Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.

УХОДЯЩИЕ ВСЛЕД ЗА СОЛНЦЕМ ----------- — Цыганский театр „Ремэн“ в Мурманске — --------------- .. Бьется о смуглые плечи бабочек черная стая. Белые змеи тумана след заметают. И небо земное над млечной землею. Идет она пленницей ритма, который настичь невозможно, с тоскою п серебряном сердце, с кинжалом в серебряных ножнах... 11Д ЕТ ЦЫГАНКА, и еечно * * рядом с нею рассЕет и песня, закат и танец, а смуг­ лые босые ступни ее веками отмеривают одно и то же — дорогу. И откуда и куда идет — этого она и сама не знает. Вольное, гордое, горькое пле­ мя детей человеческих. И нет у них ни дома, ни пашни, ни бога. Дом для них там, где расцвел золотым цветком ночной костер; пашня — вся земля, в бог — песня. Но по­ чему же тогда мы, все ос­ тальные, так внимательно вслушиваемся в их песни и почему в наших сердцах про­ буждаются неясная тоска и томление? Откуда они и о чем эта тоска у нас, горожан, для которых память детства — не ромашковое поле, а асфаль­ товые пятачки тесных дворов, не синие горы — а серые гро­ мады каменньіх домов, и утренний ветер дышит не про. хладой реки, а бензиновой гарью. 'Т ЕАТР «РОМЭН»... Единст- * венный в мире театр, дающий нам возможность со­ прикоснуться с удивительной душой многомиллионного пле. мени людей, рассеянных по всему свету, живущих почти во всех государствах и стра­ нах. Людей, много веков назад обитавших на берегах свя­ щенного Ганга и ушедших од. нажды оттуда вслед за солн­ цем. По преданию, цыгане — искусные кузнецы — выкова­ ли гвозди для креста, на ко­ тором был распят Христос. И за это они были наказаны, обречены быть вечными странниками ш этом мире. Сказка сказкой, но загадка этого народа не разгадывает­ ся века. Однако тайна эта на протя­ жении тех же веков питала необъяснимую ненависть к ним. Голодные делились с цы­ ганами куском хлеба и доб- рым словом, ш сытые «о все времена существования гнали их — камнем, плевком, кре­ стом, костром, автоматной очередью, зевом крематория отвечали на песню и белозу­ бую улыбку. Почему! Спектакль театра «Ромэн» «Мы — цыгане» рассказывает об этом. Он рассказывает ярким, горячим, страстным языком цыганских песен и танцев об истории своего на­ рода. Говорить о самом спектак. ле невозможно, как невоз­ можно рассказать человеку, не знающему поэзии Пушки­ на, о его стихах, рассказать о рафаэлевской «Мадонне», не показывая картину. Спек­ такль «Мы —- цыгане» надо видеть. Журнал «Театр» после премьеры этого спектакля главным его достоинством на­ звал народность: «...Народность зрелища... в том, прежде всего, что его ге­ рой народ и в том, что под­ линное цыганское искусство выросло из народной стихии, ею отмечено. И этой стихией овеян, окрашен, одухотворен каждый из четырнадцати эпи­ зодов. составляющих содержа­ ние спектакля, его действие и плоть, пронизанных музыкаль­ ным, песенным, танцевальным фольклором». Глубочайшей стариной, древностью веет от этого спектакля, от всего цыганско­ го искусства, хотя сам театр молод... 20 декабря 1930 года в газе­ те «Вечерняя Москва» появи­ лось необыкновенное объявле­ ние: «Оргкомитет театра Индо- Ромэн (Цыганск) при Главис­ кусстве доводит до сведения цыган и граждан других наци­ ональностей, владеющих цы­ ганским языком, что 25 декаб­ ря начинаются приемные ис­ пытания я студию театра Индо- Ромэн». 24 января 1931 года студия начала работать. За три меся­ ца была подготовлена первая работа — театральное обо­ зрение из жизни цыган «Вчера и сегодня». А спустя некото­ рое время афиши возвестили о первом трехактном спек­ такле «Жизнь на колесах». Именно тогда была сделана первая серьезная заявка о целях и задачах театра — опираясь на вековые тради­ ции и художественный опыт цыган, говорить о современ­ ных актуальных проблемах этого народа языком искусст­ ва, доказывать необходимость перехода к новой, оседлой жизни, стать полноправным членом великой многонацио­ нальной семьи Страны Сове­ тов. После этого спектакля студия была переименована в театр «Ромэн». С каждым годом росли сла­ ва и популярность театра. Не будет преувеличением ска­ зать, что его зрительный зал заполнила самая необыкно­ венная по своему разнообра­ зию публика. Это отчасти по­ служило толчком к тому, что­ бы все спектакли ставить на русском языке, хотя первые десять лет со сцены звучал только цыганский. Изменился со Бременем и репертуар. Театр обратился к русской и зарубежной классике (П. Ме- риме, А. Пушкин, А. Горький, Г. Лорка). А затем на сцену театра «Ромэн» вышли и ге­ рои советских драматургов А. Афиногенова, М. Светлова, И. Штока, А. Софронова, Ю . Нагибина. Во время Великой Отечест­ венной войны актеры театра «Ромэн» дали 1200 спектаклей, играя в госпиталях и на мо­ билизационных пунктах, в зем­ лянках и блиндажах переднего края, поставили 1700 шефских концертов на оборонных предприятиях и боевых ко­ раблях. Небо Отчизны защи­ щал тяжелый бомбардиров­ щик «Ромэновец», построен­ ный на средства, собранные театром. Г О Г А Т А И НЕОБЫКНОВЕН- ™ НА история этого теат­ ра, первые актеры которого приходили на сцену прямо из таборов, от своих повозок, ко­ стров. Богата именно судьба­ ми людей. Вот уже полвека не расста­ ется с театром один из ини­ циаторов его создания, б про­ шлом актер и гитарист, а ны­ не один из ведущих драма­ тургов театра (автор более 30 пьес), заслуженный артист РСФСР И. И. Ром-Лебедев. Ровесником театра является И. В. Хрусталез — заслужен­ ный артист РСФСР, в недале­ ком прошлом один из веду­ щих актеров, а ныне балет­ мейстер и драматург (на сце­ не театра поставлено 10 его пьес). Три десятка лет работает в театре «Ромэн» Николай Алексеевич Сличенко. С ем ­ надцатилетним пареньком при. шел он в этот коллектив и Еырос здесь до народного ар­ тиста РСФСР, главного режис­ сера театра. Имя Сличенко знает, пожа­ луй, каждый взрослый чело­ век в нашей стране, знают об этом актере и за рубежом. Популярностью он пользует­ ся величайшей. Десять лет назад мне довелось побывать на одном из спектаклей в те­ атре «Ромэн» е Москве. После окончания зрители долго не отпускали актеров, аплодис­ менты и возгласы вновь и вновь прокатывались по залу. Но вот в глубине зала нача­ лось какое-то волнение, ка­ кая-то тихая суета, люди оглядывались, актеры на сцене улыбались. По проходу м ед­ ленно шла необычная пара: высокого роста немолодой военный ломогал идти совсем дряхлому старичку. Тот шаркал ногами, по лицу его текли слезы, а обеими руками он крепко прижимал к груди огромный букет чайных роз. Цветы старик нес Сличенко. И кто знает, какие струны звенели в его душе в тот Еечер, какие воспоминания • поднялись со дна его сердца. Д ЛЯ РУССКО ГО ЧЕЛОВЕКА искусство цыган значит что-то совершенно особое. Стоит только вспомнить нашу у классическую литературу. Корни этой любви дали росток и в сердцах наших современ­ ников, и они крепнут и мно­ жатся при каждой встрече с первым и единственным в ми­ ре профессиональным теат­ ром цыган, естественным культурным центром цыган всего мира. Т. АЛ ЕКСЕЕВА . m М о Т в Г л а в а 5. Н а т а ш а Стас прогрипповал несколь­ ко дней: чихал, температурил, поминутно утирал обильный пот. Но странное дело: горло было как у новорожденного. Хоть песни пой! Права, выхо­ дит, была Наташа, когда гово­ рила, что от их мороженого ангины не бывает... В комнату тралфлотовского ДМО с шумом и громом вва­ лился здоровенный детина. По пути он зацепил распахнуты­ ми полами дубленки стул и уронил его. Был парень крас­ нощек, ступал по полу кам по палубе, голос его был необыч­ но зычный, на голове была мохнатая шапка-малахай из меха диковинного зверя. Па­ рень весело загоготал. одно­ временно стряхивая с шапки растаявший снег. Это был Ди­ ма — старый товарищ Стаса по ледокольному и траловому флотам, а также по береговым приключениям. •— Кальмарский, ветер в корму! Дай пожму щупальцы! Ну как, жив, Курилна? С Димой Стас познакомился в своем самом первом рейсе. Свою карьеру морехода он на. чинал в ледокольном флоте рейсом: Мурманск — Дудинка. ...Стас появился в дверях ка­ юты с неизменным «диплома­ том» и гитарой в чехле, висев­ шей за спиной. Могучий мат­ рос поднялся со шканцев, спросил, показав на чехол: «На белых медведей будем охотиться?!» И захохотал. Стас тоже не удержался. Потом представился: «Стас Кальмар­ ский». «А я Дима-бункерман. Это не фамилия, это с трал­ флота пристало...» Парень сно­ ва улыбнулся. Так они и по­ знакомились. А через неделю произошел случай, когда рас­ смеялся даже угрюмый элект­ ромеханик. не.аавно порвавший со своей женой. Стас, свободный от вахты, натренькивая на гитаре, сочи­ нял свою очередную песенку: «Лед трещит!» В каюту быстро влетел Ди­ ма: «Стас, нужен пустой пу­ зырек!» — Лед трещит, не поддается, О борта сильнее трется... Возьми с бензином для за­ жигалки... Дима взял фланон. отвернул г.робку и подошел к раковине. Потом, передумав, открыл дверь в гальюн. — Но вперед идет атомо­ ход! — намурлыкивал Каль- марскии, записывая слова в блокнот. Дима, повозившись в гальюне, выскочил из каюты. Наконец, песня была готова. Стас удовлетворенно отложил гитару. Не спеша закурил си­ гарету и открыл дверь галью­ на... Лирическое мурлыканье начинающего барда продолжа­ лось несколько мгновений. Внезапно раздался взрыв!.. Двери молниеносно распахну­ лись, и Стас ракетой вылетел в коридор. Дикий вой огласил судно. Мощный бас звал на помощь маму. Дима начал разворачивать сверток подозрительно круглой формы: «Лекарство от просту- ды!» Стас попытался оназать со­ противление: «Мне сейчас внутреннее нельзя. Завтра на прием к врачу. Унюхает — будут неприятности». Дима-бункерман обнажил в широкой улыбке крепкие, мо­ лочного цвета зубы: «Совсем плох, старик! Гляди!» Он вы­ ставил на стол несколько ста­ канчиков. — Мороженое? — Стас от неожиданности захлопал длин­ ными ресницами. На его скуч­ ном лице проступил юношес­ кий румянец. — Спрашиваешь! Сегодня опять на холод посылали. — Информируй! — Все нормально. Самые лучшие пожелания синеглазая тебе шлет. Пусть, говорит, вы­ здоравливает... Стас заволновался еще боль­ ше: «Эх, не вовремя я... Такая дивчина. А... возле нее никто из наших не рассыпал бисер?» — У нее такие глазищи — любого брехуна остановят! Од­ ному тебе привет передает... Кстати, сегодня втроем — я, Наташа и наша общая знако­ мая Марина... — Кто это? — Подруга Наташи, оч-чень любопытная девушка... Тан вот мы вечером втроем идем смот­ реть «Гараж». Стас вскочил с кровати: «Вчетвером!» — Но ты же... — Я больной? Да я... — Стас схватил могучего Диму и легко закружил с ним в темпе вальса... С Наташей они теперь встре­ чались каждый день, пока он не ушел в море. Она заочно училась на юридическом фа­ культете, и они часто встре­ чались в библиотеке. Странное дело, она совсем не походила ни на одну из тех девочек, с кем быстро знакомятся, про­ сто сходятся и легко расста­ ются. С теми — ресторанными знакомыми все было просто и ясно. Стас, как опытный спорт­ смен. брал очередную высоту, нам правило, с первой попыт­ ки. Но Наташа... Стас чувст­ вовал перед ней непривычную робость и волнение... Поздними вечерами Стас по­ долгу не мог уснуть. Он вклю­ чал в каюте свет, снимал фир­ менные часы с магнитным браслетом. Потом осторожно щелкал замками своего «дип­ ломата»... Многие, не раздумывая, дали бы четвертную тому, кто рас­ сказал бы, что в нем нахо­ дится. Впрочем, секрет порт­ феля Кальмарского очень прост. В «дипломате» из чер­ ной кожи лежало несколько безделушек в блестящей упа­ ковке — презенты для наве­ дения контактов, энциклопеди­ ческий словарь, потрепанная книга О’Генри. записные книж­ ки. Кроме того, там всегда имелась заветная бутылочка хорошего коньяка и плитка дорогого шоколада. А внизу — папка, завязанная тесемками. В ней хранилось самое завет­ ное. В том числе и фотогра­ фия Наташи... Большие. доб­ рые глаза, пышньіе волосы. Сойдя на причал, Стас опе­ шил: его встречала Марина. — Что с Наташей? Видишь ли... — уклончи­ во заговорила девушка. — Ой. я ведь не поздоровалась! Здравствуй, наш дорогой Стас! — она чмокнѵла моряка в об­ ветренную щену. — Где Наташа? — Ну, во-первых, ѵ нее гос- экзамены. Вернется уже с дип­ ломом... — А во-вторых? Только че­ стно! Марина вздохнула и прибли­ зилась к Стасу. Стас прочел в ее взгляде понимание и боль По сообщениям диспетчер­ ских служб флотов, сегодня ожидаются: БМРТ-131 «За­ волжье», СРТ-8205 «Порцион». Завтря: РТ-266 «Гурзуф», БАТ-0058 «Капитан Маклаков», ТР «Виктор Лягин». 12 июля: РТ-300 «Муром», экипаж ППР «Грумант» на самолете из Москвы рейсом 2347 (18 человек), 6АТ-0002 «Александр Грязное», РТ-271 «Жигули», ТР «Эрнст Тельман». 13 июля: РТ-138 «Абхазия», БМРТ-372 «Таруса», СРТ-р-702 «Бежица». 1 А июля: РТ-326 «Медно- горск», БМРТ-0012 «Михаил Вербицкий». 15 июля: РТ-324 «Молодеч- но», СТР-305 «Сосногорск», СТР-308 «Сортавала», СТР-210 «Славяногорск». БМРТ-439 «Муромск», ПСТ-1316 «Крас- нознаменск». 16 июля: РТ-331 «Мурман. чанин», БМРТ-450 «Больше­ вик», СРТ-846 «Ахилл». ПРИНОСИМ ИЗВИНЕНИЯ Ре дакни я е;ігенедел ьн икп приносит свои ц.тш іеішя чи­ тателям па ошибку, допущен­ ную п подписи к снимку, опуб­ ликованному на 2-іі странице прошлого номера газеты. Второй абзац подписи следу­ ет читать: <Всеми этими каче­ ствами наделен подменный ка. питан атомохода <Сибирь> Владимир Николаевич Красов- скип>. Редактор Н. А. БАКШЕВНИКОВ. Мурманск*, 183027. ул. Павлова, дом 21 (второй этаж). Телефоны: приемная редактора — 6-53-61; заместитель редак­ тор^ и ответственным секретарь — 6-67-03. Отделы: партийном жизни и пропаганды — 6-25-37; береговых предприятии — 6-62-15; промышленного рыболовства — G-13-5S); инеем —6-44-78; культуры и быта, информации и спорта —6-02-1)3. <Рыбный Мурман». Индекс 52832. Мурманская областная типография, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18 Зак. 5343. ПН-06939. Щп т е л е ф о н ы I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz