Рыбный Мурман. 1981 г. Сентябрь.

25 сентября J98t г. . ' ; ,■.,... ;....■■■-тги':-т:.^т=г «РЫБНЫЙ МУРМАН» --- ------- ..................... ф 9 СТр. « Д е м о кр а т и ш е Эрциунг» обр аз­ но назвал их «уравнением со многими неизве­ стными». У ж е д о л ги е го­ ды сред н яя ш к о ­ ла в Ф Р Г не мо- Уравнение со многими неизвестными ра и разоружения или ездил со своими школьниками на время каникул в ГДР, кто за­ нимается активной профсоюз­ ной деятельностью или в сту­ денческие годы участвовал в демонстрациях солидарности с народами Вьетнама, Анге­ лы, Чили. Но проблемы западногер­ манской школы не только с. I этом. Парадоксально, ко ш факт: в Ф РГ — одной из с*- № мых богатых и культурных I стран капиталистического ■ мира — более 300 тысяч де- В тей вообще не посещает J f школы, будучи вынужденны- и ми трудиться по найму, чте- Н бы помочь родителям свеет* Ц концы с концами. И Классовый принцип ясно 1 прослеживается в самой сис- | теме школьного образования I в Ф РГ, где одной из острей- I ших общественных проблем I стало создание так называе- I мой «гезамтшуле» («общей школы», рассчитанной на де­ тей из любых слоев населе­ ния). Реакционные круги с яростью отвергают предложе­ ние демократической обще­ ственности о расширении се­ ти «общих школ», отстаивая широко распространенную се- | годня систему частных гимне- в зий и школ. А в эти учебные И заведения детям из семей II трудящихся путь практически У закрыт: не по карману, да к I происхождение «не то»... У ж е В в начальной школе ребенок В усваивает классовый принцип. В господствующий в системе В образования Западной Гер­ мании. Он узнает, что гимна­ зист получит высшее образо­ вание и займет впоследствии «достойное место в общест­ ве», а сын рабочего об этом не должен и мечтать. Поскольку школьное дело целиком и полностью нахо­ дится в ведении земельных министерств культов и про­ свещения, а из 10 западно­ германских земель в шести у власти находятся реакцион­ ные партии ХД С или ХСС, то не трудно себе представить, что «общая школа» в Ф Р Г еще очень и очень долго будет оставаться лишь идеей. „ Минувший учебный год в средней школе ФРГ закон­ чился необычно: в Гамбурге и Бремене, Мюнхене и Ф р ан к . фурте-на-Майне состоялись демонстрации школьников, требовавших расширить сеть «общих школ», демократизи­ ровать систему среднего об­ разования. Новый учебный год начи­ нается с ещ е больш его обо­ стрения тех ж е проблем . А. ГРИГОРЬЕВ, корр. ТАСС. О РАЗНОЕ время начина- ” ется учебный год в школах ФРГ. В Рейнланд- Пфальце и Саарской области школьники сели за парты уже 3 августа, в Гессене и Ш лез­ виг - Гольштейне — 6 авгу­ ста, а в Баварии и Северном Рейне-Вестфалии начало учеб­ ного года переносится на се­ редину сентября. Но, несмотря на различия в календаре и учебных про­ граммах, проблемы у всех западногерманских школ об­ щие. Педагогический журнал давшуюся ситуацию демо­ кратическая печать, •— печаль­ но известные «запреты ha профессии». Квалифицирс- ванный преподаватель в Ф Р Г может оказаться не улице из-за своих политиче­ ских убеждений. Значительная часть тех 4,5 тысячи западно­ германских граждан, кото­ рые стали жертвами этой по­ зорной дискриминации, — учителя. Среди них — ком­ мунисты, социал - демократы, беспартийные, те, кто подпи­ сывал воззвания в пользу ми- «-П а п у н ь я — это скопл ени е л а ч у г и х и ж и н , о к р у ж е н н ы х с в а л ко й с т а р ы х автом обилей» — та к о пи сы в а е т газета «Н эш нл тайме» один из посел­ ков а в с т р а л и й с к и х аборигенов, р а сп о л о ж е н н ы й ■ 230 кил ом е т­ рах к западу о т А л и с-С п р и н г- са. О торванная от остал ьно го м ира, за б рош е н на я на са м у ю гр а н и ц у п у с т ы н и , П а п у н ь я н и ­ чем не вы деляется на фоне д р у ги х поселений ко р е н н ы х ж и те л е й ко н ти н е н та . И тем ие м енее этом у поселку, п о -в и д и ­ мому, все-таки с у ж д е н о приоб р ести изв е стн о сть и с та ть, к а к заявляет « Н эш нл тайме», « п р и ­ ч и н о й се р ь е з н ы х з а тр уд н е н и й для А в стр а л и и н п р а в и те л ь с т­ ва Ф рейзера на м и р о в о й аре ­ н е*. П ап ун ь я бы ла п ервы м п осе­ лением аборигенов» которое п осетила н а хо д и в ш а я ся здесь с визитом гр у п п а р е л и ги о зн ы х и о б щ е стве н н ы х деятелен во главе с д ир е кто р о м о су щ е с тв ­ ляем ой В сем ирным советом ц е ркве й п ро гр а м м ы б орьбы с расизм ом д о ктор о м А нваром Б аркатом . Эта гр у п п а со в е р ш и ­ ла п оч ти т р е х н е д е л ь н ую поезд­ к у по А в стра л ии, побывала во м но ги х городах, посетила ре ­ зе рвац ии а б оригенов и встре ­ ти л ась с о ф и ц и ал ь ны м и пред­ ставителям и. С вои впечатления о т у в и д е н ­ ного А н в а р Б аркат сум м ировал ещ е в городе К эрнс, где он заявил пред ставител ям печати, ч то в о т н о ш е н и и а б ор иге н ов в А в с тр а л и и «соверш ается о т­ к р ы то е п р е ступ л е н и е и о с у щ е ­ ствляется к л а с с и ч е с к и й ра­ сизм». В ы с ту п а я позднее на пресс- ко нф е р е нц и и в Канберре, А н ­ вар Б ар ка т сказал: «С са м о го начала н аш е го визита мы б ы ­ ли п о л н о с ть ю с о л ид а р н ы с а в ­ с т р а л и й с к и м и а б оригенам и. С т о л к н у в ш и с ь с н е к о то р ы м и я вле н иям и , х а р а к т е р и з у ю щ и м и усло вия ж и з н и ко р е н н о го на ­ селения, мы б ы ли п отр ясе н ы . Я. н ап р и м ер , из П акиста н а , где п р о п а сть м еж д у б о га ты м и и бедным и о ч ен ь велика, где 80 п р о ц е н то в населения с о с та в ­ л я ю т б едняки. П оэтом у к а р т и ­ н ы н и щ е ты не н овы для меня, к а к и для моих, коллег. Н овым Для нас бы ло то. что в та кой стране, к а к А в стр а л и я, и м е ю ­ щ ей до стато чн о в ы со ки й уро вень ж и з н и , р а с су ж д а ю щ е й о д е м о кр а тии и о с у ж д а ю щ е й апартеид. с у щ е ств у е т д р уга я А встра л ия, А в стра л и я о тве р ­ ж е н н ы х , в к о то р о й лю д и у м и ­ р а ю т задолго до п ри ход а с т а ­ р ости и ко тор а я до с и х п ор не ■ В В ЭВ Я В Я вЕК В Я В Я В Ш Я П В В Я Я В П В Б З Гз& М Н В Я И д обилась п р и зн а н и я с в ои х прав». « Н игд е в А ф р и к е я не ви­ дел та кой н и щ е т ы , ка к среди а в с т р а л и й с к и х абор иге н ов» . — заявил член г р у п п ы , уч и те л ь из Заира Бена С илу. Н тем не менее не то л ь к о н и щ е та и болезни в о л н у ю т се­ го д ня абор иге н ов. «М не хо тел о сь бы зн ать, по­ н я л и ли вы в р езул ьтате ва­ ш и х встреч и бесед, ч то в ко­ нечн о м счете вопрос и г в бед­ н о с т и к а к та ков о й среди або­ р иге но в, а в том, ч то у э т и х л ю д е й у к р а л и и х д о стоин ство , и х с т р а н у , а вместе с ней и сред ства к с ущ е с тв о в а н и ю , — заявила, о б ращ а ясь к членам г р у п п ы , а к т и в и с т к а д в и ж е н и я за права своего народа а б ор и­ ге нка М арсиа Л э н гт о н . — М и ­ ровая о б щ е стве н н ость д о лж н а зн ать об этом и пом очь або­ р и ге н а м в е р н уть о тн я ты е у н и х права». Борьба к о р е н н ы х ж ите ле й А в с тр а л и и , еще совсем нерав­ н о разр о зн ен н а я и о гр а н и ч е н ­ ная р ам ка м и р езервац ий, н аб и­ р ает сил у. С тол кн ове н ие або­ р иге но в с неф тян о й ко м п а н и е й в Н унка н б а, эхо к о то р о го д о ­ ка ти л о сь до ко м и с с и и ООН по правам человека, впе р вы е п р и ­ дало проблеме а в с т р а л и й с к и х а б ор иге н ов м еж дународное звучание. Д р у ги м свид етел ьством р ос­ та сил и ук р е п л е н и я м е ж д у н а ­ р од н ы х связей а в стр а л и й с ки х а б ор иге н ов явилась п рош е д ­ ш а я в начале э то го года в Канберре м еж д ународ ная к о н ­ ф еренция п ре д ста вител е й ко р е н и о го населения р а з л и ч н ы х с тр ан Ее у ч а с т н и к и вы разил и р е ш и т е л ь н у ю п о д д е р ж к у б орь­ бе абор иге н ов. О тн ош е ни е м иро во й общ ест­ вен н о сти, в ы с т у п а ю щ е й про т и в у гн е т е н и я и расизм а, и проблемам а б ор иге н ов А в с тр а ­ л и и вы ра зил член гр у п п ы , п и ­ сатель из Коста Р и к и Квинс Д анкен. В ы с туп а я в П апунье, он сказал: «М ы п р и е ха л и в А в с т р а л и ю не для то го, чтобы узн ать, есть ли здесь расизм или нет. Мы знали, что он здесь есть. Мы п ри еха л и , ч т о ­ бы ска зать — м ы с вами!» Б. ВАСИЛЬЕВ, ко рр . ТАСС. Канберра. жет вырваться из заколдован­ ного круга. С одной стороны, учебные классы переполнены, учителям приходится выдер­ живать огромную нагрузку. С другой стороны, только в од­ ной земле — Северном Рей- не-Ве стфалии — число препо­ давателей, занятых неполную рабочую неделю, достигает почти 7 тысяч, в всего по стране насчитывается 40 тысяч полностью или частично без­ работных учителей. «Их социальное положение хуже, чем у лиц, вышедших н* свободу после тюремного заключения», — считает пред­ седатель Рабочего сообщест­ ва молодых учителей Баварии Вальтер Рот. Причина тяжелого положе­ ния в области образования двоякая. Во-первых, «красный карандаш», как именуют здесь правительственную по­ литику сокращения расходов на социальные нужды. Не­ хватка средств на образова­ ние — искусственная. Вызва­ на она в первую очередь непомерным военным бюдже­ том ФРГ. «Отказавшись от строительства хотя бы десят­ ка боевых многоцелевых са­ молетов «Торнадо» из 322, за­ казанных бундесвером, власти могли бь; обеспечить работой все 15 тысяч учителей, нося­ щих сегодня в кармане бес­ полезные дипломы о высшем образовании», — констатиру­ ет газета «Унзере Цайт». Вторая причина «школьной нищеты», как называет соз- • П РИ ПОЛНОЙ поддир.!.КС мл- *■ ил о к е ан а в Япон ии про­ д о л ж а е тся у к р е п л е н и е военно- пр о м ы ш л ен н о го к о м п л е к са: ст р а н а п р е в р а щ а е тся в э к с ­ п о р те р а во о р уж е н и и , п о сто я н ­ но м о д е р н и зи р уе т « си л ы сам о ­ обор оны ?. р е гу л я р н о пр оводит в оенны е у ч е н и я со вм естн о с С Ш А в р айо не я п о н с к и х о с т­ ровов. В се я п о н ц ы — рабочие, к р е ­ с т ь я н е и с л у ж а щ и е , ч лены п а р т и й н ы х и п р о ф с о ю зн ы х ор­ га н и за ц и й с гневом и в о зм у­ щ ени ем в о сп р и н и м а ю т м и л и ­ та р и с т с к и й к у р с к аб и н е та Д. С у д з у к и . На у л и ц а х и пло­ щ а д я х городов, около баз С Ш А и «си л сам ообороны » еж ед невн о п р о хо д я т м а н и ф е ­ ста ц и и п р о те ста . Н а сн и м к е в в е р х у : а н ти в о е н ­ н а я м а н и ф е с та ц и я яп о н ско й д ем о к р ати ч е ск о й м олодеж и пе­ р ед военной балок с у х о п у т н ы х «си л сам ообороны », гд е и де т ко н ц ентра ция в о й ск . Г І Р О Г Р Е С С И В П А Я м е ж д у н а . * * р о дн ая о б щ еств ен н о сть, тр у д я щ и е с я в с е х ст р а н гн е в ­ но о с у ж д а ю т к у р с м и л и та р и с т­ с к и х к р у го в С Ш А и Н А ТО на у с и л е н и е го н ки в о о р уж е н и й и к о н ф р о н та ц и ю , гор ячо одобря­ ю т к о н с тр у к ти в н ы е п р е д л о ж е ­ ния С о в е тско го Сою за по к о ­ ренному оздоровлению обста­ новки в мире. На снимке: «Паша полная поддержка мирным совет­ ским инициативам!» - гласит плакат участников манифеста­ ции в Берлине. Фото АДН - ТАСС. НАРОДЫ НЕ ДОПУСТЯТ ВОЙНЫ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz