Рыбный Мурман. 1981 г. Ноябрь.

М111111111П1!Ш1111J11Н!П1И} i2«*!1!111!1!11! ч"і т щ < - H t t . i i Щ . n u e c t , ш \ Как ЧИСТИТЬ м ех? С интересом п ро ч ита л а со ­ в еты «У ход за мехом». See о ч е н ь и н те ре сн о, но вот нан ч и с т и т ь м гхо а ы е изделия — н и ч е го не сказано. А с к о л ь ­ ко раз бы вало: сд аеш ь палыгб а ч и с т к у , а от н его в о р о т н и к о т п а п ы в а ю т — не I п р и н и м а ю т . Если м ож н о , о п у б л и к у й т е хотя бы прос- I те й ш и е советы . : Н. Ч ЕРН ИК О ЗА, М у р м а н с к . ф Загрязненные мехозые И З Д е Л И Я М О Ж Н О Ч И С ТИ ТЬ О П ’ИЛ- ками. Опилки должны быть чистыми, не смолистыми, теп­ лыми и слегка влажньіми. 1-2 горсти опилок насыпают на мех и тщательно протира­ ют очищаемое место руками. Затем переходят на соседний участок. Таким образом про­ тирают зее изделие. Если мех загрязнен очень сильно, чист­ ку производят 2— 3 раза. За­ тем изделие аккуратно вытря­ хивают и выколачивают тон­ кой палкой, после чего мех следует расчесать редким гребнем. Для ускорения чи­ стки опилки можно смочить бензином. Пятна от жира и пота с мехозых изделий удаляют, протирая загрязненные места смесью нашатырного спирта (1 чайная ложка), поваренной соли (3 ложки) и воды (0,5 л) или смесью нашатырного и; денатурированного спиртов, взятых а равных количествах После чистки мех протира­ ют полотенцем и расчесыза- ют. ф Пятна от жирз можно удалить, промывая их раство­ ром универсального моющего средства или пеной от мыль­ ной стружки. Раствор или пе­ ну втирают щеткой в мех, стараясь не увлажнять сильно кожу. Потом место, где было пятно, промывают водой ком­ натной температуры. Мех вы­ сушивают, выколачивают пру­ тиком и расчесызают. ф Изделия из искусственно­ го меха можно стирать растворе универсального мо­ ющего средства, предвари­ тельно отпоров подкладку. Тщательно прополоскав изде­ лие, закатывают его в прос­ тыню, а затем расправляют и сушат на плечиках. Белый мех после стирки можно подси­ нить. 1 9 На сон грядущий чІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІШ ІІШ ІІІІШ тіІІІІІІІІІй п о м н и т с я , ПОВЕЗЛО... Несколько лет назад это было. Прочла в газете: «Инфузория туф елька на платформе». Инфузория туф елька об­ наружена на платформе Финляндского вокзала. — Видишь. — говорю му­ жу. — инфузория — на платформе, а я — в ш л е ­ панцах. П р иш л и в м агази н . + ОКЕАН ПОКОРЯЮТ Н Бабушки идут О к а з ы в а е тс я , что б аб уш ­ ки ум ею т не то лько н я н ­ ч и ть в н у ч а т, но ещ е и со­ верш аю т одиночны е к р у го ­ светны е перехо ды под п а р у ­ сами. Т а к , опоясала земной ш ар на «кече;> вместе с м уж ем 56-летн яя Дороти Б у ф , ^бабушка ч еты р е х в н уч ат. Т а к о е ж е п утеш еств и е со­ верш и ла и м иссис Г р а ха м — б аб уш ка из А в стр а л и и . В 1977 году в а в стр ал и й ­ ском порту Б а д л и н а (ш т а т Н о в ы й Ю ж н ы й У э л ь с ) на я х т е «Илимо» за ко н ч и ла 18- месячное п лавание вок- Е т о л ь к о М У Ж Ч И Н Ы » под парусами р у г света 54-летняя а в ­ с тр а л и й к а Э н н Г еш , я в ­ л яю щ а я с я м атерью ш е с те ­ р ы х детей и б абуш кой п я те ­ р ы х в н уч ат. Но рекорд ее не бы л за сч и та н , т а к как ввиду в стр е ч н ы х ветров я х ­ та от берегов Г а н ы до Л о н ­ дона тр ан спо р тир о валась буксиром . Э н н Г еш , реш ив в одиночку пересечь Т и х и й океан, в сентябре 1980 года п о к и н ул а свой родной С и д ­ ней и в ы ш л а в рискованное п утеш е ств и е на 9-метро- вой лодке « С тел л а» , предпо­ л а га я за верш и ть п лаван ие в С а н -Ф р а н ц и ско и л и Лос- А нж ел есе . В. Г У С Е В . —■ Д ай те , — говорю , — вот эти . П р им ер и ла. Ж м у т , — Ч ь и сапоги ? •— сп р а­ ш иваю . — И спанские,- — мрачно о тв ети ла продавщ и ца. С н я л и мы и х ко е-как. Д р уги е я вы брала. — У п а к у й т е . — А вы н а гр у зо ч к у о п ла­ ти те ? См о трю : по п р и л ав ку сборники Ц ветаевой , П а с ­ те р н ак а и М ан д е льш там а. — Н е надо мне то гд а. •— говорю . — и сапог в аш и х, в другом месте к уп лю . В ы ш л и мы из м агази н а, у входа коф е растворим ы й д аю т, а к нем у н а гр у зк а — сапо ги на п латф о р м е. У д а ч а к а к а я ! П р иш л о сь то гд а, п р авда, и коф е в з я ть . И. Б У ТМ А Н . ПЕТУХ ДОН-ЖУАН П е т у х б ы л Д о н - Ж у а н о т п е т ы й . Н е р е д к о о с у ж д а л и п е т у х а З а то, ’(то у в л е к а л с я той д а э т о й I I ч а с т о х о д и т в р о л и ж е н и х а . Но я бы о суж д а ть его не с т а л . В е д ь д о н . ж у а н с т в о —• ч а с т ь е г о н а т у р ы , I I о н б ы в э т о й р о л и н е б л и с т а л К о г д а б ы н е с о д е й с т в о в а л и к у р ы . . . З а ч т о е г о с у д и т ь ? К т о м у ж е в е к т а к о в , Что м а л о н а с т о я щ и х п е т у х о в . Ю . Т Е Й Х . С і О Р Д ПО ГОРИ ЗОНТАЛИ : 1, Роман Ю. Бондарева. 2. Свод п ра в ил , законов. 6. С толица со ве тско й с о ю з н о й р е с п у б л и к и . 8. В р и м с к о й м иф ол о гии б о ги н я Л у н ы . 9. С ум ч а ть ій медведь, 13. П евчая птиц а. 14. В а ж н а я составн а я ч а сть ж и в о г о ве­ щ ества. 15. С оставная ча сть п а тр о н а для с тр е л ь ­ бы. ПО ВЕ РТИ К А Л И : 3. Ф р а н ц у з с к и й у ч е н ы й , один из о с н о в о п о л о ж н и к о в эл е к тр о д и н а м и ки . 4. П ер­ с о н а ж из о п е р ы М. Г л и н к и « Р усла н и Л ю дм ила». 5. У ч а с т о к р еки , на ко тор о м р а сп о л а га ю тс я с о ­ о р у ж е н и я гид р оузл а . 6. В ечнозеленое дерево. 7. Х и м и ч е с к и й элем ент. 10. Часть п ово зки, э к и ­ п аж а, а в то м а ш и н ы . 11. Поэт, а вто р слов п о п у л я р ­ н ой к о м со м о л ь ско й п есн и периода гр а ж д а н с к о й в ой ны «Там, вдали за рекой». 12. В е р хняя ча сть зем ной к о р ы . В К Р У ГА Х ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ: 16. Деталь для с кр е п л е н и я ча стей с о о р у ж е н и й и м а ш и н . 17. Л е тч и к -к о с м о н а в т ЧССР. 18. Я д овитая змея. 19. П тица сем ейства в ь ю р к о в ы х . 20. Г р у н то в а я д о ­ рога в Р оссии. 21. Река на Кавказе. 22. Род м но ­ го л е тн и х трав сем ейства л ю т и к о в ы х . 23. Ц е нн ы й п у ш н о й зверь. 24* Д е кор а тив на я ваза. 25. М а­ ш и н а для о ч и с т к и сем ян о т п рим есей. 26. М ле­ к о п и та ю щ е е сем ейства зайцев. 27. Б оковая с т о ч ­ ная нанава. 28. А тм о сф е р н ы е осадки. 29. М у з ы ­ к а л ь н ы й у д а р н ы й и н с т р у м е н т . 30. В о звы ш ен - ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, О П У БЛ И К О В А Н НЫ Й В № 46 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 5. Ген ер а лиссим ус. 8. Гай­ дай. 9. Б ухар а . .10. Рокада. .14, Гилея. 15. А н т и ­ ц и к л о н . 16. «Степь». 19. Б отош а н и. 20. Д е рж а ­ вин. 21 * Дно. 22. Риф. 23. Е влах. 25. П риволье. 28. П лица, 32. Чаевод. 33. Ворсма. 34. Х артия. 35. Б ом б а рд ир о вщ ик. ПО ВЕР ТИ К А Л И : 1. Гетман. 2. « Б а р суки » . 3. И с­ т о р и к . 4. Ч уй ко в . 6. Гейне. 7. Ф р а х т . 8. Г р и го р о ­ вич. 11. А п п л и к а ц и я . 12. А н ти л о п а * 13. Бондарев. 17. Санд. 18. Гриф. 24. А депт. 26. И зобары . 27. Лом бард. 29. Л и ти й . 30. П оярок. 31. Гамбит. н ость над о к р у ж а ю щ е й м е стн о сть ю . 31. Род од­ н о л е тн и х тр ав сем ейства з о н т и ч н ы х . 32. Задняя ча сть суд н а. 33. П и о н е р ск и й лагерь. 34. Болот­ ная п тиц а. 35. Л и те р а т у р н о -х у д о ж е с т в е н н ы й и о б щ е с тв е н н о -п о л и ти ч е ск и й ж у р н а л ЦК ВЛКСМ. 36. О че р та ния предм ета. 37. С о ч н ы й корм для с е л ь с к о х о з я й с т в е н н ы х ж и в о т н ы х . 38. Деталь в м у з ы к а л ь н ы х и н с т р у м е н т а х для н а тя ж е н и я и н а ­ с т р о й к и с т р у н . 39. П е р со н аж из балета А. Хача­ т у р я н а «С партак». 40. П риспособл ени е для лов­ ли п т и ц и м ел ки х ж и в о т н ы х . 41. П ищ е вой п р о ­ д ук т. 42. С портсм ен. 43. М я гк а я т р у б о ч к а из ме­ талла для мази, клея. . ___ С оставил А. ПАНОВ. ( О к о н ч а н и е . Н а ч . н а 8 с т р .) Й сг. М ама го во р ит, что в этом Л ю сьна сама виновата. Н у ж н о б ы ло с с а м ы х п е р в ы х дней себя та к п оставить, чтобы м у ж в о к р у г тебя к р у т и л с я , а не ты в о к р у г него. Л ю с ь к а да вн о у ж е не с п ор ит. И давно у ж е не ж а л у е т ­ ся м ам е. М ама далеко, в М оскве. И Л ю сь ке пом очь она н и че м не м ож ет. Разве что ш у б у с т а р у ю отдаст или к у п и т кое-что д еф иц итное — сто личн о е для детей, для нее. СПОК и к н и г и Ч то Же касается во сп и та н и я детей, то ту т все более или менее. К лассная р уко во д и тел ьни ц а Толика на этот с ч і ?т ш у т и т так: — В аш м ал ь чи к воспитанием не исп орчен. М не бы т а к и х в класс хотя бы тр е ть — и Ж ить МОЖНО. Г л ав н ы й а вто р и те т для Л ю с ь к и з воп р о сах в о с п и т а н и я — д о к то р С пок. Л ю сьна преданно след ует его м етоду — х о р о ш и те п ри ем ы , к о т о р ы е не п о р т я т н ер в ы ни детям, ни ро ­ д ителям . Л ю с ь к а вообщ е л ю б и т ч ита ть. Но т а к п о ­ л уч а е тся, что врем ени хв ата е т то л ь к о на ж у р ­ н а л ы « Н о вы й м ир» да « И н о с т р а н к у » . К н и ­ га — уд о во л ьств ие особое и нечастое. Нан в п р и о б р е те н и и , т а к и в ч те н и и . А Б орис п ош ел ещ е дальш е. Он б ерет ж у р н а л и с п р а ш и ва е т ж е н у — что ч и та ть, а ч то м о ж н о п р о п у с т и т ь . Ч итает Л ю с ь ка за обедом, у постели з а с ы п а ю щ е го А л и к а , в п а р и к м а х е р с к о й — одним словом, где вы па д а е т с л у ­ ч а й н а я м и нута . Но в л и те р а ту р е она разбирается и с з о ю т о ч к у зрения о тс то я ть см ож ет. ДРАГОЦЕННОСТИ У Л ю с ь к и на р у к а х одно к о льц о — о б руча льн о е. В ш н аф у, под с то п к о й с в е ж и х п р о с т ы н е й , в ко ро б о чке п е р сте н ь с ян тар е м и м а л е н ь ки й золотой к у л о н ч и к — сердечком . А ц е п о ч ки к н ем у нет. У Л ид ии Же од ни х колец сем ь ш т у к . Р а зн оц в е тны е , о д ин ако в о д орогие и од ин ако во гр уб о в а ты е. Две пар ы се ре г да ож ерелье из я н та р я и ещ е из к а ко го -то и н д и й с к о го кам ня. Л ид ия и н о гда достает все это, н а ц е п и т на себя и см еется — «елка ново го д няя» . А потом Л ю с ь к у д раз­ н и т: * — В от п а р н и твои невест п р и ве д ут, я им по ко льц у М под а р ю , о т св екр о в и-то не дож д утся. А потом по ста ро й п р и в ы ч к е п р и с т а в а т ь начн е т: — Д авай к у п и м тебе. В «Рубине» э то го добра се й ча с навалом . И ли в к о м и с с и о н к е новой. Ну, не н р ави тся , не носи. П у с ть л е ж а т, это ж д е н ь ги , п о чищ е чем в б а н ­ ке — золото-то не подеш евеет. Лю ська торопливо п ьет чай с в к у с н ю щ и м пирогом Лидиного п роизвод ства и со гл а ш а ется: — Да, надо бы к у п и ть . Вот п р е м и ю п о лучи м за квартал, с р а з у тебе отдам, т ы и к у п и мне. Л идия б езнад еж но м аш ет р у к о й и н а ч и н а е т по оче­ реди сд и р а ть с то л с т ы х пальцев и п р я та ть в ш катул* Ку свое богатство. — Ты к у п и ш ь ! С кол ько лет м агн итоф о н покупаете? Эх, мне бы в аш у за рп л ату! К ВОПРОСУ ОБ ЭЛЕГАНТНОСТИ Ей тр у д н о б ы т ь эл е га н тн о й дамой. Д аж е если все бе­ з у к о р и з н е н н о в туалете — куд а д еваться от э т и х н а б и ­ т ы х п ро д укта м и , с та ро й о б увью , гр я з н ы м бельем веч­ н ы х сум ок? А п р а з д н и ч н о у х о ж е н н ы е м а н и к ю р ш е й рУ- к и — до первой гр я з н о й та ре л ки . Т ол ько во врем я о т­ п ус к а Л ю с ь к а берет свое. Тогда Б орис с м о т р и т на нее и ка чае т головой: Ш е ч ьи головой, за м р е т на м и н у т н у , вспо м н ив лето. — З а ка тим ся о п я ть на Ч ерное море и о тосп им ся, на ­ читаем ся, н а го в о р и м с я , н а гул я е м ся всласть, за весь год. А потом б р оси т взгляд на ча сы , в спл еснет р у к а м и й п о м ч и тс я , п ол е ти т — в ясл и, на соб рание, в м агазин, п о л и к л и н и к у , а п те ку, в х и м ч и с т к у , в п р а ч е ч н у ю , на почту... МЕЧТЫ, МЕЧТЫ — Да ты у меня, с т а р у ш к а , о казы вается, еще очень д аж е н иче го . И н а ч и н а е т за не,й ух а ж и в а т ь . Л ю с ь к у в ы р у ч а ю т д л и н н ы е н о ги и no -особом у р ас­ п о л о ж е н н ы е м ы ш ц ы лица — ко гд а она см еется, м ор­ щ и н ы не под глазам и, а у виско в с о б и р а ю тся . И вооб­ ще ей н е тр у д н о п р и в е сти себя в « х о р о ш и й вид». Но для э т о го к а к раз врем ени и не хв атает. П оэтом у с ш и т ь новое платье в ателье — всегда проблем а. Кач и очереДь за колбасой — то ж е не Для нее. МУРМАНЧАНКА Л ю сь ка у ж е п я тн а д ц а ть л е г ж и в е т в М ур м а н ске . И у е з ж а ть н и к у д а не собирается, н и к а к а я М осква ей не н у ж н а . Город стал п р и в ы ч н ы м и р од н ы м . И х о тя До с и х пор тр у д н о с м и р и т ь с я с этой н ев е р оятн о со нн о й п о л я р н о й н о ч ь ю , с п р о с т у д н ы м каш ле м детей, у т р е н ­ ней д а вко й в трол лейб усе. Но зато здесь есть с к а з о ч ­ н ы е летние н очи , м ор о ш ка с б р у с н и к о й , с в е р к а ю щ а я л ы ж н я в п я тн а д ц а ти м и н у т а х хо д ьб ы от дома. Здесь р од и л ись ее м а л ь ч и ш к и — по х а р а к т е р у в Бориса п о ­ ш ли, в его п о м о р ск и й с е ве р н ы й ко ре н ь . сп о к о й н ы е , ч у т ь м ед лительны е, но зато и у п р я м ы е . П равда, с н и ­ ми обоим и всегда д о го в о р и ть с я м ож но. М ладш его ле­ денцом , ск а з о ч к о й , ш л еп ко м уб е ди ть м ож н о , ст а р ш е м у у ж е се р ь е з н ы й р азго в о р тр еб уе тся . Вот то л ь ко на р аз­ го во р ы о п я ть э то го п р о к л я т о го врем ени не хза тае т. А та к — асе хо р о ш о . Н у а о т д о х н у т ь — в о т п у с к е н а ­ верстаем . Т р я х н е т Л ю сь к а своей с т р и ж е н н о й по-м альчи- У Л ю с ь к и есть две м ечты . Она сама, правда, го во р ит, ч то они го л уб ы е и н е сб ы то ч н ы е , но все же... Первая — это дом к у п и т ь гд е -ниб уд ь в деревне в средней полосе. Под М о скво й, н ап р и м ер . Чтобы утр ом в ы й т и б осиком — а к р ы л ь ц о о т солнц а теплое. Трава росистая, а в траве зе м л ян ика , под о кно м о гу р ц ы в п у п ы р ы ш к а х и цветы к р у го м . Когда Б орис с л ы ш и т это т бред, то н а ч и н а ­ ет п р и с т а л ь н о в см а тр ив аться в Л ю с ь к у и де­ м о н с т р а т и в н о п р и кл а д ы ва е т ладонь к ее лбу. И потом разбивает м ечту вдребезги. — А вода в колодце? Н у ж н и к за сараем? А дрова п ри ве зти , н а п и л и ть , н ако л оть, огород вскоп а ть, посад ить, п ол ивать, про п о ло ть. А зим ой кто в доме б уд ет ж ить? Вторая Л ю с ь к и н а м ечта — им еть д ом раб от­ н иц у. — П рид еш ь с р аб оты — дома все в ы м ы то , в ы с ти р а ­ но, в ы гл а ж е н о , обед го тов, у р о к и в ы у ч е н ы , все п у го ­ в и ц ы п р и ш и т ы , н о с к и з а ш то п а н ы . Я п р и х о ж у , надеваю к р а си в о е д ом аш нее п латье и беседую с детьм и. Или с а ж у с ь в кр есл о ч и т а т ь к н и г у . А на р у к а х — м ан и­ к ю р . И ли с п а т ь лечь м о гу. В 9 часов. В этом месте Б орис о б ы ч н о б росает работу, встает,, п од хо д ит к Л ю сь к е , о б ним а ет ее и, п р и ж а в голову к своей гр уд и , ц е луе т в за ты л о к и в и н о в а то -п р и м и р и те л ь ­ н о б у б н и т в сяки е гл у п о с т и : — Л ю с е н о к ты мой... Я ж в и ж у , к а к ты к р ути ш ь с я ... Н у, х о ч еш ь, пойдем в суб б о ту в лес? Одни, без детей. И ли к у п и м велосипеды и в о т п у с к на нолесах махнем вдвоем. А? У Л ю с ь к и сразу м о к р е ю т глаза, сом в м о х н а ты й свитер Бориса и нем седой волос. Чей? Ее? Бориса? С разу перестает д ы ш а т ь нос и заклад ы вает уш и . К ак издалека, Л ю с ь к а с л ы ш и т виновато-ласковое; — Ты у м еня совсем м ал енькая, совсем ж е ещ е ре­ б е но к. Ж еребенок... Л о ш а д у ш к а моя... А у Л ю с ь к и бо льн о ^ п е р е х в а т ы в а е т горло, она не у д е р ж и в а е тс я и д л и н н о в с х л и п ы в а е т и ш е п ч е т в м о х ­ н а т у ю ш е р сть св итер а , ту д а , где г л у х о и гу л к о то лка ­ е тся сердце м уж а: — Л ош адь! Л о-ш адь! Т. БОЙКОВА. она у т ы к а е т с я но- в д р у г замечает на Ю р РЫБНЫЙ МУРМАН» = 20 ноября 1981

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz