Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.

• З е л е и я л ж л т в в , ~ 8 1 П Е Р В Ы Е Т О Н Н Ы Июль-август — пора заготовки зеленых кормов, пора, когда -Се горожане, вне зависимости от любви к молоку и мяс/, переквалифицируются в косарей. 3460 тонн дикорастущих трав необходимо заготовить мурманчанам в этом сезоне, и немалая доля труда выпадает здесь на предприятия рыбной промыш­ ленности. Неодинаковыми темпами идет сенокос, не все шефы как следует развернули работы. В управлении «Севрыбхолодфлот», куда мы обратились за информацией, похоже, дела сдвинулись с мертвой точки. С 21 июля приступила к работе бригада «кормодобытчиков» в со­ ставе 55 человек из подменных экипажей. Руководит командой, пустившейся в плавание по «зеленому морю», В. С. Витчуков, по должности старпом, а по существу — капитан. Он — чело­ век опытный, возглавлял косарей в прошлом году, поэтому решено использовать его опыт и сегодня. В прошлом году план по заготовкам дикорастущих трав был чуть-чуть помень­ ше __ 225 тонн. В этом — 230, плюс 12 га сеяных и естест­ венных трав. На 8 утра 27 июля моряки заготовили 35,5 тонны кормов. Сначала обкашивали траву в районе нефтебазы на южных причалах, потом перешли на Зеленый Мыс, и дело пошло ве­ селее. Правда, есть одно «но». За бригадой закреплено 2 само­ свала. Оказалось, мало, потому что слишком длинным получа­ ется пробег ■— траву возят в колхоз «Ударник». Желательно иметь в распоряжении хотя бы 3 самосвала. (Это — просьба «Севрыбхолодфлота», и обращена она к руководству автобазы ВРПО «Севрыба»), Транспортная проблема возникла и у рыбного порта. Вот уже две недели работают на заготовке 17 человек, и пока их активе всего 12 тонн зеленой массы. Конечно, хорошо бы задействовать побольше людей, но автобус, которым до­ ставляются косари к месту работы, больше не вмещает. Кро­ ме того, его используют и для перевозки людей на турбазу. Выход? Выход один: нужен более вместительный автобус. Что же касается самосвалов, то их пока хватает и двух. Настораживает другое: за две недели докеры накосили всего 12 тонн. Получается, даже по приблизительным подсче­ там, что производительность моряков ((Севрыбхолодфлота» на сенокосе почти в 3 раза выше. Можно сделать скидку на пе­ риод «раскачки», но затягивать его все-таки не следует. Е. ИВАНОВ Г I f ОГДА НА ФЛО ТАХ была * * введена система непре­ рывного технического обслу­ живания (СНТО), которая по­ зволила увеличить периодич­ ность осмотров и заводско­ го ремонта всех жизненно ва­ жных механизмов в 2— 2,5 раза, появились реальные ус­ ловия для длительной эксплу­ атации флота. Тогда-то и был сделан первый шаг к экспери­ менту, о котором сейчас идет речь, — созданы морские подменные экипажи (МПЭ), а организация промысловой ра­ боты с помощью МПЭ получи­ ла название «Северный вари­ ант». Поначалу все шло хорошо. За пять лет (с 1974 г. по 1978 г.) в «Севрыбе» промысловое ! время было увеличено на 2795 ' суток, а прибыль составила I почти 12 млн. рублей. Однако новый метод, как оказалось, таил подводные I рифы, встреча с которыми I обошлась довольно-таки до­ рого промысловым флотам. В производственном объедине­ нии «Камчатрыбпром», на- I пример, где применили «Се­ верный вариант», в настоящее время почти половина судов типа БМРТ «Океанрыбфлот» I оказалась на приколе из-за плохого технического состоя­ ния. Регистр СССР запретил эксплуатировать эти суда до I тех пор, пока не будет произ- I веден заводской ремонт. Не- I многим лучше обстоят дела и І в «Севрыбе». Как же получилось, что «Северный вариант» заморо­ зил и вывел из строя столь­ ко судов? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним О О ВШ Е С Т ВО , вводимое в " «Мурманрыбпроме», — это огромный шаг вперед. Ведь что получалось раньше? После 170-суточного рейса — две недели отдыха. Из них — одна на отчеты о рейсе прошедшем, вторая — на под­ готовку к рейсу будущему. Отдых? О нем и думать не приходилось. Только в от- знали: не на один рейс мы вместе, надолго. Халтурить на глазах товарищей нельзя! Что скрывать, за полгода промыс­ ла команда еще не стала на­ стоящим коллективом, но к этому все идет, И вот здесь я полностью согласен с В. Д. Демяненко: «кочуя» по судам, экипаж выявит свою мобиль­ ность, покажет, на что спосо- ЭКСПЕРИМЕНТ: „ЗА" и „ПРОТИВ" Кто не с нами.. V пуске... Теперь же, с сорока­ дневным перерывом между рейсами, пусть хоть 20 дней уходит на бумаги, но остав- шиеся-то 20 — все равно мои, свободные! Наш экипаж — один из первых экспериментальных в объединении «Мурманрыб- пром». И, естественно, в пер­ вом рейсе по новой системе обсуждали мы эксперимент со всех сторон. Темы более вол­ нующей для нас не было. Большинство моряков — «за» обеими руками: выгоды-то очевидны! Удивила меня позиция про­ тивников эксперимента — В. Д, Кривощекина и Ю . И. Коношенко. И удивила не тем, что они — «против». У всякого новшества должны быть оппоненты. Поразила меня бездоказательность их позиции •— одни обіцие сло­ ва.., Уверен, что хороший специалист будет хозяином на любом судне. Наш старший механик Б. И. Кучанский, на­ пример, считает (и делом зто доказал), что теперь он обя­ зан готовить судно лучше, чем для себя, А разгильдяи, ко­ торых тоже достаточно, хоть их под замком на судне дер­ жи, все разно ничего хоро­ шего не сделают. Мы ходили в рейс на БМРТ «Василий Адонкин». Судно для всех нас незнакомое, только механик - наладчик да помощник капитана по произ­ водству ходили на нем рань­ ше. Экипаж тоже весь новый. И вот что интересно: работа по освоению траулера ничуть не отличалась от предыду­ щих моих рейсов, Так же зна­ комились, так же принорав­ ливались. Но одно — сущест­ венное — придавало всей на­ шей работе иную окраску — бен. Да и комсоставу —• и мне, и капитану— ссылаться на что-то будет невозможно. Все наши огрехи видны как на ладони. Много опасений и нареканий высказывалось за «круглым столом» в адрес РПК. Я же полностью поддерживаю Г. Ф . Головнина в том безусловном доверии, которое он проявля­ ет к ним. И вот почему. Мы сдавали «В. Адонкина» РПК капитана В. М. Абаркина. Две недели на переходе готовили траулер к сдаче. Уверены бы­ ли, что нареканий не будет. Но приемка была настолько скрупулезной, настолько серь­ езной, что даже наши кидав­ шие виды «старики» за голо­ ву схватились. От киля до клотика ни одну мелочь не пропустили матрось! РПК... А ведь от оценки рейса РПК зависит в конечном итоге и оплата нашего труда. Не все, как оказалось, мы учли. И по заслугам некото­ рых специалистов во главе с капитаном частично лишили премии. А ведь на собствен­ ном кармане собственные просчеты более ощутимы! Много говорилось за «круг­ лым столом» о текучести кад­ ров. Я, честно говоря, сомне­ ваюсь, что запланированный процент выдержится, если штурманы и механики будут расти, — это неизбежно. И рядовой состав будет менять­ ся — «летунов» у нас пока предостаточно. Но если даже половина команды будет пре­ жней — это станет колоссаль­ ным достижением. Но вот ме­ ня что насторожило: подме­ нять нас должен экипаж с БМРТ «Железногорск» капи­ тан-директора Б. М. Кобычева. (Ксгати, вся «тройка» присут­ ствовала на «круглом столе»). йіійвйшаа И вот уже по приходе в М ур­ манск узнаю, что ни сам ка­ питан, ни старший механик Ю. А . Кабаков, ни первый по­ мощник В. С. Зацарный —1- явные поборники новой сис­ темы — в рейс не идут. По­ нимаю, причины, наверное, уважительные, но тогда какой смысл в эксперименте? Члены экипажа друг друга знают, а комсостав — новый. Будет ли из этого толк? И еще одно. Как я понял, главное достоинство системы — полноценный отдых моря­ ков. И вот здесь главную роль должен сыграть наш отдел кадров — чуткостью, внимани­ ем, продуманностью каждого шага. После рейса уже подо­ шел ко мне матрос наш Па­ вел Недов. Увольняюсь, гово­ рит Я — на дыбы. А он объ­ ясняет: жена ребенка ждет, мать в больнице, очень тяже­ ло дома, а в отпуск не пус­ кают. Думаю , в таких обстоя­ тельствах человека не только можно — нужно в отпуск про­ водить. Вернется ведь, а ина­ че — совсем потеряем. Или другой пример: нашего же матроса А*. А. Никитина сил­ ком в отпуск спроваживают. А он хочет с нашим экипажем в рейс идти, да и недогуляно-то у него всего около месяца. Пошли вместе с ним в «кад­ ры», разобрались. Пойдет с нами Никитин, но нервотреп­ ки лишней сколько! А вот у котельного машиниста И. Ф . фатькина все наоборот — два дня по кабинетам «мы­ тарился», чтоб за два года отпуск себе «выколотить». А ведь по правилам эксперимен­ та отдых ему полагается! Не­ четко, очень нечетко работа­ ет еще отдел кадров, а имен­ но сейчас, когда решается судьба новшества, это недо­ пустимо! Так ведь можно и сторонников эксперимента сделать его противниками. В. ТАГИНЦЕВ; первый по­ мощник капитана. таную деталь. Если при комп­ лектовании основного экипа-. жа, как правило, основной ко­ стяк составляют люди, кото­ рые последний рейс совер­ шили именно на этом судне, то РЛПЭ формируются бесси­ стемно, стихийно. В них вхо­ дят случайные люди, которых нередко (и зто ни для кого не секрет) направляют в МПЭ в наказание за какие-то про­ ступки. О каком уж тут до­ верии моряков к «подменщи- кам» можно говорить. И теперь пришла пора вер­ нуться к эксперименту, кото­ рый проводят в «Мурманрыб- проме». Здесь создают ста­ бильные экипажи, которые бу­ дут не подменять основной на какое-то короткое время, а заменять его и продолжать работу. Это будут в прямом смысле слова «равноправные» экипажи, которые и ответст- это не лошадей перезаложите и ехать дальше. И я полно­ стью согласен с М. И. Карги­ ным в том, что «успех экс­ перимента во многом будет зависеть от того, насколько толково и оперативно мы проведем работу организа­ ционную». Нельзя ведь в мо­ ре все изменить, а на бере­ гу оставить все по-прежнему. Наверняка поначалу (а быт» может, и в последующем) придется перестраивать аппа­ рат управления «на новый лад», создавать подразделе­ ния, которые и будут, образ­ но говоря, дергать те ниточ­ ки, которые «оживят», приве­ дут в действие новую систему, л I Всё началось с МПЗ венность за техническое со­ стояние судна будут нести одинаковую. Но значит ли это, что опа­ сения В. Д. Кривощекина, Ю. И. Коношенко и некото­ рых других по поводу техсо- стояния судов разбиваются, будем говорить, о «честные правила игры». Думается, это не совсем так. Ведь даже стабильные в своем составе экипажи не будут столь рья­ но, как этого хотелось бы, радеть за порядок в доме, который они должны поки­ нуть и в который вернутся неизвестно когда. Что же делать? В. Воробьев в своем откли­ ке («РМ» № 29) предлагает: для того чтобы у судов не было слишком много хозяев, создавать звенья из двух су­ дов, обслуживать которые будут три экипажа. Однако на флоте рыбной промышленности сформиро­ вать такие звенья никак нель­ зя. Не позволяют условия оп­ латы труда, режим предо­ ставления выходных дней плавсоставу. Иной вопрос — ограничить «дом» тремя су­ дами для четырех экипажей. Расчеты показывают, что это вполне возможно. Однако в любом случае сменить судно экипажу — В любом новом деле при­ ходится преодолевать психо­ логический барьер, посколь­ ку происходит ломка стерео­ типов. В Латвийском морском пароходстве, которое я уже приводил в пример, но'вая система сформировалась лишь через пять-шесть лет со дня перехода на нее. Так что у мурманрыбпромовцев еще все впереди. Однако и бесе­ да за «круглым столом», и опубликованные уже отклики должны постоянно напоми­ нать им о том, что вводимую систему надо все время со­ вершенствовать, освобождать от серьезных недостатков, о которых говорят участники своевременного и полезного разговора, поднятого страницах еженедельника. Что же касается нашего центра, то мы сейчас разра­ батываем рекомендации о том, как организовать посто­ янные экипажи Будем наде­ яться, что в будущем реко­ мендации эти тоже будут спо­ собствовать потеплению «Се­ верного варианта», с которо­ го все и началось. А. РУЖНИКОВ, начальник Северного филиала це .ра научной организации труда и управления производст­ вом в рыбном хозяйстве. В странах социализма « РЫБНЫЙ М УРМАН) Польская Народная Республика. Спуск ка воду очеред­ ного судна на верфи имени В. Л. Ленина в Гданьск':, со­ зданной при помощи СССР. Фото ЦАФ — ТЛСС. ■3! июля Г с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz