Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.
• Л Р Е Я Ь Ж Р А Р У Б Р И К И Сегодня мы открываем новую рубрику «Береги свое судно, моряк!» Создана она по многочисленным ггросьбам моряков. Надо отметить, что наиболее настойчивыми приверженцами открытия новой рубрики были работники мехзнико-су довой службы Мур манского тралового флота. «Много© из того, о чем говорится на общефлотских совеща ниях по техническому состоянию судов, до^ промьі еловиков до ходит с опозданием. А ведь аварийные случаи, анализирующиеся специалистами, в большинстве своем типичны. И предметный откровенный разговор о причинах аварий и происшествий, о правильной, грамотной эксплуатациии механизмов помог бы мо рякам не только находиться в курсе дел всего флота, но позво лил бы предупредить много возможных неприятностей на про мысле. Газета, наша рыбацкая газета — вот лучшая возмож ность держать постоянную связь с морем» — так аргументиро вали свою точку зрения тралфяотовцы. Итак, новая рубрика. В ней мы будем рассказывать о пере, довом опыте по содержанию судов и механизмов, публиковать выступления специалистов о причинах аварий и происшествий, о практической работе на судах. Сегодня мы знакомим наших читателей с заметками с тради ционного совещания работников меха ни но-судовой службы тра лового флота. топлива за один рейс — 175 тонн, на БМРТ «Космос» (старшие механики В. Н. Мо- сковой и В. Г. Матвеев) — 108 тонн, на БМРТ «Аскания» (старший механик А. В. Дву- жилов) перерасходовали за рейс 18 тонн дизельного топ лива, 93 тонны мазута, 11 тонн масла. Так и получается, что экономный, рачительный труд одних «съедают» безответст венность и нерадивость дру гих. Самокритичность — вот, по жалуй, наиболее верное сло во, которое определяет дух всех выступлений тралфлотов- цев. Резко, по-деловому, без всяких скидок на обстоятель- БЕРЕГИ СВОЕ СУДИО, НОРЯК! П С Е СВОБОДНЫЕ ОТ ВАХ- ” ТЫ механики судов, сто ящих в порту, механики ре зерва, технические специали сты флота собрались в этот день на совещание. Да и как могло быть иначе, если об суждался самый больной для них вопрос: как улучшить техническое обслуживание су дов и свести до минимума аварийность. — Если брать общую кар тину состояния дел на флоте, то кое-чего мы, безусловно, добились, — сказал в своем выступлении групповой меха ник А. Д. Чертовской. Основания для такого обоб щения у Алексея Дмитриеви ча, конечно же, были. Ведь за пять месяцев этого года аварий и аварийных происше ствий по флоту зарегистриро вано в четыре раза меньше, чем за тот же период минув шего года. Но вот что печаль но: за это же время количе ство технических повреждений возросло на 10 процентов. Серьезные опасения вызыва ют главные двигатели «Алта ев» — очень часто в них об рываются поршни по верхнему мало съемному кольцу. Д але ко не блестящи дела и со вспомо гательным и дли гателя ми БМРТ типа «Пушкин» и «Лесков» — «рвутся» мотыле- ные болты... Есть ли причина для таких распространенных поврежде ний или все дело в несовер шенстве механизмов? — Причина одна, — убеж денно сказал А. Д. Чертов ской" — это нарушение пра вил технической эксплуатации судовыми механиками. Напри мер, повреждение вспомога тельных дизелей на траулерах типа «Пушкин» происходит, как правило, из-за перетяжки крепежа. Мнение А . Д. Чертовского полностью поддержал и его коллега — групповой механик В. Н. Бассамыкин. — К сожалению, приходит ся констатировать, что среди старших механиков встречают ся и такие, кто имеет слабое представление о состоянии механизмов на своем судне, кто не умеет да и, будем от кровенны, не желает рабо тать с молодыми специали стами. Особенно «отличились» в этом старшие механики А. Н. Маслов, Н. В. Зубик, Р. И, Протасов, вторые механики В. В. Горощеня, А. А. Марке лов, С. И. Великуденичев. К счастью, это исключение из общего правила. Основной костяк тралфлотовских слеци- алистов-механиков может служить примером того, как должно относиться к делу. Вот, к примеру, на судах, где старшими механиками рабо тают П. С. Агапов, А. П. Баркалов, В. В. Ковальчук, И. В. Куликовский, П. И. Тысь- ко, не было не только ава рий, но даже и простоев за последние пять лет. А ведь срок немалый! О теплотехническом обслу живании техники говорил в своем выступлении групповой механик Л. К. Пурлицис. — Теплотехника — это не только обслуживание кот лов, это, прежде всего, борь ба за экономию топлива, за увеличение срока службы ме ханизмов, за продление экс плуатационного времени су дам, за предотвращение ава рийности. Качественная регу лировка механизмов должна исключить перегрузки техники и, стало быть, повысить ее на дежность. То, что за текущий год по флоту в целом моря ки достигли значительной эко номии топлива, не может не радовать. Но вместе с этим на ЬМРТ «Рыбачий» (старший механик А. Н. Маслов), напри мер, перерасход дизельного ства прозвучали слова груп пового механика В. Г. Хлынов ского по вопросам охраны ок ружающей среды. И резкость эта была вполне оправданной. Ведь до сих пор на флоте «проливается» топливо при приемке. И исключительно по вине личного состава, не со б лю дающ его инструкций. Так, на том же самом БМРТ «Аскания» третий механик В. Г. Быков и третий помощ ник капитана В. Ф . Теньгаев не смогли обеспечить качест венную бункеровку топливом, разлили его. А старший ме ханик А. В. Двужилов и стар ший помощник Н. И. Токма ков, обязанные присутствовать при бункеровке, «отлучились». Невинно звучит — «отлучи лись», а флоту предъявлен штраф в 15 тысяч рублей. И только за один 1980 год флот «опустошил» свой карман почти на 36 тысяч рублей. Словом, вопросы на сове щании затрагивались самые для флота серьезные. И вы ступления старших механиков БМРТ «Каракумы» и ППР «Сказочник Андерсен» А. П. Баркалова и А. И. Иванова лишний раз подтвердили это. — Техническое состояние судна целиком зависит от от ношения к своим обязаннос тям судовых специалистов, от организации труда, от качест ва воспитательной работы. А. П. Баркалов и А. И. Ива нов с полным основанием могли утверждать это. Ведь, работая в одинаковых усло виях с остальными промысло виками, испытывая те же трудности с запчастями, они поддерживают на должной высоте состояние механизмов на судах. Б. БАЛДИМ, и. о. начальни ка механико-судовой слу жбы тралового флота. Г I • П Р А В О Ф Л А Н Г О В Ы Е ПРИЗЫ НАШЛИ ХОЗЯЕВ В объ едітнешш «Му j>ман рыбпром» подвели итоги сорев нования специалистов всех профилей за полугодие, и те перь можно без труда отве тить, скажем, на вопрос: кто работал в море безаварийно и при этом продемонстрировал высокую культуру суд овол;де- ния. Это судоводители БМРТ «Знамя Победы» — капитан Э. В. Щетішни. старший по мощник В. П. Приходько, вто рой, третий и четвертый по мощники Н. В. Демшевскпй, А. Ф. Мухин, А. В. Котцов. Им и вручен приз имени капитана П А. Ваганова. А добытчики с БМРТ «Ми хаил Квасников» — старший мастер М И. Рябов мастера М. С. Олейник и II. И. Усти- ченко — стали обладателями приза им. А. Г Пайкачева. Они показали себя истинно рачи тельными хозяевами грамотно экс плуатировал и промы еловые механизмы и добились самой большой по сравнению с дру гими яшшажами экономии промвооруженпя. ІІашли хозяев и другие пе реходящие призы — . им. тех нолога М. И. Карзина (удосто ена технологическая служба БМРТ «Александр Грязное» во главе с помощником капитана по производству Р. А. Маджи- товым), им. механика К. П. Максимола (судомеханическая служба БМРТ «Шереметьево» — старший механик Б. Г. Сви ридов), им.. начальника радио станции М. А. Максимова (коллектив радиостанции БМРТ «Туман-2» — начальник радио станции С. А. Задорожный). Г. БОРОВОЙ, инженер. ІІІІІІІІІІІІІІІІІІП 12н и м я и н е : О П Ы Т ! и ш ш ш ш ш ш ЗАКОН КАЖДОГО ДНЯ I і і За нелегкую весеннюю мой ве иную путину на счету экипа жа транспортного рефрижера тора «Иван Шишкин» управле ния «Севрыбхолодфлот» шесть рейсов, 1328 тонн перевезен ной сверхплановой продукции, 363 тысячи рублей сверхпла новой прибыли. Время было напряженное. Промысловики, боровшиеся в буквальном смысле за каждую рыбешку, дорожили не только часами — минутами. И fc этих ВОТ условиях 35 судо-су ток, сэкономленные экипажем ТР «Иван Шишкин» рыбакам, оценивались на вес золота. Моряки - транспортники не давали раскачиваться — в сут ки принимали на борт по расчетам в среднем 614 тонн груза при плане 330 тонн. Скоростная обработка про мысловых судов была не только строчкой соцобяза тельств экипажа ТР «Иван Шишкин», она стала нормой их работы, законом каждого трудового дня. Творческий подход к делу? Да. Слаженный тр уд всего экипажа? Тоже да. Но главное — четкая организация погру- зочно - разгрузочных работ. Принимали рыбу, как прави ло, на два борта. А на третьей точке грузились за счет под- вахты. Причем действовала эта точка с 8 до 24 часов ежедневно. Состав подвахты определялся заранее. И за полчаса до начала смены лю ди уже точно знали, в каком трюме предстоит работать. И подготовиться успевали, и осмотреться, и прикинут:-: с чего удобнее начать. При швартовке промыслово го судна ко второму борту штатная грузовая бригада при нимала траулер, а вторая тем временем продолжала обраба тывать на одну точку пришвар товавшееся ранее судно. Если учесть, что на швартов ку крупнотоннажного суд|^і уходит час, а за тот же час одна бригада может выгрузить 15— 20 тонн мороженой про дукции с траулера, то очевид но: только за один рейс можно принять на борт до полнительно 100— 150 т моро женой рыбопродукции. Конечно, к этому решению моряки подошли не сразу. За подачей груза постоянно наблюдали с хронометром в руках. Малейшая потеря вре мени— задержка выгрузки, по этому буквально до секунд учитывалось движение груза из трюмов промысловиков на рефрижератор. Не меньше, чем четкая, рит мичная выгрузка, помогала скоростной обработке и про думанная схема укладки про дукции в трюмы. На «Иване Шишкине» трюмы загружали на три шара, а твиндеки — на два. Во втором, третьем, четвертом трюмах нижние и средние шары «рос ли» до четырех ящиков, а верхних'— до восьми— девяти. Первый же трюм, а вкупе с ним верхние и нижние твин деки остальных трюмов, загру жали так: нижний шар — по два ящика, верхний —- семь—восемь. А последние два— три ряда ящиков уклады вали «на ребро». Да так укла дывали, что, как магнитом, ящики друг к другу были при тянуты, булавки между ними не просунуть! Ведь именно за счет такой укладки добились моряки того, что трюмы «рас тянулись» до 3909 тонн! И это только за один рейс! Муку же, чтобы места не занимала, пе ревозили на крышках трюмов. 75 тонн таким образом доста вили в порт только за мойвен- ную путину. С крупнотоннажными трау лерами моряки ТР «Иван Шишкин» управлялись быстро. Одна за другой летели на бе рег благодарности от промыс ловиков. А вот с обработкой судов типа СРТМ-к дело об стояло сложнее. Уж очень уз кие горловины у трюмов. Но и здесь выход был найден! Для формирования пакетов исполе»> зовали шишкинцы не обычный' стропы, а ленточные, такие, ка кими пользуются докеры в порту. Эти стропы длиннее, шире и по стенкам трюма легко скользят, и ящики не повреждаются, да и подача груза из трюма СРТМ-к идет намного быстрее, чем обычно. Как правило, на первом трюме СРТМ-к не обрабатыва ли. Но, когда это было необ ходимо, выручали спаренные плавучие кранцы — носовая пара сдвигалась в район но сового подзора. Иногда бывало и такое, что свободным оставался только третий трюм, а обработать на до было два среднетоннажных траулера. Тогда один из них швартовался к левому борту под четвертый трюм, а вось мая стрела этого трюма зави сала над трюмом промысло вого судна. Шестой же стре лой обрабатывали третий трюм. время к правому ближе ко втором/ швартовался второй В это борту, трюму, траулер. Его обрабатывали с помощью третьей, четвертой и пятой стрел второго трюма. Не быстро идет разгрузка СРТМ-к, всего-то и можно принять 40 тонн за вахту, ну а если разгружать сразу две судна — уже 80 тонн. Словом, обработка промыс ловых судов и в самом деле была скоростной, а это было совсем непросто, если учесть что всю путину экипаж «Ива на Шишкина» работал по щ« кинскому методу, то есть < сокращенной палубной коман дой. Достойно трудились моряки этого судна. Электромеханик В. Н. Инжеваткин, электрич А. С. Сафонов и моторист А. Емель янчик награждены Почетными грамотами управ лен ия флота и базового ко митета профсоюза. Старшему помощнику капитана Н. И. Батакову присвоено звание «Лучший по профессии». А за высокие производственные и финансовые показатели в ра боте победитель социалисти ческого соревнования среди экипажей судов Северного бассейна —1* коллектив транс портного рефрижератора «Иван Шишкин» занесен на общефлотскую Доску почета. Н. ЗАВЬЯЛОВА, старший инженер лаборатории НОТ. « К «РЫБНЫЙ МѴРМАН» 24 июля 1981 f .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz