Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.
Социалистическая предприимчивость: ПОРТРЕТЫ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ К у р с к а п и т а н а О ч е р к 4Г*КАЖЕМ откровенно: не всем руководителям отделов, це хов и заведовании сложного пор тового хозяйства по душе при шлась дотошность нового на чальника. Были и такие, кто счи тал — промысловик, а не хозяй ственник берегового предприя тия. Пока присмотрится да вой дет в курс дел, глядишь, и год минует. Ну а год — время достаточ ное, чтобы показать все свои реальные и скрытые тр уд ности. У выжидательно настроен ных имелись с б о и козыри. И не малые. Один из самых весомых — орденоносный коллектив со славными традициями дотоле возглавлял руководитель с не- пререкаемьіАл авторитетом. С пе циалист, досконально знающий порт, разбирающийся во всех вопросах промысловиков, канди дат экономических наук. Только за прошлую пятилетку портовикам 15 раз вручались пе реходящие Красные знамена за победы во Всесоюзном социали стическом соревновании. Порт, стае участником ВДНХ СССР, был занесен на главную Доску поче та страны. Десятая пятилетка ста ла новым этапом внедрения прогрессивной технологии на об работке судов, бригадного под ряда, создания судсобреб-зтыва- ющего комплекса. Повысился уровень механизации, задейство вана комплексная система управ ления качеством работ и услуг— АСУ. Уіван Тимофеевич Шаньков, но вый начальник Мурманского ор дена Ленина морского рыбного порта, получив это назначение в январе 1980 года, заявил без оби няков: — Долг коммуниста обязыва ет меня с помощью командиров производства, бригадиров и ру ководителей отделов, при под держке всех портовиков не уро нить чести славного предприятия. Таким знают порт на Мурмане. Будем вместе приумножать его добрые традиции. Отметим сразу: план заверша ющего десятую пятилетку года был выполнен досрочно без ма лого на месяц. И новую пятилет ку коллектив порта начал с побе ды на ее старте: мурманским портовикам по итогам Всесоюз ного соревнования за первый квартал 1981 года вручено пере ходящее Красное знамя Минис терства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пище вой промышленности. Закаленный на океанских ши ротах, упорный характер капита на дальнего плавания проявился вскоре и в условиях берега. На авторитетном уровне предстоял отчет о подготовке рыбного пор та к весенней путине. Казалось бы, чего проще: собрал справки о выполнении мероприятий по об работке судов в мойвенную пу тину, свел воедино и — докла дывай. — Послушаем каждого, кто за действован в подготовительной работе, — решил И. Т. Шаньков и поддержал предложения сек ретаря парткома и председателя базкома профсоюза — цеховых активистов надо тоже пригласить. Важно, чтобы и в рабочих кол лективах к путине готовились со обща. Многие руководители цехов и служб докладывали, придержи ваясь предложенной в начале общепортовского совещания схе мы. Что планировали сделать, как продвинулись вперед с вы полнением намеченного, пред принимаемые меры для преодо ления возникших трудностей. Попытки скрыть недоработку ссылкой на трудности начальник порта пресекал сразу. Столь же решительно поддерживал тех, кто вносил реальные предложе ния. Трудные рыбацкие мили учили вначале штурмана, затем старше го помощника, а вскоре и капи тана большого морозильного ры боловного траулера такому вот конкретному, по-товарищески де ловому подходу к решению по ставленной задачи. ѴГ МЕНИЕ досконально вникнуть J в суть дела, опираясь на опыт промысловиков и собствен ные знания, с учетом предложе ний помощников и членов эки пажа, — основа многочисленных характеристик на И. Т. Шанькова. Они написаны в первые семь лет его работы в тралозом флоте, когда с ноября 1953 по январь 1960 года проходил он путь от штурмана до капитан-директора. Всего три года потребовалось выпускнику Клайпедского море ходного училища комсомольцу Шанькову, чтобы стать вторым штурманом БМРТ-247 «Витебск»... — С этим траулером и его командой, — вспоминал Иван Тимофеевич, беседуя с нами в редакции, — связано мое станов ление судоводителя, промысло вика, руководителя, хозяйствен ника. Здесь без малого 25 лет назад меня приняли в партию. От себя добавим: на «Витеб ске» старпом И. Т. Шаньков по лучил 20 февраля 1958 года дип лом на звание капитана дальне го плавания. В неполные 27 лет! Качественно иными для Ивана Тимофеевича стали следующие семь лет — годы взлета и ста новления одного из самых мо лодых капитан-директоров рыб ного Мурмана. Тогдашние секре тарь парткома М. М. Белкин и заместитель начальника трзлозого флота В. В. Ревнивцев в своем представлении областному коми тету КПСС на утверждение но вого капитана БМРТ, в частности, подчеркивали его высочайшее чувство ответственности за госу дарственный план. Возглавляемый И. Т. Шаньковым экипаж БМРТ- 247 почти в полтора раза пере выполнил девятимесячное зада ние, на протяжении трех кварта лов никому не уступал лидерст ва в бассейновом социалистиче ском соревновании. — Не зря говорят: рыбз — дело водяное! — задумался И. Т. Шаньков, отвечая на вопрос кор респондентов о «тупиковых си туациях». — За 15 лет капитан- ства бывало всякое. Но ни один из моих экипажей — БМРТ «Ви тебск», ППР «Апатит» и «Буссоль» — не приходил в порт без рей сового задания. И он стал припоминать. Рас сказал такое, что впору внести хоть в учебное пособие промыс ловика. Т ОТ ПАМЯТНЫЙ рейс «состыко вывал» для промысловиков «Витебска» уходящую осень с но вым, 1963 годом. По времени пора ловить селедку, а прогнозов ни каких... Сутки за сутками на пе реходе из порта в океан слушал капитан радиосоветы, анализиро вал промысловые сводки, а вот решение не приходило. Обратил ся к своим дневниковым запи сям. Они сходились в главном — рыба должна быть. Получив «добро», проложили курс в квадрат предполагаемых скопле ний. Первое траление — и 20 тонн рыбы на борту! Когда сдали два груза на плав базу и стали набирать третий, венчающий рейс, заштормило. Легли в дрейф. Налетел не про сто ураган, а, даже по меркам бывалых моряков, — ураганище. Беспросветный. Прогноз — цик лон на две недели. Рыбаки зна ют, сколь тяжко вынужденное безделье, когда по траулеру от носа до слипа прокатывается волна. Ищи выход, капитан! Нашел — единственный. О том и доложил на общесудовом соб рании. — Вот и выходит, моряки, — подытожил сказанное на собра нии технолог, председатель су дового комитета профсоюза В. И. Болотин, — как ни крути, а смысл один: просить «добро» на переход в Северное море. В новом промысловом районе рыбу облавливали только разно глубинными тралами. Для тогда шнего тралмейстера А. А. Ели сеева и самого капитан-директо ра — дело тоже привычное. Еще пять лет назад они вместе осво или пелагический режим облова. Сделали тарировку трала, и ры ба пошла. Набрав груз, решили половину сдать, благо, плавбаза «Витус Беринг» проходила мимо. Добрать до нормы — дело от силы полутора недель. Следующие сутки подтвердили правильность расчетов. А рыба? Рыба... отказала. Ушла, пропала! Сутки в поиске разбредались суда группы, а подъемов ни у кого нет. Все цедят воду. — Слушай, радист, слушай! Вот по очереди следите за эфи ром, — привел капитан в радио рубку молодого механика А. Н. Афремова. — Он в английском разбирается здорово. Шукайте в эфире иностранцев. — Есть приятные новости, Ти мофеевич, — позвонили через пару часов из радиорубки. — В Ла-Манше ставриду иностранцы и «демократы» черпают сколько душе угодно. Но... — Сам знаю! — опередил ка питан. •— Довелось на этих чер товых ла-маншских пиках как-то трал зацепить. Беда пришла, откуда ее не ждали. Оказалось, что на борту не то что промыслового планше та, а и просто карты Ла-Манша нет. Одна-единственная — общая географическая, на которой весь Ла-Манш, что твоя булавка анг лийская. Ночь просидели штур маны вместе с капитаном. Вычер тили самодельный планшет на новое место промысла. Здесь трал не тащили, а «ма кали»: найдут рыбный косяк, три минуты траления, и трал на борт. Всего шесть суток потребовалось, чтобы добрать груз. — Рыбаки разохотились, — смеется Иван Тимофеевич, — да и меня от рыбы никакой силой не оторвешь. А рейс не про дляют. Тогда-то и сказали свое слово коммунисты траулера, На откры том партсобрании, учтя мнение экипажа, они вынесли единствен но правильное решение. — Послал я радиограмму ру ководству флота и «Севрыбы» со ссылкой на обязывающее ме ня продлить рейс постановление, а сам нахлобучки с берега жду, — вновь ушел в воспоминания чаш собеседник. Но все обошлось благополуч но. Больше того — на берегу, когда «Витебск» вернулся в порт еще с одной победой, решил f на высшем уровне продегустиро вать консервы. Их впервые изго товили из ставриды промыслови ки БМРТ-247. Дегустаторы оста лись довольны, были единодуш ны — эксперимент удался, мож но запускать в производство. Таков вот результат оправдан ного риска и поддержки товари щей по партии. — Было и по-другому... — по суровел Иван Тимофеевич. Без акцента на ком-то из ру ководителей, подчеркнув лишь, — урок на всю жизнь! — при помнил, как однажды уступил неразумному требованию с бе рега. С полным грузом, ожидая очередь к плавбазе под выгруз ку, позволил капитан уговорить себя — взять топлива, что назы вается, «под горловину». Танкер освободился и был таков.,. А тут неожиданная смена погоды. Выход один: носом на волну! А судно еле-еле выгребает... Толь ко капитан и знает, чего *' ему стоили эти несколько суток. И раньше бывало немало бессон ных ночей, но таких... С тех пор во фразу «начальству виднее» Иван Тимофеевич слепо не ве рит. ИЛЛИОНАМИ капитана Шанькова» названы годы его руководства БМРТ «Витебск» — с 1960 по 1966. — Оно и так и не так, — Иван Тимофеевич берет лист, пишет колонку цифр, что-то похожее на график. — С одной crog^Nbi пятнадцать с лишним миллионов рублей прибыли, из которых шестьсот тысяч — сверхплано вых. А с другой — усилия каж дого моряка и каждого коман дира. Победу ковали все, как и я — член этого коллектива, из года в год перевыполняя план. Думаю , что экипаж воспринял правильно мою искреннюю бла годарность ему, когда 7 июля 1966 года вышел Указ Президи ума Верховного Совета СССР о присвоении мне высокого звания Героя Социалистического Труда. Беседуя с Иваном Тимофееви чем, мы невольно отметили: ка< тепло говорит этот человек о людях, о своих товарищах по труду, как много в его цепкой памяти их имен, как точны не многословные характеристики... Так уж сложилась капитанская судьба Шанькова, что каждый траулер — новая веха в его ста новлении как руководителя, как современного советского хозяй ственника. Высокие награды, зва ние Героя Социалистического Труда, годы учебы в МВИМУ, диплом инженера-судоводител.ѵ избрание депутатом Верховного Совета СССР, освоение БМРТ, а потом — ПГіР... Напряжение — физическое и волевое. — Личные качества, бесспорно, важны. Но все это,— особо под черкнул наш собеседник, — не без повседневной поддержки Город-порт. Фото С. ПЕТРОВА. • 6 стр. а~....... • — Л БЪЕДИНЕННАЯ Опблио- " тека плавсостава по полнила своп фондііі новоіі политической литературой. Для пропагандистов if слу шателей системы партийной учебы, широкого актива парторганизаций предна значено издание «Коммуни стическая партия Советского Союза. Наглядное пособие по партийному строительст ву» (М., «Плакат», 1980). В нем собран справочный м а териал по основным вопро сам курса «Партийное стро ительство». Он подан в ф о р ме диаграмм, схем, таблиц, сопровождаемых вы д ерж к а ми из сочинений классиков марксизма-ленинизма, речей и статей Л. И. Брежнева, м а териалов XXV съезда КПСС и других документов. Учебное пособие по курсу «Методика партийной про паганды» вышло в Воениз- дате в 1980 году В нем рас смотрены вопросы теории, организации и методики про- В л о т паганды и агитации в Со ветской Армии и Военно- Морском Флоте, но с мате риалом пособия будет инте ресно познакомиться всем, кто интересуется вопросами партийной пропаганды. Осо бенно рекомендуем ознако миться с такими р азд ела ми, как «Организация, сред ства и ф ормы пропаганды и агитации, культурно-про светительной работы», «Ора торское искусство, культура речи пропагандиста и аги татора». Два советских историка и публициста — Б. Г. Баннов и Г. Н. Вачнадзе свою книгу «Чужие голоса в эфире», вышедшую в издательстве «Молодая гвардия», посвя тили анализу и разоблаче нию идеологических динер- «РЫБНЫЙ МУРМАН» 3 июля 1981 г, • На книжную полку о щ ь а к т и в у сий против нашей страны. Кто такие «борцы за права человека»? Как действуют диверсанты из ЦРУ? Как лгут западные радиостанции и другііе органы массо вой информации? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с современной идеологической борьбой, и дает ата книга. Вот некото рые названия ее разделов: «Права человека в кодексах двух миров». «Советологи служат империализму », «Как промывают мозги», «Покровительство уголов ным преступникам». И зда ние отмечено дипломом Все союзного литературного кон курса имени Н. Островского. Комсомольским работни кам. активистам, всем, кто занимается воспитательной работо/і с молодежью, будет интересна книга «Искусство воспитания» (М.. «Молодая гвардия». 1981). В основу сборника положены статьи, ранее публиковавшиеся в журналах самообразование», «Молодой коммунист». «Вопросы ф и лософии» и других. Напоминаем, что в первую •пятницу каждого месяца в библиотеке . можно ознако миться с новыми постцпле. ниями литературы. Нам ад рес: г. Мурманск, улица Траловая, дом 12. А. ЦВЕТКОВА, старший библиограф объединен ной библиотеки плавсо става обкома профсоюза рабочих пищевой про мышленности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz