Рыбный Мурман. 1981 г. Март.
I I I I I V Полтора года назад при объединении «Сеарыба» была создана служба на блюдения за флотом (СНФ). О деятельности нового ор гана, его нуждах и проб лемах рассказывают капи тан-наставник СНФ В. А. ВЛАСОВ. В СЕМ памятна история со спасением буксира «Борей» и баржи МБ-8, вы-', брошенных штормом на бе рег в ноябре 1980 г. Й бук сир, и баржу спасли.' Но че го это стойло! Пятнадцать суток борьбы со стихией при сильнейшем шторме... А ведь аварию можно было предот вратить, если б капитан «Борея» правильно оценил обстановку и вовремя сооб щил об опасности в СНФ. Понадеялся на себя ка. питан, а получилось — че ловеческие жизни под угро зой оказались и судно надол го из строя выбыло. А ведь создание нашей службы и было вызвано, во- первых, усложнением уело, вий плавания и промысла после введения многими го сударствами 200-мильных рыболовных н экономических зон. И, во-вторых, анализ ряда тяжелых аварий судов, происшедших в последние годы, выявил настоятельную потребность иметь на бас. сейне орган, способный в лю7 бое время суток объективно оценивать поступающую с аварийных судов информа цию _и при необходимости принимать меры, по органи зации . нм немедленной по. мощи. Чтобы успешно решать обе эти задачи, нам необхо. діімо всегда знать, хотя бы с доступной точностью, где находится то или иное суд. но. Кроме того, для преду. преждения различных про исшествий с судами также требуется знание текущего положения каждого судна и условий, в которых оно ве дет промысел. Органом, который скон центрировал свои усилия на решении этих задач, и ста-_ ла служба наблюдения за’ флотом при ВРПО «Севры. ба». СНФ сейчас — это шесть капптанов-наставников (по одному от каждого из ос новных флотов «Севрыбы»), которые дежурят круглосу точно. Их указания по воп росам обеспечения безопас ности мореплавания обяза тельны не только для капи танов всех судов, но и для руководителей промысла, а также для дежурных служб береговых подразделений, связанных с работой флота. Вся информация с моря о местонахождении судов и пр. стекается к оперативному дё_ журному. В случае необхо димости дежурный' может : связаться с судном для уточ-. : нения . каких-либо деталей. ■■ ..Если н а .судне авария, д е журный обязан немедленно, а главное, верно оцените си туацию, если нужно, прокон. ;сультиррваться со специалис тами и срочно принять. м?ры і для оказания помощи ава рийному судну. Капитан- наставник может направить туда спасательный буксир или другие суда, работаю- Й хотя, по приказу ВРПО «Севрыба» все экипажи су дов, находящихся в автоном ном плавании, обязаны дважды, в сутки информиро вать о себе, выполняется это .требование далеко не всегда. В январе пришлось напомнить о нем экипажам 22 судов, в феврале — еще 16. Вроде бы мелочь, а как ..нам это усложняет работу! Ведь если судно вовремя не вышло на связь, значит, мы ему не сможем в случае че го оказать «скорую помощь». Бывают и другие край ности: даст иногда капитан Ваш добрый помощник ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ щие рядом. При тяжелых авариях собирается штаб, в состав которого включаются специалисты различного про филя. Очень беспокоимся мы, когда судно почему-либо не выходит на связь в установ ленные сроки. Сразу выяс няем причины, вызвавшие нарушение связи, организу ем поиск по радио и визуаль ными средствами. Очень важную роль в на шей работе играет профи лактика. Чем она лучше по ставлена, тем легче рабо. тать. Поэтому мы контроли руем укрытие и подготовку судов к встрече шторма, анализируем ледовую обста новку, следим за обеспече нием безопасности морепла вания. И, конечно же, осо бый контроль ведем за хо дом специальных морских операций, плаванием мало тоннажных судов вдоль по. бережья, движением судов в Кольском заливе. Дежурство у СНФ довольно напря женное — 30-40 различных происшествий с судами фло та в месяц. Служба наблюдения за флотом — организация но. вая, и, как у всякого ново введения, у СНФ немало трудностей. Еще не все ка питаны и другие судоводите ли поняли, что СНФ Не ка- кой-то контролирующий ор ган, а друг и советчик, сто ящий на страже их безопас ности. координаты судна, посмот ришь на карте, а судно, ока зывается... на суше. Од нако с радостью ска жу, что СНФ начинает при обретать вес: все меньше становится случаев небреж. ностц при составлении и пе редаче сводок, аварийных радиограмм, невыходов на связь без уважительных при чин. Но все же хотелось бы. чтобы капитаны перед выхо дом в рейс получали спе циальный инструктаж по вопросам взаимодействия с СНФ. Особое внимание хочу об ратить на качество радио связи, ее оперативность. А это во многом зависит от су. доводителей и радиоспециа- листов. ■ Радиодисцнплпна, точ ность и лаконичность, пра вильное адресование радио, грамм и определение катего рии срочности — это долж но стать непременным усло вием работы каждого судна. Приведу только один прй. мер: недавно для матроса транспортного рефрижера тора «Пионер Мурмана» уп равления «Севрыбхолодфлот» срочно понадобилась меди цинская помощь. Девять ми нут (!) понадобилось опера тивному дежурному СНФ, чтобы решить вопрос о по мощи. Человек был спасен. Но ни одна служба наблю дения за флотом не сможет организовать необходимую помощь, если капитан свое временно ее не попросит. Думаю, что., основное для нашей Службы — ..это абсо лютно четкое 'взаимодействие между СНФ II' руководите, лями промысла. . Ведь они быстрее всех . могут узнать об аварийных случаях с су дами и передать первичную информацию об этом в СНФ. И было бы полезно заместителям начальников промыслов по безопасности мореплавания почаще ’захо дить к нам, а мож ет' быть, даже проходить в СНФ крат ковременную стажировку. Службы наблюдения за флотом созданы и на других рыбопромысловых бассейнах страны. Значит, это веление времени, необходимость. Од нако СНФ не значатся пока ни в одном нормативном до кументе Министерства рыб ного хозяйства СССР, не предусмотрены штатными расписаниями. Не случайно создание СНФ стоило боль, ших усилий. Капитаны-на ставники СНФ значатся в штатах разных рыбохозяйст венных организаций. Разве это можно признать нор. мальным? Конечно, вопрос этот не простои, но ведь ре шается же он в некоторых бассейнах — объединяют ка. питанов. Почему же нельзя сделать то же самое У нас в «Севрыбе»? И еще. Нам. как органи зации молодой, очень нужен постоянный обмен опытом с подобными службами других бассейнов. Сколько хороше го могли бы мы перенять на Дальневосточном бассейне, нап-рпмер, где, как известно, действуют уже 10 лет не од на, а три СНФ. связанные в единую систему. Задачи перед СНФ стоят ответственные. И как важно, чтобы капитан-наставник все дежурство сохранял высо кую работоспособность, чет кость мысли, способность пе. ренести сильную и внезап ную нервную нагрузку, в лю бых случаях не терял само обладания. Может быть. еле. дует подумать об освобожде нии дежурного СНФ от не обходимости запоминать мно жество сведений, переложив это на плечи техники? Пока что, как это ни печально, технические средства СНФ состоят из пары телефонов да телетайпа. Наша служба наблюдения за флотом очень молода, а проблем, как видите, много вато. И тем не менее СНФ действует и действует до вольно успешно. Хотелось бы еще раз повторить: мо. рякам надо всегда помнить, что СНФ — их друг и по. мощник во всех ситуациях. Поиск ведет „Шельф-1“ Н ОВЫЙ ЭТАП в отечественном судостроении и в изучении морского дна ознаменован выпуском первой в стране полупо<-ружной плавучей буровой установки типа «Шельф-1 »г Она изготовлена в Астраханском судостроительном производ ственном обьединении. Если до си* пор поиск горючего вели со стационарных ос нований на глубинах моря до 75 метров, то новая установка дает возможность выходить на глубины до 200 метров и ве сти бурение недр до 6 тысяч метров «Шельф»—сооружение внушительных размеров: его длина 98 и высота 100 метров. Оно покоится на двух полузатопленных корпусах - понтонах, опираясь на них шестью так называемыми стабилизирующими колоннами — вертикальными металличе скими трубами диаметром в несколько метров, «начиненными» пифіами, цистернами для топлива и питьевой воды, электроап паратурой. На главной платформе находятся собственно буровая, кра ны, поднимающие груз до 63 тонн, комплекс радиотехнических и навигационных средств, вертолетная площадка, жилые над стройки. Коллектив Астраханского судостроительного производствен ного объединения, посвятивший выпуск «Шельфа-1» XXVI съезду КПСС, начал серийное производство таких установок. ITACCJ. I Новинки ■ Политкниги I I Человек I ■ нового мира Коротка и до последних мгновений нам известна ж и зн ь Ульянова. Но долгую ж и зн ь товарища Ленина надо писать и описы вать заново. ...Да, сколько бы мы ни писали о Ленине, охватить до конца всю его жизнь, всю его деятельность, весь его титанический труд — невозмоя;но никаким произведени ем. Ведь Ленин — жил. Левин — жив. Ленин — будет жить! И, зна чит, мы снова и снова будем об ращаться к каждой странице его биографии, открывая для себя все новые и новые гранц образа этого «самого человечного человека». И вот — новая книга о Влади мире Ильиче Ленине: А. В. Луна чарский. «ЧЕЛОВЕК НОВОГО МИ- РА» Шзд-во АПН. Москва. 1680 г.). Собственно, это новое (Допол ненное) издание старого сборника статей, речей, докладов и воспо минаний А. В. Луначарского о Владимире Ильиче. Лениниана... Вобравшая в себя тысячи произведений литературы и искусства, она на протяжении вот уже шести десятилетий .запе- чатляет эпоху гигантского, небы валого в истории перелома и не забываемый образ человека, ко торый, по выражению автора ©то го сборника, «был ее плодом и вместе с тем ее двигателем», в котором «сказалось персонально все очарование этой изумительной эпохи». В одном из своих выступлений Анатолий Васильевич Луначар ский говорил о Ленине: <Сейчас мы ищем в его наследии, порой с беспокойством ищем советов, ука заний в нашей борьбе. нашем строительстве». Сегодня, читая материалы не давно закончившегося XXVI съез да КПСС, мы находим в них нема ло важных советов и указаний', построенных на ленинских прин ципах. И в этом особая ценность книги А. В. Луначарского — она созвучна документам партий- ного съезда. Де с я т а я в ы с о т а «...Минувшие годы подтвердили правильность экономической стратегии. выработанной на XXIV и XXV съездах партии. Зна чительно возрос экономический и оборонный потенциал нашей страны. Сделан новый крупный шаг в развитии всего народного хозяйства, в решении больших и важных социальных задач. Одним словом, нынешняя пятилетка най мет достойное место в истории героических дел советского наро да, уверенно идущего по пути к коммунизму». Этими словами определил птоз и минувшей — десятой — пятилет ки Леонид Ильич Брежнев в сво ей речи на октябрьском (1980 гор? Пленуме ЦК КПСС. Но”чего конкретно мы добились в прошлой пятилетке? Каких вы сот мы достигли в минувшие го ды? Об этом — интересный пуб лицистический рассказ в книге «ДЕСЯТАЯ ВЫСОТА», выпушен ной издательством «Правда» в 1981 году. Это — не экономический анализ развития нашей страны за про- шлое пятилетие, не сборник на учных статей. Среди авторов этой книги — Сергей Сартаков и Мариэтта Шагинян. Петрусь Бров ка и -Раим Фархади, Борис Поле вой и Фазу Алиева... Эта книга — сборник статей^ очерков, корреспонденций, оти- хов. Он состоит из нескольких разделов. В каждом разделе • ; выступления известных советских писателей. журналистов, поэтов. Книга богаТо иллюстрирована фо тоснимками признанных фотома- стеров Причем ценность этих снимков — в их художественной документальности. _____ М. АЛЕКСЕЕВ. В д н и к а н и к у л У школьников началась > неделя отдыха после долгой и тр-удной третьей учебной четверти. Интересно и с поль. зой проведут ее мальчишки из йлуба-флотиліпі юных ыОряков «Альбатрос». Сей. час на :турбазе «Здоровье» управления «Севрыбхолод- ф ііоті (шефов клуба-флоти лии) отдыхают 41 человек. Вчера На учебном судне кБатайск» отправились на морскую практику 50 ребят старшего возраста; Завтра на экскурсию в Североморск “уед-ут 30 мальчишек. Ос тальные 380 альбатросовцев продолжат занятия в клубе, .■флотилии. , А. БЕЛОУС, нсполняю- I - щиіі обязанности началь- ; ника клуба _ флотилии юных . моряков «Альбат рос». НАГРАДЫ ЛУЧШИМ ДРУЖИННИКАМ С ОСТОЯЛСЯ слет народных дружинников управле ния тралового флота. На нем были вручены награды луч шим ’ общественным стражам порядка. Нагрудный знак «Отличный дружинник» полу чили 20 работников - флота. Среди них: технолог подмен ных. экипажей А. В. Никулин, радист В. А. БорЦев, матрос И. Я. Самохвалов и другие. Почетными грамотами Ок тябрьского райкома КПСС и райисполкома. награждены: боцман В. П. Прокопьев, коче гар В. Л. Гриб и еще 16 че ловек. Ценные подарки от. област ного УВД получили боцман В. _Е. Савченко, машинист ры бомучной установки И. Д..Во ронцов- и главный механик 9 . . И. подменных экипажей Брусинец: Объявлены благодарности и вручены денежные премии управления флота 409 дру жинникам. А. РТИЩЕВ, командир доб ровольней народной дру жины управления тралсво- гр флота. 27 марта 1981 г. 'РЫБНЫЙ МУРМАН»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz