Рыбный Мурманск. 1981 г. Февраль.
I /СТРОИТЕЛЬСТВО Ce- верного флота нераз рывно связано с именем Сергея Мироновича Кирова. Беспредельно преданный делу Коммунйстиче с к о и партии, пламенный трибун революции пользовался ог ромным авторитетом и лю бовью коммунистов, всего народа. В о е н н ы е в о п р о с ы , во ен н о е д е л о з а н и м а л и б о л ь ш о е м е с то о ж и з н и и д е я т е л ь н о с т и « н е у н ы в а ю щ е г о М и р о н ы ч а » , к а к л ю б о в н о н а з ы в а л и е го л е н и н г р а д ц ы . О р га н и з а т о р с н а б ж е н и я т р у д я щ и х с я С е в е р н о го К а в к а з а о р у ж и е м , п р е д с е д а т е л ь В р е м е н н о го В о ем н о Р е в о л ю ц и о н н о го н о м и те та А с т р а х а н с к о го к р а я , ч л е н Р е в в о е н с о в е та 11-й а р м и и , Ю ж н о й г р у п п ы в о й с к К р а с н о й А р м и и , п е р в ы й с е к р е т а р ь Л е н и н г р а д с к о й п а р ти й н о й о р г а н и з а ц и и , ч л е н П о л и тб ю р о , чл<*и О р гб ю р о и с е к р е т а р ь Ц К В К П (б ), ч л е н Л р е з и д и у м а Ц И К — н а к а ж д о м и з э т и х п о с то в С е р ге й М и р о н о в и ч К и р о в не ж а л е л с в о и х с и л д л я у к р е п л е н и я о б о р о н о сп о с о б н о с т и п е р в о го в м и р е с о ц и а л и с т и ч е с к о г о г о с у д а р с т в а . Видный деятель Комму нистической партии и Со ветского государства С. М. Киров вплотную столкнулся и стал непосредственно за ниматься проблемой созда ния Военно-Морских сил на •севере страны с 1926 года, когда возглавил Ленинград ский губкам ВКП (б). Бога тейший край, незамерзаю щие порты привлекали взо ры империалистических хищ ников. В связи с этим про ведение крупных организа ционных, оборонных меро приятий вставало в качестве важнейшей задачи дня. Сергей Миронович триж ды посещал Мурманский ок руг. ка месте решая важней шие вопросы укрепления обороноспособности нашей Родины, социалистического строительства, создания но вых отраслей промышленно сти. Он досконально знал Кольский край, советовался с геологами, встречался с учеными, изучал доклады исследователей, отчеты эк спедиций. работавших * в тундре и ия побережье. ^ Н А Ч А Л Е т р и д ц а т ы х го д о в с т а л и н т е н с и в н о р а з р а б а т ы в а т ь с я в о п р о с ^ б а зи о о в а - нм я б о е в ы х к о р а б л е й н а С е в е р е. 8 1931 го д у п р и к а з о м N° 21 н а ч а л ь н и к а М о р с к и х с и л Р И Н А б ы л а н а з н а ч е н а к о м и с с и я « д л я п р о и з в о д с т в а о б с л е д о в а н и я р а б о т по с у д о р е м о н т у н е п о с р е д с т в е н н о н а м е с т а х в ц е л я х б о л е е п о л н о го и з у ч е н и я э т о го д е л а » . В м а р те 1932 го д а в М у р м а н с к е р а б о та л а к о м и с с и я п о д р у к о в о д с т в о м А. И. М и к о я н а и с е к р е т а р я Л е н и н гр а д с к о г о о б к о м а В К П (б) П . А . И р к л и с а . Л е то м т о го ж е го д а Е М у р м а н с к п р и б ы л С . М . К и р о в , к о т о р ы й и н т е о е с й в а л с я , н а р я д у с д р у г и м и в о п р о с а м и , с о с т о я н и е м и п е р с п е к т и в а м и р а з в и т и я М у р м а н с к о го п о г т э . С 25 и ю л я по 7 а в г у с т а 1932 го д а н о м и с с и я и з о п ы т н ы х к о м а н д и р о в Б р ю х о в е ц к о го , З у й к о в а . М и л е й к о в с к о г о и Х в о щ и «-х^ого под п р е п с е д а те л scT- во^ И с а к о в а п р о и з в е л а о б с т о я т е л ь н ы й о с м о то К о л ь с к о го з а л и в а . Р а с ч е т ы п о к а з а л и , ч то д л я с т р о и т е л ь с т в а во е н н о -м о р ск о й б а з ы в к р а т ч а й ш и е ср о н и М ур м а н с к и й о к р у г н е р а с п о л а га л ни л.ю п ен и м и ни м а т е р и а л ь н ы м и р е с у р с а м и . С о з д а н и е к р у п н ы х с и л гЬло та н а С е в е р е м о г л о з а т я н у т ь с я н а го д ы . И з д е с ь п р о я в и л и с ь о гр о м н ы е о р г а н и з а т о р с к и е с п о с о б н о с т и С . М . К и р о в а . И з у ч а я т о т и л и и н о й в о п р о с , он и м е л о б ы к н о в е н и е з а п и с ы в а т ь в с е в ы и г р ы ш н о е . о б н а д е ж и в а ю щ е е , р а з р е ш а ю щ е е х о т я б ы в м ал о й с т е п е н и с т о я щ у ю п р о б л е м у . С е о ге й М и р о н о в и ч б у д и л т в о р ч е с к у ю м ы с л ь п а р т и й н ы х р а б о тн и к о в . к о м а н д и р о в К р а с н о го гііл о та , х о з я й с т в е н н и к о в , р а б о ч и х . Было высказано предло жение: в качестве временной базы боевых кораблей ис пользовать Мѵрманский тор говый порт. В начале апре ля 1933 года комиссия об следовала порт. Выводы ко миссии о том, что на порт могло базироваться ие более 9 кораблей (3 эсминца, 3 полводные лодки и 3 сторо жевых корабля), легли в ос нову при определения пер воначального корабельного состава будущей Северной поенной флотилии. Нарком обороны К. Е. Во рошилов издал 15 апреля приказ о создании экспеди ции особого назначения для передислокации первого отряда боевых кораблей по Беломорско-Балтийскому ка налу (ЭОН-1). Командиром ЭОН-1 был назначен 3. А. Закупнев начальником шта ба — И. С. Исаков, началь ником политотдела П. П. Байрачныіі. П о д го то в к а б о е в ы х к о р а б л е й и э к и п а ж е й н п е р е х о д у и з К р о н ш т а д т а н а С е в е р п р о в о д и л а с ь в о ч е н ь с ж а т ы е с р о к и и =11!11111 і111!111!Ііі!I!1 ]1!іП!1 !11S1 і днем и ночью с большим подъемом. Была проделана огромная предварительная работа, прежде чем отряд боевых кораблей тронулся в путь. Тральщики «Ударник» и «Запал» с установленным жестким тралом прошли до первого шлюза канала, про ведя траление фарватера и проверку точности карт. В С о р о к с к о м п о р т у з а к а н ч и в а л и д н о у г л у б и т е л ь н ы е р а б о т ы . У П о в е н ц а б ы л а с о о р у ж е н а п е р е м ы ч к а . З а к о н ч е н о на- Страницы истории края Ворошилов посетили кораб ли «Урицкий» и «Д-1». Они интересовались вооружением и боевыми возможностями техники, условиями, в ко торых живут н служат мо ряки, организацией их досу га, отдыха, вестями с род ных мест. 22 июля комиссия поез дом приехала в Мурманск для осмотра мест базирова ния Северной военной фло тилии и окончательного ут верждения представленных документов по строительст- 11і 1111 ]111! 11111111111111111 III 1111111 С. М. Киров и строительство Северного флота 0 И Ю Н Е э т о го го д а и с п о л н и т с я ~ 40 л е т со д н я н а ч а л а В е л и - ко й О т е ч е с тв е н н о й в о й н ы п р о ти в н е м е ц к о - ф а ш и с т с к и х з а х в а т ч и к о в . В о и н о в С о в е т с к о г о З а п о л я р ь я н а п а д е н и е ги т л е р о в ц е в н е з а с т а л о в р а с п л о х . Т а к , С е в е р н ы й ф л о т б ы л в б о ево й го т о в н о с т и е щ е до 22 и ю н я , е го з е н и т ч и к и в э л и о го н ь по н а р у ш и т е л я м в о з д у ш н о го п р о с т р а н с т в а С С С Р за н е с к о л ь к о д н е й д о н а ч а л а б о е в ы х д е й с т в и й . С е в е р о м о р ц ы п р и ш л и на п о м о щ ь в о и н а м 14-й а р м и и , в ы с а ж и в а я д е с а н т ы а тыл в р а га , ведя с о к р у ш и т е л ь н ы й о г о н ь с к о р а б л ей по с к о п л е н и я м е ге р е й , по и х боевой т е х н и к е , с к л а д а м б о е п р и п а с о в . В р а г н е р а з и с п ы т ы в а л о щ у т и м ы е у д а р ы С е в е р н о го ф л о т а , с т а в ш е го К р а с н о з н а м е н н ы м . Ф л о т в с ю в о й н у б ы л д е й с т в у ю щ и м . К а к он с о з д а в а л с я , р о с и м у ж а л , « Р ы б н ы й М у р м а н » р а с с к а з ы в а л н е р а з. Сегодня еженедельник п р о д о л жает знакомить читатели с о д ной из замечательных с т р а к и ц истории КСФ. іііішішііішшішіішпшшіііішшшшшіішшшшшшшішшшішп : 23 февраля— День Советской Армии и Военно-Морского Флота Ті 11111 і 111мп11мі і іп1111;1111111м11:1м11111м1111піI іі 1111 ]111)’і)111111]111111 і 1111111111111 ]11S11п :іі1111111и111111)іп1 і 11!111111. РЬш з а к о н ч и л а с ь 18 м а я . З а м е с я ц с н е б о л ь ш и м н е о б х о д и м о б ы л о о т р е м о н т и р о в а т ь к о р а б л и , д е м о н т и р о в а т ь о б о р у д о в а н и е и в о о р у ж е н и е с ц е л ь ю о б л е гч е н и я к о р а б л е й , у к о м п л е к т о в а т ь э к и п а ж и л у ч ш и м и с п е ц и а л и с т а м и . А к т и в н о е у ч а с т и е в п о д го то в к е ЭОН-1 п р и н я л и р а б о ч и е К р о н ш т а д т а и Л е н и н г р а д а . Л е н и н г р а д с к а я п а р т и й н а я о р га н и з а ц и я и л и ч н о С . М. К и р о в , Он п о с то я н н о ин т е р е с о в а л с я хо д о м р е м о н т н ы х р а б о т и , гд е э т о б ы л о н е о б х о д и м о о к а з ы в а л д е й с т в е н н у ю п о м о щ ь . С у д о р е м о н т н и к и п р о в е л и у с к о р е н н ы й р е м о н т пр и о т л и ч н о м к а ч е с т в е . Для нужд экспедиции осо бого назначения ленинград ская промышленность выде лила более 7 тонн сортового железа, 31 бухту стального троса, 6 мотопомп, 200 тонн технических цепей, 155 то поров. морскую парусину, смоляные канаты, инстру мент, спецодежду, обувь, по стельное белье и многое дру гое. Президиум Ленинград ского облисполкома слушал 4 мая 1933 года вопрос: «Об обеспечении выполнения возложенных задач на РВС Морских сил Балтийского моря». С. М. Киров остался до волен докладом командова ния Морских сил Балтийско го моря. Политическое обе спечение перехода было на высоте: большая часть лич ного состава отряда были коммунисты и комсомольцы. Коммунисты сумели -до стичь высокой действенности партийно - политической ра боты по обеспечению пред стоящего перехода и подго товительной работы к нему. Краснофлотцы работали в и га ц и о н н о е о б о р у д о в а н и е на все м п у т и с л е д о в а н и я ЭО Н -1. 10 м а я 1933 го д а в ы ш е л и з К р о н ш т а д т а п р о д о тр я д ЭОН-1 в с о с т а в е д в у х б а р ж с п р о д о в о л ь с т в и е м . 15 м а я т р о н у л с я в п у т ь в с п о м о г а т е л ь н ы й к а р а в а н из б б а р ж с в о о р у ж е н и е м и т е х н и ч е с к и м и м у щ е с т в о м к о р а б л е й э к с п е д и ц и и . 18 м а я 1933 го д а с о с т о я л с я п р о щ а л ь н ы й м и т и н г н а п р и ч а л е . Н а нем п р и с у т с т в о в а л и С . М. К и р о в, К . Е . В о р о ш и л о в , к о м а н д о в а н и е ф л о т а и ЭОН-1. В 18 ч а с о в о т р я д б о е в ы х к о р а б л е й в с о с т а в е э с м и н ц е в <*Урицкий» и «Рынов*> (в п о с л е д с т в и и п е р е и м е н о в а н в «В. К у й б ы ш е в » ), сторожевых к о р а б л е й « С м е р ч » и «Ураган», подводных лодок «Д -1» и «Д-2» одной кильватер ной колонной двинулся в путь. В Ленинграде была оста новка на несколько часов. В 3 .0 0 19 мая корабли пошли вверх по Неве, и 20 июля по следний из них вошел в Бе лое море. ИЮЛЯ в Сороку (Беломорск) прибы ла партийно - правительст венная комиссия в составе И. В. Сталина, С. М. Киро ва и К. Е. Ворошилова. Ру- ков'одители партии й прави тельства выступили на ми тинге перед краснофлотца ми. С. М. Киров произнес горячую и вдохновенную речь, рассказал о богатствах края, перспективах его осво ения. Защищать эту часть советской земли предстояло теперь североморцам. После митинга И. В. Ста лин, С. М, Киров и К. Е. ву оборонных объектов в Кольском заливе. Подойдя к трапу парохода «Буревест ник», на котором предстоя ло осмотреть места базиро вания. товарищи Сталин, Ки ров и Ворошилов тепло поздоровались с к -л іп в д ііі и поднялись на бак. «Буреве стник» прошел по маршруту Мурманск — остров КпЛь- дин. На обратном пути за шли ;; Полярный II верну лись з Мурманск. Было решено форсиро вать строительство военно- морской базы в Полярном. Ваенга (Североморск) бы ла определена в качестве будущей главной базы Се верного флота. Определили и район под тылы Северной военной флотилии. Сергеи Миронович умело и быстро переключил хозяйственников и партийных руководителей на выполнение заданий пар тии и Советского правитель* ства. А СЕНЫО 1933 года на- " чалось строительство объектов базы в Мурманске и шла подготовка к широко му развертыванию строи тельства в Полярном. В про ведении в жизнь решений по созданию Военно-Мор- ских сил на Севере страны С. М Кировым руководила безграничная вера в правиль ность избранного партиен пути, в мужество и неисся каемые силы верных сынов страны — краснофлотцев и командиров, строителей баз, аэродромов, батарей берего вой обороны Г! других объ ектов. Большую помощь северо морцам оказал Мурманский окружной комитет партии, который на своем заседании 15 августа 1933 года рас смотрел вопрос: «Об удов летворении нужд Северной военной флотилии в связи с временным пребыванием в Мурманске». Окружном _ ВКП (б), в частности, ре шил: «Предложить судовер фи передать СВФ 4 корпу са типа «Касатка», два мо тобота на ходу с 12-сильны ми моторами». В состав СВФ были переданы букси ры «Экспортлес № 1» и «Экспортлес № 2», «Экс портлес № 9». две нефтена ливные баржи, ледокол № 6. две землечерпалки. Партия и правительство всегда поддерживали пред ложения С. М. Кирова. По инициативе Сергея Мироно вича при Ленинградском облисполкоме был образован Карело-Мурманский коми тет, занимавшийся вопроса ми изучения недр, техноло гии добычи полезных иско паемых, подготовкой матери алов для строительства про мышленных и оборонных объектов. В августе 1933 года было принято решение ' о материальном обеспечении строительства временной во енно-морской базы в Мур манске. Еще раньше было решено передать .Мурманско му военному порту причаль: № 1 и № 2 и Мурманскую пристань с прилегающей к ним территорией, с находя щимися постройками, здани ем портовой конторы. К при чалам были подведены прес ная вода, электроэнергия. В черте города была отведена территория для строительст ва жилых и служебных зда ний флотилии. Первый командующий Се верной военной флотилии К. И. Душенов и П. П. Бай- рачный часто обращались к С. М. Кирову за помощью в разрешении многих вопро сов, связанных со строитель ством оборонных объектов, снабжением их строительны ми материалами, обеспечени ем рабочими и инженерно- техническим персоналом. Сергей Миронович обладал огромным даром умения слушать людей, быстро схватывать суть дела и при нимать необходимое реше ние. Г ЕЙЧАС Краснознямен- ный Северный флот вышел на океанские просто ры Поды Мирового оке - бороздя-т н.члводпые коряблі и атомные подводные лодки Североморцы бдителі но стоят на страже ин тересов нашей страны со циалистического СОЛІ 'Ж< ства. Создание Военно-Мор ских сил в Заполярье наш народ по праву считает од ним из самых выдающихся трудовых подвигов. Оно стало возможным благодаря руководству Коммунистиче ской партии военным строи тельством, мощному военно- экономическому потенциалу нашего государства. II в том, что Страна Советов рас полагает могучим Северным флотом, — большая заслу га Сергея Мироновича Киро ва. А. БЕРЕЗНЕВ. На снимках Р. МАКЕЕ ВОЙ и Б. ЩУКИНА: памят. ник С. М. Кирову в Мурман ске; памятник морякам над водных кораблей Краснозна менного Северного флота, участвовавшим в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. 8 стр. -— 1,1 «РЫБНЫЙ МУРМАН» 20 февраля 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz