Рыбный Мурманск. 1981 г. Февраль.

D ФОНДАХ нашей выстав- D ки есть материалы о рыбаках - первопроходцах. Иван Павлович Бурков — одни из первых капнтанов- рыбаков, организатор трало­ вого промысла на Севере. Имя его сегодня известно немногим. Хочу восполнить этот пробел в знаниях чита­ теле!'!. И. П. Бурков родился в сентябре 1871 года в дерев­ не Боровинка Патракеевскоіі волости Архангельской гу­ бернии в поморской ссмье. Предки его — прирожден­ ные мореходы. Отец про­ мышлял треску на Мурмане и у берегов Норвегии. Он по­ гиб во время шторма. Ване тогда было пять лет. Кроме него, на руках у матери ос­ тавалось еще трое малолет­ них детей. Чтобы как-то по­ мочь семье, мальчику при­ ходилось ходить по селу и просить милостыню. С семи лет стал учиться в церковно-приходской школе, а летом работал в хозяйстве за­ житочных крестьян. Когда Ива­ ну исполнилось девять лет. один из рыбопромышленников ваял его на работу поваром, затем юнгой. Мальчик стал за. рабатывать 3 рубля в месяц. Через пять лет И. П. Бурков плавал матросом на судах у этого іііо рыбопромышленника. За время работы на небольших судах юноша Бурков испытал все трудности и опасности пла­ вания в северных морях. По­ падая в я;естокие штормы, вос­ питывал волю, получал физи­ ческую закалку. С 1890 года Иван Бурков плавал во время летней нави­ гации матросом в Мурманско- Архангельском пароходстве. Зимой учился в Архангель­ ском морском училище на шки­ пера. В 90-х годах Бурков у с­ пешно заканчивает училище и получает специальность шкипера каботажного плава­ ния. Но прибрежное плава­ ние не удовлетворяет его. Ме­ чта и цель И. П. Буркова — стать капитаном. Очень хоте­ лось учиться дальше, но для этого не было средств. И все- таки, несмотря на материаль­ ные затруднения. И. П. Бурков едет в г. Нарву, где поступает в мореходное училище. Днем учится, а в свободное от занятий время работает в порту. Летом плавает. В 1896 году работал на судостроитель­ ном заводе. Закончив учебу в мореходном училище и получив профессию штурмана дальнего плавания, И. П. Бурков возвра­ щается в Архангельск. В то время морских пароходов бы­ ло мало, и в течение 12 лет Иван Павлович плавает штур­ маном па рыболовных или транспортных судах. На судостроительном з а ­ воде в Нарве И. П. Бурков посещал марксистский кру­ жок, читал произведения К. Маркса и другую литера­ туру. в которой находил от­ веты на волнующие вопросы того времени. Растет поли­ тическое сознание молодого штурмана. Вернувшись в А р ­ хангельск, он становится членом «Союза рабочих». В стране назревала ре­ волюция. В эти годы марк­ систские идеи проникают н на Крайний Север. За границей было организо­ вано В. И. Лениным издание газеты «Искра». Нужно было наладить рас­ пространение се по всей России. Один из путей доставки газеты и неле­ гальной литературы из-за границы был найден и на Севере: из Норвегии в Ар ­ хангельск н на Мурман. Экспедиторы «Искры» ус­ тановили контакт с Архан­ гельским рабочим комите­ том «Союза рабочих», кото­ рый подобрал на рейсовых пароходах Мурманской и Архангельской линий надеж- ных людеіі для доставки партийной литературы из Норвегии. Одним из этих людей был Иван Павлович Бурков. Очень трудно стало при­ возить партийную коррес­ понденцию после зад ержа­ ния одного из агентов «Иск­ ры» в Архангельске ж ан ­ дармерией. Но, несмотря на затруд­ нительную транспортировку литературы. И. П. Бурков продолжает ее доставку в Архангельск. Часть литера­ туры рассылали по губер­ нии, попадала она на заво­ ды, на торговые и промыс­ ловые суда, в рыбацкие ста­ новища. С 1907 года при­ возили из Варде политиче­ скую газету для жителей Мурманского побережья и Поморья под названием «Мурман». Й. П. Бурков принимает активное участие в распро­ странении этой газеты и ли ­ тературы. Он становится профессиональным револю­ ционером. В 1905 году его назначают казначеем «Сою­ за рабочих», а с 1916 года, ний в восточную часть Арк­ тики. В результате этих ра­ бот был открыт архипелаг Северная Земля. Г* НАЧАЛА империалпстичс- ^ ской войны Архангель* ский порт имел большое стра­ тегическое значение: отсюда военные грузы. прибывавшие из-за границы, можно было доставить на фронт или в цен- тральные районы страны в три-четырс раза быстрее, чем из Владивостока. Однако опыт первых ж е морских перевозок показал, что Северный морской театр был не приспособлен для этого. Здесь не было хо­ рошо оборудованных портов. Архангельск, соединившийся с Вологдой узкоколейкой, имел низкую пропускную способ­ ность. Начинается расширенно Архангельского порта. По зн- Сотрудники постоянно действующей выставки ВРПО «Севрыба» «Становление и развитие рыбной промышлен­ ности Северного бассейна» — активные внештатные коррес­ понденты нашего еженедельника. Тематика их выступлений интересна и обширна. Сегодня — очередной рассказ на историческую тему. для оборудования новых баз и портов. В 1915 году И. П. Бурков был назначен капитаном на л/п «Садко», который он при­ нял и привел из Лондона на Север. Летом 1916 года ледо­ кол был снаряжен в очередную экспедицию по побережью Бе­ лого моря. На борту судна на­ ходилась комиссия, которая выехала для инспектирования портов Белого моря, и на этот раз ее возглавлял архангель­ ский губернатор Бибиков: Во время обследования Кандалакш­ ской губы л/п <•Садко ■> неожи­ данно наскочил на подводную скалу, рапсе не обозначенную на карте, и через 9 минут за­ тонул. Все пассажиры и коман­ да своевременно были эвакуи рованы па шлюпках к берегу. И. П. Бурков сам руководил спасательными работами. Команды капитана были спо­ койные, четкие, умелые. В 1916 году Иван Павло­ вич избирается председате­ лем Союза моряков русско­ го Севера. В это время по состоянию здоровья он пе­ реводи іся в управление мор­ ских перевозок Архангель- И. П. БУРКОВ - РЕВОЛЮЦИОНЕР, ТАЛАНТЛИВЫЙ КАПИТАН когда был создан профессио­ нальный союз промысловых рабочих п матросов русского Севера. Иван Павлович По­ бирается секретарем этого союза. С 1908 года II. П. Бурков плавает на пароходе «Сер­ гий Витте» старшим штур­ маном, затем капитаном. До первой империалистической войны он возглавлял экипа­ жи на пароходах «Михаил Казн». «Федор Чижов». Обострение международ­ ных отношений перед пер­ вой мировой войной заста­ вило царское правительство обратить внимание на изуче­ ние Северного морского пу­ ти. Для этой цели в Петер­ бурге были построены ледо­ кольные суда «Таймыр» и «Вайгач». Ледоколы пришли в Архангельск. На один из них — «Вайгач» капитаном был приглашен Иван Павло­ вич Бурков. Судно в 1909 году совершило переход вок­ руг Европы и Азии во Вл а­ дивосток'. На ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вай­ гач» военные гидрографы в течение трех лет совершили несколько успешных плава­ мой этот порт замерзает. По­ этому царскому правительству пришлось срочно приобретать за границей ледоколы. Нужны были и специалисты. И. П. Бур­ кова, как опытного, талантли­ вого капитана, приглашают возглавить первый, пришед­ ший из Канады в конце 1914 года корабль — ледорез «Ка­ нада» (впоследствии переиме­ нован в л/ri «Федор Литке»). Иван Павлович становит­ ся первым ледовым капита­ ном. Весной 1915 года Иван Павлович командируется в Англию, где он принимает пароход «Колгуев», прово­ дит ходовые испытания, в июне приводит пароход в Архангельск. «Колгуев» ста­ новится флагманским судном в пароходстве на Севере. В июле этого же года «Колгу­ ев» под командованием ка­ питана Буркова проходит вдоль побережья Белого и Баренцева морей с комис­ сией на борту, которую воз­ главляет морской министр генерал Григорович. На суд­ не находилась и группа мор­ ских офицеров под руковод­ ством известного русского гидрографа Н. Н. Матусевн- ча. Цель поездки — тщатель­ ное обследование побережья ского порта. D ФЕВРАЛЕ 1917 года ® революционная буря смела царский режим, вско­ лыхнула и озарила всю Ро с ­ сию, подняла к активной по­ литической жизни миллионы рабочих, крестьян, солдат и матросов. Как и всюду, Февральская буржуазно-де­ мократическая революция вызвала и в Архангельске, и на Мурмане ломку старых порядков, создание демокра­ тических организаций. В этой политической жизни участвует и И. П. Бѵрков. В 1918 году И. П. Б у р ­ ков организует артель зв е­ робоев из села Конда Ме­ зенского уезда (председате­ лем артели был Малыгин). На ледокольном пароходе «Полярный» зверобои выхо­ дят в Белое море на промы­ сел тюленя. Это был первый опыт промысла морского зверя на ледоколе. Экспеди­ ция под руководством И. П. Буркова прошла успешно. Владимир Ильич Ленин горячо одобрил инициативу архангельских поморов. О результатах экспедиции и людях, совершивших этот трудовой подвиг, он предло­ жил сообщить в централь­ ных газетах. D ИЮНЕ 1918 года И. П. ® Бурков едет делегатом от Архангельской губернии на 1 Всероссийский съезд моряков, который проходил в Петрограде. На съезде он встретился с профессором, доктором биологических на­ ук С. В. Аверинцевым. Уче­ ный снаряжал экспедицию в Баренцево море для изуче­ ния промыслового раііона (южного, западного и вос­ точного) Мурмана. С. В. Аве­ ринцев предложил И. П. Буркову возглавить экипаж рыболовного траулера «Дель­ фин», на котором должны были проводиться научные работы по тралению. Кол­ лектив энтузиастов изучал районы промысла, испыты­ вая орудия лова, исследовал миграции рыбных косяков. В 1922 году, частично ис­ пользуя материалы экспеди­ ции 1918 года и свои запи­ си, И. П. Бурков подготовил третью карту для тралового флота, более подробную. В иеіі он впервые использовал принцип деления Баренцева моря иа квадраты. Картой Буркова многие годы поль­ зовались капитаны флотов Северного бассейна. D 1920 году, после восста- и новлення Советской власти на Севере, И. II. Б у р ­ ков был назначен начальни­ ком эксплуатационно - про­ мыслового отдела Архан­ гельской «Областьрыбы». Затем он — начальник А р ­ хангельской конторы трало­ вого флота «Севгосрыб- треста». В летнюю путшіѵ Иван Пав- ловпч работает на траловом промысле, возглавляя один из рыболовных траулеров флота, зимой руководит экспедицией на промысле морского зверя, работая капитаном па «Сибн- рякове», «Седове». 24 мая 1921 года В. II. Ленин подписал декрет оо охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледови­ том океане и в Белом морс. Одной из первоочередных задач Советского государст­ ва было тогда восстановле­ ние и развитие рыбной про­ мышленности Севера. В дек­ рете об организации рыбо- звериных промыслов на Мурмане говорилось о пре­ доставлении судов н пост­ ройке жплищ для поморов, об охране побережья и за­ купке промыслового снаря­ жения. В целях максимальной за­ интересованности промысло­ виков был выделен пре­ миальный фонд промышлен­ ных и продовольственных товаров н установлены повышенные денежные пре­ мии мастерам промыслов. Для закупки рыболовных судов Мурману были предо­ ставлены средства в 1,1 млн. рублей. В. И. Ленин лично следил за этой операцией. И. П. Бурков тогда был командирован в Норвегию для закупки судов н снаря­ жения для промыслов. Оформлением этих закупок занималась торгпред СССР в Норвегии А. М. Коллон- тай. с которой И. П. Бурков неоднократно встречался в г. Осло по вопросам закуп­ ки мотоботов, снаряжения для рыбаков Мурмана и Архангельска. В те годы Советская стра­ на предпринимает первые шаги по торговле рыбой с Западом. В 1924 году рыбо­ ловные траулеры, например «Налим», доставляли све­ жую рыбу в порт. Этим бы ­ ло положено начало свежьс- вым рейсам. П АРТИИНАЯ организа- “ цня тралового флота предложила торговать све­ жей рыбой с другими стра­ нами Наркомвнешторг под­ держал инициативу рыбаков. В феврале 1925 года РТ «Форель» под командовани­ ем капитана И. П. Буркова с полным грузом свежей трески отправился в Анг­ лию Капитан и его экипаж с честью выполнили задачи, возложенные на них в з а ­ граничном плавании. На вы­ рученную валюту купили приборы, оборудование, топ­ ливо Прибытие в британский порт первого рыболовного судна по;; красным флагом было сенса­ цией. После продажи товара англичанам был открыт сво­ бодный доступ па корабль. Гостей удивляло. что на ры­ боловном траулере чистота и порядок’. А больше всего удив­ ляли дисциплинированность моряков, подтянутость, элегант­ ность капитана, который при­ ветствовал гостей и вел с ни­ ми беседу на их родном языке. По возвращении , в Ар­ хангельск И. ГІ. Бурков вне­ запно заболел, но после не­ скольких месяцев лечения продолжал работать в долж ­ ности инспектора промысло­ вого флота. В ночь на 1 декабря 1925 г. И. II. Буркова не стало. И. П. Бурков завещал своим сыновьям быть чест­ ными гражданами своей От­ чизны, приносить пользу людям. Родине. В. КОПИЛЕВИЧ, со­ трудник постоянно дей­ ствующей выставки ВРПО «Севрыба». Фото ки. из фондов выстав- • 8 стр. « РЫБНЫЙ МУРМАН » - 13 февраля 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz