Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.
ФОТОРЕПОРТАЖ П Л Ю С - М И Н У С Д В А г р л м ѵ і л В районе промысла приступил к работе наш специальный корреспондент Ю. Казанцев. Сегодня предлагаем вашему внима нию первые его сообщения. Признаться, как-то не пред полагал, обозревая пирамиды консервных банок на витри нах* что предоставится воз можность побывать там, отку да начинается их путь на наш стол. Не задумывался и над тем, в каких условиях гото вится этот продукт, занимаю щий не последнее место в нашем рационе. — Вот наш цех, — консерв ный мастер Владимир Рожков очертил полуокружность ру кой. — Площадь где-то два дцать квадратных метров. Коллектив — я и мой помощ ник Василий Гаврилов. Там — жиротопное отделение, там — склад готовой продукции, но «головное предприятие» здесь, где мы стоим. А мы стояли на свободном «пятачке», как в автобусе в час пик. Основную площадь занимали два автоклава, зака точный станок массивных форм, стол, а на нем — ап текарских размеров весы. Все это хозяйство равномерно поднималось и опускалось в такт перепада траулера с вол ны на волну. — И какова нагрузка на коллектив в таких условиях? — спрашиваю. — План — в сутки 434 бан ки на бригаду, но мы делаем I до 1000 банок, — не без гор дости отвечает Владимир. — I Сейчас работу закончили, го- I товим фронт для второй бригады. Вторая бригада — консерв ный мастер Владимир Яеле- ка, помощник Александр Рыб~ чак — к работе приступила не теряя ни минуты. Морской водой промыта печень, в за ранее заготовленные банки сыплется чуток соли, кладется половинка лаврового листа и бросается горошина душисто го перца. Подтащен жбан с печенью. Александр встал за весы, Владимир — за «пульт уп равления» (главное — давить педаль) закаточного станка — и только руки замелькали. Александр Рыб^зк захваты вает жменю печени, уклады вает в банку. Затем быстрый, но внимательный взгляд на весы — в банке должно быть 230 граммов. Допуска ются отклонения плюс — ми нус два грамма. И вот груда консервных ба нок загружается в автоклав. Через час консервы готовы. Через четыре месяца баноч ки, подпоясанные желтыми этикетками «Печень трески натуральная», -'можно будет встретить на столе потребите лей, то есть на нашем столе. Только за пять дней работы консервщики «Душанбе» изго товил и 10 500 банок тресковой печени. Отличный результат! Ѵ Ю. КАЗАНЦЕВ, наш спец. корр. Баренцево море . ѴГТРОМ, когда мы пришли на новый коптильный за вод Мурманского рыбообра батывающего комбината, нас никто не ждал, и первый во прос, заданный сменным ин- женером-технологом Тамарой Григорьевной Филимоновой, был строгим и бескомпромис сным: «Вы кто, товарищи? У нас посторонним находиться в цехе не положено». С этого и началось наше знакомство с третьим коп тильным заводом, его людь ми и продукцией. Собствен но, это было не знакомство, а проверка сохранности на за воде рыбы-сырца, использо вания его для выработки де ликатесного пищевого про дукта. В цехе подготовки полуфаб риката в этот день работали с полной нагрузкой все шесть дефростаторов мороженой рыбы. Что это машины неплохой конструкции, стало ясно сразу хотя бы потому, что вокруг них было идеаль но чисто, на полу мы не за метили ни одной упавшей ры бины. Дефростаторы — плод труда машиностроителей Аст рахани, и рабочие третьего коптильного ими довольны. Довольны пятью, а вот шестой однажды подкачал, так как на нем были установлены носи тели брикетов мороженой рыбЬі из хрупкой пластмассы. Буквально через несколько месяцев работы носители это го дефростатора сломались, и на их замену механики и слесари завода использовали весь имевшийся запас носите лей. Результат — сегодня ни одного запасного носителя на заводе нет. Обеспечить пер вый коптильный завод носи телями для дефростаторов — задача для отделов матери ального снабжения рыбоком бината и Всесоюзного рыбо промышленного объединения «Севрьіба». От дефростаторов рыба по дается к коптильным печам по транспортерам. В свое вре мя эти транспортеры задали много работы техническому персоналу завода и ремонт но-механическому цеху ком - проектирующих организа ций, которые не учли, что - южная котельная рыбного порта пар в систему не при нимает, а берет только кон денсат. А как обстоит дело с использованием пара сейчас? Отлично. По инициативе ди рекции завода были найдены и установлены теплообмен ники. В связи с этим на ко тельную сейчас отдается Рейд Z JL К А К Ж И В Ё Ш Ь } бината. Конструкторы приду мали сделать их каркас из квадратных труб, которые в Мурманске найти не так-то просто. Обыкновенная круг лая труба с успехом замени ла квадратную. Уже в процес се эксплуатации транспортеров в местах перевалок рыбы сле сари поставили предохрани тельные металлические щитки и резиновые фартуки. Ры ба на лентах транспортеров не затирается и на пол с них не падает. Пульт управления транспортерами находится во зле отделения раскладки ры бы на носители. Работницы сами регулируют подачу сы рья, в результате нет «зава лов» и ненужных споров с операторами дефростаторов, нет возле транспортеров бе готни. Однако на заводе в на стоящее время нет в запасе лент шириной 800, 500 и 300 мм. Все те, кто бывал на треть ем коптильном в первые пол года его работы, помнят, ка кой огромный столб пара сто ял над заводом. Это выбра сывалось в атмосферу драго ценное тепло, и расходовалось оно впустую из-за просчета конденсат, а нагретую в теплообменниках Еоду ис пользуют в системе защиты дымогенераторов, она же по могает в некоторой степени уменьшить накопление смол в канализационной сети. Просто, разумно и совсем недорого, плюс огромное количество сбереженного тепла. . На любом предприятии из держки производства, хоть в малой степени, но неизбежны. Так до недавнего времени было и на третьем коптиль ном, где установлены две надцать печей, у которых имеются двенадцать входов и столько же выходов. Сами печи нас мало интересовали — они работают хорошо, — а вот процесс раскладки ры бы на носители и сбора с них готовой продукции привлек внимание. На участке загрузки возле каждой печи работают шесть девушек. Они укладывают ка носители рыбу. Мы заметили, что под коробами некоторых транспортеров-носителей ва ляется рыба. Ясность внес старший инженер завода Ни колай Николаевич Санько. Он М ІМ Я Ш И Ш Ш >4 стр. = - .. ....... - «РЫБНЫЙ МУРМАН» ------ 17 июля 1981 г. ПОБЕДНАЯ ТОНКА Команду траулера возглав ляет опытный промысловик с тридцатилетним стажем рабо ты — капитан Виленин Федо рович Григорьев. \ — Все рейсы в этом году * прошли успешно, — сообщил он. — Экипаж, таким обра зом, взял уверенный старт в одиннадцатую пятилетку. Пока зателями последнего рейса мы поставили точку в выпол нении годового плана — и да ж е перекрыли его, выловив 1330 тонн рыбы и выпустив из нее 773,7 тонны полуфабри ката. Ничего не скажешь, весо мый вклад внесли махачка линцы в трудовые достижения пятилетки. С. МЕХРЕНЬГИН. На снимках: момент выгруз ки рыбы с борта РТ «Махач кала» (внизу); капитан судна В. Ф. Григорьев; передовые матросы комсомольцы Влади мир Коптев и Виктор Писник. Фото автора. покачиваясь, исчезает в гор ловине трюма стампа, выны ривая через некоторое время, уже полная рыбы. — Рейс выдался отличный, — говорит матрос первого класса В. Л. Коптев, — а ры бу таку ю просто приятно бы ло убирать — на палубе не залеживалась, быстро попада ла в трюм. ком сом о л е ц Владимир Коп тев — один из передовых ма тросов в коллективе «Махач калы». В день прихода ему доверили нести ответственную вахту у трапа, наблюдать за выгрузкой. В порт возвратился из сво его пятого в нынешнем году рейса рыболовный траулер «Махачкала» Мурманского тралового флота. Этот приход для его экипажа стал знаме нательным вдвойне: завер шено выполнение годового планового задания по вылову рыбы и выпуску полуфабри катов. ...Усталый работяга - траулер притулился к причалу, как бы забывшись в дремоте. Только резкие команды тальманщицы иногда нарушают тишину на палубе — идет выгрузка рыб ного полуфабриката. Плавно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz