Рыбный Мурман. 1981 г. Ноябрь.
А тугая струна ка лады, на лады С незаметным изъяном легла, легла. Он начал робко с ноты «до»* Но не допел ее, недо... - Недозвучал его аккорд, аккорд И никого не вдохновил... Собана лаяла, а кот мышей ловил. Смешно, не правда ли, смешно? О А он шутил — недошутил. Недораспробовал вино ~ И даже недопрнгубил..* - ...О * знать хотел все от и до, Но не добрался он, не до... Ни до догадки, ни до дна, до дна, Не докопался до глубин И ту, которая одна, Недолюбил, недолюбил, недолюбил, недолюбил... Смешно, не правда ли, смешно? Смешно. А он спешил —- недоспешил. Осталось недорешено Вс« то, что он медорешил... О О ТК УД А он предчувствовал и почти дотошно * * знал свою судьбу? Будто сам загадал, сам же отгадал. А может, так: сам ее делал, а потому и знал? Его песни — это еще какая-то неистовая гонка: Ч уть помедленнее, кони, чуть помедленнее, Умоляю вас вскачь не лететь, Но что за кони мне попались привередливые... Коли дожить не успел, та к хотя бы допеть. Я коней напою, я куплет допою, Хоть мгновенье еще постою — на краю... Все так и сбылось — буквально как по-написанно. му, как по-спетому. А главное: сбылась неистовая же любовь его к России, неистовая боль за нее. Сбылась и ответная любовь, отеетная, боль. Читаю, перечитываю сотни (многие сотни) теле грамм, полученных Тагаиксй в те последние июльские Опеснях Владимира Высоцкого |f A K АРТИСТ театра и кино Владимир Высоцкий 14 пользовался большой и заслуженной извест ностью, Однако не меньшую, а вероятно, большую известность ом завоевал в качестве артиста-певца, подкупая' здесь своей искренностью, убедительно стью перевоплощения, предельной самоотдачей, са- м^горанием в искусстве. Конечно, если без этих KS теств вообще не может быть настоящего худож ника, то сами по себе они еще не означают, что каждое слово такого художника, каждое его про изведение — уже тем самым бесспорная эстетиче ская истина, безусловная правда. Кстати, таки х пре тензий прежде всего не было у самого Высоцкого. Его п уть к песне и в песне был достаточно сло жен и противоречив. Сегодня мы публикуем заметки Ю. Карякина, от нюдь не претендующие на исчерпывающее всесто роннее исследование такого феномена, как песни Высоцкого. При этом мы имеем в виду и те сооб ражения, которые высказала в одной из своих ста тей известный советский ученый Т. Мотылева («Ли тературное обозрение», 1981, Ne 6). Говоря о новой книге Генерального секретаря Французской ком партии Жоржа Марше «Надежда сегодня», она от мечает: «Ж. Марше с негодованием отзывается о буржуазных средствах массовой информации, кото рые насаждают ложные, предвзятые представления о странах социализма, усиленно продвигают сочи нения разного рода «диссидентов» и эмигрантов. Именно поэтому во Франции знают далеко не доста точно, пишет он, «таких писателей, как Айтматов, Абрамов и еще десятки других, таких мастеров ис кусства, как Высоцкий и Окуджава...» ГНОЮСЬ, НИКАКОЙ НЕПРИЯТЕЛЬ Высоцкого не причинил ему столько вреда, сколько идолопо клонство, как всегда, безответственное и неопрятное. '■Образовать» тех, о ком сам Высоцкий говорил: «Тер пенье, психопаты и кликуши!», — куда труднее, чем переубедить тех. кто не приемлет его как певца. Но разве не верно и другое: несмотря на очевидную неравноценность его песен (он же двигался, разви вался, совершенствовался), несмотря на явные про тиворечия творческого пути его, столь же очевидно вырисовывается главное — необыкновенная его по пулярность в самом точном, старинном смысле этого слова- Почему и сейчас не выходят из памяти, все звучат и звучат, болят и болят в нас его песни и особенно, как у многих, наверное: Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю, Я коней своих нагайкою стегаю , погоняю. Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю, Чую с гибельным восторгом; пропадаю, пропадаю... Впервые вижу я сейчас его строки напечатанными, впервые слежу их глазами, а на самом деле ведь только слышу их. Все равно они для меня пока толь ко звучат, звучат только его голосом и никак иначе. А вижу я сейчас не строчки, а его самого: его ли цо, каменеющее, когда он поет, его набрякшую шею с жилами, готовыми разорваться от напряжения, — так что и смотреть страшно, и глаз нельзя оторвать: как это мощно, красиво... Непостижимо: откуда он, молодой, так много и так кровно знал про нас про всех? Про войну — сам не воевал. Про тюрьмы — сам не сидел. Про деревню нашу — сам-то горожанин, москвич прирожденный («Дом на Первой Мещанской, в конце...»). Как успел он вместить, прожить столько жизней — и каких!.. Вот уж кто не берег, не щадил себя, чтобы отыс кать, открыть и прокричать-пропеть правду, чтобы так сблизить людей и (это уж и вовсе кажется чудом) сблизить совсем разные, далекие поколения — шести десятилетних и подростков нынешних... Он был на редкость удачлив. Но это была, удачли вость без презрения к неудачникам. И в то же вре мя чувствовалась чисто мужская, мужицкая твердость, теердость человека, умеющего работать до седьмого пота, знающего цену работы, потому жесткого по отношению к людям ноющим, неработающим. Кто-то высмотрел плод, что неспел, неспел, Потрусили за ствол — он упал, упал. Вот вам песня о том, кто не спел, не спел. И что голос имел, не узнал, не узнал. Может, были с судьбой нелады, нелады И со случаем плохи дела, дела, — 1 X 0 В А Ш Е М П Р О С Ь Б Е • дни. Здесь вся география страны, все основные про фессии, все возрасты сознательные. Никакого сцена рия — стихийный порыв в общей беде и сострада нии. Бесчисленные свидетельства личной потери. Знаменитые имена. Имена, никому не известные. Или просто: «Новгородцы». Или вот даже так — без вся кой подписи: «Потрясен... Очень стало пусто». Беда ведь — тоже способ познания, не заменимый ничем. # Это были очень светлые похороны. Надо было ви деть Таганскую площадь: море людей, притихших и возвышенных, берегущих цветы от палящего солнца. Море людей и море цветов. А когда автобус с гро бом отъехал от театра, люди долго-долго махали вслед автобусу руками, цветами. И мальчишки вы пустили в небо голубей... О Ы С О Ц КИЙ сочинял и пел свои песни так, будто ^ м о л о тк о м отбойным работал, сотрясая всех и сотрясаясь сам. Он именно взрывает сердца, и пре жде всего свое собственное сердце. Зато к каким росткам, к каким сокровищам пробивается. Кажется порой: вот неверно, еот не так, а в ре зультате вдруг забываешь о «неверности», и пред стает тебе новая энергия, новая гармония, и даже возникает такое ощущение, что она давным-давно скрыта была в глубинах самого русского языка, р е чи русской, души — и вырвалась. И так называемые неправильности, неверности, негладкости у него — они большей частью не от слабости, наоборот: от неподдельной и высокой искренности, естественно сти, от силы, от манящего предчувствия неизведан ности его пути. За ними новая правильность, откры тие угадываются. Без них речь живая преснеет, ди стиллируется, вкус теряет. Здесь именно та небреж ность, та «грамматическая ошибка», за которую Пушкин любил русскую речь, без которой и не может быть трепета, напряженности, ненарошности, нечаянности, то есть всего того, чем и живо живое (тем более поэтическое, песенное) слово, без чего никого нельзя заразить своим чувством, своей мы слью, нельзя отдать себя: не возьмут, не поверят. Над многими песнями его думать и думать надо, работать — сразу они даются далеко не всегда. Слушаешь иную его песню — и такое ощущение, будто разыгрывает он трудную шахматную парѵию, в которой делает такие ходы, что после каждого вос клицательные знаки хочется ставить. Недаром у это го едва ли не самого «громкого» певца аудитория с годами становилась все тише, вдумчивее, углублен нее, становилась . одновременно интеллигентнее и шире. Мало кто может совершать такие невероятные, го ловокружительные переходы, перелеты — прямо от самых низин жизни к ее высотам. Кажется (казалось, вернее, многим вначале), вот банальный жанр, вот «приблатненность» темы, вот чересчур мелодрам а тично. Но как стремительно выяснилось, что все это у него не что иное, как пародия, сарказм, горечь. Может быть, самой распространенной первоначаль ной ошибкой в восприятии Высоцкого было элемен тарное спутывание персонажей, которых он играл в песнях своих, с ним самим (хотя, особенно вначале, он сам давал известные основания для этого). Не сразу и не все поняли, что песни его — дело не шуточное, не хобби, не карьера — судьба. Было время, в самом начале любимовской Таганки, лет 16 назад, когда зазывали его «меценаты», зазывали для развлечения, и он не отказывал, приходил, пел, но и тогда уж е перекашивались вдруг их лица, б уд то глотнули они вместо легкого вина чистого спирту... Разумеется, он певец города, улицы, площадей Но ведь не только. У него есть и масса песен, которые он и предназначал именно для узкого круга,для об становки интимнои, порой даже для одного челове ка, а некоторые и вообще (вначале) для себя. И разве не хочется одни его песни слушать непремен но с людьми, а иные лучше наедине? Не сразу уловишь, не сразу расслышишь в мощ ном рыке, гуле его песен чистый-чистый лирический его голос, голос о «той, которая — одна». ...Посмотри, как любуюсь тобой: Как Мадонной Рафаэлевой... И надо было видеть, как смотрела на него Мари на Влади, когда он пел. Тоже чудо. То истинное вос хищение Женщины, без которого все, что мы дела ем, бездушно, бессмысленно — мертвит. f t H и при жизни был легендарен, а теперь, кв- нечно, легенд о нем будет все больше. Но вот что здесь замечательно. Во всех его приключениях, действительных или сочиненных, было, как и в пес нях его, нечто из сказки русской, что-то от «по щучьемуѵ велению, по моему хотенью...» Да, масса историй, слухов, легенд. Но если отбро сить почти неизбежный при этом вздор, то ведь в конце концов здесь и выражается неистребимая по требность людей в лихой и осуществленной сказке. Им — любовались. И победы его воспринимались нами как наши соб ственные. И вот еще не легенда, а факт. Когда Таганка была на КамАЗе, Высоцкий шея домой, в гостиницу, шел по длинной, с версту, улице. И были открыты все окна. На подоконниках стояли магнитофоны, и со всех сторон гремели, гремели его песни. Так его приветствовали. Вот признание. И как все-таки хоро шо, что он еще живым познал счастье такого при знания. Может ли быть награда выше этой? Не знаю, собраны ли воедино все его стихи и песни — от самых первых до самых послед них? Известна ли его авторская воля на то, какие бы песни он сам отобрал и выпустил в свет, как бы сам их прополол? Тут ведь как раз магнитофонная стихия может сыграть и от- рицательную роль: человек только пробует, у него еще не выходит, а его уже записывают, переписывают, распространяют. Поставлены ли даты под всеми его песнями? С а мое простое, кажется, дело — даты. Но когда оно будет сделано, нам откроется еще очень многое в Высоцком (и в нас самих). Я все о песнях. Но ведь есть и кино, и театр. Есть роли: Хлопуша, Галилей, Гамлет, Дон Гуан, Свидри- гайлов... Целый год (даже больше) я мог наблюдать, как работал он над этим последним образом. Ни ми нуты зря, ни минуты на пустопорожнее, на пререка ния, что так любят иные актеры, чтоб «себя пока зать». Все по делу. Схватывал все на лету. Но и не боялся, не стыдился переспросить, если не понял, переделать, если не получилось. С МУ выпала еще одна удача-судьба: быть акте- ром Таганки, лучшим ее сыном. Без Таганки он немыслим, как немыслим (сам говорил это) без за чина Окуджавы, без общения с Шукшиным и мно гими нашими художниками, писателями, музыканта ми. Мне кажется, как «чистый» поэт, «чистый» певец, «чистый» актер он — в каждой из этих ипостасей — сопоставим со многими и многим уступает. (Не при знавать этого, по-моему, — значит оказывать плохую услугу прежде всего самому Высоцкому). Но ест е самом сочетании, в «пропорции», так сказать, в кон центрации этих качеств, в сплаве самых разнородных элементов, в реальном воплощении их б этой имен но личности, в ее универсальном артистизме и «ле гендарном темпераменте» (по выражению Ю. Трифо нова) — здесь он не сравним ни с кем. Когда вспоминаешь ту или иную песню его, то чувствуешь себя так, будто вспоминаешь прочитан ный рассказ, повесть, притчу, а еще точнее — ма ленькую пьесу. Почти каждая — остросюжетна, дра- матургична, театральна. Я прослушал пока примерно 400 его стихов-песен, а всего, говорят, их чуть ли не вдвое больше. То есть сколько же это песенных ролей, сколько песен ных образов! Конечно, повторяю, они неравноценны, но в них — разные срезы общества, по разным его горизонталям, вертикалям, диагоналям. Спектр здесь тоже уникален. Сколько людей, сколько чувств, ча сто забываемых, не открытых литературой, обрели в нем свой голос. Похоже, что сам Высоцкий мало за думывался над тем, кто и как будет истолковывать его песни. Худо это или хорошо, но политическим певцом он не был. Правда и непосредственность пе реживания — вот что двигало им, и совсем он не умел (и не хотел) рассчитывать на «проницательных» слушателей, ищущих в его песнях какие-либо «ал люзии». Б ЕЗУСЛО ВНО , Высоцкий — очень своеобразное явление в искусстве. Но мне кажется, есть еще то, что можно назвать явлением Высоцкого в нашей жизни (здесь нельзя не вспомнить и явление Ш ук шина). Вот тут-то, когда пройдет первая боль утра ты, предстоит понять это явление во всех его гра нях и противоречиях, предстоит долгая, тихая, на дежная работа. Конечно, время произведет свой неподкупный, жестокий отбор, свою прополку. Но я убежден: часть его песен уже вошла в народную память, и надолго. А кто знает, может, спустя десятилетия, их откро ют, услышат, прочтут заново и удивятся, и найдут такое, что нам сегодня и невдомек. Но все-таки им, будущим, не дано то, что было дано нам. Тайна обаяния Высоцкого была еще и просто в том, что он — жил. И снова, и снова звучит болит в нас его голос. Ю . КАРЯКИН . («Литературное обозрение». 1981, № 7). Перепечатывается р сокращениями. 6 ноября 1981 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz