Рыбный Мурманск. 1981 г. Февраль.

КАПИТАНОВ «*- ШІШІШІШШШИШІШШШІІШІШШШІШШШШІГШ..... ІШШШШШШШНІ Не ссылаясь на заня то с т ь К сожалению, у нас нет возможности рассказать на Страницах газеты обо всех вопросах, которые решали капитаны. Однако все они, как сказал в своем выступ­ лении начальник объедине­ ния «Севрыба» М. И КАР­ ГИН, свидетельствуют о том, насколько своевремен­ ным стало это совещание. Такие семинары-совеща­ ния должны стать традици­ онными. К участию в них необходимо привлекать как можно больше капитанов. Нам нужны ваши советы, подчеркнул М. И. Каргин, без вашего активного учас­ тия мы работать не можем и не должны Далее руководитель объ­ единения «Севрыба» сказал о том, что все выступления, прозвучавшие на семинаре- совещании, следует расце­ нивать критически. Он обра­ тил внимание участников со­ вещания на такой факт: сре-1 ди других бассейнов страны) Северный занимает первое место по всем основным производственным показате­ лям. Это доказывает, что на- . питаны умеют ловить рыбу, умеют организовать на су­ дах производственный про­ цесс по ее переработке. Но вместе с тем, подчеркнул выступающий, мы «лидиру­ ем» среди других объедине­ ний министерства по коли­ ч е с т в у нарушении к общему .•числу работающих. „ г? И з этого выступающий^ ** сделал вывод, что капитан -ври Ессм-своем желании не - может быть только промысу1 ловиком. • > Капитан, сказал М. И. "-Каргин, занимает такую дол­ жность. что его должно ка­ саться все. II если в основ­ ном сработали капитаны хо­ рошо, то отдельные из них все же не выполняют план. А. значит, у такого капитана профессиональная подготов­ ка не на должном уровне. Анализируя далее вопро­ сы, связанные с профессио­ нальной подготовкой капита­ нов, выступающий привел Ряд «взаимоисключающих» примеров. Так, все операции на море, включая швартов- енронпым подсчетам, не ме­ нее 400 тонн готовой про­ дукции, заявил А. С. Чесно- ков. Справедливо будет заме­ тить. сказал далее капитан траулера, что руководство ВРИО «Севрыба» и управ- л ения «Се вры бхол одфл от » сделало все возможное, что­ бы максимально обеспечить район, где мы работали, транспортными судами. До­ статочно сказать, что нас : обрабатывали экипажи ТР «Карл Лнбкнехт», «Отто Гротеволь», «Роза Люксем­ бург», «Вильгельм Пик», «Матиас Тезен». Однако при значительной численности промысловых судов, высо­ кой эффективности промыс­ ла и удаленности района этих транспортных судов явно недоставало, а резерва не было. Очевидно, в Ми­ нистерстве рыбного хозяйст­ ва СССР следует подумать о- создании такого -грв; . кн к плавбазам и транспорт­ ным судам, капитаны бассей­ на провели практически без поломок и тем самым лиш­ ний раз продемонстрировали должный уровень своего мас­ терства. С другой стороны, от­ дельные капитаны ставят ни­ кому не нужные рекорды длительности тралений. От­ дельные экипажи «вымачи­ вают» трал в воде по девять часов и более. Нам не все равно, ска­ зал затем М. И. Каргин, ка­ кие силы и средства мы за­ трачиваем на то, чтобы обес­ печить рыбофабрики беспе­ ребойно сырьем. Много лет экипажи по- сольно-свежьевых траулеров «у.тюжили» Баренцево морс донными тралами. И только в 1979 году суда этого типа стали вооружать тралами разноглубинными и вполне успешно вести пелагический лов. . Далее. Мы, наконец, на­ чали с судов типа СРТ-м ло­ вить мойву. А сколько вре­ мени потеряно, прежде чем пришли к этому. Касаясь недостатков в ра­ боте по идеологическому вос­ питанию моряков, выступа­ ющий заострил внимание на, том, что нарушений дйсцип-! лины, правил поведения со-: ветского моряка за грани-] цей было бы значительно' меньше, если бы капитаны — именно капитаны — тща­ тельнее изучали Уставы и передавали свои знания мо­ рянам. М. И. Каргин сделал вы­ вод, что многие вопросы, связанные с повышением уровня профессионального мастерства, повышением эф ­ фективности производства, улучшением политико-вос­ питательной работы, можно и должно решить самостоя­ тельно, не ссылаясь на за­ нятость. Вог почему доклад, сде­ ланный Н. И. Лысенко, ;і разговор, который состоялся на семинаре-совещании, дол­ жны быть проанализированы на флотах, стать предметом их заинтересованного обсуж­ дения Ведь каждый капи­ тан — он одновременно и директор производства, под­ черкнул руководитель объ­ единения «Севрыба». А зн а ­ чит. в каждом флоте прак­ тически существует «малый совет директоров», который может принести немало пользы в работе флотов. Большое место в своем выступлении М И Каргин уделил проблемам, которые мешают удовлетворить з а ­ просы, нужды моряков в их «береговой жизни». „ В частности, обращаясь к Н. И. Лысенко, как предста­ вителю Министерства рыб­ ного хозяйства СССР, он сказал о том, что настала пора расширить (не только модернизировать) пансионат «Рыбак Заполярья», ибо флот Северного бассейна растет, растет и число его тружеников. Поставил вы ­ ступающий,' перед мннистер ством и вопрос о расшнре нни и модернизации санато рня-профилактерия «Мур маши». НА СНИМКАХ : участники семинара-совещания, один из передовых капитанов объединения «Мурманрыбпром » А. Б. Иодис (вверху); капитан-директор учебно-производственно­ го судна «Профессор Клепова» упр а влен и я «Севрыбхолод- флот» Н . Г. Бадаев. Фото С. ДАНИЛОВА. Общеизвестно, что перед каждым новым рейсам эки­ паж, как правило, обновля­ ется более чем наполовину. Это, естественно, не может не отражаться на микрокли­ мате в коллективе, на р е­ зультатах работы судна, эф­ фективности использования технологического оборудо­ вания, машин и механизмов, у которых «хозяева» меня­ ются из рейса в рейс. Выступление капитан-ди­ ректора ВМРТ «Амбарчик» Архангельского тралового флота А. В. СМИРНОВА было посвящено опыту сов­ местной работы капитана, партийной и общественных организаций по закреплению кадров на судне. Путь становления коллек­ тива долог и труден. Авто­ ритет командира завоевыва­ ется на протяжении всего этого пути. Ведь авторитет этот — не приложение к должности или диплому. Его надо заслужить и добиться прежде в с е го , знаниями и опытом. Одним из основных ф ак­ торов, которые способству­ ют созданию стабильного коллектива, он назвал забо­ ту о повышении квалифика­ ции моряков, об условиях их роста. Когда моряк видит перс­ пективу роста, сказал высту­ пающий, он не покидает судно, а, напротив, па при­ вычном рабочем* месте про­ должает совершенствовать своп знания. Что касается БМ Р Т «Амбарчнк», то мно­ гие члены экипажа повысили квалификацию. Например, Н. Ф. Альшевский ходил матросом и одновременно учился заочно в Архангель­ ском мореходном училище. По скончании ѵчилища ра- ПУТЬ КАВТОРИТЕТУ ботал четвертым, а теперь трудится третьим помощни­ ком капитана БМ РТ «Ам­ барчик». Далее. Г. С. Сере­ дин долгое время ходил мо­ тористом второго, затем пер­ вого класса и тоже учился в Архангельской «мореход­ ке». Сейчас работает треть­ им механиком. А. В. Смирнов отметил, что судовые организации траулера делают все для то­ го, чтобы моряк держался в своем коллективе. Однако есть объективные труднос­ ти, которые препятствуют закреплению моряков на су­ дах. Среди таких трудностей выступающий назвал дли­ тельность рейсов, отсутствие подменных экипажей во вре­ мя междурейсовой стоянки и некоторые другие. Здесь интересно отметить, что выступление капитан- директора БМ Р Т «Кировек» объединения «Мурманрыб­ пром» А. Н. ИЗОТОВА про­ звучало как раз ответом на то, как практически преодо­ левают мурманрыбпромовцы трудности, связанные с фор­ мированием постоянного в своем составе экипажа. Рассказывая об опыте сов­ местной работы капитана, первого помощника капита­ на и партийной организации по подбору, расстановке, обучению и воспитанию иде­ ологического актива на суд­ не, А. Н. Изотов отметил, что в объединении стали практиковать закрепление экипажа не за судном, а за капитаном. При этом капи­ тан, его первый помощник, представители общественных организаций непосредствен­ но участвуют в комплекта­ ции экипажа. Важно отметить, что при этом запрещается списывать человека без ведома капита­ на, его первого помощника. Н в этом случае, подчерк­ нул выступающий, значи­ тельно упрощается подбор: актива. Главное, работа идеологического актива в новом рейсе не начинается' снова, а продолжается, идет уже но накатанной колее. Выступающий привел та­ кой пример. Экипаж боль­ шого морозильного траулера «Василий Адонкин» под ру­ ководством капитан-директо­ ра В. С. Докучаева прибыл из очередного рейса в конце прошлого года и после соро­ касуточного отдыха вышел на промысел практически в прежнем составе (списались лишь четыре члена экипа­ жа) теперь уже на БМРТ «Бнрюсинск». А что касается судов, р а ­ ботающих в ближних райо­ нах промысла is не имеющих заходов в инпорты для про­ ведения междурейсового тех­ нического обслуживания, от­ метил А. Н. Изотов, мы предлагаем закреплять эки­ паж за такими судами на год или на два рейса. Та­ ким образом, по приходе из второго рейса команда в полном составе н атравляет-, ся в отпуск или на отгулы. А в это время судно обслу­ живает. подменный экипаж. Это, естественно, повысит эффективность работы эки­ пажа, облегчит работу капи­ тана и егоа-первого помощник^ по воспитанию идеологиче­ ского актива судна. Т АКИМ образом, большой срйыл пвбшеп в легавой совет капитанов Северного бас­ сейна ро л д ло обстановке, которая располагала к тому, чтобы его участники обсудили наиболее злободневные вопросы, связанные с повышением роли капитана, его значи­ мости как руководителя. Важно отметить и другое — красной нитью через вею ра­ боту семинара прошла забота о людях, тружениках моря, и* успеха*, проблемах и заботах. О людях, от которых, как заме­ тил! в своем докладе заместитель министра Н. И. Лысенко, за- пнекг успех выполнения производственных планов непосред­ ственно каждым судном. В. ч и с НИКОВ, наш спец. корр. 13 февраля 1981 «РЫБНЫЙ МУРМАН» & I Сф-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz