Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.

ла. Во время перебежки с берега пришла радиограмма: депутату Октябрьского Со­ вета народных депутатов А. Алексеенко отчитаться о своей работе перед экипа­ ж ем судна. — О работе я расскажу,— делился Андрей Иванович с первым помощником, — но, вероятно, будут и вопросы. Мне бы желательно к ним ГК ?' готовиться. — Сделаем так: я опове­ щу команду о собрании — пусть подумают о вопросах. Запишут. Я передам их вам. Идет? — Хорошо. Вопросов оказалось много. Бы ли и такие, на которые ответить довольно сложно. Вот, например: настолько ли нужен щекинский метод на судах, как об этом говорят? Депутат постарался отве­ тить содержательно. Вспых­ нул спор. И все ж е доказал Алексеенко — щекинский метод выгоден к ак рыбакам, так и государству. ...В новом промысловом районе рыбалка оказалась тоже удачной. А через не­ сколько дней — приятное событие: на горизонте пока­ зался БМРТ «Северное сия­ ние.', судно, экип аж которо­ го соревнуется с экипажем «Серафимовича». Тавлинов по радио помог соперникам настроить ору­ дия лова и — «кто кого?..» — В чем мы их обошли?!. Эки уіжи , в принципе, рав­ ноценные, суда однотипные. Следовательно, упор нужно делать на увеличение про­ мыслового времени, ■— рас­ сказывает Е. В. Тавлинов. —- И тут опять отличился Алексеенко. Его коллектив— к этому времени он уже стал коллективом во всех отношениях — добился того, что подъем и спуск трала занимали в общей сложности 30—35 минут. И хотя сорев­ нование шло с переменным успехом, мы все же вышли победителями. Взяли на шесть тонн больше. Не ум а­ л я я достоинств членов эки ­ пажа, хочется выделить из числа других именно А лек­ сеенко — матрос, как гово­ рится, божьей милостью... — Я того же мнения, — присоединяется к тралмей­ стеру Иван Федорович Ко- пейков, капитан-директор «Серафимовича». — На т р а ­ ловом флоте немало масте­ ров своего дела, и Алексеенко, на мой взгляд, один из тех, іГторые завоевывают авто­ ритет и уважение личным примером и, подчеркиваю, поистине коммунистическим отношением к труду. По­ больше бы таких людей в море. Ю. КРЕПИН. J / ЛАДО ВА Я боцмана под­ менных экипажей Мур­ манского тралового флота завалена разными нужными инструментами и рабочей одеждой, а потому свобод­ ного места здесь совсем ма­ ло. Хозяин, Михаил Хасано­ вич Юмаев, деловито раскла­ дывает на узком самодельном столике куски сахара и лом­ ти белого, из судовой печи, хлеба. Подоспел на плитке чайник, застучал призывно крышкой. — Готово, — сказал М. X. Юмаев, бросил на диванчик кепку, обнажив совершенно седую голову, и взялся за горячую ручку голой рукой.— Чай будешь? С сахаром?.. Булькает в кружку зелено­ ватая жидкость, Михаил Ха­ санович суетится. В его роду принято встречать гостей как следует. Лишь после того, ко­ гда чай был выпит, а чайник с холодной водой вернулся на плитку, Юмаев повел раз­ говор о своей жизни. —■В Мурманск наша семья приехала из Ульяновской об­ ласти в 1933 году, а в тра­ ловый флот устроился в со­ рок восьмом, — рассказывал Михаил Хасанович. — С ем ­ надцать лет было — пацан... В семье у нас иметь моряка не хотели — все старший брат Николай напортил. Он сходил в море пару рейсов и таких ужасов понарассказы- вал, что меня после семилет­ ки дружно взялись «спасать». Ведь я мечтал о море всегда. Спасение заключалось в тем, что его пристроили в ма­ стерскую учеником сапожника. Но вскоре решили: специаль­ ность «бедная» и не совре­ менная. На одном из семей­ ных советов отец подал мысль: пусть младший сын отправляется на судоремонт­ ный завод учиться токарному делу. И все дружно поддер­ жали его. — Надоела мне однажды вся эта кутерьма. Семнадцать лет, а со мной вытворяют все, что захотят. Ушел, вернее, сбе­ жал я с завода, а на флоте с объятиями встретили. Рыбацкую науку Михаил Хасанович начал проходить на старом рыболовном трау­ лере «Налим». Тогда самыми уважаемыми людьми на судах были капитан, тралмейстер и кочегар. Последний поднимал пар «на марку», второй го­ ловой отвечал за трал, а ка­ питан по своим планшетам водил на промысел. Если суд ­ но шло медленно, виноват в том был кочегар. Нели рыба не ловилась, а у других она была, это значило, что трал­ мейстер в чем-то напортачил. На капитана обижаться не полагалось: рыбы в Баренце­ вом море было достаточно, і Г о д о в о й — к 7 н о я б р я Э к о н ом н о и р а ци о н а л ьн о ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об усилении работы по экономии и рациональному использова­ нию сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов». Этот важный документ определяет многие стороны нашей повседневной жизни. Главным резервом мы по праву считаем полное использо­ вание рабочего времени. Ведь от того, как организован труд, зависит использование и материальных ресурсов. Года 2—3 назад были у нас нарекания на нехватку инструмента, теперь — порядок. И с металлом — нормально. А, известное дело, при полном наборе инструмента и хорошем обеспечении материалами ТРУД> как правило, высокопроизводителен. Тут уж все зависит от нашего умения и желания. Нередко тормозит демонтаж судового технологического обо­ рудования нехватка ацетилена. А вовремя сделаем демонтаж — технику выгрузить не можем: то крана не дали, то судно сто­ ит третьим, четвертым корпусом. Тут уж нас подводят работ­ ники головного предприятия объединения «Мурманская судо­ верфь». В указанном выше постановлении сказано: «Предусмотрено обсудить задачи по усилению режима экономии и рационально­ му использованию ресурсов в партийных организациях и на общих собраниях трудящихся». Наша парторганизация объеди­ няет 14 коммунистов слесарного и котельно-сварочного участ­ ков. В нашей бригаде три члена партии. Это Ф. А. Павлинов, А. А. Шурупов и я. Бригада выступила инициатором соревнова­ ния на нашем заводе по выполнению годового плана к 7 но­ ября. Думаю, что слово мы свое сдержим. Будем всемерно бо­ роться за экономию ресурсов и работать эффективно. В. БЕЗРУКОВ, бригадир слесарей, секретарь парторганиза­ ции слесарного и котельно-сварочного участков завода «Сев- реммаш». от командира зависело, что ловить — палтуса, окуня или треску. — Начинал я бесклассным матросом в рыбном ящике,— вспоминал Михаил Хасанович. — Рыбы и тогда ловили мно­ го, а постоянной нормой для рубщика и шкерщика за ры- боделом считалась двадцать одна рыбина, обработанная за минуту. Когда «рыбалка» шла особенно хорошо, шке- рили и до двадцати четырех рыбин. Вот здесь попробуй не успеть за матросами. Столько подйачек выслушивал, да таких, что не приведи гос­ подь их сейчас кому услы­ шать... Пот прошибал, а рез­ ко не ответишь — виноват... Михаила Хасановича уже с первых рейсов заинтересовал, J РЫБАК ВСЕГДА РЫБАК | [ казалось, совсем простои во­ прос: как это рыба в трал заходит? Он постоянно думал и над тем, по каким таким приметам тралмейстер после нескольких минут траления безошибочно узнает — рабо­ тает «ловушка» или нет. Эти вопросы, особенно первый, нигде не давали ему покоя: ни в салоне, ни в кубрике, ни на берегу. Он приобрел кни­ гу инструкций и справочники по траловому делу и на па- лубе во время чинки сетного полотна был любознательнее других. Сначала над ним по­ смеивались, а когда тралмей­ стер Нестеренко (Михаил Ха­ санович не помнит имени и отчества — тридцать два го­ да прошло) стал уделять Юмаеву все больше и боль­ ше внимания, особенно когда Юмаев сам первый раз спу­ стил и поднял трал на борт, насмешки прекратились. — Если по-честному, море я полюбил сразу и навсегда. Оно меня не страшило, мор­ ской болезнью я не страдал, но несколько раз шторм тряхнул здорово, а однажды и с жизнью уже прощался. Было это на траулере «Ма­ телот», который считался тя­ желым пароходом, а моряки называли его между собой «утюгом». В качку он не пе­ реваливался на волне, и она гуляла на его палубе как хо­ тела. Трагедия разыгралась неожиданно... Когда М. X. Юмаев начал ремонтировать порванный трал, над Баренцевым морем уже висели серые тучи, море потемнело, но оставалось со­ вершенно спокойным. Однако чайки и «глупыши» уже стали помалу отлетать ближе к бе­ регу — верный признак при­ ближающегося шторма. Капи­ тан открыл окно рубки и ска­ зал: Можно сказать смело: если вы не побывали в фирменном магазине «Океан» — значит, и Мурманска не видели... Именно в «Океан» попадают лучшие образцы того, что из­ готовляют руки судовых рыб. мастеров и консервщиков, ры- бообработчиц и кулинаров ры­ бокомбината, именно здесь можно обнаружить рыбное блюдо, которое потом станет любимым лакомством. Мурманский магазин «Оке­ ан», кстати, один из самых богатых по ассортименту — это признают многие гости го­ рода. Москвич А. С. Меньшов, например, считает, что при­ лавки «Океана», попади они в столицу, опустели бы за пол­ часа. Преувеличивает, конеч­ но, но нам, мурманчанам, из­ балованным разными копчено­ стями и вяленостями, это слы­ шать приятно. И все же — та- ние ли уж мы «доки» в рыб­ ной гастрономии? Увы — про- давцу-консультанту Галине Геннадьевне Пыхтиной (на снимке) порой долго приходит­ ся объяснять, что, допустим, филе налима для рыбных кот­ лет ничуть не хуже треско­ вого... — Долго возишься, Хаса- ныч. Шторм идет, убирай свои веревки... Михаил Хасанович посмот­ рел на море, в небо, спрятал пустую иглицу за голенище сапога и достал оттуда но­ вую. — Ничего, успею, — отве­ тил он и снова увлекся рабо­ той, а капитан, поглядев на него еще несколько минут, опустил раму. Не успел Юмаев. Море вздыбилось на одном дыха­ нии. Сразу стало черным, вдали блеснула молния, тра­ улер подбросило, и тут же мощная волна хлынула на его палубу. Она вместе с сет­ ным полотном, кухтылями и тросами поволокла Михаила Хасановича к траловой лебед­ ке. Как оказался у штурвала стопора, этого он не помнит. Следующий водяной вал оторвал его от штурвала, а третья волна завершила д е ­ ло... — Холодная вода привела меня в чувство, — Юмаев отхлебнул из кружки остыв­ ший чай. — Открыл глаза и увидел зеленую муть. Еще что-то темное метрах в двух — борт судна. Тогда и попро­ щался с жизнью. С мостика увидели, как меня швырнуло за борт, бросили несколько спасательных кругов для стра­ ховки, но море, видать, меня пощадило. Волна сама вта­ щила меня на судно и при­ жала грудью к вертикальному трапу на мостик. Ухватившись руками и зубами за него, так я и остался на траулере. Кажется, после такого слу­ чая любой распрощался бы с морем — от греха подальше. Мелькала такая мысль и у Юмаева. Но побыл он по­ сле того злополучного рей­ са на берегу, в резерве, и от­ таяла постепенно душа, опять потянуло в море. Двадцать шесть лет он не расставался с ним, ловил рыбу и в шторм, и в штиль, чинил сети в три­ дцатиградусный мороз... В 1971 году друзья поздравили Михаила Хасановича Юмаева с высокой правительственной наградой. Его многолетний и добросовестный труд в море был отмечен орденом Ленина. Мы сидим в боцманской кладовой. Опять призывно застучал крышкой видавший виды чайник, еще раз Миха­ ил Хасанович насыпал в кипя­ ток заварки, на лице — со­ средоточенная грусть. Расска­ зывая о себе, он мыслснно возвращался на промысел, вспоминал молодость. Из но­ сика чайника, зависшего над кружкой, зеленая струйка по­ тихоньку лилась на газету, разостланную на столике вме­ сто скатерти. Задумался ры­ бак... . С. ДАНИЛОВ. На сним ке : М. X . Юмаев (слева) и его помощник Ф . В. Лебедев закрепляют трал на борту РТ-199 «Вельск». (Фото 1971 г.). 5. ДАН РУКУ МОРЮ, БЕРЕГ! 10 июля 1981 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz