Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.

К ОЛЛЕГИЯ Министерства рыбного хозяйства СССР на своем заседании рассмотрела вопрос «Об усилении роли экономического образования в повы­ шении эффективности производства и качества рабо­ ты в свете решений X X V I съезда КПСС». С докладом выступил заместитель министра, председатель совета по экономическому образованию при Минрыбхозе СССР Н. И. Лысенко. Принятое коллегией постановление нацеливает хо­ зяйственные органы рыбной отрасли, все трудовые коллективы на дальнейшее повышение уровня эконо­ мической подготовки трудящихся, развитие их творче­ ской активности в борьбе за осуществление задач, сто­ ящих перед рыбным хозяйством в одиннадцатой пя­ тилетке. Особенность этого документа заключается в том, что в нем состояние экономической подготовки кадров рассматривается в тесной связи с осуществ­ лением проблем по обеспечению населения рыбной продукцией, повышению эффективности производства и улучшению качества работы в каждом звене рыб­ ного хозяйства. Ныне существенно усилилась роль экономического образования кадров, как одного из инструментов реа­ лизации экономической политики партии, развития со­ циальной и трудовой активности тружеников отрасли, мобилизации их на претворение в жизнь государствен­ ных плановых заданий и принятых социалистических обязательств. В каждом коллективе экономическая учеба стала ядром всей работы по экономическому ' воспитанию трудящихся, пропаганде экономической теории и политики партии. Она способствует совершен­ ствованию практики социалистического хозяйствования, является важным звеном информирования работников отрасли по вопросам экономической жизни, внедре­ ния в производство передового опыта, достижений науки и техники. За годы десятой пятилетки на предприятиях и в ор­ ганизациях Министерства рыбного хозяйства СССР в различных формах экономической учебы ежегодно пополняли свои знания в среднем около 300 тысяч человек. По сравнению с 1575 годом ныне количество обучающихся увеличилось в два раза. В системе эко­ номического образования действует 1500 теоретиче­ ских семинаров, 4000 экономических школ, 7500 школ коммунистического труда и передового опыта, свы­ ше 200 народных университетов. После X XV съезда КПСС, принятия постановлений ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», «О работе партий­ ных организаций Башкирии по усилению роли эконо­ мического образования трудящихся в повышении эф ­ фективности производства и качества работы в свете решений X X V съезда КПСС» повысился идейно-теоре­ тический уровень экономической учебы, усилилось ее воздействие' на воспитание, формирование маркси­ стско-ленинского мировоззрения трудящихся. Этому во многом способствовало развитие соревнования в честь 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина и по достойной встрече X XV I съезда КПСС, изучение в си­ стеме экономического образования тем: «Ленинизм — революционное знамя' нашей эпохи», «Дело Ленина живет и побеждает». Во всех формах экономической учебы в органиче­ ской связи с основными темами соответствующих кур­ сов изучались новые постановления партии и прави­ тельства по вопросам совершенствования хозяйствен­ ного механизма, укрепления трудовой дисциплины и сокращения текучести кадров в народном хозяйстве, улучшения использования резервов производства. Усилилась практическая направленность учебы. Этому способствовала организация широкого изучения в системе экономического образования передового про­ изводственного опыта, в том числе предприятий от­ расли, награжденных Красными знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ . В 1980 году его изучали 139 тысяч человек, или треть ауди­ тории экономического, образования. Хорошо органи­ зована экономическая подготовка на предприятиях ВРПО «Запрыба», «Каспрыба». В «Запрыбе», например, к учебе привлечено 76 процентов работающих. Осуществлен ряд мер, направленных на дальней­ шее повышение эффективности экономической учебы. Итоги учебы в пятилетке свидетельствуют о том, что у работников отрасли значительно возрос интерес к овладению экономическими знаниями, чему способст­ вовало повышение качества знаний и широкое при­ менение в учебном процессе конкретных материалов об экономической и производственной деятельности предприятий. Работники, изучающие экономику, доби­ ваются лучших результатов в труде, активно участвуют в управлении производством, общественной жизни. В десятой пятилетке значительно улучшилась учеб­ но-материальная база экономического образования. Если в 1976 году в отрасли действовало 298 экономи­ ческих кабинетов и 1759 уголков, то в 1980 году' их чйсло возросло соответственно до 513 и 2516. Заслу­ живает распространения положительная методическая и пропагандистская деятельность кабинетов экономи­ ческого образования Калининградского морского рыб­ ного порта, Калининградского опытно-механического завода. * Повышение эффективности экономического образо­ вания, улучшение содержания и направленности заня- тий( семинаров, лекций целиком и полностью опреде­ лялось составом пропагандистских кадров. В резуль­ тате проведенной, работы улучшился качественный со­ став их. При Всесоюзных рыбопромышленных объединени­ ях, Министерствах рыбного хозяйства РСФ СР и Казах­ ской ССР, управлениях рыбного хозяйства союзных республик' и во всех производственных объединениях действуют 405 советов п.о экономическому образова­ нию, которые играют важную роль в организации и совершенствовании экономической учебы в трудовых коллективах. Главное а их работе— контроль за ходом учебы, выполнение перспективных планрв экономиче­ ского образования, обобщение и распространение лучшего опыта проведения занятий. Успешно работа­ ет совет по экономическому образованию ВРПО «Зап­ рыба», советы производственных объединений «Ка­ линин градрыбпром», «Эстрыбпром», Вместе с тем в отрасли еще не в полной мере ис­ пользуются возможности экономического образования для улучшения хозяйственной и воспитательной рабо- ты. в Медленно решается задача превращения знаний в глубокие убеждения людей. Уровень экономической грамотности работников отрасли, несмотря на широ­ кий размах учебы, пока отстает от требований вре­ мени, Многие ИТР, служащие, рабочие, рыбаки-кол­ хозники, моряки и рыбообработчики промыслового и транспортно-рефрижераторного флота не охвачены экономическим образованием, плохо информированы о положении дел в своем цехе, на предприятии, судне, бассейне, в отрасли и народном хозяйстве. Например, в прошлом учебном году в объединении «Ремрыб- флот» экономическое образование повышали лишь 35 процентов работающих. На ряде предприятий и организаций отрасли оста­ ется низкой посещаемость слушателей занятий. Так, например, в некоторых экономических школах Холм- ской базы приемно-транспортного флота «Дальрыбы» в отдельные дни на занятиях присутствовало менее 50 процентов слушателей, имелись факты переноса за­ нятий. Подобные недостатки были в организации учебы и во Всесоюзном объединении «Техрыбпром». Контроль за качеством пропаганды экономических знаний на некоторых предприятиях осуществляется недостаточно. Немало занятий носит информационно- констатирующий характер, на них слабо раскрывается экономическое содержание понятий, фактов, сложных явлений хозяйственной деятельности. Узкопросвети­ тельный подход к экономическому образованию ос­ лабляет его связь с жизнью, с хозяйственной прак­ тикой. Во многих объединениях и других рыбохозяйствен­ ных организациях принижены ответственность руково­ дящих кадров за глубокое и творческое изучение учебного материала, планомерную'и качественную под­ готовку пропагандистов, научно обоснованное плани­ рование экономического образования. Уровень эко­ номической подготовки не всегда учитывается при выдвижении специалистов на руководящие должности, при присвоении рабочим квалификационных разрядов. На ряде предприятий экономические службы не при­ влекаются к работе с пропагандистами, не вооружаю» их необходимыми справочными материалами, не обес­ печивают привлечения слушателей к экономической работе, плохо поставлены учет' и реализация предло­ жений слушателей. Многие хозяйственные руководители не уделяю» должного внимания развитию и укреплению учебно­ материальной базы экономического образования. На некоторых предприятиях занятия проводятся в не при­ способленных для этой дели помещениях. Эти и другие недостатки отрицательно сказываются на уровне управления и хозяйствования, эффективно­ сти производства, состоянии экономического воспита­ ния трудящихся отрасли. В принятом коллегией постановлении руководителям ВРПО, министерств и управлений рыбного хозяйстве союзных республик, предприятий и рыболовецких колхозов предложена устранить имеющиеся недостат­ ки в экономическом образовании, поднять его роль в борьбе за выполнение решений XXV I съезда КПСС, за всесторонний подъем экономики рыбного хозяй­ ства, качество всей работы, повысить персональную ответственность хозяйственных руководителей всех степеней за организацию и качество учебы. В основу экономического образования положить изучение выработанной на X XV I съезде КПСС эконо­ мической политики партии и в первую очередь—акту­ альных народнохозяйственных проблем одиннадца­ той пятилетки, выдвинутых в Отчетном докладе това­ рища Л. И. Брежнева, тесно увязывая ее с организа­ цией всей экономической работы на предприятиях и судах, в объединениях и рыболовецких колхозах по успешному выполнению заданий одиннадцатой пяти­ летки. Необходимо подчинить экономическую учебу целям формирования у каждого труженика отрасли высокой идейности, коммунистического отношения к труду и социалистической собственности, укреплению плановой дисциплины, совершенствованию управления производством. Обеспечить сочетание экономиче­ ского обучения с применением полученных знаний на практике, широким привлечением трудящихся к реше­ нию всех вопросов экономической жизни трудовых коллективов. Важно усилить практическую направленность эко­ номического образования, ^обратив особое внимание на изучение хозяйственного расчета, опыта работы пере­ довых коллективов отрасли — победителей Всесоюз­ ного социалистического соревнования, вопросов улуч­ шения планирования и усиления воздействия хозяйст­ венного механизма на повышение эффективности и качества работы, рационального использования основ­ ных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, на снижение себестоимости продукции, на овладение этими рычагами интенсивного развития эко­ номики рыбного хозяйства. Необходимо добиться, чтобы вопросами совершен­ ствования хозяйственного механизма владели все ру­ ководящие работники и специалисты отрасли. Следует организовать в каждом коллективе учет, анализ и реа­ лизацию предложений, критических замечаний слуша­ телей по совершенствованию хозяйственной деятель­ ности. Первоочередной задачей в деле повышения каче­ ства экономической учебы является улучшение подбо­ ра и подготовки пропагандистов. Отраслевому инсти­ туту повышения квалификации в Калининграде пред­ ложено расширить качественную подготовку пропа­ гандистов на краткосрочных курсах и семинарах, обес­ печить в достаточном количестве методическими ма­ териалами и наглядными пособиями, рассчитанными на специалистов, рабочих, моряков, рыбакоз-колхозни- коз и другие категории трудящихся рыбного хозяйст­ ва, а также усилить оказание практической помощи предприятиям в организации экономической учебы. Коллегия обратила внимание на необходимость обеспечить во всех трудовых коллективах условия для успешного проведения экономической учебы, укрепить учебную базу, используя в этих целях средства, вы­ деляемые на подготовку и повышение квалификации кадров. До 1 октября 1981 года создать на всех пред­ приятиях кабинеты и угодки экономических знаний, оснастив их техническими средствами пропаганды и наглядными пособиями, справочными материалами, на всех бассейнах иметь опорные показательные кабине­ ты экономического образования. Осуществление намеченных мер позволит поднять экономическое образование в трудовых коллективах отрасли на качественно новый уровень и будет актив­ но способствовать претворению в жизнь экономиче­ ской политики партии, разработанной з решениях XXV I съезда КПСС. А. УШ А КО В , зам. начальника управления по ра­ боте с моряками загранплаваний, чпэн совота по экономическому образованию Мипрыбхоза С С С " 3! июля 198! г. г РЫБНЫЙ МYPMAН .; » 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz