Рыбный Мурман. 1981 г. Ноябрь.

/ Бурное освоение природ­ ных богатств Крайнего Се­ вера вызвало большой приток сюда людей из всех уголков нашей страны. Как адаптируются здесь люди? Не вредит ли здо­ ровью человека крайне су­ ровый климат полярных об­ ластей? На эти и другие вопросы отвечает заместитель ди­ ректора Института клиниче­ ской и экспериментальной медицины Сибирского отде­ ления АН СССР, доктор ме­ дицинских наук Лев Евге­ ньевич ПАНИН. — Исторически человек все­ гда стремился на Север, ■— рассказывает Л. Е. Панин. — Сначала из любознательности, жел^я познать эту суровую и загадочную землю . А позд­ нее возникли и чисто прак­ тические цели — заставить служить человеку неисчисли­ мые природные богатства, та­ ящиеся на побережье Север­ ного Ледовитого океана. В результате сейчас мы распо­ лагаем не только ^ведениями о климате и особенностях этих районов, но и имеем бо­ гатый опыт их освоения. Те­ перь уже бесспорно доказано многолетней практикой, что на Крайнем Севере человек может не только жить д о л­ гое время, но и работать без всяких серьезных последствий для своего здорозья. И тем не менее мы, м е­ дики, всегда ратовали за то, чтобы для работы в высоких широтах отбирали абсолютно здоровых людей и в первую очередь — молодых, физи­ чески закаленных. Так и бы­ ло. Ведь вовсе не случайно, что сейчас средний возраст населения наиболее обжитых регионов — Кольского полу­ острова и Таймыра — менее тридцати лет. Но к молодежи часто приезжают и родители, которым Север вовсе не по­ казан. И что самое удивитель­ ное, эти немолодые в общем- то. люди не только справля­ ются с резко возросшей на их организм климатической нагрузкой, но и чувствуют се­ бя ка Севере хорошо. Извест­ ны сотни примеров, когда люди, выходя на пенсию, при­ езжают к детям в Заполярье и доживают здесь до ста лет. — Чем же въі, Лев Е в­ геньевич, объясните быст­ р ую адаптацию современно­ го человека на Севере? — Не только первопроход­ цы Крайнего Севера страда­ ли от необычно сурового климата. И в наши дни при­ родные условия неблагопри­ ятно сказываются на здоровье северян. Оказалось, все дело — в питании человека. Пер­ вым исследователям Севере как раз остро не хватало ви­ таминов в пище, что влекло за собой болезни, а нередко и гибель их. И только при Советской власти стало возможным тес’, но увязать быстрейшее осво­ ение полярных областей Ь охраной здоровья людей, улучшением условий их труда и отдыха, .обеспечением чело. Ч е л о в е к н а С е в е р е Актуальное интервью века биологически полноцен­ ной пищей. •—• Получается , что в п р и н ­ ц и п е каждый желающий может жить и работать здесь? — Вряд ли кто-то из м е­ диков решится даже сейчас безапелляционно утверждать подобное. Привыкают к здеш ­ нему суровому краю люди далеко не сразу, глубоко пе­ рестраиваются все виды об­ мена веществ: белковый, жи­ ровой, углеводный, обмен витаминов, макро- и микро­ элементов. То есть форм иру­ ется так называемый «поляр­ ный метаболический тип». Но приходится констатировать, что далеко не каждый может приспособиться к условиям длительного проживания на Севере. По нашим наблюде­ ниям — и это подтверждают данные статистики — каждый второй приезжающий в Запо­ лярье через год-другой воз­ вращается обратно. \ Учитывая крайне неустой­ чивые природные условия, мы, медики, считаем, что С е ­ вер явно противопоказан тем, кто страдает сердечно-сосу­ дистыми заболеваниями, бо­ лезнями печени, а также тем, кто остро реагирует на пере­ мену климата, А вот больным аллергией здесь живется луч­ ше, чем в южных районах. Надо сказать и еще об од­ ном существенном факторе: природа Заполярья очень од­ нообразна, а однообразие всегда утомляет. Нередко аб­ солютно здоровые люди, при­ ехавшие сюда из лесных или степных районов страны, страдают лишь от того, что не видят вокруг себя при­ вычной зелени. Отсюда и вывод: строя в высоких широтах город или предприятие, надо заранее продумать, как сберечь здесь реликтовую зелень, одновре­ менно создавая зеленый по­ кров искусственно. ■— Среди м н о ги х северян бытует мнение, будто в ус. А о ви я х Крайнего Севера полезно употреблять к р е п ­ к и е спиртные напитки. Что вы думаете об этом? — Нет ничего вреднее та­ кой точки зрения. Водка •— это химически чистый раз­ бавленный спирт, в ней со­ вершенно отсутствуют биоло­ гически активные, необходи­ мые человеку соединения, Ее токсическое воздействие на человека во много раз силь­ нее, чем, скажем, сухих ви­ ноградных вин. Думаю , севе­ рянам будет полезно узнать и такую истину: на Крайнем С е ­ вере, 6 силу особых климати­ ческих условий, влияние вод­ ки на организм человека на­ много сильнее, чем В других районах, поэтому и алкого­ лизм как болезнь здесь раз­ вивается быстрее, чем, ска­ жем, в средней полосе Рос­ сии, более тяжелы и послед­ ствия этой болезни. — А не повредит л и са. мой природе С е в е р а , бурная деятельность человека? — Природу нельзя эксплу­ атировать без ущерба для нее же. И наша задача — свести этот ущерб до минимума. К сожалению, факты бездумного отношения к окружающей нас среде — не редкость. Нем а, лый вред тундре причинили отходящие газы Норильского горно-обогатительного комби­ ната, потому чтсѵ они не очи­ щались.., Пострадала в' какой- то мере природа, но больше пострадали люди, лишившиеся хоть и небогатой, но все-таки зеленой зоны. . В будущем освоение Севе­ ра пойдет еще быстрее. Зна­ чит, будет расти и поток при­ шлого населения. Помня об этом, мы должны усилить ра­ боту по охране здоровья се­ верян и окружающей их при­ роды. А для этого, на наш взгляд, нужны предприятия только с безотходной техно­ логией. Одновременно надо планировать и комплекс эко­ логических мероприятий, на­ правленных на оздоровление окружающей среды. Беседу записал В. БЕЛОУСОВ. ЕІІІШІШШІІШШШШІШІІІІІШІІШШІШІШШІІШІ 1111!11111111111111111111111f11111111111111111і1111111111111111111111111111111111111-? §ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР ЕЕ На большом морозильном рыболовком Е траулере «Ефим Кривошеев» управления ЕЕ «Севрыбпромразведка» состоялось совеща- Е" ние, в котором приняли участие предста- Е вители польской- ф и рмы «Згода», епециа- Е листы. Министерства рыбного хозяйства Е C C Č P , флотов объединений «Севрыба», Е «Запрыба», Центрального проектно-конструк- Е 'горского технологического бюро ВРПО Е «Севрыба», «Севрыбпромразведки». Е Участники совещания обсудили вопросы . совершенствования судов проекта В-408. ■Е. Бы ли вы сказаны зам еч ания и предложе- '= 'ни я, касающиеся улучш ения конструктив- г: ных, технических характеристик кораблей. Е Советской й польской сторонами подписан •— совместный протокол, в котором определе- и ны сроки устранения недостатков. 'E Участники совещания поделились своими Е мнениями об этой встрече, в Мурманске. ' = Т е х н и ч е с к и й директор ф и р м ы «Згода» Е Я н А П А Т Ы : ЕЕ — Советский Союз за к а зал в Польской s Народной Республике 29 кораблей проекта = В-408, восемнадцать из которых уж е по- Е ставлены и работают на промысле. Со = стапелей Гданьской верфи сходит девятна- = дцатый траулер этой серии. К ак в сякая = новая продукция, суда требуют своей дора- = ботки. Нам хорошо известны те трудности, = с которыми приходится сталкиваться ва- = шим морякам при эксплуатации. Фирма = внимательно проанализировала их причины, з часть недостатков уж е устранена. Далее, мы передадим зак азчи к у переработанные . инструкции по правильной эксплуатации судов. В е д ущ и й инж ен ер отдела д о бы вающ и х судов уп р ав л е н и я судостроения М и н и сте р ­ ств а рыбного х о з я й с т в а С С С Р О. В . П Е Т ­ Р О В : — Работников министерства глубоко вол­ нуют те вопросы, которые сейчас обсужда­ лись на встрече. Несмотря на ряд спорных вопросов, совместные усилия обеих сторон дают результаты. Особые надежды мы воз­ лагаем на суда, которые придут в порт п ри ­ писки Мурманск с учетом н аших зам е ­ чаний. Серьезных недостатков, надо наде­ яться, не будет. Г л а в н ы й к о н стр у кто р по пр о ектно -ко н ­ с тр у к то р с к и м работам Ц ен тр ально го про- ектн о - к о н стр укто р ско го техноло гич еского бюро А . С . П О Т А Ш Н Ы Й : — Мы рассмотрели со своими польскими коллегами вопросы улучш ени я работы главного двигателя. Надежность его вы зы ­ вает ряд нареканий. Это касается выхода из строя мотылевых подшипников, про­ п уска воды через форсуночные стаканы , р азруш ени я резиновых уплотнений седел клапанов, поломки пружин в форсунках, зак лин и ван и я плунж ерной п ары топливных насосов высокого давления. Сотрудники н а ­ шего бюро, специалисты «Мурманрыбпро- ма». «Севрыбпромразведки» изыскивают свои возможности, но, разумеется, без по­ мощи н аших друзей из Польши обойтись очень трудно. Мы ищем общий зн ам ен а­ тель нашей деятельности и в основном н а­ ходим его. Н а ш корр. -ІІПШІІШІМІІІІШШШІШІІІІІШІІІІІІІШІІМІІІІІШШІШІІІІІШІІШШШІІШІПІІШІІІШІШ 11111111!IМі11111іI![111:і11і11ЕИt- Координаты новшества О Ч Е Н Ь Н У Ж Н Ы Й П Р И Б О Р М А С ТЕ Р отдела главного метролога нашего пред­ при яти я П етр Владимиро­ вич Дурович •— один из а к ­ ти вных рационализаторов. З а п рошлый и нынешний годы он подал 13 предложе­ ний, из них девять исполь­ зовано в судоремонтном про­ изводстве. Все новшества Петра Владимировича н а ­ п равлены на повышение точности проверяемых объ ­ ектов, качества продукции, на улучшение условий тру­ да. Коротко расскажу об од­ ном из предложений. Это ПВИГ — «Прибор дл я вос­ становления работоспособ­ ности искательных головок» (на сним ке). Авторы: П. В. Дурович, начальник завод­ ской лаборатории Н И. Пе­ тухова, дефектоскопист С. П. Лотонин и слесарь В. М. Р я ­ занцев. Для чего нужен такой прибор? В судоремонте ч а­ сто возникает необходимость определить толщину какой то части металлической к он ­ струкции. Делается это с помощью ультразвуковых толщиномеров. Но в процес се эксплуатации этих при­ боров происходила деполя­ ри заци я пьезоэлектриче­ ских пластин искательных головок, что сказывалось на чувствительности прибора и точности его показаний. ПВИГом восстанавлива­ ются дефектные искатель ные головки, увеличивает ся срок их работы. Восста­ новление головок происхо­ дит за счет ступенчатого увеличения постоянного высокого н апр яж ен и я — от 800 До 1200 вольт. Прибор состоит из тран сформатора питания, диод­ ного мостйка, двух конден­ саторов и двух индикатор­ ны х лампочек. Изготовлен на нашем предприятии. В . Т А Л Ы Ш Е В А , инж ен ер объединения «М ур м ан ­ с к а я судоверф ь». У Н И В Е Р С А Л Ь Н О С Т Ь , Г А Б А Р И Т Ы . . . П О Т Р Е БНО СТ Ь Мурман- ** ского Тралового флота в рыборазделочных станках и средствах малой механи ­ зации всегда была острой, так как эта т ех н ик а —- главное условие решения задачи: переложить труд рыбообработчиков на плечи машин. Коллектив объеди­ нения «Севтехрыбпром» разрабатывает м ашины и станки по разделке массо­ вы х пород рыб: мойвы, пу ­ тассу, ставриды, скумбрии... Сделано объединением не­ мало. Но хочется высказать некоторые соображения вот по какому поводу. На дн ях состоялись Пленум ЦК КПСС и сессия Верховного Совета СССР, где вопросам н аучно-тех­ нического прогресса было уделено большое внимание. На Пленуме товарищ JI. И. Б р ежн ев в своей речи от­ метил. что темпы обновле­ ния техники возрастают примерно в полтора раза. Но, к сожалению, не все предлагаемые технические и технологические решения соответствуют нынешнему этапу научно-техническо­ го прогресса. Говоря применительно к нашим, флотским условиям, хочется пожелать конструк­ торам учитывать у н и в ер ­ сал ьн о сть станков. В этом направлении «Севтехрыб­ пром» работает, стоит на верной позиции. Например, у одного из станков при изменении загрузочного уст­ ройства появляется возмож ­ ность выработки фил е из скумбрии и ставриды. Второй вопрос •— габари­ т ы . Известно, что на рыбо­ ловных судах производст­ венные площади стеснены: Значит, при конструирова­ нии новой рыборазделочной техники надо учитывать и это условие. Н е л ь зя у в л е к а ть с я и сло­ ж н о стью к о н с тр у к ц и и . Чем проще • кинематика, тем она лучше. Надо помнить об условиях эксплуатации м а ­ шин и обучения работе на них. Больной вопрос — средст­ ва малой механизации. Пред­ ложено и разработано нема­ ло машин и станков, но по­ ступление их на флот идет очень медленно. В начале нынешнего года в ВРИО был принят план производства технологиче­ ского оборудования в объ ­ единении «Мурманская су­ доверфь». Планом преду­ смотрено изготовление для нашего флота ряда машин, станков и комплектов обо­ рудования для разделки р ы ­ бы, а т а кж е 1400 дисковых ножей для станков малой механизации. План этот ре­ ализуется плохо. Это и сдер­ живает дальнейшую м е х а ­ низацию трудоемких про­ цессов рыбообработчиков. - В . Р Ы Л Ь К О В , инж ен ер- к о н стр у кто р те хн о л о ги ­ ческой г р у п п ы М ур м а н ­ ского тралового ф л о та . 27 ноября 1981 г. «РЫБНЫЙ АІ УРМАН» • 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz