Рыбный Мурман. 1981 г. Ноябрь.
И з р е д а к ц и о н н о й п о ч т ы Н А Р У Ш Е Н Н О Е П О С Т О Я Н С Т В О Н £ и моим то зари щ ам до- гл о с ь к ак-то п о б ы в ать на п о сто ян н о д е й с тв у ю щ е й в ы ста в к е ста н о в л е н и я и р а зв и ти я ры бной п р о м ы ш л е н н о сти С е в ер ного б а ссе й н а . Н азва н и е не п о н р ав и л о сь — по чем у нэ I м узе й ? Но озн ако м л ен и е с э к сп ози ц и ей бы ло очень полез- ! н ы м и д а ж е у в л е к а т е л ьн ы м . I ЗѴІы у зн а л и много та к о го из і и сто р и и ф л о та , о чем и не I подозревали р а н ь ш е . Особен- ! но о периоде 30 — 40-х годов — j со вр е м е н н ы й-то ф л о т у нас ; перед гл а за м и . Р е ш и л и поел г j р ей са п о се ти ть в ы с т а в к у еще < PJ3. П рош ло по лгода, мы снова а і родном п о р ту . У л е г л а с ь с у е та ] п е р в ы х « зе м н ы х» д н е й , ещ е j бы ло а рем я до о тъ е з д а в от- ; п у с к , и я р еш и л о с у щ е с тв и т ь і свое ж е л а н и е : п о бли ж е позна- ] к о м и ть ся с п р о ш л ы м р ы бного М О Р Я К прав: аыстазкэ 1 должна была- работать постоянно — до «переселе, ния» з новое помещение. Но поскольку переезд состоялся, необходимо приблизить день, когда посетители анозь узи- дат экспозицию, повествую- щукэ об истории рыбной про мышленности Северного б ас. сейма-. Да, теперь это будет не зыстазка, а отдел облзстногэ краеведческого музея. Зай- мэт он зее левое крыло пер вого этажа старого здания ДМО . Пять залов (250 квад ратных метров) — есть где демонстрировать асе экспона ты, И место удобное: центр города, рядом — памятник рыбакам и кораблям, участво вавшим а Великой Отечествен ной войне. Фонды выставки перевезены в заранее подго товленные служебные поме щения еще в июле. До конца декабря она — в ведении ЦПКТБ, И сотрудники — то же. Можно представить их настроение: кругом грязь ре монт идет медленно, Готоз эскизный проект музея (не будем бояться этого слоза). п р о м ы сл а. У з ы , это о к а з а л о с ь н е в о зм о ж н ы м . П о д н я в ш и с ь на ч е тв е р ты й э т а ж з д а н и я , где р а с п о л а га л а с ь в ы с т а в к а , у з н а л в д р у г, что она з а к р ы т а . В е р нее, асе ее э к с п о н а т ы где-то в ста р о м ДМО, гд е б у д е т якобы р а зв е р н у та эк с п о з и ц и я отдела о б ластн о го кр а е в е д ч е ск о го м у зея. К онечно, дело не в н а з в а ни и , но, с п р а ш и в а е т с я , зачем в р аб о ту п о сто ян н о й в ы ста в к и \ вн о с и ть тако е н е п о сто ян с тв о , — она б е з д е й с тв у е т у ж е н е ск о л ь к о м есяц ев. С к о л ь к о за это врем я м орякоа-н озич ч ов м огло бы ее п о се ти ть , ск о л ь к о членов сем ей р ы б ако в , п р и е з ж а ю щ и х из д р у г и х городов, ш к о л ь н и к о в М ур м а н ск а м огло | бы зд е сь п о б ы в ать ! Говорим по сто ян н о о с р е д с тв а х в о сп и та н и я лю дей на тр а д и ц и я х с т а р ш и х по ко лений и т у т ж е так о й м о щ н ы й р ы ч а г этой р а боты за ста в л я е м « р ж а в е ть » , п у с т ь д а ж е врем енно. П р о ш у е ж е н е д е л ь н и к « Р ы б н ы й М ур м ан » р а с с к а з а т ь ч и т а те л я м , по чем у т а к п р о и зо ш ло и к о гд а м узей (и ли отдел) о т к р о е тс я сн о в а. С . Н И К И ТИ Н , м атрос. МУЗЕЮ - БЫТЬ ! Сделан он квалифицированно — Ленинградским комбина том живописно . оформитель ского искусства. Заказ нэ изготовление полоз и дверей принят объединением «Мур манская судоверфь» еще 5 мая этого года. Собираются совещания по вопросу рекон струкции помещений. Установ лен срок окончания рабох — 25 декабря. Надо сделать все, чтобы он не был сорван. КО ГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР, из Ленинграда приехал ху. дожник М. М. Добряков с ЭС КИЗНЫМ проектом музея. С проектом ознакомились пред ставители всех заинтересован ных организаций. Он утверж ден и принят к реализации. Б. ПАВЛОВ. С П Е Ш И Т Е . . . В Ы И Г Р А Т Ь И Д Е Т С М О Т Р Р А Б О Т Ы С Б Е Р Е Г А Т Е Л Ь Н Ы Х К А С С |4 Е Д А В Н 0 в п е ч ати о п уб ли к о в а н о со о б щ ен и е о вы п у с к е с 1 ян в а р я 1982 года нового Г о с у д а р с тв е н но го в н у тр е н н е го в ы и г р ы ш ного за й м а. Н а ш и х ч и та те л е й , к а к видно и з п и се м , за и н те р е совало это со общ ени е. Чем о тл и ч а е тс я н о вы й заем от н а хо д я щ е го ся в обращ ени и Го су д а р ств е н н о го тр е х п р о ц е н тн о го в ы и гр ы ш н о го з а й ма 1966 года? С о х р а н я ю т с я ли у сл о в и я э то го за й м а? На эти и д р у ги е в опр осы о тв е чае т за в е д у ю щ а я ц е н тр а л ь ной сб е р к а сс о й П ер во м ай ск о го района г . М ур м ан ска Л. В . Ж У К О В А : — Министерство финансов СССР с разрешения Совета Министров ССС Р выпускает с 1 января 1982 года для рас пространения через сберега тельные кассы новый Госу дарственный выигрышный за ем. Облигации нового займа довольно схожи с облигация ми Государственного тр ех процентного внутреннего вы игрышного займа 1966 года. Они будут так же свободно продаваться и покупаться в сберегательных кассах. Три процента от реализации зай ма пойдет на выигрыши. Срок действия займа — 20 лет. Тиражи нового займа будут проводиться в те же дни, что и нынешнего трехпроцентно го: 15 февраля, ВО марта, 15 мая, 30 июня, 15 августа, 30 сентября, 15 ноября и 30 декабря каждого года, так как держатели облигаций и работники сберкасс уже при выкли к этим датам. Несмотря на эти сходства, в условиях нового займа, име ются существенные отличия от займа старого, и вот какие. М а к с и м а л ь н ы й р азм ер в ы и гр ы ш а о т 5 до 10 ты с я ч р уб ле й . а м и н и м а л ь н ы й — о т 40 до 100 р уб ле й ; в ладелец в ы и гр ы ш а в 10 ты с я ч рублей п о л уч а е т право на в неочер ед ное пр и о б р етен и е автом о би ля «В о л га » или д р у го й а в то м а ш и ны а н а л о ги ч н о го к л а с с а , к о нечно, д о п л а ти в н е д о ста ю щ ую с у м м у ; а о б лад ате ль в ы и г р ы ш а в 5 ты с я ч рублей то ж е мо ж е т к у п и т ь а в то м о б и ль , но более н и зк о го к л а с с а . С то и м о с ть об ли гац ии у в е л и чена с 20 до 50 р уб . (с о о тв е т ств е н н о ув е л и ч е н а и половина ее сто и м о с ти — до 25 р уб.). Надо сказать, что и общее число выигрышей значительно увеличится. Если 8 сущ еству ющем займе а течение даа- дцатилетнего срока его д ей ствия выигрывают 30 процен тов облигаций то в новом займе уже 32 процента. Надо ли говорить, насколь ко велико экономическое значение Государственных внутренних займов? Это — одна из организованных форм денежных сбережений населе ния (наряду с вкладами а сберкассах и личным страхо ванием). Причем вклад д е нег в облигации займа имеет самый мобильный характер. Ведь их можно в любой мо мент продать сберкассе на всей территории нашей стра ны. 8 сберкассе же можно проверить облигации по таб- лицам тиражей выигрышей и получить сами выигрыши. Выпуск внутренних займов выгоден не только нзеелению, но и государству, так как д о ходы от займов используются на развитие народного хозяй ства, повышение жизненного уровня населения. По старому же, действую щему до 1 июля 1986 года, Государственному займу бу дет проводиться ежегодно во семь тиражей выигрышей. И что самое интересное: коли чество выигрышей остается неизменным, н© выигравшие облигации из обращения изымаются и а последующих тиражах уже не участвуют. Таким образом, с каждым ти ражом шансы на выигрыш растут, и а связи с этим еще одна новая деталь: сдать старые облигации можно б ес препятственно в любой сбер кассе, но вот купить их после 1 января 1982 года будет уже нельзя. Это сделано для то-, го, чтобы постепенно изъять из обращения все имеющие ся старые облигации, не ущемляя в то же время ин тересов их владельцез. D С Л О Ж Н Ы Х у с л о в и я х в ы со к о го р ь я в е д е тся со о р у ж е н и е Л ЭП-500, к о то р ая со е д и н и т И н гур и -ГЭ С и С т а в р о п о л ь с к у ю Г Р Э С . О бщ ая п р о тя ж е н н о с ть л и н и и 417 ки л о м е тр о в . Один и з с а м ы х с л о ж н ы х ее уч а с тк о в п е р е с е к а е т Г л а в н ы й К а в к а з с к и й х р е б ет, п р о хо д и т по К а р ач ае во -Ч е р к е с ско й ав то н о м н о й о б л а с ти . Т р у д н о д о с т у п н ы е о троги ущ е л и й ш т у р м у ю т зд е сь стр о и те л и восьм ой м е х а н и з и р ованной ко ло н н ы тб й л и с сн о го тр е с та « К а в к а з э л е к тр о с е т ь с тр о й » . Н овая Я Э Л с в я ж е т эн е р го с и с те м ы К а в к а з а , ю га и ц е н тр а ст р а н ы в е д и н ы й у з е л . Б о л ь ш у ю п о м ощ ь э н е р го с тр о и те лям о к а з ы в а ю т а в и а то р ы . Н А С Н И М К Е : вер то л ет «МИ-10 К» у с т а н а в л и в а е т се к ц и и очередной опо ры на в ы со те 2600 м етров н ад у р о в нем м о ря. Ф о то х р о н и к а Т А С С . ВСТРЕЧА — Н у вот, о п я ть н а ч а л о сь !.. — И рина П етровна п р и се л а на к р а е ш е к с к а м е й к и . — Б ож е м ой, к о гд а Же это к о н ч и тс я ? Совсем н е п о сл у ш н ы м ста л о сер дц е. Б о л и т и о о л и т. Да ладно, к о гд а п р о сто б о ли т. К та к о й п о с то я н ной боли И ри на П етр о вн а д авн о у ж е п р и в ы к л а . А вот к о гд а т а к р езко , к а к се й ч а с... Н ем но ж ко п о б егала по м а га з и н а м и — п о ж а л у й с та . А ведь надо ещ е в се в е р н ы е к в а р та л ы с ъ е з д и ть . Т а м , го в о р ят, к у р то ч к и для м а л ь ч и к о в к р а с и в ы е д а ю т, а А л е ш к е к у р то ч к а н у очень н у ж н а . В ы р о с, совсем вы ро с и з п р о ш ло го д н е й !.. И ри на П етр о вна п р е д с та в и л а с ы н а : я с н ы е , с вечны м вопросом гл а з а , р едкие белы е к у д р я ш к и на голове, и всего е го — м а л ен ьк о го , к р е п к о го . Р у ч к и и н о ж ки в п е р е т я ж е ч к а х ... И та к о й б е з за щ и тн ы й , к о гд а т я н е т с я к ней из к р о в а тк и , те п л ы й , за с п а н н ы й . Р а д о с ть моя. И р и на П етр о вна у л ы б н у л а с ь и д а ж е гл а з а п р и к р ы л а . п о ч ти ф и з и ч е ск и о щ у щ а я родное А л е ш к и н о тепло , — У вас сп и ч е к н е т? — рядом сто я л а д е в у ш к а . В д ж и н с а х , в п а л ь ти ш к е . О чень м олодая д е в у ш к а . Очень н а к р а ш е н н а я и ... очень к р а с и в а я . Н ео ж и данн о к р а с и в ая. Под нер о вн ы м д а ж е в с у м е р к а х слоем к р е м а -п уд р ы у г а д ы в а л а с ь ч и ста я ю ная к о ж а ; н е ж н ы й овал л и ц а , гу б ы — « к и н о ш н ы е » , к р у п н ы е , кр а си в о о ч ер ч ен н ы е, н ад я р к и м и зе л е н ы м и гл а з а м и пе р ел о м и ли сь то н ки е г у с т ы е брови. Т о л ь к о вот сам и гл а з а ... П у с ты е , что ли , хо л о д н ы е ... С к у ч н ы е гл а з а . — Не к у р ю и вам не со в е ту ю , — у л ы б н у л а с ь И рина П етр о в н а. — Д е тя м своим со в е ту й те , — у х м ы л ь н у л а с ь д е в у ш к а и д е м о н с тр а ти в н о п о в е р н ул а сь к п р о хо д я щ е м у м у ж ч и н е . — П р и к у р и ть мож но? Д о х н у в на И р и н у П е тр о в н у д ы м о м и п ер егар о м , т я ж е л о п л ю х н у л а с ь на с к а м е й к у рядом и н а х а л ь н о о с в ед ом ила сь: — Д ы м не п о м е ш ает? Д а мне-то — н е т, — И р и на П етр о вна г р у с тн о у л ы б н у л а с ь , — себе м е ш а е те . В ы ж та к а я к р а с и в а я ... И зв и н и те , конеч но, но б у д у щ и м д е тя м в аш и м э то вряд ли на п о л ь з у пойдет! — П о ч ем у б у д у щ и м ? — Д е в у ш к а о ткр о в ен н о ха м и л а , — У м еня и н а с то я щ и е — здор овы е. П онятно?! — У в а с ... д е ти ? — в ер о ятн о , на ли ц е у И р и н ы П е т р овны бы ло н а п и с а н о та к о е у д и в л е н и е , что д е в у ш к а в н о в ь победно и п ь ян о у х м ы л ьн ул ась: — А к а к ж е! С ы н . — Б о ль ш о й ? — Д а у ж год ско р о . Ч его п я л и те сь -то ? Н е п о хо ж е , что ли? — Д а , ч естн о говор я, совсем не п о хо ж е , А к а к ж е вы то гд а ... А се й ч а с он где? С б а б у ш к о й , наверное? — А г а , с б а б у ш к а м и . И с д е д у ш к а м и . — Д е в у ш к а в д р у г о зло б и лась , — В Доме р еб е н ка он, в о т гд е . Ясн о? С л ы х а л и , неб о сь, пр о та к о е заведен ие? Э то бы ло к а к у д а р по гл а з а м , н е о ж и д а н н ы й , т я ж е лый, слепящий. И ри на П етровна бо льн о с ж а л а п а л ь ц а м и гор ло и не с к а з а л а — в ы д а в и л а : « С л ы х а л а » . — О суж д ае те ? — д е в у ш к а д а ж е не по см о тр ела в ее с то р о н у. Гово ри ла б у д то сам а с собой. — М еня все о с у ж д а ю т. П р и в ы к л а . Ч его я с ним д е л а ть -то буду? К о н ечно, бы ла б м а ть ж и в а , м о ж е т, я и не о т к а з а л а с ь бы . О на-то пом огла бы . А т а к ... М еня внач але уго в о р и л и , чтоб совсем у ж не о т к а з ы в а л а с ь . До-обрые все! А по том я совсем о т к а з а л а с ь . Д евчо нки го в о р ят: зачем тебе т а к а я об уза? И п о ж и ть х о ч е тс я , и п о г у л я ть . А с ним? Да у сп е ю ещ е н а р о ж а ть . — Д е в у ш к а говор ила у в е р е н но, б у д то гвозди в к аж д о е слово за к о л а ч и в а л а , а у И р и н ы П етр о в н ы все п л ы л о перед гл а з а м и : пр о хо ж и е , д е р е в ь я, дом а н ап р о ти в . ІШІІШМІМІІІІІІІІІШІШШІІІІІІШІШІІШІІНШШІІІІПІІ11ІІІІІШІІІП’ І О Щ І Щ І Ш Е Р И н а Иіитейсная история — А се й ч а с п о ш л а т у д а , п о г у л я т ь с ним хо те л а — не* д а л и ... И р и н а П етр о в н а ясн о С л ы ш а л а я а ж д о е слово д е а у ш . н и . Не гл я д я видела ее л и ц о , б ы с тр у ю с м е н у вы раж е» н и я на нем . Не см о тр е л а , а видела» С е б я. В ч е р а ш н ю ю . Совсем нед авн ю ю . К о гд а это бы ло? Н е у ж е л и и в п р я м ь тр и года назад? К а ж е т с я — вчера..» ВЧЕРА К а к они хо те л и р еб енка! К а к м е ч та л и о нем! И ими н а ш л и , к а ж е т с я , е д и н ств е н н о е и з все х в о зм о ж н ы х имен* н еж ное и тр о га те л ь н о е : А л е ш к а , А л е ш е н ь к а .., В е р и л и , б у д е т с ы н . Н епр ем енно с ы н . М е ч та ли , стр о и л и п л а н ы . О б су ж д а л и , к у д а е го п о в е д у т, к о гд а п о д р а сте т. К а к б у д у т в о с п и т ы в а т ь . Д аж е с с о р и л и с ь и н о гд а : И ри на П е т р овна х о т е л а , чтоб м а л ь ч и к за н и м а л с я м у з ы к о й , а П а вел И ванович м е ч тал о сы н е -сп о р тсм е н е — п а р тн е р е по ш а х м а т а м , р ы б а л к е , ту р п о хо д а м . Они очень ж дали с ы н а . Ж д а л и . А его все не бы ло. В н ач а ле это м уч и ло и у гн е та л о , потом , по м о лч али во м у в н утр е н н е м у с о гл а си ю . п е р е с та л и в с л у х го в о р и ть о р еб енке. К а ж д ы й х р а ни л его — н е р о ж д е н н о го , та к о го ж е л ан н о го — в себ е. П о степ ен н о боль п р и ту п и л а с ь , а н а д е ж д у , п о след ню ю , з а та е н н у ю , р а сто п та л пр и го во р врач ей: детей не б у д е т. А к о гд а это все ж е с л у ч и л о с ь — н е о ж и дан н о , н а п е р екор в се м у — они долго не м огли п о в е р и ть ... Н е у ж е ли?! Д е с я ть л е т н а д е я ть с я , ж д а т ь , м е ч та ть , о т ч а и в а ть с я , н ак о н е ц , см и р и ть с я с суд ьб о й и в д р у г п о л у ч и ть та к о й н е в ер о я тн о щ е д р ы й по дар ок от ж и з н и . Из обы чной се м ь и с б уд н и ч н ы м и р а д о стя м и , ссо р ам и , обидами в д р у г с т а т ь сам ой с ч а с тл и в о й се м ье й в мире! Они, два у ж е н е м о л о д ы х ч еловека — под со ро к и за со р о к, жилиі на пороге в ел и к о го сч а с ть я . ...А та м , за порогом , р а с с т а в л я л а к а п к а н ы беда. У И р и н ы П етр о в н ы в д р уг с т а л а резко п р о гр е сси р о в а ть д а в н я я б о лезн ь. Она н и к а к не м о гла себя з а с т а в и ть п о й ти к врачам . Б о я л а сь . Не за себ я — за с ы н а . А когда р е ш и л а с ь — у с л ы ш а л а : если х о т и т е с о х р а н и т ь р еб енка и в ы р а с т и т ь его — о п ер а ц и я, и нем ед ленно. Н е ск о л ьк о часов тя ж е л о го н а р к о ти ч е с к о го з а б ы ть я , у с т а л ы е гл а з а х и р у р г а по сле тр у д н е й ш е й о п ер ац и и и.« двое с у т о к в р еан и м ац и о н н о й , на ск о л ь зко й гр а н и меж * д у ж и з н ь ю и см е р ть ю . Она в е р н у л а с ь домой о с л а б е в ш а я , г р у с т н а я , больная.. Б о л ь н а я от м ы с л и : что ж е б у д е т те п е р ь с ее сы ном ? В рач и го в о р я т, что все д о лж н о б ы ть хо р ош о . Но вед Ц это — «до лж но б ы ть » , а к а к б у де т? М ож ет, н а п р асн о о т к а з а л а с ь п р е р в а ть б е р е м е н н о сть? Т о гд а все ее то с к у ю щ е е по м а т е р и н с тв у с у щ е с тв о в о сп р о ти в и л о сь с а-* мой этой м ы с л и : к а к ? У б и т ь р еб енка? Д обровольно? Ее сы н а , ко то р о го ж и з н ь по дар и ла те п е р ь? Никогда» Да К а к м о гли ей п р е д л о ж и ть та к о е ? Ей?! С е й ч а с, по сле о п ер а ц и и , все п р е д с та в л я л о сь по-ином у; не зр я. н ав ер н о е, п р е д л а га л и ... В е д ь сам а р аб о тала м ед се с тр о й , з н а е т, к а к ч а сто после т а к и х вот операций под с и л ь н ы м н ар ко зо м д ети р о ж д а л и сь м е р твы м и или н е п о л н о ц е н н ы м и ... Н е уж ел и и он, ее сы н ?.. Э ти м ы с л и не д а в а л и п о ко я... Б е ссо н н ы е , н ап о лн е н н ы е л и п к и м с т р а х о м ночи, к о гд а, зам ерев у с т е н к и , д ав и л а, п р я та л а в себе сл е з ы , с т а р а я с ь на р а зб у д и ть м у ж а . Не х о т е л а , не м о гла п о зв о ли ть , чтоб х о т ь на с е к у н д у у со м н и л с я он в в о зм о ж н о сти п о зднего с ч а с ть я . А П авел И ванович , все за м е ч ал . И у в е л и ч и в а ю щ у ю ся д е н ь ото д н я н е р в о зн о сть ж е н ы , и п о сто ян н о к р а с н ы е гл а з а , и о б к у са н н ы е гу б ы . С п р а ш и в а л — о тм а л ч и в а л а с ь . Н а с та и в а т ь не см ел , а то л ьк о с т а р а л с я , к а к м ог, от- влечь ее о т н е в ед о м ы х е м у г р у с т н ы х м ы сле й . М аль ч и к , и х с ы н , р о ди лся ш е с ти м е с я ч н ы м , ж а л к и м , с о б м я к ш и м кр асн о -си н и м , б у д то н е ж и в ы м те льц ем и ху д е н ь к и м и , в ялы м и р у ч к а м и без н о гте й ... — Не ж и л е ц , — с к а з а л а а к у ш е р к а , п р и н и м а в ш а я ро д ы . — Не хо р о н и , м о ж е т, и в ы хо д и м . Х о тя ... — В рач не д о го в о р и л . И рина П етр о в н а ск в о зь л и хо р ад о ч н о е п о л уза б ы ть е , с к в о з ь н е с те р п и м у ю м у к у и боль эти с т р а ш н ы е слова р а с с л ы ш а л а . И за б и л а сь , за ш л а с ь а невы н о си м о й , не- • В стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН » 27 ноября 1981 г»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz