Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.
• З е л е и я л ж л т в в , ~ 8 1 П Е Р В Ы Е Т О Н Н Ы Июль-август — пора заготовки зеленых кормов, пора, когда -Се горожане, вне зависимости от любви к молоку и мяс/, переквалифицируются в косарей. 3460 тонн дикорастущих трав необходимо заготовить мурманчанам в этом сезоне, и немалая доля труда выпадает здесь на предприятия рыбной промыш ленности. Неодинаковыми темпами идет сенокос, не все шефы как следует развернули работы. В управлении «Севрыбхолодфлот», куда мы обратились за информацией, похоже, дела сдвинулись с мертвой точки. С 21 июля приступила к работе бригада «кормодобытчиков» в со ставе 55 человек из подменных экипажей. Руководит командой, пустившейся в плавание по «зеленому морю», В. С. Витчуков, по должности старпом, а по существу — капитан. Он — чело век опытный, возглавлял косарей в прошлом году, поэтому решено использовать его опыт и сегодня. В прошлом году план по заготовкам дикорастущих трав был чуть-чуть помень ше __ 225 тонн. В этом — 230, плюс 12 га сеяных и естест венных трав. На 8 утра 27 июля моряки заготовили 35,5 тонны кормов. Сначала обкашивали траву в районе нефтебазы на южных причалах, потом перешли на Зеленый Мыс, и дело пошло ве селее. Правда, есть одно «но». За бригадой закреплено 2 само свала. Оказалось, мало, потому что слишком длинным получа ется пробег ■— траву возят в колхоз «Ударник». Желательно иметь в распоряжении хотя бы 3 самосвала. (Это — просьба «Севрыбхолодфлота», и обращена она к руководству автобазы ВРПО «Севрыба»), Транспортная проблема возникла и у рыбного порта. Вот уже две недели работают на заготовке 17 человек, и пока их активе всего 12 тонн зеленой массы. Конечно, хорошо бы задействовать побольше людей, но автобус, которым до ставляются косари к месту работы, больше не вмещает. Кро ме того, его используют и для перевозки людей на турбазу. Выход? Выход один: нужен более вместительный автобус. Что же касается самосвалов, то их пока хватает и двух. Настораживает другое: за две недели докеры накосили всего 12 тонн. Получается, даже по приблизительным подсче там, что производительность моряков ((Севрыбхолодфлота» на сенокосе почти в 3 раза выше. Можно сделать скидку на пе риод «раскачки», но затягивать его все-таки не следует. Е. ИВАНОВ Г I f ОГДА НА ФЛО ТАХ была * * введена система непре рывного технического обслу живания (СНТО), которая по зволила увеличить периодич ность осмотров и заводско го ремонта всех жизненно ва жных механизмов в 2— 2,5 раза, появились реальные ус ловия для длительной эксплу атации флота. Тогда-то и был сделан первый шаг к экспери менту, о котором сейчас идет речь, — созданы морские подменные экипажи (МПЭ), а организация промысловой ра боты с помощью МПЭ получи ла название «Северный вари ант». Поначалу все шло хорошо. За пять лет (с 1974 г. по 1978 г.) в «Севрыбе» промысловое ! время было увеличено на 2795 ' суток, а прибыль составила I почти 12 млн. рублей. Однако новый метод, как оказалось, таил подводные I рифы, встреча с которыми I обошлась довольно-таки до рого промысловым флотам. В производственном объедине нии «Камчатрыбпром», на- I пример, где применили «Се верный вариант», в настоящее время почти половина судов типа БМРТ «Океанрыбфлот» I оказалась на приколе из-за плохого технического состоя ния. Регистр СССР запретил эксплуатировать эти суда до I тех пор, пока не будет произ- I веден заводской ремонт. Не- I многим лучше обстоят дела и І в «Севрыбе». Как же получилось, что «Северный вариант» заморо зил и вывел из строя столь ко судов? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним О О ВШ Е С Т ВО , вводимое в " «Мурманрыбпроме», — это огромный шаг вперед. Ведь что получалось раньше? После 170-суточного рейса — две недели отдыха. Из них — одна на отчеты о рейсе прошедшем, вторая — на под готовку к рейсу будущему. Отдых? О нем и думать не приходилось. Только в от- знали: не на один рейс мы вместе, надолго. Халтурить на глазах товарищей нельзя! Что скрывать, за полгода промыс ла команда еще не стала на стоящим коллективом, но к этому все идет, И вот здесь я полностью согласен с В. Д. Демяненко: «кочуя» по судам, экипаж выявит свою мобиль ность, покажет, на что спосо- ЭКСПЕРИМЕНТ: „ЗА" и „ПРОТИВ" Кто не с нами.. V пуске... Теперь же, с сорока дневным перерывом между рейсами, пусть хоть 20 дней уходит на бумаги, но остав- шиеся-то 20 — все равно мои, свободные! Наш экипаж — один из первых экспериментальных в объединении «Мурманрыб- пром». И, естественно, в пер вом рейсе по новой системе обсуждали мы эксперимент со всех сторон. Темы более вол нующей для нас не было. Большинство моряков — «за» обеими руками: выгоды-то очевидны! Удивила меня позиция про тивников эксперимента — В. Д, Кривощекина и Ю . И. Коношенко. И удивила не тем, что они — «против». У всякого новшества должны быть оппоненты. Поразила меня бездоказательность их позиции •— одни обіцие сло ва.., Уверен, что хороший специалист будет хозяином на любом судне. Наш старший механик Б. И. Кучанский, на пример, считает (и делом зто доказал), что теперь он обя зан готовить судно лучше, чем для себя, А разгильдяи, ко торых тоже достаточно, хоть их под замком на судне дер жи, все разно ничего хоро шего не сделают. Мы ходили в рейс на БМРТ «Василий Адонкин». Судно для всех нас незнакомое, только механик - наладчик да помощник капитана по произ водству ходили на нем рань ше. Экипаж тоже весь новый. И вот что интересно: работа по освоению траулера ничуть не отличалась от предыду щих моих рейсов, Так же зна комились, так же принорав ливались. Но одно — сущест венное — придавало всей на шей работе иную окраску — бен. Да и комсоставу —• и мне, и капитану— ссылаться на что-то будет невозможно. Все наши огрехи видны как на ладони. Много опасений и нареканий высказывалось за «круглым столом» в адрес РПК. Я же полностью поддерживаю Г. Ф . Головнина в том безусловном доверии, которое он проявля ет к ним. И вот почему. Мы сдавали «В. Адонкина» РПК капитана В. М. Абаркина. Две недели на переходе готовили траулер к сдаче. Уверены бы ли, что нареканий не будет. Но приемка была настолько скрупулезной, настолько серь езной, что даже наши кидав шие виды «старики» за голо ву схватились. От киля до клотика ни одну мелочь не пропустили матрось! РПК... А ведь от оценки рейса РПК зависит в конечном итоге и оплата нашего труда. Не все, как оказалось, мы учли. И по заслугам некото рых специалистов во главе с капитаном частично лишили премии. А ведь на собствен ном кармане собственные просчеты более ощутимы! Много говорилось за «круг лым столом» о текучести кад ров. Я, честно говоря, сомне ваюсь, что запланированный процент выдержится, если штурманы и механики будут расти, — это неизбежно. И рядовой состав будет менять ся — «летунов» у нас пока предостаточно. Но если даже половина команды будет пре жней — это станет колоссаль ным достижением. Но вот ме ня что насторожило: подме нять нас должен экипаж с БМРТ «Железногорск» капи тан-директора Б. М. Кобычева. (Ксгати, вся «тройка» присут ствовала на «круглом столе»). йіійвйшаа И вот уже по приходе в М ур манск узнаю, что ни сам ка питан, ни старший механик Ю. А . Кабаков, ни первый по мощник В. С. Зацарный —1- явные поборники новой сис темы — в рейс не идут. По нимаю, причины, наверное, уважительные, но тогда какой смысл в эксперименте? Члены экипажа друг друга знают, а комсостав — новый. Будет ли из этого толк? И еще одно. Как я понял, главное достоинство системы — полноценный отдых моря ков. И вот здесь главную роль должен сыграть наш отдел кадров — чуткостью, внимани ем, продуманностью каждого шага. После рейса уже подо шел ко мне матрос наш Па вел Недов. Увольняюсь, гово рит Я — на дыбы. А он объ ясняет: жена ребенка ждет, мать в больнице, очень тяже ло дома, а в отпуск не пус кают. Думаю , в таких обстоя тельствах человека не только можно — нужно в отпуск про водить. Вернется ведь, а ина че — совсем потеряем. Или другой пример: нашего же матроса А*. А. Никитина сил ком в отпуск спроваживают. А он хочет с нашим экипажем в рейс идти, да и недогуляно-то у него всего около месяца. Пошли вместе с ним в «кад ры», разобрались. Пойдет с нами Никитин, но нервотреп ки лишней сколько! А вот у котельного машиниста И. Ф . фатькина все наоборот — два дня по кабинетам «мы тарился», чтоб за два года отпуск себе «выколотить». А ведь по правилам эксперимен та отдых ему полагается! Не четко, очень нечетко работа ет еще отдел кадров, а имен но сейчас, когда решается судьба новшества, это недо пустимо! Так ведь можно и сторонников эксперимента сделать его противниками. В. ТАГИНЦЕВ; первый по мощник капитана. таную деталь. Если при комп лектовании основного экипа-. жа, как правило, основной ко стяк составляют люди, кото рые последний рейс совер шили именно на этом судне, то РЛПЭ формируются бесси стемно, стихийно. В них вхо дят случайные люди, которых нередко (и зто ни для кого не секрет) направляют в МПЭ в наказание за какие-то про ступки. О каком уж тут до верии моряков к «подменщи- кам» можно говорить. И теперь пришла пора вер нуться к эксперименту, кото рый проводят в «Мурманрыб- проме». Здесь создают ста бильные экипажи, которые бу дут не подменять основной на какое-то короткое время, а заменять его и продолжать работу. Это будут в прямом смысле слова «равноправные» экипажи, которые и ответст- это не лошадей перезаложите и ехать дальше. И я полно стью согласен с М. И. Карги ным в том, что «успех экс перимента во многом будет зависеть от того, насколько толково и оперативно мы проведем работу организа ционную». Нельзя ведь в мо ре все изменить, а на бере гу оставить все по-прежнему. Наверняка поначалу (а быт» может, и в последующем) придется перестраивать аппа рат управления «на новый лад», создавать подразделе ния, которые и будут, образ но говоря, дергать те ниточ ки, которые «оживят», приве дут в действие новую систему, л I Всё началось с МПЗ венность за техническое со стояние судна будут нести одинаковую. Но значит ли это, что опа сения В. Д. Кривощекина, Ю. И. Коношенко и некото рых других по поводу техсо- стояния судов разбиваются, будем говорить, о «честные правила игры». Думается, это не совсем так. Ведь даже стабильные в своем составе экипажи не будут столь рья но, как этого хотелось бы, радеть за порядок в доме, который они должны поки нуть и в который вернутся неизвестно когда. Что же делать? В. Воробьев в своем откли ке («РМ» № 29) предлагает: для того чтобы у судов не было слишком много хозяев, создавать звенья из двух су дов, обслуживать которые будут три экипажа. Однако на флоте рыбной промышленности сформиро вать такие звенья никак нель зя. Не позволяют условия оп латы труда, режим предо ставления выходных дней плавсоставу. Иной вопрос — ограничить «дом» тремя су дами для четырех экипажей. Расчеты показывают, что это вполне возможно. Однако в любом случае сменить судно экипажу — В любом новом деле при ходится преодолевать психо логический барьер, посколь ку происходит ломка стерео типов. В Латвийском морском пароходстве, которое я уже приводил в пример, но'вая система сформировалась лишь через пять-шесть лет со дня перехода на нее. Так что у мурманрыбпромовцев еще все впереди. Однако и бесе да за «круглым столом», и опубликованные уже отклики должны постоянно напоми нать им о том, что вводимую систему надо все время со вершенствовать, освобождать от серьезных недостатков, о которых говорят участники своевременного и полезного разговора, поднятого страницах еженедельника. Что же касается нашего центра, то мы сейчас разра батываем рекомендации о том, как организовать посто янные экипажи Будем наде яться, что в будущем реко мендации эти тоже будут спо собствовать потеплению «Се верного варианта», с которо го все и началось. А. РУЖНИКОВ, начальник Северного филиала це .ра научной организации труда и управления производст вом в рыбном хозяйстве. В странах социализма « РЫБНЫЙ М УРМАН) Польская Народная Республика. Спуск ка воду очеред ного судна на верфи имени В. Л. Ленина в Гданьск':, со зданной при помощи СССР. Фото ЦАФ — ТЛСС. ■3! июля Г с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz