Рыбный Мурманск. 1981 г. Февраль.

П ЛАН завершающего года десятой пятилетки по производству ппщевоіі рыбной продукции и рыбных консервов по министерству выполнен до­ срочно. Сверх годового плапа выпущено пищевой рыбной про­ дукции и консервов на 50 млн. рублен. Все ого явилось результатом большой организаторской и по­ литической работы руководи­ телей, и прежде всего капита­ нов судов, в практической дея­ тельности которых воспитатель­ ная работа стала органической, неотъемлемой частью общего процесса управления экипажем, руководства производством. Можно привести много при­ меров из опыта работы капита­ нов. подтверждающих этот вы­ вод. В Мурманском траловом фЛоте нет, пожалуй, более из­ вестного своими трудовыми ус. пехами судна, чем промыслово- производственный рефрижера­ тор «Навигатор». Его экипаж более десяти лет возглавлял капитан-директор Леонтий Ва­ сильевич Евграфов, депутат Верховного Совета СССР пре­ дыдущего созыва, делегат XXV съезда Коммунистической пар­ тии, Экипаж ППР «Навигатор» выступил инициатором на Се­ верном бассейне за досрочное выполнение заданий десятой пя­ тилетки. Здесь вся организа­ торская. воспитательная работа призвана мобилизовать моряков на выполнение рейсовых зада­ ний и принятых социалистиче­ ских обязательств, поиск- самых эффективных средств и мето­ дов добычи рыбы, борьбу ры­ баков за максимальное исполь­ зование сырья для производст­ ва высококачественной пище­ вой рыбной продукции. В методах руководства ка­ питана т. Евграфова Л. В. ,<*чеобладает стремление і»зять на вооружение все но­ вое, передовое, что рождается практикой соревнования на промысле, передать этот опыт своим -подчиненным. Поэтому в экипаже много внимания уделяется наставничеству, под­ готовке классных специали­ стов, умелых и грамотных мо­ ряков. Между наставниками и их подшефными заключаются ‘Договоры. Капитан, его помощ­ ники, общественные организа­ ции судна систематически обо­ бщали и распространяли опыт передовиков, учили наставник ков трудному рыбацкому ма­ стерству. И не случайно капи­ тан Л. В. Евграфов выдвинут иа ответственную хозяйствен­ ную работу — он назначен 'заместителем генерального ди­ ректора объединения «Мур- Манрыбпром». П АРТИЯ постоянно под­ черкивает необходимость органической связи хозяйст- tf^iHon и воспитательной ра­ боты, •— сказал далее Докладчик. — Руководящие .работники, в их числе и капитаны судов флота рыбной промышленности, должны все­ гда помнить о воспитательных последствиях тех экономиче­ ских и административных ре­ шений, которые они принима­ ют. Возьмем такие важные фор­ мы воздействия на моряков, как поощрение и наказание. В общем-то, любому человеку, а моряку особенно в силу экс­ тремальных условий длитель­ ной оторванности от берега, присуще желание быть лично­ стью, ощущать свою значи­ мость, получать доказательства признания и важности своих заслуг. г Это непременно надо учиты- О т ь в практической деятель­ ности капитанов судов, чтобы постоянно' поддерживать у чле­ нов экипажа активность, стрем­ ление совершенствовать луч­ шие человеческие качества. В то же время, — отметил докладчик, — рейсовые отче­ ты десятков, сотен судов от­ расли показывают, что ни один из членов экипажей за дли­ тельный период плавания не был удостоен благодарности капитанов. ГІапрпмер, в «Мур- манрыбпроме» на БМРТ послед­ них рейсах не поощрил ни од­ ного члена экипажа. Много интересного в пра­ вильном использовании ма­ териальных и моральных сти­ мулов, дисциплинарной прак­ тики по мобилизации экипажа на достижение высоких произ­ водственных показателей, ук­ репление трудовой дисципли­ ны, создание стабильного кол­ лектива на судне имеется в работе капитан-директора БМРТ «Леонид Елышн» объе­ динения «Мурманрыбпром» Юрия Васильевича Малашты. Это молодой капитан — и по возрасту, и по стажу работы на этой ответственной должно­ сти. Ему 3 5 лёт, а капитан- директором на судах типа БМРТ он работает третий год. Хорошие организаторские спо­ собности, высокая профессио­ нальная морская подготовка, отличное знание рыбного про­ мысла, доступность, доброже­ лательное отношение к людям, тактичность, умение вести ин­ дивидуальную работу в экипа­ же — все это способствует повышению его авторитета среди моряков. Уделяя много внимания развитию социали­ стического соревнования на судне, он умело в своей рабо­ те опирается на обществен­ ные судовые организации. За время работы т. Малашты К). В. в должности капитана на судне нет нарушений тру­ довой и производственной дис­ циплины. Умение капитана со­ здать в экипаже нормальный психологический климат в оп­ ределенной степени способ­ ствует выполнению и перевы­ полнению рейсовых заданий. Являясь инициатором социали­ стического соревнования ■ на флоте под девизом «XXVI съезду КПСС — двадцать шесть ударных недель», эки­ паж БМРТ «Леонид Елькин» досрочно выполнил план 1980 года по ^ылову рыбы и вы­ пуску пищевой рыбной про­ дукции. Как уже было отмечено, — продолжал докладчик, — большинство экипажей судов успешно выполняют план и социалистические обязатель­ ства. Мы называли многих ка­ питанов, опыт которых убеди­ тельно показывает, что все зависит от уровня руковод­ ства, от работы с людьми. Но вместе с тем не везде дело обстоит так хорошо. На­ ряду с теми, кто из года в год выполняет и перевыполняет план и социалистические обя­ зательства, есть много и та­ ких, которые работают неста­ бильно, не выполняют плано­ вых заданий, находятся в чи­ сле отстающих, хотя и рабо­ тают в равных условиях. За десятую пятилетку 2 2 3 эки­ пажа БМРТ и РТМ, или 27,8 процента не выполнили своих планов по добыче рыбы. В 1980 году 4 6 9 экипажей сред- нетовнажного флота отрасли, или 3 6 процентов, не выпол­ нили плановых заданий. С 3 а десятую пятилетку 61 экипаж не выполнил плана по добыче рыбы. Отделы и службы объеди­ нения «Севрыба» и флотов, занимающиеся вопросами экс­ плуатации и экономики, не всегда тщательно анализиру­ ют работу экипажей, не ока­ зывают нужной помощи капи­ танам в принятии оперативных мер по улучшению организа­ ции промысла. В связи с этим в ряде случа.ев суда ВРПО «Севрыба» в одних и тех же промысловых районах и в од­ но и то же время работают хуже однотипных судов -дру­ гих бассейнов. Например, в 1980 году в Северо-Западной Атлантике БМРТ Западного бассейна за промысловые сут­ ки вылавливали рыбы на 40 процентов больше, чем северя­ не. Даже в Баренцевом море БМРТ «Запрыбы» в среднем за сутки промысла добывали рыбы на 17 процентов боль­ ше северян. В прошлом году не выпол­ нили плановые задания по до­ быче рыбы, выпуску рыбной продукции, работали значи­ тельно ниже своих возможно­ стей экипажи судов Северного бассейна: БМРТ «Параллакс», ПР «Советск», ПР «Витус Беринг», ІТБ «Алексей Хло­ быстов», ПБ «Профессор Ба­ ранов» и другие. Л Д І ІА из главных причин ѵ неудовлетворительной ра­ боты этих и многих других экипажей рыбопромысловых и обрабатывающих судов состо­ ит в том, что капитаны не ис­ пользовали всех возможностей по мобилизации коллективов на выполнение планов, слабо занимались организацией соци­ алистического соревнования в достижении лучших конечных результатов. Далее докладчик отметил, что необходимым - условием ус­ пешной производственной дея­ тельности, . ритмичной работы трудового коллектива, повы­ шения производительности .тру­ да, качества и эффективности работы, борьбы с расточитель­ ством и хищениями является сознательная трудовая дисцип­ лина. Ее значение, намного возросло с увеличением мас­ штабов производства, ускоре­ нием научно-технического про­ гресса, в том числе и в рыб­ ном хозяйстве. • 1 Теперь, — отметил доклад­ чик, — как никогда повыша­ ется значение каждого часа, каждой 'минуты рабочего вре­ мени. - , . Несмотря на то. что, непро­ изводительные потери рабоче­ го времени по отрасли в деся­ той пятилетке сократились против базового 1975 года на 10,7 процента, они остаются еще достаточно высокими и составляют в среднем за год 7 90 тыс. человеко-дней, в том числе: за счет целодневных и внутрисменных простоев — 235, прогулов — 231, невы­ ходов. на работу с разрешения администрации — 324 ..„тыс. человеко-дней. Это эквива­ лентно не работающим в тече­ ние года 2600 рабочим. Продолжает оставаться вы­ сокой текучесть кадров в от­ расли, она составляет в сред­ нем за год 7 7 ,6 тыс. человек, в том числе в «Севрыбе» — 5.7 тыс. человек. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О сильнейшем укреп­ лении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве» требу­ ет усилить ответственность ру­ ководителей подразделений в деле укрепления трудовой дис­ циплины. Оно обязывает ре­ шительно искоренять факты примиренческого, либерально­ го отношения к нарушителям дисциплины, использовать в этих целях все меры воздей­ ствия, предусмотренные трудо­ вым законодательством. По­ становление также обязывает всем содержанием, всеми фор­ мами массовой пропаганды и агитации глубоко раскрывать значение социалистической трудовой дисциплины. Поэтому первейшей обязанностью капи­ тана является воспитание, у всех членов экипажа созна­ тельного выполнения уставных требований, поддержания по­ рядка - на судне, соблюдения всех правил, действующих на флоте. Это тем более необходимо сегодня подчеркнуть, — про­ должал докладчик, — что из-за низкой трудовой дисцип­ лины иа флоте еще много со­ вершается аварий, про­ исшествий, преступлений, на­ рушений правил поведения советского моряка за границей и других антиобщественных явлений. За 1 9 7 9—8 0 гг. на флоте рыбной промышленности было совершено 30 9 аварий. — под­ черкнул докладчик. — Убыт­ ки от этих аварий составили более 22 млн. рублей. На Се­ верном бассейне за это время убытки от аварий судов соста­ вили 1 млн. 7 6 2 тыс. рублей. Простои судов в результате послеаварийного ремонта со­ ставили по отрасли 56 2 2 суток с убытками от простоя на сумму 13 млн. 7 э 2 тыс. руб­ лей, в том числе по «Севры- бе» — свыше 2,5 млн. рублей. В связи с этим следует осо­ бо подчеркнуть, что капитан несет всю полноту ответствен­ ности за сохранность судна и жизнь находящихся на нем людей. В СТРОГОМ соблюдении уставных требований по укреплению трудовой дисцип­ лины, по предупреждению на­ рушении и чрезвычайных про­ исшествий особо важную роль играет личный пример команд­ ного состава, — сказал далее докладчик, — вот почему осо­ бо большой ущерб делу воспи­ тания морякоб наносят факты недисциплинированности со стороны отдельных капитанов судов флота рыбной промыш­ ленности. Особенно серьезную обеспокоенность министерства вызывает 'состояние дисципли­ ны иа судах «Севрыбы». Объе­ динение занимает «первое ме­ сто» среди других объединений министерства по количеству на­ рушений к общему числу рабо­ тающих. Особую тревогу вызы­ вает рост различных наруше­ ний, допускаемых командирами производства (по сравнению с 1976 годом их число возросло в, 1,5 раза). В объединении немало при­ меров, когда люди, которым поручено руководить коллекти­ вами, воспитывать у подчинен­ ных высокие моральные ка­ чества, приучать их к дисцип­ лине и высокой организованно­ сти, сами грубо нарушают ус­ тановленный порядок и не слу­ жат примером. Только в 1 9 7 6—79 гг. на фло­ тах «Севрыбы» за плохую ра­ боту, нарушения дис­ циплины и другие про­ ступки были освобождены или понижены в должности 87 ка­ питанов, 108 старших механи­ ков, 30 первых помощников капитанов. Данные, прямо ска­ жем, тревожные. Министерст­ во крайне обеспокоено такой дисциплиной среди командного состава на флотах, особенно среди капитанов. Только в результате неудов­ летворительного состояния воспитательной работы с лю­ дьми, незнания подчиненных, грубого нарушения требова­ ний судовой службы, плохого порядка на судах, — сказал далее докладчик, — продол­ жаются нарушения правил по­ ведения советского моряка за границей, недостойное поведение отдельных моряков в иностран­ ных портах. Конечно, эти про­ исшествия единичны, но их не должно быть ни одного, ибо за советским моряком стоят честь и достоинство всех со­ ветских людей. Каждый такой случай незамедлительно ис­ пользуется во враждебных, ан- тисоветских целях. Они нано­ сят особенно большой полити­ ческий вред, так как дают на­ шим врагам повод клеветать на советскую действительность, на наш образ жизни, на нашу советскую. Родину. Далее докладчик сказал: успех выполнения производст­ венных планов каждым судном непосредственно зависит от людей. Поэтому всякая недф оценка воспитательной раб® ты среди моряков немедленно отражается на результатах трудовой деятельности эки­ пажа, . состоянии трудовой ди­ сциплины и организации устав­ ного порядка на судне. * Уро­ вень сознания, образования, отношения к порученному де­ лу, профессиональной подго­ товки моряков в решающей степени определяет в условиях промысла и работы в море решение всех важнейших за­ дач по успешному выполнению рейса с максимальной эффек­ тивностью и высоким качест­ вом работы. Капитан, который не понимает этих особенно­ стей в своей деятельности, не может быть полноценным ор­ ганизатором производства и руководителем экипажа. t ' ЕИЧАС, когда мы достай- ^ н о встречаем XXVI съезд партии, — сказал в заключе­ ние докладчик, — еще выше поднимаются роль и ответст­ венность руководителей за вы­ полнение задач, вытекающих из проекта ЦК КПСС «Основ­ ные направления экономиче­ ского и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года». У советских моряков, как и у всех советских людей, стало доброй традицией встречать съезды ленинской партии тру­ довыми свершениями, новым размахом соревнования. Вот и сейчас экипажи многих и мно­ гих судов выступили с новыми начинаниями, приняли на себя повышенные социалистические обязательства. ІІа судах рыбо­ промыслового флота нашей от­ расли единодушную поддерж­ ку получил призыв «XXVI съезду КПСС — достойную встречу». Иа трудовую вахту в честь XXVI съезда партии встали передовые экипажи больших рыболовных траулеров «Сев- рыбы» — «Адмирал Головко», «Буссоль», «Холмогоры», «Вымпел»; в «Запрыбе» — «Тезей», «Патрокл»; «Генерал Остряков», «Знамя Керчи» — в «Азчеррьібе»; экипажи сей­ неров-траулеров «Семигорск», «Саянсгорск», «Смолянино- во» — в «Дальрыбе» и другие. В своем постановлении Цен­ тральный Комитет призвал коммунистов, комсомольцев, всех трудящихся последовать примеру инициаторов сорев­ нования и ознаменовать от­ крытие XXVI съезда КПСС высокими трудовыми резуль­ татами. Основной путь к успешному выполнению этих задач — это усиление организаторской и воспитательной работы с людь­ ми, повышение роли и влия­ ния капитана на все стороны производственной, обществен­ но-политической жизни судо­ вых экипажей, постоянное внимание укреплению дисцип­ лины труда, созданию ста­ бильных экипажей, сокраще­ нию до минимума текучести кадров на флоте. По-партийному. по-государ­ ственному заботиться о дис­ циплине, рациональном исполь­ зовании ресурсов — значит добиваться, чтобы честное, добросовестное отношение к делу становилось личным убе­ ждением. нормой поведения каждого командира, каждого моряка, всех работников фло­ та рыбной промышленности. Поэтому задачи, определен­ ные в ' постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дальней­ шем укреплении трудовой дис­ циплины и сокращении теку­ чести кадров в народном хо­ зяйстве», для нас, капитанов и хозяйственных руководите­ лей рыбной промышленности, звучат с особой силой. Ра­ ботники рыбного хозяйства страны стремятся, с честью вы­ полнить требования партии и правительства, укрепить тру­ довую дисциплину, навести должный порядок на судах флота рыбной - промышленно­ сти, новыми успехами з труде достойно встретить XXVI съезд Коммунистической партии Со­ ветского Союза. ВИДНОЕ МЕ СТО , В А ЖН А Я Р О Л Ь «Олентуй » канитаіі-ди ректор В. Н. Демьяненко в 6 февраля 1985 г. “ «РЫБНЫЙ МУРМАНя = = =============^^ • 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz