Рыбный Мурман. 1981 г. Ноябрь.

II 7 . ОНИ-ИЗ НАШЕГО КОЛЛЕКТИВА ( О к о н ч а н и е . Н а ч . н а 1 с т р .) Машины комплекса нашли широкое применение на ры­ бопромысловых судах и бере­ говых рыбообрабатывающих предприятиях не только С е ­ верного, но и других бассей­ нов страны. В результате повысилась производительность труда, со­ кратились потери сырья, уве­ личился выход и улучшилось качество продукции. Произ­ водство пищевой в Северном бассейне за 1976— 1980 годы, по сравнению с девятой пя­ тилеткой, возросло на 12 про­ центов. Возрос и выпуск про­ дукции улучшенного ассорти­ мента, например копченой и вяленой рыбы — в 2,2 раза, консервов — в 2 раза, осво­ ен выпуск более 100 новых видов рыбопродукции, в том числе 35 видов из мойвы, 10 — из путассу. Мурманский рыбообрабатыеающий комби­ нат без дополнительного рос­ та численности рабочих, бла­ годаря реконструкции, ново­ му строительству и оснаще­ нию цехов высокопроизводи­ тельным оборудованием ком­ плекса по разделке, копчению и вялению рыбы превратился в крупнейший в стране ком­ бинат по переработке рыбы. Ю ПРОЦЕССЕ исследований, создания, разрзботки, из­ готовления, наладки, монтажа и освоения в промышленнос­ ти машин и оборудования комплекса, отмеченного Госу­ дарственной премией, были заняты большие коллективы предприятий «Севрыбы»: ПТО «Севтехрыбпром», объедине­ ния «Мурманская судоверфь», Мурманского рыбообрабаты­ вающего комбината и рыбо­ промысловых флотов, кото, рые работали под руководст­ вом и гѵри непосредственном участии технических руководи­ телей ВРИО «C-е*рыба» и об­ ластного комитета КПСС. В творческой судьбе лау* реатов — специалистов наше­ го объединения — много об­ щего. Все они люди пытли­ вой, беспокойной мысли. Как принято говорить, руководст­ вуются не только служебным долгом, государственными планами, но и зовом сердца. А у людей творческого склада оно не допускает самоуспо­ коенности. Потому-то и з а ­ дачи, которые продиктовали новые условия, сложившиеся в мировом рыболовстве, были восприняты как неотложные. Сергей Васильевич Крутов начал конструировать рыбо­ разделочную технику еще в Мурманском филиале ЦКБ «Продмаш», руководил отде­ лом, продолжил с б о й творче­ ский путь в техническом отде­ ле ПИНРО, будучи глав­ ным консі руктором, главным инженером. Став руководите­ лем нового объединения «Сев­ техрыбпром»,' постоянно при­ нимал и принимает непосред­ ственное участие в определе­ нии технической политики при создании высокоэффективных машин и оборудования, руко­ водил поисковыми и экспери­ ментально - конструкторскими работами и был непосредст­ венным исполнителем разра­ боток. Он автор ряда изоб­ ретений, которые использова­ ны в машинах, внедренных в производство. В «Рыбном Мурмане» мно­ го и подробно писалось о строительстве, вводе в стрсй и освоении коптильных заво­ дов N2 2 и N2 3 Мурманского рыбообрабатывающего комби­ ната. Но далеко не все знают, что коптильные установки ти­ па ИКП, успешно работающие гам, — детища главного кон­ структора проекта Анатолия Николаевича Алешина. Выно­ шенные, выстраданные, потре­ бовавшие немалых сил и энер­ гии при решении задач с многими неизвестными. Ко­ нечно, воплощение в металл творческого замысла потре­ бовало усилий многих других специалистов, рабочих, за что им — большое спасибо. Юрий Михайлович Цвылев — тоже главный конструктор проекта. Техническим творче­ ством он занимается около 30 лет. Начинал, как и мно­ гие, с рационализации. Его отличительная черта — довес­ ти начатое дело до конца. «Изобретатель СССР» — это звание он воспринимает не только как знак отличия, но и приказ: не позволяй пылить­ ся на полках чертежам, тех­ ника, изготовленная по ним, должна работать на народное хозяйство! И его предложе­ ния, изобретения живут, при­ носят пользу людям. Лауреа­ том он стал за создание су­ шильных аппзратов, которые с успехом используются на Мурманском рыбокомбинате. Специализация главного кон­ структора проекта Юрия Ап- полоновича Благовещенского — рыборазделочная техника. В том комплексе, который от­ мечен Государственной пре­ мией, работают его машим-ы до разделке путассу и сайки. Они помогают рыбакам справ­ ляться с заданиями по выпус­ ку высококачественной р-ььб- ной продукции непосредствен­ но на промысловых судах и плавбазах. И ещ« одна, присущая на­ шим лауреатам черте — по­ стоянное стремление идти вперед. Партия учит: «Эко-нс- мик-а должна быть экон-ом. ж>й!» И, следуя этому призы­ ву, наши конструкторы про­ должают модернизировать су­ ществующее оборудование, создавать новое, уделяют много внимания ликвидации ручного, монотонного, тяже­ лого труда. А его, например, даже рядом с высокоэффек­ тивной техникой как на ры­ бокомбинате, так и на судах еще немало. В «Севтехрыбпроме» в крат­ чайший срок создана новая машина для разделки путас­ су. В план на 1982 год вклю­ чен выпуск 40 таких машин. Горячо, О Т души П О З Д Р А В Л Я Я наших товарищей по работе с присуждением Государствен­ ной премии, мы желаем им новых свершений, достижения новых высот в тв-орческом труде! В. Ш А Ч Н Е В , зав. п а те н тн о - лицензионным отделом ПТО «Севтехрыбпром». О А Ж Н О Е дело д е л ае т * * га зе та , о тк р ы в новую р уб р и ку <*Б ер еги свое с у д ­ но, м ор як!» И отдача от этой р убр и ки будет исчи с­ л я т ь с я со тн ям и ты с я ч руб­ лей в год, тр еб уется л иш ь , чтобы в м а те р и а л а х под этой рубри кой к а к можно чащ е д ел и л и сь соображ ения­ ми передовые м е ха н и к и , судоводители. И звестно, к а к н аш ум ел и тр а у л е р ы п ольской построй­ к и ти п а «И ван Бочко в». Х о ­ ч у и я . к а к сп е ц и ал и ст, по ­ д е л и ть ся своим мнением о «И ван Б очков» (п р о е к т В-408) — б о льш а я те сно та в м а ш и н ­ н ом отделении. И т о л ь к о лю­ ди с о гр о м н ы м тр уд ол ю б ие м м о гу т п р о и зв о д и ть к а ч е с т­ в е н н ы й рем о н т в т а к и х у с л о ­ виях. Ведь, ка зал о сь б ы , что с л о ж н о го : с н я т ь насос или разоб рать р е д у к т о р гла в н ого д вигател я. Но в том -то и бе­ да, что на э т и х с уд а х т р у б ы и д у т п у ч к а м и , и чтобы с и я т ь н е о б хо д и м ую , н у ж н о предва- р и те л ь н о у б р а т ь д е ся ток д р у ­ г и х тр уб . В от и п р и х о д и т с я п ор о й из-за м елочи о стан а в ­ л и ва ть гл а в н ы й д вигате л ь. Обидно. А ведь на суд н е боль­ ш и н с т в о двигате л ей, м еха­ низм ов, насосов с о о тв е тс тв ую т образцам м иро в о го станд арта. И р а сп о л о ж и и х свободно, по- П О М О Г И Т Е Т Р А У Л Е Р У Б е р е г и с в о ё с у д н о , м о р я к ! н и х . З а год стояночное время в порту Б М Р Т «М и хаи л В е р ­ бицкий » у п р ав л е н и я «Сев- ры бпром разведка», на ко то ­ ром я х о ж у сейчас, со став­ л я е т всего семь процентов, В связи с использование»! бросового те п л а и сп ар и ­ те л ь н а я у ста н о в к а м ож ет вы п у с к а ть 40— 50 тонн пре­ сной ' воды в с у т к и , что в 5—6 раз п р евы ш ает необхо­ димы е сан и та р ны е нормы . К сож ален ию , сп е ц и ал и сты «М урм анры бпром а ■> §е р а­ зобрались. к а к мне к а ж е т ­ ся, в исп ар и тельно й у с т а ­ новке и добились передел­ к и на с у д а х этого ти п а то п л и в н ы х та н к о в № 17 под пресную воду. Й во т перед эки п аж ем «Вербицкого» сто ­ и т вопрос, к а к та н к и . № 17 снова переоборудовать под трпливо, что бы у в е л и ч и ть автоном ность п л а в ан и я су д ­ на? *Гехсостояпие н аш его тр а ­ ул ер а, с к а ж у без преуве­ л и ч ен и я, отличное. З а весь период э к с п л у а та ц и я суд н а на Б М Р Т «М . Вер б и ц ки й » не «заела» н и одна п л у н ­ ж е р н а я п ар а, не «зав?»» ни один р а сп ы л и те л ь. А ведь та к о й чет-.-ой р а­ боте м ехан и зм о в судна пр едш ество вала больш ая тв о р ч еска я работа. То л ько за год внедрено 48 рацпр ед­ лож ен и й с общим эконо­ мическим э ф ф е к то м более 60 ты с я ч рублей в год. З а всем эти м с то я т доб­ рые дела членов э к и п а ж а : эл е ктр о м е ха н и к а А . П . К а р ­ п енко, второго м е ха н и к а В . В . Сидорова, ремонтного Слесаря В . И . С а н и л гк о гз, газо зл е ктр о св арщ кк а А А . А л ексеева. М ы х о р о ш о З Н ГіС М , что ос­ н овной нед о ста то к суд о в ти п а удобней, с в о зм о ж н о с ть ю до­ с т у п а — т а к о м у с у д н у це­ н ы не б ы л о 6. Н о самое неудобное, что М и нры б хозом С С С Р уста н о в ­ лен д л я судов этого ти п а ш т а т м отористов и з тр е х чело век (тако е решение о б ъ ясн яе тся тем , что осна­ щ енн о сть тр аулер о в соот­ в е тств у е т т а к н азы ваем ом у к л а с с у А -2 ). К л а с с А -2 дей­ стви тел ь н о дан Р еги стр ом с уд н у , т а к к а к на нем мно­ го а в то м а ти ч е ск и х л и н и й . Н о на деле ж е н и один ф и л ь тр сам не о ч ищ ает­ с я , сеп ар ато ры то п л и в а и м асла по п асп о р ту са­ м оо чищ аю тся, а по предпи­ сан ию ф и р м ы -и зго то в и те л я тр еб уется и х р у ч н ая о чист­ ка через к аж д ы е два д н я. У в ер ен , что ш т а т мотори­ стов на данном ти п е судов Н уж но до вести до семи ч е ­ ло век: ш е сть •— первого к л а сс а и один •— старш и й . То гд а без всяк о й ремонтной бр и гады можно вы п о л н я ть все р ем он тны е работы . Вот, н а п р и м е р , к а к мы ч и ­ с ти м д вигате л ь. На суд н е я ЗИПе им еется ц и ли нд р о ва я в тул к а , п о р ш е н ь в сборе с ш а тун ом , к р ы ш к а в сборе. 3{* 4—3 часов м еняется п ол н о ­ с т ь ю одно д в и ж ен и е . Под­ ш и п н и к и на этом ти п е д в и га ­ телей не ш а б ря т, п од хо д ят, куд а н азн а ч е н ы , без д опол­ н и те л ь н о й о б ра б о тки . Так за 40 — 45 часов м о ж н о л море про и зв е сти к а ч е с т в е н н у ю мо­ т о ч и с т к у , и с п о л ь з уя бросовое врем я (дрейф из-за у б о р к и р ы б ы , нап р им ер ). Д ем онтиро­ ван н ы е детали д в и ж е н и я мож< но не спеш а ка ч е ств е н н о о т­ р ем о н ти ро в а ть. Слабым узлом •с е х ф о р с и р о в а н н ы х четы - р е х т ^ к т н ы х д вигателей явля­ ю тся в ы х л о п н ы е кл а п а н ы . Вот и х-то и н у ж н о хо р о ш о отре м о н ти р о в а ть . О кончатель­ ная доводка п о с а д о ч н ы х мест д о л ж н а в естись к а алм азной пасте ГОИ, с п ри са д к о й д и ­ сульф ид-м олибдена. Но вернем ся к р а зго в о ру о со х р а н н о с т и т е х н и к и на тр а ­ улере. В связи с этим х о ­ чется сп р о с и ть , к а к а я д о л ж ­ н о с ть сам ая в аж н а я на судне? Главная д о л ж н о сть на судне, дум ается, м ото р ист. Ведь в н астоящ ее врем я пер во степ е н ­ ное значение приоб р е тае т со­ х р а н н о с т ь т е х н и к и на д ли­ т е л ь н ы й период. П ри нал ичии на суд а х к л а с с н ы х м отористов м о ж н о с о х р а н и т ь те х н и к у , вести л ю б ы е рем онты . Разберем два полож ения в период сто я н к и : первое — у м еня один м е хан и к , семь мотористов, один э л е к ­ тр и к , один хо л о д и л ьщ и к ; второе положение — ч е ты ­ ре м е ха н и к а , два мотори­ ста , тр и э л е к тр и к а и три хо л о д и л ьщ и к а. П ри первом вар иан те б у­ д ет произведено большое количество р е м о н тны х ра­ бот. ч етко организована в а х те н н а я сл уж б а, то гда как при втором — будет нераз­ б ер иха, ч еткой вахтен н о й сл уж б ы т у т уж е не до­ б и ться. Л и ш ь перерасход д е н еж н ы х средств и то л ь ­ ко Н еобходим о не то л ь ко со­ х р а н я т ь , но и п р и у м н о ж а т ь хо р о ш и е с та р ы е тр а д и ц и и . В м олодости ход ил я на БМРТ «Северное сияние», и было нас там ш е сть м ото р исто в. Все т р у д и л и с ь на совесть, ж дали, ко гд а освоб од ится место чет­ вер то го м еха н ика . С тарш ий м е х а н и к возьм ет то л ь ко од­ н ого из т р о и х са м о го з н а ю ­ щ е го и са м о го тр уд ол ю б иво го . Вот т у т и бы ло соревнование. Все д в игате л и ч и сти л и св о и ­ м и сил ам и. А сейчас м еха н и­ к а м и п р и с ы л а ю т лю дей, ко то ­ ры е и те о р е тич е ски, и п р а к ­ т и ч е с к и мало что у м е ю т и зн а ю т. М олодые с п е ц и а л и ­ с ты . Их, дескать, во сп и ты в а ть и о б уч а ть н у ж н о . Но к т о ж е буд ет тогда работать? Вот ж и в о й п ри м е р : в п р о ш е д ш у ю с т о я н к у с п иса лся с суд на ч е тве р ты й м еха н ик, с п е ц и а ­ л и ст с в ы с ш и м образованием . Это — т и п та к о го м еха н ика , к о т о р ы й ж и в е т т о л ь к о за с ч е т м оториста: п р и х о д и т он на в а х ту, са д ится в ЦПУ — и все. М о тор ист ж е ч и с ти т ф и л ь т р ы , моет льяла, у с т р а ­ н я е т п р о п у с к и , н абирает с х е ­ м у, о су ш а е т суд н о. Если б не н аш м ото р ист Я. И. Щ иго л ев , то а ва р ии п р и та ком м еханике не м иновать. С ло вом , тр ауле р ам ти п а «И ван Бочков» тр еб уется срочная помощ ь от работни­ ков М и н и сте р ства рыбного х о з я й с тв а С С С Р . Е с л и на н и х р асш и р и ть ш т а т мото­ ристов (до сем и ). То э ти су ­ да б у д у т сам ы м и р ен та­ бельны м и на Северном бассейне. С . Б О Я Р С К И Й , старш и й м е ха н и к Б М Р Т «М и хаи л В ер б и ц ки й ». ОТ МЕДАКЦИИ. Публикуя это письмо С. Боярского, мы надеемся, что разговор на страницах нашей газеты продолжат специалисты механико-судовых служб, работаю­ щие на судах этого типа. Г'О зн а ч и те л ь н ы м опер е ж ен ие м ^ плана т р у д и т с я ко л л екти в завода м ед и ц и н с ко го ж и р а М у р ­ м а н с ко го р ы б о о б р а б а ты ва ю щ е го ко м б ин а та. Т ы с я ч и к и л огр а м м о в ц е н н о го п р о д у кта о тп р а в л е н ы в р а зл и ч н ы е области стр а н ы . Каче­ с тв о это го п р о д у к та всегда в ы со ­ кое. Об этом заботятся не то л ь ко м астера и т е х н о л о ги , но и са­ ми рабочие. Для при м е р а м ож н о взять Н и­ н у П е тр о в н у К узн е цо в у и Ивана С ергеевича В о р он ин а . Р аб отаю т о н и на к о м б ин а те давно. Х о р ош о и з у ч и в те х н о л о ги ю , они вош ли в со став заводской г р у п п ы н а р о д ­ н о го ко н тр о л я . Это т а к ж е пом о­ га ет раб очим д е р ж а т ь м а р к у сво- | ей п р о д у к ц и и на д о л ж н о й высоте. Ф ото С. ДАНИЛОВА. I Ф 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 20 ноября 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz