Рыбный Мурман. 1981 г. Июль.
М Ы УЖ Е РАССКАЗЫВАЛИ на страницах еженедель ника («РМ» № 22, 1981 г.) О том, что в Мурманском трало- б о м флоте проходит экспери мент по специализации судов на выпуске определенного ви да продукции. Накануне рыбацкого празд ника в порт вернулся БМРТ «Холмогоры». Его коллектив специализировался на выпус ке путессу потрошеной, под соль. Впрочем, о том, что рейс был целевого назначения, матрос-рыбообработчик А. П. Афанасьев узнал, уже когда вернулся в порт. Знал, что нажимали на выпуск путассу под соль. Знал, что рыбы бы ло мало, а по норме надо бы ло делать много — вынь да г.оложь восемь тонн в сутки. И когда на эти Босемь тонн «наладились», то считали, что сделали невозможное. Но вот «надавили», как выражаются моряки, с берега оператив ны/* заданием — увеличить выпуск путассу потрошеной, под соль до 12 тонн... Подна тужились и увеличили до 12-ти. И в целом план по это му показателю перекрыли чуть не на 300 центнеров. Все это Анатолий Павлович знал хорошо. Не знал вот только, что рейс был специа лизированный. Думается, не знали об этом многие члены экипажа. Во всяком случае, некоторые из матросов, с кем пришлось беседовать, к выра жению «экспериментальный рейс» прислушивались с на стороженностью и подтверж дали с опаской, словно боясь сказать «что-то не то» и про явить свою неосведом ленность. Затронул я этот факт вот почему. Приказ о специализа ции в управлении был издан в конце января нынешнего года. С ним ознакомили ад министрацию судов. Но полу чилось, что информация в полном объеме не дошла до членов команды. А ведь не секрет, что люди работают куда с большим подъемом, если осознают, что стали пи онерами нового дела, которое воспринимают не как очеред ной «нажим» со стороны бе рега. Эксперимент на флоте про должается, к нему подключа ются все новые суда, и, на верное, их комсоставам сле дует задуматься над всем этим. Ну а что касается «Холмо- гор», то здесь дело осложня лось еще и отсутствием те х ники. По правилам экспери мента, суда, уходящие «це левым назначением», должны быть обеспечены сполна ры бообрабатывающими средст вами. А на рыбофабрике «Холмогор» орудовали одной нехитрой головорубочной машиной собственного изго товления. Рыбообработчик Виктор Сацкий ходил ранее на «малышах» и не привык, казалось бы, к такому «оби лию техники». Так даже тот лишь первое время «почти тельно шапку снимал» перед самоделкой, а уже вскорости задумался над тем, что не по мешало бы их иметь на суд не побольше. — Вообще техника нужна. А на специализированных судах — особенно... Работали мь? хорошо, но могли бы еще лучше, если была бы хотя еще одна головорубочная ма шина. А машина была.' Целехонь. кая, полученная на берегу. Так и пылилась весь рейс. По словам помощника капитан^ по производству 6. Ф . Тополь- ницкого, она обладала досто инствами, которые... не по зволили «привязать ее на ме стности». — Если специализация бу дет продолжаться, то нужны машины, — считает Бронис лав Федорович. — Судите са ми. Рыба шла тощая, хранить ее долго нельзя. Значит, чтоб ее скорей обработать, нужна техника. Правда, машин, раз делывающих рыбу под соль, я не встречал. А головорубки нужны. Притом они должны быть оборудованы подводя щими и отводящими транс портерами. К нашей же ма шинке приходилось пристав лять эдакий почетный эскорт — один накладывает рыбу, другой подкладывает ее под нож, а третий отталкивает к обработчикам... Горой стоит за идею экс перимента и механик-налад чик В. Н. Шепельский: — В таких сложных услови ях, в каких работали мы (ры- о£ некрупная, консистенция нежная), только специализация нас и выручила. А если бы разделывали и под соль, и на спинку, то не было бы ни то го, ни другого. Ходил я на БМРТ «Илья Катунин», был у нас станок для разделки на спинку. Так и то от спинки пришлось отказаться, разде лывали только под соль. Так что эксперимент, как видите, сама жизнь подсказала. Вспоминаю слова Сацкого: «Когда на одной работе при выкаешь — то вроде оно так и надо. Сноровка появляется, скорость нарастает». Три дня Виктору понадобилось, чтобы освоить работу на головору бочной машине. А потом и началось наращивание скоро сти, о котором он говорит. 60... 80... 100 рыбин в минуту. ...А Шепельский... Это он оборудовал головорубку не большим подводящим транс портером. ...А подвахта Топольницкого, в которую входили рефмеха- иик В. И. Резяер. сварщик И. П. Хритонепко, боцман Л. Ф. Береговой, ремонтный слесарь С. Г. Балтрулян, электрорадио- павигатор О. Б. Монахов... Ко. гда они становились к рыбо- дфлам, то Виктору Садкому не* когда было сигарету достать из кармана робы. ...А вся производственная команда, наконец... «Когда у з нали об оперативном задании, — вспоминает мастер по обра ботке рыбы Г. Н. Бескищенко. — все вместе проводили закат ку рыбы в морозильные каме ры (на это уходило минут 40) й становились к рыбоделам. Что ж, холмогорцы и сло вом, и делом ответили на вопрос — жить или не жить идее специализации. Они же задали другой вопрос — чем берег думает поддержать идею? Только ли радиограм мами, определяющими зада ние на выпуск того или ино го вида продукции?.. — «Холмогоры» — один из первых траулеров, экипаж ко торого вышел в море с при казом о специализации, — отвечает на вопрос инженер производственного отдела уп равления флота И. П. Ташлы- ков. — В рейсе он специали зировался на выпуске продук ции, под которую пока что еще не подобрали нужного механизма. Но я знаю, что в «Севтехрыбпроме» разработка машины по разделке рыбы под соль ведется. Что же ка сается других разделочных машин и механизмов, то на базе флота оборудована ма стерская, которая в настоя щее время занимается ре монтом и изготовлением тех ники. И суда, которые позже включились в эксперимент, снабжены технологическим оборудованием куда лучше. Мало того, в коллективе ма стерской пытаются — и не безуспешно — изготовлять действительно универсальные машины. Скажем, головорубку при необходимости можно достаточно легко «превра тить» в плавникорезку. Итак, ответ прозвучал. О д нако не будем спешить и на зывать его полным. Подождем до той поры, когда экипажи специализированных судов по. еле рейса подтвердят — да, на берегу сделали все для того, чтобы не нарушить усло вий эксперимента. В. ГОРНОВ. На снимках: матрос второго класса ком сомолец В. Сацкий, старший матрос Ф. И. Гоголев, механик- наладчик В. Н. Шепельский, матрос первого класса А. П. Афанасьев; помощник капитана по про изводству Б. Ф. Топольниц- кий. Фото С. МЕХРЕНЬГИНА. Записано в „Основных направлениях" ПО ПРАВИЛАМ ЭКСПЕРИМЕНТА «Настойчиво повышать эффективность общественного производства на основе его всесторонней интенсификации, улучшать качество продукции й услуг во всех отрас лях». (Основные направления экономического и социального развития СССР на 1081 — 1085 годы и на период дО 1990 года). М ОРЯКА СРЕДИ МНОЖ ЕСТ. ВА ЛЮДЕЙ узнаешь сразу, особенно когда сам моряк... И я однажды в вок зальной толчее безошибочно определил, что здоровяк с пышной шевелюрой непре менно моряк, а говорок с присказкой «дак» указывал на его архангельское происхож дение. Прошел год, о мимолетной встрече я и думать забыл. На траулере «Медвежье горск» готовились к плава нию. С берега на палубу пор тальный кран подавал тюки сетного полотна, связки бо- бинцев и кухтылей, бочки- трещанки. Я осторожно спус кался по вертикально стояв шему трапу (был полный от лив), когда из трюма показа лась копна кудрявых светлых волос, чуть позж^ через бор тик горловины перешагнул крепкого телосложения мо ряк — обладатель этой уди вительной копны и, громы хая сапожищами, деловито направился мимо меня в над стройку. Что-то знакомое увиделось мне в нем, осо бенно — в его шевелюре. Но за годы рыбацкого труда ма ло ли людей повстречаешь на судах... Пока у вахтенного штурдиа- на оформлялся на «место жительства», пока отыскал боцмана и получил у него свитер, рыбацкий костюм и сапоги, прошло немало вре мени. Каюта, предназначенная для помощников рыбмастера, уже была обжитой. Из-за двери доносился громкий и веселый смех. Я нажал руч ку, дверь легко подалась, и я опять увидел того самого здоровяка. Теперь я уж е не сомневался, что именно его Еидел го д назад в вокзаль ной толчее... — Заходи, не стесняйся, — сказал он и почти присел на столик, пропуская меня к рундуку. — Давно я жду на парника. — Это почему? — спро сил я. -— Зашился, понимаешь, — ответил он совсем просто, — трюм собирать надо, а б о т звали на военную службу, а тан как он родом из семьи потомственных рыбаков, его служить послали на флот. На военных кораблях он получил специальность тонаря. Демобилизовавшись, Влади мир Петрович хотел круто из менить свою жизнь, прочно залива приятно-кисловатыи запах увядающей во время отлива морской капусты. Мо ре давало о себе знать не только запахами морской во ды и водорослей... Оно звало и пароходными гудками, не- o j b o E m ТОВАРИЩЕ П Р Е Д А Н Н О С Т Ь еще тралмеистерское имуще ство туда сложили. Тебя как звать-то? — Валерий. — А меня Владимиром, — представился он. Он и правда оказался из глубинки Архангельской обла сти, родился в деревне Сура, что стоит на реке Пинеге. Не поседливым был Володька, именно потому почти совсем мальчишкой ушел из деревни. Ходил с рыбаками по Пинеге и Белому морю. Работа была тяжелой, но зато интересной. Потом еще ответственность не позволяла сбежать домой — шла война. Уже в самом ее конце Володьку Березина при осесть на берегу и забыть о море. Послевоенный Мурманск встретил его дружелюбно — и родственники нашлись, и ра боты было хоть отбавляй. Владимир Петрович пошел ра ботать токарем на судоверфь, чуть позже перешел в обще житие, а там и комнату в до ме барачного типа обещали дать. И стало ему казаться, что он вполне устроен, луч шего желать некуда. Но если от людей еще как- то можно скрыть, что у тебя на душе, то от себя не скро ешь. Все хорошо, казалось бы, а сердце ныло. Особенно летними вечерами, когда в открытое окно проникал с угомонным криком чаек. В один из таких дней не вы держал он тоски и твердо решил Еернуться к морю. На заводе удивлялись, родствен ники — тоже, но он был не поколебим. С тех пор про шло 24 года... Чего только не было за эти годы! Всего не перечислишь. Однако экспедиция траулеров бортового траления за трес кой на дальний северо-запад к Лабрадору к 1964 году на всегда осталась в памяти. Была крутая зима. морозы 25 —30 градусов. Переход с ф 4 стр. «РЫБНЫЙ М УP/ААН» Ю июля 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz