Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.
СКАЗАНО — С Д Е Л А Н О ! Напряженно работали на кануне Дня рыбака строите ли, возводящие вторую о ч е -в редь ДМО. Свой неплановый! тр у д з прошедшую субботу! они посзятили празднику. Ра бота была разнообразная:? продолжали монтаж риге лей, сооружение ливневой ка нализации, восстанавливали строители забор со стороны проспекта Ленина... Оценивая сделанное, старший прораб А. М. Шарков не сразу опре делил лучших из бригады А. 8. Пешко. — Хорошо работали все, — подчеркнул он и только за тем назвал несколько имен. Это плотники Н. И. Вершинин и 8. Д. Николаев, монтажни ки 8. И. Ольхов и Ю . В. Ко- Под контролем „РМ" ■*Г: Ч . дотенко, электросварщик 8. П. Белов, бетонщик С. Г. Мананкова и другие. Несмотря на определенные трудности и напряженный план, строители в целом спра вились с заданием июня, ос воено 76 тысяч рублей капи тальных вложений — и это тоже весомый трудовой пода рок строителей рыбакам в преддверии их профессио нального праздника. Наш корр. плавбазами в район лова про шел благополучно. Первые сутки промысла тоже оказа лись нормальными. Уловы превосходили все ожидания. Но потом началось что-то не вообразимое. Поднялся силь ный ветер. Атлантика вздыби лась, разбросала группу су доз, шторм временами пере ходил л ураган... В считанные минуты борта траулеров, надстройки и мач ты, полубаки покрывались толстой коркой льда. По па- лубам судов свободно гуляли мощные волны. Все, что мож< но было оторвать и сбросить в море, они смели начисто. И только людей не могли оси лить волны. Обвязавшись шкертами, люди сутки прово дили в авралах — окалывали лед. Судно, на котором рабо тал Владимир Петрович Бере зин, с полупустыми трюмами падало то на левый, то на правый борт. Моряки ходили по переборкам, и он никогда не забудет, как, закусив губы, откалывали ледяные глыбы матросы, штурманы, механини, как у многих по щекам кати лись слезы. Их не прятали, потому что это были мужские слезы Они были признаком не отчаяния, а моряцкой зло сти. Некоторые исходные дан ные. Длительность рейса — пять месяцев. Объекты про мысла — мойва, путассу, дон. ные породы. Время нахожде ния на промысле — 115 су ток, из них 54,5 суток простоя. Способ работы — бескон тактная приемка рыбы-сырца с посольно-свежьевых трау леров. Некоторые итоговые дан ные. Рейсовый план по про. изводству пищевой продук ции выполнен на 50 процен тов, по валу — на 70 процен тов. Использование сырья на пищевые цели: по путассу — 84 процента. «Прогарный рейс» — усм ех. нутся моряки. Нашли, мол, о чем писать,.. «На путассу... В таких усло виях... Такие результаты? Х о рошо!» — одобрительно ска жут руководители флота. А может быть, и в самом деле писать-то и не о чем? Может быть, стоило отыскать «более передовой», ударный экипаж? Но вот ведь что по лучается: в этом неудачном, «прогарном», тяжелом рейсе 44 члена команды удостоены почетнейшего из рабочих ти тулов звания — «Ударник коммунистического труда». Значит, было за что! Сказать про этот рейс эки пажа плавбазы «Сергей Васи, лисин» управления «Сезрыб- холодфлот» обыкновенный — ничего не сказать. Тяже лый — мало. Неудачный — не очень точно. В марте сводки с промысла мойвы шли одна хуже другой. И все же план по выпуску пресервов из мойвы экипаж выполнил на 200 процентоз. Сортировка! Кропотливая, д о тошная, изматывающая за вахту так, что и во сне грези лись усталым морякам мой- венные головы и хвосты... Да, неудачной была мойвен. ная путина для василисинцэз, поэтому на путассу экипаж шел, как в наступление. Злые до работы, взбудораженные постоянными неудачами, мо ряки готовились к «большой рыбе». Просчитывали вариан ты расстанозки людей, про водили практические занятия, экономическую учебу. Каж дый приводил в порядок свое заведование, чтоб ни малей шая осечка не помешала ра боте. А она обещала быть напряженной — по прогнозам мойвенные потери с лихвой должны были окупиться на путассу. Прогнозы, увы, не оправда лись. «Путассозая» путина была так же неудачна, как и мойвенная. Дней десять от радных всего и было... О с тальное время — шторма, мо лочное месиво тумана... Рабо тали василисинцы с ПСТ. И здесь, на путассу, еще более Кем только не работал Владимир Петрович на судах Мурманского тралового флота. Матросом, слесарем, помощ ником мастера по обработке рыбы... И всегда был приме, ром в труде. Молодые мат росы учились у него быстро и качественно разделывать рыбу «под соль» и «под лед». Помнится случай, когда на траулер «Медвежьегорск» пришел работать слесарем Валентин Надеждин. В море он выходил впервые. С пер вых же часов рейса его скр у. тила морская болезнь. Парен» совсем упал духом, а тут, как назло, забарахлила тр а ловая лебедка. Владимир Петрович, в+ідя плачевное со стояние Валентина, сам взял ся за инструмент и отрегули ровал лебедку, а стармеху, пытавшемуся устроить слеса рю разнос, сказал: «Не надо трогать парня. Оклемается» — и как з воду смотрел. К концу рейса Валентин пере борол себя, остался на ф л о . те и стал хорошим моряком. Сам же Владимир Петрович а том рейсе получил благодар ность капитана, его портрет поместили на судовую Доску почг та. Неумолимое время старит людей. Врачи уже не пуска ют Владимира Петровича в море, он работает сейчас на ремонтирующихся судах. О д нажды я побывал у него нз БМРТ «Лесков», где Владимир Петрович нес суточную вахту. Мощные буксиры выводили мимо нас на рейд траулер «Параллакс». Когда-то он хо дил на нем. Проводив взгля дом «Параллакс», Владимир Петрович вздохнул и сказал: «Живет старичок, з море уходит, а мы остаемся», — и с такой тоской это было ска зано, что у меня горький ко мок подкатил к горлу. В. МЕЩЕРСКИЙ , рыбма- стер. утвердились во мнении: трау леры нужно закреплять за плавбазами еще в порту. Со стабильной группой промыс ловиков работать легче — слаженность, контакт, взаимо понимание, общий стиль ра боты. Так и было с тремя по стоянными экипажами ПСТ «Киреевск», «Климовск», «Ме двежьегорск». С остальными (а группа от трех разрослась до восьми) было сложнее. Пока притрешься, пока при норовишься... Нет-нет да и проскользнет в словах капи- тана-промысловика: рыбы, мол, меньше записали, сорт занижен... Время, нервы... Да, зачастую промыслови ки преследовали только свои интересы. Идет, к примеру, без чего машина не машина, — электродвигатели положить «забыли». Криком возмущения про шила эфир радиограмма з управление флота. И в конце марта, ровно через двадцать дней, «приплыли» запчасти, — Дополнительные, ничем не оправданные расходы на транспортировку, кому они нужны? — недоумевает пер вый помощник капитана Ю. М. Семаки н. Время поджимало. Начина лась путина. Лихорадочно быстро собирали машины. Ре гулировали. Отлаживали. С тар ший механик технологическо го оборудования Н, С. См е лый и второй механик ТО Н. В. Комиссаров дневали и НЕ КОЛИЧЕСТВОМ, ТАК КАЧЕСТВОМ! е ЗА МАКСИМАЛЬНЫЙ ВЫПУСК ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИЙ хорошая рыба. Так траулеры подтаскивают к плазбазе ее столько, сколько могут. Ино. гда за два утренних час$ «Василисин» принимал до 200 тонн. А потом те же промыс ловики — в очередь, — Неритмичность з подхо де промысловиков была на стоящим бичом, — рассказы вает капитан-директор А. 8. Красавин, — пока мы обра батываем сданное с налету сырье, остальная рыба, в тра лах, частично теряет качество. И режим траления, и график подхода практически не соб людались. Как при таких условиях на пищевые цели направлялось 84 процента? Чудеса! — Никаких чудес, — гово рит помощник капитана по производству С. В. Добрин- ский, — та Же самая сорти ровка. Каждый член экипажа сейчас — первоклассный сор тировщик... Постоянные лидеры сопер ничества, матросы смены технолога Н. М. Шейдуровз, в редкие свободные минуты учили новичков, помогали и созетом, и делом рэботникам других смен. И все же промысел путас су не покрыл издержек пу тины мойвенной, хотя задание по выработке пищевой про дукции было завершено нз 110,3 процента. Но, несмотря ни на что, экипаж «Сергея Василисина» оказался лучшим. Да, лучшим, ибо показатели всех других плавбаз далеко не на высоте. Слоз нет, большим, мощным подспорьем должна была стать в этих труднейших усло виях техника. Должна. Но стала ли? — Готовясь к путассу, жда ли технику, — говорит С. В. Добрикский. — Очень ждали. Надеялись, что поможет она истосковавшимся по настоя щему делу рукам. И вот долгожданная радио грамма от начальника отдела технического оборудования управления В. Н, Давыдова: «С плавбазы «Виктор Кинги сепп» идут машины а комп лекте с запасными частями. Прокручены на холостом хо ду». Вскрыли Я Щ И К И ... Ладно, что инструкций к машинам «ИРА» не приложи ли, но ведь не оказалось в упаковке ни ножей, ни р ем ней... Того, что полагается, ночезали на фабрике. Нерзни- чали. Подгоняли команду. У с пели! Пошла рыба. И тут вот «по казали» себя машины. Пред- назначены-то «ИРА» для бо лее крупной рыбы, нежели путассу. — ААучились мы недолго,— усмехается А. В. Красавин, — некогда было мучиться. С де лали на кассеты насадки из резины, на все «дырки» — резиновые же прокладки. Сейчас легко сказать — прокладки. А зедь на каждую машину их надо было поста вить около пятидесяти. А машин — три... Одновременно отлаживали другую рыборазделочную технику — машины ИРД и ИРВ... Долго бились над ними, пока окончательно не уясни ли: блок ориентации не от регулировать, ножи и ремни — тоже. — Произвели «демодерни зацию», — мрачно пошутил капитан. Постазили машины парал лельно, посадили между ними человека, чтобы перекладывал рыбу с ИРД на ИРВ. И смех и грех, но... выхода иного не было. — И ладно бы, первая «пу тассозая» путина, — с горе чью говорит матрос В. И. Шалимов, — а то зедь третья уже, а у нас основная техни ка — руки да голоза... Вячеслава Ивановича под держали и другие матросы — В. И. Цыцык, Н. И. Шишкин, А. Н. Солупаез, А. И. Теп- люк, Н. 8. Шапозалоз, причем лучшие матросы... Впрочем, перечисляя «единомышленни ков» Шалимова, пришлось бы называть весь экипаж. Ведь именно им, каждому, при шлось в нынешнем рзйсз те ми же руками, а на машиной собирать печень путассу. — Голь на выдумки хитра, — снова горько усмехается капитан. К гидрожелобу, по которо му идут отходы, приспособили бункер с водой. Печень всплывала. И руками махонь кую — 30—70 граммов — со бирали в бидон. Так за зах- ту килограммов тридцать на бегало... Механизация!.. И все.таки каким же был этот рейс? Наверное, точнее всего определил его капитан — «будничный»... А з будни бывает всякое... Н. НЕЧАЕВА. Ж 10 июля 198! г, «РЫБНЫЙ МУРМАН » Ф 5 стр 3. ДАЙ РУКУ МОРЮ, БЕРЕГ! Несмотря на то, что рыболовные траулеры давно преврати лись в плазучие рыбофабрики и их продукцию, по сути дела, можно сгружать прямо из трюма на стол потребителю, Мур манский рыбообрабатывающий комбинат по-прежнему является глазным производителем морских деликатесов. Пока что, на пример, нет на судах пельменных линий, таких, как на холо дильном заводе № 2. Но и линия без людей — просто меха низм. Ну а если управляют ею такие умельцы, как Анастасия Николаевна Васенина (на снимке), то за качество пельменей можно не беспокоиться: пойдут нарасхват. Пельменный участок, где работает оператором Анастасия Николаевна, один из лучших на заводе, этому коллектизу было предоставлено почетное празо подписать трудовой ра порт XXVI съезду КПСС. А еще есть на рыбокомбинате опытный цех, выпускающий продукцию невиданную и неслыханную, которую, кроме ра ботников этого цеха, еще никто не вкушал... «Обкатку» нозые изделия рыбной кулинарии проходят на выставках-дегустациях, регулярно проводимых работниками магазинов «Нептун» и «Океан».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz