Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.

• Л Р Е Я Ь Ж Р А Р У Б Р И К И Сегодня мы открываем новую рубрику «Береги свое судно, моряк!» Создана она по многочисленным ггросьбам моряков. Надо отметить, что наиболее настойчивыми приверженцами открытия новой рубрики были работники мехзнико-су довой службы Мур­ манского тралового флота. «Много© из того, о чем говорится на общефлотских совеща­ ниях по техническому состоянию судов, до^ промьі еловиков до­ ходит с опозданием. А ведь аварийные случаи, анализирующиеся специалистами, в большинстве своем типичны. И предметный откровенный разговор о причинах аварий и происшествий, о правильной, грамотной эксплуатациии механизмов помог бы мо­ рякам не только находиться в курсе дел всего флота, но позво­ лил бы предупредить много возможных неприятностей на про­ мысле. Газета, наша рыбацкая газета — вот лучшая возмож­ ность держать постоянную связь с морем» — так аргументиро­ вали свою точку зрения тралфяотовцы. Итак, новая рубрика. В ней мы будем рассказывать о пере, довом опыте по содержанию судов и механизмов, публиковать выступления специалистов о причинах аварий и происшествий, о практической работе на судах. Сегодня мы знакомим наших читателей с заметками с тради­ ционного совещания работников меха ни но-судовой службы тра­ лового флота. топлива за один рейс — 175 тонн, на БМРТ «Космос» (старшие механики В. Н. Мо- сковой и В. Г. Матвеев) — 108 тонн, на БМРТ «Аскания» (старший механик А. В. Дву- жилов) перерасходовали за рейс 18 тонн дизельного топ­ лива, 93 тонны мазута, 11 тонн масла. Так и получается, что экономный, рачительный труд одних «съедают» безответст­ венность и нерадивость дру­ гих. Самокритичность — вот, по­ жалуй, наиболее верное сло­ во, которое определяет дух всех выступлений тралфлотов- цев. Резко, по-деловому, без всяких скидок на обстоятель- БЕРЕГИ СВОЕ СУДИО, НОРЯК! П С Е СВОБОДНЫЕ ОТ ВАХ- ” ТЫ механики судов, сто­ ящих в порту, механики ре­ зерва, технические специали­ сты флота собрались в этот день на совещание. Да и как могло быть иначе, если об­ суждался самый больной для них вопрос: как улучшить техническое обслуживание су­ дов и свести до минимума аварийность. — Если брать общую кар­ тину состояния дел на флоте, то кое-чего мы, безусловно, добились, — сказал в своем выступлении групповой меха­ ник А. Д. Чертовской. Основания для такого обоб­ щения у Алексея Дмитриеви­ ча, конечно же, были. Ведь за пять месяцев этого года аварий и аварийных происше­ ствий по флоту зарегистриро­ вано в четыре раза меньше, чем за тот же период минув­ шего года. Но вот что печаль­ но: за это же время количе­ ство технических повреждений возросло на 10 процентов. Серьезные опасения вызыва­ ют главные двигатели «Алта­ ев» — очень часто в них об­ рываются поршни по верхнему мало съемному кольцу. Д але­ ко не блестящи дела и со вспомо гательным и дли гателя­ ми БМРТ типа «Пушкин» и «Лесков» — «рвутся» мотыле- ные болты... Есть ли причина для таких распространенных поврежде­ ний или все дело в несовер­ шенстве механизмов? — Причина одна, — убеж­ денно сказал А. Д. Чертов­ ской" — это нарушение пра­ вил технической эксплуатации судовыми механиками. Напри­ мер, повреждение вспомога­ тельных дизелей на траулерах типа «Пушкин» происходит, как правило, из-за перетяжки крепежа. Мнение А . Д. Чертовского полностью поддержал и его коллега — групповой механик В. Н. Бассамыкин. — К сожалению, приходит­ ся констатировать, что среди старших механиков встречают­ ся и такие, кто имеет слабое представление о состоянии механизмов на своем судне, кто не умеет да и, будем от­ кровенны, не желает рабо­ тать с молодыми специали­ стами. Особенно «отличились» в этом старшие механики А. Н. Маслов, Н. В. Зубик, Р. И, Протасов, вторые механики В. В. Горощеня, А. А. Марке­ лов, С. И. Великуденичев. К счастью, это исключение из общего правила. Основной костяк тралфлотовских слеци- алистов-механиков может служить примером того, как должно относиться к делу. Вот, к примеру, на судах, где старшими механиками рабо­ тают П. С. Агапов, А. П. Баркалов, В. В. Ковальчук, И. В. Куликовский, П. И. Тысь- ко, не было не только ава­ рий, но даже и простоев за последние пять лет. А ведь срок немалый! О теплотехническом обслу­ живании техники говорил в своем выступлении групповой механик Л. К. Пурлицис. — Теплотехника — это не только обслуживание кот­ лов, это, прежде всего, борь­ ба за экономию топлива, за увеличение срока службы ме­ ханизмов, за продление экс­ плуатационного времени су­ дам, за предотвращение ава­ рийности. Качественная регу­ лировка механизмов должна исключить перегрузки техники и, стало быть, повысить ее на­ дежность. То, что за текущий год по флоту в целом моря­ ки достигли значительной эко­ номии топлива, не может не радовать. Но вместе с этим на ЬМРТ «Рыбачий» (старший механик А. Н. Маслов), напри­ мер, перерасход дизельного ства прозвучали слова груп­ пового механика В. Г. Хлынов­ ского по вопросам охраны ок­ ружающей среды. И резкость эта была вполне оправданной. Ведь до сих пор на флоте «проливается» топливо при приемке. И исключительно по вине личного состава, не со­ б лю дающ его инструкций. Так, на том же самом БМРТ «Аскания» третий механик В. Г. Быков и третий помощ­ ник капитана В. Ф . Теньгаев не смогли обеспечить качест­ венную бункеровку топливом, разлили его. А старший ме­ ханик А. В. Двужилов и стар­ ший помощник Н. И. Токма­ ков, обязанные присутствовать при бункеровке, «отлучились». Невинно звучит — «отлучи­ лись», а флоту предъявлен штраф в 15 тысяч рублей. И только за один 1980 год флот «опустошил» свой карман почти на 36 тысяч рублей. Словом, вопросы на сове­ щании затрагивались самые для флота серьезные. И вы­ ступления старших механиков БМРТ «Каракумы» и ППР «Сказочник Андерсен» А. П. Баркалова и А. И. Иванова лишний раз подтвердили это. — Техническое состояние судна целиком зависит от от­ ношения к своим обязаннос­ тям судовых специалистов, от организации труда, от качест­ ва воспитательной работы. А. П. Баркалов и А. И. Ива­ нов с полным основанием могли утверждать это. Ведь, работая в одинаковых усло­ виях с остальными промысло­ виками, испытывая те же трудности с запчастями, они поддерживают на должной высоте состояние механизмов на судах. Б. БАЛДИМ, и. о. начальни­ ка механико-судовой слу­ жбы тралового флота. Г I • П Р А В О Ф Л А Н Г О В Ы Е ПРИЗЫ НАШЛИ ХОЗЯЕВ В объ едітнешш «Му j>ман рыбпром» подвели итоги сорев­ нования специалистов всех профилей за полугодие, и те­ перь можно без труда отве­ тить, скажем, на вопрос: кто работал в море безаварийно и при этом продемонстрировал высокую культуру суд овол;де- ния. Это судоводители БМРТ «Знамя Победы» — капитан Э. В. Щетішни. старший по­ мощник В. П. Приходько, вто­ рой, третий и четвертый по­ мощники Н. В. Демшевскпй, А. Ф. Мухин, А. В. Котцов. Им и вручен приз имени капитана П А. Ваганова. А добытчики с БМРТ «Ми­ хаил Квасников» — старший мастер М И. Рябов мастера М. С. Олейник и II. И. Усти- ченко — стали обладателями приза им. А. Г Пайкачева. Они показали себя истинно рачи­ тельными хозяевами грамотно экс плуатировал и промы еловые механизмы и добились самой большой по сравнению с дру­ гими яшшажами экономии промвооруженпя. ІІашли хозяев и другие пе­ реходящие призы — . им. тех­ нолога М. И. Карзина (удосто­ ена технологическая служба БМРТ «Александр Грязное» во главе с помощником капитана по производству Р. А. Маджи- товым), им. механика К. П. Максимола (судомеханическая служба БМРТ «Шереметьево» — старший механик Б. Г. Сви­ ридов), им.. начальника радио­ станции М. А. Максимова (коллектив радиостанции БМРТ «Туман-2» — начальник радио станции С. А. Задорожный). Г. БОРОВОЙ, инженер. ІІІІІІІІІІІІІІІІІІП 12н и м я и н е : О П Ы Т ! и ш ш ш ш ш ш ЗАКОН КАЖДОГО ДНЯ I і і За нелегкую весеннюю мой­ ве иную путину на счету экипа­ жа транспортного рефрижера­ тора «Иван Шишкин» управле­ ния «Севрыбхолодфлот» шесть рейсов, 1328 тонн перевезен­ ной сверхплановой продукции, 363 тысячи рублей сверхпла­ новой прибыли. Время было напряженное. Промысловики, боровшиеся в буквальном смысле за каждую рыбешку, дорожили не только часами — минутами. И fc этих ВОТ условиях 35 судо-су­ ток, сэкономленные экипажем ТР «Иван Шишкин» рыбакам, оценивались на вес золота. Моряки - транспортники не давали раскачиваться — в сут­ ки принимали на борт по расчетам в среднем 614 тонн груза при плане 330 тонн. Скоростная обработка про­ мысловых судов была не только строчкой соцобяза­ тельств экипажа ТР «Иван Шишкин», она стала нормой их работы, законом каждого трудового дня. Творческий подход к делу? Да. Слаженный тр уд всего экипажа? Тоже да. Но главное — четкая организация погру- зочно - разгрузочных работ. Принимали рыбу, как прави­ ло, на два борта. А на третьей точке грузились за счет под- вахты. Причем действовала эта точка с 8 до 24 часов ежедневно. Состав подвахты определялся заранее. И за полчаса до начала смены лю­ ди уже точно знали, в каком трюме предстоит работать. И подготовиться успевали, и осмотреться, и прикинут:-: с чего удобнее начать. При швартовке промыслово­ го судна ко второму борту штатная грузовая бригада при­ нимала траулер, а вторая тем временем продолжала обраба­ тывать на одну точку пришвар­ товавшееся ранее судно. Если учесть, что на швартов­ ку крупнотоннажного суд|^і уходит час, а за тот же час одна бригада может выгрузить 15— 20 тонн мороженой про­ дукции с траулера, то очевид­ но: только за один рейс можно принять на борт до­ полнительно 100— 150 т моро­ женой рыбопродукции. Конечно, к этому решению моряки подошли не сразу. За подачей груза постоянно наблюдали с хронометром в руках. Малейшая потеря вре­ мени— задержка выгрузки, по­ этому буквально до секунд учитывалось движение груза из трюмов промысловиков на рефрижератор. Не меньше, чем четкая, рит­ мичная выгрузка, помогала скоростной обработке и про­ думанная схема укладки про­ дукции в трюмы. На «Иване Шишкине» трюмы загружали на три шара, а твиндеки — на два. Во втором, третьем, четвертом трюмах нижние и средние шары «рос­ ли» до четырех ящиков, а верхних'— до восьми— девяти. Первый же трюм, а вкупе с ним верхние и нижние твин­ деки остальных трюмов, загру­ жали так: нижний шар — по два ящика, верхний —- семь—восемь. А последние два— три ряда ящиков уклады­ вали «на ребро». Да так укла­ дывали, что, как магнитом, ящики друг к другу были при­ тянуты, булавки между ними не просунуть! Ведь именно за счет такой укладки добились моряки того, что трюмы «рас­ тянулись» до 3909 тонн! И это только за один рейс! Муку же, чтобы места не занимала, пе­ ревозили на крышках трюмов. 75 тонн таким образом доста­ вили в порт только за мойвен- ную путину. С крупнотоннажными трау­ лерами моряки ТР «Иван Шишкин» управлялись быстро. Одна за другой летели на бе­ рег благодарности от промыс­ ловиков. А вот с обработкой судов типа СРТМ-к дело об­ стояло сложнее. Уж очень уз­ кие горловины у трюмов. Но и здесь выход был найден! Для формирования пакетов исполе»> зовали шишкинцы не обычный' стропы, а ленточные, такие, ка­ кими пользуются докеры в порту. Эти стропы длиннее, шире и по стенкам трюма легко скользят, и ящики не повреждаются, да и подача груза из трюма СРТМ-к идет намного быстрее, чем обычно. Как правило, на первом трюме СРТМ-к не обрабатыва­ ли. Но, когда это было необ­ ходимо, выручали спаренные плавучие кранцы — носовая пара сдвигалась в район но­ сового подзора. Иногда бывало и такое, что свободным оставался только третий трюм, а обработать на­ до было два среднетоннажных траулера. Тогда один из них швартовался к левому борту под четвертый трюм, а вось­ мая стрела этого трюма зави сала над трюмом промысло­ вого судна. Шестой же стре­ лой обрабатывали третий трюм. время к правому ближе ко втором/ швартовался второй В это борту, трюму, траулер. Его обрабатывали с помощью третьей, четвертой и пятой стрел второго трюма. Не быстро идет разгрузка СРТМ-к, всего-то и можно принять 40 тонн за вахту, ну а если разгружать сразу две судна — уже 80 тонн. Словом, обработка промыс ловых судов и в самом деле была скоростной, а это было совсем непросто, если учесть что всю путину экипаж «Ива­ на Шишкина» работал по щ« кинскому методу, то есть < сокращенной палубной коман дой. Достойно трудились моряки этого судна. Электромеханик В. Н. Инжеваткин, электрич А. С. Сафонов и моторист А. Емель янчик награждены Почетными грамотами управ лен ия флота и базового ко митета профсоюза. Старшему помощнику капитана Н. И. Батакову присвоено звание «Лучший по профессии». А за высокие производственные и финансовые показатели в ра­ боте победитель социалисти­ ческого соревнования среди экипажей судов Северного бассейна —1* коллектив транс­ портного рефрижератора «Иван Шишкин» занесен на общефлотскую Доску почета. Н. ЗАВЬЯЛОВА, старший инженер лаборатории НОТ. « К «РЫБНЫЙ МѴРМАН» 24 июля 1981 f .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz