Рыбный Мурман. 1981 г. Март.

З НАКОМСТВО началось ба. нально. Приятная миссия — писать праздничный очерк — как и ожидалось, омрача­ лась неприятными и отнюдь непраздничными буднями: отыскать неведомую героиню, соответствующую «стандарту», договориться по телефону о выгодной для себя •— «нет- нет, что вы, если вам удобно это время...» — встрече (вре­ мени, само собой, в редакци­ онной текучке не хватало), после телефонного обмена любезностями облегченно вздохнуть и в томительном ожидании, когда придет «час назначенный», мозолить глаза соседям по кабинетам, не подозревающим, что в го­ лове сейчас одна забота —• придумать такой вопрос, после которого ошеломленный герой приступит к исповеди собст­ венной жизни. Пусть читатель поймет меня правильно: не надо доплачи­ вать журналистам за вред­ ность, но и трудно ждать от них высокохудожественных произведений, если постоян­ но приходится за час-полторь доводить человека до седьмо­ го пота (пот самого журна­ листа, понятно, не в счет), пытать сокровенные мысли, проще говоря, вскрыть ду­ шу одним махом, слов­ но консервную банку, и уложить двадцать, тридцать, а то и пятьдесят лет жизни в триста или, если «расщедрит­ ся» ответственный секретарь, з пятьсот строк газетной по­ лосы, А что делать? Знакомство наше продол жилось внезапно и грозило катастрофой. Часа через дза по телефону меня разыскива­ ла... героиня. И это тоже не предвещало ничего хорошего. Мы обменивались любезностя­ ми, и неприятный холодок, словно диверсант, закрады­ вался в душу. Минуты три поторговались из-за пятна­ дцати минут и без того ис­ кромсанной по срокам буду­ щей встречи, пока не был достигнут вежливый компро­ мисс. DOT и готов эскиз портрета *- современной женщины, не­ важно, что пока не удалось ее увидеть, но все по стан­ дарту. Конвейер современной жизни в действии: работа — магазин — дом. Постоянный цейтнот... Остальное можно домыслить, вписав соответст­ вующие имена и даты. Например, так: «А когда утомленный от дневных забот город засыпает, она уходит на кухню, чтобы не тревожить близких, и еще долго не гас­ нет свет в окне, а в мыслях, в мыслях (!) она уже в на­ ступившем... завтрашнем дне. Потому и дорога нам, как и миллионы других, эта простзя советская труженица!» Или так: «Мужчины, береги­ те женщину! Слава ей — ма­ тери, жене, сестре!» После этих слов остается рядом со словесным памятником герои не укрепить табличку «Охра­ няется государством», которая сама по себе сохранности ис­ торическим сооружениям не гарантирует. Реже случаются попытки понять, отчего же она, наша любимая, к сорока годам кла. дет таблетку валидола под язык и кому он нужен — такой «героизм»? Но какие бы ни делались попытки, тон уча­ стливого сочувствия к жен­ щине остается неизменным. А она, женщина, может, эту жалость считает унизительной и сама, без советов, давно разобралась, как ей строить жизнь ни себе, ни обществу не в ущерб. Л ЮДМЙЛА Анатольевна Евсеева, преподаватель русского языка и литературы Мурманского мореходного училища имени И. И. Месяце- ва, классный руководитель группы выпускников четверто- учебные часы. Ну что ж, как раз и на­ стал момент пожалеть, посо­ чувствовать героине, только попробуй, лиши ее этих нерв­ ных будней — вкус к жизни пропадет. Она пробовала. После непродолжительной ра. боты в школе, преподавания в Горьковском инязе работала (и не один год!) библиогра­ фом в университете, была корреспондентом молодежной газеты (приятная для меня не­ ожиданность), но какая-то со­ сущая тоска тянула назад — к этим озорным непоседам. Чуда тут не было: и мать, и отец заслужили пенсию на этой же, благородной ниве просвещения. Чуда, наверное, не будет, если юная Аня полненного лекциями в инсти­ туте, за вечер Людмила умуд­ рялась побывать в двух мос­ ковских театрах. Есть ведь по­ ра в жизни, которую потом не наверстаешь, не воротишь! А между тем и пришла ес тественная потребность отда­ вать накопленное ’ другим, у кого все еще впереди. Сама она, прекрасно понимаете, это­ го не говорила. Дело не в скромности или в иных «де­ журных» добродетелях — об этом попросту не принято го. ворить. Вот вам в подтверж­ дение случай из учительской практики. — Поручила я второкурсни­ кам написать рефераты о тзорчестве современных писа­ телей. Один курсант выбрал О ч е р к го курса, заместитель пред седателя отделения общества «Знание», политинформатор, заведующая секцией препо­ давателей русского языка и литературы, мать тринадцати­ летней дочери и, может быть, прежде всего — женщина, ни на миг не теряющая своей обаятельности, заявила кате­ горично: — Сократить рабочий день женщине? Это означает, что она на работе будет никто. Нет уж, как хотите, или ра­ ботать, или не работать! Улыбка, согретая добрым теплом доверия к собеседни­ ку , скользнула по лицу и за­ таилась в карих, немного ус­ талых красивых глазах. Рабо чий день подходил к концу, пусть, по ее любимому опре­ делению, он не был «показа­ тельный», но досталось спол­ на. Утром посетила своих «де тей» — четверокурсники толь­ ко что вернулись с морской практики, впервые были за границей: надо узнать, как-то они восприняли иной мир (родители волнуются, хотят, чтобы' их мальчики замечали не только прелести моряцкой жизни). Затем побеседовала с членами общества «Знание»— идет смена билетов, переат­ тестация, значит, каждого опросить, а список немалый: сейчас в перзичной организа­ ции общества «Знание» око­ ло 40 человек. Поручение для Людмилы Анатольевны новое — не хочется ударить в грязь лицом... И, откровенно говоря, время нашего разговора тоже у нее не свободное («сижу здесь, а должна быть там, классный час идет, у моих — встреча с таможенниками»), В пятницу — политинформация, в суббо­ ту — подведение итогов... — и так, как будто само собой разумеется, мы оба обходим молчанием ее обязательные (когда она была совсем-сов. сем юной, в паузах между всхлипываниями шептала; «Ма­ мочка, миленькая, ну зачем ты стала учительницей?», а те­ перь вполне серьезно заявля­ ет: «Я тоже буду работать в школе!») станет учителем в третьелл поколении семейной династии. И все-таки приззание по наследственности — не слиш­ ком ли упрощенно? Конечно, нет. ОЕЗЛО ЕЙ, с самых ранних лет везло — увидела всю страну. Начинала учиться здесь же, на Севере, заканчи­ вала школу на Камчатке, жи ­ ла и работала в Горьком, выс­ шее образование получила в Московском педагогическом институте имени В. И. Лени­ на... Мало? Так и это не все: надо же, с детства запала меч­ та побывать в Индии (кто зна­ ет, почему именно в Индии?), и, как в сказке, мужа на три года отправили работать в за­ гадочную восточную страну. «Другие оттуда машины при­ возят, а мы ничего не при везли, Зато столько объезди­ ли, увидели!..» С каждым но- зым впечатлением росла, крепла жажда жить: увлека­ тельно, в полную силу, не размениваясь на скуку или об­ стоятельства. Видеть, чувствовать мир.. Это кажется, что он запечат- ляется в памяти только абри сами новых городов и вели, чественных памятников куль­ туры, таинственно красивыми мелодиями и движениями на­ родного танца, крылатыми строками стихов... Жить — значит ОБЩАТЬСЯ с людьми, нет более точного синонима жизни; общаться даже с те­ ми, кто давно ушел из жи з­ ни, но оставил на земле свой яркий. неповторимый след. Иногда эта жажда жизни за­ хлестывала ее: после дня, за. Валентина Распутина (он при­ ехал в училище из «глубинки»). Спрашиваю: «Ты деревню лю­ бишь?» А он в ответ: «А за­ чем мне ее любить, я живу б ней!». И еще к вопросу о наслед­ ственности. Отец Евсеевой был историком, мама препо­ давала домоводство, а вот дочка предпочла литературу. Не Андрей Болконский или Павел Корчагин тому виной — «любимый герой, писатель? — слишком случайный вопрос, все равно что любимый сорт конфет Для меня литература — человековедение, помните, у Горького о назначении писа­ теля?» Я не помню, но мне не стыдно — вопрос поставлен тактично. И продолжаю свое: — И все же, все же, кто из современных? Астафьев, Белов, Распутин, Трифонов?.. Я почти уверен, кого онз назовет первым. Точно, Три­ фонов: «Обмен», «Дом на на­ бережной». . Да, курсанты, мужской коллектив невольно «учат» учительницу трезво смотреть на вещи. С «родст. венными душами» — девоч­ ками, наверное, было бы про­ ще, тем паче — на уроках ли тературы. Здесь сложнее, но и она, женщина, мать, именно здесь нужнее им. — Мальчишкам нужна муж ­ ская рука, и все же зижу: по­ сле мамы так хочется им, что­ бы их пожалели. А другой раз у кого-то беда стряслась — со мной им легче... Мы заключаем с Людмилой Анатольевной дипломатиче­ ское соглашение: имен и не­ счастных историй не будет, слишком они «прозрачны» для ее курсантов, которые будут читать эту газету. А вот всегда ли они жалеют ее так, как она их сейчас? — На первом курсе, входя, приходилось напоминать: в классе дама, почему нет сту­ ла? А иногда войдешь — шум внезапно оборзется, но от. дельные слова долетят... Сегодня четверокурсники, ее первый выпуск в училище, ведут себя в женском обще­ стве как и положено джентль­ менам. После чехословацкой эстрады, на которую группа ходила гораздо большим со­ ставом (у многих ребят появи­ лись избранницы), в гардеробе наперебой устремились пред. лагать свои услуги учительни­ це. А, впрочем, почему учи­ тельнице? ЖЕНЩИНЕ, благо­ даря которой они усвоили: мужчина должен быть рыца­ рем! — Люблю вести этику и эстетику, — продолжает рас­ сказ Людмила Анатольевна. — В этом году наконец-то ввели факультатив, всего тридцать часов. Когда я сказала: сего­ дня последнее занятие — по классу нескрываемый вздох сожаления.. Литература и эс­ тетика — единственные пред­ меты, где они могут свободно поговорить. Она вообще любит фзкулэ тативы: там не- надо стазить оценки. «Я бы отменила эти «тройки», «четверки», «пятер­ ки». Лучше сказать: хорошо, очень хорошо, не очень... Как бы научить детей не за оцен­ ки работать, а на доверии». П С ИНТЕРЕСОМ наблюдаю, • • • / 1 как Людмила Анатоль. евна ведет факультатив рус­ ского языка (тоже, к ее сожа. лению, «непоказательный») с еще совсем юными ребята­ ми — «первоклашками» море­ ходки. — Пожалуйста, тозариш Бой. цов. Правильно, молодец... Умница-разумница. . «И день-то свеж, а кости ло­ мит», — это не к вам отно­ сится... «Над старостью сме. яться — грех», — а это как раз к вам...». Хрестоматийные примеры по синтаксису рож­ дают смех: короткая передыш­ ка — и для учеников, и для учительницы. А я вспоминаю про замкну­ тый круг: работа — магазин — семья, Ни на одно из состав­ ных она не сетовала — а, может, и нет замкнутого кру­ га? Есть одна жизнь, где лич­ ное так переплелось с обще- ственным, что не отличишь да, тожалуй, и не стоит, Жипет человек, нашедший себя, счастливый в семейной жизни, уважаемый в коллек­ тиве (коммунисты училища только что приняли Л. А, Ев­ сееву кандидатом в члень КПСС). Собрать все ее ка­ чества воедино, и станет ясно: живет в Мурманске трудится з мореходном училище Дей. ствительно Красивая Женщина. «Красивая женщина — это профессия», — сказал очень известный поэт, которого я лично не очень люблю. Но о^ очень верно сказал! В БЛИНОВ Постскриптум опять теле­ фонный звонок, уточняемде­ тали, факты. «Я вас очень прошу, ибомне много нена. до, коллектив унас прекрас­ ный. нехочется в нем плохо работать!» I t I Посвящается женщинам лл ОСКВА. Главная редак- ‘ ция музыкальных про. грамм Центрального телеви­ дения готовит программу «Голубого огонька», посвя­ щенного Международному женскому дню. В праздничный вечер мил. I лионы телезрителей встре­ тятся со своими любимыми актерами. Режиссер - поста­ новиіик программы С. Жу­ равлев, ведущий оператор А. Аронов. На снимке: рабочий мо­ мент съемок. Фотохроника ТАСС. • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 6 марта 1981 е*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz