Рыбный Мурманск. 1981 г. Февраль.
КАПИТАНОВ «*- ШІШІШІШШШИШІШШШІІШІШШШІШШШШІГШ..... ІШШШШШШШНІ Не ссылаясь на заня то с т ь К сожалению, у нас нет возможности рассказать на Страницах газеты обо всех вопросах, которые решали капитаны. Однако все они, как сказал в своем выступ лении начальник объедине ния «Севрыба» М. И КАР ГИН, свидетельствуют о том, насколько своевремен ным стало это совещание. Такие семинары-совеща ния должны стать традици онными. К участию в них необходимо привлекать как можно больше капитанов. Нам нужны ваши советы, подчеркнул М. И. Каргин, без вашего активного учас тия мы работать не можем и не должны Далее руководитель объ единения «Севрыба» сказал о том, что все выступления, прозвучавшие на семинаре- совещании, следует расце нивать критически. Он обра тил внимание участников со вещания на такой факт: сре-1 ди других бассейнов страны) Северный занимает первое место по всем основным производственным показате лям. Это доказывает, что на- . питаны умеют ловить рыбу, умеют организовать на су дах производственный про цесс по ее переработке. Но вместе с тем, подчеркнул выступающий, мы «лидиру ем» среди других объедине ний министерства по коли ч е с т в у нарушении к общему .•числу работающих. „ г? И з этого выступающий^ ** сделал вывод, что капитан -ври Ессм-своем желании не - может быть только промысу1 ловиком. • > Капитан, сказал М. И. "-Каргин, занимает такую дол жность. что его должно ка саться все. II если в основ ном сработали капитаны хо рошо, то отдельные из них все же не выполняют план. А. значит, у такого капитана профессиональная подготов ка не на должном уровне. Анализируя далее вопро сы, связанные с профессио нальной подготовкой капита нов, выступающий привел Ряд «взаимоисключающих» примеров. Так, все операции на море, включая швартов- енронпым подсчетам, не ме нее 400 тонн готовой про дукции, заявил А. С. Чесно- ков. Справедливо будет заме тить. сказал далее капитан траулера, что руководство ВРИО «Севрыба» и управ- л ения «Се вры бхол одфл от » сделало все возможное, что бы максимально обеспечить район, где мы работали, транспортными судами. До статочно сказать, что нас : обрабатывали экипажи ТР «Карл Лнбкнехт», «Отто Гротеволь», «Роза Люксем бург», «Вильгельм Пик», «Матиас Тезен». Однако при значительной численности промысловых судов, высо кой эффективности промыс ла и удаленности района этих транспортных судов явно недоставало, а резерва не было. Очевидно, в Ми нистерстве рыбного хозяйст ва СССР следует подумать о- создании такого -грв; . кн к плавбазам и транспорт ным судам, капитаны бассей на провели практически без поломок и тем самым лиш ний раз продемонстрировали должный уровень своего мас терства. С другой стороны, от дельные капитаны ставят ни кому не нужные рекорды длительности тралений. От дельные экипажи «вымачи вают» трал в воде по девять часов и более. Нам не все равно, ска зал затем М. И. Каргин, ка кие силы и средства мы за трачиваем на то, чтобы обес печить рыбофабрики беспе ребойно сырьем. Много лет экипажи по- сольно-свежьевых траулеров «у.тюжили» Баренцево морс донными тралами. И только в 1979 году суда этого типа стали вооружать тралами разноглубинными и вполне успешно вести пелагический лов. . Далее. Мы, наконец, на чали с судов типа СРТ-м ло вить мойву. А сколько вре мени потеряно, прежде чем пришли к этому. Касаясь недостатков в ра боте по идеологическому вос питанию моряков, выступа ющий заострил внимание на, том, что нарушений дйсцип-! лины, правил поведения со-: ветского моряка за грани-] цей было бы значительно' меньше, если бы капитаны — именно капитаны — тща тельнее изучали Уставы и передавали свои знания мо рянам. М. И. Каргин сделал вы вод, что многие вопросы, связанные с повышением уровня профессионального мастерства, повышением эф фективности производства, улучшением политико-вос питательной работы, можно и должно решить самостоя тельно, не ссылаясь на за нятость. Вог почему доклад, сде ланный Н. И. Лысенко, ;і разговор, который состоялся на семинаре-совещании, дол жны быть проанализированы на флотах, стать предметом их заинтересованного обсуж дения Ведь каждый капи тан — он одновременно и директор производства, под черкнул руководитель объ единения «Севрыба». А зн а чит. в каждом флоте прак тически существует «малый совет директоров», который может принести немало пользы в работе флотов. Большое место в своем выступлении М И Каргин уделил проблемам, которые мешают удовлетворить з а просы, нужды моряков в их «береговой жизни». „ В частности, обращаясь к Н. И. Лысенко, как предста вителю Министерства рыб ного хозяйства СССР, он сказал о том, что настала пора расширить (не только модернизировать) пансионат «Рыбак Заполярья», ибо флот Северного бассейна растет, растет и число его тружеников. Поставил вы ступающий,' перед мннистер ством и вопрос о расшнре нни и модернизации санато рня-профилактерия «Мур маши». НА СНИМКАХ : участники семинара-совещания, один из передовых капитанов объединения «Мурманрыбпром » А. Б. Иодис (вверху); капитан-директор учебно-производственно го судна «Профессор Клепова» упр а влен и я «Севрыбхолод- флот» Н . Г. Бадаев. Фото С. ДАНИЛОВА. Общеизвестно, что перед каждым новым рейсам эки паж, как правило, обновля ется более чем наполовину. Это, естественно, не может не отражаться на микрокли мате в коллективе, на р е зультатах работы судна, эф фективности использования технологического оборудо вания, машин и механизмов, у которых «хозяева» меня ются из рейса в рейс. Выступление капитан-ди ректора ВМРТ «Амбарчик» Архангельского тралового флота А. В. СМИРНОВА было посвящено опыту сов местной работы капитана, партийной и общественных организаций по закреплению кадров на судне. Путь становления коллек тива долог и труден. Авто ритет командира завоевыва ется на протяжении всего этого пути. Ведь авторитет этот — не приложение к должности или диплому. Его надо заслужить и добиться прежде в с е го , знаниями и опытом. Одним из основных ф ак торов, которые способству ют созданию стабильного коллектива, он назвал забо ту о повышении квалифика ции моряков, об условиях их роста. Когда моряк видит перс пективу роста, сказал высту пающий, он не покидает судно, а, напротив, па при вычном рабочем* месте про должает совершенствовать своп знания. Что касается БМ Р Т «Амбарчнк», то мно гие члены экипажа повысили квалификацию. Например, Н. Ф. Альшевский ходил матросом и одновременно учился заочно в Архангель ском мореходном училище. По скончании ѵчилища ра- ПУТЬ КАВТОРИТЕТУ ботал четвертым, а теперь трудится третьим помощни ком капитана БМ РТ «Ам барчик». Далее. Г. С. Сере дин долгое время ходил мо тористом второго, затем пер вого класса и тоже учился в Архангельской «мореход ке». Сейчас работает треть им механиком. А. В. Смирнов отметил, что судовые организации траулера делают все для то го, чтобы моряк держался в своем коллективе. Однако есть объективные труднос ти, которые препятствуют закреплению моряков на су дах. Среди таких трудностей выступающий назвал дли тельность рейсов, отсутствие подменных экипажей во вре мя междурейсовой стоянки и некоторые другие. Здесь интересно отметить, что выступление капитан- директора БМ Р Т «Кировек» объединения «Мурманрыб пром» А. Н. ИЗОТОВА про звучало как раз ответом на то, как практически преодо левают мурманрыбпромовцы трудности, связанные с фор мированием постоянного в своем составе экипажа. Рассказывая об опыте сов местной работы капитана, первого помощника капита на и партийной организации по подбору, расстановке, обучению и воспитанию иде ологического актива на суд не, А. Н. Изотов отметил, что в объединении стали практиковать закрепление экипажа не за судном, а за капитаном. При этом капи тан, его первый помощник, представители общественных организаций непосредствен но участвуют в комплекта ции экипажа. Важно отметить, что при этом запрещается списывать человека без ведома капита на, его первого помощника. Н в этом случае, подчерк нул выступающий, значи тельно упрощается подбор: актива. Главное, работа идеологического актива в новом рейсе не начинается' снова, а продолжается, идет уже но накатанной колее. Выступающий привел та кой пример. Экипаж боль шого морозильного траулера «Василий Адонкин» под ру ководством капитан-директо ра В. С. Докучаева прибыл из очередного рейса в конце прошлого года и после соро касуточного отдыха вышел на промысел практически в прежнем составе (списались лишь четыре члена экипа жа) теперь уже на БМРТ «Бнрюсинск». А что касается судов, р а ботающих в ближних райо нах промысла is не имеющих заходов в инпорты для про ведения междурейсового тех нического обслуживания, от метил А. Н. Изотов, мы предлагаем закреплять эки паж за такими судами на год или на два рейса. Та ким образом, по приходе из второго рейса команда в полном составе н атравляет-, ся в отпуск или на отгулы. А в это время судно обслу живает. подменный экипаж. Это, естественно, повысит эффективность работы эки пажа, облегчит работу капи тана и егоа-первого помощник^ по воспитанию идеологиче ского актива судна. Т АКИМ образом, большой срйыл пвбшеп в легавой совет капитанов Северного бас сейна ро л д ло обстановке, которая располагала к тому, чтобы его участники обсудили наиболее злободневные вопросы, связанные с повышением роли капитана, его значи мости как руководителя. Важно отметить и другое — красной нитью через вею ра боту семинара прошла забота о людях, тружениках моря, и* успеха*, проблемах и заботах. О людях, от которых, как заме тил! в своем докладе заместитель министра Н. И. Лысенко, за- пнекг успех выполнения производственных планов непосред ственно каждым судном. В. ч и с НИКОВ, наш спец. корр. 13 февраля 1981 «РЫБНЫЙ МУРМАН» & I Сф-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz