Рыбный Мурман. 1981 г. Ноябрь.
не за- же мы простой! колхоз- КТО ВИНОВАТ? Эти м о н о ло ги бы ли п р о и з несены в разное время в р а з н ы х ка б ине та х. Но мы п о п р о бовали пре д ста вить, к а к и м бы п ол учил ся разго во р, со б ер ись авто р ы всех э т и х м онологов вместе, за одним столом . — Примеров можно привести сколько угодно, — В. И. Бомбя- ксв, главный механик Мурман ского рыбакколхозсоюзг, листа ет бумаги. — Вот, 14 суток не принимали в ремонт СРТ-р «Ка левала»: дополнительные рабо ты были. Ремонт «Красноуфим- ска» растянулся на 13 дней доль ше срока. «Саку», «Новомос ковск» и «Быхов» мы решили во обще на СРЗ-2 не сдавать — не хотели простоя. — Знаете, в чем вся слож ность? — вступает в разговор председатель МРКС Ю. С. Ги- терман. — Теоретически, ну Бэять хотя бы 1980 год, ни одно наше судно в ремонте держалось, фактически потеряли 202 суток — И сейчас то же самое. — В 1980 году семь кых судов отремонтированы точ но в срок, а четыре — досроч но на 30 судо-суток, — отража ет напор заместитель главного инженера Мурманской судоверфи п« производству А. А. Цапко. — Лимиты колхозников были освоены на 116 процентов. А в нынешнем году? Вместо трех пла новых судов отремонтировали девять, из них три — снова до срочно, на 124 судо-суток! — Примеры, приведенные ру ководителя.^ и рыбзкколхозсоюзз, далеки от истины, — поддержи вает Александра Анатольевича директор СРЗ-2 Е. И. Моисеев. — Непонятно — откуда что взя лось. По «Красноуфимску» М Ы не потеряли ни часе. «Калевалу» тоже не могли в ремонт не по ставить — прав у нас таких нет. Да и Еообще мы всегда с ра достью беремся за ремонт. Так что претензии рыбаков-колхоз- Н И К О Е абсолютно б8 З О С Н О Е ЭТел Ь - ны. Мы им столько добра дела ем! «Болодарск» ремонтировали Ене плана, на аварийном «Ясно- горске» в две смены работала лучшая бригада Старицына. — Один пример, рядовой, хо тите? — вступает в беседу В. Е. Глоталенко, заместитель главного инженера объединения «Мурман- рыбяром». — СТР «Светлоград» с начала 1980 года стоит в ре монте. Не ходу был предъявлен комиссии СРЗ-2, правда, комис сия на судно явилась лишь пос ле третьего напоминания. Полто ра месяца ремонтники судно не принимали — требовали привес ти объем работ в соответствие с долевым участием. Все же на чали ремонт, но только после Вмешательства руководства ВРПО «Севрыба». Однако своего пора жения завсдчане нам не прос тили: раз работ на судне боль ше, чем заявлено, не будем ре- Алонтировать третий дизель-гене ратор... Что же делать? При шлось заключить дополнительное соглашение, то есть на 107 судо- суток продлить ремонт судна. Так что вы думаете, это все? До сих пор «Светлоград» в ремонте стоит. Скоро вторую годовщин) «праздновать» будем. — Странно все это слышать,— говорит Е. И. Моисеев. — По на шей вине «Светлоград» не про стоял ни одного дня. Во-пер- вых, до сих пор флот не обес печил судно запчастями: нет ро тора турбины, подшипников для траловой лебедки. А во-вторых, на суда этого типа нет проектной документации. Ремонтируем их практически вслепую. И это вполне может быть причиной простоя. Но, еще раз повторяю, судно не простаивает, оно стоит в ремонте. — Наверное, легче назвать еудно, вышедшее своевременно, чем долго-долго перечислять те, которые задержаны в ремонте, — заместитель главного инжене ра тралового флота Е. С. Курило перебирает документу. Вот, например, БМРТ «Заволжье», На ме Hanf 12 судо-суток больше положен ного производил СРЗ-1 дефекта- цию. А это судно считалось осо бо важным для всего объеди нения. ;<МБ «Заволжье» вышел из ре монта по суточной обработке досрочно» — из официального ответа редакции старшего прора ба СРЗ-1 И. В. Строилова. «За первое полугодие текуще го года на Мурманской судовер фи из-за плохой организации труда задержано в ремонте 15 судов на 89 судо-суток» — из справки, данной редакции за местителем начальника отдела судоремонта и технической экс плуатации флота ВРПО «Севры ба» А. П. Федоровым. — Откуда взялись эти цифры — не знаю, — А. А. Цапко уве рен и категоричен. — По моим сведениям и по документам су доверфи, за данный период нет ни одного случая задержки су дов в ремонте. Нет и быть не может. Беды флотов — наши беды. И делаем мы общее дело. ...Вот т а к о й л ю б о п ы т н ы й по л уч и л ся разговор, ко гд а мы п о п ы та л и сь со б ра ть вместе о ц е н к и о д н и х и т е х w e ф а к тов р а з н ы м и лю д ьм и. К ак ж е т а к п ол уч а ется, что ф а к ты (ф акты , а не пре д п о ло ж е н и я ), не д о п у с к а ю щ и е ва р и а ц и й , в у с т а х о д н и х го в о р я т одно, а в у с т а х д р у г и х — со в сем иное? В ЧЕМ ЖЕ ДЕЛО? Очевидно — и никому не надо а ^ это ооъяснять, — что не может быть двойного критерия в оцен ке одного и того же действа, в нашем случае — судоремонта. Но получается обратное. Флоты исчисляют время стоянки в ре монте, сообразуясь со своим (фл отеким) графиком ремонта судов. И естественно, что флот ские специалисты начинают от счет простоя, как только закан чивается срок ремонта судна, определенный графиком. У судоверфи — своя система подсчета, суточные отработки. И вот что за этим стоит. Уже несколько лет на Мурман ской судоверфи практикуется ор ганизация труда на основе до левого участия цехов. То есть время нахождения судна в ре*- монте ( то самое время, которое высчитывают, поделив объем ра бот в сметных часах на утверж денную суточную отработку) четко разбито на разные типы работ. На работы плотницкие, положим, 100 нормо-часов, на слесарные — 200 и так далее. Разумеется, при существующем дефиците судоремонтных мощ ностей в нашем бассейне подоб ная организация труда решает массу проблем: равномерно за гружены все участки МСВ, обес печены работой люди всех спе циальностей, бригадам заранее известно, на какой объем труда рассчитывать свои силы. Значит, сама возможность простоя судов исключена, ведь график ремон та тоже составлен с учетом вы считанного времени на ремонт? Все было бы так, если б суда наших флотов только что сошли со стапелей. Но... старый, изно шенный флот, исправно делаю щий свое дело в море, нужда ется в скорой помощи на бере гу. И не всегда эта помощь ук ладывается в рамки заранее оп ределенного объема ремонта. И вот здесь-то раскрывается тене вая сторона долевого участия — ремонтники не берутся за дело, пока объем работ не будет при веден в соответствие с нормами загрузки цехов. Вот, например, колхозный траулер «Пеша». По графику на ремонт полагалось 34 тысячи нормо-часов, судо владелец заявил 33,7 тысячи. Ка залось бы, какие могут быть претензии к флоту — общее ко личество работ меньше планѴ- вого. Но, как явствует из доку ментов, рРЗ-2 потребовал иск лючить 157 нормо-часов по сле сарным работам и 107 — г\о ста ночным. Оказалось, По этим Ви дам работ колхозники превыси ли норму, предусмотренную до левым участием. А вот по плот ницким, напротив, завод потре бовал «добавки». — Получается, что мы должны чуть ли не ломать траулер, что бы обеспечить плотников рабо той, — сокрушается Ю. Е. Гитер- ман. Так что же делать владельцам «Пеши», как и всем остальным, когда требуемый ремонт превы шает норму? Выход очень прост, и судоремонтники с радостью указывают на него флотам: из лишек работ будет производить ся не по общезаводским суточ ным отработкам, а по цеховым, которые значительно ниже за водских. Этот выход, разумеет ся, хорош, но только для одной стороны — судоремонтников, т а к как срок ремонта возрастает на законном основании. Флотские же планы и графики трещат по швам. Одно дополнительное со глашение сменяется другим, тре тьим... Как результат *— новые названия в списках судов,задер жанных в ремонте. Задержанных, относительна первоначального графика. Вот и получается, что такая, казалось бы, замечательная фор^ ма организации труда, как доле вое участие цехов, стала Для флотов настоящим бичом: коли хочешь, чтобы ремонтники вы полнили весь нужный объем ра бот — добровольно соглашайся на ремонт по цеховым отработ кам, то есть сам себе выписы вай квитанцию на простой... К тому же пресловутые цеховые отработки имеют тенденцию не к росту, как, в общем-то, долж но было бы быть при долевом участии цехов, а, напротив, к снижению. К примеру, при ре монте траулеров проекта 502, М, Р и других модификаций с объ емом в 35 тысяч нормо-часов суточная отработка (утвержден ная. Госпланом СССР) равна 300 нормо-часам, но на СРЗ-2 ре монтники отрабатывают в сутки 240 часов. На судах того же про екта при большом ремонте (85 тысяч нормо-часов) суточная от работка уменьшилась на 81 нор- мо-час. Значительно снизились отработки и по СРТ типа «Оке ан», СРТ проекта 502-Э и другим типам судов. Получается, что за счет затя нувшегося (хотя и вполне узако- ненно) ремонта, а также из-за физического износа судов неиз бежно уменьшается время их эксплуатации, то есть то время, ориентируясь на которое экипа жу каждого судна и флоту в це лом дается план по добыче й переработке рыбы. Казалось бы, процесс вполне естественный, однако по приказам объедине ния «Севрыба» и Минрыбхоза СССР то же самое эксплуатаци онное время судов год от года увеличивается, ь потому растут и плановые задания экипажам. Что же получается? Вилка... Оба зубца которой одинаково остры: с какой стороны ни под ступись — колется. Острота вто рого зубца этой вилки — увели чение эксплуатационного време ни — неоспорима (и продикто вана не просто указаниями свы ше, а самой жизнью: растут по требности страны в морепродук тах). Стало быть, нужно пытать ся сгладить остроту стороны первой, то есть улучшать каче ство судоремонта и уменьшать его сроки. Эту самую остроту и пытают ся сгладить флоты. Но, натыкаясь на долевое участие и цеховые отработки, судовладельцы идут на всяческие ухищрения: созна тельно занижают объемы ремон та (у ВО процентов судов, ставя щихся в ремонт, объем работ сознательно занижен, но выяс няется это уже после начала ра бот); тянут со сдачей ремонт ных ведомостей (чтоб не драз нить до поры до времени судо ремонтников сверхплановым объ емом работ). Словом, как в известной басо не с печальным концом: каждый тянет в свою сторону. Взаимные препирательства, иногда доходя щие до производственных конф ликтов, резкое расхождение во взглядах на реальные сроки ре монта и так далее, и тому по добное... И только после того, как су доремонтники и судовладельцы изрядно потреплют друг другу нервы, начинается ремонт, УЗАКОНЕННЫЕ АНОМАЛИИ , Начинается ремонт... Неизвест но откуда выплывший новый, на много больший ранее заявлен ного, объем работ путает все карты судоремонтникам: рушит ся график загрузки цехов, воз никают сложности с расстанов кой людей, начинает не хватать ников— на суда!» — требуют фло ты. «А что им на ваших судах делать? Запчастями-то вы судно не укомплектовали!» — париру ет судоверфь. И появляются многочисленные бумаги (в подтверждение этих препирательств), сродни вот этой, копию которой прислал в редак цию директор СРЗ-1 И. Б. Бога тырев: «ППР_ «Зеленоборск» до сего времени не обеспечен тремя не достающими анкерными связ*. >и и пусковыми клапанами главно го двигателя. На многократные просьбы завода меры до сего времени не приняты. Срок окон чания ремонта судна сорван». — Знаю я про эту бумагу, но что могу поделать? ■— отвечает рабочих рук. То есть флоты, со знательно занижая объем ремон та, сами же подписывают при говор на задержку судна в ре монте. И вот пример: за шесть месяцев нынешнего года из-за некачественной подготовки су дов к ремонту задержаны на S3 судо-суток семь траулеров. Вот так исподволь появилась еще одна причина простоя — теперь уже по вине судовладельцев. Да это в общем-то и не удивитель но, ведь за тот же период из-за дополнительных заказов объемы ремонта возросли на 73 тысячи сметных часов. Ремонт все же начался. Всяко му известно, что хорошее нача ло — половина успеха. В судоре монте же очень и очень многое зависит от того, насколько каче ственно и своевременно прове дены дефектация, выгрузка, ина че говоря, те подготовительные работы, без которых немыслимо начало собственно ремонта. Но, как свидетельствуют факты, именно из-за неудовлетвори тельной организации ремонтни ками начальной стадии работ на 89 судо-суток задержаны 15 су дов. И в «Мурманрыбпроме», и в тралфлоте, и в рыбакколхозсою- зе претензии к судоремонтни кам звучали одинаково: •— Начался ремонт, а на суд не — два, редко три человека. Что они могут сделать?,. Идет новая волна препи рательств. «Где рабочие? Ремонт на наш вопрос Е. С. Курило. — Деталей у нас нет. Дали мы за явку на МСВ (там когда-то '3- кие детали изготавливались), но ремонтники до сих пор кормят нас обещаниями, а судно — сто ит. Вернее простаивает. Странная ситуация, не празда ли? Завод винит в простое суд на флот, флот не менее уверен но перекладывает вину на плечи ремонтников. Вроде бы обе сто. роны по-своему объективны. Но: объективны ли? Директор СРЗ-1 почему-то за был указать, что заявка трал флота на изготовление анкерных связей лежит на МСВ давно, а ремонтники никак не могут оты скать нужную документацию и материал... Е. С. Курило тоже, видно, запамятовал, что со в р е мени подачи на МСВ заявки ее исполнение ни разу (!) не быпо проконтролировано специалиста ми флота. Заявок же на изго товление деталей для тралфлота на судоверфи много, и ком;* "ак не судовладельцу лучше знать, какие из запчастей надо изго тавливать в первую очередь?! Вопрос обеспечения судов зап частями — один из самых, ост рых и больных не только в на шем бассейне. Да, запчастей в «Севрыбу» поступает мало: на 69 процентов удовлетворяются потребности в запчастях импорт ных и лишь на 22 процента — в отечественных. Только в текущем году два дизеля вместо двадцати поставил Пензенский дизель 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» П РОДОЛЖАЕМ раз говор о судоремон те, начатый в еженедель нике 15 мая с. г. публи кацией «Здесь нужен го сударственный подход». Сегодня мы постара емся разобраться в од- ном-единственном вопро се — почему большин ство ремонтируемых су дов простаивает на заво дах объединения «Мур манская судоверфь». • К а к в ы выполняете Д о г о в ор четырнадцати? С е р ь е з н ы й ПШІІІІІІІІІІІІІІІШІІІШІІІІІМШІІІІІІІІІІІІІІІШІІІІІІІІШШНІІІІШШІІМІШІНІШІІІІІІШІ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz