они будут постоянно пользовать ся услугами лоцманов. Что бы не получилось так, автор статьи предлагает передать лоцманские ф ункции к апи танам, прошедшим курс «швартовых наук». Вернемся к ответу из «Мур- манрыбпрома». «Мы не про тив того, чтобы было больше опытных в швартовке капи танов, — читаем в нем, — но мы против того, чтобы искать замену лоцману, работа кото рого очень специфична». «Многие вопросы, затрону тые в статье, в каждом флоте решаются по-своему, — как бы дополняют и развивают мысль мурманрыбпромовцев специа листы «Севрыбхолодфлота». — Нам, например, нет надоб ности вводить в ш тат капита нов только для швартовых операций. Мы задачу решаем несколько инач§; ввели д в у х капитанов и двух главных механиков, активно использу ем и специалистов, стоящих в резерве». В последние два года про филактическую работу на судах ВРПО «Севрыба» в море проводит большой от ряд флагм ан ских специа листов, капитанов-настав- ников, морских инспекто ров. В связи с этим автор статьи «Станем строже к себе» подчеркивает, что до вольно часто богатый опыт капитанов-наставников и ф лагм ан ских специалистов используется не по назначе нию. «...Нередко их профилакти ческая работа на судне сво дится лишь к одному — как вместить в акт проверки по больше замечаний. Хотелось бы, — пишут нам из «Мур- манрыбпрома», — чтобы спе циалисты помогали морякам в устранении недостатков, что бы они «задерживались» на судне для оказаний конкрет ной помощи. В частности, представителей Мурманской бассейновой пожарно-техниче- ской инспекции нужно направ лять на суда не только в ка честве проверяющих, но и в качестве обучающих». За безопасность мореплавания Несколько неожида нны й резонанс вызвало вы сказы вание Г. В. Тишкова о том, что первейшая гарантия безопасного плавания — это строгое выполнение инст рукций и нормативных до кументов. «В последнее время, — чи таем в ответе из «Севрыбхо лодфлота», — комсостав на судах не в состоянии «перева рить» тот поток всевозможной документации, которая исходит от вышестоящих организаций. Эти, подчас устарелые, не свя занные с обстановкой докумен ты отнимают много времени на изучение, переписку, отчет ность, сковывают инициативу, поощряют работу по шабло ну». Думается, к этому мне нию следует прислушаться самым внимательным обра зом, тем более что специа листы всех без исключения флотов сетуют на неоправ данное обилие должностных предписаний. Словом, ответы на статью Г. В. Тишкова вылились в самые живые отклики спе циалистов служб, морепла вани я флотов. Это и неуди вительно. Ведь вопросы, поднятые автором, актуаль ны для каждого моряка. Однако до сих пор (а со времени выступления газе ты прошло более двух ме сяцев) не получили мы от вета из Мурманского трало вого флота и Мурманского рыбакколхозсоюза, хотя з а мечания высказывались и в адрес этих организаций. В заключение хочется ск а зат ь о том, что статья Г В. Тишкова обсуждена в объ единении «Севрыба». Мно гие из предложений, выдви нутых автором, включены в планы флотских меро приятий по обеспечению безопасности плавания и ве дению промысла. В настоя щее время проводится про верка служб мореплавания в ц елях усиления контроля з а исполнительской дисцип линой на флотах, вырабаты ваются новые формы и методы оценки работы су доводителей. Руководите лям флотов дано у к аза ние использовать капита нов-наставников строго в со ответствии с их функцио нальными обязанностями. По заданию «Севрыбы» ЦПКТБ разрабатывает оп тимальную схему расста новки судоводителей в экс тремальных условиях пла вания. Надеемся, что комплекс этих мер позволит усилить организацию судовой и штурманской службы на флотах. Нѵ а что касается ответов из тралового флота и ры бакколхозсоюза, то мы про должаем их ждать и наде емся при этом, что руково дители названных органи заций «одарят» редакцию своим вниманием. Ведь вы ступление в газете товари щ а Тишкова — это выступ ление от имени сотен и со тен флотских специалистов, мнение которых редакция ставит превыше всего. Обзор подготовила Н. НЕ ЧАЕВА. ВПЕРВЫЕ В БДРЕНЦБУРГЕ В это время года мурман ских моряков не удивишь рейсами к берегам Шпицбер гена. И все-таки плавание теплохода «Капитан Гудин» было 8 своем роде первым. Впервые судно такой большой грузоподъемности подошло к причалу Баренцбурга. Судоводители проявили вы сокое мастерство на подходе при швартовых операциях. А в результате в трюмы судна было погружено 13.800 тонн шпицбергенского угля. Это в два раза больше, чем удава лось до сих пор брать судам меньшего тоннажа, которые подходили здесь к причалу. Теплоход «Капитан Гудин» благополучно доставил груз на материк. Это один из трудовых подарков мурманчан к празднику ■ Дню работников морского и речного флота. 3 июля 198! г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» Ф 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz