Рыбный Мурман. 1981 г. Ноябрь.
п ш нм Li Y вы, это быв зет, и бывает J частенько, когда к нам отдел кадров приходят молодые механики — пооди ночке и группами — и бук вально с порога: «Мы не мо жем с ним работать, он нас ни в грош не ставит...» Дальше, думаю, продолжать не стоит. Ясно, не наладились взаимоотношения со старшим механиком. Впрочем, не буду голословным... Не так давно ко мне при шли два молодых механика, третий и четвертый, с жало бой на старшего механика БМРТ «Рыбачий» В. Д. Косы- ева. Жаловались на его, мягко говоря, бестактность. К сло ву сказать, в отделе кадров уже были наслышаны, что у В. Д. Косыева характер — не сахар. Следовательно, надо принимать меры, так кзк мо лодым механикам идти с Ко- сыевым в море, а при таких взаимоотношениях порядка в «машине» не жди. Был приглашен старший м е ханик... Нелицеприятный раз говор с ним провели началь ник механико-судовой службы А. И. Гугунов и начальник от дела технической эксплуатации флота С. Е. Харчиков. Чем же оправдывал свое поведение стармех? Во-пер вых, занятостью. Судно на ремонте, дел, мол, по горло, «от этих же спецов-птенцов толку никакого». А у него, мол, идет моточистка главного дзи- гателя, вспомогательных... И вообще куда-то закатилась наиважнейшая гайка, без ко торой в море ни ногой. Так что настроение, уважаемые то варищи, сами понимаете, ка кое... А понимать не хотелось. И вот почему. Да, действитель но, опыта у молодых специа листов и кот не наплакал, ес ли мерять морскими мерка ми. Но кто же, как не стар шие механики, наши много'/ва. жаемые «деды», кто, как не они, вложат в руки «спецов» то, что при всем желании не могут дать учебные заведе ия? И вот еще почему не хоте лось понимать В. Д. Косыева. едь он тоже когда-то был молодым специалистом и, д у мается, не до всего дошел своим умом, а получал по мощь и подсказку от стар ших товарищей, более опыт ных механиков. Следователь но, нужно вернуть «долг». К чести старшего механика, он осознал свое поведение. Сейчас судно готовится к от ходу. Жалоб на стармеха нет. Приведу другой пример. Однажды ступили на порог отдела кадров третий и чет вертый механики БМРТ «Кос- шинному отделению, и те, не привыкшие работать так, как надо, побежали жаловаться в инстанцию. Чем же завершилась вся эта история? Завершилась просто — машинная команда начала работать так, как надо. Я привел только два слу чая из многих. И в первом и во втором я не называю фами лий молодых специалистов, а называю фамилии старших механиков, ибо в этих исто риях главные «герои» — они. И вот застучал вспомога тельный двигатель. Подхожу к Колпакову: давай разберем двигатель, чистку сделаем за одно. Разобрали. — Делай, — говорю, — об меры поршней, цилиндровых втулок. Он сделал. Докладывает: все нормально. Отклонений нет. На нет суда нет, но решил все-таки сам проверить: по чему стучит двигатель? Ока- иішіішііііішіишішшііііі К а ким быть на с та внику іпіііііііішііііиііііііііпііі ^ I Н И Н С Н И М И Р Я В О Т Й Т Ь I 7і IН1!111111111111 і I! f 11!!I f 11111! і IНI(Ш[НI!1111 1 ! і I!11Ш111![111f!1111 і 11 і [11К111111111 111[ f 111111 f I!(f f 111 іп і1111f11!Ir і 11(I I(FIf11*= мос» и тоже- в один голос: «Невмоготу! «Дед» придира ется». Что случилось? А дело бы ло в том, что старший меха ник В. Г. Матвеев до поры до времени дисциплиной не блис тал. Очевидно, уверовал в свою непогрешимость как спе циалиста (мне, мол , все про стится!), на что обратил вни мание групповой механик. И не только на поведение, но и на то, что стармех не занима ется с молодыми специали стами. А те, почувствовав, что стармех сам «не святой», мяг ко говоря, расслабились. Итог всего этого — вызов В. Г. Матвеева к главному инжене ру тралфлота Ю . И. Коношен- ко, в кабинете которого состо ялся серьезный разговор, после этого разговора В. Г. Матвеев пересмотрел свое отношение к обязанностям стармеха, а также к молодым специалис там. Они же, к слову, уже попривыкли к тому, что мож но опоздать на работу и на это стармех посмотрит сквозь пальцы, можно не выполнить или затянуть с выполнением того или иного задания, и опять же ничего предосуди тельного в этом не увидит стармех. А ласкового «дедуш ку» словно подменили — он стал «дедом» требовательным, начал гонять «внучат» по Ma ts одном случае стармех не хотел заниматься с молоде жью, в другом ... тоже. К че му это приводит? Да к тому, что в море стармеху прихо дится выполнять работу своих помощников или передове рять ее помощнику опытному, у которого, кстати, сеоих дел хватает. Иными словами, не доработки со специалистами на берегу оборачиваются до полнительной работой для стармеха в море. Конечно, не всегда старший механик может «раскусить» молодого специалиста, узнать его возможности. Бывает и так, что в теории парень «зубр» и поведения вроде от менного, а на поверку выхо дит наоборот. И таких исто рий можно привести тоже не мало. Я расскажу лишь од ну, из своей собственной практики. Был у меня третьим меха ником В. Н. Колпаков. Гра мотный парень, начитанный. На вахту выходил в белой рубашке. * Я, разумеется, не против этого, выходи хоть в смокинге, но чтоб заведо вание было в порядке. Но В. Н. Колпаков и с вахты ухо дил в незапятнанной сорочке, так как, сидя на центральном посту управления, испачкаться мудрено. А Колпаков любил сидеть только там. За безопасность мореплавания М ОРЯКАМ не надо ооъяс- нять, к ак много зависит на судне от нормальной р а боты парового котла и к а ким бедствием подчас обо рачивается его выход из строя. Опыт эксплуатации ко тельных установок по казы вает, что их н адежная и безаварийная работа во мно гом обеспечивается и верно подобранным водным р еж и мом, и водоконтролем. И ны ми словами, котлам необхо дим безнакипный режим. Как это можно сделать? Прежде всего надо удалить из воды напипеобразующие компоненты — соли ж естко сти, находящиеся в воде, и продукты коррозии, имею щиеся в самом оборудова нии. Сейчас на судах нашего бассейна для избежания н а кипи применяют фосфатно щелочной if фосфатный вод нохимические режимы , при которых н акипь превраща ется просто в шлам. Ну а если этот шлам не удалили вовремя? Тогда он очень легко может снова п ри ки петь, образовав «вторичную» накипь. Да, кроме того, фосфатирование воды вовсе не защищ ает котел от м аг ниевой накипи, от ж елезо меднокислых отложений. Так что эти р ежимы только н азы ваются безнакипным и . На современных судах с вакуумными испаритель ными установками стало значительно выше и каче ство дистиллята, и п итател ь ной воды. Солей в ней те перь меньше, и н акип ь ви « У к р о щ а е м » к о т доизменилась. Например, на посольно - свежьевых тр ау лерах типа «Баренцево мо ре» основой накипи стали соединения ж елеза и меди. Появился и новый вид кор розии — подшламоиая р ак у шечная коррозия. Можно ли избежать этого? Опыт показывает: можно! В судовых условиях н аи более приемлема докотло- вая обработка воды с ис пользованием натрий-катио- нитовых фильтров, которые очень смягчают воду и уда ляют все катионы, способ ные образовывать накипь. В качестве ионообменного м а териала в фильтре для умягчения питательной во ды используется высоко- кислотный катионит КУ-2-8 в натриевой форме. Главное этого метода з а к лючается в том, что катио нитом можно пользоваться многократно, ведь под воз действием морской воды он полностью восстанавливает свои свойства. Эффективность работы нового фильтра была про верена на ИСТ «Климовск», «Курганинск», «Артемовск» и других. И результаты очень обнадеживают. Рабочий пе риод фильтров составляет 900—1200 часов, что зн ачи тельно снижает трудоем кость работ по ведению во- дообработки и превосходно решает эту проблему во время стоянки судов в пор ту, так к а к отпадает необ ходимость ежедневного вво да химагрегатов. Конечно, новое дело н ачи нать всегда нелегко. Н апри мер, на ПСТ «Климовск» вначале не все ладилось. Фильтр часто забивался ор ганическими и железоки с лыми отложениями, что влекло большие гидравли ческие сопротивления, а значит, нарушало нормаль ную подачу воды в котел. Что делать? Думали, и ска ли. Сначала из фил ьтр а теп лового ящ и к а убрали ф и л ь т рующую махровую ткань, ведь именно ворс от нес з а бивал щелевые колпачки фильтра. Вместо ткани по ставили поролон. Потом вдвое (с 10 до 20 мм) уве личили отверстие дл я про хода морской воды. Ско рость воды стала больше, улучшилось взрыхление к а тионита, а сопротивление фил ьтр а уменьшилось. И еще. Р аз в десять суток фильтр теплового ящ и к а стали чистить от продуктов коррозии и шлама. Все это вкупе дало пре красный результат: фильтр работал отлично! В заключение хочется сказать, что натрий-катио- нитовые ф и л ьтры пригодны для работы и на судах дру гих типов. А, ГАЛОЧКИН, зав. теп- лохнмической лаборато рией ЦПКТБ; Ю. РА- ШЕВ, старший механик ПСТ «Климовск». залось, что в пятом цилиндре — выработка втулки. Надо менять. Да, но ведь третий механик Есе проверил и д о ложил об этом! — Так все проверил? — Не сомневайтесь, — от вечает Колпаков. — Собирай. Собрали двигатель, запус тили. Стучит. — Разбирай, будем смот реть. ...Он вставляет кольцо в ка меру сжатия. Там выработки нет. — Дальше подавай — туда, где поршень ходит. Ну, как? — Выработка есть. Это был первый случай профессиональной недобро совестности. Затем последо вал второй. Потом было собрание ме хаников, на котором честили Колпакова — без толку. Честно говоря, хотел я его списать на берег, оснований было достаточно, но все же решил: ладно, пусть работа ет до конца рейса. А когда пришли домой, ре комендовал использовать тре тьего механика для работы на судоверфи. Пусть наберется опыта, там условия все же полегче. Понятно, вскинулся Колпа ков, пробежался по инстанци ям, неся впереди себя ущ ем -, ленное самолюбие, но зиму ему все-таки пришлось рабо тать на берегу. Потом как-то мы с ним встретились. — Пошли ли на пользу мои уроки? — спрашиваю. — Пошли, Иванович, — от вечает он. Что ж, рад за бывшего по мощника, коль сам признает, что время на его воспитание в рейсе не затрачено впус тую, что меры были приняты справедливые. Разумеется, не следует счи тать эталонным данный при мер воспитания молодого спе циалиста — есть много д р у гих способов: и опека, и при крепление молодого механи ка к опытному, и т. д. Но удивительное дело: об этом все старшие механики знают, а, как ясно из приведенных первых двух примеров и мно гих неприведенных, все же встречается «воспитание» гру бостью или, напротив, равно душием. А в результате: схо дит молодой специалист е мо ре с таким «дедом» и бежит с судна. Только мало-мальски освоился в машинном отделе нии и бежит. Спрашивается: почему? Не сработался с «де дом», психологическая, мол, несовместимость. Это не от говорка. Это действительно так. Там, где в машинной команде благожелательные, дружеские и в то же время требовательные отношения, там ладится работа, ‘там низ ка текучесть кадров механи ков. Есть такие коллективы но ППР «Прокопьевск», где стар шим механиком Г. Н. Ткач :г ' . или на БМРТ «Каракумы», гДе стармехом А. П. Берк алов, и на многих других. Здесь уме ют учить молодых специалис тов, и от сеоих учителей они не спешат уходить, машинная команда на таких судах д ер жится. Вот так надо работать старшим механикам с коллек тивами, вот с кого надо брать пример. Эти «деды» понима ют: насколько научишь парня, настолько с него и спросишь. Э. ТИШКОВг заместитель начальника отдела техэкс- плуатации тралового флота по кадрам. “ Л Л Ы I s П Р А В О Ф Л А Н Г О В Ы Е I I I I у Ж Е В С Ч Е Т декабря работает бригада медников 6-го У иеха Мурманской судоверфи, во згла вляем а я Александ ром К у л и к о в ы м . На 16 дней опережают свой рабочий к а . лендарь медники этого п р е д пр и яти я. В сю работу они сдают с первого п р е д ъ явле н и я, в ы п о л н я я ее то льк о отлично , о т мечая л и ч н ы м клеймом качества. А работа у медников х о т ь и одного профиля, но многоплановая: это обшивка пе реборок и подволоков, с у д о вы х каю т... В числе лучших медников этой бригады — Василии Ануфриев (на снимке ), спортсмен, а к ти ви с т , ударник труда. Фото А . Р А Т О В А . • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРШМм 27 ноября 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz