Рыбный Мурман. 1981 г. Сентябрь.
V С Е ГО Д Н Я МЫ П О Д ВО Д И М И ТО ГИ Д И С К У С С И И , ко то р ая развернулась на стр а ницах еж енедельн и ка после выступления второго м ехани ка объединения «М урманрыб- пром» А . Ф и латова «Ч уж ие в нашем дом е» («РМ» № 21, 1981 го д), а такж е после пуб ликации материалов разгово ра за «кр углым столом » ре дакции «Э ксп ерим ен т: «за» и «против» («РМ» № 25, 1981 год). В первой д е к ад е сентября из «М урм анры бпром а» при шло известие: сем ь экипажей . крупнотоннажны х судов вы полнили плановые задания го да. На шести из них работа ли стабильны е экипажи, с ф о р мированны е по правилам экс перимента. Что скрывать, д л я руко во ди телей эксперим ента это из вестие было приятным вдвой не: во-первых, в условиях о б щ еф л о тско го отставания по производству пищевой про дукции вклад п ередовы х эки пажей стал зам ечательным подспо рьем объединению , а во-вторых, годовой шести коллективов был лучш им под тверж дением ж изненности но вой си стемы . Разработчики эксперим ента — руко во ди те ли «М урм анрыбпром а» — бы ли еди н одуш ны : усп еху шести экипаж ей значительно способ ствовала стабильность состава. Так ж е считаю т и члены этих экипажей. Стало быть, сам а жизнь д а ет стабильным экипаж ам б е з оговорочное право на сущ е ствование. Н УЖ Н О С Т Ь И С В О Е В Р Е М ЕН Н О С ТЬ перем ен в организации тр уда и отды ха моряков доказы ваю т все без исключения авторы писем в редакцию . Новая система, предлож енная «М урм анрыб- промом», пишут наши читате ли, решит м ассу проблем и, главное, помож ет избеж ать са мого страшного бича всех ры бопромы словы х флотов — т е кучести кадров. «...Если даж е половина ком анд ы буд ет п ре ж н е й , это с та н е т коло сса льн ы м до сти ж е н и е м » , — го в о р и т п ер в ы й п о м о щ н и к к а п и та н а об ъ е д ине н и я « М урм а н ры б п р ом » В. Та- ги н ц е в («РМ» N? 31). Его под д е рж ив а е т эл е к т р и к т о го ж е о б ъ ед инения В. Борин («РМ» № 36): «В ы год ы новой с и с т е м ы для меня очевидны . П ер вое и главное — я м огу пла н и р о в а ть свое врем я! П л а н и р о вать о тд ы х, п л а н и р о в а ть ра боту. Знаю, что не п ридется те пе р ь «загорать» в резерве, о ж и д ая вы хода в море». Как видим, моряки правиль но выделили из новой си стемы основное ее зерно, ее смы сл: заботу о лю дях. И те изм енения, которы х р азр а ботчики эксперим ента плани ровали доб иться только через некоторое врем я (ум еньш ение текучести кадров, сокращ ение времени нахож дения лю дей в резер ве), п роисходят уж е сей час. Ср едний процент те к уч е сти кадров по всем экипажам «М урм анрыбпром а» сократил ся до 31,2 процента (вместо недавних 80— 90). По ком ан дам , задействованным в эксп е рименте, этот процент значи тельно м еньш е. Н априм ер, в экипаж е капитан-директора Хилько списалось 17 человек (20 процентов состава), в ком анде капитан-директора Изотова — 16 человек (19 процентов). Прим ерно такие ж е результаты и в остальных коллективах. Экономический анализ показал, что в ср е д нем каж дый м ор як после о д ного рейса отдохнул 59 су ток, врем я пребывания в ре зерве сократилось до 7— 8 су ток. (Вспом ним : н есколько м е сяцев назад ср е д н е е время нахож дения в р езер ве исчис лялось 50 сутками!). Да, но вспом ним : ведь по поводу д а н н ы х п ре им ущ е ств н и к т о из у ч а с т н и к о в « к р у гл о го стола» не возраж ал. Спорь» ш л и об ином : не н анесет ли новая систем а н е п о п р а в и м ы й ' вред те х н и ч е с к о м у с о с то я н и ю судов? Н еизбеж ное старение ф лота, о с т р ы й д еф иц ит запас н ы х частей, у с л о ж н я ю щ и е с я усл о в ия п ро м ы сла , а зн ачи т, и э к с п л у а т а ц и и м еханизм ов — все это не м ож е т не в ы з ы вать о п а с е н и й у п ре д ста в ите лей м е ха н и к о -с у д о в ы х с л у ж б . В полне определенно и резко в ы сказа л и сь на э т о т с ч е т за « к р у гл ы м столом » н а ч а л ь н и к отдела суд о ре м о нта и т е х н и ч е ской э к с п л у а т а ц и и флота ВРПО «Севрыба» В. Д. Криво- щ е к и н и гл а в н ы й и н ж е н е р М у р м а н с к о го тр а л о в о го ф лота Ю. И. К о н ош е н ко . И х в ы с т у п ле н ия свод ил ись, в ко не чн о м счете, к одном у: «Через два года у нас б у д ут кр е п к и е , с т а б ил ь н ы е э к и п а ж и , н о на чем о н и б у д у т работать? На суд а х с «ра зб иты м и серд цам и». А это н е п р е м е н н о т а к будет, по т о м у ч то у суд о в не ста не т хозяев...» Н екоторы е н аш и ч и та тел и п о л н о сть ю р азд ел яю т м не н ия «оп п о не н то в» э к с п е р и мента. Н а ч а л ьн и к С еверного ф илиала ЦНОТ У П Р Х А. Р у ж - н ико в, н а п р и м е р , п и ш е т («РМ» 31, 1981 год): «...даже с т а б ил ь н ы е в своем составе э к и п а ж и . не б у д ут столь р ьяно , к а к э то го хо тел о сь бы, радеть за п о р я д о к в доме, к о т о р ы й о н и д о л ж н ы п о к и н у т ь и в к о т о р ы й в ер н утся неизвестно когда». А за ве д у ю щ и й отделом ЦПКТБ И. М и н ц ещ е более к а те го р и ч е н в своем с у ж д е н и и («РМ » N« 36, 1981 год): «...пред лагаемая систем а работы п р и ведет к ещ е больш ей об езл ич ке и безотве тстве н но сти в э к с п л у а та ц и и судовой т е х н и к и . По-моему, это д аж е не тр еб уе т доказательств...» нако мнение н еп о ср едствен ных участников эксперим ента, на себе ощ утивш их степень нужности РПК, расходится с доводам и, приведенными вы ш е. Конечно ж е , на бум аге и на словах м ож но приводить много «за» и «против», но вот — «голос ж изн и»: «При ем ка (суд н а РПК) была на столько скр уп улезно й, на столько серьезн ой , что д аж е наши видавшие виды «стари ки» за голову схватились. О т киля д о клотика ни одну м е лочь не пропустили матросы РП К... А ведь от оценки рей са Р П К ’ зависит в конечном итоге и оплата наш его труда». Значит, уж е сейчас РПК на чинает становиться дотош ным кон тр олер ом и де яте льн ы м помощ ником . И уж е сейчас «сдача судна РПК в лучш ем санитарном и техни ческом со стоянии, чем оно бы ло при нято» становится св о ео б разной традицией экспери м ентальны х экипаж ей, как рассказал нам капитан-дирек тор одного из стабильны х экипаж ей В. Д окучаев («РМ» № 36, 1981 год). ТОЧКИСШИТЬРИИО Пр имерно такого ж е м н е ния придерж иваю тся и м но гие судовы е механики, но, сразу ж е оговорим ся, м еха ники, в эксперим енте не уча ствующ ие. П оэтом у особенно интересно бы ло нам услы шать мнение по этом у боль ном у вопросу неп оср едствен ных участников «обкатки» но вой системы , а они, в боль шинстве своем , звучат в про тивовес оппонентам. В. Тагин- цев, к прим еру, пишет: « У в е рен, что хороший специалист б у д е т хозяином на лю бом судне. Наш старший м еханик В. И. Кучанский, например, считает (и де л ом это до к а зал), что теперь он обязан готовить судно лучш е, чем дл я себя» («РМ» N9 31, 1980 год). К мнению Тагинцева присо еди няю тся и д р уги е участни ки ди скусси и: помощник ка питана по производству В. Во робьев, бывший капитан-ди ректор Б. Аранович, электрик В. Борин. П оддерж ивать-то Тагинцева они поддерж иваю т, но с сущ ественными оговор ками. «Считаю , — пишет В. Бо рин («РМ» № 36), — что за техническое состояние судна в равной мере долж ны отве чать все экипаж и: и сдающ и й, и принимающий, и РПК. Вот тогда б уде т действительно тройной контроль, как раз то, чего мы доб иваем ся». Видно, не случайно В. Борин придает такое значение ф у н к циям РПК в новой си стем е тр уд а. Вопрос о роли рем онт но-подменных ком анд вызвал самый оживленный обмен м нениям и. В. Воробьев («РМ » № 29, 1981 год) считает, что РПК — «плохие посредники при передаче судна. Э то , и з вините, скорее сторож а, ко тор ы е зам азы ваю т наши гр е хи». И. Минц («РМ» № 36, 1981 го д) дум ае т, что «РПК долж ны обеспечивать чисто хозяйственны е ф ункции и, возмож но, контрольны е при приемке - передаче судна. О бъ ем работы по С Н ТО дл я подм енной ком анды долж ен быть м иним альным , чтобы она м огла уделить все внимание эксплуатации техники». Как видно из этих вы сказываний, и тов. Минц, и тов. Воробьев не довер яю т РП К, более того, они катего рически против того, чтобы н аделять подм енны е ком анды полномочиями, равными пра вам постоянного экипаж а. О д С тало бы ть, подм енны е ком анды пока сп р авляю тся со своей нелегкой ролью , отве денной им в эксперим ен те, и спр авляю тся хорошо. І Г А К П О К А З А Л А Д И С К У С - " СИ Я, довольно присталь ного внимания заслуж ил воп р ос, поднятый за « кр углым столом » зам ести те ле м началь ника У Т Ф В. Д. Д е м ян е н ко . Э то — вопрос о привлечении к участию в эксп ерим ен те ф лагм ан ских и групповы х сп е циалистов. И, д у м ае тся, абсо лю тно прав Б. А ранович, го воря, что надо «заин тересо вать инспекторов отделов ф ло та в том , чтобы - они не только занимались обнаруж и ванием неисправностей (д е лая записи в акте проверки), но и помогали судовым сп е циалистам эти неисправности устр анять. Ведь каж дый инс пектор п р еж д е всего долж ен быть защ итником интересов м о р яко в, а не про кур ором или сл едо в ател ем » («РМ» № 29, 1981 год). Н ельзя не отм етить, что почти никто из участников ди скусси и не прошел мимо мнения В. Д . Д е м я н е н ко о том , что новш ество, предлагаем о е «М урм ан ры бп р ом ом », позволит выявить «возмож ности ко лл ек тива и его н едостатки», то есть б удет происходить «ес тественный отбор специалис- тов»(«РМ » N9 25, 1981 год). Как показываю т итоги п ер вых рейсов стабильны х экипа ж ей , систем а не просто по зволяет р а згл яд е ть со всех сторон целый коллектив, она позволяет разгл ядеть к аж д о го (!) м ор яка. Д оказательство этом у — рассказ капитан-ди ректо ра В. Д окучаева, который пиш ет: «П р е ды дущ и й рейс д а л нам возмож ность хорош о узнать сильны е и слабы е сто роны всех судовы х специалис тов, а значит, и опр едели ть н ео б хо ди м ую м е р у контроля за к аж ды м из них... Н еи зм ен ный состав ком анды позво лил не только хорош о ори ентироваться в м алои зуч ен ном районе, но и и зр асхо д о вать за первый рейс всего три трала, а за второй рейс — два трала...» Э ту мы сль развивает в своем вы ступ ле нии В. Тагинцев, который уве рен, что при новой си стем е «ком составу ссы латься на что-то б уде т н евозм ож но. Все наши огрехи видны как на ладони». Это м нение лю д ей, « в к у с и в ш и х » э к с п е р и м е н т , и у нас. н е т н и к а к и х о сн о в а н и й им не д о ве р я ть. А вот еще один п ри м е р : сей час в «М ур м а н р ы б п р о м е » р ас ф о р м и р о в ы в а ю т э к и п а ж к а п и та н -д и р е к то р а Б очкарева. Р ас ф о р м и р о в ы в а ю т п ото м у, ч то э то т ко лл ей тив п о с/le д в ух рейсов доказал с в о ю н е ж и з н е сп осо б н ость . Н ездоровы й п с и х о л о ги ч е с к и й к л и м а т в ко м а н де, п ло хи е п ро и зв о д стве н н ы е показатели, н есп о со б н о сть к о м состава вести за собой лю дей — все это п о с л у ж и л о серьез ны м поводом к р асф о р м и ро в а н и ю эк и п а ж а . И так, одна ком анда вы бы ла из ц е по ч ки. Н о с в и д е те л ьств уе т ли это п ро т и в эксп ер им е нта ? К онечно ж е , нет! Т о л ько — «за»! З н а ч ит, у ж е сейчас н а ч и на е тся тот са м ы й е с те с тв е н н ы й отбор кадров, к о т о р ы й н еср а в не н н о п о д н им е т ж и зн е сп о с о б н о с ть ф лота. С ловом , «за» набирается больш е, и хотя самый сл о ж ный и противоречивый воп рос — техническое состояние судов — остается пока от кры тым , н екоторы е ф акты го ворят о п олож ительном воз действии новш ества на со сто яние техни ки . Н априм ер, по р е зул ьтатам и сследовании, по стоянно и дущ их в «М ур м ан ры б п р о м е», получается сл е д у ю щ е е : после рем онта за водского характер а, равно как и после М РТО в ро дном по|5- ту, су д а вы ходят в м ор е (при чем в ы ходят под контролем ведущ и х ф ло тских специалис тов) и дней 10— 15 настраи ваю тся на работу, « п рим еря ют» усло ви я промы сла. А пос ле стоянки в портах п о д м е ны экипажи начинают промы сел ср азу по вы ходе в м ор е! Конечно ж е , о подлинном техсостоян и и тр ауле р о в , за действованны х в эксп ерим ен те , судить сейчас трудно ~ д л я этого надо их видеть. Но, с др уго й стороны , почти все экипажи возвращ аю тся из рей са не только с планом, но и с хорош ими п оказателям и, да и промы словы х происшествий на эксперим ентальны х судах намного м еньш е, чем на обы ч ных. Но, как говорится, ф акты есть ф акты , и хотя они— вещь у п р ям ая, «оппоненты» эксп е римента не м ен ее упорны. Техсосто ян ие — вот то т ка мень преткновения, дойдя до которого явные поборни ки новш ества туск н ею т и те ряю тся. И .что ж е п редлагаю т взамен? Звенья. А . Ружников («РМ » № 31, 1981 го д ) п р е д лагает ограничить цепочку тр е м я судам и дл я четы рех экипаж ей. В. Воробьев («РМ» № 29, 1981 год) тр еб уе т ум еньш ить звено д о д в ух су дов на три экипажа. Конечно, такие звенья — вещь зам ан чивая, реш ающ ая м асс у проб ле м . И, конечно ж е, р а зр а ботчики эксп ерим ен та о б д у мывали такой вариант. Но... Недавно в дальнем районе промысла произошел досадный сбой. По техническим причи нам вышел из строя, а значит, и из цепочки, БМРТ «Канда лакша». И стабильный экипаж вынужден был вернуться в Мурманск, чтобы в том же составе пойти на другом суд не из цепочки. То есть ни од но звено в цепи не порвалось. А если бы судов было не 14, а три? Или два? Сразу бы раз валилось все звено. И мини мум два экипажа пришлось бы расформировывать. То есть звено. безусловно. лучшая форма организации труда, воз можно, только тогда, когда нет опасности выхода судна из строя. Не за горами то время, ког да эксперимент (так планиру ют руководители «Мурманрыб прома») будет распространен и на траулеры проекта В-408. И сот там будут -звенья. А по ка — подождем. Э К С П ЕР И М Е Н Т П Р О Д О Л Ж А Е Т С Я . П ервы е р е зу л ь таты говорят о его бессп о р ной ж ивучести. И, д у м ае тся, рано пока ставить точки в от ношении всех спор ны х вопро сов. Их расставит ж изнь. С е го дн я мы заканчиваем д и скус сию, но отнюдь не разговор об экспер и м ен те. Рассказам о ж и з ни и работе го сто ян н ы х эки паж ей, о новом внутри экс перим ента страницы наш е го еж ен едельн и ка б у д у т всег да откры ты . Н. НЕЧАЕВА. у На благо народов • Симпозиум специалистов Швеци и СССР в ,Мурманске • Г КОМПАНИЕЙ «АСЕА» ^ еженедельник «Рыбный Мурман» познакомил своих читателей 11 сентября. В материале «Деловое со трудничество — взаимная выгода» рассказывалось об истории компании, ее тор говых связях с нашей стра ной, о программе симпозиу ма, который «АСЕА» впер вые проводит в Мурманске. И вот эта деловая встре ч а шведских и советских специалистов состоялась. Мы участвовали в работе симпозиума и можем с пол ной ответственностью за явить, что он прошел по- деловому, в духе взаимопо ним ани я и плодотворного сотрудничества. На заклю чительном заседании очень тепло говорил об этом, пер вом таком визите в Мур манск, руководитель шведѵ. ской делегации Пер Ульс- сон. Представители компа нии были во многих пор товых городах СССР, сказал он, но с такой заинтересо ванной аудиторией они встретились впервые. 'B ответном слове замес титель председателя област ного совета НТО Н. Н. Александров сказал о боль шой пользе симпозиума, по благодарил шведских специа листов за полноценные от веты на заданные аудито рией вопросы, высказал по желание: в будущем к та ким встречам представлять более подробные материалы по избранной тематике, го товить выставки, плакаты , схемы, графики. Шведские специалисты с видимым удовольствием вступали в контакт с ауди торией, старались дать ис черпывающие ответы на лю бой вопрос. Заметную роль в этом сыграл сотрудник технического бюро «АСЕА» в Москве Н. М. Евдаев. Кое-кто из н аших судо вых специалистов уж е имел дело с техникой, выпускае мой компанией. А вот что сказал нам проректор МВИМУ им. Ленинского комсомола, кандидат техни ческих наук А. П. Пимо- шенко: «Очень полезный и н уж ны й симпозиум. И не случайно мы пригласили курсантов старших курсов на эту встречу: им в бли ж айши е годы предстоит ра ботать с техникой, выпуска емой этой фирмой. Подчіер- киваю: симпозиум _ очень полезная школа». Темы симпозиума отлича лись глубиной и высоким профессиональным уровнем. Особый интерес вызвали рассказы о выпускаемом «АСЕА» электронном с у д о - ^ вом оборудовании для дис-* танционного управления м еханизмами и контроля работы наиболее ответствен ных их узле в. Встреча шведских п со ветских специалистов в Мур манске убедительно доказы вает: деловые контакты при носят обоюдную пользу, улучш ают взаимопонимание, позволяют использовать до стижения науки и техники на благо народов. П. БЫСТРОУМОВ, И. ГОНИКМАН. • 6 стр. « РЫБНЫЙ МУРМАН» ?25 сентября 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz