Рыбный Мурманск. 1981 г. Февраль.

з- А УСПЕШНУЮ ' РА­ БОТУ в 1980 году коллектив Мурманского тер­ риториального управления в® гидрометеорологии и кон­ тролю природной среды на­ гражден переходящим Крае­ вым знаменем ЦК КПСС, Сонета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Недавно, в канун откры­ тия партийного съезда, эта высокая награда была вру­ чена коллективу управле­ ния. Когда ранним утром, от­ правляясь на работу или оставаясь дома, мы олуша- См ЛО ГСрОДСКОЙ Гр оі-шой сети информацию С ОІ 348 С В М у рМ 8 НСИ 0 ... Т 0 с 5 - дусов, давление...». вряд л ■] задумываемся над тем. іде н какими средствами были получены данные о погоде на Кольском полуострове. Не все знают, что на полуострове разбросано око­ ло 6 0 гидрометеорологіічс- еких и метеорологических постов, что обслуживающие их гидрологи метеорологи восемь раз в сутки произво­ дят измерения скорости вет­ ра, влажности воздуха, его гем ис ратуры . а тм осферного давления; Не все знают, что • восемь раз в сутки с "S8 окном квартиры-. Б ез точных данных о со­ стоянии атмосферы сегодня " народному хозяйству не обойтись. СВОДКИ; О ПОГОДв . одинаково необходимы тру­ женикам сельского хозяйст­ ва. портовикам., авиаторам, строителям н геологам. Свы­ ше 40' организаций запра- . шивают метеосводки. Однако деятельность гидрологов и синоптиков особое значение приобретает на морских и океанских просторах. — Сейчас наше управле. ние, — рассказывал ди р е к ­ тор обсерватории террито­ риального управления Вя­ чеслав Семенович Бойко, — Событие в канун партсъезда На море, на суше ив иебе-синопткнй / . • ■Цогощ ттыртщт - в д ш ш 'уЩ , постов б терри­ ториальное уп- равленме лосту- I Щ. паст радноин- формация, где ' Ш она тщательно обрабатыв&ё тс я ш Я І высоко!,* в а л и- Ш | флцлрова h j i bi­ ll ми инженерами, _. —1 а конечный ре- И М Я І 3Ультат получа­ ЮТ с помощью ЭВМ <Минск- 32». Нас это мало интересует: нам просто нуж- I ны точные све- ЩШ дення о погоде для исследования гидроме­ теорологических . рёжимоэ Баренцева, Норвежского и Гренландского морен ■имеет три научно-исследователь­ ских судна, и среди них — ледокол «Отто Шмидт», благодаря которому мы по­ лучили выход в Карское море. Их рейсы обычно про­ должаются 7 0—80 суток. Гидрологи н синоптики опре­ деляют направление и силу течений, температуру воды на разных глубинах, ее со­ леность, ледовую обстанов­ ку. . Между коллективом Мур. майского территориального управления лс гидрометеоро­ логии и контролю природной среды н рыбаками давно установилась крепкая и неру­ шимая связь. Точный прог­ ноз погоды, температурный режим воды в том или ином промысловом квадрате, на­ правление и силу ветра — все это необходимо знать капитанам рыбодобывающе­ го флота для того, чтобы правильно выбрать курс траления, его скорость. Бот уже второй год кол­ лектив управления становит­ ся участником социалисти­ ческого соревнования по Договору четырнадцати смежных предприятий. И участвует он в соревнова­ нии со всей серьезностью. Это можно подкрепить при­ мером. Сегодня Мурманское тер­ риториальное управление по гидрометеорологии и контро­ лю природной среды имеет в распоряжении Ил-14. В прошлом году, пожалуй, не было такого полета, чтобы на борту этого самолета не находился работник управле­ ния «Севрыбпромразведка». Во время полета над Барен­ цевым морем синоптики и гидрологи, естественно, за­ няты своим делом, а вот разведчик рыбных концент­ раций может с самолета ви­ зуально определить, где про­ изошло скопление рыбы, передать информацию о ко­ сяках флагманским капита­ лам или руководителям промысловых групп. В прошлом году по Дого­ вору четырнадцати смежных предприятий на судне управ­ ления «Всеволод Березкин» большая группа синоптиков и гидрологов выходила в экспедицию на средне-атлан­ тический хребет. Экспеди­ ция работала в течение ме­ сяцами собрала для промыс­ ловиков очень ценный мате риал по режиму■, іечений,' перепаду температур. Все данные о средне-атлантиче­ ском хребте переданы ч уп­ равление «Севрыбпромраз­ ведка.». В этом году кллек- тнв территориального управ­ ления по гидрометеорологии и контролю природ пй сре­ ды взял обязательство вы­ полнить три гидрологических съемки Баренцева моря с научно - исследовательского судна «Всеволод Березкин». Большую помощь синоп­ тики оказывают морякам, когда проводят их суда через Атлантику. Имея данные о состоянии атмосферы, они подсказывают штурманам наиболее безопасные курсы следования по ее просторам, помогают избегать встреч со штормом и ураганами. Не остаются в долгу мо­ ряки рыболовного и торго­ вого флотов. Четыре раза в сутки около двухсот штур­ манов выполняют гидроме­ теорологические наблюде­ ния, а данные передают в Мурманск. Благодаря уси­ лиям внештатных гидроло­ гов и синоптиков получается более полная картина со­ стояния погоды над морями и океанами планеты. Далеко уходят ныне ст_ родных берегов мурманские рыбаки, но об атмосферных явлениях они всегда получа­ ют самую свежую информа­ цию. Работают они без ог­ лядки на погоду, потому что работники Мурманского территориального управле­ ния по гидрометеорологии и контролю природной сре­ ды всегда подскажут, когда ждать шторма и штиля, сне­ гопада и дождя. С. ДАНИЛОВ. На снимке: си но птики Ь. Н. Бодово-зова и А. Г. Руденко. Сото аетсра. I Мы продолжаем публика­ цию откли ко в на статью А. Новикова «Станет путь короче», напечатанную в № 34 еженедельника за прош лы й год. В статье под­ нимались проблемы, свя­ занные с эффективностью использования флота. На выступление А. Нови­ кова о ткли кн ули сь специа­ листы флотов (№ 41,42), ру­ ководители ВРПО <‘Севры- ба» <№ 49). Сегодня мы предлагаем вниманию читателей высту­ пление ведущих капитанов объединения «Мурманрыб- пром». судов выполняются в луч­ шем случае на 30 процен­ тов. да и приходят детали с большим опозданием. Зачас­ тую специалисты наших су­ дов, члены ремоптио-подмен- ных комаид <выкручивают- ся» за счет соседей — чер­ номорцев и балтийцев. Выходу судна в рейс хо­ рошо подготовленным меша­ ют, на наш взгляд, преслову­ тое соблюдение планового количества судов на промыс- если человек, производящий этот ремонт или следящий за его ходом, знает,, что именно на этом судне ему предстоит выйти в рейс, то и отношение у нею к рабо­ те другое, и качество этой работы выше, и капитану спросить есть с кого в слу­ чае неполадок в море. Ви­ новат только он. и тут—ни­ каких ссылок на «предшест­ венников». И еще о подготовке суд- ЗА ПОРЯДОК В ДОМ Е ----- -...- ............... ~ Возвращаясь к напечатанному С ЛЮБОВЬЮ... К РЕМОНТУ НАС ОЧЕНЬ заилтерссо- вали статья А. Нови­ кова «Станет путь короче» и мнения специалистов фло­ тов и работников ВРПО «Севрыба». Мы согласны с тем, что хорошая работа в море во многом зависит от подготов­ ки судна к промыслу. Но со всем ли справляется эки­ паж во время стоянки трау­ лера в порту? В первую оче­ редь, хочется рассмотреть вопрос о ремонте судов. Только на основании при­ меров, приведенных в ходе обсуждения статьи, уже мо- я ш е сделать е ы в о д , что ре­ монт этот не всегда произ­ водится ХОРОШО. ; Качество ремонта .из-за отсутствия на складах пред­ приятий запасных деталей для .судов, работающих в от­ даленных районах, вообще оставляет желать лучшего. Заявки на снабжение этих ле, постоянные подталкива­ ния, а иногда прямые требо­ вания со стороны админн- . страцил флота о досрочном или срочном выходе в мо­ ре, преждевременном под­ писании ремонтных ведомо­ стей. _ Групповые механики к концу ремонта играют роль «толкачей», аврально закан­ чиваемые ремонты не дают возможности судовым спе­ циалистам уследить за тем, как ведутся работы (в две или даже в три смены). Вот и выходит такой специалист в море после месячного штурма физически и мо­ рально усталым. Далее. Как правило, ре­ монт судов ведут «неплава- ющне» специалисты, а это, мягко говоря, очень чувст­ вуется п.рн приемке судна от ремонтников. Междурейсо­ вый ремонт требует не толь­ ко квалификации, но и, мож­ но сказать, ответственнос­ ти.'.. и любви. Именно люб­ ви к тому, что делаешь. И на. Комплектация основной команды происходит в сжа­ тые сроки, буквально перед Самым выходом в рейс, сро­ ки на приемку судна также не выдерживаются. РИТМИЧНОМУ • СНАБЖЕНИЮ — БЫТЬ! I IА ЧЁМ хотелось бы за­ *® острить внимание еще — так это ка снабжении су­ дов промысловым и другим -вооружением. ' • -Вспоминается такой слу­ чай.' Буквально недавно на облове мелких объектов су­ да были плохо снабжены мелкоячейными рубашками, а прибывшая на промысел Мелкоячейная часть кошель­ кового невода взамен руба­ шек, по неизвестным при­ чинам, застряла на БМРТ «Кандалакша». Вот почему еще и еще раз необходимо все проверить на берегу, полностью снабдить судно. Кстати сказать, бывают случаи, когда промгойгуже- нне вообще не поступает на В< судно из-за погрузки его в порту не На тот транспорт или поступает, но уже к кон­ цу рейса. Это, впрочем, от­ носится и к другим видам снабжения. ИНИЦИАТИВЕ — «ЗЕЛЕНУЮ УЛИЦУ» ВОЗМОЖНОСТИ и обя­ занности капнтана- флашана, руководителя группы судов зачастую под­ меняются указаниями с бе­ рега. Таким образом, сдер­ живается инициатива опыт­ нейших промысловиков. На­ пример, с созданием управле­ ния «Севрыбпромразведка» суда, работающие в дальних районах промысла, остались без оперативного обеспече­ ния поисковиками. На за­ просы руководства промыс­ лом о выделении промсудов для поиска, как правило, приходят отказы. Так было в одном из рай­ онов промысла, где началь­ ник промрайона В. П. Шу­ милов попросил у руководст­ ва ВРІТО «Севрыба» разре­ шения выделить промсуда для поиска, поскольку уло­ вы в это время не превыша­ ли одну-две тонны. Ответ, естественно, был неутеши­ тельным: руководители на берегу посчитали, что при '«такой обстановке выделе­ ние судов на поиск нецеле­ сообразно». Оправдана ли такая постановка вопроса? Поисковые суда должны 'быть оборудованы по по­ следнему слову науки и тех­ ники. Наши же поисковики 'ничем от .промысловиков не отличаются. • Кроме- того, из-за иедо. статна точной навигационной аппаратуры мучаются про­ мысловики даже в собствен­ ном Баренцевом море, опре­ деляя местонахождение суд­ н 1 на. Излишне говорить, в ка­ кое положение попадают на­ ши суда в Атлантике... АВРАЛ НЕ ДОЛЖЕН СТАТЬ ТРАДИЦИЕЙ |ЕЛЬЗЯ не сказать о той крайне напряжен­ ной обстановке, которая дав­ но уже стала традиционной при отходах судов из порта. Комплектация штата может продолжаться даже тогда, когда судно уже стоит на рейде Погрузка снабжения, окончание ремонта, подго­ товка судна к предъявле­ нию портовым властям про­ исходят прямо-таки в беше­ ном темпе Подобные авра­ лы устраиваются и днем и ночыо. Хорошо, если пере­ ход большой, а если к Ры­ бачьему... Вот и приходит команда в себя после тако­ го отхода двое суток. И воз­ можности повредить хорошо отремонтированный меха­ низм- в таких условиях очень реальны. Подводя итоги, можно сказать, что своевременный и качественный ремонт су­ дов, полное обеспечение зап­ частями, промысловым и другим оборудованием, ком­ плектация группы судов флагманскими специалиста­ ми, обеспечение оператив­ ной разведкой рыбных скоп­ лений, внедрение средств малой механизации или по­ ставка материалов, запчас­ тей для се 'внедрения, ра­ циональное использование опытных моряков на судах флота создадут условия для нормального хода промысла. С. СИДОРОВ, капитан- флагман объединения «Мурманр ы б п р о м», В. ВАСИЛЬЕВ, капитан-. директор, А. ИЗОТОВ, капитан-директор. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 27 февраля ■198! г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz