Рыбный Мурман. 1981 г. Ноябрь.
к у р с в А т л а н ти ч е с н и й океан, чтобы в январе, о б о гн ув Ев р о п у , п р и б ы т ь в С евастополь. С к е п т и к и м о гу т ска зать : а к о м у н у ж е н это т п а р у с н и к в в ек атом оходов, со в р е м е н н ы х Контейнеровозов и лихтеров? В о -пе р в ы х, п а р у с н и к и н у ж н ы к а к у ч е б н ы е суд а. Им ен н о на н и х б у д ущ и е м оре ходы во всей полноте и с л о ж н ости м о гу т п озн а ть, п р о ч у в ств ов а ть , о щ у т и т ь все п е р и п етии б орьбы с м о р ско й с т и хи е й , с у м е ю т за к а л и ть ся , на у ч и т ь с я п е р е н о си ть т я го т ы д а л ь н и х походов. Не ст о и т с б р а с ы в а ть со сче тов и то, что п аруснш Ги — это сим вол м ор ско й р о м а н ти к и . К то м у ж е в самое б л и ж а й ш е е время для н и х н айдется и более п р о за и ческая, но очень н у ж н а я р а бота. В м ировом тр а н с п о р тн о м флоте, по д а н н ы м у ч е н ы х , р асх о д ы на то п л и в о д о с т и га ю т се йча с 3 0 — 35 п ро ц е н тов э к с п л у а т а ц и о н н ы х и зд е р ж е к. О б ы чн ы е суда ста н о в я тс я м а л о р е нта б е льн ы м и. И с п е ц и а л и с т ы п р е д п о л а га ю т, ч то одним из в о з м о ж н ы х п уте й р еш ен ия проблем ы м о ж е т б ы ть исп о л ь зование п а р у с н и к о в . А если у ч е сть, что п а р усн о е в о о р у ж е ние не и с к л ю ч а е т м еха н и ч е с к о го д вигател я, то время и с п ол ьзования т а к и х судов не к а ж е тс я у ж столь отдаленны м . У ж е се йча с е сть реа л ьн ы е п р о е кты о сн а щ е н и я н е б о л ьш и х р ы б о л о в н ы х судов п а р у с а м и для того, чтобы эк о н о м и ть то пл и в о на переходе или б ы стрее п р и й ти в р ай он п р о м ы с ла. В ы д а ю щ и й с я р у с с к и й ф ло товодец С. О, М акаров го во р ил: Р А М Ы Й к р у п н ы й р '-'м ире учебны й п а р у с н и к — бело снеж ны й ч е ты р е хм а ч то в ы й барк «Седов» заверш и л свой первы й после р е ставр а ции, проведенной в К р о нш тад те, морской по ход. — П лавание ф лагм ана у ч е б н ы х суд о в М ин исте рств а р ы б ного х о зя й ств а СССР за ве рш е но усп еш но , — сказал на т о р ж е стве н н ом м и ти н ге в честь в озвращ ения п а р у с н и к а к родны м берегам его к а п и т а н А. П еревозчиков. — О тл и ч н ую ш к о л у м орской в ы у ч к и п р о ш ли на нем 150 б у д у щ и х с у доводителей из М у р м а н с к о го и К а ли н и н гр а д с ко го в ы с ш и х и н ж е н е р н ы х м о р с ки х уч и л и щ . К у р са нты и з у ч и л и та кел а ж но е де ло, работу с п ар уса м и, раз- п ичн ы е суд овы е операции. В ко нц е рейса они у ж е сам осто ятельно п ровод или ш в а р то в ку судна. Все п р а н ти н а н ты п о л у чили к в а л и ф и к а ц и ю — м атрос в торого класса. «Седов» побы вал в Д ании в связи с п разд нованием 300- летил со дня р ож д е н ия изве ст ного м ореплавателя и исследо вателя В итуса Б еринга. Во время рейса, д ли вш е го ся с в ы ше д в ух месяцев, суд н о оста вило за корм ой более 5000 миль, из н и х 1700 — под п а р усам и. После н еп р о д ол ж ите льн ого отды ха э к и п а ж а п а р у с н и к с новой гр у п п о й к у р с а н т о в на борту о тпр а в ится в очередное плавание. Из Р иги — порта п р и п и с к и — «Седов» возьмет «Кто не плавал под парусам и, т о т вряд ли ста не т насто ящ им м оряком ». Д лина барка — 117,5 метра, ш и р и н а — 14,6 метра. Водо изм ещ ение — 6340 тонн. Са м ая вы с о ка я из ч е ты р е х м ачт — гр от-м а чта — ■ 63.5 метра. Б ар к им еет 32 п ар уса общей п л о щ а д ь ю 4192 к в а д р а т н ы х метра. С амы й б ольш ой из н и х — гр о т — 294 кв. м. Н еско л ько лет длились ре м он тн ы е , а точнее говоря, вос с та но в ите л ь н ы е р аб оты на суд н е на верф ях К р о нш та д т с к о го м о р с к о го завода. На па р у с н и к е у ста н о в л е н ы новая, более м ощ н ая д в игате л ьн а я уста н о в ка , соврем енное н а в и га ц ион н о е оборудование и ра д и о а п п а р а ту р а . На «Седове» П роверили и зам енили та к е л а ж и р а н го у т , перестлали п а л уб у. П ол н ость ю бы ли пере о б ор уд о ва н ы ж и л ы е и п р о и з вод ственны е п ом ещ ения. Сей час на п а р у с н и к е х о р о ш о обо р уд ов а н ны е у ч е б ны е классы , библиотека, конф еренц-зал. И нтересно отм етить, что и с следования, п ровед енны е на заводе, показали, что общ ий износ к о р п у с а (это за 60-то лет) составл яет всего 5 — 7 п ро ц е н тов. Одно врем я «Седов» и с пользовался к а к о к е а н о гр а ф и ческое судно. Сейчас на п а р у с н у ю п р а к т и к у стрем ятся попасть сю да м ногие. Увы, п р о й ти ее м огут то лько суд о водители и то не все. В стр о ю осталось всего тр и п а р у с н и к а : «Товарищ » — на Черном море, « К р узенш те р н» и «Седов» — на Б алтике. Вскоре все мы см ож ем «по бы вать» на «Седове». Дело в том, что «К луб к и н о п у т е ш е с т вий» Ц е н тр а л ь н о го телевиде ния п од го то вил передачу об и с то р и и и с е год н яш н е м дне п а р у с н и к о в . О сновны е съ ем ки п ро хо д ил и на «Седове». В. ЛУГАНОВ, н аш внеш т. корр. В Р Е М Я от времени про м ы сло ви ки ж ал у ю т ся : н ет п лавбаз, не х в а та е т плавб аз, д ай те п л авб азы ... Ч то н а это с к а з а ть ? К а к ни п ар адо ксально п р о звуч и т, но плавбаз, это мое личное убеж дение, в объединении «Севрыба» х в а та е т. Иной вопрос — к а к они и сп о л ьзу ю тся. А и сп о л ьзую тся они, п р и зн аем ся честно, не всегда рационально. М ож но приве сти по этом у поводу до вольно много примеров, но то гд а с та т ь я в ы л ь е тс я про сто в «говорильню » с обви н ен иям и в адрес руко во дст ва п лавб азам и и промы сло ви ков. У м еня ж е ц ель д р у га я — п о дели ться с ко ллегам и м ы сл ям и о том , к а к сде л а ть , чтобы н аш и п лавучие производства работали бо лее эф ф е к ти в н о , на всю мощ ь. Н ачн ем q кр атко го ан ал и за промы словой обстановки в Н ор веж ском , Баренцевом м о р ях за последние годы . М ы мож ем о тм ети ть , Что за п а сы сырьевой б азы , о ка зы в а е тся , не б езгр аничны , дли тел ьно сть п у ти н ум ен ь ш а е тс я . Словом , усл о в и я р а боты ры баков о тню дь не у л у ч ш а ю тся . И здесь во зни кает вопрос — а почем у бы не создать автономны е ф л о ти л и и в т а ком примерно составе: п лавб аза, п я ть -ш е с ть «лов цов» (ти п а Г ІС Т «Баренцево море») и один ловец-поиско- в и к (судно ти п а С Р Т - к « С л ав ск » ), н астро енны й ра б о тать с кош елько вы м нево дом? Руко во дство ф л о ти л и ей можно во злож и ть н а к а п и тан -ди р екто р а п лавб азы . А тепер ь попробую до ка з а ть п р еим ущ ества работы ф л о ти л и и перед ны н е с у щ е ствую щ им способом р а боты П С Т с п лавбазам и . Первое. Р уко во д ство ф л о ти л и й ц ен тр ализо вано , н а хо д и тся в о д н и х р у к а х , в то врем я к а к базой н а се го дн яш н и й день, кроме к а п и та н а , у п р а в л яю т ф л а гм а н , н ач ал ь н и к пр омы сла и о т дел плавб аз объединения «Севрыба». К а к т у т избе ж а ть разно р ечи вы х у к а з а ний?.. Кром е того, работая ф л о ти л и ей , можно зн ач ительно ув е л и ч и ть проц ент сы р ь я, н аправляем ого н а пищ евы е ц ели. Д л я этого ф л о ти л ию следует, на мой в згл я д , п е ревести на хо зр асч ет, а оп л а т у тр уд а э к и п а ж у п л а в базы и ком ан дам промы сло в ы х судов производить б з а ви сим о сти от ур о вн я к ач е ств а ры бопро дукции в це лом. Д ум а е тся , что это по м ож ет н аш им промы сло ви к ам более тщ а те л ь н о сл е д и ть , н априм ер, за време нем тр а л е н и я, п р и н им ать все меры к том у, чтобы со хр а н и ть добытое сырье. Ещ е н еско лько предлож е ни й , п о д к р е п л яю щ и х идею . Ч то бы со став ф л о ти л и и бы л п о сто ян ны м , ее, д ум а е тся , надо со здавать из с у дов с о динаковым временем о сви д етельство вани я Р е ги с т ром С С С Р . П ри работе ф ло тил ии в даль н и х р а й о н а х про м ы сла для у м е н ь ш е н и я те к у ч е с т и кадров плавсостава в р е й с о в ы х зада н и я х надо буд ет п ре д усм о т реть р аб о ту э к и п а ж е й в море не более п я ти м есяцев. Потом — заход в и н п о р т и вы лет ко м а н д на п о л у м е с я ч н ы й от д ы х на Р одину. А ко гд а о сно в ной э к и п а ж о тд ы хае т, рем о н т но-подм енная ком анда м ож ет за ни м а ться рем онтом плавба зы и п р о м ы с л о в ы х судов. Все это, на мой взгляд, в итоге п озв о лит у в е л и ч и т ь качество сдаваем ого с ы р ь я и, следова тельно, р а с ш и р и т ь в ы п у с к п р о д у к ц и и у л у ч ш е н н о го ассор тим ента. Ещ е один н ем ало важ ны й мом ент. В 1979 го ду, когда п лавб аза «Профессор Б а р а нов» н а ч ал а работу н а гуг- та с с у с П С Т , вы р исо валась и н тер есн ая п ер сп екти в а очень вы го д ны м и о казал и сь и д л я промы словиков, и д л я н ас передачи грузо в ко н та к тн о (у борта) и при по мощи ваера (б е ско н тактн ы й способ передачи). С ейчас э ти способы уж е достаточно о тр аботаны . Н о бы л и тр е ти й способ т - передача уло ва с тр а у л е ра методом цубрингеров. Он довольно слож ен , но, мне д ум а е тся , за ним будущ ее, та к к а к это очень вы го д ны й способ (р аза тр и в 1979 году м ы усп еш но работали им ен но та к ). С у т ь этого метода та ко в а . Н а П С Т перед сп у с ком тр а л а «обряж аю т» тр а л о вы й м еш о к а с тр а ха н с к и ми к у х т ы л я м и , плавом . К о г да тр ален и е закон чено и тр а л п о дн им ается на тр а у лер, тр ал о вы й м еш о к «отре за е тся» и за в я зы в а е тс я . К нем у к р е п и тся приспособле ние д л я его вы лова — про водник, и мешок сп у ска е тся по сл и п у обратно в море. С п лавб азы «кош кой» л о в ят проводник, которы й вы б ира ется за тем тяж ел о ве сны м и стр е лам и до стал ьно й л апы . С кор о сть подъем а м еш ка на п л авб азу б удет за в и се ть от кр еп л ен и я стал ьн о й л а п ы к гл а го л ь -га к у и от того, к а к бы стро м атросы отсо един ят капроновы й проводник от стально го. О перац ия закон чен а. П л авб аза у к л о н я е тс я т а к , чтобы тр ал о вы й м еш ок ос та л с я с наветренного борта. (П р и ш тормовой погоде н е обходимо за к р ы ть тр ал о вы й м еш о к бортом п лавб азы ). Тако во схем ати ч но е опи сание процесса. К а к ви ди те, он сродни б еско н тактн ом у способу передачи сы р ь я на базу, но есть у метода серь езное преим ущ ество. Рабо т а я им , П С Т м ож ет преспо койно «бросить» м еш ок в море, п о ста в и ть у себя з а пасной тр а л и п ро долж ать л о ви ть ры б у. А п лавб аза подберет м еш ок то гд а, к о г д а уж е п о яв и тся во зм ож н о сть сд ел ать это. О тсю д а—м а кси м ум сы р ья и дет на пищ евы е ц ели , ибо рыба х р а н и тс я в родной с ти х и и , а П С Т не п ро стаи ваю т, п о ско л ьку не «привя за ны » к своим тр ало вы м м еш кам . С пособы передачи гр уза, ра зум еется, н у ж н о буд ет чередо вать. П ри ти х о й погоде мы см ож е м работать б е ск о н та к т н ы м способом , у борта, а т а к ж е ц уб р и н ге р о м . То судно, к о торое передало свой гр у з по следним способом, на сл е д ую щ и й раз п о д хо д и т и ш в а р т у е т ся у ж е у борта. За время р аз г р у з к и на н его п еред аю т т р а ловы й м еш ок, п р о д у к т ы , за п р а в л я ю т то пл ивом . Кстати, о топливе. Д ум ается, не следует надолго « пр исте гив ать» суд но к плавбазе, передавая то пл иво в больш ом количестве, а сн аб ж а т ь суд н о п о р ц ия м и. Э ко но м ится п ро м ы сло во е время. Сдал с ы р ь е — за время сдачи за пр а вился 10 — 15 то н н а м и го р ю ч е го. Зачем больше? Ведь ско ро о п я ть идти к базе и о п я ть м ож н о будет п од запра виться. Но вернем ся к методу работы цубрингеров. И та к — п р еим ущ ества его д о каза н ы . Но почем у ж е он та к редко и сп о л ьзуе тся? Дело в том , что р а ссч и тать п лав д л я тралового м еш ка -— до вольно слож ное дело. В 1979 го ду м ы уб едились, к ч ем у м ож ет привести ош иб к а . О дин П С Т о став и л ме ш о к — то н н 10— 15 ры бы — в море. Е го п лав держ ал. Н а следую щ и й раз в м еш ке было сы р ь я тонн 20—25. И о п ять п лав уд е рж а л его. Но вот о став и л и м еш о к, где ры бы было больш е 25 тонн. М еш о к с тр удом сп а сл и ... Ч то л говорить — горь к и й ур о к. Но метод о т это го не с та л х у ж е . И ной во прос ■—• легко и бы стро его не освоить. И дело даж е не то л ько в расчете п л а в а , а скорее в том , что некоторы е к а п и та н ы промы словы х г у дов не зн аю т, как говорит ся, у д е рж у, обуревает ;:х - охотничий» азар т — рыбы в зять к а к можно больше. И совершенно забы ваю т о си стеме клапано в, которыми можно о гр аничи вать улов, наприм ер, до 25 тони на подъем. А к а определенный, с таб и л ьны й улов рассч и тать п лав неслож но. Добиться ж е э т и х с та б и л ь н ы х подъ емов пом огут усло ви я, кото рые п о я в я тся при работе ь составе автономной ф л о ти лии. И вот еще о чем хотелось ска зать. Работа методом цубрин- героз, б е с к о н та к тн ы м спосо бом передачи р ы б ы требует б о л ь ш о го вни м а н ия и опы та от э к и п а ж а плавбазы . И если с вним анием легче, то с о п ы том не всегда в ы хо д и т ладно. Возьмем, к п ри м е р у, подъем тр ал о во го м еш ка по сл и п у базы. Это — серьезная опе рация, в ко то р о й за ня ты в а х т е н н ы й ш ту р м а н , два пал уб н ы х м атроса, лебедчик с л у ж бы обработки, у х м а н , под вах те н н ы й ш ту р м а н или боц ман. П ри д лител ьной работе б е с к о н та к тн ы м и способам и на ш т у р м а н с к и й состав л о ж и т ся б ольш ая допо л ни те л ьн а я н а гр у з к а — ведь ш т у р м а н ы п о сто ян н о в ы зы ва ю тся на под в а хты по обеспечению без о п а сн о сти м ореплавания. Д обавим к это м у, что еы- ли вка улова из трала ведет ся « к а к бог на д у ш у поло ж и т» , непроф ессионально. П одъемы трала тож е не назо веш ь п р о ф е ссио на л ьн ы м и — трал ы часто р вутся, а это поте р и р ы б ы . Так вот длп то го, чтобы и с к л ю ч и т ь эти по тери, и с к л ю ч и т ь с л у ч а и - на м оток тралов на в ин т базы, необходим о, очевидно, ввести в ш т а т плавбазы тр ал м ейсте ра. Он м ог бы заним аться од новр е м е н н о рем онтом тралов, и х осм отром , п р оф ил актико й. В о т та к и м и м ы слям и мне хо тело сь п о дели ться с ко л легам и . Конечно, д л я про ведения эксп ер им ен та, д л я экономического обосно ван и я его вы го ды необхо димо содействие работни ков уп р авл ен и я «Севрыб- пром р азведка», тралового ф л о та , специалисто в «Сев- ры б хо л о дф л о та», поско ль к у ф л о ти л и я долж н а соз д а в а ть ся из судов э ти х п редприяти й. Э ксп ер им ен т можно н а ч а ть в весеннюю мойвен- н ую п у ти н у с переходом на промы сел п у та с с у в Нор веж ском море. А за тем подвести ито ги : вы го дна орган изац ия ф л о ти л и й и ли н ет? Я уверен: это будет выгодно! Ю. ВИДЕНЕЕВ, кафтан- директор плавбазы «Про фессор Баранов». В а ш е м н е н и е ? УВЕРЕН: ЭТО ВЫГОДНО Т /'Д К б о л е е э ф ф е к т и в н о и с п о л ь з о в а т ь п л а в у ч и е п р о и з в о д с т в а ? Э т о т в о п р о с п о д н и м а е т Ю . В и д е н е е в — к а п и т а н . д и р е к . т о р п л а в б а з ы « П р о ф е с с о р Б а р а н о в » у п р а в л е н и я « С е в р ы б х о л о д ф л о т » в с т а т ь е , к о т о р у ю м ы п р е д л а г а е м в н и м а н и ю н а ш и х ч и т а т е л е й . П р е д л о ж е н и я , в ы с к а з а н н ы е а в т о р о м , з а и н т е р е с о в а л и р а б о т н и к о в с л у ж б ы м о р е п л а . в а н и я и о т д е л а н а у ч н о й о р г а н и з а ц и и т р у д а ■«С е в р ы б х о л о д ф л о т а ». II м ы н а д е е м с я , ч т о с т а т ь я н е о с т а в и т р а в н о д у ш н ы м и т а к ж е и р а б о т н и к о в р ы б о п р о м ы с л о в ы х ф л о т о в , у п р а в л е н и я « С е в р ы б п р о м р а з в е д к а » , н а к о н е ц , к о л л е г В и д е н е е в а и о н и п р и м у т с а м о е з а и н т е р е с о в а н н о е у ч а с т и е в ее о б с у ж д е н и и н а I г р а н и ц а х е ж е н е д е л ь н и к а . Хозяйствовать эффективно! • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 13 ноября 198! г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz