Рыбный Мурман. 1981 г. Ноябрь.
ской флаг, экипаж принял во енную присягу — промысло вики стали военными моряка ми. У ж е в первом вы ходе в м о ре а р т и л л е р и с т ы «Бриза» о т били а т а к у ч е ты р е х в о зд у ш н ы х п ир ато в . Н ачалась о б ы ч ная боевая ж и з н ь : дозорная сл уж б а , ко н в о и р о в а н и е т р а н с портов. Б уд ни вой ны , с о п р я ж е н н ы е с п о с то я н н ы м риском , Č п о с то я н н о й боевой го то в н о с ть ю . Вскоре о тл и ч и л ся с и гн а л ь щ и к Кузнецов, о б н а р у ж и в ш и й пе р и с к о п подводной лодки. Она Атаковала с т о р о ж е в и к двум я торпед ам и. С воеврем енны й ма невр, о го н ь по п е р и с к о п у из о р у д и й , уд а р гл у б и н н ы м и бом бами, и СКР вы ш ел победите лем из поединка с гр озн ы м врагом . Через два часа появи- • ЭТО БЫЛО 40 ЛЕТ НАЗАД П о д в и г « Б р и з а » 1 43 НАГРАДНОГО листа на лейте н а нта Киреева В се волода А л ексееви ча: «25 н о я б ря 1941 года «СКР-25» н а х о д ил ся в дозоре на л и н и и С вя то й Н ос — Канин Нос. В 6 ча сов 15 м и н у т , п о л уч и в доклад о т к о м а н д ир а н осового оруд ия А. Н. Ч иж ова: «К ур сово й у го л 40 с и л у э т подводной лодки, р а с сто ян ие 3 — 4 кабельтова!», л е й те н а н т Киреев В. А. п р и н и м ает реш ен ие т а р а н и ть лодку п р о т и в н и к а , п ре д в а ри те л ьн о о т к р ы в по ней о го н ь из носово го оруд и я . С д е сятиузло вого п о л н о го хода норабль та р а н и т н е м е ц к о -ф а ш и с тс к у ю под л од ку в районе р уб ки , подлодка к р е н и тс я на левы й б о рт и с боль ш и м диф ф ерентом на к о р м у то н е т. На п ов е р х н о сти м оря п о я вл яе тся м но ж е ство в о зд у ш н ы х п у з ы р е й и белая пена. Л ей те н а нт Киреев В. А. п р и ка з ы ва е т забросать место п о то пл е ни я подлодки г л у б и н н ы ми бомбами». НГ АКОВО содержание доку- ■ мента от 3 декабря 1941 года. Скупые строки, повест вующие о коллективном под виге североморцев, о выпол нении своего воинского дол га рыбаками-тралфлотовцами. Да, да — дело обстоит имен но так. СКР-25 «Бриз» — это РТ-64 «Северный полюс», передан ный в начале Великой Отече* стаенной войны вместе с эки пажем, как и десятки других лучших судов Мурманского и Архангельского траловых фло тов, Северному флоту. ...И вот 14 июля в торжест- ! зенной обстановке над кораб- I лем был поднят военно-мор ли сь « ю н к е р с ы » . О тл ичили сь к о м е н д о ры А н у ч и н , С апега, П о тапов — и х т о ч н ы й о го н ь п о зволил о тб и ть а та к и в о зд у ш н ы х п ир ато в , а один из «ю н- керсов» уш е л на запад, воло ча за собой ш лейф ч е рн о го дыма... Таких боев с подлодками и самолетами врага будет еще немало. Но самым памятным, конечно, остается таран. Всеволод Алексеевич Кире ев не однажды рассказывал об этом бое, о своей уверен ности в людях и корабле. Траулер отечественной пост, ройки не подвел своих хозя ев — СКР и после тарана про должал нести дозор, причем и в штормы. При возвраще нии в базу на рубке «Бриза» была нанесена красная звезда с цифрой 1 в центре — бое вой счет открыт! Командование не раз отме чало мужество и мастерство этого экипажа. В. А. Киреев за таран фашистской подлодки отмечен орденом Боевого Красного Знамени. Это одна из* самых памятных — в чис ле многих других наград ве терана войны и труда, коман дира легендарного «Бриза». В. КОПИЛЕВИЧ, ст. и н ж е н е р ОНТИ ЦПКТБ. На снимке: В. А. Киреев. (Фото из фондов постоянно действующей выставки рыб ной промышленности Севера). Наши консультации — КОГДА И КАК «ПРОТЕСТОВАТЬ ( Совершение актов о морских протестах) 1. ЧТО ТА КО Е АКТ О М О Р С К О М П Р О ТЕСТЕ! Морской протест — акт, широко распро страненный а практике мореплавания. Не обходимость его заявления проявляется тогда, когда вследствие каких-либо слу чайностей возникает морское происшест вие, которое вызывает или может выззать ущерб судну, грузам, экипажу. 1. КАКОВА ЦЕЛЬ ЗАЯВЛЕНИЯ ПРОТЕСТА* Целью заявления о морском протесте яв ляется закрепление доказательств для за щиты прав и охраняемых законом ин тересов судовладельца при урегулировании имущественных споров, рассмотрении их в суде или арбитраже, а также для составле ния диспаши. 3. ГДЕ МОЖНО ЗАЯВИТЬ ПРОТЕСТ? По советскому законодательству морские протесты могут быть заявлены в порт.у СССР нотариусу тех союзных республик, территория которых имеет водные грани цы, а в РСФСР — должностному лицу ис полкома городского, районного, поселко вого и сельского Совета народных депу татов; в иностранном порту — консулу СССР или компетентным должностным ли цам иностранного государства в порядке, установленном законодательством этого государства. 4. СУЩЕСТВУЮТ ЛИ СРОКИ ЗАЯВЛЕНИЯ О МОРСКОМ ПРОТЕСТЕ! Заявление о морском протесте должно быть сделано в течение 24 часов с мо мента прихода судна в порт. Обычно этот срок исчисляется при различных ситуа циях по-разному и зависит от того, где произошло происшествие: в море или уже в порту. Если происшествие произошло во время плавания, исчисление срока начинается с момента прихода судна в порт. Время прихода удостоверяется справкой капитана порта. Если происшествие произошло в порту, срок подачи заявления — сутки с момента возникновения происшествия. Однако бывают обстоятельства, когда не возможно представить заявление о мор ском протесте в суточный срок. Учитывая это, закон допускает отступление от об щего правила. В этом случае в заявлении должны быть изложены причины, по кото рым протест не мог быть подан в обыч ные сроки. 5. К А К И Е ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К З А Я В Л Е Н И Я М П РО ТЕС ТА ! Заявления о морском протесте должны содержать такие сведения, как описание место во время и указание мер экипажем для протесте предпо- может быть ох^- происшествия, имевшего рейса или стоянки судна, принятых капитаном и предотвращения ущерба. Заявление о морском лагает событие, которое рактеризовано кам выходящее за рамки обычных условий плавания и воздействия которого невозможно было предотвратить должными действиями капитана и экипажа. Так, например, если смещение груза з трюме, в результате которого произошла его порча, случилось по причине перене сенного судном шторма, заявление о мор ском протесте необходимо; а в случае, если смещение и повреждение груза про изошло из-за пренебрежения экипа жем судна обычными мерами его крепле ния, заявление морского протеста бес смысленно. 6. ЕСТЬ ЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДРОБНО ИЗЛАГАТЬ МЕРЫ, ПРИНЯТЫЕ ДЛЯ СПАСЕ НИЯ СУДНА И ГРУЗА! Изложение принятых мер, входящих з содержание заявления, должно иметь кон кретный характер и не может быть све дено к слишком общей и распространен ной формуле: «мною и моим экипажем были приняты все возможные меры по охранению судна и груза, рекомендуемые хорошей морской практикой, однако все наши действия оказались бессильными про тив воздействия стихии...». />• Только подробнее описание в заявлении всех принятых мер дает возможность сде лать вывод о том4 что повреждение или гибель судна, утраіа или 'ухудшение качест ва груза были следствием обстоятельств, предотвратить которые экипаж не мог. Заявление о морском протесте должно быть сделано^ до открытия люков. И это обстоятельство должно быть отражено з заявлении. 7. КАКИЕ ЕЩЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИ МЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ МОРСКОГО ПРОТЕС ТА! Сведения, излагаемые а заявлении о морском протесте должны точно соответ ствовать судовым документам. Одновременно капитан обязан предста вить нотариусу на обозрение судовой жур нал и выписку из сурового журнала, скреп ленную судовой печатью. Г. БАНИНА, нотариус. < старшин государственный ч у л о к Вчера в и х отделе зам енили сто лы . С тары е, с п р о те рты м , в ч е р н и л ь н ы х п я т н а х д е рм а тин ом , в ы б р о с и ли и п оста в или новы е, п о л и р о ва н н ы е — с неза кр ы ва- ю щ и м и с я я щ и ка м и и невесть о ткуд а в ы п а д а ю щ и м и болтами. Вчера ж е вечером Л ю с ь к а порвала о свой н о вы й стол чуло к. И т а к н еуд а ч н о — п ря м о на коленке. Н и то к п о д хо д я щ и х ни у кого не наш ло сь, белым и за ш и в а т ь не хотелось. П оэтом у п р и ш л о с ь с п у с т и т ь ч у ло к ч у т ь н и ж е , чтобы хо ть не т а к б ы с тр о стр ел ка ползла, а д ы р к у замазать клеем. С тар ы й способ, с т у д е н ч е с ки х бе дн ы х врем ен, но и те пе р ь вот в ы р учае т. Л ю сь ке 35 лет. Вообщ е-то для б о л ь ш и н с тва она Л ю дм ила П етровна. Но б лизкие зн ако м ы е зо в у т ее Л ю с ь ко й . В о -пе р вы х, потом у, что з н а к о м ы е та кие , в о-в то р ы х, Л ю с ь к а тощ ая, со с п и н ы п о с м о т р и ш ь — совсем девочка д л и н н о н о га я , а в -тре ть их, если Л ю сь ка в ы сп и тся — она и на ли цо ещ е х о ть куд а . И вообще, в троллейбусе м есто ей еще не у с т у п а ю т , а, бы вает, и совсем наоборот: н а ч и н а ю т с « р а зго в ор ч ика м и» п р и с т а вать. Самая верная Л ю с ь к и н а п о д р у ж к а Л идия сч ита е т, ч то она х о р о ш о со х р а н и л а с ь благодаря своей сум а сш е д ш е й ж и з н и . М у ж у Л ю с ь к и н а ч а л ь н и к , с т р а ш н о о тве тств ен н а я л и ч н о с т ь — она его в и д и т по полчаса д важ д ы в день и ещ е п ол вос кр есе н ь я. А с у м а с ш е д ш у ю ж и з н ь Л ю с ь к е обэс- л е ч и в а ю т ее д ети — Толин и А л и ч е к и го р о д с ка я систем а б ы то в о го о б с л у ж и в а н и я . Л идия за в ид ует Л ю ське. А Л ю с ь к а — Л идии. Но не всегда. Реж е, чем Л идия ей. УТРО С егодня о п я ть п ро сп а л и . Б у д и л ь н и к заверещ ал в п о ло в и н е седьм ого. Л ю с ь к а не глядя хл о п н у л а е го по м а ку ш ке . В ко м н а те бы ло холодно — ф о р т о ч к у о с та вили н а р а с п а ш к у , ч то бы д ы м о т с и га р е т вы ве тр ился. И вот холодина. Т у т она вспо м н ила , ч то вечером по с та вил а б у д и л ь н и к на ч е тве р ть часа вперед, и р еш ила т у т Же и с п о л ь зо ва ть в ы га д а н н ы е м и н у т ы . З а кр ы ла глаза и м гн о в е н н о п р о в а л и л а сь в те п л ы й , у ю т н ы й Полу м ра к. А п р о сн ул а с ь , к а ж е тс я , в с л е д у ю щ и й м и г. П ро спал и, Через м гно в е ние вся к в а р т и р а ход ила ход уном . В к л ю ч и т ь , н ал ить, п о ста в и ть , н а с ы п а ть , пом еш ать, под со л ить, п од сл а стить, см олоть, за ва р ить, р асто л кать, у м ы ть , н а к р ы т ь , о ты с ка ть , одеть, п р и ш и т ь , с у н у т ь , усад ить, п р и вя з а ть , н а т я н у т ь , в ы та щ и ть , ч м о к н у т ь . — К аж ется, успеем еще, — бо рм о чет м у ж в ответ. П отом еще д о гн а ть его на ле стн иц е и с у н у т ь за б ы т ы й носо во й п латок. Все! М и н утн а я п ер е д ы ш ка . Каш и х в а т и т ещ е Т о л и к у на завтрак. И молока ста ка н есть. П ро в е ри ть п а п к у с но там и, н о гт и на р у к а х , н о ск и ; к л ю ч и — в карм ане, ш арф — на шее. —г* О сторож нее через д о р о гу! — к р и ч и т Л ю ська вслед гу д я щ е м у л и ф ту и возвращ ается домой. Теперь м ож н о за ня ться собой. Халат — н а р а с п а ш к у , волосы — ох ты ! А в квартире... — Мамай прош ел, — борм очет Л ю сь ка. Она убирает постели, по п ути р а с п и х и в а е т б р ош е н н ы е вещ и — в дет с к и й ш каф , во взрослый... Л Ю С Ь К А Л О Ш А Д Ь • Э м а н с и п а ц и я э і с е н щ и н ы 6 т о ч к и з р е н и я э^сенщины Зам ечательная вещ ь — эл е ктр о б и гу д и , п я тна д ц а ть м и н у т — и п р и ч е ск а есть. И к а ш и еще в к а с тр ю л ь ке па ра л о ж е к осталась, а м у ж коф е не успел д о пи ть. В по сле д н ий м ом ент Л ю сь ка н а т я ги в а е т чулки ... А х , боже т ы мой! Д ы р к а ! А в запасе л и ш ь новы е, ненадеванны е еще се ре б р исты е ф р а н ц уз с ки е к о л го т к и . Л ид ия пода р ила — ей м алы о казал ись. Л ю сь к а не д ы ш а облача ется в об но в ку. Н оги с р а зу ста н о в я тс я н а р я д н ы м и и п р о с я т н о в ы х туф е ль на вы со ч е н н о й ш п и л ьк е . МАДАМ Л ю с ь к и н а та й н а я м ал енькая го р д о с ть — ее к а р а к у левая ш уб ка . Ей, правда, у ж е лет двадцать (мать еще носила), но н ы н ч е летом ш у б к а побы вала в м еховом а те лье. Там за л ы си н ы и п о те р то сти зам енили к ус о ч к а м и и с к у с с т в е н н о го меха. Л ю с ь ка отвалила за р еста в р ац ию 250 рублей, но Зато те пе р ь еще м ож н о лет п я ть с п о к о й н о в стр е ч а ть зим у. И с а п о ж к и у нее н и ч е го . Вот то л ь к о голове не повезло: ш апоч ка -са м ов я зка . Л ю сь ка у те ш а е т себя тем, что ш а п оч ка ее молодит. Но, по правде говоря, — в ней то лько в лес за г р и бами. Из-за нее к а к раз вчера и с Л идией поссорилась Л ю сь ка заскочила в обед к Л ид ии на м и н у тк у , а ѵ той го стья — дама незнаком ая. Для разговора у Лидии п я ть тем есть. На этот раз ш ла тема N» 1 — об о д еж де. Дама н е ж н о вертела в р у к а х н а р я д н у ю ш л я п к у , о то р о ч е н н у ю соболем, к у р и л а д л и н н у ю си га р е т у и п о я с няла Л идии, что в вя з а н ы х ш а п о ч к а х сейчас ходят те. кто уш е л от п р и м и т и в н о го платочка, но не дорос до м одной ш л я п ы . Л ю с ь к а с р а зу р асстр о ил ась и в еж л иво ледяным голосом заявила мадам, что в п ла то чках вся Р оссия в свое время ходила и что гораздо в а ж нее не то, что на голове, а то, что в н у т р и оной. И что вообще у н орм ального, п ростого, ч естного человека на голове скорее будет пла то к или ш а п ка-са м о вязка , а не соболь. Это еще п р о в е р я ть н у ж н о тех, нто в соболях да б риллиантах. У дамы то н к и е , в ы щ и п а н н ы е «в шнурок»> б р ов к и полезли на лоб. А потом.,. Ну, короче, все к о н ч и л о с ь скандалом . Она хло п н ул а дверью , Л и дия пом ча ла сь за ней на ле стн и ц у, а Л ю ська уп ал а в продавленное кресло и стала т ы к а т ь д ы м я щ и м с я о ку р к о м в п еп е льн иц у. Лидия вер* н ул а сь б ы стр о и с х о д у заорала на нее. — Ты что, сум асш едш ая?! Она э ту ш а п к у мнэ п ри несл а! И не дорого. И тебе бы достали та к у ю ж е! Ты что? А? Вообщ е-то Л ид ия д оброд уш ная. А характер у нее и все за м аш ки эти от безделья. ЛИДИЯ Д етей нет и не работает. А м у ж — Костя — в море х о д и т старпом ом . По проф ессии Л идия э ко но м ист. Но она и б ухгал те ро м работала, и т о в * ^ - ведом, и д а ж е продавцом была. С кобяны м товаром говала. Л ю с ь к а видела, к а к она работает. Ее с п р а ш и в а ю т : — Гвозди са н ти м е тр о в ы е есть? А она ст о и т столбом и цедит: — Все что есть — на витри не . Ее про д р угое с п р а ш и в а ю т , а она о п я ть свое. Л ю с ь ка тогда о ткр о в е н н о ей все вы сказал а. М есяц не р а з го ва р ивал и. А потом Л ид ия ув ол ил ась , Теперь сама в ы с л у ш и в а е т — к а к ей «цедят»,,. У Л ид ии больное сердце — она родилась а блокад, ном Л ен ин гр ад е . Ее у сп ел и в ы везти, а все родны е по* гиб ли. В о с п и ты ва л а сь у ч у ж и х лю дей, ко тор ы е заме н и л и и отца, и м ать, И се йча с с т а р и к и не над ы ш атся на с в ою Л и д у с е н ь к у . А Л и д усен ь ка при своем-то ма. лом росте под 90 у ж е весит. Но за все беды ей у т е ш е н ие одно — Костя. Из рейса вернется — п ы л и н к и д р у г с д р у га сд у в а ю т . Л ю сь ка тогда завидует ей. И • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 20 ноября 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz