Рыбный Мурман. 1981 г. Ноябрь.
|зло- YA ах 'Д Н О л р у . іные этих той, цак- ога- свго не- я J H O - ные :его <он- но чает ный завод, почти ничего не дал хабаровский «Дальдизель», совсем ничего — горьковский завод «Двигатель революции». Перечень непоставок можно продолжать долго, но от этого -нужные запчасти, увы, на свет не появятся. А суда простаива ют, и мечутся в. поисках неуло вимых запчастей флотские хо зяйственники, судовые механики, штурманы, капитаны... Для судо ремонтников же отсутствие зап частей у судовладельцев являет ся ' официальным прикрытием собственной нерасторопности и , нередко, нерадивости. Получается, что Иван кивает на Петра... Флоты уверены в том, что обеспечение запчастями —• обязанность сугубо ремонтников, работники МСВ придерживают- доремонте, то есть заставило бы работников МСВ более ответст венно подходить к ремонту су дов, внимательнее и аккуратнее — к дефектации; заинтересовало бы их в восстановлении многих узлов и механизмов. Да и в о о б ще централизация запчастей по зволила бы использовать их эф фективнее, маневреннее, эко номнее. Один хозяин — лучше, чем десять, А какова же позиция в этом двойственном положении «главно го арбитра» флотов и ремонт ников — начальника отдела су доремонта и технической эксплуа тации флота ВРПО «Севрыба» В. Д. Кривощекина! — Распоряжение главного ин женера «Севрыбы» наиболее вер ное в нынешней ситуации. Дело 11111II11И11!11II111111И11ПИ111111 111 I!11Ш111 I I 11II111!!111!II!1111И11111II! IJ1! 11іН!111 i I ! IНIІI но *ият т о г д а УД- е и- ечи ТО - Но: іпо :т а - го- ота ч а к Зть, на гея от. ■в ем зти ТЬ- ся совершенно противоположно го мнения. Причем первые ссы лаю^* на приказ министра рыб ного хозяйства СССР № 303 от 3 июля 1979 года, в котором ска зано, что «судоремонтное пред приятие планирует и обеспечи вает ремонтируемое судно зап частями, судовой арматурой, из делиями и материалами для всех видов работ». Судовладельцам, тем же приказом, предписано снабжать суда лишь импортным оборудованием (оборудованием, не запчастями) для замены из ношенных частей судна, не под дающихся восстановлению. Каза лось бы, все предельно ясно, приказ есть приказ. И судовла дельцы правы. Но... Судоремонт ники тоже правы. И тоже имеют на свою правоту законное осно вание: распоряжение главного инженера «Севрыбы» С. И. Кире- езз. Получается, мы имеем два приказ?, взаимно исключающие друг' ^руга? Непорядок — ска жет читатель. Так быть не долж но. Правильно — согласимся мы. Но попытаемся разобраться. Прокомментировать ситуацию мы попросили вначале снабжен цев, то есть тех людей, через чьи руки проходят запчасти. По мнению заместителя на чальника УМТС объединения «Севрыба» Н. А. Коптиловича, ис полнение приказа министерства очень благотворно отразилось бы на общем положении дел в су в том, что мы — единственное рыбопромышленное объедине ние страны, которое подчиняет себе и рыбопромысловые, и су доремонтные предприятия. Запчастей нет. Взять их неот куда. И когда мы получаем две втулки вместо двадцати, лучше, чтоб ими распорядились эксплуа тационники, знающие действи тельное техническое состояние своих судов. И живой пример, наглядное подтверждение этому — объеди нение «Мурманрыбпром», Как-то в разговоре А. А. Цап- ко обронил: — Самый .лучший наш заказ чик — «Мурманрыбпром». К не му никаких претензий. Мурманрыбпромовцы, действи тельно, заказчики очень хорошие, а главное — удобные для МСВ, так как добровольно (а что де лать, простоя-то не хочется!) бе рут на себя солидную долю ра боты ремонтников. Восстанавли вают детали, которые забрако вывает судоверфь, ищут, внед ряют новую технологию ремон та запчастей. Мурманрыбпромов- цы стали пионерами в таком важ ном деле, как раскомплектация, то есть оснащение судов, выхо дящих на промысел, деталями с траулеров, становящихся в ре монт. Словом, пример специалистов «Мурманрыбпрома» убедитель нейшее подтверждение тому, что у рачительного хозяина и гвоздь даром не пропадет. Ведь не зря же из всех наших промысловых флотов меньше всего простаива ют в ремонте суда именно «Мурманрыбпрома», да и на про мысле они почти всегда в пла новом количестве. Казалось бы, этот пример в первую очередь достоин подражания, но другие флоты по стопам «Мурманрыб прома» почему-то не идут. Ко нечно, можно и нужно принять во внимание «старость» судов тралфлота (раскомплектовывать нечего), малое количество трау леров у колхозников, можно от говориться нежеланием риско вать, но по-хозяйски к свое му добру относиться можно?! Перенять у мурманрыбпромов- цев технологию восстановления запчастей, хотя бы... Ну а чем могут помочь ре монтники? — На судоверфи, — утверж дает Н. А. Коптилович, — мож но не только восстанавливать многие узлы и механизмы, но и выпускать новые детали. И это вполне реально, так как коэффи циент использования станочного парка на МСВ намного ниже норм, предусмотренных Госпла ном, и именно на этих малоза груженных станках можно выпус кать почти все (!) необходимей шие детали, кроме блоков ци линдров, картеров, коленчатых Балов. Предложение, безусловно, за манчивое. Но, вдумайтесь, разве может наша - судоверфь одна обеспечить запчастями все раз нообразнейшие суда «Севрыбы»? Ведь по номенклатуре этих де талей — несколько десятков ты сяч! Другое дело, е"ли бы для ЕЫпуска запчастей была задей ствована вся система судоре монтных предприятий Минрыб- хоза СССР. И каждый завод вы пускал бы лишь несколько наи менований. Нужное, важное де ло. Неоценимым было бы под спорье флотам при такой систе ме, но идею руководителей «Сев- рыбы» в министерстве не под держали. БУДЕМ ОБЪЕКТИВНЫ Чего греха таі*ть, техническое состояние большинства судов на шего флота оставляет, желать много лучшего. Значит, дпя их оздоровления необходим свое временный и, главным образом, качественный ремонт. Казалось бы, это должны понимать все — и судоремонтники, и судовла дельцы. А на деле? «В последнее время участи лись случаи неудовлетворитель ной работы судов в море после ремонта на МСВ Только в этом году БМРТ «Герои Заполярья», «Торжок», «Таруса», * «Быково» имеют поломки после ремонта. На «Тарусе» через десять дней после ремонта сгорел электро мотор грузовой лебедки, на «Бы ково» сгорели два электромото ра. Двое суток стоял на отходе БМРТ «Герои Заполярья» из-за отказа минерализационной уста новки и шлюпочных двигателей. На всех судах после ремонта имеют место отказы автоматики ваерных лебедок. Ремонт произ водится некачественно, гарантий ные обязательства и паспорта не отвечают действительности». Это строки из письма руково дителей «Мурманрыбпрома» ге неральному директору верфи Б. К. Власову. А к письму — при ложение на шести листах с пе речислением отказов и неисправ ностей только по одному БМРТ — «Быково». Этих неисправнос тей — 42. Против каждой из них, в графе «меры», запись: «сняли, заменили (восстановили), замеча ний нет». И так по всем пунк там. Моряки на промысле пере делывают, исправляют работу су доремонтников. Почему это стало нормой? По чему все флоты, как один, жа луются, что зачастую простой судов происходит из-за неудов летворительного качества ремон та? Какими, например, отговор ками можно прикрыть то, что за восемь месяцев года ремонтни ками допущено 200 случаев бра ка на 24,4 тысячи рублей? Руко водители судоверфи, отвечая на это, утверждают: все дело в не хватке людей, в низкой квалифи кации кадров и, основное, в не достаточном количестве слеса рей- С другой стороны на заводах судоверфи — избыток плотни ков и станочников, загруженных крайне мало. А ведь уже давно на многих предприятиях практи куется овладение смежными про фессиями. Думается, мало кто из тех же плотников судоверфи от-’ казался бы иметь «резервную», вдобавок хорошо оплачиваемую, ■специальность. Это Ли не выход? Как-то в беседе с начальником отдела судоремонта и техниче ской эксплуатации флота объ единения «Севрыба» В. Д. Кри- вощекиным прозвучала мысль, что идеальный вариант ремонта судна — это ремонт комплекс ной бригадой. То есть большим коллективом, в состав которого входят рабочие всех специаль ностей, производящие ремонт от начала и до конца, полностью от вечающие за свой объект. Что ж, вариант замечательный, обкатанный и утвердившийся на многих ведущих предприятиях страны. И у нас, на судоверфи, есть такие бригады. На СРЗ-1, например, они специализируются на ремонте БАТов. Ремонт этих судов требует высокой техниче ской грамотности и квалифика ции. Ну а что получается на де ле? Вот строчки из ответов руко водителей СРЗ-1: «На БАТ «Маршал Якубовский» действительно . имела место не качественная сборка турбонагне тателей главных двигателей, при ведшая к задержке траулера в ремонте». «На БАТ «Капитан Маклаков» и «Алексей Генералов» действи тельно имели место факты бра ка...» В чем же дело? Значит, спе циалисты из комплексной брига ды все же не . обладают долж ной квалификацией? Оказывает ся, дело в другом. Просто ре монт этих БАТов производила не специализированная комплексная бригада, а «случайные» ремонт ники, оказавшиеся в тот момент свободными. Комплексная же бригада занималась в это время ремонтом обычных БМРТ, то есть работой, с которой вполне мог ли справиться другие рабочие. Вот вам и продуманное исполь зование кадров!.. Вполне закономерен вопрос: а где же были все это время су довладельцы? Куда смотрели специалисты «Мурманрыбпрома», принимая суда с явными неис правностями? На что надеялись тралфлотовцы, видя, какого уров ня специалистов направила судо верфь на суперсложные БАТы? Можно ли во всем обвинять толь ко ремонтников? Совсем недав но капитан и старший «механик тралфлотовского БМРТ «Ашха бад», неизвестно чем руководст вуясь, подписали акт приемки со вершенно неготового к отходу траулера. Хорошо, что судно не успело, вернее не смогло вый ти в море... А кто ответит вот за эти цифры — только за одну десятидневку сентября пять су дов тралфлота потеряли на про мысле одиннадцать судо-суток и четыре траулера «Мурманрыб прома» — восемь судо-суток именно из-за плохой подготовки к выходу в море. Точнее говоря, из-за халатного отношения флот ских специалистов к приемке су дов у ремонтников. Конечно, можно в чем-то по нять судоверфь, когда речь идет о нехватке рабочих рук. Ну а громадный резерв флотов? По ч е м у м о р я к и р е зе р в а не м огут принять участи е в р е м о н те св о их ж е судов? Флотские руководители, о тве чая на этот вопрос, приводят один-единственный аргумент: за «резервный» _ оклад никто ре монтом заниматься не станет. У руководителей судоверфи иные соображения: а кто будет отве чать, если моряки допустят брак? То есть очевидная выгода уча стия моряков из резерва в ре монте прикрывается явной не охотой всесторонне проанализи ровать и решить этот вопрос. Получается та же самая несогла сованность, из-за которой стра дают обе стороны, а в конечном итоге ставится под угрозу выпол нение государственных заданий всем объединением «Севрыба». T J О Д В Е Д Е М *■ * П п л т г , л о о и т о г и . Р а з о б р а т ь с я в к л у б к е п р о б л е м и п р е п и р а т е л ь с т в , и с х о д я щ и х о т д в у х « п е р е г о в а р и в а ю щ и х с я с т о р о н » — с у д о р е м о н т н и к о в и с у д о в л а д е л ь ц е в , — н е п р о с т о и н е л е г к о . Н о о ч е н ь н е т р у д н о э т и п р о б л е м ы р а з л о ж и т ь н а д в е г р у п п ы : ч и с т о с у д о р е м о н т н ы е , с о д н о й с т о р о н ы , с д р у г о й — ч и с т о р ы б а ц к и е . И н а м т у т я с н о в ы р и с о в ы в а е т с я , п р о с т и т е , н е п о р я д о к . Н о к а ж д а я с т о р о н а з а щ и щ а е т ч е с т ь с о б с т в е н н о г о м у н д и р а . А н е л у ч ш е л и к аж д о м у х о зя и н у в з я т ь с я , н е д о ж и д а я с ь з а в т р а ш н е г о д н я , з а п о р я д о к в с о б с т в е н н о м п о д ъ е з д е , ч т о б н а в е с т и п о р я д о к в о б щ е м ры бам . к о м д о м е , к а к и м я в л я е т с я н а . ш е о б ъ е д и н е н и е « С е в р ы б а »? Н е л у ч ш е л и с у д о р е м о н т н и к а м п р и с т у п а т ь к р е м о н т у с у д н а п о с л е т о г о , к а к б у д е т с о с т а в л е н н е т о л ь к о о б щ и й г р а ф и к р е м о н т а , н о и г р а ф и к п о с л е д о в а т е л ь н о с т и о п е р а ц и й ? Ч т о б с л е с а р и ' н е м е ш а л и п л о т н и к а м , а п л о т н и к и н е п у т а л и с ь бы п о д н о г а м и у э л е к т р и к о в . Н а к о н е ц , н и к т о н е с т а н е т п о р и ц а т ь с у д о р е м о н т н и к о в , е с л и о н и в о з ь м у т с я з а в ы п у с к с в о и м и с и л а м и , на. с в о е м п р е д п р и я т и и , з а п а с н ы х ч а с т е й и д е т а л е й . Н а д о т о л ь к о п о п р о б о в а т ь . К а к г о в о р и т с я , с п р о с н е у д а р и т в н о с . Н о д е л о , е с л и е г о х о р о ш о п р о д у м а т ь и о р г а н и з о в а т ь , м о ж е т п о й т и . Т е п е р ь — о р ы б а к а х . С т о и т л и г о в о р и т ь , ч т о н и к т о з а н и х д е т а л е й д л я н и х ж е и с к а т ь н е б у д е т . И у ж т е м б о л е е н и к т о , к р о м е ф л о т о в , н е б у д е т к о н т р о л и р о в а т ь - п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь и х з а я в о к , п о д а ш і ы х н а с у д о в е р ф ь , Н и к о м у , к р о м е ф л о т о в , н е р е ш и т ь ф л о т с к и х п р о б л е м . М о р я к а м и т о л ь к о и м с о в с е й с т р о г о с т ь ю и п р и н ц и п и а л ь н о е , т ь ю п р и н и м а т ь у р е м о н т н и к о в с в о и с у д а . Н у и , н а к о н е ц , п р е ж д е ч е м п р и в о д и т ь в к а ч е стве « а р г у м е н т а » с л о в а , ч т о , м о л , « н и к т о з а р е з е р в н ы й о к л а д р е м о н т и р о в а т ь с у д а н е с т а . н е т » , н а д о п р е ж д е п о п р о б о в а т ь т а к р е м о н т и р о в а т ь . В е д ь з д е с ь , к р о м е « р е з е р в н о г о о к л а д а ■>, м о г у ч в с т у п а т ь в с и л у и п р е м и и , д р у г и е в и д ы п о о щ р е н и й . В о в с я к о м с л у ч а е , д е н ь г и — б о л ь ш и е , ч е м п р о с т о <■р е з е р в н ы й о к л а д » . Р е ш и т ь п р а к т и ч е с к и х о т я б ы э т и п р о б л е м ы . О н и — н е с а м ы е г л а в н ы е , х о т я о д н и и з с а м ы х . . . Н о в е д ь п о т о м у , ч т о н е pet ш е н ы и м е н н о э т и п р о б л е м в о м н о г и х с л у ч а я х н е л ь з я р е ш и т ь р я д д р у г и х в о п р о с о в ( к а к н е л ь з я с п о к о й н о е х а т ь п о д о . р о г е , у с ы п а н н о й к а м н я м и ) . О ч и с т и т ь п у т ь н а ш и х с у д о в ( о т п р и ч а л о в с у д о в е р ф и д о р а й о н о в п р о м ы с л а ) , о ч и с т и т ь е г о о т в з а и м н ы х п р е р е к а н и й и м е л к и х о б и д , о т н е о б о с н о в а н н ы х п р е т е н з и й д р у г к д р у г у — о д . н а з а д а ч а , н а д р е ш е н и е м к о т о р о й д о л ж н ы с о о б щ а п о д у м а т ь и с у д о р е м о н т н и к и , и с у д о е л а - д е л ъ и ы і Н. НЕЧАЕВА. 20 ноября 1981 г. стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz