Рыбный Мурман. 1981 г. Ноябрь.
/ Бурное освоение природ ных богатств Крайнего Се вера вызвало большой приток сюда людей из всех уголков нашей страны. Как адаптируются здесь люди? Не вредит ли здо ровью человека крайне су ровый климат полярных об ластей? На эти и другие вопросы отвечает заместитель ди ректора Института клиниче ской и экспериментальной медицины Сибирского отде ления АН СССР, доктор ме дицинских наук Лев Евге ньевич ПАНИН. — Исторически человек все гда стремился на Север, ■— рассказывает Л. Е. Панин. — Сначала из любознательности, жел^я познать эту суровую и загадочную землю . А позд нее возникли и чисто прак тические цели — заставить служить человеку неисчисли мые природные богатства, та ящиеся на побережье Север ного Ледовитого океана. В результате сейчас мы распо лагаем не только ^ведениями о климате и особенностях этих районов, но и имеем бо гатый опыт их освоения. Те перь уже бесспорно доказано многолетней практикой, что на Крайнем Севере человек может не только жить д о л гое время, но и работать без всяких серьезных последствий для своего здорозья. И тем не менее мы, м е дики, всегда ратовали за то, чтобы для работы в высоких широтах отбирали абсолютно здоровых людей и в первую очередь — молодых, физи чески закаленных. Так и бы ло. Ведь вовсе не случайно, что сейчас средний возраст населения наиболее обжитых регионов — Кольского полу острова и Таймыра — менее тридцати лет. Но к молодежи часто приезжают и родители, которым Север вовсе не по казан. И что самое удивитель ное, эти немолодые в общем- то. люди не только справля ются с резко возросшей на их организм климатической нагрузкой, но и чувствуют се бя ка Севере хорошо. Извест ны сотни примеров, когда люди, выходя на пенсию, при езжают к детям в Заполярье и доживают здесь до ста лет. — Чем же въі, Лев Е в геньевич, объясните быст р ую адаптацию современно го человека на Севере? — Не только первопроход цы Крайнего Севера страда ли от необычно сурового климата. И в наши дни при родные условия неблагопри ятно сказываются на здоровье северян. Оказалось, все дело — в питании человека. Пер вым исследователям Севере как раз остро не хватало ви таминов в пище, что влекло за собой болезни, а нередко и гибель их. И только при Советской власти стало возможным тес’, но увязать быстрейшее осво ение полярных областей Ь охраной здоровья людей, улучшением условий их труда и отдыха, .обеспечением чело. Ч е л о в е к н а С е в е р е Актуальное интервью века биологически полноцен ной пищей. •—• Получается , что в п р и н ц и п е каждый желающий может жить и работать здесь? — Вряд ли кто-то из м е диков решится даже сейчас безапелляционно утверждать подобное. Привыкают к здеш нему суровому краю люди далеко не сразу, глубоко пе рестраиваются все виды об мена веществ: белковый, жи ровой, углеводный, обмен витаминов, макро- и микро элементов. То есть форм иру ется так называемый «поляр ный метаболический тип». Но приходится констатировать, что далеко не каждый может приспособиться к условиям длительного проживания на Севере. По нашим наблюде ниям — и это подтверждают данные статистики — каждый второй приезжающий в Запо лярье через год-другой воз вращается обратно. \ Учитывая крайне неустой чивые природные условия, мы, медики, считаем, что С е вер явно противопоказан тем, кто страдает сердечно-сосу дистыми заболеваниями, бо лезнями печени, а также тем, кто остро реагирует на пере мену климата, А вот больным аллергией здесь живется луч ше, чем в южных районах. Надо сказать и еще об од ном существенном факторе: природа Заполярья очень од нообразна, а однообразие всегда утомляет. Нередко аб солютно здоровые люди, при ехавшие сюда из лесных или степных районов страны, страдают лишь от того, что не видят вокруг себя при вычной зелени. Отсюда и вывод: строя в высоких широтах город или предприятие, надо заранее продумать, как сберечь здесь реликтовую зелень, одновре менно создавая зеленый по кров искусственно. ■— Среди м н о ги х северян бытует мнение, будто в ус. А о ви я х Крайнего Севера полезно употреблять к р е п к и е спиртные напитки. Что вы думаете об этом? — Нет ничего вреднее та кой точки зрения. Водка •— это химически чистый раз бавленный спирт, в ней со вершенно отсутствуют биоло гически активные, необходи мые человеку соединения, Ее токсическое воздействие на человека во много раз силь нее, чем, скажем, сухих ви ноградных вин. Думаю , севе рянам будет полезно узнать и такую истину: на Крайнем С е вере, 6 силу особых климати ческих условий, влияние вод ки на организм человека на много сильнее, чем В других районах, поэтому и алкого лизм как болезнь здесь раз вивается быстрее, чем, ска жем, в средней полосе Рос сии, более тяжелы и послед ствия этой болезни. — А не повредит л и са. мой природе С е в е р а , бурная деятельность человека? — Природу нельзя эксплу атировать без ущерба для нее же. И наша задача — свести этот ущерб до минимума. К сожалению, факты бездумного отношения к окружающей нас среде — не редкость. Нем а, лый вред тундре причинили отходящие газы Норильского горно-обогатительного комби ната, потому чтсѵ они не очи щались.., Пострадала в' какой- то мере природа, но больше пострадали люди, лишившиеся хоть и небогатой, но все-таки зеленой зоны. . В будущем освоение Севе ра пойдет еще быстрее. Зна чит, будет расти и поток при шлого населения. Помня об этом, мы должны усилить ра боту по охране здоровья се верян и окружающей их при роды. А для этого, на наш взгляд, нужны предприятия только с безотходной техно логией. Одновременно надо планировать и комплекс эко логических мероприятий, на правленных на оздоровление окружающей среды. Беседу записал В. БЕЛОУСОВ. ЕІІІШІШШІІШШШШІШІІІІІШІІШШІШІШШІІШІ 1111!11111111111111111111111f11111111111111111і1111111111111111111111111111111111111-? §ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР ЕЕ На большом морозильном рыболовком Е траулере «Ефим Кривошеев» управления ЕЕ «Севрыбпромразведка» состоялось совеща- Е" ние, в котором приняли участие предста- Е вители польской- ф и рмы «Згода», епециа- Е листы. Министерства рыбного хозяйства Е C C Č P , флотов объединений «Севрыба», Е «Запрыба», Центрального проектно-конструк- Е 'горского технологического бюро ВРПО Е «Севрыба», «Севрыбпромразведки». Е Участники совещания обсудили вопросы . совершенствования судов проекта В-408. ■Е. Бы ли вы сказаны зам еч ания и предложе- '= 'ни я, касающиеся улучш ения конструктив- г: ных, технических характеристик кораблей. Е Советской й польской сторонами подписан •— совместный протокол, в котором определе- и ны сроки устранения недостатков. 'E Участники совещания поделились своими Е мнениями об этой встрече, в Мурманске. ' = Т е х н и ч е с к и й директор ф и р м ы «Згода» Е Я н А П А Т Ы : ЕЕ — Советский Союз за к а зал в Польской s Народной Республике 29 кораблей проекта = В-408, восемнадцать из которых уж е по- Е ставлены и работают на промысле. Со = стапелей Гданьской верфи сходит девятна- = дцатый траулер этой серии. К ак в сякая = новая продукция, суда требуют своей дора- = ботки. Нам хорошо известны те трудности, = с которыми приходится сталкиваться ва- = шим морякам при эксплуатации. Фирма = внимательно проанализировала их причины, з часть недостатков уж е устранена. Далее, мы передадим зак азчи к у переработанные . инструкции по правильной эксплуатации судов. В е д ущ и й инж ен ер отдела д о бы вающ и х судов уп р ав л е н и я судостроения М и н и сте р ств а рыбного х о з я й с т в а С С С Р О. В . П Е Т Р О В : — Работников министерства глубоко вол нуют те вопросы, которые сейчас обсужда лись на встрече. Несмотря на ряд спорных вопросов, совместные усилия обеих сторон дают результаты. Особые надежды мы воз лагаем на суда, которые придут в порт п ри писки Мурманск с учетом н аших зам е чаний. Серьезных недостатков, надо наде яться, не будет. Г л а в н ы й к о н стр у кто р по пр о ектно -ко н с тр у к то р с к и м работам Ц ен тр ально го про- ектн о - к о н стр укто р ско го техноло гич еского бюро А . С . П О Т А Ш Н Ы Й : — Мы рассмотрели со своими польскими коллегами вопросы улучш ени я работы главного двигателя. Надежность его вы зы вает ряд нареканий. Это касается выхода из строя мотылевых подшипников, про п уска воды через форсуночные стаканы , р азруш ени я резиновых уплотнений седел клапанов, поломки пружин в форсунках, зак лин и ван и я плунж ерной п ары топливных насосов высокого давления. Сотрудники н а шего бюро, специалисты «Мурманрыбпро- ма». «Севрыбпромразведки» изыскивают свои возможности, но, разумеется, без по мощи н аших друзей из Польши обойтись очень трудно. Мы ищем общий зн ам ен а тель нашей деятельности и в основном н а ходим его. Н а ш корр. -ІІПШІІШІМІІІІШШШІШІІІІІШІІІІІІІШІІМІІІІІШШІШІІІІІШІІШШШІІШІПІІШІІІШІШ 11111111!IМі11111іI![111:і11і11ЕИt- Координаты новшества О Ч Е Н Ь Н У Ж Н Ы Й П Р И Б О Р М А С ТЕ Р отдела главного метролога нашего пред при яти я П етр Владимиро вич Дурович •— один из а к ти вных рационализаторов. З а п рошлый и нынешний годы он подал 13 предложе ний, из них девять исполь зовано в судоремонтном про изводстве. Все новшества Петра Владимировича н а п равлены на повышение точности проверяемых объ ектов, качества продукции, на улучшение условий тру да. Коротко расскажу об од ном из предложений. Это ПВИГ — «Прибор дл я вос становления работоспособ ности искательных головок» (на сним ке). Авторы: П. В. Дурович, начальник завод ской лаборатории Н И. Пе тухова, дефектоскопист С. П. Лотонин и слесарь В. М. Р я занцев. Для чего нужен такой прибор? В судоремонте ч а сто возникает необходимость определить толщину какой то части металлической к он струкции. Делается это с помощью ультразвуковых толщиномеров. Но в процес се эксплуатации этих при боров происходила деполя ри заци я пьезоэлектриче ских пластин искательных головок, что сказывалось на чувствительности прибора и точности его показаний. ПВИГом восстанавлива ются дефектные искатель ные головки, увеличивает ся срок их работы. Восста новление головок происхо дит за счет ступенчатого увеличения постоянного высокого н апр яж ен и я — от 800 До 1200 вольт. Прибор состоит из тран сформатора питания, диод ного мостйка, двух конден саторов и двух индикатор ны х лампочек. Изготовлен на нашем предприятии. В . Т А Л Ы Ш Е В А , инж ен ер объединения «М ур м ан с к а я судоверф ь». У Н И В Е Р С А Л Ь Н О С Т Ь , Г А Б А Р И Т Ы . . . П О Т Р Е БНО СТ Ь Мурман- ** ского Тралового флота в рыборазделочных станках и средствах малой механи зации всегда была острой, так как эта т ех н ик а —- главное условие решения задачи: переложить труд рыбообработчиков на плечи машин. Коллектив объеди нения «Севтехрыбпром» разрабатывает м ашины и станки по разделке массо вы х пород рыб: мойвы, пу тассу, ставриды, скумбрии... Сделано объединением не мало. Но хочется высказать некоторые соображения вот по какому поводу. На дн ях состоялись Пленум ЦК КПСС и сессия Верховного Совета СССР, где вопросам н аучно-тех нического прогресса было уделено большое внимание. На Пленуме товарищ JI. И. Б р ежн ев в своей речи от метил. что темпы обновле ния техники возрастают примерно в полтора раза. Но, к сожалению, не все предлагаемые технические и технологические решения соответствуют нынешнему этапу научно-техническо го прогресса. Говоря применительно к нашим, флотским условиям, хочется пожелать конструк торам учитывать у н и в ер сал ьн о сть станков. В этом направлении «Севтехрыб пром» работает, стоит на верной позиции. Например, у одного из станков при изменении загрузочного уст ройства появляется возмож ность выработки фил е из скумбрии и ставриды. Второй вопрос •— габари т ы . Известно, что на рыбо ловных судах производст венные площади стеснены: Значит, при конструирова нии новой рыборазделочной техники надо учитывать и это условие. Н е л ь зя у в л е к а ть с я и сло ж н о стью к о н с тр у к ц и и . Чем проще • кинематика, тем она лучше. Надо помнить об условиях эксплуатации м а шин и обучения работе на них. Больной вопрос — средст ва малой механизации. Пред ложено и разработано нема ло машин и станков, но по ступление их на флот идет очень медленно. В начале нынешнего года в ВРИО был принят план производства технологиче ского оборудования в объ единении «Мурманская су доверфь». Планом преду смотрено изготовление для нашего флота ряда машин, станков и комплектов обо рудования для разделки р ы бы, а т а кж е 1400 дисковых ножей для станков малой механизации. План этот ре ализуется плохо. Это и сдер живает дальнейшую м е х а низацию трудоемких про цессов рыбообработчиков. - В . Р Ы Л Ь К О В , инж ен ер- к о н стр у кто р те хн о л о ги ческой г р у п п ы М ур м а н ского тралового ф л о та . 27 ноября 1981 г. «РЫБНЫЙ АІ УРМАН» • 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz