Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.

- f НАШ СПЕЦКОР С ПРОМЫСЛА СООБЩА. ЕТ... + ЭКИПАЖ ТРАУЛЕ­ РА «МАХАЧКАЛА» ВЫ ­ ПОЛНИЛ ГОДОВОЙ ПЛАН + ЗАБОТЫ БЕРЕГО ­ ВЫХ РЫ БООБРАБОТ ­ ЧИКОВ сказал, что до сих пор не может уяснить, зачем короба вообще были изобретены. Упавшую рыбину из-под них не достать до конца рабочей смены. И так не только на участке загрузки, но и в от­ делении, где снимается уже копченая рыба. Там подобная картина. Однако нас подвели к третьей и шестой печам. Здесь короба были снять», а де полуфабриката. Дза стан­ ка для ее приготовления име­ ет тарный комбинат, но вме­ сте со щепой продолжает привозить на коптильный за­ вод большое количество опи­ лок. 30 июня было то же са­ мое. Казалось бы, что такое опилки — безобидная вещь, а они — первый враг дымо- генераторов. Опилки само­ возгораются, выводят из строя дымопроводы, а это — оста­ новка печей. Вот так живет и трудится коллектив третьего коптильно­ го завода. Постепенно он уст­ ранил недостатки монтажа оборудования, многое сдела­ но своими силами. Взяв обя­ зательство вывести завод на проектную мощность к Дню рыбака и вырабатывать еж е ­ суточно 35 тонн деликатесной ТРЕТИЙ КОПТИЛЬНЫЙ? нижние носители слесари за­ крыли алюминиевыми листами, и получилось что-то вроде чистых поддонов. С них под­ нять упавшую с носителей рыбину никакого труда для работницы не составляет. Опять же просто и... недо­ ступно: негде взять алгомяни- езые листы, не говоря уже о нержавеющей стали. Помочь найти возможность приобрести их — еще одна задача для Отделов материального обе­ спечения. Копчение рыбы без древе­ сной щепы невозможно, поэ­ тому отделению дымоге^ера- торов и качеству доставляе­ мой щепы тоже уделили вни­ мание и вот что выяснили. Один дымогенератор потреб­ ляет за час работы 11 кг дре­ весной щепы. На заводе 48 Дымогенераторов, они «съеда­ ют» за час полтонны древеси­ ны. Завод работзет в две сме­ ны — 16 часов а сутки. См еж ­ ник по соревнованию 14-ти смежных предприятий — ко л ­ лектив тарного комбината обязался поставлять высоко­ качественную щепу, а постав­ ляет ее, мягко говоря, в ви- продукции, коллектив сдержал слово и вышел на этот рубеж в начале июня. Но 29 июня копченой рыбы было отправ­ лено потребителю только 23 тонны. Почему? Во-первых, сказывается нехватка рыбы- сырца, во-вторых, на заводе все еще не установлены ли­ нии для замораживания гото­ вой продукции. Эти «тормоза» м ожно устранить, но нужна, в первую очередь, настоящая помощь смежников по сорев­ нованию — коллективов ры ­ бодобывающих флотов. Не менее важно, чтобы ВРПО «Сезрыба» поторопило постав­ щиков морозильных линий. А. ГРИЦАЙ, зам. начальни­ ка отдела кадров объеди­ нения «Мурманрыбпром», за*, сектором сохранности социалистической собствен­ ности городского комитета народного контроля; Л. КОПЕЙКИН, зав. секто­ ром нормирования труда рабочих, ИТР и служащих Северного филиала ЦНОТ УЛРХ; С. ДАНИЛОВ, корреспон­ дент «Рыбного Мурмаиа». ПЕРВЕНЕЦ НОВОЙ * * среднетоннажных Ii1111111It 11111II1111111IIIIИ 111i1111111111111111МП111і1111111111М11НИ111111!11111іМ111 І О Т Е Ц , I И I С Ы Н — (Окончание. Нач. па 1 стр.). ~ токари, «штамповки», когда, ~ настроив станок на какую-то ~ деталь, они могут на протя- ^ жении всей смены ни о чем ~ другом не думать. Наши тока- z: ри вытачивают новые детали zj по тем, что сняты с каких- либо машин цехоз рыбоком - S бината, — с учетом износа. S Здесь токарь не просто выпол- = няет заказ, а проявляет еще ~ и творческую инициативу. Все детали, которые вытачи- z: вает Леонид Петрович n e p e ­ rs зенко, проходят через отдел £ технического контроля с вы* s сокой оценкой качества изго- = товления. В цехе не помнят = случая, чтобы детали возвра­ ти щалиСь на дообработку, а на- jr до признаться, что механики ~ рьібокомбинатовских цехов ~ — люди дотошные и прин- z: ципиальные, им «липу» не на- г: до, они этого не потерпят, — В 1958 году коммунисты ~ ремонтно-механического це* ха принимали Л. П. Нерезен. з ко в ряды КПСС. Они хорошо S знали его и как рабочего, и как человека. Все дружно ре- S шили, что коммунистом Лео* s нид Петрович быть достоин. «S Вот уже много лет он оправ» jj~ дывает доверие своих товари- Я Ж Ш Ш ІШ ІІ щей. Он первым был удосто - ен права носить звание «Ма ■ стер — золотые руки». А ка к; трудится Леонид Петрович!; План девятой пятилетки им ; был выполнен к первому но ; ября 1974 года, а десятой; пятилетки — к Первомаю 1979; года. Уважают Л. П. Нерезен ; ко и за большую обществен ; ную работу: он член партбю ; ро цеха, председатель това-; рищеского суда, входит в з а -; водской профсоюзный коми-: тет, шефствует над молодыми; рабочими. : Леонид Петрович многих; обучил своей профессии, и ; ученики не подводят учителя.* Владимир Серафимович Му ; рашкин благодаря Л. П. Н е -; резенко стал хорошим т о к а .; рем. После окончания техни ; кума он работает в нашем; цехе начальником смены. - Семь лет назад Леонид; Петрович привел в ремонтно ; механический цех своего сына; Григория и сам же взялся; обучить его токарному делу •; Сын, как в прошлом и о тец ,: быстро постигал науку рабо ; чего человека, за ко р о тко е ; время стал токарем четвер- ~ того разряда и практически; сегодня ни в чем не уступает I на работе отцу. Какую бы ~ сложную деталь ему ни п о р у - - чили бы выточить, вез твердо Е знают, что она будет изготов- Е лена в срок и с высоким к а - - чеством. : А. МОГИЛЕВА, инженер-~ г сметчик ремонтно - меха - \ J нического цеха М урм ан-- V ского рыбокомбината. ~ ѵ СЕРИИ судов «Союз» все восемь месяцев работы «зал» себя великолеп­ но. 3 очередной рейс траулер ушел с новым старшим меха­ ником, и сразу — авария глазной силовой установки, а через несколько дней — опять авария... Диск магнит­ ной' муфты разлетелся на ча­ сти. Пришлось возвращаться в порт. Знал старший механик, что не лаской да любовью встр е­ тит его начальство. Но не боя.'шь «выволочек» занимала его тогда. Уверен был. всем своим преды дущим опытом, доскональным знанием ме- ханизмов. чутьем специалиста, что ни е г о ’ вины. ни вины команды в случи вш ем ся нет — грамотно работали с м аш и н а­ ми. К онструкторские недора­ ботки первенца — вот и вся причина. Полгода трепали старшего механика комиссии, полгода доказывали свою правоту он и его помощники — судовые механики В. А. Рокин, А. В. Чернышев( А. Н. Виногороз. Полгода море было для стар­ шего механика «запретной зо­ ной». А потом подобные аварии случались на других бассей­ нах, где рыбачили «Союзы»... За основу рекомендаций по переделке основных узлов траулера были приняты выво­ ды старшего механика... / ’>OK)3-JO» собирался а рейс. Все уже было го­ тово, когда в механино-судо- аую службу позвонили с сУДна: «Выходить нельзя. Масловод шинно . пневматической муф­ ты пропускает масло». Групповой механик осмотрел масловод, улыбнулся: напра­ сно шум подняли, вполне мо­ жет работать! Так и сказал старшему механику, а тот — а амбицию. И убеждал, и уго­ варивал его групповой меха­ ник — ни в накую! И тогда групповой механик молча подписал разрешение на выход А потом сказал: «Или все будет хорошо, или и подаю в отставку». В отставку подавать не при­ шлось — масловод не подвел. А ГРАФИКЕ капитан одно­ го из «Океанов», стоя­ щего на отходе, доложил: «К рейсу готовы, все в порядке, только s руле какая-то мелочь пошаливает!» Вот тебе на! Отход на но су, а здесь... Главный меха­ ник сам пошел на судно — в руле мелочей нет! Вместе с капитаном раз сто прокрутил рулевую машину — все нор­ мально А на 101-й раз — заклинило. Снова проверка, и снова на 101-й раз — сбой. — Жаль, капитан, рейс от­ кладывать, но в море не вы­ лущу, — главный механик оза­ боченно прикинул, сколько времени уйдет на ремонт. — Разбирайте машину! При разборке устройства выяснилось: необходимо от­ центровать редуктор руле­ вой машины. И немедленно! Т РИ ЭТИ СЛУЧАЯ про изо- * шли с разницей в несколь­ ко лет. --Объединяет их лишь главное действующее лицо — старший, групповой, а потом и главный механик объединения «Мурманрыбпром» Виталий Иванович Самцов. Все эти случаи не что-либо сеерхнеобычное, нет. Это — повседневные дела, будни флотского специалиста. «Моряцкий стаж» 8. И. Сам- цова исчисляется более чем двадцатью флоту. Путь Самцова в профессию очень обычен: десятилетка (за­ кончил прекрасно — несколько четверок в аттестате), мечты о м оре (фильм «Семеро смелых» смутил тогда не одну м ал ьчи ­ ш еск ую душу!). Подался в М урм анск («Встречали без ор ­ кестра. — ш утит он сейчас. — ни единой души знакомой тут не было»). Пошел «при сту­ пом» на вы сш ее мореходное у чилищ е. судом ехан ич еск ий ф а кул ьтет (считал, что он бли­ ж е всего к трактору, который знал и любил) — не добрал баллов. Подался в среднее, на тот ж е судом еханический ф а ­ культет. (В этом своем ж е л а ­ нии он был очень настойчив!). Ч ерез пять лет после окон ча­ ния учи лищ а стал старшим механиком. Состояние механизмов на годами служения его судах приводили в при­ мер. А он хотел учиться. Очень. На заочном отделении выс­ шего мореходного за два года закончил... один курс — рей- сЫ( работа. Решил: «Так дело не пойдет». И перешел на дневное. Трудно, очень труд­ но было Самцозу. Внимания и заботы требовали маленькие дети, да и кормить семью то же ведь надо. Поэтому зиму просиживал над учебниками, а ко разграничить обязанности, Самцову отвели самый горя чий участок, боль и маету всего объединения — судо­ ремонт. Надеялись на пред­ приимчивость главного меха­ ника, на его государственный подход к любому делу. И снова не ошиблись. Ц Е СЕКРЕТ, что проблема * * нехватки запчастей — самая большая беда рыбо­ промысловых флотов. Виталий Иванович не стал I Социалистическая предприимчивость: I ПОРТР Е ТЫ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ [«ЕСЛИ НЕ Я, L.TO КТО ЖЕ?» весной уходил в море. До осени. Ни отпусков, ни кани­ кул. Не жаловался. Наоборот, и жену учиться застазил. Так почти одновременно и полу­ чили они вузовские дипломы. И снова — море. И снова — ни одного замечания! А через пять лет Виталия Ивановича взяли группозым механиком. ../СПЕЦИФИКУ» новой долж- ^ ности Самцов почувст­ вовал сразу: с 8 и до 2 2 «про бежки» по причалам, И снова — учиться. Учиться смотреть шире. Учиться принимать ре­ шения, зная, что отвечаешь не только за себя — за лю­ дей... Очень выручала его по­ мощь коллег — А. Н. Ме рети­ на и Г. Г. Антонова. — Сзоих дел невпроворот у них было, а ни от одного мо­ его вопроса не отмахнулись, — вспоминает Виталий Ивано­ вич. А через год совершенно не­ ожиданно предложили Самцо­ ву перейти на должность глаз нОго механика. Засомневался Виталий Иванович: «Справлюсь ли?» — Поможем, — уверенно сказал новый начальник служ ­ бы, бывший главный механик В. Ф. Бровкин, — только ра­ ботай! Заместитель главного ниже, мера объединения 8 Е. Глота- ленно скаж ет потом о Самцо- ве: — Из м ногих претендентов на должность главного меха­ ника предпочли мы тогда Самцова. Он инж енер от бога, работает и думает творчески, нешаблонно. И главное — очень ответственный человек. Тяжелым грузом (как только выдержал! — удивляется сей­ час) давила ежесекундная от­ ветственность за техническое состояние всего флота, за каждое судно. Среднетоннаж- ньіе траулеры он знает пре­ красно, на всех типах рыбачил, а вот &МРТ... Снова учился. Внимательно, как школьник, слушал наставления сзоих подчиненных — замечатель­ ных специалистов Н. ф. Лизу- нова, И. П. Соколова, В. Н. Штанько, С. С. Дяденкова, Н. И. Манушкина. Набирался опыта у начальника МСС В. Ф. Бровкина. А дома, вече­ рами (дня катастрофически не хватало!) читал инструкции, изучал чертежи БМРТ. За очень короткое время стал в них разбираться так ж з хоро­ шо, как и в родных средне­ тоннажных, Н епосредственный н ачал ь­ ник Самцова, заместитель на. пальника МСС С. А. Осиков, говоря о Виталии Ивановиче, тепло улыбается: — Деликатный, вежливый, общительный. Приятно с таким работать! И ещ е он превосход­ ный организатор... Может быть, как раз поэто­ му, когда а механико-судовой службе впервые решили чет^ обивать пороги начальства с криками возмущения: нечем ремонтировать! Он подошел к вопросу с иной, неожидан­ ной стороны. Как уважительно говорят сейчас на флоте — со стороны внутренних ре- ззрзоз. Очень остро, например, стоял вопрос с запчастями для главного двигателя БМРТ — поршнями, цилиндрами, втулками. Не было их, новых, и взять негде. Предъявит су­ доверфь акт дефектации — втулка, к примеру, не годна Старший механик тоже новую требует. Много ли с изношен­ ной наработаешь? — Всем выгодно заполучить новую деталь, запчасть, — Виталий Иванович хмурится, — и ремонтникам, и судовым специалистам. Оно, конечно, втулка новая лучше да и «да­ вай» легко сказать. Одно го­ сударство при этом в проиг рыше — суда-то стоят! Совместно с ремонтниками разработал Самцов технологию «восстановления» запчастей. Добился разрешения инспек­ ции Регистра, И большинство цилиндров, втулок, поршней стало возможно использовать вторично! Пережил флот ост­ рый момент. Да сколько таких случаез было в работе Самцова... Впервые в практике эксплу­ атации восстановили изъеден­ ный коррозией механизм из­ менения шага винта, стоящий несколько тысяч рублей. Научились давать вторую жизнь турбокомпрессорам Впрочем, перечень запчастей которые «оживают» с помо щью главного механика, мож но продолжать довольно дол го. Надо ли? Заметим только одно: сейчас судоремонтники не принимают ни одного сколько-нибудь серьезного решения без Самцова. Ценят! ОЕТРЕНЫМ вечером в квар- тире Самцовых тепло и уютно. Дымится в чашках ко ­ фе, кажется, можно и отдох­ нуть после тяжелого (впрочем, вполне обычного) трудового дня. Но Виталий Иванович продолжает жить флотом: — Сегодня на БМРТ «Герои Заполярья» вызвали. Повреж­ дение в коллекторе обнару* жилось. Менять надо, а ре­ монтники кричат: «Пусть идет в море, обойдется». Лишнюю неделю работать не хочется, а моряки пусть в рейсе горба­ тятся... Настоял на ремонте. И снова бесконечные разго­ воры о работе, о проблемах ремонта, поиски решений. — Дома его не видим, — совсем по-бабьи жалуется же­ на. — Ладно, ладно, не ворчи, — ласково смотрит на нее Ви­ талий Иванович. И серьезнеет: — Это же моя работа. И де­ лать ее надо. Если не я, то кто же? Н. НЕЧАЕВА. 17 и ю л я 1981 г. « РЫБНЫЙ МУРМАН» $ 5 с т р .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz