Рыбный Мурман. 1981 г. Ноябрь.

|зло- YA ах 'Д Н О л р у . іные этих той, цак- ога- свго не- я J H O - ные :его <он- но чает ный завод, почти ничего не дал хабаровский «Дальдизель», совсем ничего — горьковский завод «Двигатель революции». Перечень непоставок можно продолжать долго, но от этого -нужные запчасти, увы, на свет не появятся. А суда простаива­ ют, и мечутся в. поисках неуло­ вимых запчастей флотские хо­ зяйственники, судовые механики, штурманы, капитаны... Для судо­ ремонтников же отсутствие зап­ частей у судовладельцев являет­ ся ' официальным прикрытием собственной нерасторопности и , нередко, нерадивости. Получается, что Иван кивает на Петра... Флоты уверены в том, что обеспечение запчастями —• обязанность сугубо ремонтников, работники МСВ придерживают- доремонте, то есть заставило бы работников МСВ более ответст­ венно подходить к ремонту су­ дов, внимательнее и аккуратнее — к дефектации; заинтересовало бы их в восстановлении многих узлов и механизмов. Да и в о о б ­ ще централизация запчастей по­ зволила бы использовать их эф­ фективнее, маневреннее, эко­ номнее. Один хозяин — лучше, чем десять, А какова же позиция в этом двойственном положении «главно­ го арбитра» флотов и ремонт­ ников — начальника отдела су­ доремонта и технической эксплуа­ тации флота ВРПО «Севрыба» В. Д. Кривощекина! — Распоряжение главного ин­ женера «Севрыбы» наиболее вер­ ное в нынешней ситуации. Дело 11111II11И11!11II111111И11ПИ111111 111 I!11Ш111 I I 11II111!!111!II!1111И11111II! IJ1! 11іН!111 i I ! IНIІI но *ият т о ­ г д а УД- е и- ечи ТО - Но: іпо :т а - го- ота ч а к Зть, на гея от. ■в ем зти ТЬ- ся совершенно противоположно­ го мнения. Причем первые ссы­ лаю^* на приказ министра рыб­ ного хозяйства СССР № 303 от 3 июля 1979 года, в котором ска­ зано, что «судоремонтное пред­ приятие планирует и обеспечи­ вает ремонтируемое судно зап­ частями, судовой арматурой, из­ делиями и материалами для всех видов работ». Судовладельцам, тем же приказом, предписано снабжать суда лишь импортным оборудованием (оборудованием, не запчастями) для замены из­ ношенных частей судна, не под­ дающихся восстановлению. Каза­ лось бы, все предельно ясно, приказ есть приказ. И судовла­ дельцы правы. Но... Судоремонт­ ники тоже правы. И тоже имеют на свою правоту законное осно­ вание: распоряжение главного инженера «Севрыбы» С. И. Кире- езз. Получается, мы имеем два приказ?, взаимно исключающие друг' ^руга? Непорядок — ска­ жет читатель. Так быть не долж­ но. Правильно — согласимся мы. Но попытаемся разобраться. Прокомментировать ситуацию мы попросили вначале снабжен­ цев, то есть тех людей, через чьи руки проходят запчасти. По мнению заместителя на­ чальника УМТС объединения «Севрыба» Н. А. Коптиловича, ис­ полнение приказа министерства очень благотворно отразилось бы на общем положении дел в су­ в том, что мы — единственное рыбопромышленное объедине­ ние страны, которое подчиняет себе и рыбопромысловые, и су­ доремонтные предприятия. Запчастей нет. Взять их неот­ куда. И когда мы получаем две втулки вместо двадцати, лучше, чтоб ими распорядились эксплуа­ тационники, знающие действи­ тельное техническое состояние своих судов. И живой пример, наглядное подтверждение этому — объеди­ нение «Мурманрыбпром», Как-то в разговоре А. А. Цап- ко обронил: — Самый .лучший наш заказ­ чик — «Мурманрыбпром». К не­ му никаких претензий. Мурманрыбпромовцы, действи­ тельно, заказчики очень хорошие, а главное — удобные для МСВ, так как добровольно (а что де­ лать, простоя-то не хочется!) бе­ рут на себя солидную долю ра­ боты ремонтников. Восстанавли­ вают детали, которые забрако­ вывает судоверфь, ищут, внед­ ряют новую технологию ремон­ та запчастей. Мурманрыбпромов- цы стали пионерами в таком важ­ ном деле, как раскомплектация, то есть оснащение судов, выхо­ дящих на промысел, деталями с траулеров, становящихся в ре­ монт. Словом, пример специалистов «Мурманрыбпрома» убедитель­ нейшее подтверждение тому, что у рачительного хозяина и гвоздь даром не пропадет. Ведь не зря же из всех наших промысловых флотов меньше всего простаива­ ют в ремонте суда именно «Мурманрыбпрома», да и на про­ мысле они почти всегда в пла­ новом количестве. Казалось бы, этот пример в первую очередь достоин подражания, но другие флоты по стопам «Мурманрыб­ прома» почему-то не идут. Ко­ нечно, можно и нужно принять во внимание «старость» судов тралфлота (раскомплектовывать нечего), малое количество трау­ леров у колхозников, можно от­ говориться нежеланием риско­ вать, но по-хозяйски к свое­ му добру относиться можно?! Перенять у мурманрыбпромов- цев технологию восстановления запчастей, хотя бы... Ну а чем могут помочь ре­ монтники? — На судоверфи, — утверж­ дает Н. А. Коптилович, — мож­ но не только восстанавливать многие узлы и механизмы, но и выпускать новые детали. И это вполне реально, так как коэффи­ циент использования станочного парка на МСВ намного ниже норм, предусмотренных Госпла­ ном, и именно на этих малоза­ груженных станках можно выпус­ кать почти все (!) необходимей­ шие детали, кроме блоков ци­ линдров, картеров, коленчатых Балов. Предложение, безусловно, за­ манчивое. Но, вдумайтесь, разве может наша - судоверфь одна обеспечить запчастями все раз­ нообразнейшие суда «Севрыбы»? Ведь по номенклатуре этих де­ талей — несколько десятков ты­ сяч! Другое дело, е"ли бы для ЕЫпуска запчастей была задей­ ствована вся система судоре­ монтных предприятий Минрыб- хоза СССР. И каждый завод вы­ пускал бы лишь несколько наи­ менований. Нужное, важное де­ ло. Неоценимым было бы под­ спорье флотам при такой систе­ ме, но идею руководителей «Сев- рыбы» в министерстве не под­ держали. БУДЕМ ОБЪЕКТИВНЫ Чего греха таі*ть, техническое состояние большинства судов на­ шего флота оставляет, желать много лучшего. Значит, дпя их оздоровления необходим свое­ временный и, главным образом, качественный ремонт. Казалось бы, это должны понимать все — и судоремонтники, и судовла­ дельцы. А на деле? «В последнее время участи­ лись случаи неудовлетворитель­ ной работы судов в море после ремонта на МСВ Только в этом году БМРТ «Герои Заполярья», «Торжок», «Таруса», * «Быково» имеют поломки после ремонта. На «Тарусе» через десять дней после ремонта сгорел электро­ мотор грузовой лебедки, на «Бы­ ково» сгорели два электромото­ ра. Двое суток стоял на отходе БМРТ «Герои Заполярья» из-за отказа минерализационной уста­ новки и шлюпочных двигателей. На всех судах после ремонта имеют место отказы автоматики ваерных лебедок. Ремонт произ­ водится некачественно, гарантий­ ные обязательства и паспорта не отвечают действительности». Это строки из письма руково­ дителей «Мурманрыбпрома» ге­ неральному директору верфи Б. К. Власову. А к письму — при­ ложение на шести листах с пе­ речислением отказов и неисправ­ ностей только по одному БМРТ — «Быково». Этих неисправнос­ тей — 42. Против каждой из них, в графе «меры», запись: «сняли, заменили (восстановили), замеча­ ний нет». И так по всем пунк­ там. Моряки на промысле пере­ делывают, исправляют работу су­ доремонтников. Почему это стало нормой? По­ чему все флоты, как один, жа­ луются, что зачастую простой судов происходит из-за неудов­ летворительного качества ремон­ та? Какими, например, отговор­ ками можно прикрыть то, что за восемь месяцев года ремонтни­ ками допущено 200 случаев бра­ ка на 24,4 тысячи рублей? Руко­ водители судоверфи, отвечая на это, утверждают: все дело в не­ хватке людей, в низкой квалифи­ кации кадров и, основное, в не­ достаточном количестве слеса­ рей- С другой стороны на заводах судоверфи — избыток плотни­ ков и станочников, загруженных крайне мало. А ведь уже давно на многих предприятиях практи­ куется овладение смежными про­ фессиями. Думается, мало кто из тех же плотников судоверфи от-’ казался бы иметь «резервную», вдобавок хорошо оплачиваемую, ■специальность. Это Ли не выход? Как-то в беседе с начальником отдела судоремонта и техниче­ ской эксплуатации флота объ­ единения «Севрыба» В. Д. Кри- вощекиным прозвучала мысль, что идеальный вариант ремонта судна — это ремонт комплекс­ ной бригадой. То есть большим коллективом, в состав которого входят рабочие всех специаль­ ностей, производящие ремонт от начала и до конца, полностью от­ вечающие за свой объект. Что ж, вариант замечательный, обкатанный и утвердившийся на многих ведущих предприятиях страны. И у нас, на судоверфи, есть такие бригады. На СРЗ-1, например, они специализируются на ремонте БАТов. Ремонт этих судов требует высокой техниче­ ской грамотности и квалифика­ ции. Ну а что получается на де­ ле? Вот строчки из ответов руко­ водителей СРЗ-1: «На БАТ «Маршал Якубовский» действительно . имела место не­ качественная сборка турбонагне­ тателей главных двигателей, при­ ведшая к задержке траулера в ремонте». «На БАТ «Капитан Маклаков» и «Алексей Генералов» действи­ тельно имели место факты бра­ ка...» В чем же дело? Значит, спе­ циалисты из комплексной брига­ ды все же не . обладают долж­ ной квалификацией? Оказывает­ ся, дело в другом. Просто ре­ монт этих БАТов производила не специализированная комплексная бригада, а «случайные» ремонт­ ники, оказавшиеся в тот момент свободными. Комплексная же бригада занималась в это время ремонтом обычных БМРТ, то есть работой, с которой вполне мог­ ли справиться другие рабочие. Вот вам и продуманное исполь­ зование кадров!.. Вполне закономерен вопрос: а где же были все это время су­ довладельцы? Куда смотрели специалисты «Мурманрыбпрома», принимая суда с явными неис­ правностями? На что надеялись тралфлотовцы, видя, какого уров­ ня специалистов направила судо­ верфь на суперсложные БАТы? Можно ли во всем обвинять толь­ ко ремонтников? Совсем недав­ но капитан и старший «механик тралфлотовского БМРТ «Ашха­ бад», неизвестно чем руководст­ вуясь, подписали акт приемки со­ вершенно неготового к отходу траулера. Хорошо, что судно не успело, вернее не смогло вый­ ти в море... А кто ответит вот за эти цифры — только за одну десятидневку сентября пять су­ дов тралфлота потеряли на про­ мысле одиннадцать судо-суток и четыре траулера «Мурманрыб­ прома» — восемь судо-суток именно из-за плохой подготовки к выходу в море. Точнее говоря, из-за халатного отношения флот­ ских специалистов к приемке су­ дов у ремонтников. Конечно, можно в чем-то по­ нять судоверфь, когда речь идет о нехватке рабочих рук. Ну а громадный резерв флотов? По­ ч е м у м о р я к и р е зе р в а не м огут принять участи е в р е м о н те св о ­ их ж е судов? Флотские руководители, о тве ­ чая на этот вопрос, приводят один-единственный аргумент: за «резервный» _ оклад никто ре­ монтом заниматься не станет. У руководителей судоверфи иные соображения: а кто будет отве­ чать, если моряки допустят брак? То есть очевидная выгода уча­ стия моряков из резерва в ре­ монте прикрывается явной не­ охотой всесторонне проанализи­ ровать и решить этот вопрос. Получается та же самая несогла­ сованность, из-за которой стра­ дают обе стороны, а в конечном итоге ставится под угрозу выпол­ нение государственных заданий всем объединением «Севрыба». T J О Д В Е Д Е М *■ * П п л т г , л о о и т о г и . Р а з о ­ б р а т ь с я в к л у б к е п р о б л е м и п р е п и р а т е л ь с т в , и с х о д я щ и х о т д в у х « п е р е г о в а р и в а ю щ и х с я с т о р о н » — с у д о р е м о н т н и к о в и с у д о в л а д е л ь ц е в , — н е п р о с т о и н е л е г к о . Н о о ч е н ь н е т р у д н о э т и п р о б л е м ы р а з л о ж и т ь н а д в е г р у п п ы : ч и с т о с у д о р е м о н т н ы е , с о д н о й с т о р о н ы , с д р у г о й — ч и с ­ т о р ы б а ц к и е . И н а м т у т я с н о в ы р и с о в ы в а е т с я , п р о с т и т е , н е п о ­ р я д о к . Н о к а ж д а я с т о р о н а з а ­ щ и щ а е т ч е с т ь с о б с т в е н н о г о м у н д и р а . А н е л у ч ш е л и к аж д о м у х о ­ зя и н у в з я т ь с я , н е д о ж и д а я с ь з а в т р а ш н е г о д н я , з а п о р я д о к в с о б с т в е н н о м п о д ъ е з д е , ч т о б н а ­ в е с т и п о р я д о к в о б щ е м ры бам . к о м д о м е , к а к и м я в л я е т с я н а . ш е о б ъ е д и н е н и е « С е в р ы б а »? Н е л у ч ш е л и с у д о р е м о н т н и ­ к а м п р и с т у п а т ь к р е м о н т у с у д ­ н а п о с л е т о г о , к а к б у д е т с о с т а в ­ л е н н е т о л ь к о о б щ и й г р а ф и к р е м о н т а , н о и г р а ф и к п о с л е д о ­ в а т е л ь н о с т и о п е р а ц и й ? Ч т о б с л е с а р и ' н е м е ш а л и п л о т н и к а м , а п л о т н и к и н е п у т а л и с ь бы п о д н о г а м и у э л е к т р и к о в . Н а к о н е ц , н и к т о н е с т а н е т п о р и ц а т ь с у ­ д о р е м о н т н и к о в , е с л и о н и в о з ь ­ м у т с я з а в ы п у с к с в о и м и с и л а ­ м и , на. с в о е м п р е д п р и я т и и , з а ­ п а с н ы х ч а с т е й и д е т а л е й . Н а ­ д о т о л ь к о п о п р о б о в а т ь . К а к г о ­ в о р и т с я , с п р о с н е у д а р и т в н о с . Н о д е л о , е с л и е г о х о р о ш о п р о ­ д у м а т ь и о р г а н и з о в а т ь , м о ж е т п о й т и . Т е п е р ь — о р ы б а к а х . С т о и т л и г о в о р и т ь , ч т о н и к т о з а н и х д е т а л е й д л я н и х ж е и с к а т ь н е б у д е т . И у ж т е м б о л е е н и к т о , к р о м е ф л о т о в , н е б у д е т к о н т ­ р о л и р о в а т ь - п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь и х з а я в о к , п о д а ш і ы х н а с у д о ­ в е р ф ь , Н и к о м у , к р о м е ф л о т о в , н е р е ш и т ь ф л о т с к и х п р о б л е м . М о р я к а м и т о л ь к о и м с о в с е й с т р о г о с т ь ю и п р и н ц и п и а л ь н о е , т ь ю п р и н и м а т ь у р е м о н т н и к о в с в о и с у д а . Н у и , н а к о н е ц , п р е ж д е ч е м п р и в о д и т ь в к а ч е ­ стве « а р г у м е н т а » с л о в а , ч т о , м о л , « н и к т о з а р е з е р в н ы й о к ­ л а д р е м о н т и р о в а т ь с у д а н е с т а . н е т » , н а д о п р е ж д е п о п р о б о в а т ь т а к р е м о н т и р о в а т ь . В е д ь з д е с ь , к р о м е « р е з е р в н о г о о к л а д а ■>, м о ­ г у ч в с т у п а т ь в с и л у и п р е м и и , д р у г и е в и д ы п о о щ р е н и й . В о в с я к о м с л у ч а е , д е н ь г и — б о л ь ­ ш и е , ч е м п р о с т о <■р е з е р в н ы й о к л а д » . Р е ш и т ь п р а к т и ч е с к и х о т я б ы э т и п р о б л е м ы . О н и — н е с а м ы е г л а в н ы е , х о т я о д н и и з с а м ы х . . . Н о в е д ь п о т о м у , ч т о н е pet ш е н ы и м е н н о э т и п р о б л е м в о м н о г и х с л у ч а я х н е л ь з я р е ­ ш и т ь р я д д р у г и х в о п р о с о в ( к а к н е л ь з я с п о к о й н о е х а т ь п о д о . р о г е , у с ы п а н н о й к а м н я м и ) . О ч и с т и т ь п у т ь н а ш и х с у д о в ( о т п р и ч а л о в с у д о в е р ф и д о р а й о н о в п р о м ы с л а ) , о ч и с т и т ь е г о о т в з а и м н ы х п р е р е к а н и й и м е л ­ к и х о б и д , о т н е о б о с н о в а н н ы х п р е т е н з и й д р у г к д р у г у — о д . н а з а д а ч а , н а д р е ш е н и е м к о ­ т о р о й д о л ж н ы с о о б щ а п о д у м а т ь и с у д о р е м о н т н и к и , и с у д о е л а - д е л ъ и ы і Н. НЕЧАЕВА. 20 ноября 1981 г. стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz