Рыбный Мурман. 1981 г. Ноябрь.

Хозяйствовать эффективно! В Е З Ш Т У Р М О В И U E T П Р О Б Л Е М у А . Д. * * Л ев ч ук а. З а 14 л ет с у ­ щ ество ван и я бри гады , ко ­ торой он р уководи т бессмен­ но, л иш ь один раз к о л л е к ­ ти в не вы п о лн и л задание м есяц а, и то потом у, что в ы ­ ш ел из строя стар ен ьки й револьверный стан о к. З ам е ­ нили его. и вновь все пошло к а к по н а к а та н н ы м рельсам — что ни год. то досрочное заверш ение программы . Все -»то о б ъ ясн яется та к : в бригаде работаю т мастера своего дела. А с та ть м а сте ­ ром в и х проф ессии, точнее за н я ти и , нелегко. Почем у не «профессии >, а « зан яти и »? В трудовой к н и ­ ж к е каж дого из членов бригады и правда сто ит вполне определенная запи сь о специально сти. Н априм ер, то к ар ь, к а к у А . Д. Л ев ч ука. Но б уквально к а ж д ы й ум е ­ ло владеет всеми 28 опера­ ц и ям и по обработке в к л а д ы ­ ш ей подш и п ни ков к д и зе­ лям тр ал ьщ и ко в . Недаром бригада ком п ле ксн ая, и со­ с та в л я е т она ц елы й уч асто к на К а н д а л а кш ск о м м е ха н и ­ ческом заводе. ІІо к о в к и п о л уч а ет это т у ч асто к из кузн ечного ц е ха , а вы п у ска е т уж е готовую продукцию . З аго то вки рабо­ чие стр о гаю т, р астач и ваю т, то р ц ую т, о тж и гаю т, ф р е зе­ р ую т, за л и в аю т, свер л ят, по ­ л и р ую т. ш л и ф ую т... И не важ но , уш ел ли кто -то в о тп у ск или приболел. ■— п лан будет вы по лн ен , к а к бы ли успеш но заверш ены за д ан и я десятой п я ти л е тк и и недавно, на тр и м есяца р аньш е срока, — первого года п я ти л е тк и од и н н адц а­ той. П ом ните поговорку: к а ж ­ ды й за себя — один бог за в сех... Н аследие прош лого, навсегда забы тое. Воочию можно уб ед и ться — в к о л ­ л екти в е Л е в ч ук а к аж д ы й о твечает сам за себя, п р еж ­ де всего, но н есет и м о р аль­ н ую . и м атер и ал ьн ую о тв е т, ствен н о сть за всех. П одм о­ гой в т а к и х о тн ош ен и ях стал к о эф ф и ц и е н т личного у ч а с ­ ти я . У ч е т вкл ад а каж д о го ве­ д ется в специальной ведо­ м ости, и если вы р аботка со­ с та в л я е т в целом, д о п ус­ ти м , 120 процентов, т о к о ­ э ф ф и ц и е н т р а в н яе тся 1,2. С оо тветственно , в за в и си ­ мости от к о эф ф и ц и е н та , н а ­ ч и сл яе тся и процент пре­ м и а л ь н ы х . — Бю ро К а н д а л а кш ск о го горком а К П С С , — р а сс к а зы ­ вает секр етарь п ар тком а э а . А В Р А Л О В вода С . В . М ош ко в. — рас­ смотрело о пы т организации бригадной ф ормы тр уд а и одобрило работу ко л л е к ти в а п р ед п р и яти я в этом н ап р ав­ лении. И н тер есны й мом ент: по­ ощ р яю тся в бригаде не то л ь ­ ко качество и коли чество , но и р и тм и ч н о сть в ы п у с к а п р о д укц и и . Д о п устим , на м есяц бригаде дано задан и е в ы п у с ти ть 300 ком п лекто в м о ты л е в ы х в кл ады ш ей . Е с ­ ли в первой декаде сдается 100 к о м п ле кто в, то прем ия со став л яе т 15 процентов, при таком ж е коли честве во вто ­ рой — 10 процентов, и, н а ­ конец , в тр етьей — 20 про­ центов. В(57 вам , п о ж а л у й ­ ста . заин тер есо ван но сть в сдаче про дукц ии без «ш ту р ­ мов» и «авралов». Е сте ств е н н о , при таком полож ении дел в бригаде р а сту т п роизводительность тр у д а , зарабо тн ая п л а та . В начале каж дого года ч л ены к о л л е к ти в а п и ­ ш у т за яв л е н и я ад м и н и стр а­ ции с просьбой уж е сто ч и ть им нормы времени на обра­ бо тку издели й. П очем у? Р а ­ бочие радею т преж де всего о сн иж ен и и себестоимости п р о д укц и и , увеличени и ее в ы п у ск а , рентабельности производства. Но и это не все: п я ть л е т н азад в б ри га­ де работало 14 человек, сей­ час — вдвое меньш е. Н азо ­ вем и х : С ергей Н ико лаевич Б у та к о в , В и кто р Н и ко л ае ­ вич М алы ш е в . М и ха и л О си­ пович Т р у с , Н и ко лай П а в ­ лович О солодки н. А л ексан д р В ал ен ти н о ви ч Н и ко лаев и молодой рабочий И горь Ка- . заков. ...У тр ом в ц ех раньш е д р у­ ги х п р и хо д и т бригадир. У б е ­ д и тс я , сполна ли бригада з а ­ гр уж ен а работой, и только после этого сам начин ает тр уд и ть ся . ...П р иш е л в и х бригаду слесарь Сергей Б у та к о в . П ро ­ ш ел год с небольш им , и он освоил профессию то кар я, ф резер о вщ ика, стр о гал ьщ и ­ ка. Словом , стал сп е ц и ал и с­ том на все р у к и , к а к и его у ч и те л ь А л е к са н д р Д авы до ­ вич Л е в ч ук , кавалер орде- ' на Трудового Кр асного З н а ­ мени, ѵдарник п я ти л е тк и . А . В И Л О В . Н а с н и м к е : б р и г а д и р А . Д . Л е в ч у к ( в т о р о й с л е в а ) с о с в о и м и р а б о ч и м и . Ф о то в . Ш пр ин гер а. С Щ Е во время постройки п ер вы х причалов М ур ­ м анского рыбного порта портовики стал и д ум ать о том , к а к облегчить тя ж е л ы й ручной тр уд при разгр узке ры боло вны х судов. В ед ь в то время не было н икако й м ехан и зац и и . Н а помощь портовым рабочим, в ы гр у ­ ж а вш и м ры бу вр учн ую и перевозившим ее с помо­ щ ью гуж евого транспорта (на подводах), п р иш л а пере- нии по р тальны е к р аны стал и вн ед р яться и в д р у ­ ги х р ы б н ы х п о р тах стр а ны . Н а р яд у с этим р азвивалась и те хн о л о ги я погрузочно- р а згр узо ч ны х работ. В п я т и д е с я ты х - ш е сти ­ д е ся ты х го д ах порт попол­ н и л ся новым и кр ан ам и : «Ансальдо» (Ге н у я ), « А л ь ­ брехт» и «Форель^ (Г Д Р ), «Ганц» (В е н гр и я) и кр ан ам и отечественного производ­ ства — «Кировец» и «Ком- работ. внедрение передовы х методов тр у д а ,, и спользо ва­ ние средств малой м е ха н и ­ зац ии —- все это застави ло портовиков и ск а ть о п ти ­ м альны й в ар и ан т расстано в­ к и п о р та л ьн ы х кранов на пр ич ально й ли н и и . К а к и м и ' Же п у тям и ш ел к о л л е к ти в м ехан изатор о в и техно ло гов к то м у, чтобы п ерегрузочн ая те х н и к а с т а ­ л а н ад еж ны м помощ ником докеров-м еханизаторов? Первое время к р ан ы то и дело из-за неправильной э к с п л у а та ц и и вы хо д и ли из стр о я. С к а зы в а л о с ь то , что в б р и гадах ещ е не было о пы та и спо льзования м е ха ­ низмов, не хв а та л о к в а л и ­ ф и ц и р о в а н н ы х сп е ц и ал и ­ стов. Ш л о . врем я, молодежь, но ви чки уч и л и сь у своих о п ы т н ы х с та р ш и х то в ар и ­ щ ей по работе, а те охотно д ел и л и сь с уч ен и к ам и сек­ ретам и м астер ства. О дин из Ручной труд — на плечи машин верный помощник докера д в иж н а я эл е ктр и ч е ск а я л е ­ бедка (сте л л и н г). Э то при­ способление д л я в ы гр у зк и ры бы высвободило д е ся тк и рабочих р у к , зн ач ительно со кр ати ло время сто ян ки судов у причалов. И это не­ мудреное устр о й ство э к с п л у ­ атировало сь в п о р ту около тр и д ц ати л ет. В те ж е годы бы ли сделаны первы е серь­ езны е ш а ги по м ехан и зац и и д р у ги х р у ч н ы х работ, годо­ вой грузооборот д о стигал 600 ты ся ч тонн . П о тем временам это бы ло зн ач и ­ тельно е до стиж ени е, но се­ го дн я та к о й п о ка зател ь р а­ вен кв ар тал ьн о м у грузо ­ обороту порта. В 1947 году на п р и ч алах порта п о яви ли сь первые пор тальны е к р ан ы «Сто- тер-П ит» (А н гл и я ), которы е п р им ен ялись на вы гр узке ры бопродукции с п лавбаз «Онега» и « В о р к у та » . В то трудное время и зародилось у нас крановое хо зяй ство , портовики по праву н азы в а­ ю т его «большой м е хан и за­ цией». П осле у с п еш н ы х э к ­ сп е р им ен тал ь ны х и сп ы та ­ м унар». З а го ды восьмой и д евятой п я ти л е то к в п о р ту построен новы й грузовой район (в П е туш и н о й губе) с причальной л инией , о сна­ щ енной соврем енными вы - сокопроизводитель н ы м и кр ан ам и . В н асто ящ ее время порт р асп о лагает совершенной крановой м е хан и зац и ей . К о ­ личество п о р та л ь н ы х кр а­ нов грузоподъем ностью 3— 10 тон н с вы летом стр е лы 25— 30 метров до стигло бо­ лее п я ти д е ся ти . Д л я рабо­ т ы на с к л а д а х п р им ен яю тся козловы е, гусен и ч ны е, пн евм околесны е, а та к ж е ж елезнодорож ны е кр аны грузоподъем ностью от 7,5 до 20 тонн. П о мере того к а к порт поп о лн яется новой крано­ вой те хн и к о й и в ы те сн я е тся тя ж е л ы й р учной тр уд , ме­ ха н и за ц и я стан о в и тся гл а в ­ ным звеном при переработ­ ке грузо в. Р е к о н с тр у к ц и я причало в, выбор перегру­ зочного оборудования, совер­ ш ен ство вани е те хн о ло ги и погрузочно - р а згр у зо ч н ы х Д л я сп ец и али зац и и при­ чалов и районов п орта, л у ч ш е й ком поновки те хн о ­ л о ги ческо й с хе м ы обработ­ к и судов и рационального испо льзо вания каж д о го к р а ­ н а и х неоднократно м е н я­ л и м естам и н а п р и ч а л а х. И м ее тся большой о п ы т при­ м енени я п л а в у ч и х кранов грузопо дъ ем но стью до 250 то н н д л я переноса п о р тал ь­ н ы х кр ано в без предвари­ тельн о го д ем о н таж а. В п е р ­ вы е в 1955 году та к и м об­ разом было перенесено два к р ан а «Стотер-Пит;> и з тор­ гового п орта в ры б ны й . П о с­ ле м о дернизации и р еко н ст­ р у к ц и и причалов из южного грузового района в север­ н ы й перенесли н еско лько «Ф орелей», «Ганц ев» и «К омм ун ар ов», а н а У го л ь ­ н ую базу — «Ганц » и « А н ­ сальдо». Н а п ереноску и у с та н о в к у п о ртального к р а ­ н а с помощ ью плавучего ухо д и л о всего 4— 7 часов, в то врем я к а к д л я дем он та­ ж а и м о н таж а требовалось н еско лько м есяц ев. И это то ­ ж е за сл у га м ехан и зато р о в. ветеранов порта, ста р ш и н инж ен ер -м ехан и зато р пер­ вого грузового района Н и ко ­ л а й М и ха й л о ви ч П е тр ун и н — во сп и та тел ь и н а с та в ­ н и к . По д уш ев н о м у с к л а д у это добрый и о тзы в ч и вы й человек. В районе его зн ае т к а ж д ы й . С воим м а сте р ст­ вом, н а в ы к ам и д е л и тся он с молодыми рабочими. А о п ы т у него н ем алы й : в 'порту с 1944 года, ко мно­ гим работам при вы чен — он э л е к тр и к и транспортер- щ и х , агр е гатч и к и слесарь, м аш и н и ст экск ав ато р а и к р ан о вщ и к, м е ха н и к и и н ­ ж енер. И недаром ко м м у­ н и ст Н и ко л а й М и ха й л о ви ч П е тр ун и н бы л н ап р ав лен в д ву х год ич н у ю ком андиро в­ к у н а К у б у д л я о казан и я те хн и ч е ск о й помощ и н аш им д р узь ям в освоении такого слож но го м е хан и зм а, к а к кр ап . З а добросовестный тр уд н агр аж ден п р ав и тел ь­ ствен ны м : і на гр ад ам и. В а ж н ую роль в обеспече­ нии бесперебойной работы кранов вы п о л н яю т бригады вы со ко кв ал иф и ц и р о в а н- н ы х слесарей по ремонту и о бслуж иван ию грузоподъ ­ е м н ы х м аш и н . О дн у из л у ч ш и х бригад первого гр у ­ зового района в о згл авл яет И в а н П рохорович Борисов. В н асто ящ ее время в пере­ довом ко лл ек ти в е больш ин­ ство спец иалисто в с ш есты м (вы сш и м ) разрядом , то лько м олодеж ь им еет 4— 5 р азр я­ д ы , все они сп р ав л яю тся с любой работой, с любым м ехан и зм ом , ремонт кранов в ы п о л н яю т в срок и досроч­ но, с хор ош им качеством . Простоев по причине неис­ п р авно сти м еханизм о в п р а к ти ч е с к и не бы в ает, это у ж е давно и зж и то в порту. Д л я того чтобы работать на портальном кран е, кр а­ н о вщ и к д о лж ен хорошо з н а ть не то л ько те хн и к о ­ эксп л уатац и о н н ы е дан ны е м аш и н и м еханизм о в, но и все те хн о ло ги ч ески е про­ ц ессы . О н д о лж ен зн а ть и у м е ть п р и м е н ять новейшие за х в а тн ы е устр о й ства. Н а см ен у тр адиц ионном у гр у з­ ч и к у п риш ел рабочий ком ­ п лексн о й бри гады — докер- м ехан и зато р . С его дн я чело­ век, не им еющ ий сп ец и аль­ ной подготовки, работать в по р ту просто не м ож ет. В е д ь кр ан о вая м е хан и зац и я пом о гает вы п о л н я ть не то л ь ко работы по в ы гр у зке ры бопро дукц ии, но и о к а зы ­ в а ть у с л у ги м ор якам при за гр узке снабж ен и я на су­ да. Б л аго д ар я своей вы сокой произво дительно сти пор­ та л ь н ы й кр ан в н асто ящ ее время с та л основным видом п ер е гр узо ч ны х м аш и н в п о р ту. И в п ерсп екти ве он о стан ется гл а в н ы м оборудо­ ванием ун ивер сального н а­ зн ач ен и я на н а ш и х п р и ч а­ л а х . В . Я К О В Л Е В , инж енер- те хн о л о г М урм ан ско го м орского рыбного порта. • 4 стр. «■РЫБНЫЙ МУРМАН »= 13 ноября 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz