Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.

М Ы УЖ Е РАССКАЗЫВАЛИ на страницах еженедель­ ника («РМ» № 22, 1981 г.) О том, что в Мурманском трало- б о м флоте проходит экспери­ мент по специализации судов на выпуске определенного ви­ да продукции. Накануне рыбацкого празд­ ника в порт вернулся БМРТ «Холмогоры». Его коллектив специализировался на выпус­ ке путессу потрошеной, под соль. Впрочем, о том, что рейс был целевого назначения, матрос-рыбообработчик А. П. Афанасьев узнал, уже когда вернулся в порт. Знал, что нажимали на выпуск путассу под соль. Знал, что рыбы бы­ ло мало, а по норме надо бы­ ло делать много — вынь да г.оложь восемь тонн в сутки. И когда на эти Босемь тонн «наладились», то считали, что сделали невозможное. Но вот «надавили», как выражаются моряки, с берега оператив­ ны/* заданием — увеличить выпуск путассу потрошеной, под соль до 12 тонн... Подна­ тужились и увеличили до 12-ти. И в целом план по это­ му показателю перекрыли чуть не на 300 центнеров. Все это Анатолий Павлович знал хорошо. Не знал вот только, что рейс был специа­ лизированный. Думается, не знали об этом многие члены экипажа. Во всяком случае, некоторые из матросов, с кем пришлось беседовать, к выра­ жению «экспериментальный рейс» прислушивались с на­ стороженностью и подтверж­ дали с опаской, словно боясь сказать «что-то не то» и про­ явить свою неосведом­ ленность. Затронул я этот факт вот почему. Приказ о специализа­ ции в управлении был издан в конце января нынешнего года. С ним ознакомили ад­ министрацию судов. Но полу­ чилось, что информация в полном объеме не дошла до членов команды. А ведь не секрет, что люди работают куда с большим подъемом, если осознают, что стали пи­ онерами нового дела, которое воспринимают не как очеред­ ной «нажим» со стороны бе­ рега. Эксперимент на флоте про­ должается, к нему подключа­ ются все новые суда, и, на­ верное, их комсоставам сле­ дует задуматься над всем этим. Ну а что касается «Холмо- гор», то здесь дело осложня­ лось еще и отсутствием те х­ ники. По правилам экспери­ мента, суда, уходящие «це­ левым назначением», должны быть обеспечены сполна ры­ бообрабатывающими средст­ вами. А на рыбофабрике «Холмогор» орудовали одной нехитрой головорубочной машиной собственного изго­ товления. Рыбообработчик Виктор Сацкий ходил ранее на «малышах» и не привык, казалось бы, к такому «оби­ лию техники». Так даже тот лишь первое время «почти­ тельно шапку снимал» перед самоделкой, а уже вскорости задумался над тем, что не по­ мешало бы их иметь на суд ­ не побольше. — Вообще техника нужна. А на специализированных судах — особенно... Работали мь? хорошо, но могли бы еще лучше, если была бы хотя еще одна головорубочная ма­ шина. А машина была.' Целехонь. кая, полученная на берегу. Так и пылилась весь рейс. По словам помощника капитан^ по производству 6. Ф . Тополь- ницкого, она обладала досто­ инствами, которые... не по­ зволили «привязать ее на ме­ стности». — Если специализация бу­ дет продолжаться, то нужны машины, — считает Бронис­ лав Федорович. — Судите са­ ми. Рыба шла тощая, хранить ее долго нельзя. Значит, чтоб ее скорей обработать, нужна техника. Правда, машин, раз­ делывающих рыбу под соль, я не встречал. А головорубки нужны. Притом они должны быть оборудованы подводя­ щими и отводящими транс­ портерами. К нашей же ма­ шинке приходилось пристав­ лять эдакий почетный эскорт — один накладывает рыбу, другой подкладывает ее под нож, а третий отталкивает к обработчикам... Горой стоит за идею экс­ перимента и механик-налад­ чик В. Н. Шепельский: — В таких сложных услови­ ях, в каких работали мы (ры- о£ некрупная, консистенция нежная), только специализация нас и выручила. А если бы разделывали и под соль, и на спинку, то не было бы ни то­ го, ни другого. Ходил я на БМРТ «Илья Катунин», был у нас станок для разделки на спинку. Так и то от спинки пришлось отказаться, разде­ лывали только под соль. Так что эксперимент, как видите, сама жизнь подсказала. Вспоминаю слова Сацкого: «Когда на одной работе при­ выкаешь — то вроде оно так и надо. Сноровка появляется, скорость нарастает». Три дня Виктору понадобилось, чтобы освоить работу на головору­ бочной машине. А потом и началось наращивание скоро­ сти, о котором он говорит. 60... 80... 100 рыбин в минуту. ...А Шепельский... Это он оборудовал головорубку не­ большим подводящим транс­ портером. ...А подвахта Топольницкого, в которую входили рефмеха- иик В. И. Резяер. сварщик И. П. Хритонепко, боцман Л. Ф. Береговой, ремонтный слесарь С. Г. Балтрулян, электрорадио- павигатор О. Б. Монахов... Ко. гда они становились к рыбо- дфлам, то Виктору Садкому не* когда было сигарету достать из кармана робы. ...А вся производственная команда, наконец... «Когда у з­ нали об оперативном задании, — вспоминает мастер по обра­ ботке рыбы Г. Н. Бескищенко. — все вместе проводили закат­ ку рыбы в морозильные каме­ ры (на это уходило минут 40) й становились к рыбоделам. Что ж, холмогорцы и сло­ вом, и делом ответили на вопрос — жить или не жить идее специализации. Они же задали другой вопрос — чем берег думает поддержать идею? Только ли радиограм­ мами, определяющими зада­ ние на выпуск того или ино­ го вида продукции?.. — «Холмогоры» — один из первых траулеров, экипаж ко­ торого вышел в море с при­ казом о специализации, — отвечает на вопрос инженер производственного отдела уп­ равления флота И. П. Ташлы- ков. — В рейсе он специали­ зировался на выпуске продук­ ции, под которую пока что еще не подобрали нужного механизма. Но я знаю, что в «Севтехрыбпроме» разработка машины по разделке рыбы под соль ведется. Что же ка­ сается других разделочных машин и механизмов, то на базе флота оборудована ма­ стерская, которая в настоя­ щее время занимается ре­ монтом и изготовлением тех­ ники. И суда, которые позже включились в эксперимент, снабжены технологическим оборудованием куда лучше. Мало того, в коллективе ма­ стерской пытаются — и не­ безуспешно — изготовлять действительно универсальные машины. Скажем, головорубку при необходимости можно достаточно легко «превра­ тить» в плавникорезку. Итак, ответ прозвучал. О д ­ нако не будем спешить и на­ зывать его полным. Подождем до той поры, когда экипажи специализированных судов по. еле рейса подтвердят — да, на берегу сделали все для того, чтобы не нарушить усло­ вий эксперимента. В. ГОРНОВ. На снимках: матрос второго класса ком­ сомолец В. Сацкий, старший матрос Ф. И. Гоголев, механик- наладчик В. Н. Шепельский, матрос первого класса А. П. Афанасьев; помощник капитана по про­ изводству Б. Ф. Топольниц- кий. Фото С. МЕХРЕНЬГИНА. Записано в „Основных направлениях" ПО ПРАВИЛАМ ЭКСПЕРИМЕНТА «Настойчиво повышать эффективность общественного производства на основе его всесторонней интенсификации, улучшать качество продукции й услуг во всех отрас­ лях». (Основные направления экономического и социального развития СССР на 1081 — 1085 годы и на период дО 1990 года). М ОРЯКА СРЕДИ МНОЖ ЕСТ. ВА ЛЮДЕЙ узнаешь сразу, особенно когда сам моряк... И я однажды в вок­ зальной толчее безошибочно определил, что здоровяк с пышной шевелюрой непре­ менно моряк, а говорок с присказкой «дак» указывал на его архангельское происхож­ дение. Прошел год, о мимолетной встрече я и думать забыл. На траулере «Медвежье­ горск» готовились к плава­ нию. С берега на палубу пор­ тальный кран подавал тюки сетного полотна, связки бо- бинцев и кухтылей, бочки- трещанки. Я осторожно спус­ кался по вертикально стояв­ шему трапу (был полный от­ лив), когда из трюма показа­ лась копна кудрявых светлых волос, чуть позж^ через бор­ тик горловины перешагнул крепкого телосложения мо­ ряк — обладатель этой уди­ вительной копны и, громы­ хая сапожищами, деловито направился мимо меня в над­ стройку. Что-то знакомое увиделось мне в нем, осо­ бенно — в его шевелюре. Но за годы рыбацкого труда ма­ ло ли людей повстречаешь на судах... Пока у вахтенного штурдиа- на оформлялся на «место жительства», пока отыскал боцмана и получил у него свитер, рыбацкий костюм и сапоги, прошло немало вре­ мени. Каюта, предназначенная для помощников рыбмастера, уже была обжитой. Из-за двери доносился громкий и веселый смех. Я нажал руч­ ку, дверь легко подалась, и я опять увидел того самого здоровяка. Теперь я уж е не сомневался, что именно его Еидел го д назад в вокзаль­ ной толчее... — Заходи, не стесняйся, — сказал он и почти присел на столик, пропуская меня к рундуку. — Давно я жду на­ парника. — Это почему? — спро­ сил я. -— Зашился, понимаешь, — ответил он совсем просто, — трюм собирать надо, а б о т звали на военную службу, а тан как он родом из семьи потомственных рыбаков, его служить послали на флот. На военных кораблях он получил специальность тонаря. Демобилизовавшись, Влади­ мир Петрович хотел круто из­ менить свою жизнь, прочно залива приятно-кисловатыи запах увядающей во время отлива морской капусты. Мо­ ре давало о себе знать не только запахами морской во­ ды и водорослей... Оно звало и пароходными гудками, не- o j b o E m ТОВАРИЩЕ П Р Е Д А Н Н О С Т Ь еще тралмеистерское имуще­ ство туда сложили. Тебя как звать-то? — Валерий. — А меня Владимиром, — представился он. Он и правда оказался из глубинки Архангельской обла­ сти, родился в деревне Сура, что стоит на реке Пинеге. Не­ поседливым был Володька, именно потому почти совсем мальчишкой ушел из деревни. Ходил с рыбаками по Пинеге и Белому морю. Работа была тяжелой, но зато интересной. Потом еще ответственность не позволяла сбежать домой — шла война. Уже в самом ее конце Володьку Березина при­ осесть на берегу и забыть о море. Послевоенный Мурманск встретил его дружелюбно — и родственники нашлись, и ра­ боты было хоть отбавляй. Владимир Петрович пошел ра­ ботать токарем на судоверфь, чуть позже перешел в обще­ житие, а там и комнату в до­ ме барачного типа обещали дать. И стало ему казаться, что он вполне устроен, луч­ шего желать некуда. Но если от людей еще как- то можно скрыть, что у тебя на душе, то от себя не скро­ ешь. Все хорошо, казалось бы, а сердце ныло. Особенно летними вечерами, когда в открытое окно проникал с угомонным криком чаек. В один из таких дней не вы­ держал он тоски и твердо решил Еернуться к морю. На заводе удивлялись, родствен­ ники — тоже, но он был не­ поколебим. С тех пор про­ шло 24 года... Чего только не было за эти годы! Всего не перечислишь. Однако экспедиция траулеров бортового траления за трес­ кой на дальний северо-запад к Лабрадору к 1964 году на­ всегда осталась в памяти. Была крутая зима. морозы 25 —30 градусов. Переход с ф 4 стр. «РЫБНЫЙ М УP/ААН» Ю июля 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz