Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.

В объединении «Камчат- рыбпром» первыми опы т по увеличению вылова рыбы и максимальному использо­ ванию ее на пищ евы е цели применили эки па ж и боль­ ш их морозильных трауле­ ров колхоза им. Ленина. Передовой опыт предпо­ лагает специализацию кол­ лективов БМРТ на добыче какого-то одного вида сы­ рья в заданном районе и выпуске из него определен­ ного вида продукции, внед­ рение новых «широкоза­ хватных» орудий лова, мо­ дернизацию оборудования, наконец, предельно рацио­ нальное использование бюд­ жета времени. О том, к а к приживается опы т на судах базы «Рыб- холодфлота». ка к у ю выгоду он приносит морякам и го­ сударству, рассказывает на­ чальник базы В. М. МИ­ ХАИЛОВ. Материалы, которые мы предлагаем нашим читателям на этой странице, подготовлены пресс- центром Министерства рыбного хозяйства СССР. Они посвящены передовым методам тру­ да и рассказывают об опыте рыбаков Камчатки по увеличению добычи сырья и максимальному использованию его на пищевые цели, а также о работе звеньевым методом, разработанным по инициативе работников Рижской базы тралфлота и примененным латвийскими промысловиками. в н и м а н и е : о п ы т При разработке продоволь­ ственной программы особое внимание уделяется качест­ венной стороне дела. Это о г­ ромнейший резерв, верный путь к достижению такого уровня хозяйствования, такой предприимчивости/ когда эко­ номика становится экономной. В наших камчатрыбпромов- ских условиях добиться тако­ го положения позволяет труп- Ш ІІІІІІІІІП ІШ ІІІІІІІІІШ ІН ІШ ІІІІІШ ІШ ІІІІІІШ ІІІІІІІШ ІІІІШ М ІІШ ІП ІІІШ ІІ За, махсхлгАльное жепользоваяяе с ы р ь я КОМУ З А К А З Ы В А Т Ь МУЗЫКУ ШШ МШ ІШ ІШШ ІІШ ІІШ ІІШШШ !) Большие морозильные тра­ улеры «Рыбхолодфлота» про­ мыслом не занимаются. Так что нам наиболее интересна та «часть» новшества, которая касается рыбообработки. Сравнительно быстро и ре­ зультативно внедрить передо­ вой опыт удалось благодаря тому, что мы строго выдер­ жали перенятую схему расста­ новки оборудования по всей технологической линии. Маши­ ны и механизмы модернизи­ ровали при этом не по шаб­ лону, а творчески, с участием рационализаторов. Однако судьбу новшества, почина, опыта решают в ко ­ нечном счете люди, осознав­ шие значение передовой практики. А чтобы это «осо­ знание» было полным, мы посетили экипажи колхозных судов, изучили опыт их ра­ боты и окончательно убеди­ лись — да, рыбаки колхоза им. Ленина действительно в течение вот уже трех лет работают на одном виде сы­ рья и добиваются добрых ре­ зультатов. Каковы же конкретные ре­ зультаты перестройки в рабо­ те наших экипажей БМРТ, ре­ конструкции их технологиче­ ских потоков? Если раньше лучшие моро­ зильные траулеры базы, такие, скажем, как «Петр Овчинни­ ков »( за сутки вырабатывали товарной продукции как мак­ симум на 22 тысячи рублей, то ныне этот рубеж под силу каждому экипажу. На БМРТ «Узбекистан», к примзру, су­ точная выработка достигает 25— 28 тысяч рублей (до во­ семнадцати тонн спинки). Выполнены технические усо­ вершенствования и на других больших морозильных трау­ лерах, таких, как «Восход», «Ительмен», «Опала»... Здесь освоили выпуск обезглавлен­ ной рыбы, и процент пищевой в общем объеме продукции существенно возрос. Правда, при этом выяснилось, что ес­ ли при выработке спинки все отходы идут на рыбомучную установку и работает она на полную мощность, то теперь РМУ загружается всего на две трети, а то и меньше. Выход товарной продукции в денеж­ ном выражении сокращается. Как быть? На БМРТ «Трудовые резер­ вы» решили принимать отхо­ ды с плавбаз. Это позволило добиться высокого выхода то­ варной продукции (примерно 28— 30 тысяч рублей, или на 6 —8 тысяч больше, чем в на­ чале эксперимента). новое применение обрабаты­ вающего и добывающего тра­ улеров в одном районе. Туг важно добиться, чтобы у об­ работчиков всегда был на борту не просто сырец, а сы­ рец свежий. Чтобы музыку — норму вылова — заказывал тот, кто выпускает продукт питания. Ведь как может быть? Суд- но-обработчик принимает всю рыбу по мере ее поступле­ ния, большую часть сырца пу­ скает на заморозку. Какой же тут может быть «товар»? Да никакого. Товарной продук­ ции в денежном выражении получится самая малость. Другое дело, если обработ­ чики принимают сырец кр уг­ лые сутки, по графику, и только свежий. В таком разе — и только в таком! — мы можем иметь полный ассор­ тимент продукции: спинку, обезглавленную рыбу, печень, икру. Тогда и РМУ будет за­ гружена на все сто процен­ тов мощности. Именно так работает экипаж «Узбекиста­ на» с приданным ему добы­ вающим флотом. В среднем за сутки он вырабатывает то­ варной продукции на 27 тысяч рублей. Выпустить полный ассорти­ мент продукции из сырья вы­ сокого качества, бесспорно, дело важное. Однако уло­ жить эту продукцию в трю ­ мы — тоже не пустяки, с ко ­ торыми мы подчас не счита­ емся. Глядишь, уложили 570 тонн, только и всего. А м ог­ ли бы больше — зее семьсот тонн. И рэззрв этот надо всегда иметь в виду. В заключение хотелось бы вот что сказать. Опыт экипа­ жей БМРТ колхоза им. В. И. Ленина — это наше моряцкое достояние, и относиться к не­ му мы должны исключитель­ но бережно, по-хозяйски. Вот, скажем последний, ре­ кордный- показатель в отрасли. Имею в виду экипаж БМРТ «Технолог», добывший в про­ шлом году 26,6 тысячи тонн сырца, — намного больше то­ го, что выловил годом раньше экипаж большого морозиль­ ного траулера «Петр Ильи­ чев». Прибавка ведь не от нуля — от рекордного «по­ толка». Чтобь* переработать такой улов, экипажу, надо по­ лагать, пришлось не только усилить трудовой накал, но и применить какие-то новые приемы работы, технические новинкй. Вот почему, на мой взгляд, за опытом экипажей БМРТ передового в области хозяйства надо следить посто­ янно и пристально промысло­ викам всех перерабатывающих флотов страны.. В. МИХАЙЛОВ, начальник базы «Рыбхолодфлот» объ­ единения «Камчатрыбпром». А ЗВЕНОМ ЛУЧШЕ! Звеньевая система работы промысловых судов оправ­ дала себя полностью. Дума* ется, что в этой пятилетке она будет широко внедрена на судах нашей базы, обога­ щена новым творческим опытом. К сожалению, пока еще не все капи таны и штурманы оценивают ее по достоинст­ ву. Хотя, к слову сказать, кто, как не судоводители должны бы больше всех быть заинтересованы в новшестве. Особенно моло­ дые штурманы , которые не имеют промыслового опыта, а т акж е капитаны , слабо знающие новые районы. К примеру, в зять нашего капитана И. Царева и его 1 |И У ОДНОГО МОРЯКА *■ не возникнет сомнения, если ему предложат идти в рейс с опытным капитаном. Но если его назначат на тра­ улер, где молодой, «безвест­ ный» капитан, он пойдет на судно с осторожностью, не­ уверенно, а иногда и совсем откажется. Поэтому на таких судах экипаж подбирается, как говорится, с бору по со­ сенке, неравный, пестрый. И получается, что судовой коллектив практически не го­ тов к тому, чтобы сразу вклю ­ читься в промысловую работу. «Обживание» промыслового района порой затягивается настолько, что потом уже ни­ какие усилия команды не по­ могают наверстать упущенное. Именно таким экипажам нуж ­ на помощь, особенно в на­ чальный период работы. Как это сделать? Как под­ нять ответственность передо­ вых экипажей перед экипажа­ ми, работающими менее ус­ пешно? Мне думается, иници­ атива работников Рижской базы тралфлота — создать промысловые звенья, связан­ ные единым рейсовым планом, решило эту проблему. Наш экипаж БМРТ «Семен Дежнев» с энтузиазмом принял пред­ ложение работать в составе звена, где старшим был на­ значен капитан-директор БМРТ «Виктор Худяков» 3. С. Садых-заде. Перед выходом в рейс мы подробно ознакомились с ус­ ловиями труда и оплаты эки­ пажей, работающих в составе звена (было еще одно судно — БМРТ «Комсомол Украины», где капитаном И. Царев), старшего помощника Б. Литвина. Пока они значи­ тельно уступают в знании районов промысла, организа­ ции добычи и обработки ры ­ бы, скажем, такому к апи та­ ну, как 3. Садых-заде, р у ­ ководившему нашим звеном. Экипажи БМРТ «Семен Дежнеш», «Комсомол У к­ раины» и «Виктор Худя­ ков» составили в объеди­ нении «Латврыблром» пер­ вое звено, которое рабо< тало на промысле по еди­ ному рейсовому заданию. о д и н В МОРЕ НЕ ВОИН прослушали информацию о едином звеньевом задании. Руководящие специалисты на­ шего траулера побывали на «Викторе Худякове», ознако- Работая в одиночку, мы н а ­ верняка бы провалили план. Уж больно неудачным был старт в работе. Только бла­ годаря помощи, которую оказывал нам передовой экипаж БМРТ «Виктор Ху­ дяков», мы сумели ликвиди­ ровать отставание по добыче рыбы и выпуску товарно­ пищевой продукции, а затем выполнить и социалистиче­ ские обязательства. В заключение мне хоте­ лось бы высказать несколь­ ко предложений. На мой взгляд, суда, работающие в одном звене, должны тесно сотрудничать не только в решении производствен­ ных задач, подробно инфор­ мировать о районе промыс­ ла, настройке промвооруже- ния и т. д., но и совместно заним аться всей политико­ воспитательной и идеологи­ ческой работой, учебой и от­ дыхом моряков. Мне к аж ет­ ся, неплохо было бы органи­ зовать между экипажами звена обмен книгами, кино­ фильмами, записями лекций и докладов на магнитофон­ ной ленте. Я. КУДРЯШОВ, первый помощник капитана БМРТ «Комсомол Украи­ ны». звена, объяснить нетрудно. По положению внутрибазрвого соревнования, первое место и денежная премия присуж­ дались звену при условии, ес­ ли средние показатели в нем будут выше показателей дру­ гих судов, работающих в этом районе. Конечно же, не всегда все шло гладко у нас. Были сры- УЧИЛИСЬ ДРУГ У ДРУГА мились с организацией подго­ товки экипажа и судна к про­ мыслу... Особенно эта встреча была полезна мне — как капитану. В промысловый район, где предстояло работать, я шел впервые и об особенностях его имел весьма* смутное представление. Заур Саибович Садых-заде щедро поделился со мной промысловыми план­ шетами, где были отмечены места промысла, безаварийные трассы траления, ориентиры для определения местонахож­ дения судна. Мы вышли на промысел хорошо подготовленными и с уверенностью в удачу. Так оно и получилось. Ежедневно старший капитан звена прово­ дил короткие совещания, на которых мы обменивались ин­ формацией по результатам работы за сутки. Такой обмен позволял нам четко видеть ра­ боту каждого экипажа, анали­ зировать упущения и помогать друг другу. Желание работать хорошо, на уровне экипажей всего вы в работе, упущения, не­ доработки. Но помощь мы получали незамедлительно. Припоминается такой случай. Нам нужно было сменить трал, перейти на другой, но­ вый. И этот трал не пошел. Причины установить сразу не смогли. Обратились за кон­ сультацией к специалистам «Виктора Худякова», и тут же ее получили. Новый трал был настроен быстро и надежно. Ухудшение промысловой обстановки никогда не приво­ дило нас в уныние, в расте­ рянность, как это бывает, если работаешь в одиночку Поис­ ком рыбы мы почти всегда занимались звеном. Кончился рейс. Подведены итоги. Принятые нашим зве­ ном повышенные социалисти­ ческие обязательства перевы­ полнены. Это — убедительное доказательство тому, что зве­ ньевой метод работы на про­ мысле оправдал себя цели­ ком. А. НАВЛЕВ, капитан-дирек- тор БМРТ «Семен Дежнев». К О М М Е Н Т А Р И И С П Е Ц И А Л И С Т А Промысловое звено работа­ ло в море по единому рей­ совому заданию. Экипажи справились с ним успешно. Так, план по выпуску м о р ож е ­ ной продукции выполнен на 129,3 процента, по производ­ ству товарной пищевой — на 136,9 процента. Рейсовое за­ дание по направлению рыбы на пищевые цели выполнено на 125 процентов. При формировании эвена были допущены некоторые просчеты. Капитан БМРТ «Се­ мен Дежнев» А. Навлев впервые был послан в рай­ он, где работали суда. Эки­ паж третьего судна зве­ на — БМРТ «Комсомол У к­ раины» начал работу на п р о ­ мысле на месяц раньше ли­ дера звена — БМРТ «Виктор Худяков». Разобщенность су­ дов по отдельным подрайонам — все это, безусловно, ска­ залось на итогах работы и снизило коэффициент трудо­ вого участия экипажей. В среднем рейсовое зада­ ние звена по основным пока­ зателям (добыче, выпуску м о ­ роженой рыбы и товарной пищевбй продукции) выполне­ но на 134,1 процента. Веду­ щий экипаж звена — коллек­ тив БМРТ «Виктор Худяков» выполнил свою «долю» плана на 160,7 процента, команда БМРТ «Комсомол Украины» — На 127,4 и экипаж БМРТ «Се. мен Дежнев» — на 111,4 про­ цента. Отдельные недостатки, до­ пущенные береговыми служ­ бами и отделами при форми­ ровании первого промыслово­ го звена, учтены при направ­ лении в море второго звена под руководством капитана Е. Беляева. Звеньевой метод работы промысловиков по единому рейсовому заданию будет, безусловно, совершенствовать­ ся. Мы сейчас внимательно изучаем материалы минувшего рейса «Виктора Худякова», предложения и критические замечания промысловиков, ра­ ботавших в этом звене. На разборе своих рейсов моряки больших морозильных траулеров «Комсомол Украи­ ны» и «Семен Дежнев» отме­ тили большую организующую роль лидера звена, его стар­ ших специалистов. Р. АСТАХОВА, начальник отдела труда и заработной платы. • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 17 июля 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz