Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.

ФОТОРЕПОРТАЖ П Л Ю С - М И Н У С Д В А г р л м ѵ і л В районе промысла приступил к работе наш специальный корреспондент Ю. Казанцев. Сегодня предлагаем вашему внима­ нию первые его сообщения. Признаться, как-то не пред­ полагал, обозревая пирамиды консервных банок на витри­ нах* что предоставится воз­ можность побывать там, отку­ да начинается их путь на наш стол. Не задумывался и над тем, в каких условиях гото­ вится этот продукт, занимаю­ щий не последнее место в нашем рационе. — Вот наш цех, — консерв­ ный мастер Владимир Рожков очертил полуокружность ру­ кой. — Площадь где-то два­ дцать квадратных метров. Коллектив — я и мой помощ­ ник Василий Гаврилов. Там — жиротопное отделение, там — склад готовой продукции, но «головное предприятие» здесь, где мы стоим. А мы стояли на свободном «пятачке», как в автобусе в час пик. Основную площадь занимали два автоклава, зака­ точный станок массивных форм, стол, а на нем — ап­ текарских размеров весы. Все это хозяйство равномерно поднималось и опускалось в такт перепада траулера с вол­ ны на волну. — И какова нагрузка на коллектив в таких условиях? — спрашиваю. — План — в сутки 434 бан­ ки на бригаду, но мы делаем I до 1000 банок, — не без гор­ дости отвечает Владимир. — I Сейчас работу закончили, го- I товим фронт для второй бригады. Вторая бригада — консерв­ ный мастер Владимир Яеле- ка, помощник Александр Рыб~ чак — к работе приступила не теряя ни минуты. Морской водой промыта печень, в за­ ранее заготовленные банки сыплется чуток соли, кладется половинка лаврового листа и бросается горошина душисто­ го перца. Подтащен жбан с печенью. Александр встал за весы, Владимир — за «пульт уп­ равления» (главное — давить педаль) закаточного станка — и только руки замелькали. Александр Рыб^зк захваты­ вает жменю печени, уклады­ вает в банку. Затем быстрый, но внимательный взгляд на весы — в банке должно быть 230 граммов. Допуска­ ются отклонения плюс — ми­ нус два грамма. И вот груда консервных ба­ нок загружается в автоклав. Через час консервы готовы. Через четыре месяца баноч­ ки, подпоясанные желтыми этикетками «Печень трески натуральная», -'можно будет встретить на столе потребите­ лей, то есть на нашем столе. Только за пять дней работы консервщики «Душанбе» изго­ товил и 10 500 банок тресковой печени. Отличный результат! Ѵ Ю. КАЗАНЦЕВ, наш спец. корр. Баренцево море . ѴГТРОМ, когда мы пришли на новый коптильный за­ вод Мурманского рыбообра­ батывающего комбината, нас никто не ждал, и первый во­ прос, заданный сменным ин- женером-технологом Тамарой Григорьевной Филимоновой, был строгим и бескомпромис­ сным: «Вы кто, товарищи? У нас посторонним находиться в цехе не положено». С этого и началось наше знакомство с третьим коп­ тильным заводом, его людь­ ми и продукцией. Собствен­ но, это было не знакомство, а проверка сохранности на за­ воде рыбы-сырца, использо­ вания его для выработки де­ ликатесного пищевого про­ дукта. В цехе подготовки полуфаб­ риката в этот день работали с полной нагрузкой все шесть дефростаторов мороженой рыбы. Что это машины неплохой конструкции, стало ясно сразу хотя бы потому, что вокруг них было идеаль­ но чисто, на полу мы не за­ метили ни одной упавшей ры­ бины. Дефростаторы — плод труда машиностроителей Аст­ рахани, и рабочие третьего коптильного ими довольны. Довольны пятью, а вот шестой однажды подкачал, так как на нем были установлены носи­ тели брикетов мороженой рыбЬі из хрупкой пластмассы. Буквально через несколько месяцев работы носители это­ го дефростатора сломались, и на их замену механики и слесари завода использовали весь имевшийся запас носите­ лей. Результат — сегодня ни одного запасного носителя на заводе нет. Обеспечить пер­ вый коптильный завод носи­ телями для дефростаторов — задача для отделов матери­ ального снабжения рыбоком ­ бината и Всесоюзного рыбо­ промышленного объединения «Севрьіба». От дефростаторов рыба по­ дается к коптильным печам по транспортерам. В свое вре­ мя эти транспортеры задали много работы техническому персоналу завода и ремонт­ но-механическому цеху ком - проектирующих организа­ ций, которые не учли, что - южная котельная рыбного порта пар в систему не при­ нимает, а берет только кон­ денсат. А как обстоит дело с использованием пара сейчас? Отлично. По инициативе ди­ рекции завода были найдены и установлены теплообмен­ ники. В связи с этим на ко­ тельную сейчас отдается Рейд Z JL К А К Ж И В Ё Ш Ь } бината. Конструкторы приду­ мали сделать их каркас из квадратных труб, которые в Мурманске найти не так-то просто. Обыкновенная круг­ лая труба с успехом замени­ ла квадратную. Уже в процес­ се эксплуатации транспортеров в местах перевалок рыбы сле­ сари поставили предохрани­ тельные металлические щитки и резиновые фартуки. Ры­ ба на лентах транспортеров не затирается и на пол с них не падает. Пульт управления транспортерами находится во­ зле отделения раскладки ры­ бы на носители. Работницы сами регулируют подачу сы­ рья, в результате нет «зава­ лов» и ненужных споров с операторами дефростаторов, нет возле транспортеров бе­ готни. Однако на заводе в на­ стоящее время нет в запасе лент шириной 800, 500 и 300 мм. Все те, кто бывал на треть­ ем коптильном в первые пол­ года его работы, помнят, ка­ кой огромный столб пара сто­ ял над заводом. Это выбра­ сывалось в атмосферу драго­ ценное тепло, и расходовалось оно впустую из-за просчета конденсат, а нагретую в теплообменниках Еоду ис­ пользуют в системе защиты дымогенераторов, она же по­ могает в некоторой степени уменьшить накопление смол в канализационной сети. Просто, разумно и совсем недорого, плюс огромное количество сбереженного тепла. . На любом предприятии из­ держки производства, хоть в малой степени, но неизбежны. Так до недавнего времени было и на третьем коптиль­ ном, где установлены две­ надцать печей, у которых имеются двенадцать входов и столько же выходов. Сами печи нас мало интересовали — они работают хорошо, — а вот процесс раскладки ры­ бы на носители и сбора с них готовой продукции привлек внимание. На участке загрузки возле каждой печи работают шесть девушек. Они укладывают ка носители рыбу. Мы заметили, что под коробами некоторых транспортеров-носителей ва­ ляется рыба. Ясность внес старший инженер завода Ни­ колай Николаевич Санько. Он М ІМ Я Ш И Ш Ш >4 стр. = - .. ....... - «РЫБНЫЙ МУРМАН» ------ 17 июля 1981 г. ПОБЕДНАЯ ТОНКА Команду траулера возглав­ ляет опытный промысловик с тридцатилетним стажем рабо­ ты — капитан Виленин Федо­ рович Григорьев. \ — Все рейсы в этом году * прошли успешно, — сообщил он. — Экипаж, таким обра­ зом, взял уверенный старт в одиннадцатую пятилетку. Пока­ зателями последнего рейса мы поставили точку в выпол­ нении годового плана — и да­ ж е перекрыли его, выловив 1330 тонн рыбы и выпустив из нее 773,7 тонны полуфабри­ ката. Ничего не скажешь, весо­ мый вклад внесли махачка­ линцы в трудовые достижения пятилетки. С. МЕХРЕНЬГИН. На снимках: момент выгруз­ ки рыбы с борта РТ «Махач­ кала» (внизу); капитан судна В. Ф. Григорьев; передовые матросы комсомольцы Влади­ мир Коптев и Виктор Писник. Фото автора. покачиваясь, исчезает в гор­ ловине трюма стампа, выны­ ривая через некоторое время, уже полная рыбы. — Рейс выдался отличный, — говорит матрос первого класса В. Л. Коптев, — а ры­ бу таку ю просто приятно бы­ ло убирать — на палубе не залеживалась, быстро попада­ ла в трюм. ком сом о л е ц Владимир Коп­ тев — один из передовых ма­ тросов в коллективе «Махач­ калы». В день прихода ему доверили нести ответственную вахту у трапа, наблюдать за выгрузкой. В порт возвратился из сво­ его пятого в нынешнем году рейса рыболовный траулер «Махачкала» Мурманского тралового флота. Этот приход для его экипажа стал знаме­ нательным вдвойне: завер­ шено выполнение годового планового задания по вылову рыбы и выпуску полуфабри­ катов. ...Усталый работяга - траулер притулился к причалу, как бы забывшись в дремоте. Только резкие команды тальманщицы иногда нарушают тишину на палубе — идет выгрузка рыб­ ного полуфабриката. Плавно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz