Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.

Социалистическая предприимчивость: ПОРТРЕТЫ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ К у р с к а п и т а н а О ч е р к 4Г*КАЖЕМ откровенно: не всем руководителям отделов, це­ хов и заведовании сложного пор­ тового хозяйства по душе при­ шлась дотошность нового на­ чальника. Были и такие, кто счи­ тал — промысловик, а не хозяй­ ственник берегового предприя­ тия. Пока присмотрится да вой­ дет в курс дел, глядишь, и год минует. Ну а год — время достаточ­ ное, чтобы показать все свои реальные и скрытые тр уд­ ности. У выжидательно настроен­ ных имелись с б о и козыри. И не­ малые. Один из самых весомых — орденоносный коллектив со славными традициями дотоле возглавлял руководитель с не- пререкаемьіАл авторитетом. С пе­ циалист, досконально знающий порт, разбирающийся во всех вопросах промысловиков, канди­ дат экономических наук. Только за прошлую пятилетку портовикам 15 раз вручались пе­ реходящие Красные знамена за победы во Всесоюзном социали­ стическом соревновании. Порт, стае участником ВДНХ СССР, был занесен на главную Доску поче­ та страны. Десятая пятилетка ста­ ла новым этапом внедрения прогрессивной технологии на об­ работке судов, бригадного под­ ряда, создания судсобреб-зтыва- ющего комплекса. Повысился уровень механизации, задейство­ вана комплексная система управ­ ления качеством работ и услуг— АСУ. Уіван Тимофеевич Шаньков, но­ вый начальник Мурманского ор­ дена Ленина морского рыбного порта, получив это назначение в январе 1980 года, заявил без оби­ няков: — Долг коммуниста обязыва­ ет меня с помощью командиров производства, бригадиров и ру­ ководителей отделов, при под­ держке всех портовиков не уро­ нить чести славного предприятия. Таким знают порт на Мурмане. Будем вместе приумножать его добрые традиции. Отметим сразу: план заверша­ ющего десятую пятилетку года был выполнен досрочно без ма­ лого на месяц. И новую пятилет­ ку коллектив порта начал с побе­ ды на ее старте: мурманским портовикам по итогам Всесоюз­ ного соревнования за первый квартал 1981 года вручено пере­ ходящее Красное знамя Минис­ терства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пище­ вой промышленности. Закаленный на океанских ши­ ротах, упорный характер капита­ на дальнего плавания проявился вскоре и в условиях берега. На авторитетном уровне предстоял отчет о подготовке рыбного пор­ та к весенней путине. Казалось бы, чего проще: собрал справки о выполнении мероприятий по об­ работке судов в мойвенную пу­ тину, свел воедино и — докла­ дывай. — Послушаем каждого, кто за­ действован в подготовительной работе, — решил И. Т. Шаньков и поддержал предложения сек­ ретаря парткома и председателя базкома профсоюза — цеховых активистов надо тоже пригласить. Важно, чтобы и в рабочих кол­ лективах к путине готовились со­ обща. Многие руководители цехов и служб докладывали, придержи­ ваясь предложенной в начале общепортовского совещания схе­ мы. Что планировали сделать, как продвинулись вперед с вы­ полнением намеченного, пред­ принимаемые меры для преодо­ ления возникших трудностей. Попытки скрыть недоработку ссылкой на трудности начальник порта пресекал сразу. Столь же решительно поддерживал тех, кто вносил реальные предложе­ ния. Трудные рыбацкие мили учили вначале штурмана, затем старше­ го помощника, а вскоре и капи­ тана большого морозильного ры­ боловного траулера такому вот конкретному, по-товарищески де­ ловому подходу к решению по­ ставленной задачи. ѴГ МЕНИЕ досконально вникнуть J в суть дела, опираясь на опыт промысловиков и собствен­ ные знания, с учетом предложе­ ний помощников и членов эки­ пажа, — основа многочисленных характеристик на И. Т. Шанькова. Они написаны в первые семь лет его работы в тралозом флоте, когда с ноября 1953 по январь 1960 года проходил он путь от штурмана до капитан-директора. Всего три года потребовалось выпускнику Клайпедского море­ ходного училища комсомольцу Шанькову, чтобы стать вторым штурманом БМРТ-247 «Витебск»... — С этим траулером и его командой, — вспоминал Иван Тимофеевич, беседуя с нами в редакции, — связано мое станов­ ление судоводителя, промысло­ вика, руководителя, хозяйствен­ ника. Здесь без малого 25 лет назад меня приняли в партию. От себя добавим: на «Витеб­ ске» старпом И. Т. Шаньков по­ лучил 20 февраля 1958 года дип­ лом на звание капитана дальне­ го плавания. В неполные 27 лет! Качественно иными для Ивана Тимофеевича стали следующие семь лет — годы взлета и ста­ новления одного из самых мо­ лодых капитан-директоров рыб­ ного Мурмана. Тогдашние секре­ тарь парткома М. М. Белкин и заместитель начальника трзлозого флота В. В. Ревнивцев в своем представлении областному коми­ тету КПСС на утверждение но­ вого капитана БМРТ, в частности, подчеркивали его высочайшее чувство ответственности за госу­ дарственный план. Возглавляемый И. Т. Шаньковым экипаж БМРТ- 247 почти в полтора раза пере­ выполнил девятимесячное зада­ ние, на протяжении трех кварта­ лов никому не уступал лидерст­ ва в бассейновом социалистиче­ ском соревновании. — Не зря говорят: рыбз — дело водяное! — задумался И. Т. Шаньков, отвечая на вопрос кор­ респондентов о «тупиковых си­ туациях». — За 15 лет капитан- ства бывало всякое. Но ни один из моих экипажей — БМРТ «Ви­ тебск», ППР «Апатит» и «Буссоль» — не приходил в порт без рей­ сового задания. И он стал припоминать. Рас­ сказал такое, что впору внести хоть в учебное пособие промыс­ ловика. Т ОТ ПАМЯТНЫЙ рейс «состыко­ вывал» для промысловиков «Витебска» уходящую осень с но­ вым, 1963 годом. По времени пора ловить селедку, а прогнозов ни­ каких... Сутки за сутками на пе­ реходе из порта в океан слушал капитан радиосоветы, анализиро­ вал промысловые сводки, а вот решение не приходило. Обратил­ ся к своим дневниковым запи­ сям. Они сходились в главном — рыба должна быть. Получив «добро», проложили курс в квадрат предполагаемых скопле­ ний. Первое траление — и 20 тонн рыбы на борту! Когда сдали два груза на плав­ базу и стали набирать третий, венчающий рейс, заштормило. Легли в дрейф. Налетел не про­ сто ураган, а, даже по меркам бывалых моряков, — ураганище. Беспросветный. Прогноз — цик­ лон на две недели. Рыбаки зна­ ют, сколь тяжко вынужденное безделье, когда по траулеру от носа до слипа прокатывается волна. Ищи выход, капитан! Нашел — единственный. О том и доложил на общесудовом соб­ рании. — Вот и выходит, моряки, — подытожил сказанное на собра­ нии технолог, председатель су­ дового комитета профсоюза В. И. Болотин, — как ни крути, а смысл один: просить «добро» на переход в Северное море. В новом промысловом районе рыбу облавливали только разно­ глубинными тралами. Для тогда­ шнего тралмейстера А. А. Ели­ сеева и самого капитан-директо­ ра — дело тоже привычное. Еще пять лет назад они вместе осво­ или пелагический режим облова. Сделали тарировку трала, и ры­ ба пошла. Набрав груз, решили половину сдать, благо, плавбаза «Витус Беринг» проходила мимо. Добрать до нормы — дело от силы полутора недель. Следующие сутки подтвердили правильность расчетов. А рыба? Рыба... отказала. Ушла, пропала! Сутки в поиске разбредались суда группы, а подъемов ни у кого нет. Все цедят воду. — Слушай, радист, слушай! Вот по очереди следите за эфи­ ром, — привел капитан в радио­ рубку молодого механика А. Н. Афремова. — Он в английском разбирается здорово. Шукайте в эфире иностранцев. — Есть приятные новости, Ти­ мофеевич, — позвонили через пару часов из радиорубки. — В Ла-Манше ставриду иностранцы и «демократы» черпают сколько душе угодно. Но... — Сам знаю! — опередил ка­ питан. •— Довелось на этих чер­ товых ла-маншских пиках как-то трал зацепить. Беда пришла, откуда ее не ждали. Оказалось, что на борту не то что промыслового планше­ та, а и просто карты Ла-Манша нет. Одна-единственная — общая географическая, на которой весь Ла-Манш, что твоя булавка анг­ лийская. Ночь просидели штур­ маны вместе с капитаном. Вычер­ тили самодельный планшет на новое место промысла. Здесь трал не тащили, а «ма­ кали»: найдут рыбный косяк, три минуты траления, и трал на борт. Всего шесть суток потребовалось, чтобы добрать груз. — Рыбаки разохотились, — смеется Иван Тимофеевич, — да и меня от рыбы никакой силой не оторвешь. А рейс не про­ дляют. Тогда-то и сказали свое слово коммунисты траулера, На откры­ том партсобрании, учтя мнение экипажа, они вынесли единствен­ но правильное решение. — Послал я радиограмму ру­ ководству флота и «Севрыбы» со ссылкой на обязывающее ме­ ня продлить рейс постановление, а сам нахлобучки с берега жду, — вновь ушел в воспоминания чаш собеседник. Но все обошлось благополуч­ но. Больше того — на берегу, когда «Витебск» вернулся в порт еще с одной победой, решил f на высшем уровне продегустиро­ вать консервы. Их впервые изго­ товили из ставриды промыслови­ ки БМРТ-247. Дегустаторы оста­ лись довольны, были единодуш­ ны — эксперимент удался, мож­ но запускать в производство. Таков вот результат оправдан­ ного риска и поддержки товари­ щей по партии. — Было и по-другому... — по­ суровел Иван Тимофеевич. Без акцента на ком-то из ру­ ководителей, подчеркнув лишь, — урок на всю жизнь! — при­ помнил, как однажды уступил неразумному требованию с бе­ рега. С полным грузом, ожидая очередь к плавбазе под выгруз­ ку, позволил капитан уговорить себя — взять топлива, что назы­ вается, «под горловину». Танкер освободился и был таков.,. А тут неожиданная смена погоды. Выход один: носом на волну! А судно еле-еле выгребает... Толь­ ко капитан и знает, чего *' ему стоили эти несколько суток. И раньше бывало немало бессон­ ных ночей, но таких... С тех пор во фразу «начальству виднее» Иван Тимофеевич слепо не ве­ рит. ИЛЛИОНАМИ капитана Шанькова» названы годы его руководства БМРТ «Витебск» — с 1960 по 1966. — Оно и так и не так, — Иван Тимофеевич берет лист, пишет колонку цифр, что-то похожее на график. — С одной crog^Nbi пятнадцать с лишним миллионов рублей прибыли, из которых шестьсот тысяч — сверхплано­ вых. А с другой — усилия каж­ дого моряка и каждого коман­ дира. Победу ковали все, как и я — член этого коллектива, из года в год перевыполняя план. Думаю , что экипаж воспринял правильно мою искреннюю бла­ годарность ему, когда 7 июля 1966 года вышел Указ Президи­ ума Верховного Совета СССР о присвоении мне высокого звания Героя Социалистического Труда. Беседуя с Иваном Тимофееви­ чем, мы невольно отметили: ка< тепло говорит этот человек о людях, о своих товарищах по труду, как много в его цепкой памяти их имен, как точны не­ многословные характеристики... Так уж сложилась капитанская судьба Шанькова, что каждый траулер — новая веха в его ста­ новлении как руководителя, как современного советского хозяй­ ственника. Высокие награды, зва­ ние Героя Социалистического Труда, годы учебы в МВИМУ, диплом инженера-судоводител.ѵ избрание депутатом Верховного Совета СССР, освоение БМРТ, а потом — ПГіР... Напряжение — физическое и волевое. — Личные качества, бесспорно, важны. Но все это,— особо под­ черкнул наш собеседник, — не без повседневной поддержки Город-порт. Фото С. ПЕТРОВА. • 6 стр. а~....... • — Л БЪЕДИНЕННАЯ Опблио- " тека плавсостава по­ полнила своп фондііі новоіі политической литературой. Для пропагандистов if слу­ шателей системы партийной учебы, широкого актива парторганизаций предна­ значено издание «Коммуни­ стическая партия Советского Союза. Наглядное пособие по партийному строительст­ ву» (М., «Плакат», 1980). В нем собран справочный м а­ териал по основным вопро­ сам курса «Партийное стро­ ительство». Он подан в ф о р ­ ме диаграмм, схем, таблиц, сопровождаемых вы д ерж к а­ ми из сочинений классиков марксизма-ленинизма, речей и статей Л. И. Брежнева, м а­ териалов XXV съезда КПСС и других документов. Учебное пособие по курсу «Методика партийной про­ паганды» вышло в Воениз- дате в 1980 году В нем рас­ смотрены вопросы теории, организации и методики про- В л о т паганды и агитации в Со­ ветской Армии и Военно- Морском Флоте, но с мате­ риалом пособия будет инте­ ресно познакомиться всем, кто интересуется вопросами партийной пропаганды. Осо­ бенно рекомендуем ознако­ миться с такими р азд ела­ ми, как «Организация, сред­ ства и ф ормы пропаганды и агитации, культурно-про­ светительной работы», «Ора­ торское искусство, культура речи пропагандиста и аги­ татора». Два советских историка и публициста — Б. Г. Баннов и Г. Н. Вачнадзе свою книгу «Чужие голоса в эфире», вышедшую в издательстве «Молодая гвардия», посвя­ тили анализу и разоблаче­ нию идеологических динер- «РЫБНЫЙ МУРМАН» 3 июля 1981 г, • На книжную полку о щ ь а к т и в у сий против нашей страны. Кто такие «борцы за права человека»? Как действуют диверсанты из ЦРУ? Как лгут западные радиостанции и другііе органы массо­ вой информации? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с современной идеологической борьбой, и дает ата книга. Вот некото­ рые названия ее разделов: «Права человека в кодексах двух миров». «Советологи служат империализму », «Как промывают мозги», «Покровительство уголов­ ным преступникам». И зда­ ние отмечено дипломом Все­ союзного литературного кон­ курса имени Н. Островского. Комсомольским работни­ кам. активистам, всем, кто занимается воспитательной работо/і с молодежью, будет интересна книга «Искусство воспитания» (М.. «Молодая гвардия». 1981). В основу сборника положены статьи, ранее публиковавшиеся в журналах самообразование», «Молодой коммунист». «Вопросы ф и ­ лософии» и других. Напоминаем, что в первую •пятницу каждого месяца в библиотеке . можно ознако­ миться с новыми постцпле. ниями литературы. Нам ад­ рес: г. Мурманск, улица Траловая, дом 12. А. ЦВЕТКОВА, старший библиограф объединен­ ной библиотеки плавсо­ става обкома профсоюза рабочих пищевой про­ мышленности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz