Рыбный Мурман. 1981 г. Март.

I I I I I V Полтора года назад при объединении «Сеарыба» была создана служба на­ блюдения за флотом (СНФ). О деятельности нового ор­ гана, его нуждах и проб­ лемах рассказывают капи­ тан-наставник СНФ В. А. ВЛАСОВ. В СЕМ памятна история со спасением буксира «Борей» и баржи МБ-8, вы-', брошенных штормом на бе­ рег в ноябре 1980 г. Й бук­ сир, и баржу спасли.' Но че­ го это стойло! Пятнадцать суток борьбы со стихией при сильнейшем шторме... А ведь аварию можно было предот­ вратить, если б капитан «Борея» правильно оценил обстановку и вовремя сооб­ щил об опасности в СНФ. Понадеялся на себя ка. питан, а получилось — че­ ловеческие жизни под угро­ зой оказались и судно надол­ го из строя выбыло. А ведь создание нашей службы и было вызвано, во- первых, усложнением уело, вий плавания и промысла после введения многими го­ сударствами 200-мильных рыболовных н экономических зон. И, во-вторых, анализ ряда тяжелых аварий судов, происшедших в последние годы, выявил настоятельную потребность иметь на бас. сейне орган, способный в лю7 бое время суток объективно оценивать поступающую с аварийных судов информа­ цию _и при необходимости принимать меры, по органи­ зации . нм немедленной по. мощи. Чтобы успешно решать обе эти задачи, нам необхо. діімо всегда знать, хотя бы с доступной точностью, где находится то или иное суд. но. Кроме того, для преду. преждения различных про­ исшествий с судами также требуется знание текущего положения каждого судна и условий, в которых оно ве­ дет промысел. Органом, который скон­ центрировал свои усилия на решении этих задач, и ста-_ ла служба наблюдения за’ флотом при ВРПО «Севры. ба». СНФ сейчас — это шесть капптанов-наставников (по одному от каждого из ос­ новных флотов «Севрыбы»), которые дежурят круглосу­ точно. Их указания по воп­ росам обеспечения безопас­ ности мореплавания обяза­ тельны не только для капи­ танов всех судов, но и для руководителей промысла, а также для дежурных служб береговых подразделений, связанных с работой флота. Вся информация с моря о местонахождении судов и пр. стекается к оперативному дё_ журному. В случае необхо­ димости дежурный' может : связаться с судном для уточ-. : нения . каких-либо деталей. ■■ ..Если н а .судне авария, д е­ журный обязан немедленно, а главное, верно оцените си­ туацию, если нужно, прокон. ;сультиррваться со специалис­ тами и срочно принять. м?ры і для оказания помощи ава­ рийному судну. Капитан- наставник может направить туда спасательный буксир или другие суда, работаю- Й хотя, по приказу ВРПО «Севрыба» все экипажи су­ дов, находящихся в автоном­ ном плавании, обязаны дважды, в сутки информиро­ вать о себе, выполняется это .требование далеко не всегда. В январе пришлось напомнить о нем экипажам 22 судов, в феврале — еще 16. Вроде бы мелочь, а как ..нам это усложняет работу! Ведь если судно вовремя не вышло на связь, значит, мы ему не сможем в случае че­ го оказать «скорую помощь». Бывают и другие край­ ности: даст иногда капитан Ваш добрый помощник ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ щие рядом. При тяжелых авариях собирается штаб, в состав которого включаются специалисты различного про­ филя. Очень беспокоимся мы, когда судно почему-либо не выходит на связь в установ­ ленные сроки. Сразу выяс­ няем причины, вызвавшие нарушение связи, организу­ ем поиск по радио и визуаль­ ными средствами. Очень важную роль в на­ шей работе играет профи­ лактика. Чем она лучше по­ ставлена, тем легче рабо. тать. Поэтому мы контроли­ руем укрытие и подготовку судов к встрече шторма, анализируем ледовую обста­ новку, следим за обеспече­ нием безопасности морепла­ вания. И, конечно же, осо­ бый контроль ведем за хо­ дом специальных морских операций, плаванием мало­ тоннажных судов вдоль по. бережья, движением судов в Кольском заливе. Дежурство у СНФ довольно напря­ женное — 30-40 различных происшествий с судами фло­ та в месяц. Служба наблюдения за флотом — организация но. вая, и, как у всякого ново­ введения, у СНФ немало трудностей. Еще не все ка­ питаны и другие судоводите­ ли поняли, что СНФ Не ка- кой-то контролирующий ор­ ган, а друг и советчик, сто­ ящий на страже их безопас­ ности. координаты судна, посмот­ ришь на карте, а судно, ока­ зывается... на суше. Од­ нако с радостью ска­ жу, что СНФ начинает при­ обретать вес: все меньше становится случаев небреж. ностц при составлении и пе­ редаче сводок, аварийных радиограмм, невыходов на связь без уважительных при­ чин. Но все же хотелось бы. чтобы капитаны перед выхо­ дом в рейс получали спе­ циальный инструктаж по вопросам взаимодействия с СНФ. Особое внимание хочу об­ ратить на качество радио­ связи, ее оперативность. А это во многом зависит от су. доводителей и радиоспециа- листов. ■ Радиодисцнплпна, точ­ ность и лаконичность, пра­ вильное адресование радио, грамм и определение катего­ рии срочности — это долж­ но стать непременным усло­ вием работы каждого судна. Приведу только один прй. мер: недавно для матроса транспортного рефрижера­ тора «Пионер Мурмана» уп­ равления «Севрыбхолодфлот» срочно понадобилась меди­ цинская помощь. Девять ми­ нут (!) понадобилось опера­ тивному дежурному СНФ, чтобы решить вопрос о по­ мощи. Человек был спасен. Но ни одна служба наблю­ дения за флотом не сможет организовать необходимую помощь, если капитан свое­ временно ее не попросит. Думаю, что., основное для нашей Службы — ..это абсо­ лютно четкое 'взаимодействие между СНФ II' руководите, лями промысла. . Ведь они быстрее всех . могут узнать об аварийных случаях с су­ дами и передать первичную информацию об этом в СНФ. И было бы полезно заместителям начальников промыслов по безопасности мореплавания почаще ’захо­ дить к нам, а мож ет' быть, даже проходить в СНФ крат­ ковременную стажировку. Службы наблюдения за флотом созданы и на других рыбопромысловых бассейнах страны. Значит, это веление времени, необходимость. Од­ нако СНФ не значатся пока ни в одном нормативном до­ кументе Министерства рыб­ ного хозяйства СССР, не предусмотрены штатными расписаниями. Не случайно создание СНФ стоило боль, ших усилий. Капитаны-на­ ставники СНФ значатся в штатах разных рыбохозяйст­ венных организаций. Разве это можно признать нор. мальным? Конечно, вопрос этот не простои, но ведь ре­ шается же он в некоторых бассейнах — объединяют ка. питанов. Почему же нельзя сделать то же самое У нас в «Севрыбе»? И еще. Нам. как органи­ зации молодой, очень нужен постоянный обмен опытом с подобными службами других бассейнов. Сколько хороше­ го могли бы мы перенять на Дальневосточном бассейне, нап-рпмер, где, как известно, действуют уже 10 лет не од­ на, а три СНФ. связанные в единую систему. Задачи перед СНФ стоят ответственные. И как важно, чтобы капитан-наставник все дежурство сохранял высо­ кую работоспособность, чет­ кость мысли, способность пе. ренести сильную и внезап­ ную нервную нагрузку, в лю­ бых случаях не терял само­ обладания. Может быть. еле. дует подумать об освобожде­ нии дежурного СНФ от не­ обходимости запоминать мно­ жество сведений, переложив это на плечи техники? Пока что, как это ни печально, технические средства СНФ состоят из пары телефонов да телетайпа. Наша служба наблюдения за флотом очень молода, а проблем, как видите, много­ вато. И тем не менее СНФ действует и действует до­ вольно успешно. Хотелось бы еще раз повторить: мо. рякам надо всегда помнить, что СНФ — их друг и по. мощник во всех ситуациях. Поиск ведет „Шельф-1“ Н ОВЫЙ ЭТАП в отечественном судостроении и в изучении морского дна ознаменован выпуском первой в стране полупо<-ружной плавучей буровой установки типа «Шельф-1 »г Она изготовлена в Астраханском судостроительном производ­ ственном обьединении. Если до си* пор поиск горючего вели со стационарных ос­ нований на глубинах моря до 75 метров, то новая установка дает возможность выходить на глубины до 200 метров и ве­ сти бурение недр до 6 тысяч метров «Шельф»—сооружение внушительных размеров: его длина 98 и высота 100 метров. Оно покоится на двух полузатопленных корпусах - понтонах, опираясь на них шестью так называемыми стабилизирующими колоннами — вертикальными металличе­ скими трубами диаметром в несколько метров, «начиненными» пифіами, цистернами для топлива и питьевой воды, электроап­ паратурой. На главной платформе находятся собственно буровая, кра­ ны, поднимающие груз до 63 тонн, комплекс радиотехнических и навигационных средств, вертолетная площадка, жилые над­ стройки. Коллектив Астраханского судостроительного производствен­ ного объединения, посвятивший выпуск «Шельфа-1» XXVI съезду КПСС, начал серийное производство таких установок. ITACCJ. I Новинки ■ Политкниги I I Человек I ■ нового мира Коротка и до последних мгновений нам известна ж и зн ь Ульянова. Но долгую ж и зн ь товарища Ленина надо писать и описы вать заново. ...Да, сколько бы мы ни писали о Ленине, охватить до конца всю его жизнь, всю его деятельность, весь его титанический труд — невозмоя;но никаким произведени­ ем. Ведь Ленин — жил. Левин — жив. Ленин — будет жить! И, зна­ чит, мы снова и снова будем об­ ращаться к каждой странице его биографии, открывая для себя все новые и новые гранц образа этого «самого человечного человека». И вот — новая книга о Влади­ мире Ильиче Ленине: А. В. Луна­ чарский. «ЧЕЛОВЕК НОВОГО МИ- РА» Шзд-во АПН. Москва. 1680 г.). Собственно, это новое (Допол­ ненное) издание старого сборника статей, речей, докладов и воспо­ минаний А. В. Луначарского о Владимире Ильиче. Лениниана... Вобравшая в себя тысячи произведений литературы и искусства, она на протяжении вот уже шести десятилетий .запе- чатляет эпоху гигантского, небы­ валого в истории перелома и не­ забываемый образ человека, ко­ торый, по выражению автора ©то­ го сборника, «был ее плодом и вместе с тем ее двигателем», в котором «сказалось персонально все очарование этой изумительной эпохи». В одном из своих выступлений Анатолий Васильевич Луначар­ ский говорил о Ленине: <Сейчас мы ищем в его наследии, порой с беспокойством ищем советов, ука­ заний в нашей борьбе. нашем строительстве». Сегодня, читая материалы не­ давно закончившегося XXVI съез­ да КПСС, мы находим в них нема­ ло важных советов и указаний', построенных на ленинских прин­ ципах. И в этом особая ценность книги А. В. Луначарского — она созвучна документам партий- ного съезда. Де с я т а я в ы с о т а «...Минувшие годы подтвердили правильность экономической стратегии. выработанной на XXIV и XXV съездах партии. Зна­ чительно возрос экономический и оборонный потенциал нашей страны. Сделан новый крупный шаг в развитии всего народного хозяйства, в решении больших и важных социальных задач. Одним словом, нынешняя пятилетка най­ мет достойное место в истории героических дел советского наро­ да, уверенно идущего по пути к коммунизму». Этими словами определил птоз и минувшей — десятой — пятилет­ ки Леонид Ильич Брежнев в сво­ ей речи на октябрьском (1980 гор? Пленуме ЦК КПСС. Но”чего конкретно мы добились в прошлой пятилетке? Каких вы­ сот мы достигли в минувшие го­ ды? Об этом — интересный пуб­ лицистический рассказ в книге «ДЕСЯТАЯ ВЫСОТА», выпушен­ ной издательством «Правда» в 1981 году. Это — не экономический анализ развития нашей страны за про- шлое пятилетие, не сборник на­ учных статей. Среди авторов этой книги — Сергей Сартаков и Мариэтта Шагинян. Петрусь Бров­ ка и -Раим Фархади, Борис Поле­ вой и Фазу Алиева... Эта книга — сборник статей^ очерков, корреспонденций, оти- хов. Он состоит из нескольких разделов. В каждом разделе • ; выступления известных советских писателей. журналистов, поэтов. Книга богаТо иллюстрирована фо­ тоснимками признанных фотома- стеров Причем ценность этих снимков — в их художественной документальности. _____ М. АЛЕКСЕЕВ. В д н и к а н и к у л У школьников началась > неделя отдыха после долгой и тр-удной третьей учебной четверти. Интересно и с поль. зой проведут ее мальчишки из йлуба-флотиліпі юных ыОряков «Альбатрос». Сей. час на :турбазе «Здоровье» управления «Севрыбхолод- ф ііоті (шефов клуба-флоти­ лии) отдыхают 41 человек. Вчера На учебном судне кБатайск» отправились на морскую практику 50 ребят старшего возраста; Завтра на экскурсию в Североморск “уед-ут 30 мальчишек. Ос­ тальные 380 альбатросовцев продолжат занятия в клубе, .■флотилии. , А. БЕЛОУС, нсполняю- I - щиіі обязанности началь- ; ника клуба _ флотилии юных . моряков «Альбат­ рос». НАГРАДЫ ЛУЧШИМ ДРУЖИННИКАМ С ОСТОЯЛСЯ слет народных дружинников управле­ ния тралового флота. На нем были вручены награды луч­ шим ’ общественным стражам порядка. Нагрудный знак «Отличный дружинник» полу­ чили 20 работников - флота. Среди них: технолог подмен­ ных. экипажей А. В. Никулин, радист В. А. БорЦев, матрос И. Я. Самохвалов и другие. Почетными грамотами Ок­ тябрьского райкома КПСС и райисполкома. награждены: боцман В. П. Прокопьев, коче­ гар В. Л. Гриб и еще 16 че­ ловек. Ценные подарки от. област­ ного УВД получили боцман В. _Е. Савченко, машинист ры­ бомучной установки И. Д..Во­ ронцов- и главный механик 9 . . И. подменных экипажей Брусинец: Объявлены благодарности и вручены денежные премии управления флота 409 дру­ жинникам. А. РТИЩЕВ, командир доб­ ровольней народной дру­ жины управления тралсво- гр флота. 27 марта 1981 г. 'РЫБНЫЙ МУРМАН»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz