Рыбный Мурман. 1981 г. Март.
годно 2—3 рейса, исполь зуя для этого летние меся цы. Исследовались не толь ко воды северных морей, но также острова н побережья. 11 июня 1929 года нз Ар хангельска «-Персей» вышел в восемнадцатое плавание. Это была первая экспедиция «Персея», в которой преоб ладали задачи чисто ихтио логические: массовое измере ние, сбор материалов по пи. танию. изучение условий скосячивания и мечение рыб. 22 декабря 1929 го да «Персей» вышел в пер вое зимнее плавание. Оно закончилось 10 января 1930 года. С этого времени начи- у г о л ь , н а х о д и в ш и й с я н а п а л у бе. В э то м с л у ч а е с у д н о л о ж и , л о с ь в д р е й ф и у г о л ь п е р е г р у ж а л с я в б у н к е р . Т р и ж д ы в р е й с а х в о з н и к а л п о ж а р , д в а ж д ы в тр ю м е , д о в е р х у з а б и то м у г л е м , а о д н а ж д ы и з-за н е о с т о р о ж н о го о б р а щ е н и я с п а я л ь н о й л а м по й з а г о р е л а с ь с м о л е н а я п е н ь к а . В о в с е х т р е х с л у ч а я х п о ж а р б ы л л и к в и д и р о в а н и п л а . в а н и я з а к а н ч и в а л и с ь б е з с р ы вов в ы п о л н е н и я р е й с о в ы х з а д а н и й . О собо с л е д у е т с к а з а т ь о р о л и п а р у с о в « П е р с е я » . И н те р е с н а я з а п и с ь и м е е т с я в р ей со в о м о т ч е т е к а п и т а н а 47 -й э к с п е д и ц и и Б и л ь д я е в а Б. П .: « Д о в о л ь но ч а с то в э то м р е й с е п о л ь зо . в а л и с ь п а р у с а м и и т о л ь к о б л а го д а р я э т о м у д а л и с р е д н и й хо д 5 ,3 м и л и . Н а и б о л ь ш и й х о д по л а г у п о д п а р у с а м и и п р и р а б о те м а ш и н ы с о с т а в и л 8 м и л ь . П р о ш у п р о с м о т р е т ь 'с т а р ы е от- дицшо «Персей» вышел из Архангельска с намерением исследовать прибрежье Но вой .Земли и Карское море. В этом рейсе были обнару жены три новые банки н остров, названный островом Самойлова, — в память по койного действительного члена института Якова Вла димировича. и ряд мелких островов. З А П О М Н И Л А С Ь н а д о л го и т а к а я « н а х о д к а » . Ч и та е м о д н у и з з а п и с е й н а ч а л ь н и к а эк_ с п е д и ц и и И. И. М е с я ц е в а : « ...М е ж д у п р о ч и м , н а с е в е р но м б е р е г у о с тр о в а С р е д н е го , р а с п о л о ж е н н о го в Н и к о л ь с к о м Ш а р е , п р и п о е з д к а х н а м о то р е б ы л н а й д е н н а м и в ы б р о ш е н н ы й н а б е р е г н е б о л ь ш о й п р о м ы сл о - Начинали с„Персея • • • нается новый этап истории «Персея» — этап научно- поисковой работы по изуче. нию и обоснованию развития рыболовства в Баренцевом море. ЭА 18 ЛЕТ эксплуатации «Персей» находился в плаванни более шести лет, или около 2200 суток. За это время выполнено почти 6 тыс. станций (в среднем 65 за рейс) и затрачено око ло 500 суток, или 1,5 года. Во всех плаваниях, за ис ключением нескольких, со. став научной группы был от 15 до 20 человек. Следова тельно. в теченне всех рей сов на «Персее» работало почти 1600 научных сотруд ников, аспирантов и студен- тов-нрактикантов. В первых плаваниях капи таном «Персея» был Павел Ильич Бурков позже Замят, кин И. И., Михеев Н. М.. Би.тьдяев Б. П.. Рехенбарх ; К К. и Приходьков И М. Н е с м о тр я н а т р у д н е й ш и е ус- л о б и я , о с о б е н н о з и м о й , к о гд а ш т о р м о в ы х д н е й б ы в а е т б о л ь ш е . ч е м с п о к о й н ы х , т я ж е л ы х а в а р и й « П е р с е я » в м о р е н е б ы л о н и р а з у . Т о л ь к о о д н а ж д ы (в ■н о ч ь н а 30 я н в а р я 1931 го д а) « П е р с е й » , б у д у ч и в п о р т у , по- пал^ в С и л ь н ы й у р а г а н , п р о н ё с ш и й с я н а д М у р м а н с к о м , и п о л у ч и л б о л ь ш и е п о в р е ж д е н и я . Б ы л а с л о м а н а м а ч т а , с о р в а н б у ш п р и т , п о в р е ж д е н ы п о л у б а к и к о р м а , п о д зо р р а з р у ш е н п о ч т и до б а л л е р а р у л я , у й и ч т о ж е н ф а л ь ш б о р т , и з м о ч а л е н ы в а т е р . , в е й с и п о я с а п а л у б н о го н а с т и л а , п о в р е ж д е н а о б ш и в к а к о р п у с а , с о р в а н д у б о в ы й л е д о в ы й п о я с п о д в а т е р л и н и е й и м н о го е д р у го е . Д в а ж д ы по в ы х о д е и з К о л ь с к о го з а л и в а « П е р с е й » п о п а д а л , в т а к о й ш т о р м , ч то в ы н у ж д е н б ы л в о з в р а щ а т ь с я о б р а тн о в К о л ь с к и й з а л и в . Н е о д н о к р а т н о ш т о р м о в ы м и в о л н а м и с б и в а л о п е р е б о р к у и с м ы в а л о эа б о р т ч е ты по э /с « П е р с е й » и н а г л я д но у б е д и т ь с я в п о л ь з е п а р у с о в ...» В ссім ом д е л е , и с п о л ь з о в а н и е п а р у с о в н е т о л ь к о у в е л и ч и в а л о с к о р о с т ь д в и ж е н и я , но и с п а с а л о « П е р с е й » о т а в а р и й и д р у г и х б ед. Р ЕПСЫ «Персея» охваты вают огромный раііон плавания на севере: Белое море. Чешская губа, Барен цево море буквально изреза ны маршрутами и станциями этого судна. Несколько раз был «Персей» в Карском и Гренландском морях. В шпицбергенских водах «Персей» впервые появился в 1924 г. Здесь он получил первое ледовое крещение: прошел около 500 .миль сре ди льдов. Около десяти раз «Персей» работал возле Шпицбергена, один раз поч ти обошел Шпицбергенский архипелаг с севера, другой раз обошел большой остров этого архипелага. Это было в пятидесятой экспедиции «Персея», которая выполня лась уже по заданию ПИНРО. Она проходила с 3 августа по 17 сентября 1934 года под руководством профессора Зубова Н. Н. с задачей изучить термическое и ледовое состояние север ной части Гренландского мо ря- района островов Запад ного Шпицбергена и север, ной части Баренцева моря вплоть до Земли Франца- Иосифа. Пять раз «Персей» подхо дил к Зем.іе Франца-Иоси фа и не менее пятнадцати раз работал у побережья Новой Земли. В 20-е годы значительную часть времени в плаваниях «Персея» уделяли изуче нию островов и побережий. Так. Е четырнадцатую знепе. в ы й б о т с м у м и ф и ц и р о в а н н ы м т р у п о м ч е л о в е к а н а о д н о й и з к о е к ж и л о г о п о м е щ е н и я . И з р а с п и с о к и д н е в н и к а , к о то р ы е м ы н а ш л и в к а р м а н а х у ц е л е в ш е й о д е ж д ы п о к о й н и к а и по д п о д у ш к о й , и д р у г и х д о к у м е н то в . н а й д е н н ы х в о зл е б о та , в ы я с н и л а с ь с л е д у ю щ а я к а р т и н а : в 19 24 го д у ч е тв е р о р у с с к и х п р о м ы ш л е н н и к о в во гл а в е с А ф а н а с и е м Р о с л я к о в ы м и з с т а н о в и щ а Т е р и б е р к а з а ф р а х то в а л и н е б о л ь ш о й м о то р н ы й б о т и п о ш л и н а нем п р о м ы ш л я т ь к ю ж н о м у б е р е г у Н о во й З е м л и . С н а ч а л а о н и п р о м ы ш л я л и в П е т у х о в с к о м Ш а р е , где и м и б ы л а п о с тр о е н а и з б у ш к а , а п о то м в п о и с к а х п р о м ы с л а п о ш л и н а К а р с к у ю с т о р о н у . П о п у т и , гд е -то в К а р с к и х во р о т а х , о н и н а с к о ч и л и н а б а н к у , и б о т п о л у ч и л п р о б о и н у . П о с л е э т о г о о н и в к о н ц е к о н ц о в п о п а л и в г у б у Л о г и н о в у и о т с ю д а с н а ч а л а и з-за ш то р м о в , а п о то м н а с т у п и в ш и х л ь д о в не с м о гл и в ы й т и и в ы н у ж д е н ы б ы л и з а з и м о в а т ь з д е с ь . Т а к к а к п р о в и з и и У н и х б ы л о н е д о с т а т о ч н о , т о д в о е и з н и х по д о к у м е н т а м . . п о ш л и в г у б у Бе- л у ш ь ю , в н а м е р е н и и п р и б ы т ь т у д а к м о м е н ту п р и х о д а р е й с о в о го п а р о х о д а (н а м н е и з в е с т н о , д о ш л и о н и мпи п о ги б л и ), а д в о е , А ф а н а с и й Р о с л я к о в и к а к о й - то с т а р и к , ф а м и л и ю к о то р о го по д о к у м е н т а м в ы я с н и т ь н е у д а л о с ь , о с т а л и с ь о х р а н я т ь б о т. В т е ч е н и е зи м ы оба о с т а в ш и х с я н а б о те — с т а р и к и А . Р о с л я к о в у м е р л и о т ц и н ги » . В РЕЙСАХ «Персея» вы. поднялись работы по многим направлениям нау ки: метеорологии, гидрофи зике. гидрологии, гидрохи мии, геологии и биологии. Благодаря работам «Пер сея» имеется в настоящее время немало научных ра. бот во многих областях ис следования океана. Исследователями «Пер сея» продолжены и расши. рены превосходные работы Н М Кииповича, которые- к сожалению, были прерваны в 1968 году, н в гидрологиче ских наблюдениях на Барен цевом море имеется досад ный пробел. Благодаря рабо. там «Персея» и его собрать ев детально изучена динами ка вод Баренцева моря. На собранном «Персеем» и дру гими судами материале по строена динамическая кар та вод этого моря. Много нового, ценного дали мате риалы «Персея» II для по нимания ледового режима. На их основе разработаны первые прогнозы ледовито, сти Баренцева моря. Много, численные промеры глубин, выполненные на «Персее», легли в основу первых со ветских промыслово - нави гационных, батиметриче ских и грунтовых карт и промысловых справочников. ВЕРОЯТНО, первым це- ® левым рейсом по сбору материалов для составления промысловых лоций следу ет считать 71-ю экспедицию «Персея», которая проходи ла с 28 августа по 22 сен тября 1938 года в район Не волемельского мелкободья под руководством П. С. В:і. ноградовой. Историческим является и 72-е плавание «Персея» под руководством Ю. Ю. Марти в период с 28 сентября по 23 октября 1938 года. В этом рейсе впервые за всю историю плаваний «Персея» велся самый тщательный учет рас пределения промысловых су дов. работающих дрифтерны ми сетями на промысле сельди. «Персей» продолжил хо рошие традиции Мурманске!) научно . промысловой эк спедиции, которые явилпс'ь прекрасной школой выработ ки методик биологических и научно - промысловых ис следований. I J СВОИ последний. 90-;'і ® рейс «Персей» отпра вился 15 нюня 1941 года с задачей: изучение рельефа дна с помощью эхолота, по иск и изучение сельди в прибрежных районах Варен, цева моря. Вечером 21 пю- -ня судно находилось в 60 милях к северу от острова Харлов. Утром следующего- дня «Персей» шел по на правлению к берегу, когда команда по радио узнала о вероломном нападении фа шистской Германии на нашу страну. Из Мурманска при. шло распоряжение следовать на рейд у острова Кильдпна, а затем в составе каравана судов «Персей» отправился в губу Сайда. 30 июня науч. ные сотрудники были пере сажены на рыболовное суд но и отправлены в Мур манск. 10 июля с медика ментами и продуктами на борту «Персей» прибыл е губу Эйна Мотовского залп. ва. Здесь на него обруши лись вражеские бомбы. Воз ник пожар, появились ране ные. «Персей» стал запол. няться водой, машина вышла из строя... судно переверну, лось и затонуло. Днище «Персея» служило о сн оеой причала для катеров-охотші- ков, мотоботов и барж в те чение 1160 дней обороны Среднего и Рыбачьего. Так погиб «Персей» — первое советское научно-ис следовательское судно, ко торое для многих было шко лой морских исследований. С его экспедициями нераз рывно связано начало исто рии Полярного научно-ис следовательского институ та рыбного хозяйства и ске. анографии. А СМЕНУ погибшему кораблю в 1949 году пришел «Персей-2». На его счету тоже немало заслуг и открытий. Сейчас в ПИНРО работает «Персей-3». Зтст корабль построен по типу корабля «Академик Кннпо- вич». Он оснащен новейшіга научно . поисковым оборудо ванием и продолжает слав ные традиции первого «Пер- В. ПОНОМАРЕНКО, ди. ректор ПИНРО. н 60 ЛЕТ ШНІІШНІШІШІШІІІІІІІІІШІІІШІПІІІ F[ ЕРВОЕ советское нс- ** следовательское судно носило имя Персея — от- е е ж н о г о мифического ге. роя. который бесстрашно от рубил голову ужасной и злобной Горгоне. Это сим вол победы добра и света над злом и тьмоіі. Корабль ‘ Персей», не боясь опасно стей. исследовал северные моря и снял темную завесу незнания. Значение его ра- Сот для развития океаногра фической науки и рыбохо. зяііствспиой практики чрез- Еычаііно велико. То. что раньше казалось таинствен ным, непонятным в север ных морях, после исследова ния <■ Персея» стало ясным, несложным и, самое глав нее- не таким страшным и недоступным., как казалось раньше. <Персей» был построен Плавучим Морским научным институтом (Плавморнином). Строительство судна про. текало в исключительно трудных условиях. Боль шую помощь Плавморнину оказывали Архангельский губнеполком, губком РКП(б) и местная печать. О по стройке и задачах «Персея» знали рабочие судоремонт ного завода, моряки и все население Архангельска. I После изгнания интервен- тов в Архангельске осталось кладбище разрушенных и не достроенных кораблей. И вот однажды директор Плав, морнина профессор Иван Илларионович Месяцев на шел в устье реки Лан под Архангельском недостроен ный корпус зверобойной шхуны, носившей имя «Пер сей». Корпус был сделан из мореного дуба и обладал вы сокой прочностью. И. И. Me. сяцев решил сделать из него исследовательское суд. но Получив разрешение, Плавморнин отбуксировал «Персей» в Архангельск, где и началось строительство первого советского научно- исследовательского корабля. Государство выделило спе циальное финансирование на строительство исследова тельского. корабля, которым Плавморнин мог распоря жаться по своему усмотре- шно. Эти деньги были ис пользованы в основном на наем, рабочей силы Много пришлось потрудиться и ученым - энтузиастам Плав, морнина под руководством И И. Месяцева. В день пя той годовщины Октябрьской революции. 7 ноября 1922 года на «Персее» был под нят Государственный флаг, а 1 февраля 1923 года — экспедиционный флаг, созве здие Персея на синем фоне. « П е р с е й » — п а р о в а я д в у х м а ч т о в а я ш х у н а с п о д со б н о й п а р у с н о с т ь ю Д л и н а по п а л у б е — 4 1 .5 м , ш и р и н а — 8 м, о с а д к а с гр у з о м — до 4 м , во д о и з м е щ е н и е — 550 т , м о щ н о с ть м а ш и н ы —- 360 и н д и к а т о р н ы х с и л , н а и б о л ь ш а я с к о р о с т ь — 8 м и л ь . К о р п у с и м е л д у б о в у ю о б ш и в к у и л е д о в ы й н а б о р , в ы п о л н е н н ы е по т и п у н а н с е н . с к о г о « Ф р а м а » . К о м а н д а с у д н а — 2 4 ч е л о в е к а , м е с т д л я н а у ч н ы х ' с о т р у д н и к о в до 20. «Персей» совершил в арк тических морях 90 плаваний. В пробный рейс, который проходил в Белом море под руководством И. И. Месяце ва. «Персей» вышел 27 ию. ня 1923 г. В том же году судно; отправилось в свой первый исследовательский рейс под руководством Л. А. Зенкевича. В течение ряда лет. «Персей» совершал еже 6 марта 1981 г. «г РЫБНЫЙ МУРМАН» • 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz