Рыбный Мурманск. 1981 г. Февраль.
D ФОНДАХ нашей выстав- D ки есть материалы о рыбаках - первопроходцах. Иван Павлович Бурков — одни из первых капнтанов- рыбаков, организатор трало вого промысла на Севере. Имя его сегодня известно немногим. Хочу восполнить этот пробел в знаниях чита теле!'!. И. П. Бурков родился в сентябре 1871 года в дерев не Боровинка Патракеевскоіі волости Архангельской гу бернии в поморской ссмье. Предки его — прирожден ные мореходы. Отец про мышлял треску на Мурмане и у берегов Норвегии. Он по гиб во время шторма. Ване тогда было пять лет. Кроме него, на руках у матери ос тавалось еще трое малолет них детей. Чтобы как-то по мочь семье, мальчику при ходилось ходить по селу и просить милостыню. С семи лет стал учиться в церковно-приходской школе, а летом работал в хозяйстве за житочных крестьян. Когда Ива ну исполнилось девять лет. один из рыбопромышленников ваял его на работу поваром, затем юнгой. Мальчик стал за. рабатывать 3 рубля в месяц. Через пять лет И. П. Бурков плавал матросом на судах у этого іііо рыбопромышленника. За время работы на небольших судах юноша Бурков испытал все трудности и опасности пла вания в северных морях. По падая в я;естокие штормы, вос питывал волю, получал физи ческую закалку. С 1890 года Иван Бурков плавал во время летней нави гации матросом в Мурманско- Архангельском пароходстве. Зимой учился в Архангель ском морском училище на шки пера. В 90-х годах Бурков у с пешно заканчивает училище и получает специальность шкипера каботажного плава ния. Но прибрежное плава ние не удовлетворяет его. Ме чта и цель И. П. Буркова — стать капитаном. Очень хоте лось учиться дальше, но для этого не было средств. И все- таки, несмотря на материаль ные затруднения. И. П. Бурков едет в г. Нарву, где поступает в мореходное училище. Днем учится, а в свободное от занятий время работает в порту. Летом плавает. В 1896 году работал на судостроитель ном заводе. Закончив учебу в мореходном училище и получив профессию штурмана дальнего плавания, И. П. Бурков возвра щается в Архангельск. В то время морских пароходов бы ло мало, и в течение 12 лет Иван Павлович плавает штур маном па рыболовных или транспортных судах. На судостроительном з а воде в Нарве И. П. Бурков посещал марксистский кру жок, читал произведения К. Маркса и другую литера туру. в которой находил от веты на волнующие вопросы того времени. Растет поли тическое сознание молодого штурмана. Вернувшись в А р хангельск, он становится членом «Союза рабочих». В стране назревала ре волюция. В эти годы марк систские идеи проникают н на Крайний Север. За границей было организо вано В. И. Лениным издание газеты «Искра». Нужно было наладить рас пространение се по всей России. Один из путей доставки газеты и неле гальной литературы из-за границы был найден и на Севере: из Норвегии в Ар хангельск н на Мурман. Экспедиторы «Искры» ус тановили контакт с Архан гельским рабочим комите том «Союза рабочих», кото рый подобрал на рейсовых пароходах Мурманской и Архангельской линий надеж- ных людеіі для доставки партийной литературы из Норвегии. Одним из этих людей был Иван Павлович Бурков. Очень трудно стало при возить партийную коррес понденцию после зад ержа ния одного из агентов «Иск ры» в Архангельске ж ан дармерией. Но, несмотря на затруд нительную транспортировку литературы. И. П. Бурков продолжает ее доставку в Архангельск. Часть литера туры рассылали по губер нии, попадала она на заво ды, на торговые и промыс ловые суда, в рыбацкие ста новища. С 1907 года при возили из Варде политиче скую газету для жителей Мурманского побережья и Поморья под названием «Мурман». Й. П. Бурков принимает активное участие в распро странении этой газеты и ли тературы. Он становится профессиональным револю ционером. В 1905 году его назначают казначеем «Сою за рабочих», а с 1916 года, ний в восточную часть Арк тики. В результате этих ра бот был открыт архипелаг Северная Земля. Г* НАЧАЛА империалпстичс- ^ ской войны Архангель* ский порт имел большое стра тегическое значение: отсюда военные грузы. прибывавшие из-за границы, можно было доставить на фронт или в цен- тральные районы страны в три-четырс раза быстрее, чем из Владивостока. Однако опыт первых ж е морских перевозок показал, что Северный морской театр был не приспособлен для этого. Здесь не было хо рошо оборудованных портов. Архангельск, соединившийся с Вологдой узкоколейкой, имел низкую пропускную способ ность. Начинается расширенно Архангельского порта. По зн- Сотрудники постоянно действующей выставки ВРПО «Севрыба» «Становление и развитие рыбной промышлен ности Северного бассейна» — активные внештатные коррес понденты нашего еженедельника. Тематика их выступлений интересна и обширна. Сегодня — очередной рассказ на историческую тему. для оборудования новых баз и портов. В 1915 году И. П. Бурков был назначен капитаном на л/п «Садко», который он при нял и привел из Лондона на Север. Летом 1916 года ледо кол был снаряжен в очередную экспедицию по побережью Бе лого моря. На борту судна на ходилась комиссия, которая выехала для инспектирования портов Белого моря, и на этот раз ее возглавлял архангель ский губернатор Бибиков: Во время обследования Кандалакш ской губы л/п <•Садко ■> неожи данно наскочил на подводную скалу, рапсе не обозначенную на карте, и через 9 минут за тонул. Все пассажиры и коман да своевременно были эвакуи рованы па шлюпках к берегу. И. П. Бурков сам руководил спасательными работами. Команды капитана были спо койные, четкие, умелые. В 1916 году Иван Павло вич избирается председате лем Союза моряков русско го Севера. В это время по состоянию здоровья он пе реводи іся в управление мор ских перевозок Архангель- И. П. БУРКОВ - РЕВОЛЮЦИОНЕР, ТАЛАНТЛИВЫЙ КАПИТАН когда был создан профессио нальный союз промысловых рабочих п матросов русского Севера. Иван Павлович По бирается секретарем этого союза. С 1908 года II. П. Бурков плавает на пароходе «Сер гий Витте» старшим штур маном, затем капитаном. До первой империалистической войны он возглавлял экипа жи на пароходах «Михаил Казн». «Федор Чижов». Обострение международ ных отношений перед пер вой мировой войной заста вило царское правительство обратить внимание на изуче ние Северного морского пу ти. Для этой цели в Петер бурге были построены ледо кольные суда «Таймыр» и «Вайгач». Ледоколы пришли в Архангельск. На один из них — «Вайгач» капитаном был приглашен Иван Павло вич Бурков. Судно в 1909 году совершило переход вок руг Европы и Азии во Вл а дивосток'. На ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вай гач» военные гидрографы в течение трех лет совершили несколько успешных плава мой этот порт замерзает. По этому царскому правительству пришлось срочно приобретать за границей ледоколы. Нужны были и специалисты. И. П. Бур кова, как опытного, талантли вого капитана, приглашают возглавить первый, пришед ший из Канады в конце 1914 года корабль — ледорез «Ка нада» (впоследствии переиме нован в л/ri «Федор Литке»). Иван Павлович становит ся первым ледовым капита ном. Весной 1915 года Иван Павлович командируется в Англию, где он принимает пароход «Колгуев», прово дит ходовые испытания, в июне приводит пароход в Архангельск. «Колгуев» ста новится флагманским судном в пароходстве на Севере. В июле этого же года «Колгу ев» под командованием ка питана Буркова проходит вдоль побережья Белого и Баренцева морей с комис сией на борту, которую воз главляет морской министр генерал Григорович. На суд не находилась и группа мор ских офицеров под руковод ством известного русского гидрографа Н. Н. Матусевн- ча. Цель поездки — тщатель ное обследование побережья ского порта. D ФЕВРАЛЕ 1917 года ® революционная буря смела царский режим, вско лыхнула и озарила всю Ро с сию, подняла к активной по литической жизни миллионы рабочих, крестьян, солдат и матросов. Как и всюду, Февральская буржуазно-де мократическая революция вызвала и в Архангельске, и на Мурмане ломку старых порядков, создание демокра тических организаций. В этой политической жизни участвует и И. П. Бѵрков. В 1918 году И. П. Б у р ков организует артель зв е робоев из села Конда Ме зенского уезда (председате лем артели был Малыгин). На ледокольном пароходе «Полярный» зверобои выхо дят в Белое море на промы сел тюленя. Это был первый опыт промысла морского зверя на ледоколе. Экспеди ция под руководством И. П. Буркова прошла успешно. Владимир Ильич Ленин горячо одобрил инициативу архангельских поморов. О результатах экспедиции и людях, совершивших этот трудовой подвиг, он предло жил сообщить в централь ных газетах. D ИЮНЕ 1918 года И. П. ® Бурков едет делегатом от Архангельской губернии на 1 Всероссийский съезд моряков, который проходил в Петрограде. На съезде он встретился с профессором, доктором биологических на ук С. В. Аверинцевым. Уче ный снаряжал экспедицию в Баренцево море для изуче ния промыслового раііона (южного, западного и вос точного) Мурмана. С. В. Аве ринцев предложил И. П. Буркову возглавить экипаж рыболовного траулера «Дель фин», на котором должны были проводиться научные работы по тралению. Кол лектив энтузиастов изучал районы промысла, испыты вая орудия лова, исследовал миграции рыбных косяков. В 1922 году, частично ис пользуя материалы экспеди ции 1918 года и свои запи си, И. П. Бурков подготовил третью карту для тралового флота, более подробную. В иеіі он впервые использовал принцип деления Баренцева моря иа квадраты. Картой Буркова многие годы поль зовались капитаны флотов Северного бассейна. D 1920 году, после восста- и новлення Советской власти на Севере, И. II. Б у р ков был назначен начальни ком эксплуатационно - про мыслового отдела Архан гельской «Областьрыбы». Затем он — начальник А р хангельской конторы трало вого флота «Севгосрыб- треста». В летнюю путшіѵ Иван Пав- ловпч работает на траловом промысле, возглавляя один из рыболовных траулеров флота, зимой руководит экспедицией на промысле морского зверя, работая капитаном па «Сибн- рякове», «Седове». 24 мая 1921 года В. II. Ленин подписал декрет оо охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледови том океане и в Белом морс. Одной из первоочередных задач Советского государст ва было тогда восстановле ние и развитие рыбной про мышленности Севера. В дек рете об организации рыбо- звериных промыслов на Мурмане говорилось о пре доставлении судов н пост ройке жплищ для поморов, об охране побережья и за купке промыслового снаря жения. В целях максимальной за интересованности промысло виков был выделен пре миальный фонд промышлен ных и продовольственных товаров н установлены повышенные денежные пре мии мастерам промыслов. Для закупки рыболовных судов Мурману были предо ставлены средства в 1,1 млн. рублей. В. И. Ленин лично следил за этой операцией. И. П. Бурков тогда был командирован в Норвегию для закупки судов н снаря жения для промыслов. Оформлением этих закупок занималась торгпред СССР в Норвегии А. М. Коллон- тай. с которой И. П. Бурков неоднократно встречался в г. Осло по вопросам закуп ки мотоботов, снаряжения для рыбаков Мурмана и Архангельска. В те годы Советская стра на предпринимает первые шаги по торговле рыбой с Западом. В 1924 году рыбо ловные траулеры, например «Налим», доставляли све жую рыбу в порт. Этим бы ло положено начало свежьс- вым рейсам. П АРТИИНАЯ организа- “ цня тралового флота предложила торговать све жей рыбой с другими стра нами Наркомвнешторг под держал инициативу рыбаков. В феврале 1925 года РТ «Форель» под командовани ем капитана И. П. Буркова с полным грузом свежей трески отправился в Анг лию Капитан и его экипаж с честью выполнили задачи, возложенные на них в з а граничном плавании. На вы рученную валюту купили приборы, оборудование, топ ливо Прибытие в британский порт первого рыболовного судна по;; красным флагом было сенса цией. После продажи товара англичанам был открыт сво бодный доступ па корабль. Гостей удивляло. что на ры боловном траулере чистота и порядок’. А больше всего удив ляли дисциплинированность моряков, подтянутость, элегант ность капитана, который при ветствовал гостей и вел с ни ми беседу на их родном языке. По возвращении , в Ар хангельск И. ГІ. Бурков вне запно заболел, но после не скольких месяцев лечения продолжал работать в долж ности инспектора промысло вого флота. В ночь на 1 декабря 1925 г. И. II. Буркова не стало. И. П. Бурков завещал своим сыновьям быть чест ными гражданами своей От чизны, приносить пользу людям. Родине. В. КОПИЛЕВИЧ, со трудник постоянно дей ствующей выставки ВРПО «Севрыба». Фото ки. из фондов выстав- • 8 стр. « РЫБНЫЙ МУРМАН » - 13 февраля 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz