Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.
• Ч е л о в е к к е г о д е л о КИПАЖ крепкий, спаянный, но сам понимаешь: кто уйдет в от пуск, у кого семейные об стоятельства... — расск азы вал о коллективе БМРТ «Се рафимович» тралмейстер Н. Е. Зиновьев сменяющему его Е. В. Тавлинову. — Но ценные люди останутся. Ан дрей Алексеенко, например. Его матросом даже н азывать неудобно — это готовый м а стер добычи. — Ну уж... — усомнился Тавлинов. •— Я серьезно. Верил ему, к ак себе. — Посмотрим в море, — уклончиво ответил Тавлинов. — Кт0 еще? ■— Так: должны пойти Кочнев, Ярмаркин, Заяц. Хо рошие ребята... Они еще долго сидели в каюте, и чем дальше, тем больше скисало настроение Тавлинова — экип аж «Сера фимовича» сменился чуть ли не наполовину. Значит, опять кого-то учить ростить концы, чинить тралы... ■— Пожалуй, все. А на Алексеенко обрати вним а ние. Мой совет. На том и распрощались. Поначалу Алексеенко ни чем не выделялся среди других членов экипажа. Р а ботал не скоро, но, как о к а зывалось, споро: голоса не по вышал, но рыбаки его слыш а ли. Были, конечно, кое-какие неувязки в подготовке судна к рейсу, но понять Алексе енко можно. От его прежн е го коллектива осталось три человека. Николай Шахов — на берегу, Игорь Павлив — там же, Михаил Домничен- ко... Кто на учебе, кто в от пуске. Пришли новые люди. Все с морским стажем, но кол лектива еще нет. Нужно время. Замлачного, очевид но, придется учить всему: н ачиная с того, где стоять во время работы, кончая чинкой трала; Васильев то же впервые на судне этого типа, но на лебедке стоять может. Это хорошо. ...Вышли в район промыс ла. Спустили трал, и п ри шел он не то что с тиной морской — изодран, как ни щенский кафтан. И тогда помянул тралм ей стер добрым словом своего предшественника, который высоко ценил Алексеенко, — трал благодаря его старанию был вскорости приведен в порядок. Но бе да не приходит одна, за ней плелась вторая — вышел из строя возбудитель генерато ра траловой лебедки, и н а прасно теснились вокруг нее судовые «электроумельцы» — тщетно, надо возвращ ать ся в порт. Убили пять суток. За суд ном потянулся долговой хвост. Вновь в море. На сей раз оно сжалилось над «Серафп- мовпчем», щедро начало оделять окунем. З а сутки в среднем брали по 25 тонн. Бывало, доходи ло чуть ли не до 40, но это бывало редко. Опять пошли нелады с тралом. Что ни спуск, то «пробоина» — Надо его облегчить, — подал мысль Алексеенко, — вместо шкур поставить сет ное полотно. Сказано — сделано. Трал не цеплялся за грз'нт — шел над ним. И вновь удача улыбнулась рыбакам —• ры ба пошла Появилась реаль ная возможность не только добрать упущенные за вре мя стоянки тонны, но и на сверхплановый счет кое-что занести. ...Из пучины показался трал, по самую завязку н а битый окунем. — Ну, хлопцы, готовьсь,— крикнул Алексеенко товари щ ам (он стоял на лебедке). Горящий, красный, трепе щущий каскад рыбы хлынул на палубу. Старший матрос с мастером добычи Григори ем Ивановичем Попковым стравили доски, ваера, и, по кончив с этим, * Алексеенко пришел на помощь товари щам. Работа кипела. Матросы шкерили вовсю. И опять отметил тралмейстер: до че го же славно и это выходит у старшего матроса. Вон Б о рис Шавловский, на что уж не новичок в море, и то or}, лошал: ходит с распухшими, воспаленными пальцами. А Алексеенко что на шкеркё, что на лебедке, что на чин ке трала — везде орлом! — Работали очень напря женно в период с 14 по 30 апреля. — рассказывает пер вый помощник капитана В. А. Капров. — И на про тяж ении этого времени, впрочем, всего рейса Андрей Иванович Алексеенко пока зывал образцы труда. На дежный человек. Работник толковый. После полумесячного удач ливого промысла — спад, надо менять район промыс- В ЗГЛЯНИТЕ с возвышен ности Абрам-Мыса на Мурманский морской рыб ный порт, и у вас захватит ДУх — настолько много су дов разного типа стоят на рейде и у причалов. Есть такие, что издалека пора жают огромными разм ера ми, а есть и совсем малень кие, которые будто семечки разбросаны по Кольскому заливу. Для нас суда делят ся на базы, траулеры, сей неры, буксиры и катера, а для водолазов рыбного пор- основном молодые и креп кие ребята, влюбленные в свою профессию, способные выполнять любые подвод ные работы практически в любых погодных условиях. Старший смены водолазов Виталий Михайлович Б ар - башов работает в порту шестнадцать лет. Он ходит в море на морских спаса тельных буксирах, много раз оказывал помощь экип аж ам судов, терпевших бедствие. Три тысячи часов Виталий Виталий Михайлович за эту работу получил благо дарность и денежную пре мию. Если в море подобные эпизоды из ж и зн и водолазов не так уж часты, то в рыб ном порту у них дел всегда Достаточно. Они считают обследование подводной ч а сти судов будничной рабо той и ничего удивительного в ней не видят. Ведь ничего ж е удивительного нет в ежедневной работе та все они — плавающие средства, на которых тру дятся и живут люди. Им нет дела До водоизмещения, тоннажа, размеров судна, они обязаны перед выходом корабля в плавание тщ а тельно обследовать его корг пус, винто-рулевой комп лекс и поставить свою под* пись под актом готовности к выходу в море. А это очень большая ответствен ность. — У меня был такой слу чай, — рассказывал стар ший водолазный специалист Игорь Борисович Кац. — Руководителям управления «Севрыбхолодфлот» очень хотелось иметь на промысле дополнительный транспорт ный рефрижератор. Я тогда водолазом еще работал, и обследовать судно выпало на мою долю. Спустился под днище транспорта, погода солнечной была, видимость отличная. Проверил дейдвудную втулку и обнаружил шести миллиметровый зазор. Мне не ■поверили, сказали, что ошибся, а я стою на своем. Вызвали арбитра, и другой водолаз определил зазор в четыре миллиметра, однако я акт подписать отк азы ваюсь. И тогда принимается решение поднять реф риж е ратор в док. А свободных доков не было. Транспорт стоит, ждет докования — а ■деньгам счет идет, поднять :судно — тоже деньги, про верить и спустить его на воду — опять деньги... По нимаете, на что я шел? Од нако в доке полностью под твердилась моя правота, судно поставили в ремонт. А окажись докование н а прасным, не избежать бы мне очень больших непри ятностей. К чему я это рас сказал? Да к тому, что мы несем ответственность за жизнь судна, а главное —■ ■за ж и зн ь моряков. Большой коллектив водо лазов трудится в Мурман ском рыбном порту. Это в 4. ДАЙ РУКУ МОРЮ, БЕРЕГ! Не полон наш праздничный календарь: не нашлось на его страничках места для Дня су доремонтника... В таком слу чае День рыбака судоремонт ники могут считать и своим профессиональным праздни ком: от их крепких, всеумею- щих рук зависит безукоризнен ная работа судов на промысле. Вот почему столь радостное настроение у А. К. Чалова. В. Приходько, А. Алексеева — рабочих из бригады слипо-до- кового цеха объединения «Мур манская судоверфь», которой руководит кавалер ордена Трудового Красного Знамени Е. И. А нтонов (на снимке — второй справа). Есть чему радоваться — им говорили «спасибо» моряки экипажей СТР «Сосновоборск» и «Светлоград», которым они сумели сэкономить 60 судо-су- тбк стояночного времени, а Совсем недавно бригада успеш но справилась с ответствен ным заданием — завершила аварийный ремонт БМРТ «Мур манск». А досрочно выпущен ный из ремонта траулер — это, как известно, дополнитель ные тысячи тонн рыбной про дукции на народный стол... Однако мало досрочно вы пустить судно в море — важно и качество работы. А. К. Ча лов, старейший рабочий брига ды, за оперативность и ка чество выполняемых заданий удостоен ордена Трудовой сла вь! IN степени. Личным клей мом отмечает свою продукцию сварщик В. Ф. Олейник. Сло вом, есть у кого поучиться молодым. НА С УШ Е - ДОМ, ПОД ВОДОЙ - СЛУЖБА Михайлович провел под во дой. И вот О каком случае рассказали мне его товари щ и по службе. Б ольш ая группа судов промышляла рыбу в Б ар ен цевом море. Декабрь 1972 года выдался лютым, ртут ный столбик термометра опускался в некоторые дни ниж е отметки —25. Все было хорошо, пока не и зм е нилась погода. Мгновенная оттепель бросила на суда плотный снежный зар я д с туманом. Видимость упала почти до нулевой. В таких условиях одна из плавучих баз «выскочила» на рифы. Мощный удар сотряс грома дину, и через многочислен ные пробоины и трещины вода хлынула в ее корпус, а главное — полностью з а топила насосное отделение. С базы срочно запросили помощи у спасателей. В. М. Барбашов спешил к б а з е .н а спасательном букси ре «Капитан Нохрин». Он одним из первых спустился под воду для осмотра кор пуса, а потом работал и в затопленном насосном отде лении. Трое суток водолазы .морских спасателей «Бес страшный» и «Капитан Нохрин» боролись за ж и зн ь плавбазы. Сменяя друг дру га, они уходили под воду с приспособлениями для резки и сварки металла, в первую очередь заделали пробоины насосного отделения. Когда вода была откачана, а мо торы после переборки уста новили на места, заработало «сердце» базы — главный двигатель и паровой котел, — 256 моряков ее эки п аж а вздохнули с облегчением. слесарей, плотников, кам ен щиков... Так и о н и .. Только им н ельзя ошибаться ни в чем, потому что даже самая незначительная оплошность, невнимательность могут до рого обойтись и судну, и людям. Д . РОМАНОВ. & На снимке вы видите во. долазов Мурманского рыб ного порта, п ри н им а вш и х участие е спасении БМРТ «Т езей». Слева направо: И. II. Гвоздиков, В. М. Бар башов и М. Б. Губарев. Фото Б. ЩУКИНА. • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 10 июля 1981 г»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz