Рыбный Мурманск. 1981 г. Февраль.

I /СТРОИТЕЛЬСТВО Ce- верного флота нераз­ рывно связано с именем Сергея Мироновича Кирова. Беспредельно преданный делу Коммунйстиче с к о и партии, пламенный трибун революции пользовался ог­ ромным авторитетом и лю­ бовью коммунистов, всего народа. В о е н н ы е в о п р о с ы , во ен н о е д е л о з а н и м а л и б о л ь ш о е м е с то о ж и з н и и д е я т е л ь н о с т и « н е ­ у н ы в а ю щ е г о М и р о н ы ч а » , к а к л ю б о в н о н а з ы в а л и е го л е н и н ­ г р а д ц ы . О р га н и з а т о р с н а б ж е ­ н и я т р у д я щ и х с я С е в е р н о го К а в к а з а о р у ж и е м , п р е д с е д а т е л ь В р е м е н н о го В о ем н о Р е в о л ю ­ ц и о н н о го н о м и те та А с т р а х а н ­ с к о го к р а я , ч л е н Р е в в о е н с о в е та 11-й а р м и и , Ю ж н о й г р у п п ы в о й с к К р а с н о й А р м и и , п е р в ы й с е к р е т а р ь Л е н и н г р а д с к о й п а р ­ ти й н о й о р г а н и з а ц и и , ч л е н П о­ л и тб ю р о , чл<*и О р гб ю р о и с е ­ к р е т а р ь Ц К В К П (б ), ч л е н Л р е з и д и у м а Ц И К — н а к а ж д о м и з э т и х п о с то в С е р ге й М и р о н о в и ч К и р о в не ж а л е л с в о и х с и л д л я у к р е п л е н и я о б о р о н о сп о с о б н о ­ с т и п е р в о го в м и р е с о ц и а л и ­ с т и ч е с к о г о г о с у д а р с т в а . Видный деятель Комму­ нистической партии и Со­ ветского государства С. М. Киров вплотную столкнулся и стал непосредственно за­ ниматься проблемой созда­ ния Военно-Морских сил на •севере страны с 1926 года, когда возглавил Ленинград­ ский губкам ВКП (б). Бога­ тейший край, незамерзаю­ щие порты привлекали взо­ ры империалистических хищ­ ников. В связи с этим про­ ведение крупных организа­ ционных, оборонных меро­ приятий вставало в качестве важнейшей задачи дня. Сергей Миронович триж­ ды посещал Мурманский ок­ руг. ка месте решая важней­ шие вопросы укрепления обороноспособности нашей Родины, социалистического строительства, создания но­ вых отраслей промышленно­ сти. Он досконально знал Кольский край, советовался с геологами, встречался с учеными, изучал доклады исследователей, отчеты эк­ спедиций. работавших * в тундре и ия побережье. ^ Н А Ч А Л Е т р и д ц а т ы х го д о в с т а л и н т е н с и в н о р а з р а ­ б а т ы в а т ь с я в о п р о с ^ б а зи о о в а - нм я б о е в ы х к о р а б л е й н а С е в е ­ р е. 8 1931 го д у п р и к а з о м N° 21 н а ч а л ь н и к а М о р с к и х с и л Р И Н А б ы л а н а з н а ч е н а к о м и с ­ с и я « д л я п р о и з в о д с т в а о б с л е ­ д о в а н и я р а б о т по с у д о р е м о н т у н е п о с р е д с т в е н н о н а м е с т а х в ц е л я х б о л е е п о л н о го и з у ч е н и я э т о го д е л а » . В м а р те 1932 го д а в М у р м а н с к е р а б о та л а к о м и с ­ с и я п о д р у к о в о д с т в о м А. И. М и к о я н а и с е к р е т а р я Л е н и н ­ гр а д с к о г о о б к о м а В К П (б) П . А . И р к л и с а . Л е то м т о го ж е го д а Е М у р м а н с к п р и б ы л С . М . К и ­ р о в , к о т о р ы й и н т е о е с й в а л с я , н а р я д у с д р у г и м и в о п р о с а м и , с о с т о я н и е м и п е р с п е к т и в а м и р а з в и т и я М у р м а н с к о го п о г т э . С 25 и ю л я по 7 а в г у с т а 1932 го д а н о м и с с и я и з о п ы т н ы х к о ­ м а н д и р о в Б р ю х о в е ц к о го , З у й ­ к о в а . М и л е й к о в с к о г о и Х в о ­ щ и «-х^ого под п р е п с е д а те л scT- во^ И с а к о в а п р о и з в е л а о б с т о ­ я т е л ь н ы й о с м о то К о л ь с к о го з а л и в а . Р а с ч е т ы п о к а з а л и , ч то д л я с т р о и т е л ь с т в а во е н н о -м о р ск о й б а з ы в к р а т ч а й ш и е ср о н и М ур м а н с к и й о к р у г н е р а с п о л а га л ни л.ю п ен и м и ни м а т е р и а л ь н ы ­ м и р е с у р с а м и . С о з д а н и е к р у п ­ н ы х с и л гЬло та н а С е в е р е м о г­ л о з а т я н у т ь с я н а го д ы . И з д е с ь п р о я в и л и с ь о гр о м н ы е о р г а н и з а т о р с к и е с п о с о б н о с т и С . М . К и р о в а . И з у ч а я т о т и л и и н о й в о п р о с , он и м е л о б ы к н о ­ в е н и е з а п и с ы в а т ь в с е в ы и г ­ р ы ш н о е . о б н а д е ж и в а ю щ е е , р а з ­ р е ш а ю щ е е х о т я б ы в м ал о й с т е п е н и с т о я щ у ю п р о б л е м у . С е о ге й М и р о н о в и ч б у д и л т в о р ­ ч е с к у ю м ы с л ь п а р т и й н ы х р а ­ б о тн и к о в . к о м а н д и р о в К р а с н о ­ го гііл о та , х о з я й с т в е н н и к о в , р а б о ч и х . Было высказано предло­ жение: в качестве временной базы боевых кораблей ис­ пользовать Мѵрманский тор­ говый порт. В начале апре­ ля 1933 года комиссия об следовала порт. Выводы ко­ миссии о том, что на порт могло базироваться ие более 9 кораблей (3 эсминца, 3 полводные лодки и 3 сторо­ жевых корабля), легли в ос­ нову при определения пер­ воначального корабельного состава будущей Северной поенной флотилии. Нарком обороны К. Е. Во­ рошилов издал 15 апреля приказ о создании экспеди­ ции особого назначения для передислокации первого отряда боевых кораблей по Беломорско-Балтийскому ка­ налу (ЭОН-1). Командиром ЭОН-1 был назначен 3. А. Закупнев начальником шта­ ба — И. С. Исаков, началь­ ником политотдела П. П. Байрачныіі. П о д го то в к а б о е в ы х к о р а б л е й и э к и п а ж е й н п е р е х о д у и з К р о н ш т а д т а н а С е в е р п р о в о д и л а с ь в о ч е н ь с ж а т ы е с р о к и и =11!11111 і111!111!Ііі!I!1 ]1!іП!1 !11S1 і днем и ночью с большим подъемом. Была проделана огромная предварительная работа, прежде чем отряд боевых кораблей тронулся в путь. Тральщики «Ударник» и «Запал» с установленным жестким тралом прошли до первого шлюза канала, про­ ведя траление фарватера и проверку точности карт. В С о р о к с к о м п о р т у з а к а н ч и в а л и д н о у г л у б и т е л ь н ы е р а б о ­ т ы . У П о в е н ц а б ы л а с о о р у ж е ­ н а п е р е м ы ч к а . З а к о н ч е н о на- Страницы истории края Ворошилов посетили кораб­ ли «Урицкий» и «Д-1». Они интересовались вооружением и боевыми возможностями техники, условиями, в ко­ торых живут н служат мо­ ряки, организацией их досу­ га, отдыха, вестями с род­ ных мест. 22 июля комиссия поез­ дом приехала в Мурманск для осмотра мест базирова­ ния Северной военной фло­ тилии и окончательного ут­ верждения представленных документов по строительст- 11і 1111 ]111! 11111111111111111 III 1111111 С. М. Киров и строительство Северного флота 0 И Ю Н Е э т о го го д а и с п о л н и т с я ~ 40 л е т со д н я н а ч а л а В е л и - ко й О т е ч е с тв е н н о й в о й н ы п р о ти в н е м е ц к о - ф а ш и с т с к и х з а х в а т ч и ­ к о в . В о и н о в С о в е т с к о г о З а п о л я р ь я н а п а д е н и е ги т л е р о в ц е в н е з а с т а л о в р а с п л о х . Т а к , С е в е р н ы й ф л о т б ы л в б о ево й го т о в н о с т и е щ е до 22 и ю н я , е го з е н и т ч и к и в э л и о го н ь по н а р у ш и т е л я м в о з д у ш н о ­ го п р о с т р а н с т в а С С С Р за н е с к о л ь ­ к о д н е й д о н а ч а л а б о е в ы х д е й с т в и й . С е в е р о м о р ц ы п р и ш л и на п о м о щ ь в о и н а м 14-й а р м и и , в ы с а ­ ж и в а я д е с а н т ы а тыл в р а га , ведя с о к р у ш и т е л ь н ы й о г о н ь с к о р а б ­ л ей по с к о п л е н и я м е ге р е й , по и х боевой т е х н и к е , с к л а д а м б о е п р и п а с о в . В р а г н е р а з и с п ы т ы в а л о щ у т и ­ м ы е у д а р ы С е в е р н о го ф л о т а , с т а в ­ ш е го К р а с н о з н а м е н н ы м . Ф л о т в с ю в о й н у б ы л д е й с т в у ю ­ щ и м . К а к он с о з д а в а л с я , р о с и м у ж а л , « Р ы б н ы й М у р м а н » р а с с к а ­ з ы в а л н е р а з. Сегодня еженедельник п р о д о л ­ жает знакомить читатели с о д ­ ной из замечательных с т р а к и ц истории КСФ. іііішішііішшішіішпшшіііішшшшшіішшшшшшшішшшішп : 23 февраля— День Советской Армии и Военно-Морского Флота Ті 11111 і 111мп11мі і іп1111;1111111м11:1м11111м1111піI іі 1111 ]111)’і)111111]111111 і 1111111111111 ]11S11п :іі1111111и111111)іп1 і 11!111111. РЬш з а к о н ч и л а с ь 18 м а я . З а м е с я ц с н е б о л ь ш и м н е о б х о д и м о б ы л о о т р е м о н т и р о в а т ь к о р а б л и , д е ­ м о н т и р о в а т ь о б о р у д о в а н и е и в о о р у ж е н и е с ц е л ь ю о б л е гч е ­ н и я к о р а б л е й , у к о м п л е к т о ­ в а т ь э к и п а ж и л у ч ш и м и с п е ц и ­ а л и с т а м и . А к т и в н о е у ч а с т и е в п о д го то в к е ЭОН-1 п р и н я л и р а ­ б о ч и е К р о н ш т а д т а и Л е н и н г р а д а . Л е н и н г р а д с к а я п а р т и й ­ н а я о р га н и з а ц и я и л и ч н о С . М. К и р о в , Он п о с то я н н о ин т е р е с о в а л с я хо д о м р е м о н т н ы х р а б о т и , гд е э т о б ы л о н е о б х о ­ д и м о о к а з ы в а л д е й с т в е н н у ю п о м о щ ь . С у д о р е м о н т н и к и п р о ­ в е л и у с к о р е н н ы й р е м о н т пр и о т л и ч н о м к а ч е с т в е . Для нужд экспедиции осо­ бого назначения ленинград­ ская промышленность выде­ лила более 7 тонн сортового железа, 31 бухту стального троса, 6 мотопомп, 200 тонн технических цепей, 155 то­ поров. морскую парусину, смоляные канаты, инстру­ мент, спецодежду, обувь, по­ стельное белье и многое дру­ гое. Президиум Ленинград­ ского облисполкома слушал 4 мая 1933 года вопрос: «Об обеспечении выполнения возложенных задач на РВС Морских сил Балтийского моря». С. М. Киров остался до­ волен докладом командова­ ния Морских сил Балтийско­ го моря. Политическое обе­ спечение перехода было на высоте: большая часть лич­ ного состава отряда были коммунисты и комсомольцы. Коммунисты сумели -до­ стичь высокой действенности партийно - политической ра­ боты по обеспечению пред­ стоящего перехода и подго­ товительной работы к нему. Краснофлотцы работали в и га ц и о н н о е о б о р у д о в а н и е на все м п у т и с л е д о в а н и я ЭО Н -1. 10 м а я 1933 го д а в ы ш е л и з К р о н ш т а д т а п р о д о тр я д ЭОН-1 в с о с т а в е д в у х б а р ж с п р о д о ­ в о л ь с т в и е м . 15 м а я т р о н у л с я в п у т ь в с п о м о г а т е л ь н ы й к а р а в а н из б б а р ж с в о о р у ж е н и е м и т е х н и ч е с к и м и м у щ е с т в о м к о ­ р а б л е й э к с п е д и ц и и . 18 м а я 1933 го д а с о с т о я л с я п р о щ а л ь ­ н ы й м и т и н г н а п р и ч а л е . Н а нем п р и с у т с т в о в а л и С . М. К и ­ р о в, К . Е . В о р о ш и л о в , к о м а н ­ д о в а н и е ф л о т а и ЭОН-1. В 18 ч а с о в о т р я д б о е в ы х к о р а б л е й в с о с т а в е э с м и н ц е в <*Урицкий» и «Рынов*> (в п о с л е д с т в и и п е р е ­ и м е н о в а н в «В. К у й б ы ш е в » ), сторожевых к о р а б л е й « С м е р ч » и «Ураган», подводных лодок «Д -1» и «Д-2» одной кильватер­ ной колонной двинулся в путь. В Ленинграде была оста­ новка на несколько часов. В 3 .0 0 19 мая корабли пошли вверх по Неве, и 20 июля по­ следний из них вошел в Бе­ лое море. ИЮЛЯ в Сороку (Беломорск) прибы­ ла партийно - правительст­ венная комиссия в составе И. В. Сталина, С. М. Киро­ ва и К. Е. Ворошилова. Ру- ков'одители партии й прави­ тельства выступили на ми­ тинге перед краснофлотца­ ми. С. М. Киров произнес горячую и вдохновенную речь, рассказал о богатствах края, перспективах его осво­ ения. Защищать эту часть советской земли предстояло теперь североморцам. После митинга И. В. Ста­ лин, С. М, Киров и К. Е. ву оборонных объектов в Кольском заливе. Подойдя к трапу парохода «Буревест­ ник», на котором предстоя­ ло осмотреть места базиро­ вания. товарищи Сталин, Ки­ ров и Ворошилов тепло поздоровались с к -л іп в д ііі и поднялись на бак. «Буреве­ стник» прошел по маршруту Мурманск — остров КпЛь- дин. На обратном пути за­ шли ;; Полярный II верну­ лись з Мурманск. Было решено форсиро­ вать строительство военно- морской базы в Полярном. Ваенга (Североморск) бы­ ла определена в качестве будущей главной базы Се­ верного флота. Определили и район под тылы Северной военной флотилии. Сергеи Миронович умело и быстро переключил хозяйственников и партийных руководителей на выполнение заданий пар­ тии и Советского правитель* ства. А СЕНЫО 1933 года на- " чалось строительство объектов базы в Мурманске и шла подготовка к широко­ му развертыванию строи­ тельства в Полярном. В про­ ведении в жизнь решений по созданию Военно-Мор- ских сил на Севере страны С. М Кировым руководила безграничная вера в правиль­ ность избранного партиен пути, в мужество и неисся­ каемые силы верных сынов страны — краснофлотцев и командиров, строителей баз, аэродромов, батарей берего­ вой обороны Г! других объ­ ектов. Большую помощь северо­ морцам оказал Мурманский окружной комитет партии, который на своем заседании 15 августа 1933 года рас­ смотрел вопрос: «Об удов­ летворении нужд Северной военной флотилии в связи с временным пребыванием в Мурманске». Окружном _ ВКП (б), в частности, ре­ шил: «Предложить судовер­ фи передать СВФ 4 корпу­ са типа «Касатка», два мо­ тобота на ходу с 12-сильны­ ми моторами». В состав СВФ были переданы букси­ ры «Экспортлес № 1» и «Экспортлес № 2», «Экс­ портлес № 9». две нефтена­ ливные баржи, ледокол № 6. две землечерпалки. Партия и правительство всегда поддерживали пред­ ложения С. М. Кирова. По инициативе Сергея Мироно­ вича при Ленинградском облисполкоме был образован Карело-Мурманский коми­ тет, занимавшийся вопроса­ ми изучения недр, техноло­ гии добычи полезных иско­ паемых, подготовкой матери­ алов для строительства про­ мышленных и оборонных объектов. В августе 1933 года было принято решение ' о материальном обеспечении строительства временной во­ енно-морской базы в Мур­ манске. Еще раньше было решено передать .Мурманско­ му военному порту причаль: № 1 и № 2 и Мурманскую пристань с прилегающей к ним территорией, с находя­ щимися постройками, здани­ ем портовой конторы. К при­ чалам были подведены прес­ ная вода, электроэнергия. В черте города была отведена территория для строительст ва жилых и служебных зда­ ний флотилии. Первый командующий Се­ верной военной флотилии К. И. Душенов и П. П. Бай- рачный часто обращались к С. М. Кирову за помощью в разрешении многих вопро­ сов, связанных со строитель­ ством оборонных объектов, снабжением их строительны­ ми материалами, обеспечени­ ем рабочими и инженерно- техническим персоналом. Сергей Миронович обладал огромным даром умения слушать людей, быстро схватывать суть дела и при­ нимать необходимое реше­ ние. Г ЕЙЧАС Краснознямен- ный Северный флот вышел на океанские просто­ ры Поды Мирового оке - бороздя-т н.члводпые коряблі и атомные подводные лодки Североморцы бдителі но стоят на страже ин­ тересов нашей страны со­ циалистического СОЛІ 'Ж< ства. Создание Военно-Мор­ ских сил в Заполярье наш народ по праву считает од­ ним из самых выдающихся трудовых подвигов. Оно стало возможным благодаря руководству Коммунистиче­ ской партии военным строи­ тельством, мощному военно- экономическому потенциалу нашего государства. II в том, что Страна Советов рас­ полагает могучим Северным флотом, — большая заслу­ га Сергея Мироновича Киро­ ва. А. БЕРЕЗНЕВ. На снимках Р. МАКЕЕ­ ВОЙ и Б. ЩУКИНА: памят. ник С. М. Кирову в Мурман­ ске; памятник морякам над­ водных кораблей Краснозна­ менного Северного флота, участвовавшим в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. 8 стр. -— 1,1 «РЫБНЫЙ МУРМАН» 20 февраля 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz