Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.
ла. Во время перебежки с берега пришла радиограмма: депутату Октябрьского Со вета народных депутатов А. Алексеенко отчитаться о своей работе перед экипа ж ем судна. — О работе я расскажу,— делился Андрей Иванович с первым помощником, — но, вероятно, будут и вопросы. Мне бы желательно к ним ГК ?' готовиться. — Сделаем так: я опове щу команду о собрании — пусть подумают о вопросах. Запишут. Я передам их вам. Идет? — Хорошо. Вопросов оказалось много. Бы ли и такие, на которые ответить довольно сложно. Вот, например: настолько ли нужен щекинский метод на судах, как об этом говорят? Депутат постарался отве тить содержательно. Вспых нул спор. И все ж е доказал Алексеенко — щекинский метод выгоден к ак рыбакам, так и государству. ...В новом промысловом районе рыбалка оказалась тоже удачной. А через не сколько дней — приятное событие: на горизонте пока зался БМРТ «Северное сия ние.', судно, экип аж которо го соревнуется с экипажем «Серафимовича». Тавлинов по радио помог соперникам настроить ору дия лова и — «кто кого?..» — В чем мы их обошли?!. Эки уіжи , в принципе, рав ноценные, суда однотипные. Следовательно, упор нужно делать на увеличение про мыслового времени, ■— рас сказывает Е. В. Тавлинов. —- И тут опять отличился Алексеенко. Его коллектив— к этому времени он уже стал коллективом во всех отношениях — добился того, что подъем и спуск трала занимали в общей сложности 30—35 минут. И хотя сорев нование шло с переменным успехом, мы все же вышли победителями. Взяли на шесть тонн больше. Не ум а л я я достоинств членов эки пажа, хочется выделить из числа других именно А лек сеенко — матрос, как гово рится, божьей милостью... — Я того же мнения, — присоединяется к тралмей стеру Иван Федорович Ко- пейков, капитан-директор «Серафимовича». — На т р а ловом флоте немало масте ров своего дела, и Алексеенко, на мой взгляд, один из тех, іГторые завоевывают авто ритет и уважение личным примером и, подчеркиваю, поистине коммунистическим отношением к труду. По больше бы таких людей в море. Ю. КРЕПИН. J / ЛАДО ВА Я боцмана под менных экипажей Мур манского тралового флота завалена разными нужными инструментами и рабочей одеждой, а потому свобод ного места здесь совсем ма ло. Хозяин, Михаил Хасано вич Юмаев, деловито раскла дывает на узком самодельном столике куски сахара и лом ти белого, из судовой печи, хлеба. Подоспел на плитке чайник, застучал призывно крышкой. — Готово, — сказал М. X. Юмаев, бросил на диванчик кепку, обнажив совершенно седую голову, и взялся за горячую ручку голой рукой.— Чай будешь? С сахаром?.. Булькает в кружку зелено ватая жидкость, Михаил Ха санович суетится. В его роду принято встречать гостей как следует. Лишь после того, ко гда чай был выпит, а чайник с холодной водой вернулся на плитку, Юмаев повел раз говор о своей жизни. —■В Мурманск наша семья приехала из Ульяновской об ласти в 1933 году, а в тра ловый флот устроился в со рок восьмом, — рассказывал Михаил Хасанович. — С ем надцать лет было — пацан... В семье у нас иметь моряка не хотели — все старший брат Николай напортил. Он сходил в море пару рейсов и таких ужасов понарассказы- вал, что меня после семилет ки дружно взялись «спасать». Ведь я мечтал о море всегда. Спасение заключалось в тем, что его пристроили в ма стерскую учеником сапожника. Но вскоре решили: специаль ность «бедная» и не совре менная. На одном из семей ных советов отец подал мысль: пусть младший сын отправляется на судоремонт ный завод учиться токарному делу. И все дружно поддер жали его. — Надоела мне однажды вся эта кутерьма. Семнадцать лет, а со мной вытворяют все, что захотят. Ушел, вернее, сбе жал я с завода, а на флоте с объятиями встретили. Рыбацкую науку Михаил Хасанович начал проходить на старом рыболовном трау лере «Налим». Тогда самыми уважаемыми людьми на судах были капитан, тралмейстер и кочегар. Последний поднимал пар «на марку», второй го ловой отвечал за трал, а ка питан по своим планшетам водил на промысел. Если суд но шло медленно, виноват в том был кочегар. Нели рыба не ловилась, а у других она была, это значило, что трал мейстер в чем-то напортачил. На капитана обижаться не полагалось: рыбы в Баренце вом море было достаточно, і Г о д о в о й — к 7 н о я б р я Э к о н ом н о и р а ци о н а л ьн о ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об усилении работы по экономии и рациональному использова нию сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов». Этот важный документ определяет многие стороны нашей повседневной жизни. Главным резервом мы по праву считаем полное использо вание рабочего времени. Ведь от того, как организован труд, зависит использование и материальных ресурсов. Года 2—3 назад были у нас нарекания на нехватку инструмента, теперь — порядок. И с металлом — нормально. А, известное дело, при полном наборе инструмента и хорошем обеспечении материалами ТРУД> как правило, высокопроизводителен. Тут уж все зависит от нашего умения и желания. Нередко тормозит демонтаж судового технологического обо рудования нехватка ацетилена. А вовремя сделаем демонтаж — технику выгрузить не можем: то крана не дали, то судно сто ит третьим, четвертым корпусом. Тут уж нас подводят работ ники головного предприятия объединения «Мурманская судо верфь». В указанном выше постановлении сказано: «Предусмотрено обсудить задачи по усилению режима экономии и рационально му использованию ресурсов в партийных организациях и на общих собраниях трудящихся». Наша парторганизация объеди няет 14 коммунистов слесарного и котельно-сварочного участ ков. В нашей бригаде три члена партии. Это Ф. А. Павлинов, А. А. Шурупов и я. Бригада выступила инициатором соревнова ния на нашем заводе по выполнению годового плана к 7 но ября. Думаю, что слово мы свое сдержим. Будем всемерно бо роться за экономию ресурсов и работать эффективно. В. БЕЗРУКОВ, бригадир слесарей, секретарь парторганиза ции слесарного и котельно-сварочного участков завода «Сев- реммаш». от командира зависело, что ловить — палтуса, окуня или треску. — Начинал я бесклассным матросом в рыбном ящике,— вспоминал Михаил Хасанович. — Рыбы и тогда ловили мно го, а постоянной нормой для рубщика и шкерщика за ры- боделом считалась двадцать одна рыбина, обработанная за минуту. Когда «рыбалка» шла особенно хорошо, шке- рили и до двадцати четырех рыбин. Вот здесь попробуй не успеть за матросами. Столько подйачек выслушивал, да таких, что не приведи гос подь их сейчас кому услы шать... Пот прошибал, а рез ко не ответишь — виноват... Михаила Хасановича уже с первых рейсов заинтересовал, J РЫБАК ВСЕГДА РЫБАК | [ казалось, совсем простои во прос: как это рыба в трал заходит? Он постоянно думал и над тем, по каким таким приметам тралмейстер после нескольких минут траления безошибочно узнает — рабо тает «ловушка» или нет. Эти вопросы, особенно первый, нигде не давали ему покоя: ни в салоне, ни в кубрике, ни на берегу. Он приобрел кни гу инструкций и справочники по траловому делу и на па- лубе во время чинки сетного полотна был любознательнее других. Сначала над ним по смеивались, а когда тралмей стер Нестеренко (Михаил Ха санович не помнит имени и отчества — тридцать два го да прошло) стал уделять Юмаеву все больше и боль ше внимания, особенно когда Юмаев сам первый раз спу стил и поднял трал на борт, насмешки прекратились. — Если по-честному, море я полюбил сразу и навсегда. Оно меня не страшило, мор ской болезнью я не страдал, но несколько раз шторм тряхнул здорово, а однажды и с жизнью уже прощался. Было это на траулере «Ма телот», который считался тя желым пароходом, а моряки называли его между собой «утюгом». В качку он не пе реваливался на волне, и она гуляла на его палубе как хо тела. Трагедия разыгралась неожиданно... Когда М. X. Юмаев начал ремонтировать порванный трал, над Баренцевым морем уже висели серые тучи, море потемнело, но оставалось со вершенно спокойным. Однако чайки и «глупыши» уже стали помалу отлетать ближе к бе регу — верный признак при ближающегося шторма. Капи тан открыл окно рубки и ска зал: Можно сказать смело: если вы не побывали в фирменном магазине «Океан» — значит, и Мурманска не видели... Именно в «Океан» попадают лучшие образцы того, что из готовляют руки судовых рыб. мастеров и консервщиков, ры- бообработчиц и кулинаров ры бокомбината, именно здесь можно обнаружить рыбное блюдо, которое потом станет любимым лакомством. Мурманский магазин «Оке ан», кстати, один из самых богатых по ассортименту — это признают многие гости го рода. Москвич А. С. Меньшов, например, считает, что при лавки «Океана», попади они в столицу, опустели бы за пол часа. Преувеличивает, конеч но, но нам, мурманчанам, из балованным разными копчено стями и вяленостями, это слы шать приятно. И все же — та- ние ли уж мы «доки» в рыб ной гастрономии? Увы — про- давцу-консультанту Галине Геннадьевне Пыхтиной (на снимке) порой долго приходит ся объяснять, что, допустим, филе налима для рыбных кот лет ничуть не хуже треско вого... — Долго возишься, Хаса- ныч. Шторм идет, убирай свои веревки... Михаил Хасанович посмот рел на море, в небо, спрятал пустую иглицу за голенище сапога и достал оттуда но вую. — Ничего, успею, — отве тил он и снова увлекся рабо той, а капитан, поглядев на него еще несколько минут, опустил раму. Не успел Юмаев. Море вздыбилось на одном дыха нии. Сразу стало черным, вдали блеснула молния, тра улер подбросило, и тут же мощная волна хлынула на его палубу. Она вместе с сет ным полотном, кухтылями и тросами поволокла Михаила Хасановича к траловой лебед ке. Как оказался у штурвала стопора, этого он не помнит. Следующий водяной вал оторвал его от штурвала, а третья волна завершила д е ло... — Холодная вода привела меня в чувство, — Юмаев отхлебнул из кружки остыв ший чай. — Открыл глаза и увидел зеленую муть. Еще что-то темное метрах в двух — борт судна. Тогда и попро щался с жизнью. С мостика увидели, как меня швырнуло за борт, бросили несколько спасательных кругов для стра ховки, но море, видать, меня пощадило. Волна сама вта щила меня на судно и при жала грудью к вертикальному трапу на мостик. Ухватившись руками и зубами за него, так я и остался на траулере. Кажется, после такого слу чая любой распрощался бы с морем — от греха подальше. Мелькала такая мысль и у Юмаева. Но побыл он по сле того злополучного рей са на берегу, в резерве, и от таяла постепенно душа, опять потянуло в море. Двадцать шесть лет он не расставался с ним, ловил рыбу и в шторм, и в штиль, чинил сети в три дцатиградусный мороз... В 1971 году друзья поздравили Михаила Хасановича Юмаева с высокой правительственной наградой. Его многолетний и добросовестный труд в море был отмечен орденом Ленина. Мы сидим в боцманской кладовой. Опять призывно застучал крышкой видавший виды чайник, еще раз Миха ил Хасанович насыпал в кипя ток заварки, на лице — со средоточенная грусть. Расска зывая о себе, он мыслснно возвращался на промысел, вспоминал молодость. Из но сика чайника, зависшего над кружкой, зеленая струйка по тихоньку лилась на газету, разостланную на столике вме сто скатерти. Задумался ры бак... . С. ДАНИЛОВ. На сним ке : М. X . Юмаев (слева) и его помощник Ф . В. Лебедев закрепляют трал на борту РТ-199 «Вельск». (Фото 1971 г.). 5. ДАН РУКУ МОРЮ, БЕРЕГ! 10 июля 1981 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz