Рыбный Мурманск. 1981 г. Февраль.
П ЛАН завершающего года десятой пятилетки по производству ппщевоіі рыбной продукции и рыбных консервов по министерству выполнен до срочно. Сверх годового плапа выпущено пищевой рыбной про дукции и консервов на 50 млн. рублен. Все ого явилось результатом большой организаторской и по литической работы руководи телей, и прежде всего капита нов судов, в практической дея тельности которых воспитатель ная работа стала органической, неотъемлемой частью общего процесса управления экипажем, руководства производством. Можно привести много при меров из опыта работы капита нов. подтверждающих этот вы вод. В Мурманском траловом фЛоте нет, пожалуй, более из вестного своими трудовыми ус. пехами судна, чем промыслово- производственный рефрижера тор «Навигатор». Его экипаж более десяти лет возглавлял капитан-директор Леонтий Ва сильевич Евграфов, депутат Верховного Совета СССР пре дыдущего созыва, делегат XXV съезда Коммунистической пар тии, Экипаж ППР «Навигатор» выступил инициатором на Се верном бассейне за досрочное выполнение заданий десятой пя тилетки. Здесь вся организа торская. воспитательная работа призвана мобилизовать моряков на выполнение рейсовых зада ний и принятых социалистиче ских обязательств, поиск- самых эффективных средств и мето дов добычи рыбы, борьбу ры баков за максимальное исполь зование сырья для производст ва высококачественной пище вой рыбной продукции. В методах руководства ка питана т. Евграфова Л. В. ,<*чеобладает стремление і»зять на вооружение все но вое, передовое, что рождается практикой соревнования на промысле, передать этот опыт своим -подчиненным. Поэтому в экипаже много внимания уделяется наставничеству, под готовке классных специали стов, умелых и грамотных мо ряков. Между наставниками и их подшефными заключаются ‘Договоры. Капитан, его помощ ники, общественные организа ции судна систематически обо бщали и распространяли опыт передовиков, учили наставник ков трудному рыбацкому ма стерству. И не случайно капи тан Л. В. Евграфов выдвинут иа ответственную хозяйствен ную работу — он назначен 'заместителем генерального ди ректора объединения «Мур- Манрыбпром». П АРТИЯ постоянно под черкивает необходимость органической связи хозяйст- tf^iHon и воспитательной ра боты, •— сказал далее Докладчик. — Руководящие .работники, в их числе и капитаны судов флота рыбной промышленности, должны все гда помнить о воспитательных последствиях тех экономиче ских и административных ре шений, которые они принима ют. Возьмем такие важные фор мы воздействия на моряков, как поощрение и наказание. В общем-то, любому человеку, а моряку особенно в силу экс тремальных условий длитель ной оторванности от берега, присуще желание быть лично стью, ощущать свою значи мость, получать доказательства признания и важности своих заслуг. г Это непременно надо учиты- О т ь в практической деятель ности капитанов судов, чтобы постоянно' поддерживать у чле нов экипажа активность, стрем ление совершенствовать луч шие человеческие качества. В то же время, — отметил докладчик, — рейсовые отче ты десятков, сотен судов от расли показывают, что ни один из членов экипажей за дли тельный период плавания не был удостоен благодарности капитанов. ГІапрпмер, в «Мур- манрыбпроме» на БМРТ послед них рейсах не поощрил ни од ного члена экипажа. Много интересного в пра вильном использовании ма териальных и моральных сти мулов, дисциплинарной прак тики по мобилизации экипажа на достижение высоких произ водственных показателей, ук репление трудовой дисципли ны, создание стабильного кол лектива на судне имеется в работе капитан-директора БМРТ «Леонид Елышн» объе динения «Мурманрыбпром» Юрия Васильевича Малашты. Это молодой капитан — и по возрасту, и по стажу работы на этой ответственной должно сти. Ему 3 5 лёт, а капитан- директором на судах типа БМРТ он работает третий год. Хорошие организаторские спо собности, высокая профессио нальная морская подготовка, отличное знание рыбного про мысла, доступность, доброже лательное отношение к людям, тактичность, умение вести ин дивидуальную работу в экипа же — все это способствует повышению его авторитета среди моряков. Уделяя много внимания развитию социали стического соревнования на судне, он умело в своей рабо те опирается на обществен ные судовые организации. За время работы т. Малашты К). В. в должности капитана на судне нет нарушений тру довой и производственной дис циплины. Умение капитана со здать в экипаже нормальный психологический климат в оп ределенной степени способ ствует выполнению и перевы полнению рейсовых заданий. Являясь инициатором социали стического соревнования ■ на флоте под девизом «XXVI съезду КПСС — двадцать шесть ударных недель», эки паж БМРТ «Леонид Елькин» досрочно выполнил план 1980 года по ^ылову рыбы и вы пуску пищевой рыбной про дукции. Как уже было отмечено, — продолжал докладчик, — большинство экипажей судов успешно выполняют план и социалистические обязатель ства. Мы называли многих ка питанов, опыт которых убеди тельно показывает, что все зависит от уровня руковод ства, от работы с людьми. Но вместе с тем не везде дело обстоит так хорошо. На ряду с теми, кто из года в год выполняет и перевыполняет план и социалистические обя зательства, есть много и та ких, которые работают неста бильно, не выполняют плано вых заданий, находятся в чи сле отстающих, хотя и рабо тают в равных условиях. За десятую пятилетку 2 2 3 эки пажа БМРТ и РТМ, или 27,8 процента не выполнили своих планов по добыче рыбы. В 1980 году 4 6 9 экипажей сред- нетовнажного флота отрасли, или 3 6 процентов, не выпол нили плановых заданий. С 3 а десятую пятилетку 61 экипаж не выполнил плана по добыче рыбы. Отделы и службы объеди нения «Севрыба» и флотов, занимающиеся вопросами экс плуатации и экономики, не всегда тщательно анализиру ют работу экипажей, не ока зывают нужной помощи капи танам в принятии оперативных мер по улучшению организа ции промысла. В связи с этим в ряде случа.ев суда ВРПО «Севрыба» в одних и тех же промысловых районах и в од но и то же время работают хуже однотипных судов -дру гих бассейнов. Например, в 1980 году в Северо-Западной Атлантике БМРТ Западного бассейна за промысловые сут ки вылавливали рыбы на 40 процентов больше, чем северя не. Даже в Баренцевом море БМРТ «Запрыбы» в среднем за сутки промысла добывали рыбы на 17 процентов боль ше северян. В прошлом году не выпол нили плановые задания по до быче рыбы, выпуску рыбной продукции, работали значи тельно ниже своих возможно стей экипажи судов Северного бассейна: БМРТ «Параллакс», ПР «Советск», ПР «Витус Беринг», ІТБ «Алексей Хло быстов», ПБ «Профессор Ба ранов» и другие. Л Д І ІА из главных причин ѵ неудовлетворительной ра боты этих и многих других экипажей рыбопромысловых и обрабатывающих судов состо ит в том, что капитаны не ис пользовали всех возможностей по мобилизации коллективов на выполнение планов, слабо занимались организацией соци алистического соревнования в достижении лучших конечных результатов. Далее докладчик отметил, что необходимым - условием ус пешной производственной дея тельности, . ритмичной работы трудового коллектива, повы шения производительности .тру да, качества и эффективности работы, борьбы с расточитель ством и хищениями является сознательная трудовая дисцип лина. Ее значение, намного возросло с увеличением мас штабов производства, ускоре нием научно-технического про гресса, в том числе и в рыб ном хозяйстве. • 1 Теперь, — отметил доклад чик, — как никогда повыша ется значение каждого часа, каждой 'минуты рабочего вре мени. - , . Несмотря на то. что, непро изводительные потери рабоче го времени по отрасли в деся той пятилетке сократились против базового 1975 года на 10,7 процента, они остаются еще достаточно высокими и составляют в среднем за год 7 90 тыс. человеко-дней, в том числе: за счет целодневных и внутрисменных простоев — 235, прогулов — 231, невы ходов. на работу с разрешения администрации — 324 ..„тыс. человеко-дней. Это эквива лентно не работающим в тече ние года 2600 рабочим. Продолжает оставаться вы сокой текучесть кадров в от расли, она составляет в сред нем за год 7 7 ,6 тыс. человек, в том числе в «Севрыбе» — 5.7 тыс. человек. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О сильнейшем укреп лении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве» требу ет усилить ответственность ру ководителей подразделений в деле укрепления трудовой дис циплины. Оно обязывает ре шительно искоренять факты примиренческого, либерально го отношения к нарушителям дисциплины, использовать в этих целях все меры воздей ствия, предусмотренные трудо вым законодательством. По становление также обязывает всем содержанием, всеми фор мами массовой пропаганды и агитации глубоко раскрывать значение социалистической трудовой дисциплины. Поэтому первейшей обязанностью капи тана является воспитание, у всех членов экипажа созна тельного выполнения уставных требований, поддержания по рядка - на судне, соблюдения всех правил, действующих на флоте. Это тем более необходимо сегодня подчеркнуть, — про должал докладчик, — что из-за низкой трудовой дисцип лины иа флоте еще много со вершается аварий, про исшествий, преступлений, на рушений правил поведения советского моряка за границей и других антиобщественных явлений. За 1 9 7 9—8 0 гг. на флоте рыбной промышленности было совершено 30 9 аварий. — под черкнул докладчик. — Убыт ки от этих аварий составили более 22 млн. рублей. На Се верном бассейне за это время убытки от аварий судов соста вили 1 млн. 7 6 2 тыс. рублей. Простои судов в результате послеаварийного ремонта со ставили по отрасли 56 2 2 суток с убытками от простоя на сумму 13 млн. 7 э 2 тыс. руб лей, в том числе по «Севры- бе» — свыше 2,5 млн. рублей. В связи с этим следует осо бо подчеркнуть, что капитан несет всю полноту ответствен ности за сохранность судна и жизнь находящихся на нем людей. В СТРОГОМ соблюдении уставных требований по укреплению трудовой дисцип лины, по предупреждению на рушении и чрезвычайных про исшествий особо важную роль играет личный пример команд ного состава, — сказал далее докладчик, — вот почему осо бо большой ущерб делу воспи тания морякоб наносят факты недисциплинированности со стороны отдельных капитанов судов флота рыбной промыш ленности. Особенно серьезную обеспокоенность министерства вызывает 'состояние дисципли ны иа судах «Севрыбы». Объе динение занимает «первое ме сто» среди других объединений министерства по количеству на рушений к общему числу рабо тающих. Особую тревогу вызы вает рост различных наруше ний, допускаемых командирами производства (по сравнению с 1976 годом их число возросло в, 1,5 раза). В объединении немало при меров, когда люди, которым поручено руководить коллекти вами, воспитывать у подчинен ных высокие моральные ка чества, приучать их к дисцип лине и высокой организованно сти, сами грубо нарушают ус тановленный порядок и не слу жат примером. Только в 1 9 7 6—79 гг. на фло тах «Севрыбы» за плохую ра боту, нарушения дис циплины и другие про ступки были освобождены или понижены в должности 87 ка питанов, 108 старших механи ков, 30 первых помощников капитанов. Данные, прямо ска жем, тревожные. Министерст во крайне обеспокоено такой дисциплиной среди командного состава на флотах, особенно среди капитанов. Только в результате неудов летворительного состояния воспитательной работы с лю дьми, незнания подчиненных, грубого нарушения требова ний судовой службы, плохого порядка на судах, — сказал далее докладчик, — продол жаются нарушения правил по ведения советского моряка за границей, недостойное поведение отдельных моряков в иностран ных портах. Конечно, эти про исшествия единичны, но их не должно быть ни одного, ибо за советским моряком стоят честь и достоинство всех со ветских людей. Каждый такой случай незамедлительно ис пользуется во враждебных, ан- тисоветских целях. Они нано сят особенно большой полити ческий вред, так как дают на шим врагам повод клеветать на советскую действительность, на наш образ жизни, на нашу советскую. Родину. Далее докладчик сказал: успех выполнения производст венных планов каждым судном непосредственно зависит от людей. Поэтому всякая недф оценка воспитательной раб® ты среди моряков немедленно отражается на результатах трудовой деятельности эки пажа, . состоянии трудовой ди сциплины и организации устав ного порядка на судне. * Уро вень сознания, образования, отношения к порученному де лу, профессиональной подго товки моряков в решающей степени определяет в условиях промысла и работы в море решение всех важнейших за дач по успешному выполнению рейса с максимальной эффек тивностью и высоким качест вом работы. Капитан, который не понимает этих особенно стей в своей деятельности, не может быть полноценным ор ганизатором производства и руководителем экипажа. t ' ЕИЧАС, когда мы достай- ^ н о встречаем XXVI съезд партии, — сказал в заключе ние докладчик, — еще выше поднимаются роль и ответст венность руководителей за вы полнение задач, вытекающих из проекта ЦК КПСС «Основ ные направления экономиче ского и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года». У советских моряков, как и у всех советских людей, стало доброй традицией встречать съезды ленинской партии тру довыми свершениями, новым размахом соревнования. Вот и сейчас экипажи многих и мно гих судов выступили с новыми начинаниями, приняли на себя повышенные социалистические обязательства. ІІа судах рыбо промыслового флота нашей от расли единодушную поддерж ку получил призыв «XXVI съезду КПСС — достойную встречу». Иа трудовую вахту в честь XXVI съезда партии встали передовые экипажи больших рыболовных траулеров «Сев- рыбы» — «Адмирал Головко», «Буссоль», «Холмогоры», «Вымпел»; в «Запрыбе» — «Тезей», «Патрокл»; «Генерал Остряков», «Знамя Керчи» — в «Азчеррьібе»; экипажи сей неров-траулеров «Семигорск», «Саянсгорск», «Смолянино- во» — в «Дальрыбе» и другие. В своем постановлении Цен тральный Комитет призвал коммунистов, комсомольцев, всех трудящихся последовать примеру инициаторов сорев нования и ознаменовать от крытие XXVI съезда КПСС высокими трудовыми резуль татами. Основной путь к успешному выполнению этих задач — это усиление организаторской и воспитательной работы с людь ми, повышение роли и влия ния капитана на все стороны производственной, обществен но-политической жизни судо вых экипажей, постоянное внимание укреплению дисцип лины труда, созданию ста бильных экипажей, сокраще нию до минимума текучести кадров на флоте. По-партийному. по-государ ственному заботиться о дис циплине, рациональном исполь зовании ресурсов — значит добиваться, чтобы честное, добросовестное отношение к делу становилось личным убе ждением. нормой поведения каждого командира, каждого моряка, всех работников фло та рыбной промышленности. Поэтому задачи, определен ные в ' постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дальней шем укреплении трудовой дис циплины и сокращении теку чести кадров в народном хо зяйстве», для нас, капитанов и хозяйственных руководите лей рыбной промышленности, звучат с особой силой. Ра ботники рыбного хозяйства страны стремятся, с честью вы полнить требования партии и правительства, укрепить тру довую дисциплину, навести должный порядок на судах флота рыбной - промышленно сти, новыми успехами з труде достойно встретить XXVI съезд Коммунистической партии Со ветского Союза. ВИДНОЕ МЕ СТО , В А ЖН А Я Р О Л Ь «Олентуй » канитаіі-ди ректор В. Н. Демьяненко в 6 февраля 1985 г. “ «РЫБНЫЙ МУРМАНя = = =============^^ • 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz