Рыбный Мурман. 1981 г. Март.
З НАКОМСТВО началось ба. нально. Приятная миссия — писать праздничный очерк — как и ожидалось, омрача лась неприятными и отнюдь непраздничными буднями: отыскать неведомую героиню, соответствующую «стандарту», договориться по телефону о выгодной для себя •— «нет- нет, что вы, если вам удобно это время...» — встрече (вре мени, само собой, в редакци онной текучке не хватало), после телефонного обмена любезностями облегченно вздохнуть и в томительном ожидании, когда придет «час назначенный», мозолить глаза соседям по кабинетам, не подозревающим, что в го лове сейчас одна забота —• придумать такой вопрос, после которого ошеломленный герой приступит к исповеди собст венной жизни. Пусть читатель поймет меня правильно: не надо доплачи вать журналистам за вред ность, но и трудно ждать от них высокохудожественных произведений, если постоян но приходится за час-полторь доводить человека до седьмо го пота (пот самого журна листа, понятно, не в счет), пытать сокровенные мысли, проще говоря, вскрыть ду шу одним махом, слов но консервную банку, и уложить двадцать, тридцать, а то и пятьдесят лет жизни в триста или, если «расщедрит ся» ответственный секретарь, з пятьсот строк газетной по лосы, А что делать? Знакомство наше продол жилось внезапно и грозило катастрофой. Часа через дза по телефону меня разыскива ла... героиня. И это тоже не предвещало ничего хорошего. Мы обменивались любезностя ми, и неприятный холодок, словно диверсант, закрады вался в душу. Минуты три поторговались из-за пятна дцати минут и без того ис кромсанной по срокам буду щей встречи, пока не был достигнут вежливый компро мисс. DOT и готов эскиз портрета *- современной женщины, не важно, что пока не удалось ее увидеть, но все по стан дарту. Конвейер современной жизни в действии: работа — магазин — дом. Постоянный цейтнот... Остальное можно домыслить, вписав соответст вующие имена и даты. Например, так: «А когда утомленный от дневных забот город засыпает, она уходит на кухню, чтобы не тревожить близких, и еще долго не гас нет свет в окне, а в мыслях, в мыслях (!) она уже в на ступившем... завтрашнем дне. Потому и дорога нам, как и миллионы других, эта простзя советская труженица!» Или так: «Мужчины, береги те женщину! Слава ей — ма тери, жене, сестре!» После этих слов остается рядом со словесным памятником герои не укрепить табличку «Охра няется государством», которая сама по себе сохранности ис торическим сооружениям не гарантирует. Реже случаются попытки понять, отчего же она, наша любимая, к сорока годам кла. дет таблетку валидола под язык и кому он нужен — такой «героизм»? Но какие бы ни делались попытки, тон уча стливого сочувствия к жен щине остается неизменным. А она, женщина, может, эту жалость считает унизительной и сама, без советов, давно разобралась, как ей строить жизнь ни себе, ни обществу не в ущерб. Л ЮДМЙЛА Анатольевна Евсеева, преподаватель русского языка и литературы Мурманского мореходного училища имени И. И. Месяце- ва, классный руководитель группы выпускников четверто- учебные часы. Ну что ж, как раз и на стал момент пожалеть, посо чувствовать героине, только попробуй, лиши ее этих нерв ных будней — вкус к жизни пропадет. Она пробовала. После непродолжительной ра. боты в школе, преподавания в Горьковском инязе работала (и не один год!) библиогра фом в университете, была корреспондентом молодежной газеты (приятная для меня не ожиданность), но какая-то со сущая тоска тянула назад — к этим озорным непоседам. Чуда тут не было: и мать, и отец заслужили пенсию на этой же, благородной ниве просвещения. Чуда, наверное, не будет, если юная Аня полненного лекциями в инсти туте, за вечер Людмила умуд рялась побывать в двух мос ковских театрах. Есть ведь по ра в жизни, которую потом не наверстаешь, не воротишь! А между тем и пришла ес тественная потребность отда вать накопленное ’ другим, у кого все еще впереди. Сама она, прекрасно понимаете, это го не говорила. Дело не в скромности или в иных «де журных» добродетелях — об этом попросту не принято го. ворить. Вот вам в подтверж дение случай из учительской практики. — Поручила я второкурсни кам написать рефераты о тзорчестве современных писа телей. Один курсант выбрал О ч е р к го курса, заместитель пред седателя отделения общества «Знание», политинформатор, заведующая секцией препо давателей русского языка и литературы, мать тринадцати летней дочери и, может быть, прежде всего — женщина, ни на миг не теряющая своей обаятельности, заявила кате горично: — Сократить рабочий день женщине? Это означает, что она на работе будет никто. Нет уж, как хотите, или ра ботать, или не работать! Улыбка, согретая добрым теплом доверия к собеседни ку , скользнула по лицу и за таилась в карих, немного ус талых красивых глазах. Рабо чий день подходил к концу, пусть, по ее любимому опре делению, он не был «показа тельный», но досталось спол на. Утром посетила своих «де тей» — четверокурсники толь ко что вернулись с морской практики, впервые были за границей: надо узнать, как-то они восприняли иной мир (родители волнуются, хотят, чтобы' их мальчики замечали не только прелести моряцкой жизни). Затем побеседовала с членами общества «Знание»— идет смена билетов, переат тестация, значит, каждого опросить, а список немалый: сейчас в перзичной организа ции общества «Знание» око ло 40 человек. Поручение для Людмилы Анатольевны новое — не хочется ударить в грязь лицом... И, откровенно говоря, время нашего разговора тоже у нее не свободное («сижу здесь, а должна быть там, классный час идет, у моих — встреча с таможенниками»), В пятницу — политинформация, в суббо ту — подведение итогов... — и так, как будто само собой разумеется, мы оба обходим молчанием ее обязательные (когда она была совсем-сов. сем юной, в паузах между всхлипываниями шептала; «Ма мочка, миленькая, ну зачем ты стала учительницей?», а те перь вполне серьезно заявля ет: «Я тоже буду работать в школе!») станет учителем в третьелл поколении семейной династии. И все-таки приззание по наследственности — не слиш ком ли упрощенно? Конечно, нет. ОЕЗЛО ЕЙ, с самых ранних лет везло — увидела всю страну. Начинала учиться здесь же, на Севере, заканчи вала школу на Камчатке, жи ла и работала в Горьком, выс шее образование получила в Московском педагогическом институте имени В. И. Лени на... Мало? Так и это не все: надо же, с детства запала меч та побывать в Индии (кто зна ет, почему именно в Индии?), и, как в сказке, мужа на три года отправили работать в за гадочную восточную страну. «Другие оттуда машины при возят, а мы ничего не при везли, Зато столько объезди ли, увидели!..» С каждым но- зым впечатлением росла, крепла жажда жить: увлека тельно, в полную силу, не размениваясь на скуку или об стоятельства. Видеть, чувствовать мир.. Это кажется, что он запечат- ляется в памяти только абри сами новых городов и вели, чественных памятников куль туры, таинственно красивыми мелодиями и движениями на родного танца, крылатыми строками стихов... Жить — значит ОБЩАТЬСЯ с людьми, нет более точного синонима жизни; общаться даже с те ми, кто давно ушел из жи з ни, но оставил на земле свой яркий. неповторимый след. Иногда эта жажда жизни за хлестывала ее: после дня, за. Валентина Распутина (он при ехал в училище из «глубинки»). Спрашиваю: «Ты деревню лю бишь?» А он в ответ: «А за чем мне ее любить, я живу б ней!». И еще к вопросу о наслед ственности. Отец Евсеевой был историком, мама препо давала домоводство, а вот дочка предпочла литературу. Не Андрей Болконский или Павел Корчагин тому виной — «любимый герой, писатель? — слишком случайный вопрос, все равно что любимый сорт конфет Для меня литература — человековедение, помните, у Горького о назначении писа теля?» Я не помню, но мне не стыдно — вопрос поставлен тактично. И продолжаю свое: — И все же, все же, кто из современных? Астафьев, Белов, Распутин, Трифонов?.. Я почти уверен, кого онз назовет первым. Точно, Три фонов: «Обмен», «Дом на на бережной». . Да, курсанты, мужской коллектив невольно «учат» учительницу трезво смотреть на вещи. С «родст. венными душами» — девоч ками, наверное, было бы про ще, тем паче — на уроках ли тературы. Здесь сложнее, но и она, женщина, мать, именно здесь нужнее им. — Мальчишкам нужна муж ская рука, и все же зижу: по сле мамы так хочется им, что бы их пожалели. А другой раз у кого-то беда стряслась — со мной им легче... Мы заключаем с Людмилой Анатольевной дипломатиче ское соглашение: имен и не счастных историй не будет, слишком они «прозрачны» для ее курсантов, которые будут читать эту газету. А вот всегда ли они жалеют ее так, как она их сейчас? — На первом курсе, входя, приходилось напоминать: в классе дама, почему нет сту ла? А иногда войдешь — шум внезапно оборзется, но от. дельные слова долетят... Сегодня четверокурсники, ее первый выпуск в училище, ведут себя в женском обще стве как и положено джентль менам. После чехословацкой эстрады, на которую группа ходила гораздо большим со ставом (у многих ребят появи лись избранницы), в гардеробе наперебой устремились пред. лагать свои услуги учительни це. А, впрочем, почему учи тельнице? ЖЕНЩИНЕ, благо даря которой они усвоили: мужчина должен быть рыца рем! — Люблю вести этику и эстетику, — продолжает рас сказ Людмила Анатольевна. — В этом году наконец-то ввели факультатив, всего тридцать часов. Когда я сказала: сего дня последнее занятие — по классу нескрываемый вздох сожаления.. Литература и эс тетика — единственные пред меты, где они могут свободно поговорить. Она вообще любит фзкулэ тативы: там не- надо стазить оценки. «Я бы отменила эти «тройки», «четверки», «пятер ки». Лучше сказать: хорошо, очень хорошо, не очень... Как бы научить детей не за оцен ки работать, а на доверии». П С ИНТЕРЕСОМ наблюдаю, • • • / 1 как Людмила Анатоль. евна ведет факультатив рус ского языка (тоже, к ее сожа. лению, «непоказательный») с еще совсем юными ребята ми — «первоклашками» море ходки. — Пожалуйста, тозариш Бой. цов. Правильно, молодец... Умница-разумница. . «И день-то свеж, а кости ло мит», — это не к вам отно сится... «Над старостью сме. яться — грех», — а это как раз к вам...». Хрестоматийные примеры по синтаксису рож дают смех: короткая передыш ка — и для учеников, и для учительницы. А я вспоминаю про замкну тый круг: работа — магазин — семья, Ни на одно из состав ных она не сетовала — а, может, и нет замкнутого кру га? Есть одна жизнь, где лич ное так переплелось с обще- ственным, что не отличишь да, тожалуй, и не стоит, Жипет человек, нашедший себя, счастливый в семейной жизни, уважаемый в коллек тиве (коммунисты училища только что приняли Л. А, Ев сееву кандидатом в члень КПСС). Собрать все ее ка чества воедино, и станет ясно: живет в Мурманске трудится з мореходном училище Дей. ствительно Красивая Женщина. «Красивая женщина — это профессия», — сказал очень известный поэт, которого я лично не очень люблю. Но о^ очень верно сказал! В БЛИНОВ Постскриптум опять теле фонный звонок, уточняемде тали, факты. «Я вас очень прошу, ибомне много нена. до, коллектив унас прекрас ный. нехочется в нем плохо работать!» I t I Посвящается женщинам лл ОСКВА. Главная редак- ‘ ция музыкальных про. грамм Центрального телеви дения готовит программу «Голубого огонька», посвя щенного Международному женскому дню. В праздничный вечер мил. I лионы телезрителей встре тятся со своими любимыми актерами. Режиссер - поста новиіик программы С. Жу равлев, ведущий оператор А. Аронов. На снимке: рабочий мо мент съемок. Фотохроника ТАСС. • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 6 марта 1981 е*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz