Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.
В объединении «Камчат- рыбпром» первыми опы т по увеличению вылова рыбы и максимальному использо ванию ее на пищ евы е цели применили эки па ж и боль ш их морозильных трауле ров колхоза им. Ленина. Передовой опыт предпо лагает специализацию кол лективов БМРТ на добыче какого-то одного вида сы рья в заданном районе и выпуске из него определен ного вида продукции, внед рение новых «широкоза хватных» орудий лова, мо дернизацию оборудования, наконец, предельно рацио нальное использование бюд жета времени. О том, к а к приживается опы т на судах базы «Рыб- холодфлота». ка к у ю выгоду он приносит морякам и го сударству, рассказывает на чальник базы В. М. МИ ХАИЛОВ. Материалы, которые мы предлагаем нашим читателям на этой странице, подготовлены пресс- центром Министерства рыбного хозяйства СССР. Они посвящены передовым методам тру да и рассказывают об опыте рыбаков Камчатки по увеличению добычи сырья и максимальному использованию его на пищевые цели, а также о работе звеньевым методом, разработанным по инициативе работников Рижской базы тралфлота и примененным латвийскими промысловиками. в н и м а н и е : о п ы т При разработке продоволь ственной программы особое внимание уделяется качест венной стороне дела. Это о г ромнейший резерв, верный путь к достижению такого уровня хозяйствования, такой предприимчивости/ когда эко номика становится экономной. В наших камчатрыбпромов- ских условиях добиться тако го положения позволяет труп- Ш ІІІІІІІІІП ІШ ІІІІІІІІІШ ІН ІШ ІІІІІШ ІШ ІІІІІІШ ІІІІІІІШ ІІІІШ М ІІШ ІП ІІІШ ІІ За, махсхлгАльное жепользоваяяе с ы р ь я КОМУ З А К А З Ы В А Т Ь МУЗЫКУ ШШ МШ ІШ ІШШ ІІШ ІІШ ІІШШШ !) Большие морозильные тра улеры «Рыбхолодфлота» про мыслом не занимаются. Так что нам наиболее интересна та «часть» новшества, которая касается рыбообработки. Сравнительно быстро и ре зультативно внедрить передо вой опыт удалось благодаря тому, что мы строго выдер жали перенятую схему расста новки оборудования по всей технологической линии. Маши ны и механизмы модернизи ровали при этом не по шаб лону, а творчески, с участием рационализаторов. Однако судьбу новшества, почина, опыта решают в ко нечном счете люди, осознав шие значение передовой практики. А чтобы это «осо знание» было полным, мы посетили экипажи колхозных судов, изучили опыт их ра боты и окончательно убеди лись — да, рыбаки колхоза им. Ленина действительно в течение вот уже трех лет работают на одном виде сы рья и добиваются добрых ре зультатов. Каковы же конкретные ре зультаты перестройки в рабо те наших экипажей БМРТ, ре конструкции их технологиче ских потоков? Если раньше лучшие моро зильные траулеры базы, такие, скажем, как «Петр Овчинни ков »( за сутки вырабатывали товарной продукции как мак симум на 22 тысячи рублей, то ныне этот рубеж под силу каждому экипажу. На БМРТ «Узбекистан», к примзру, су точная выработка достигает 25— 28 тысяч рублей (до во семнадцати тонн спинки). Выполнены технические усо вершенствования и на других больших морозильных трау лерах, таких, как «Восход», «Ительмен», «Опала»... Здесь освоили выпуск обезглавлен ной рыбы, и процент пищевой в общем объеме продукции существенно возрос. Правда, при этом выяснилось, что ес ли при выработке спинки все отходы идут на рыбомучную установку и работает она на полную мощность, то теперь РМУ загружается всего на две трети, а то и меньше. Выход товарной продукции в денеж ном выражении сокращается. Как быть? На БМРТ «Трудовые резер вы» решили принимать отхо ды с плавбаз. Это позволило добиться высокого выхода то варной продукции (примерно 28— 30 тысяч рублей, или на 6 —8 тысяч больше, чем в на чале эксперимента). новое применение обрабаты вающего и добывающего тра улеров в одном районе. Туг важно добиться, чтобы у об работчиков всегда был на борту не просто сырец, а сы рец свежий. Чтобы музыку — норму вылова — заказывал тот, кто выпускает продукт питания. Ведь как может быть? Суд- но-обработчик принимает всю рыбу по мере ее поступле ния, большую часть сырца пу скает на заморозку. Какой же тут может быть «товар»? Да никакого. Товарной продук ции в денежном выражении получится самая малость. Другое дело, если обработ чики принимают сырец кр уг лые сутки, по графику, и только свежий. В таком разе — и только в таком! — мы можем иметь полный ассор тимент продукции: спинку, обезглавленную рыбу, печень, икру. Тогда и РМУ будет за гружена на все сто процен тов мощности. Именно так работает экипаж «Узбекиста на» с приданным ему добы вающим флотом. В среднем за сутки он вырабатывает то варной продукции на 27 тысяч рублей. Выпустить полный ассорти мент продукции из сырья вы сокого качества, бесспорно, дело важное. Однако уло жить эту продукцию в трю мы — тоже не пустяки, с ко торыми мы подчас не счита емся. Глядишь, уложили 570 тонн, только и всего. А м ог ли бы больше — зее семьсот тонн. И рэззрв этот надо всегда иметь в виду. В заключение хотелось бы вот что сказать. Опыт экипа жей БМРТ колхоза им. В. И. Ленина — это наше моряцкое достояние, и относиться к не му мы должны исключитель но бережно, по-хозяйски. Вот, скажем последний, ре кордный- показатель в отрасли. Имею в виду экипаж БМРТ «Технолог», добывший в про шлом году 26,6 тысячи тонн сырца, — намного больше то го, что выловил годом раньше экипаж большого морозиль ного траулера «Петр Ильи чев». Прибавка ведь не от нуля — от рекордного «по толка». Чтобь* переработать такой улов, экипажу, надо по лагать, пришлось не только усилить трудовой накал, но и применить какие-то новые приемы работы, технические новинкй. Вот почему, на мой взгляд, за опытом экипажей БМРТ передового в области хозяйства надо следить посто янно и пристально промысло викам всех перерабатывающих флотов страны.. В. МИХАЙЛОВ, начальник базы «Рыбхолодфлот» объ единения «Камчатрыбпром». А ЗВЕНОМ ЛУЧШЕ! Звеньевая система работы промысловых судов оправ дала себя полностью. Дума* ется, что в этой пятилетке она будет широко внедрена на судах нашей базы, обога щена новым творческим опытом. К сожалению, пока еще не все капи таны и штурманы оценивают ее по достоинст ву. Хотя, к слову сказать, кто, как не судоводители должны бы больше всех быть заинтересованы в новшестве. Особенно моло дые штурманы , которые не имеют промыслового опыта, а т акж е капитаны , слабо знающие новые районы. К примеру, в зять нашего капитана И. Царева и его 1 |И У ОДНОГО МОРЯКА *■ не возникнет сомнения, если ему предложат идти в рейс с опытным капитаном. Но если его назначат на тра улер, где молодой, «безвест ный» капитан, он пойдет на судно с осторожностью, не уверенно, а иногда и совсем откажется. Поэтому на таких судах экипаж подбирается, как говорится, с бору по со сенке, неравный, пестрый. И получается, что судовой коллектив практически не го тов к тому, чтобы сразу вклю читься в промысловую работу. «Обживание» промыслового района порой затягивается настолько, что потом уже ни какие усилия команды не по могают наверстать упущенное. Именно таким экипажам нуж на помощь, особенно в на чальный период работы. Как это сделать? Как под нять ответственность передо вых экипажей перед экипажа ми, работающими менее ус пешно? Мне думается, иници атива работников Рижской базы тралфлота — создать промысловые звенья, связан ные единым рейсовым планом, решило эту проблему. Наш экипаж БМРТ «Семен Дежнев» с энтузиазмом принял пред ложение работать в составе звена, где старшим был на значен капитан-директор БМРТ «Виктор Худяков» 3. С. Садых-заде. Перед выходом в рейс мы подробно ознакомились с ус ловиями труда и оплаты эки пажей, работающих в составе звена (было еще одно судно — БМРТ «Комсомол Украины», где капитаном И. Царев), старшего помощника Б. Литвина. Пока они значи тельно уступают в знании районов промысла, организа ции добычи и обработки ры бы, скажем, такому к апи та ну, как 3. Садых-заде, р у ководившему нашим звеном. Экипажи БМРТ «Семен Дежнеш», «Комсомол У к раины» и «Виктор Худя ков» составили в объеди нении «Латврыблром» пер вое звено, которое рабо< тало на промысле по еди ному рейсовому заданию. о д и н В МОРЕ НЕ ВОИН прослушали информацию о едином звеньевом задании. Руководящие специалисты на шего траулера побывали на «Викторе Худякове», ознако- Работая в одиночку, мы н а верняка бы провалили план. Уж больно неудачным был старт в работе. Только бла годаря помощи, которую оказывал нам передовой экипаж БМРТ «Виктор Ху дяков», мы сумели ликвиди ровать отставание по добыче рыбы и выпуску товарно пищевой продукции, а затем выполнить и социалистиче ские обязательства. В заключение мне хоте лось бы высказать несколь ко предложений. На мой взгляд, суда, работающие в одном звене, должны тесно сотрудничать не только в решении производствен ных задач, подробно инфор мировать о районе промыс ла, настройке промвооруже- ния и т. д., но и совместно заним аться всей политико воспитательной и идеологи ческой работой, учебой и от дыхом моряков. Мне к аж ет ся, неплохо было бы органи зовать между экипажами звена обмен книгами, кино фильмами, записями лекций и докладов на магнитофон ной ленте. Я. КУДРЯШОВ, первый помощник капитана БМРТ «Комсомол Украи ны». звена, объяснить нетрудно. По положению внутрибазрвого соревнования, первое место и денежная премия присуж дались звену при условии, ес ли средние показатели в нем будут выше показателей дру гих судов, работающих в этом районе. Конечно же, не всегда все шло гладко у нас. Были сры- УЧИЛИСЬ ДРУГ У ДРУГА мились с организацией подго товки экипажа и судна к про мыслу... Особенно эта встреча была полезна мне — как капитану. В промысловый район, где предстояло работать, я шел впервые и об особенностях его имел весьма* смутное представление. Заур Саибович Садых-заде щедро поделился со мной промысловыми план шетами, где были отмечены места промысла, безаварийные трассы траления, ориентиры для определения местонахож дения судна. Мы вышли на промысел хорошо подготовленными и с уверенностью в удачу. Так оно и получилось. Ежедневно старший капитан звена прово дил короткие совещания, на которых мы обменивались ин формацией по результатам работы за сутки. Такой обмен позволял нам четко видеть ра боту каждого экипажа, анали зировать упущения и помогать друг другу. Желание работать хорошо, на уровне экипажей всего вы в работе, упущения, не доработки. Но помощь мы получали незамедлительно. Припоминается такой случай. Нам нужно было сменить трал, перейти на другой, но вый. И этот трал не пошел. Причины установить сразу не смогли. Обратились за кон сультацией к специалистам «Виктора Худякова», и тут же ее получили. Новый трал был настроен быстро и надежно. Ухудшение промысловой обстановки никогда не приво дило нас в уныние, в расте рянность, как это бывает, если работаешь в одиночку Поис ком рыбы мы почти всегда занимались звеном. Кончился рейс. Подведены итоги. Принятые нашим зве ном повышенные социалисти ческие обязательства перевы полнены. Это — убедительное доказательство тому, что зве ньевой метод работы на про мысле оправдал себя цели ком. А. НАВЛЕВ, капитан-дирек- тор БМРТ «Семен Дежнев». К О М М Е Н Т А Р И И С П Е Ц И А Л И С Т А Промысловое звено работа ло в море по единому рей совому заданию. Экипажи справились с ним успешно. Так, план по выпуску м о р ож е ной продукции выполнен на 129,3 процента, по производ ству товарной пищевой — на 136,9 процента. Рейсовое за дание по направлению рыбы на пищевые цели выполнено на 125 процентов. При формировании эвена были допущены некоторые просчеты. Капитан БМРТ «Се мен Дежнев» А. Навлев впервые был послан в рай он, где работали суда. Эки паж третьего судна зве на — БМРТ «Комсомол У к раины» начал работу на п р о мысле на месяц раньше ли дера звена — БМРТ «Виктор Худяков». Разобщенность су дов по отдельным подрайонам — все это, безусловно, ска залось на итогах работы и снизило коэффициент трудо вого участия экипажей. В среднем рейсовое зада ние звена по основным пока зателям (добыче, выпуску м о роженой рыбы и товарной пищевбй продукции) выполне но на 134,1 процента. Веду щий экипаж звена — коллек тив БМРТ «Виктор Худяков» выполнил свою «долю» плана на 160,7 процента, команда БМРТ «Комсомол Украины» — На 127,4 и экипаж БМРТ «Се. мен Дежнев» — на 111,4 про цента. Отдельные недостатки, до пущенные береговыми служ бами и отделами при форми ровании первого промыслово го звена, учтены при направ лении в море второго звена под руководством капитана Е. Беляева. Звеньевой метод работы промысловиков по единому рейсовому заданию будет, безусловно, совершенствовать ся. Мы сейчас внимательно изучаем материалы минувшего рейса «Виктора Худякова», предложения и критические замечания промысловиков, ра ботавших в этом звене. На разборе своих рейсов моряки больших морозильных траулеров «Комсомол Украи ны» и «Семен Дежнев» отме тили большую организующую роль лидера звена, его стар ших специалистов. Р. АСТАХОВА, начальник отдела труда и заработной платы. • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 17 июля 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz