Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.
К ОЛЛЕГИЯ Министерства рыбного хозяйства СССР на своем заседании рассмотрела вопрос «Об усилении роли экономического образования в повы шении эффективности производства и качества рабо ты в свете решений X X V I съезда КПСС». С докладом выступил заместитель министра, председатель совета по экономическому образованию при Минрыбхозе СССР Н. И. Лысенко. Принятое коллегией постановление нацеливает хо зяйственные органы рыбной отрасли, все трудовые коллективы на дальнейшее повышение уровня эконо мической подготовки трудящихся, развитие их творче ской активности в борьбе за осуществление задач, сто ящих перед рыбным хозяйством в одиннадцатой пя тилетке. Особенность этого документа заключается в том, что в нем состояние экономической подготовки кадров рассматривается в тесной связи с осуществ лением проблем по обеспечению населения рыбной продукцией, повышению эффективности производства и улучшению качества работы в каждом звене рыб ного хозяйства. Ныне существенно усилилась роль экономического образования кадров, как одного из инструментов реа лизации экономической политики партии, развития со циальной и трудовой активности тружеников отрасли, мобилизации их на претворение в жизнь государствен ных плановых заданий и принятых социалистических обязательств. В каждом коллективе экономическая учеба стала ядром всей работы по экономическому ' воспитанию трудящихся, пропаганде экономической теории и политики партии. Она способствует совершен ствованию практики социалистического хозяйствования, является важным звеном информирования работников отрасли по вопросам экономической жизни, внедре ния в производство передового опыта, достижений науки и техники. За годы десятой пятилетки на предприятиях и в ор ганизациях Министерства рыбного хозяйства СССР в различных формах экономической учебы ежегодно пополняли свои знания в среднем около 300 тысяч человек. По сравнению с 1575 годом ныне количество обучающихся увеличилось в два раза. В системе эко номического образования действует 1500 теоретиче ских семинаров, 4000 экономических школ, 7500 школ коммунистического труда и передового опыта, свы ше 200 народных университетов. После X XV съезда КПСС, принятия постановлений ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», «О работе партий ных организаций Башкирии по усилению роли эконо мического образования трудящихся в повышении эф фективности производства и качества работы в свете решений X X V съезда КПСС» повысился идейно-теоре тический уровень экономической учебы, усилилось ее воздействие' на воспитание, формирование маркси стско-ленинского мировоззрения трудящихся. Этому во многом способствовало развитие соревнования в честь 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина и по достойной встрече X XV I съезда КПСС, изучение в си стеме экономического образования тем: «Ленинизм — революционное знамя' нашей эпохи», «Дело Ленина живет и побеждает». Во всех формах экономической учебы в органиче ской связи с основными темами соответствующих кур сов изучались новые постановления партии и прави тельства по вопросам совершенствования хозяйствен ного механизма, укрепления трудовой дисциплины и сокращения текучести кадров в народном хозяйстве, улучшения использования резервов производства. Усилилась практическая направленность учебы. Этому способствовала организация широкого изучения в системе экономического образования передового про изводственного опыта, в том числе предприятий от расли, награжденных Красными знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ . В 1980 году его изучали 139 тысяч человек, или треть ауди тории экономического, образования. Хорошо органи зована экономическая подготовка на предприятиях ВРПО «Запрыба», «Каспрыба». В «Запрыбе», например, к учебе привлечено 76 процентов работающих. Осуществлен ряд мер, направленных на дальней шее повышение эффективности экономической учебы. Итоги учебы в пятилетке свидетельствуют о том, что у работников отрасли значительно возрос интерес к овладению экономическими знаниями, чему способст вовало повышение качества знаний и широкое при менение в учебном процессе конкретных материалов об экономической и производственной деятельности предприятий. Работники, изучающие экономику, доби ваются лучших результатов в труде, активно участвуют в управлении производством, общественной жизни. В десятой пятилетке значительно улучшилась учеб но-материальная база экономического образования. Если в 1976 году в отрасли действовало 298 экономи ческих кабинетов и 1759 уголков, то в 1980 году' их чйсло возросло соответственно до 513 и 2516. Заслу живает распространения положительная методическая и пропагандистская деятельность кабинетов экономи ческого образования Калининградского морского рыб ного порта, Калининградского опытно-механического завода. * Повышение эффективности экономического образо вания, улучшение содержания и направленности заня- тий( семинаров, лекций целиком и полностью опреде лялось составом пропагандистских кадров. В резуль тате проведенной, работы улучшился качественный со став их. При Всесоюзных рыбопромышленных объединени ях, Министерствах рыбного хозяйства РСФ СР и Казах ской ССР, управлениях рыбного хозяйства союзных республик' и во всех производственных объединениях действуют 405 советов п.о экономическому образова нию, которые играют важную роль в организации и совершенствовании экономической учебы в трудовых коллективах. Главное а их работе— контроль за ходом учебы, выполнение перспективных планрв экономиче ского образования, обобщение и распространение лучшего опыта проведения занятий. Успешно работа ет совет по экономическому образованию ВРПО «Зап рыба», советы производственных объединений «Ка линин градрыбпром», «Эстрыбпром», Вместе с тем в отрасли еще не в полной мере ис пользуются возможности экономического образования для улучшения хозяйственной и воспитательной рабо- ты. в Медленно решается задача превращения знаний в глубокие убеждения людей. Уровень экономической грамотности работников отрасли, несмотря на широ кий размах учебы, пока отстает от требований вре мени, Многие ИТР, служащие, рабочие, рыбаки-кол хозники, моряки и рыбообработчики промыслового и транспортно-рефрижераторного флота не охвачены экономическим образованием, плохо информированы о положении дел в своем цехе, на предприятии, судне, бассейне, в отрасли и народном хозяйстве. Например, в прошлом учебном году в объединении «Ремрыб- флот» экономическое образование повышали лишь 35 процентов работающих. На ряде предприятий и организаций отрасли оста ется низкой посещаемость слушателей занятий. Так, например, в некоторых экономических школах Холм- ской базы приемно-транспортного флота «Дальрыбы» в отдельные дни на занятиях присутствовало менее 50 процентов слушателей, имелись факты переноса за нятий. Подобные недостатки были в организации учебы и во Всесоюзном объединении «Техрыбпром». Контроль за качеством пропаганды экономических знаний на некоторых предприятиях осуществляется недостаточно. Немало занятий носит информационно- констатирующий характер, на них слабо раскрывается экономическое содержание понятий, фактов, сложных явлений хозяйственной деятельности. Узкопросвети тельный подход к экономическому образованию ос лабляет его связь с жизнью, с хозяйственной прак тикой. Во многих объединениях и других рыбохозяйствен ных организациях принижены ответственность руково дящих кадров за глубокое и творческое изучение учебного материала, планомерную'и качественную под готовку пропагандистов, научно обоснованное плани рование экономического образования. Уровень эко номической подготовки не всегда учитывается при выдвижении специалистов на руководящие должности, при присвоении рабочим квалификационных разрядов. На ряде предприятий экономические службы не при влекаются к работе с пропагандистами, не вооружаю» их необходимыми справочными материалами, не обес печивают привлечения слушателей к экономической работе, плохо поставлены учет' и реализация предло жений слушателей. Многие хозяйственные руководители не уделяю» должного внимания развитию и укреплению учебно материальной базы экономического образования. На некоторых предприятиях занятия проводятся в не при способленных для этой дели помещениях. Эти и другие недостатки отрицательно сказываются на уровне управления и хозяйствования, эффективно сти производства, состоянии экономического воспита ния трудящихся отрасли. В принятом коллегией постановлении руководителям ВРПО, министерств и управлений рыбного хозяйстве союзных республик, предприятий и рыболовецких колхозов предложена устранить имеющиеся недостат ки в экономическом образовании, поднять его роль в борьбе за выполнение решений XXV I съезда КПСС, за всесторонний подъем экономики рыбного хозяй ства, качество всей работы, повысить персональную ответственность хозяйственных руководителей всех степеней за организацию и качество учебы. В основу экономического образования положить изучение выработанной на X XV I съезде КПСС эконо мической политики партии и в первую очередь—акту альных народнохозяйственных проблем одиннадца той пятилетки, выдвинутых в Отчетном докладе това рища Л. И. Брежнева, тесно увязывая ее с организа цией всей экономической работы на предприятиях и судах, в объединениях и рыболовецких колхозах по успешному выполнению заданий одиннадцатой пяти летки. Необходимо подчинить экономическую учебу целям формирования у каждого труженика отрасли высокой идейности, коммунистического отношения к труду и социалистической собственности, укреплению плановой дисциплины, совершенствованию управления производством. Обеспечить сочетание экономиче ского обучения с применением полученных знаний на практике, широким привлечением трудящихся к реше нию всех вопросов экономической жизни трудовых коллективов. Важно усилить практическую направленность эко номического образования, ^обратив особое внимание на изучение хозяйственного расчета, опыта работы пере довых коллективов отрасли — победителей Всесоюз ного социалистического соревнования, вопросов улуч шения планирования и усиления воздействия хозяйст венного механизма на повышение эффективности и качества работы, рационального использования основ ных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, на снижение себестоимости продукции, на овладение этими рычагами интенсивного развития эко номики рыбного хозяйства. Необходимо добиться, чтобы вопросами совершен ствования хозяйственного механизма владели все ру ководящие работники и специалисты отрасли. Следует организовать в каждом коллективе учет, анализ и реа лизацию предложений, критических замечаний слуша телей по совершенствованию хозяйственной деятель ности. Первоочередной задачей в деле повышения каче ства экономической учебы является улучшение подбо ра и подготовки пропагандистов. Отраслевому инсти туту повышения квалификации в Калининграде пред ложено расширить качественную подготовку пропа гандистов на краткосрочных курсах и семинарах, обес печить в достаточном количестве методическими ма териалами и наглядными пособиями, рассчитанными на специалистов, рабочих, моряков, рыбакоз-колхозни- коз и другие категории трудящихся рыбного хозяйст ва, а также усилить оказание практической помощи предприятиям в организации экономической учебы. Коллегия обратила внимание на необходимость обеспечить во всех трудовых коллективах условия для успешного проведения экономической учебы, укрепить учебную базу, используя в этих целях средства, вы деляемые на подготовку и повышение квалификации кадров. До 1 октября 1981 года создать на всех пред приятиях кабинеты и угодки экономических знаний, оснастив их техническими средствами пропаганды и наглядными пособиями, справочными материалами, на всех бассейнах иметь опорные показательные кабине ты экономического образования. Осуществление намеченных мер позволит поднять экономическое образование в трудовых коллективах отрасли на качественно новый уровень и будет актив но способствовать претворению в жизнь экономиче ской политики партии, разработанной з решениях XXV I съезда КПСС. А. УШ А КО В , зам. начальника управления по ра боте с моряками загранплаваний, чпэн совота по экономическому образованию Мипрыбхоза С С С " 3! июля 198! г. г РЫБНЫЙ МYPMAН .; » 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz