Рыбный Мурман. 1981 г. Сентябрь.

Д еловое со тр уд ни че с тво взаимная вы года М у р м а н с к ежегодно гос­ теприимно принимает не- >£#ло деловых людей — пред­ ставителей иностранных фирм, делегации от советских пред­ приятий и научных учрежде­ ний. И это естественно: наш город — крупный промыш­ ленный центр, в котором ве­ дущую роль занимают рыб­ ная промышленность и мор­ ской флот. Проводятся все­ союзные отраслевые совеща­ ния, а также симпозиумы с участием зарубежных специа­ листов, Так, сегодня заканчи­ вает работу международный симпозиум, начавшийся 7 сен­ тября. На нем шла речь о рыбопоисковых и радионави­ гационных приборах. А 16— 17 сентября Экспоцентр Торгово- промышленной палаты СССР совместно со шведской фир­ мой «Асеа» проводит такое же высокое собрание в Доме техники Мурманского област­ ного совета НТО с повесткой дня: «Судовая автоматика». Об этом и пойдет речь в пред. лагаемых заметках. ...Сто лет назад в Стокголь­ ме, вблизи королевского дворца, вспыхнули первые в Швеции электрические фона­ ри (16 дуговых ламп). Про­ изошло это 5 сентября 1881 года. А уже в январе 1883 года в столице этой северной страны было основано «Элек­ трическое акционерное обще­ с т в о » — ядро будущей ком-, пании «Асеа». Сегодня эта фирма имеет всемирную из­ вестность. От акционерного капитала в 75 тысяч до 14 миллиардов шведских крон (торговый оборот последних лет) — таков путь «Асеа». Торговые связи этой ф ир­ мы с СССР завязались в первые годы Советской влас­ ти. Деловые контакты посто­ янно улучшались. Год тому назад мне довелось быть специальным корреспонден­ том еженедельника «Рыбный Мурман» на международной выставке «Инрыбпром-80», проходившей в Ленинграде. С чем приехали? Свидетельствую: интерес к шведской продукции бып большим, а представители д е ­ ловых кругов этой страны подчеркивали значимость тех­ нического и экономического сотрудничества СССР и Ш ве­ ции. У «Асеа» широкий диапазон промышленного производст­ ва. Ее конкурентоспособность как на внутреннем, так и на международном рынке высо­ ка. Дочерние фирмы «Стал» Лаваль», «Хэглунд и Сенер» и «Асеа кабель» выпускают турбины, палубные механиз­ мы и кабели. В последние годы суда, строящиеся по советским за­ казам на верфях Финляндии, Польши, Югославии, ГДР и Болгарии, обеспечиваются со­ временными судовыми систе­ мами фирмы «Асеа»: дистан­ ционным автоматизированным управлением, сигнализацией, управлением силовой и энер­ гетической установками, а так­ же системой диагностики. Фирма располагает больши­ ми возможностями для соб­ ственных научно-технических разработок, тесно сотруднича­ ет с ведущими предприятия­ ми заказчиков и специальны­ ми предприятиями. 16 сентября советские спе­ циалисты, собравшиеся в Мурманске, посмотрят фильм об «Асеа» (на русском язы­ ке), познакомятся с обзором морского оборудования, про­ изводимого фирмой. Пойдет конкретный разговор о дис­ танционном управлении глав­ ным двигателем с мостика, об измерителе крутящего момен­ та на валу, о тревожной сиг­ нализации, о контроле рабо­ ты цилиндров двигателя, об управлении работой судовой электростанции. На второй день участники симпозиума рассмотрят темы: «Генераторы и распредщиты», «Электромоторы и теристор- ное управление», «Компьютер для расчета оптимального распределения груза на суд ­ не с целью улучшения его хо­ довых качеств» и т. д. Состоится дискуссия, будут подведены итоги. Гости из Швеции познакомятся с на­ шим городом и советскими специалистами. И. ГОНИКМАН, председа­ тель объединенного совета ВОИР рыбной промышлен­ ности Мурманской облас­ ти. Так! Ф. И. О. Образо­ вание... Морально устойчив... Политически грамотен. А к ­ тивный общественник... Н-да! Капитан-директор МБ-347 «Кандалакша» захлопнул личное дело матроса, поло­ жил на стопку других, рас­ крыл дело очередное. — Ф. И. О... Морально ус­ тойчив... Политически гра­ мотен. Активный обществен­ ник... Читать больше не хоте­ лось. Черт знает что, а не характеристики. Какое дело ни открой — вроде каждое написано одной рукой, с одного образца. И в к а ж ­ дом деле — одни и те ж е штампы , штампы , штампы.,, — Фамилия... Образова­ ние... Морально устойчив... Пол итическ и гр амот ен... Вл адим ир Влади м ііров ич Конев отодвинул очередное «дело», встал, нашарил в кителе спички. Вроде бы разные по воз­ расту люди, вроде оы на разны х судах ходили, а ка­ жется, что воспитали их всех в одном детском доме, куда и были в один день сданы. По крайней мере, из характеристик та к к а ­ жется. Никогда за свою капитан­ скую биографию не подхо­ дил шаблонно к людям Владимир Владимирович Конев. Более того: да­ ж е к ак бы подразде­ ляет в конце рейса, напри- ...Он исправно нес свои старпомовские обязанности, и, присматриваясь к его р а­ боте, все больше убеждался Владимир Владимирович, что Чередникову можно до­ верить судно, а экип аж — пока не известно. Мало быть хорошим судоводителем, на­ до быть и авторитетом в коллективе. Но представил­ ся случай , после которого окончательно утвердился к а ­ питан в мнении, что старпо­ му можно хоть сейчас вве- ® ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ ДРУЖБА ДРУЖБОЙ... Готовится к печати Международные Правила предупреждения столкнове­ ния судов в море, к сожале­ нию, не могут предусмотреть всего многообразия случаев сближения судов и дать го­ товый рецепт маневрирования в каждом случае. Поэтому огромную ценность представ­ ляет популяризация личного опыта судоводителей, который может помочь коллегам при­ нять правильное решение в опасный момент. 8 этом году Мурманское книжное издательство в серии «Библиотека промысловика» выпустило в свет брошюру капитана дальнего плавания А. И. Анохина «Предупрежде­ ние столкновений судов». В настоящее время гото­ вится к печати вторая часть брошюры, в которой автор комментирует примерами из практики судовождения пред­ писания МППСС-72. Брошюра поможет еоспи тать у вахтенных помощников острое чувство ответственнос­ ти за порученное дело, ра­ зумную осторожность и ини­ циативу. Она представляет практический интерес не толь­ ко для судоводителей про­ мысловых судов, но и транс­ портного флота. Наш корр. мер. штурманским состав на три категории. В первой ка­ тегории те, на которых моле­ но положиться, во второй — за которыми надо следить не в оба. но контролировать надо. К третьей категории относит капитан тех. кото­ рым вообще доверять н ель­ зя. Может, несколько резко­ вата эта градация, но к а ­ питан думает так: «Что мо­ ж ет быть вреднее для кол­ лектива, если его возглавля­ ет человек, не могущий им руководить? Тем более в морских условиях! Нет уж. Пусть обижаются на рез­ кость, а точнее справед­ ливость оценки, но что з а ­ работал, то и получи». Подобное отношение не только к штурманам — ко всем, кому приходится пи­ сать характеристики. С Александром Николае­ вичем Чередниковым Конев не виделся около шести лет. и вот случайная встре­ ча в отделе кадров. Вспомнили БМРТ «Са­ лют», где Конев был стар­ помом, а Чередников вто­ рым штурманом. Из воспо­ минаний перенеслись в день сегодняшний, и выяснилось, что Чередников находится в резерве, а в море бы пора... — А мне старпом нужен. — сказал Конев, на что Ч е ­ редников тактично промол­ чал. — А, Александи Нико­ лаевич?.. -— Я ■— «за», _ ответил штурман. рить судне вместе с .экипа­ жем. ...Из иллюминаторов пра­ вого борта соседнего судна тянулся дым, выбивалось пламя. Пожар! _ Нужна помощь! На «Кандалакше» быстра спустили катер, в котором находилась аварийная команда, возглавил которую старпом Чередников. Экипированы были с «за­ пасом прочности» — все в спецкостюмах, с кислород­ но-изолирующими прибора­ ми. Не зр я подстраховались. Пожар тушился около семи часов, и советские моряки были первыми в борьбе с ним. Что тут сказать?! Личное мужество, отменное испол­ нение служебных обязаннос­ тей. ответственность •— это ли не характерны е черты капитана? И когда пришло время, написал в характеристике Чередникова капитан, что может старпом быть к апи ­ таном, можно ему доверить судно. — Прошло некоторое вре­ мя, .— вспоминает Владимир Владимирович, — и вот как- то к моей группе судов (я был флагманом) подошло еще одно. Капитаном на нем был Александр Николаевич Чередников, Рад за него. Значит, в нем я не ошибся. А Конев боится ошибать­ ся. Отчасти вот почему: путь от третьего помощни­ к а до капитана он прошел за десять лет. Сейчас же морские карьеры делаются значительно быстрее. Три- четыре года — и четвертый штурман ходит уже стар­ шим помощником. А там недалеко и до капитана. С одной стороны ■— это хорошо. Это стимулирует служебное рвение. С другой ■— молодежь есть молодежь. Шевроны обладают подчас магическим действием — и вѳт у юного командира нос- уж е на том уровне, где у рядовых козырек. Исстари ценились в морских руководителях любой сту­ пени чуткость к людям, участливость, хладнокровие в сложной обстановке и уме­ ние выйти из нее с честью. И поэтому, наблюдая за р а ­ ботой третьего помощника капи тан а Ю. В. Филинова. отмечал капитан В. В. Ко­ нев: правильно реагирует на замечания, старается не повторять ошибок. Но как его вахта, так неспокойно у капи тан а на сердце. Не уве­ рен, ох, не уверен в себе третий помощник. И р азмыш л ял капитан: соответствует ли Ю. В. Фи­ линов должности? С одной стороны, по его вине ниче­ го не случилось. С другой — парень еще не обтерся. Впрочем, сколько можно осваиваться? Рейс к концу подходит. И написал в конце рейса в характеристике Филипову капитан все как есть. Для самого ж е Филинова поль­ за. Пусть подумает, порабо­ тает над собой. Что ж е помешало Влади­ миру Владимировичу Коне­ ву «подмахнуть» х а р а к т е ­ ристику? И коллектив сра­ ботал отлично — п ятый год в плане «Кандалакша», и без рекламаций ее продук­ ция... __ Вы встречали двух одинаковых людей? Я л ич­ но не встречал. Мы все раз­ ные, но глянешь иной раз в характеристики, ан нет, не разные, все на одно ли­ цо, отштампованы. Я ни­ когда не дам незаслужен­ но хорошей характеристи ­ ки,—говорит В, В. Конев. — Есть У нас на ф лотах еще аварии и аварийные ситуа­ ции. А кто их допустил? Не­ опытные специалисты в большинстве... Т ак что д р уж ­ ба, как говорится, дружбой, но служба подсказывает свое... Ю. ЗАНЕВСКИЙ. Q призе и человеке Д о л ж н о с т и вполне соответствует Павла Александровича Веге- нова уже нет в живых, но со­ хранилось много документов об одном из лучших капита­ нов «Мурманрыбпрома», и в этих документах есть автобио­ графия, написанная рукой Ва­ ганова. «...1915 года рождения, уро­ женец Вологодской области, Грязовецкого района, деревни Крестовка. Родители до рево­ люции занимались сельским хозяйством. Отец умер в 1927 году, мать находится на мо­ ем иждивении. В 1931 году закончил школу-семилетку, после чего начал работать по найму. В 1932 году приехал в Мур­ манск и поступил на работу на базу «Мургосрыбтрест» учеником по обработке рыбы, где и работал до 1 апреля 1933 года. Затем переведен в плавсостав той же организа­ ции и стал работать на па­ русных судах. В 1936 году призван в ря­ ды РККА. В 1940 году направлен учиться в УКК «Мурманры бы» на курсы судоводителей маломерных судов. В настоя­ щее время работаю капита­ ном на СРТ-155 «Амгунь». В должности капитана с 1950 года...» За умелое руководство эки­ пажем, за поистине ударный труд Павел Александрович Ваганов был награжден о р д е ­ ном Ленина, медалью «За трудовое отличие». Все ха­ рактеристики, которые имел Ваганов, кончаются таким* словами — «должности с о о т ­ ветствует». И лишь о д н а не­ сколько отличается от других: «Должности вполне ссотает- ствуег», — сказано в ней. И подписана: «начальник уп- р-авлени я «Мурман сельдь» Дугладзе». Именем Ваганова названы призы, которые вручаются судоводителям, участвующим в соревновании «За безава­ рийность плавания и культу­ ру судовождения». Один приз — для судоводителей крупно- тоннажных судов, другой — для судоводителей судов среднетоннажных. Они вру­ чаются лидерам. Переходящим призом име­ ни П. А. Ваганова награжда­ ются судоводители, добившие­ ся наибольших успехов в тру­ де, четкой организации рабо­ ты судна на промысле. К присуждению переходящего приза им. П. А . Ваганзва пред ставя яются судоводители, обеспечившие: выполнэние плана по добыче и обработ­ ке рыбы; безаварийное пла­ вание; четкое соблюдение всех правил штурманской службы; исключение аварий орудий лова (пелагия); иск­ лючение случаев задержки судов в порту по вине штур­ манского состава... Словом, приз вручается тому, кто об­ ладает качествами, опытом, какими обладал старейший капитан «Мурман рыб про м а» Павел Александрович В-зга- ноз. Ю . К А З А Н О В . I! сентября 1981 г. s= «РЫБНЫЙ МУРМАН» = в 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz