Рыбный Мурман. 1981 г. Ноябрь.

п ш нм Li Y вы, это быв зет, и бывает J частенько, когда к нам отдел кадров приходят молодые механики — пооди­ ночке и группами — и бук­ вально с порога: «Мы не мо­ жем с ним работать, он нас ни в грош не ставит...» Дальше, думаю, продолжать не стоит. Ясно, не наладились взаимоотношения со старшим механиком. Впрочем, не буду голословным... Не так давно ко мне при­ шли два молодых механика, третий и четвертый, с жало­ бой на старшего механика БМРТ «Рыбачий» В. Д. Косы- ева. Жаловались на его, мягко говоря, бестактность. К сло­ ву сказать, в отделе кадров уже были наслышаны, что у В. Д. Косыева характер — не сахар. Следовательно, надо принимать меры, так кзк мо­ лодым механикам идти с Ко- сыевым в море, а при таких взаимоотношениях порядка в «машине» не жди. Был приглашен старший м е­ ханик... Нелицеприятный раз­ говор с ним провели началь­ ник механико-судовой службы А. И. Гугунов и начальник от­ дела технической эксплуатации флота С. Е. Харчиков. Чем же оправдывал свое поведение стармех? Во-пер­ вых, занятостью. Судно на ремонте, дел, мол, по горло, «от этих же спецов-птенцов толку никакого». А у него, мол, идет моточистка главного дзи- гателя, вспомогательных... И вообще куда-то закатилась наиважнейшая гайка, без ко­ торой в море ни ногой. Так что настроение, уважаемые то­ варищи, сами понимаете, ка­ кое... А понимать не хотелось. И вот почему. Да, действитель­ но, опыта у молодых специа­ листов и кот не наплакал, ес­ ли мерять морскими мерка­ ми. Но кто же, как не стар­ шие механики, наши много'/ва. жаемые «деды», кто, как не они, вложат в руки «спецов» то, что при всем желании не могут дать учебные заведе­ ия? И вот еще почему не хоте­ лось понимать В. Д. Косыева. едь он тоже когда-то был молодым специалистом и, д у ­ мается, не до всего дошел своим умом, а получал по­ мощь и подсказку от стар­ ших товарищей, более опыт­ ных механиков. Следователь­ но, нужно вернуть «долг». К чести старшего механика, он осознал свое поведение. Сейчас судно готовится к от­ ходу. Жалоб на стармеха нет. Приведу другой пример. Однажды ступили на порог отдела кадров третий и чет­ вертый механики БМРТ «Кос- шинному отделению, и те, не привыкшие работать так, как надо, побежали жаловаться в инстанцию. Чем же завершилась вся эта история? Завершилась просто — машинная команда начала работать так, как надо. Я привел только два слу­ чая из многих. И в первом и во втором я не называю фами­ лий молодых специалистов, а называю фамилии старших механиков, ибо в этих исто­ риях главные «герои» — они. И вот застучал вспомога­ тельный двигатель. Подхожу к Колпакову: давай разберем двигатель, чистку сделаем за­ одно. Разобрали. — Делай, — говорю, — об­ меры поршней, цилиндровых втулок. Он сделал. Докладывает: все нормально. Отклонений нет. На нет суда нет, но решил все-таки сам проверить: по­ чему стучит двигатель? Ока- иішіішііііішіишішшііііі К а ким быть на с та внику іпіііііііішііііиііііііііпііі ^ I Н И Н С Н И М И Р Я В О Т Й Т Ь I 7і IН1!111111111111 і I! f 11!!I f 11111! і IНI(Ш[НI!1111 1 ! і I!11Ш111![111f!1111 і 11 і [11К111111111 111[ f 111111 f I!(f f 111 іп і1111f11!Ir і 11(I I(FIf11*= мос» и тоже- в один голос: «Невмоготу! «Дед» придира­ ется». Что случилось? А дело бы­ ло в том, что старший меха­ ник В. Г. Матвеев до поры до времени дисциплиной не блис­ тал. Очевидно, уверовал в свою непогрешимость как спе­ циалиста (мне, мол , все про­ стится!), на что обратил вни­ мание групповой механик. И не только на поведение, но и на то, что стармех не занима­ ется с молодыми специали­ стами. А те, почувствовав, что стармех сам «не святой», мяг­ ко говоря, расслабились. Итог всего этого — вызов В. Г. Матвеева к главному инжене­ ру тралфлота Ю . И. Коношен- ко, в кабинете которого состо­ ялся серьезный разговор, после этого разговора В. Г. Матвеев пересмотрел свое отношение к обязанностям стармеха, а также к молодым специалис­ там. Они же, к слову, уже попривыкли к тому, что мож­ но опоздать на работу и на это стармех посмотрит сквозь пальцы, можно не выполнить или затянуть с выполнением того или иного задания, и опять же ничего предосуди­ тельного в этом не увидит стармех. А ласкового «дедуш ­ ку» словно подменили — он стал «дедом» требовательным, начал гонять «внучат» по Ma­ ts одном случае стармех не хотел заниматься с молоде­ жью, в другом ... тоже. К че­ му это приводит? Да к тому, что в море стармеху прихо­ дится выполнять работу своих помощников или передове­ рять ее помощнику опытному, у которого, кстати, сеоих дел хватает. Иными словами, не­ доработки со специалистами на берегу оборачиваются до­ полнительной работой для стармеха в море. Конечно, не всегда старший механик может «раскусить» молодого специалиста, узнать его возможности. Бывает и так, что в теории парень «зубр» и поведения вроде от­ менного, а на поверку выхо­ дит наоборот. И таких исто­ рий можно привести тоже не­ мало. Я расскажу лишь од­ ну, из своей собственной практики. Был у меня третьим меха­ ником В. Н. Колпаков. Гра­ мотный парень, начитанный. На вахту выходил в белой рубашке. * Я, разумеется, не против этого, выходи хоть в смокинге, но чтоб заведо­ вание было в порядке. Но В. Н. Колпаков и с вахты ухо­ дил в незапятнанной сорочке, так как, сидя на центральном посту управления, испачкаться мудрено. А Колпаков любил сидеть только там. За безопасность мореплавания М ОРЯКАМ не надо ооъяс- нять, к ак много зависит на судне от нормальной р а ­ боты парового котла и к а ­ ким бедствием подчас обо­ рачивается его выход из строя. Опыт эксплуатации ко­ тельных установок по казы ­ вает, что их н адежная и безаварийная работа во мно­ гом обеспечивается и верно подобранным водным р еж и ­ мом, и водоконтролем. И ны ­ ми словами, котлам необхо­ дим безнакипный режим. Как это можно сделать? Прежде всего надо удалить из воды напипеобразующие компоненты — соли ж естко­ сти, находящиеся в воде, и продукты коррозии, имею­ щиеся в самом оборудова­ нии. Сейчас на судах нашего бассейна для избежания н а­ кипи применяют фосфатно­ щелочной if фосфатный вод­ нохимические режимы , при которых н акипь превраща­ ется просто в шлам. Ну а если этот шлам не удалили вовремя? Тогда он очень легко может снова п ри ки ­ петь, образовав «вторичную» накипь. Да, кроме того, фосфатирование воды вовсе не защищ ает котел от м аг­ ниевой накипи, от ж елезо­ меднокислых отложений. Так что эти р ежимы только н азы ваются безнакипным и . На современных судах с вакуумными испаритель­ ными установками стало значительно выше и каче­ ство дистиллята, и п итател ь­ ной воды. Солей в ней те­ перь меньше, и н акип ь ви ­ « У к р о щ а е м » к о т доизменилась. Например, на посольно - свежьевых тр ау ­ лерах типа «Баренцево мо­ ре» основой накипи стали соединения ж елеза и меди. Появился и новый вид кор­ розии — подшламоиая р ак у ­ шечная коррозия. Можно ли избежать этого? Опыт показывает: можно! В судовых условиях н аи ­ более приемлема докотло- вая обработка воды с ис­ пользованием натрий-катио- нитовых фильтров, которые очень смягчают воду и уда­ ляют все катионы, способ­ ные образовывать накипь. В качестве ионообменного м а ­ териала в фильтре для умягчения питательной во­ ды используется высоко- кислотный катионит КУ-2-8 в натриевой форме. Главное этого метода з а к ­ лючается в том, что катио­ нитом можно пользоваться многократно, ведь под воз­ действием морской воды он полностью восстанавливает свои свойства. Эффективность работы нового фильтра была про­ верена на ИСТ «Климовск», «Курганинск», «Артемовск» и других. И результаты очень обнадеживают. Рабочий пе­ риод фильтров составляет 900—1200 часов, что зн ачи ­ тельно снижает трудоем­ кость работ по ведению во- дообработки и превосходно решает эту проблему во время стоянки судов в пор­ ту, так к а к отпадает необ­ ходимость ежедневного вво­ да химагрегатов. Конечно, новое дело н ачи ­ нать всегда нелегко. Н апри ­ мер, на ПСТ «Климовск» вначале не все ладилось. Фильтр часто забивался ор­ ганическими и железоки с­ лыми отложениями, что влекло большие гидравли­ ческие сопротивления, а значит, нарушало нормаль­ ную подачу воды в котел. Что делать? Думали, и ска­ ли. Сначала из фил ьтр а теп­ лового ящ и к а убрали ф и л ь т ­ рующую махровую ткань, ведь именно ворс от нес з а ­ бивал щелевые колпачки фильтра. Вместо ткани по­ ставили поролон. Потом вдвое (с 10 до 20 мм) уве­ личили отверстие дл я про­ хода морской воды. Ско­ рость воды стала больше, улучшилось взрыхление к а ­ тионита, а сопротивление фил ьтр а уменьшилось. И еще. Р аз в десять суток фильтр теплового ящ и к а стали чистить от продуктов коррозии и шлама. Все это вкупе дало пре­ красный результат: фильтр работал отлично! В заключение хочется сказать, что натрий-катио- нитовые ф и л ьтры пригодны для работы и на судах дру­ гих типов. А, ГАЛОЧКИН, зав. теп- лохнмической лаборато­ рией ЦПКТБ; Ю. РА- ШЕВ, старший механик ПСТ «Климовск». залось, что в пятом цилиндре — выработка втулки. Надо менять. Да, но ведь третий механик Есе проверил и д о ­ ложил об этом! — Так все проверил? — Не сомневайтесь, — от­ вечает Колпаков. — Собирай. Собрали двигатель, запус­ тили. Стучит. — Разбирай, будем смот­ реть. ...Он вставляет кольцо в ка­ меру сжатия. Там выработки нет. — Дальше подавай — туда, где поршень ходит. Ну, как? — Выработка есть. Это был первый случай профессиональной недобро­ совестности. Затем последо­ вал второй. Потом было собрание ме­ хаников, на котором честили Колпакова — без толку. Честно говоря, хотел я его списать на берег, оснований было достаточно, но все же решил: ладно, пусть работа­ ет до конца рейса. А когда пришли домой, ре­ комендовал использовать тре­ тьего механика для работы на судоверфи. Пусть наберется опыта, там условия все же полегче. Понятно, вскинулся Колпа­ ков, пробежался по инстанци­ ям, неся впереди себя ущ ем -, ленное самолюбие, но зиму ему все-таки пришлось рабо­ тать на берегу. Потом как-то мы с ним встретились. — Пошли ли на пользу мои уроки? — спрашиваю. — Пошли, Иванович, — от­ вечает он. Что ж, рад за бывшего по­ мощника, коль сам признает, что время на его воспитание в рейсе не затрачено впус­ тую, что меры были приняты справедливые. Разумеется, не следует счи­ тать эталонным данный при­ мер воспитания молодого спе­ циалиста — есть много д р у­ гих способов: и опека, и при­ крепление молодого механи­ ка к опытному, и т. д. Но удивительное дело: об этом все старшие механики знают, а, как ясно из приведенных первых двух примеров и мно­ гих неприведенных, все же встречается «воспитание» гру­ бостью или, напротив, равно­ душием. А в результате: схо­ дит молодой специалист е мо­ ре с таким «дедом» и бежит с судна. Только мало-мальски освоился в машинном отделе­ нии и бежит. Спрашивается: почему? Не сработался с «де­ дом», психологическая, мол, несовместимость. Это не от­ говорка. Это действительно так. Там, где в машинной команде благожелательные, дружеские и в то же время требовательные отношения, там ладится работа, ‘там низ­ ка текучесть кадров механи­ ков. Есть такие коллективы но ППР «Прокопьевск», где стар­ шим механиком Г. Н. Ткач :г ' . или на БМРТ «Каракумы», гДе стармехом А. П. Берк алов, и на многих других. Здесь уме­ ют учить молодых специалис­ тов, и от сеоих учителей они не спешат уходить, машинная команда на таких судах д ер ­ жится. Вот так надо работать старшим механикам с коллек­ тивами, вот с кого надо брать пример. Эти «деды» понима­ ют: насколько научишь парня, настолько с него и спросишь. Э. ТИШКОВг заместитель начальника отдела техэкс- плуатации тралового флота по кадрам. “ Л Л Ы I s П Р А В О Ф Л А Н Г О В Ы Е I I I I у Ж Е В С Ч Е Т декабря работает бригада медников 6-го У иеха Мурманской судоверфи, во згла вляем а я Александ­ ром К у л и к о в ы м . На 16 дней опережают свой рабочий к а . лендарь медники этого п р е д пр и яти я. В сю работу они сдают с первого п р е д ъ явле н и я, в ы п о л н я я ее то льк о отлично , о т­ мечая л и ч н ы м клеймом качества. А работа у медников х о т ь и одного профиля, но многоплановая: это обшивка пе­ реборок и подволоков, с у д о вы х каю т... В числе лучших медников этой бригады — Василии Ануфриев (на снимке ), спортсмен, а к ти ви с т , ударник труда. Фото А . Р А Т О В А . • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРШМм 27 ноября 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz